Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» icon

Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка»




Скачать 76.24 Kb.
НазваниеЦентр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка»
К.Д.Ушинского
Дата14.12.2012
Размер76.24 Kb.
ТипДокументы
источник

Центр образования школьников «Олимп»


«Фестиваль русского языка» среди учащихся 7 классов открытого областного Чемпионата интеллектуальных игр «Команда года» 2010 г.


автор-составитель заданий: Гапонова Ж.К., ст преподаватель каф.русского языка ЯГПУ им К.Д.Ушинского, к.ф.н.


КОНКУРС КАПИТАНОВ


1. Фонетические пропорции:

Ш: Щ = Н : х

(ответ: х = долгий мягкий н).


2. Что означает данное слово?

аншлаг а) повышенный интерес

б) объявление о том, что все билеты проданы

в) реклама какого-либо зрелищного мероприятия

(Ответ: б).


3^ . Укажите номер того сочетания слов, которое составлено неправильн:

1) пара носков; 2) не надето чулков; 3) нет яблок; 4) группа грузин.

(ответ: 2).


4) Выберите лишнее: армяк, чело, вече, ямщик, боярин?

(чело – архаизм, все остальные слова являются историзмами)


  1. ^ Сколько общих звуков в словах свой и овсяный?

(Ответ: 1)


  1. О каком термине идет речь: раздел науки о языке, в котором изучаются грамматические свойства слов.

(Ответ: морфология)


  1. Сейчас вы услышите грамматические характеристики для трех имен прилагательных. Назовите номер той характеристики, в которой содержится ошибка

А) имя прилагательное ж.р., ед.ч., В.п.

Б) имя прилагательное ж.р., мн.ч., Р.п.

В) имя прилагательное м.р., ед.ч., И.п.

(Ответ: б, во множественном числе род прилагательного не определяется)


8) Как называется забор, сделанный из досок?

  1. досчатым; 2) досочным; 3) досковым; 4) дощатым; 5) досщатым.

(Ответ: 4).


9) Напишите номер слова, в котором выделяется окончание -ий?

1) меньший; 2) вороний; 3) сомнений; 4) учений?

(ответ: 1).


10) Напишите номер словосочетания, которое, по вашему мнению, является лишним:

1) кошачий корм; 2) собачий корм; 3) убегала кошка; 4) убегать от собаки.

(Ответ: 3).


Максимум: 10 б.

^ Лексическая станция


1. Укажите, в каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.


2. Какую общую фонетическую черту имеют старославянизмы в данном стихотворном отрывке?

^ Луч чрез поток сверкает скоро;

Под зыбким сводом древ, как сном

Покрыты, волны тихо льются,

Рекою млечною влекутся.

(Г. Р. Державин)


1) полногласие; 2) мягкие согласные; 3) неполногласие; 4) оглушение согласных.


3. Назовите любой один признак, который свидетельствует о том, что слово эйфория нерусского происхождения?


4. Чьим именем принято называть неправедный суд?

1) Иуда; 2) Гордий; 3) Валтасар; 4) Шемяка; 5) Соломон.



  1. Определите, к какой тематической группе (1) экономика; 2) лингвистика; 3) дипломатия; 4) искусство; 5) мода) относятся следующие слова: импрессионизм, барокко, ордер?




  1. Решите пропорцию: резать: Х1= Х2: топор.




  1. Найдите и напишите номер лишнего слова в каждом синонимическом ряду:

А) 1) основоположник, 2) зачинщик, 3) зачинатель, 4) основатель;

Б) 1) опрометью, 2) стремительно, 3) испуганно, 4) стремглав.


  1. Укажите номер ответа, характеризующий, в каких отношениях находятся следующие фразеологизмы:

^ Тертый калач – стреляный воробей

Важная рыба – крупная птица.

1) омонимические; 2) синонимические; 3) антонимические.


  1. В песне Вадима Егорова «Облака» есть строчки:

^ Над землёй бушуют травы,

Облака плывут, как павы.

Павы – это 1) корабли; 2) самолёты; 3) лодочки; 4) птицы; 5) брёвна?


10) Найдите однозначное слово и укажите его номер: 1) бант, 2) галстук, 3) шаль, 4) шапка.


Ответы:

1) 3. (1 б.)

2) 3. (1 б.)

3) начальная «э» или буква «ф» (1 б. за любой признак, указать нужно один)

4) 4. (1 б.)

5) 4. (1 б.)

6) Х1 – нож; Х2 – рубить.(по 0,5 б. за каждый ответ = 1 б.)

7) А) 2; Б) 3).(по 0,5 б. за каждый ответ = 1 б.)

8) 2. (1б.)

9) 4. (1 б.)

10) 2. (1 б.)


Максимум: 10 б.


Фонетико-орфографическая станция

1. Найдите лишнее с точки зрения фонетики: 1) взрыв, 2) маячить, 3) объём, 4) меньше.


2) Найдите лишний звук: 1) р, 2) л, 3) м, 4) н, 5) д.


3) какое(ие) слова пишутся с буквой Ш на месте пропуска:

1) яи…ница; 2) скворе…ник; 3) помо…ник; 4) нау…ники?


4) В какой паре слова имеют ровно три общих звука?

1) кровать – кров; 2) олень – ноль; 3) мороз – узор; 4) сговор – суров; 5) брёвна – новый.


5) Какое слово пишется через дефис?

1) (пол)тора; 2) в(пол)оборота; 3) (пол)яблока; 4) в(пол)силы.


  1. В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет?




  1. Укажите, в каком слове пишется окончание, не такое, как в других?

1) знаком с Пушкин…м; 2) под городом Пушкин…м; 3) мечтал поговорить с Дарвин…м; 4) сгустились тучи над селом Нежин…м.


  1. Сколько слов из предложенного списка имеют в именительном падеже единственного числа окончание ?

Бельишк…, воришк…, городишк…, домишк…, землишк…, мужичишк…, лгунишк…, зайчишк…, носишк…, пальтишк…, ружьишк…, муравьишк….


  1. Продолжите характеристику:

[Й] – согласный, звонкий, непарный, …, ….


  1. Укажите номер лишнего с точки зрения орфографии корня:

  1. твар-; 2) клон-; 3) мак-; 4) зар-; 5) гор-.


Ответы:

1) 4. (1 б.)

2) 5. (1 б.)

3) 4. (1 б., но если указаны два ответа, то за второй неправильный снимать 0,5 б.)

4) 5. (1 б.)

5) 3. (1 б.)

6) 2. (1 б.)

7) 1. (1 б.)

8) 6. (1 б.)

9) мягкий, непарный. (0,5 б. за каждый ответ = 1 б.)

10) 3. (1 б.)

Максимум: 10 б.


Риторическая станция

Составьте диалог продолжительностью 3 минуты на тему:

1) Спорт

2) Школьные уроки

3) Хобби

4) Домашние животные

5) Каникулы

6) Любимая книга

7) Любимый поэт

8) Мой город

9) Любимая телепередача

10) Кем я хочу стать по профессии


Оценивается:

- умение оставаться в теме (2 б.);

- умение слушать и реагировать (2 б.);

- умение задавать вопросы, их содержательность (2 б.);

- эмоциональная увлеченность, невербальные средства общения (2 б.). Макс. 8 б.


^ Грамматическая станция

1) Какое из предложений соответствует данной характеристике:

«Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми»?

  1. В школе я зашел в столовую и не услышал звонка на урок.

  2. Он был весел, жизнерадостен, счастлив.

  3. На улице кричали и пели.


2. Найдите ошибку в характеристике предложения: Река была глубокая, но неширокая. (повест., невоскл., прост., двусост., полное, распр., осложн.)


3. Найдите верный вариант:

1) СССР заключил договор с Японией;

2) СССР заключило договор с Японией;

3) СССР заключила договор с Японией;

4) СССР заключили договор с Японией;

5) среди ответов 1 – 4 нет верного.


  1. Перед вами отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»:

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

^ Сколько в нем имен прилагательных?

1) одно; 2) три; 3) четыре; 4) пять; 5) семь.


5. В каком из словосочетаний представлен не такой способ синтаксической связи слов, как в остальных?

1) моя книга; 2) мамина книга; 3) её книга; 4) эта книга; 5) интересная книга.


6) В каком словосочетании нет ошибок:

1) с декабря двухтысячевторого года;

2) в две тысячи девятом году;

3) к двухсот тридцатому километру;

4) на двухсот тридцатом километре.


7. Укажите неверную схему сложного предложения:

1) [ ], (что ).

2) (Когда ), [ ].

3) [ ], (который ).

4) [ ], и ( ).


8) Укажите номер предложения, в котором допущена ошибка:

  1. Брат с товарищем отправился на каток.

  2. Отец долго разговаривал с матерью.

  3. Два брата встретились случайно.

  4. Евгений с другом получили выговор.


9) Укажите номер предложения, в котором слово весело является прилагательным:

1) Мне весело жить с родителями

2) Совместное времяпрепровождение всегда весело.

3) Девочка весело взглянула на маму.


10) Какова форма единственного числа именительного падежа существительного ножищи?


Ответы:

1) 1. (1 б.)

2) распр. (1 б.)

3) 1. (1 б.)

4) 3. (1 б.)

5) 3. (1 б.)

6) 2. (1 б.)

7) 4. (1 б.)

8) 1. (1 б.)

9) 2. (1 б.)

10) ножище – «нож»; ножища – «нога».( по 0,5 б. за каждый ответ = 1 б.)

Максимум: 10 б.


Словообразовательная

1) Укажите лишнее:

1) во-первых, 2) по-осеннему, 3) кое-где, 4) по-латыни


2) Укажите неправильный суффикс причастий:

1) -вш-, 2) -ш-, 3) -т-, 4) -нн-, 5) -анн-, 6) -енн-.


3) Укажите лишнее слово:

1) приклеить, 2) прибить, 3) пританцовывать, 4) приделать.


4) Укажите лишнее:

1) улететь, 2) убежать, 3) уложить, 4) уплыть.


5) В каком из словосочетаний прилагательное имеет нулевое окончание?

1) отчий дом; 2) беличий хвост; 3) колючий ёж; 4) дремучий лес; 5) певчий дрозд.


6) Являются ли однокоренными слова добывать, забывать, побывать?


7) Определите способ образования слова отгул?


  1. О каком способе словообразования идет речь в слове ^ ИТАР-ТАСС (Информационное телеграфное агентство России – Телеграфное агентство Советского союза)?




  1. Впишите недостающие звенья в словообразовательную цепочку:

Зеленый → …→ … → озеленение


10) О чем идет речь в определениях: 1) минимальная, неделимая далее, значимая единица языка? 2) Разновидность суффикса, стоит после окончания и образует новые слова?


Ответ:

1) 3 (1 б.)

2) 5 (1 б.)

3) 3 (1 б.)

4) 3 (1 б.)

5) 2 (1 б.)

6) нет (1 б.)

7) безаффиксный или бессуффиксный (1 б.)

8) аббревиация (1 б.)

9) зеленить; озеленить. (по 0,5 б. за каждое слово = 1 б.)

10) 1) морфема; 2) постфикс.(по 0,5 б. за каждое слово = 1 б.)

Максимум: 10 б.



Похожие:

Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Русский язык, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Мельникова Екатерина Михайловна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К....
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Русский язык, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Мельникова Екатерина Михайловна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К....
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2008-2009 учебного года Русский язык, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Мельникова Екатерина Михайловна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К....
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2009-2010 учебного года Русский язык, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Гапонова Жанна Константиновна, ассистент кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К. Д., кандидат...
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2009-2010 учебного года Русский язык, 7 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Гапонова Жанна Константиновна, ассистент кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К. Д., кандидат...
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Русский язык, 8 класс, муниципальный этап Ответы Задание 1
См. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ под ред. Р. И. Аванесова; ран иря им. В....
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2009-2010 учебного года Русский язык, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Гусева Любовь Алексеевна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К. Д. Ушинского,...
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Русский язык, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Гусева Любовь Алексеевна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К. Д. Ушинского,...
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Русский язык, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Гусева Любовь Алексеевна, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ягпу им. К. Д. Ушинского,...
Центр образования школьников «Олимп» «Фестиваль русского языка» iconДиректору гу «Центра образования школьников «Олимп» Прокофьевой Е. Н
Прошу принять моего сына/дочь в «Центр образования школьников «Олимп» на отделение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы