Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа icon

Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа




Скачать 65.42 Kb.
НазваниеДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Дата22.12.2012
Размер65.42 Kb.
ТипДокументы
источник


Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года




Химия, 9 класс, муниципальный этап

Время выполнения – 3 часа


Авторы-составители:

Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования

г. Ярославля,

Орлова Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры общей и биоорганической химии

^ ЯрГУ им. П.Г. Демидова, кандидат химических наук


Задание 1. (max: 12 баллов) Распознавание растворов.

В пяти пронумерованных склянках без этикеток находятся водные растворы:

- хлорида натрия

- бромида натрия

- гидроксида натрия

- нитрата серебра

- хлорида аммония

Не используя никаких других реактивов, распознайте содержимое каждой склянки. В Вашем распоряжении неограниченное число чистых пробирок.

Продумайте план распознавания (идентификации) растворов. Представьте карту-схему анализа:


вертикали 

1

2

3

4

5

Итог по горизонталям

горизонтали



Растворы

NaCl

NaBr

NaOH

AgNO3

NH4Cl




1

NaCl



















2

NaBr



















3

NaOH



















4

AgNO3



















5

NH4Cl




















В свободных клетках зафиксируйте осадки «↓» и их цвет, газ «↑» или поставьте прочерк «–» – нет взаимодействия или нет видимых признаков реакции.

В крайней правой колонке «Итог по горизонталям» зафиксируйте итоги эксперимента по горизонталям: 1; 2; 3; 4; 5: осадки, газы …

Запишите «молекулярные» и сокращённые ионные уравнения, указав признаки протекания реакций. Не пишите дважды одно и тоже превращение.


^ Задание 2. (max: 5 баллов)

Простое газообразное вещество А желто-зеленого цвета с резким запахом реагирует с серебристо-белым металлом В, плотность которого меньше плотности воды. В результате реакции образуется вещество С, окрашивающее пламя горелки в фиолетовый цвет. При действии на твердое вещество С концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, хорошо растворимый в воде. Что из себя представляют вещества А, В и С ? Напишите уравнения протекающих реакций.


Задание 3. (max: 14 баллов)

При растворении 0,39 г сплава магния с алюминием в растворе соляной кислоты объёмом 48,88 мл, плотностью 1,023 г/мл и массовой долей хлороводорода 0,05 выделилось 448 мл газа (н.у.).

Вычислите состав сплава в процентах по массе. Установите состав полученного раствора в процентах по массе.

Справка: Ar(Cl) = 35,5. Остальные «Аr» возьмите целочисленными.


Задание 4. (max: 8 баллов)

Две массивные пластинки одинаковой массы изготовили из одного металла, степень окисления которого в «наших» соединениях равна +2.

Пластинки опустили в растворы солей меди и серебра одинаковой молярной концентрации*.

Через некоторое время пластинки вынули, высушили и взвесили (при этом весь выделенный металл осел на пластинках).

Масса первой пластинки увеличилась на 0,8%, второй – на 16%. Из какого металла изготовлены пластинки? Запишите полные («молекулярные») уравнения описанных реакций.

* Молярная концентрация вещества (С): отношение количества растворенного вещества к объёму раствора:

С(в-ва) = n(в-ва) / V (р-ра) (моль/л)


^ Задание 5. (max: 4 балла)

Вы на складе химических реактивов. На стене висит прибор, показывающий давление и температуру: t = 15ºC или 288 К

р = 760 мм.рт.ст. или 101325 Па

На стеллаже стоят четыре склянки без этикеток. Этикетки отклеились и лежат рядом. Вот они:


^ 100%

Этанол (этиловый спирт)


С2Н5ОН

ρ = 0,80

t плав = – 114ºС

t кип = 78ºС

100%

Уксусная кислота «ледяная»

СН3СООН

ρ = 1,05

t плав = 16,75ºС

t кип = 118ºС





100%

Бензол

С6Н6

ρ = 1,50

t плав = 5,5ºС

t кип = 80ºС

не растворим в воде


Бензин А – 80

С7Н16 + С8Н18

ρ = 0,73

не растворим в воде



Используя только чистые пробирки, объёмом 15 – 20 мл и дистиллированную воду, распознайте содержимое склянок.


Задание 6. (max: 3 балла)

Укажите, какое из следующих уравнений соответствует реально протекающей химической реакции:

1. 2H2SO4 + 4H2S = 6H2O + SO2 + 5S (1)

2. 4H2SO4 + 2H2S = 6H2O + 5SO2 + S (2)

3. H2SO4 + H2S = 2H2O + SO2 + S (3)

Ответ мотивируйте, записав электронный баланс; назовите процессы окисления и восстановления; укажите окислитель и восстановитель.


Задание 7. (max: 4 балла)

Плотность по водороду пропан-бутановой смеси (из красного баллона) равна 23,5. Рассчитайте состав смеси в объёмных процентах.

Справка: При обычных условиях:

пропан С3Н8 (газ)

бутан С4Н10 (газ)


^ Задание 8. (max: 6 баллов)

Напомним, что коэффициент растворимости показывает, сколько граммов вещества может быть растворено в 100 г растворителя при данных условиях.

Коэффициент растворимости соли при 50ºС равен 80 г, а при 20ºС равен 55 г. Определите массу выпавшего осадка и массовую долю соли в растворе, полученном при охлаждении 270 г раствора, насыщенного при 50ºС и охлаждённого до 20ºС.


Задание 9. (max: 11 баллов)

Кислоты, содержащие серу: … от известных → к более сложным …

Перед Вами список некоторых кислот, содержащих серу:

1. H2S – сероводородная.

2. H2SO3 – сернистая.

3. H2SO4 – серная.

4. H2S2O3 – тиосерная (соли – тиосульфаты).

5. H2S4O6 – тетратионовая (соли – тетратионаты).

6. H2S2O8 – надсерная (пероксодвусерная) (соли – персульфаты).


Вопрос 1. (max: 4 балла)

Запишите структурные формулы* (формулы строения*) этих кислот, в которых изображён порядок соединения атомов в молекуле.

Например, 1. H2S S

H H

Н – О

2. H2SO3 S = O

Н – О

и т.д.

* Химические формулы, в которых изображён порядок соединения атомов в молекулах, называются структурными формулами или формулами строения.


^ Вопрос 2. (max: 2 балла)

Пятно йода попало на белый халат. Как от него «избавиться»?

Учитель достал лоток под названием «йодометрия», на котором стояли склянки с растворами:

1) NaI 2) Na2S4O6 3) Na2S2O3

иодид натрия тетратионат натрия тиосульфат натрия

Далее учитель смочил ватный тампон одним из раствором (каким?) и приложил к йодному пятну. Пятно «исчезло».

Составьте уравнение процесса «исчезновения» пятна. Под формулой одного из реагентов запишите «окислитель», под формулой другого – «восстановитель».

Подсказка: все вещества: 1); 2); 3) (см. выше) и, конечно, йод входят в уравнение «выведения» пятна – одни в качестве реагентов, другие – как продукты реакции.


Вопрос 3. (max: 5 баллов)

Неорганическое соединение содержит 12,28% азота; 3,50% водорода; 28,07% серы и кислород. Назовите это соединение. Оно является сильным окислителем или сильным восстановителем?




Похожие:

Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – 24. Максимальный балл – 67
Победитель должен получить около 56 баллов, что составит 56/67 = 0,84 или 84% выполнения заданий
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Право, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 2 часа 30 минут
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, кандидат юридических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы