Лингвистический бой среди 8-ых классов icon

Лингвистический бой среди 8-ых классов




НазваниеЛингвистический бой среди 8-ых классов
Дата14.12.2012
Размер76.9 Kb.
ТипДокументы
источник

Лингвистический бой среди 8-ых классов

  1. Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы, употребляющиеся в современном русском языке. Составьте с ними предложение.

а) «Ту стол на игралище поставлен. Ту слуга другой стулы носит».

б) «Ту все мужики кричат и отходят с позорища».

в) «Через позорище театра ходит Пашкал».

г) «Я схожу с театра и бросаюсь в кучу зрителей».


(Ответ: а, б) игралище, позорище – место, где разыгрывались театральные представления; в) театр – вся сцена, т.е. место, отделенное от зрительного зала; позорище – непосредственное место действия; г) театр – сцена). Синонимы – сцена, площадка для театральных представлений.

(За определение значений в каждом предложении по 2 б.; за синонимы – 2 б., составленные предложения – 2 б.).


2. Даны следующие четыре множества слов:

1. (а) зверь, червь, инфузория, поэт, щука

(б) стол, книга, земля, треугольник, пальто

2. (а) кит, ласточка, окунь, тигр, муравей

(б) женщина, начальник, парикмахер, муж, кассир

3. (а) воробей, самолет, муха, ракета

(б) книга, туннель, уж, колодец, телефон

4. (а) собака, лошадь, голубь, осел, мул

(б) медведь, кенгуру, змея, тигр, окунь.

Подмножества (а) и (б) соотносятся следующим образом: слова из подмножества 1 (а) обладают некоторым смысловым признаком, которым не обладает ни одно из слов 1 (б). Назовём этот признак первым. Аналогично получаем второй признак (им обладают слова из 2 (а) и не обладают слова из 2 (б)), третий и четвертый.

Установите все четыре признака и среди приведенных слов найдите слово (или слова), которое обладает всеми четырьмя признаками вместе.


(Ответ: По данным подмножествам слов выделяются следующие признаки: 1) одушевленный; 2) не является человеком (животное); 3) летающий; 4) одомашненный. Слово, которое обладает всеми признаками: голубь (из подмножества 4 (а))

(2,5 б. за определение признака каждого подмножества; 2 б. за слово голубь).


3. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек (не менее 3 слова), располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных цепочек?


^ Пустота, пусто, опустеть, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустелый, опустошительный.


(Ответ: 1) пустой → пустошь → опустошить → опустошительный; 2) пустой → пустеть → опустеть → опустелый; 3) пустой → пустыня → пустынный. Слова пустота, пустырь, пустоватый, пусто не входят ни в одну из цепочек, каждое из них образовано от прилагательного пустой).

(За составление цепочки – 3 б. За определение слова вне цепочки – 0,5 б. За объяснение – 1 б.)


4. Синонимы бывают нескольких типов: лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и стилистические. Приведите примеры синонимов каждого типа и составьте с ними предложения. Опираясь на свои примеры, раскройте суть термина синонимия.

(Ответ: 1) лексические: красный, алый, багряный; 2) фразеологические: пуститься наутек – дать дёру; 3) словообразовательные: отругать – выругать, корчевание – корчевка; 4) морфологические: сыра – сыру, чая– чаю; 5) синтаксические: проза Лермонтова – лермонтовская проза; 6) стилистические: картошка (разг.) – картофель (нейтр.) Синонимия – языковое явление, при котором языковые единицы, обладающие значением (морфемы, слова, ссч, предложения), имеют близкое или тождественное значение).


5. В русском языке гласные не под ударением произносятся иногда иначе, чем под ударением. Например, о в слове озяб произносится как а, е в слове велю произносится почти как и.

В деревне Д. не всё говорят так, как в литературном языке. Ниже приводятся некоторые слова, за которыми в скобках указывается, как произносят местные жители выделенные безударные гласные. (В таких указаниях звук а после мягких согласных условно обозначен буквой я).

об [а],зя клади [a], трава [а], траву [а], бе [я],ду гляжу [я], клешни [я], клешню [я], лежи [я], лятгну [я], пеку [я], пряюму [я], ря [я],ды сестры [я], белью [и], велю [и], ветля [и], верста [и], гляди [и], глят [и],дя десятью [и], запря [и],гла кле [и], лшняе [н],чи пи [и],ли пилу [и], пи [и],лы пряди [и], пря [и],ла слеяпа [и], тесьму [и], тесьмы [и], четьса [и].

Определите, как произносят местные жители выделенные
безударные гласные в следующих фразах:

^ Свечу я задул — беда как чадила.

Версты четыре пройдешь — а там дорога прямая.

Испеки к завтрашнему деньку блины.


(Ответ: Прежде всего, необходимо помнить, что в деревне Д., как и всюду, люди учатся сначала говорить, а потом уже писать, и поэтому написание слов следует учитывать лишь постольку, поскольку оно отражает явления устного языка, а не «орфографическую» условность.

Обнаруживаются следующие правила, описывающие произношение безударных гласных жителями деревни Д.:

  1. гласная и произносится всегда как и, гласная а после твёрдого
    согласного) – как а;

  2. гласные е и я (а после мягкого согласного) произносятся как и,
    когда следующий за ними согласный — мягкий, а также тогда, когда в
    следующем слоге стоит ударное а (в том числе и после мягкого соглас­ного,

т. е. я);

3) гласные е и я произносятся как я (т. е. а после мягкого согласного), когда следующий за ним согласный — твёрдый, а в следующем слоге

стоит ударное ы, и или у{ю).

Применяя эти правила к контрольным фразам, получаем, что выде­ленные гласные произносятся местными жителями как 1) и, а, и, и;2) я, я, и; 3) и, и, и.)

(За каждое сформулированное правило произношения безударных гласных – 2 б.; за каждое «восстановленное» предложение – 2 б.)


6. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов: велий; перст; вага; шелом. Сохраняется ли в производных словах исходное значение корневой морфемы?


(Ответ: 1) велий ‘большой’– великий; 2) перст ‘палец’ – перстень, наперсток, перчатки; 3) вага ‘вес, тяжесть’ – важный; 4) шелом ‘шлем’ – ошеломить (исходное значение данного глагола ‘ударить по шлему’, но сейчас мы используем этот глагол только в значении, появившемся в результате метафорического переноса. За работу с каждым словом – 3 б.).


^ Задания для лингвистического боя среди 8-х классов

    1. Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы, употребляющиеся в современном русском языке. Составьте с ними предложение.

а) «Ту стол на игралище поставлен. Ту слуга другой стулы носит».

б) «Ту все мужики кричат и отходят с позорища».

в) «Через позорище театра ходит Пашкал».

г) «Я схожу с театра и бросаюсь в кучу зрителей».

12 б.


2. Даны следующие четыре множества слов:

1. (а) зверь, червь, инфузория, поэт, щука

(б) стол, книга, земля, треугольник, пальто

2. (а) кит, ласточка, окунь, тигр, муравей

(б) женщина, начальник, парикмахер, муж, кассир

3. (а) воробей, самолет, муха, ракета

(б) книга, туннель, уж, колодец, телефон

4. (а) собака, лошадь, голубь, осел, мул

(б) медведь, кенгуру, змея, тигр, окунь.

Слова из подмножества 1 (а) обладают некоторым смысловым признаком, которым не обладает ни одно из слов 1 (б). Назовём этот признак первым. Аналогично получаем второй признак (им обладают слова из 2 (а) и не обладают слова из 2 (б)), третий и четвертый.

Установите все четыре признака и среди приведенных слов найдите слово (или слова), которое обладает всеми четырьмя признаками вместе.

12 б.


3. Постройте из данных слов несколько словообразовательных цепочек (не менее 3 слова), располагая слова в порядке последовательной производности. Какие слова не войдут ни в одну из возможных цепочек?

^ Пустота, пусто, опустеть, пустырь, пустыня, пустынный, пустошь, пустой, пустоватый, опустошить, опустелый, опустошительный.

12 б.


4. Синонимы бывают нескольких типов: лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и стилистические. Приведите примеры синонимов каждого типа и составьте с ними предложения. Опираясь на свои примеры, раскройте суть термина синонимия.

^ 12 б.


5. В русском языке гласные не под ударением произносятся иногда иначе, чем под ударением. Например, о в слове озяб произносится как а, е в слове велю произносится почти как и.

В деревне Д. не всё говорят так, как в литературном языке. Ниже приводятся некоторые слова, за которыми в скобках указывается, как произносят местные жители выделенные безударные гласные. (В таких указаниях звук а после мягких согласных условно обозначен буквой я).

об [а],зя клади [a], трава [а], траву [а], бе [я],ду гляжу [я], клешни [я], клешню [я], лежи [я], лятгну [я], пеку [я], пряюму [я], ря [я],ды сестры [я], белью [и], велю [и], ветля [и], верста [и], гляди [и], глят [и],дя десятью [и], запря [и],гла кле [и], лшняе [н],чи пи [и],ли пилу [и], пи [и],лы пряди [и], пря [и],ла слеяпа [и], тесьму [и], тесьмы [и], четьса [и].

Определите, как произносят местные жители выделенные
безударные гласные в следующих фразах:

Свечу я задул — беда как чадила.

Версты четыре пройдешь — а там дорога прямая.

Испеки к завтрашнему деньку блины.

12 б.


6. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов: велий; перст; вага; шелом. Сохраняется ли в производных словах исходное значение корневой морфемы?

12 б.



Похожие:

Лингвистический бой среди 8-ых классов iconЛингвистический бой среди 9-ых классов
Как вы думаете, какое из этих значений было у него первоначальным? Какие из предложенных значений сохранило данное слово в современном...
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconРайонные соревнования: 1 четверть Легкая атлетика «Осенний кросс»
Комков Павел I место среди юношей10-11 классов Глушков Антон II место среди юношей 10-11 классов, Гасан Ольга II место среди девушек...
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconЛингвистический фестиваль среди команд 6 классов 2010-2011 уч гг. Первый тур
Капитаны выстраиваются в цепочку. Каждому выдаётся набор карточек с номерами 1, 2, 3, Ведущий задаёт вопрос с 4 вариантами ответа....
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconПротокол городских соревнований школьников
Президентские состязания "Стартуют все!" по кроссу среди юношей 7 классов по кроссу среди юношей 7 классов
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconИтоги проведения районного этапа спортивно-оздоровительного фестиваля школьников «Президентские состязания» среди учащихся 5-8 классов
«Президентские состязания» среди учащихся 5-8 классов на спортивной базе мбоу «Павловский лицей»
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconЛингвистический праздник для 5-6 классов «История нашей азбуки»
На сцене двое ведущих. Рядом с ними стенд, на котором размещены буквы славянского алфавита
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconПервая основы общевойскового боя и управления общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы Бой
Содержащиеся в Уставе положения и рекомендации следует применять творчески, сообразуясь с обстановкой
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconНовости нашей школы
Олимпиада состояла из 3 этапов: задания по русскому языку, математике и окружающему миру. Ребята, набравшие в сумме больше баллов,...
Лингвистический бой среди 8-ых классов iconДокументи
1. /Мат.бой 6 класс/Мат.бой.doc
2. /Мат.бой...

Лингвистический бой среди 8-ых классов iconС. Гурульба 2007 г. Сценарий игры «Лингвистический квн»
Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим квн юных филологов. Встречаются две команды: сборные из 5-6 классов. Им предстоит нелегкая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы