Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» icon

Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»




Скачать 94.63 Kb.
НазваниеУправление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Дата20.12.2012
Размер94.63 Kb.
ТипДокументы
источник

Управление качеством образования в учреждении
профессионального образования


Бережная С.К., проректор по образовательной деятельности ГОУ ЯО «Институт развития образования», к.п.н.

В последние годы для управления качеством образования1 учреждения профессионального образования все чаще используют Международные и Российские стандарты ИСО «Системы менеджмента качества» серии 9000, в т.ч. Требования, Рекомендации по улучшению деятельности, Концепцию Всеобщего управления качеством. Есть много аргументов в пользу использования этих стандартов. При этом достаточно много аргументов против применения их вообще и в образовании в частности. Тем не менее, учитывая что, учреждение профессионального образования работает в условиях двух рынков2: рынка труда и рынка образовательных услуг, любому учреждению приходится выбирать и реализовывать свою политику3 и стратегию4 в области качества.

Качество продукции отрасли профессионального образования5 - интересует субъектов того и другого рынка. Уровень приращения трудового потенциала (добавленная стоимость) является важнейшим объективным показателем эффективности6 работы образовательного учреждения. Однако недостаточно произвести «добавленный потенциал», находящий формальное подтверждение в присвоенной профессиональной квалификации. Надо, чтобы выпускник смог реализовать этот потенциал через трудоустройство. Поэтому изменения на рынке труда всегда должны находить отражение в программах профессионального образования, методах и технологиях обучения. Результаты итоговой аттестации, адаптацию выпускников и отсроченные результаты обучения можно рассматривать как критерии качества, которые актуальны для работодателей, выпускников и их родителей. Если речь идет о рынке образовательных услуг7, то к вышеназванным критериям качества результата следует добавить критерии качества процесса обучения, не интересующие работодателей, но важные для учащихся и их родителей.

Управлять8 качеством образования в условиях постоянно изменяющейся ситуации рынка труда и рынка образовательных услуг значит удерживать востребованность образовательных услуг и приращение трудового потенциала обучающихся на уровне соответствия потребностям выпускника, работодателей, общества.

Обеспечение9 качества трудового потенциала обучаемых происходит на всех стадиях взаимосвязанных процессов10 от изучения социально-экономических прогнозов востребованности рабочей силы и образовательных услуг до последовательного изменения состояния трудового потенциала и, наконец, использования его в производственной деятельности. Цель управления качеством образования в учреждении профессионального образования может относиться к результатам деятельности всего учреждения (например, повышение уровня профессиональной квалификации выпускников) или к отдельным аспектам процессов предоставления образовательных услуг, управления или обеспечения (например, повышение качества производственной практики обучаемых или повышение качества кадрового ресурса). Соответственно, в качестве объектов управления качеством выбираются все или отдельные процессы обучения и воспитания, управления и обеспечения. Изменение каждого выбранного процесса должно быть спроектировано (прописан ожидаемый результат и критерии его оценки, спланирован процесс изменения (от входа до выхода), текущий и итоговый мониторинг); обеспечено необходимыми ресурсами (в т.ч. обеспечена мотивация людей, от которых будут зависеть изменения); организован мониторинг (текущий, промежуточный, итоговый). Воздействие субъекта (работника) на объект (процесс, деятельность) осуществляется с помощью методов и инструментов11.

Управление качеством невозможно без документации. Совокупность всей документации качества представляет из себя систему, которая имеет свои уровни пользователей, определяющиеся содержанием документов. Систему документации качества можно представить в виде пирамиды. Верхнюю часть пирамиды занимает общее «Руководство по качеству», которое содержит формулировку политики образовательного учреждения в области качества, цели по качеству и утверждённую организационную структуру управления качеством. Среднюю часть пирамиды составляют методические документы общего характера, процессы и процедуры по обеспечению качества. Нижняя часть пирамиды - это набор инструкций по видам деятельности для исполнителей.

Для руководителей и коллектива учреждения профессионального образования важно обеспечить

  • сбалансированность в удовлетворении запросов потребителей12 и заинтересованных сторон;

  • измерение потребительской удовлетворенности;

  • создание в учреждении, в каждом подразделении, каждой учебной группе такого микроклимата, при котором сотрудники и обучающиеся будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей;

  • использование процессного и системного подходов к управленческой, педагогической и любой обеспечивающей образовательный процесс деятельности; создание внутриорганизационных «цепочек качества13»;

  • направленность всей организации и каждого сотрудника на постоянное совершенствование; установление взаимовыгодных отношений партнерства и т.п.

Опыт стран, наиболее продвинутых в системном управлении качеством профессионального образования, свидетельствует о том, что единая система управления качеством профессионального образования подразделяется на две подсистемы: управление качеством результата (трудового потенциала выпускника) и управление качеством процесса. Причем, определяющую роль в системном управлении качеством профессионального образования играет управление качеством результата, т.к. оно задает ориентир качества всей системы. Отсюда, при управлении качеством образования на любом уровне и этапе управления определяющим является управление качеством результата. Если рассматривать систему профессионального образования как ресурс развития экономики страны, то акцент в сторону приоритета управления качеством конечного продукта чрезвычайно важен для системы профессионального образования России. Если рассматривать профессиональное образование как социальную сферу, то, в конечном итоге, социальная эффективность профессионального образования, в т.ч. и удовлетворение потребностей личности, также не может быть достигнута без соответствия качества трудового потенциала выпускника требованиям рынка труда и социума.

Чтобы выпускник стал успешным и его трудовой потенциал был востребован, при проектировании качества важно учесть не только государственные требования (стандарт), но и сбалансированные требования других заинтересованных сторон, особенно рынка труда. Сегодня работодатель требует не просто наличие тех или иных знаний, а опыт использования их в практике, владение современными информационными и производственными технологиями, способность действовать в нетрадиционных ситуациях, прогнозировать и проектировать результат и процесс деятельности. Кроме того, требуется опыт работы в команде, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, толерантность, направленность на здоровый образ жизни, потребности и навыки самообразования. Чтобы педагогический процесс привел к проектируемому результату (изменениям в трудовом потенциале и компетентности учащихся), нужны соответствующие педагогические технологии. Технологии, применяемые в образовательной отрасли, отличаются от производственных: в их реализации участвуют два субъекта: педагог и обучающийся. Гарантия результата обеспечивается конкретными шагами деятельности того и другого субъекта14. Примерами педагогических технологий являются общепедагогические (репродуктивный, продуктивный, личностно-ориентированный типы учебного процесса), а также разнообразные технологии учебно-воспитательных занятий (проекты, дебаты, кейс-метод, развитие критического мышления, портфолио, игровые технологии и т.п.).

Любой педагог проектирует образовательный результат (изменения в трудовом потенциале, в компетентности учащихся), соответствующую этому результату деятельность учащихся и свою деятельность, направленную на организацию нужной деятельности обучающихся. Он разрабатывает учебно-программную документацию, в которой фиксирует ожидаемый итоговый и промежуточные результаты; выбирает содержание, способы и технологии обучения и воспитания, дидактическое и материально-техническое обеспечение с учетом требований государства (стандарт – это минимум) и потенциальных работодателей выпускников, потребностей и подготовленности обучающихся, пожеланий родителей, а также тех педагогов, которые работают (или будут работать) с учащимися. Педагог обеспечивает достижение выбранных целей. Он мотивирует обучающихся к достижению образовательных результатов, добивается принятия или самостоятельного выбора обучающимися соответствующих целей их деятельности. Педагог организует требуемый уровень активности познавательной деятельности учащихся и корректирует свою деятельность, если обучающиеся затрудняются в реализации предложенной им деятельности. Он согласовывает свою деятельность с деятельностью коллег и корректирует ее в случае необходимости. Педагог реализует мониторинг качества, т.е. контролирует и анализирует текущие, промежуточные, итоговые результаты деятельности учащихся и своей собственной деятельности, вносит коррективы в цели, планы, способы своей деятельности.

Таким образом, каждый педагог в рамках должностных обязанностей должен уметь управлять качеством образовательного результата и процесса, методического обеспечения, своего профессионального развития и т.п.

Важнейшим фактором результативности15 и эффективности организации и каждого сотрудника является самооценка. Самооценка необходима при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторных оценок на постоянное соответствие им. Самооценка нужна для всей системы управления качеством, для отдельных ее частей, групп работников и каждого сотрудника учреждения. Для самооценки могут использоваться разные модели, в т.ч. Европейская модель премии качества, модели национальных и региональных премий по качеству, региональные модели отчетов образовательных учреждений перед учредителем, а также собственные модели самооценки, разработанные внутри учреждения и понятные каждому сотруднику.


1 Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям. Качество образования – соответствие деятельности ОУ установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в понятиях: качество учебно-воспитательного процесса, кадров, образовательных программ, МТБ, информационно-образовательной среды, абитуриентов и учащихся, управления и т.п.

2 На рынке труда потребляется (оценивается и выбирается) продукция УПО - трудовой потенциал выпускника, а на рынке образовательных услуг выбирают (или не выбирают) те или иные образовательные услуги абитуриенты и их родители.

3 Политика - общие намерения и направления деятельности в области качества образования, сформулированные руководством ОУ.

4 Стратегия - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер по повышению конкурентоспособности ОУ.

5 Продукция отрасли ПО – приращение трудового потенциала выпускника. Качество трудового потенциала выпускника - способность удовлетворить установленные или предполагаемые потребности общества, самого выпускника и работодателей в профессиональных, жизненных и гражданских компетенциях.

6 Эффективность – связь между достигнутым результатом и использованным и ресурсами.

7 Качество образовательной услуги – это степень соответствия процесса (содержание, технологии, стиль общения, наличие общежития, другие условия) и результата (промежуточный, итоговый, отсроченный) - требованиям государства (минимум), учащихся, родителей, работодателей, других заинтересованных сторон.

8 Управлять - значит удерживать целое при варьирующих элементах (Г.П. Щедровицкий). Управлять качеством – использовать методы и виды деятельности для выполнения требований к качеству образования.

9 Обеспечение качества – деятельность, направленная на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.

10 Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности и ресурсов, преобразующая входы в выходы и создающая ценность для потребителя. Управление процессом – действия, направленные на поддержание качества (характеристик) процесса в заданных пределах. Действия по управлению процессом включают: измерение и анализ характеристик процесса, корректирующие действия по стабилизации процесса.

11 Инструменты это - нормы, нормативы, нормативные акты и инструкции вышестоящих органов управления и собственно УПО, которые регламентируют деятельность по управлению качеством и в которых определяются требования к качеству результата и процесса, процедура оценки и требования к тем, кто оценивает результат и процесс (например, стандарт, приказ, заявка, протокол, рекомендации, концепция, положение, инструкция и др.), а также документы, удостоверяющие качество (диплом государственного образца, грамота, выданная общественным органом учащемуся за призовое место, занятое на областном конкурсе и т.п.).

12 Потребитель – лицо или организация, получающие продукцию или услуги поставщика. Поставщик – лицо или организация, предоставляющие продукцию или услугу. В ОУ есть не только внешние потребители и поставщики, но и внутренние, например, один педагог поставляет другому спланированное приращение трудового потенциала учащегося, необходимое для результативности деятельность другого педагога.

13 Цепочки качества - взаимосвязанные процессы, включающие в себя внутренних и внешних потребителей и поставщиков (Концепция цепочки потребительского качества М. Портера). Для решения задач качества на базе новых телекоммуникационных технологий создаются сети качества как сообщество участников работы по повышению потребительского качества продуктов и услуг. Взаимодействие в сети осуществляется не линейно, т.е. не по цепочке, а по разветвленной перекрестной схеме с учетом роли и вклада в общее дело отдельных участников. Если взаимодействие участников сети не отлажено, то устойчивость системы снижается и снижается коллективная потребительская ценность продукта, услуги.


14Если деятельность учащегося не состоялась (отсутствие техники, оборудования, расходных материалов; отсутствие мотивации учащегося на выполнение деятельности и т.п.), то речь идет о нарушении технологии.

15 Результативность – степень достижения запланированных результатов и реализации запланированной деятельности.



Похожие:

Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconПодходы к повышению квалификации педагогов в Ярославской области Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования»
Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования», к п н
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconМетодика самооценки в учреждениях дополнительного образования детей Сапегин К. В., проректор по научно-исследовательской деятельности гоу яо «Институт развития образования»
...
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconРоль иро в формировании единого информационно-образовательного пространства региона Смирнова А. Н., проректор по имд гоу яо «Институт развития образования»
Смирнова А. Н., проректор по имд гоу яо «Институт развития образования», к п н., заслуженный учитель РФ
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconНаучно-методическое сопровождение становления государственно-общественного управления в региональной системе образования Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования»
Мокшеев В. А руководитель центра образовательной политики гоу яо «Институт развития образования»
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconУважаемые коллеги! Департамент образования Ярославской области, гоу яо«Институт развития образования»
Департамент образования Ярославской области, гоу яо«Институт развития образования», региональная общественная организация«Педагогическое...
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconО формировании проектной деятельности обучающихся в учебном процессе по физике Ефремова Н. Л., методист кафедры естественнонаучного образования, гоу дпо «Вологодский институт развития образования»
Ефремова Н. Л., методист кафедры естественнонаучного образования, гоу дпо «Вологодский институт развития образования»
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconУважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в региональном фестивале проектов «Школа здоровья» Фестиваль проводится департаментом образования Ярославской области, гоу яо «Институт развития образования»
Фестиваль проводится департаментом образования Ярославской области, гоу яо «Институт развития образования» (Приказ от 25. 10. 2010г....
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconГосударственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
Программа развития гоу яо «Институт развития образования» на 2008-2010 годы и перспективу до 2013 г
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconИнститут развития образования
Гоау яо «Институт развития образования» и выбрать содержание и форму повышения квалификации или переподготовки в соответствии с предварительным...
Управление качеством образования в учреждении профессионального образования Бережная С. К., проректор по образовательной деятельности гоу яо «Институт развития образования» iconСовершенствование культуры речи – важнейший компонент повышения профессионализма учителя-предметника Сапожкова А. Ю., доцент кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Вологодский институт развития образования»
Сапожкова А. Ю., доцент кафедры естественнонаучного образования гоу дпо «Вологодский институт развития образования», к п н
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы