Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 icon

Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67




Скачать 120.37 Kb.
НазваниеДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67
Дата22.12.2012
Размер120.37 Kb.
ТипДокументы
источник


Департамент образования Ярославской области

Центр образования школьников «Олимп»

Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года




Химия, 10 класс, муниципальный этап

Время выполнения – 3 часа


Число заданий – 8.


Максимальный балл – 67.


При переходе на 100-бальную шкалу оценок, необходимо умножить балл школьника на 1,5, то есть 67 ∙ 1,5 = 100 б.

Победитель должен получить около 53 баллов.


Возможные решения задач


Задание 1. (max: 9 баллов) Мысленный эксперимент

1. Карта-схема анализа.


вертикали

1

2

3

4

5

Итог по горизонтали

горизонтали

Растворы

NaCl

NaBr

NaOH

AgNO3

HCl




1

NaCl








AgCl ↓ бел.



1 осадок белого цвета

2

NaBr








AgBr ↓ жёл.



1 осадок жёлтого цвета

3

NaOH








Ag2O↓

серо-бурый


Н2О

1 осадок серо-бурый; вода (нет видимых признаков)


4

AgNO3

AgCl ↓ бел.

AgBr ↓ жёл.

Ag2O↓

серо-бурый




AgCl ↓ бел.

4 осадка: два белых, жёлтый и серо-бурый

5

HCl





Н2О

AgCl ↓ бел




1 осадок белый и вода (нет видимых признаков)


2,5 б.

Анализ горизонталей 1 – 5:


1. Горизонталь 1: «хозяин» NaCl (NaCl начинает горизонталь)

1 + 1 →

1 + 2 → здесь 1 – номер горизонтали; 2 – номер вертикали

1 + 3 →


1 + 4: NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3 (1)

Clˉ + Ag+ = AgCl↓

белый 1 б.

1 + 5 →


2. Горизонталь 2: «хозяин» NaBr

2 + 1 →

2 + 2 →

2 + 3 →

2 + 4: NaBr + AgNO3 = AgBr↓ + NaNO3 (2)

Brˉ + Ag+ = AgBr↓

жёлтый 1 б.

2 + 5 →


3. Горизонталь 3: «хозяин» NaOH

3 + 1 →

3 + 2 →

3 + 3 →

3 + 4: 2NaOH + 2AgNO3 = Ag2O↓ + 2NaNO3 + H2O (3)

2OH ˉ + 2Ag+ = Ag2O↓ + H2O

серо-бурый 1 б.

3 + 5: NaOH + HCl = NaCl + H2O (4)

OHˉ + H+ = H2O 1 б.


4. Горизонталь 4: «хозяин» AgNO3

4 + 1: см. 1 + 4

4 + 2: см. 2 + 4

4 + 3: см. 3 + 4

4 + 4 →

4 + 5: AgNO3 + HCl = AgCl↓ + HNO3 (5)

Ag+ + Clˉ = AgCl↓

белый 1 б.


5. Горизонталь 5: «хозяин» HCl

5 + 1 → нет

5 + 2 → нет

5 + 3: см. 3 + 5

5 + 4: cм. 4 + 5

5 + 5 →

Дополнительное задание:

Ag2O + 2HCl = 2AgCl↓ + H2O (6)

Ag2O + 2H+ + 2Clˉ = 2AgCl↓ + H2O ^ 1 б.

P.S. Строка 4 расставляет все испытуемые растворы «на свои места». 0,5 б.


Задание 2. (max: 9 баллов) Углеводороды.


Вопрос 1. (max: 2 балла)

Алканы: CnH2n+2, n → 1; 2; 3; 4 … 0,5 б.

Алкены: CnH2n, n → 2; 3; 4 … 0,5 б.

Алкины: CnH2n–2, n → 2; 3; 4 … 0,5 б.

Арены: CnH2n–6, n ≥ 6 0,5 б.

Вопрос 2. (max: 2,5 б.)

1. Метан СН4 – правильный тетраэдр.

Угол НСН = 109º28´; sp3-гибридизация атомных орбиталей атома углерода 0,5 б.

2. Этилен – С2Н4 – молекула плоскостная*. Угол НСН ≈ 120º; sp2-гибридизация атомных орбиталей атома углерода. 0,5 б.

3. Ацетилен С2Н2 – молекула линейная**. Угол, исходящий из углерода, равен 180º; sp-гибридизация атомных орбиталей атома углерода. 0,5 б.

4. Бензол С6Н6 – молекула плоскостная. Угол, исходящий из углерода равен 120º; sp2-гибридизация атомных орбиталей атома углерода. 0,5 б.

Теория гибридизации атомных орбиталей даёт возможность предсказывать валентные углы.

0,5 б.

* Плоскостная молекула – ядра всех атомов лежат в одной плоскости.

** Линейная молекула – ядра всех атомов лежат на одной прямой.


^ Вопрос 3. (max: 4,5 б.)

Mr(CxHy) = 4 ∙ 32 = 128

Mr(CxHy)) = 12x + 1y

0 < y ≤ 2x + 2

Возможны два решения, имеющие смысл. 1 б.

Но сначала выясним, какое максимальное значение может принять х?

128 : 12 = 10,666 …

То есть 10, так как число атомов углерода в одной молекуле должно быть целым.

^ 0,5 б.

1) Итак, если х = 10, то у = 128 – 120 = 8

Формула: С10Н8 0,5 б.

2) если х = 9, то у = 128 – 12∙ 9 = 128 – 108 = 20


Формула: С9Н20 – алкан (нонан),

жидкость, составляющая часть бензинов; ρ (бензина) < 0,8 1 б.

Вернёмся к формуле С10Н8.


Структура:



Это нафталин: ароматическое соединение. 1,5 б.


Задание 3. (max: 6 баллов)


1. Метод электронного баланса:

KМn+7O4 + P0 + H2O → Mn+4O2 + «… P+5 …» + « P+5 »

15




Мn+7 + 3ē → Mn+4 5 восстановление окислитель Mn+7

P0 – 5ē → P+5 3 окисление восстановитель P0


Промежуточный этап:


5KМnO4 + 3P + H2O → 5MnO2 + К3РО4 + ?

или КН2РО4 ?

или К2НРО4 ?

Далее детская игра «третий лишний», то есть из трёх солей одну не включать в уравнение, а две – взять.

Метод выбора из трёх солей ортофосфорной кислоты двух дал следующий результат:

5KМnO4 + 3P + 2H2O = 5MnO2 + К3РО4 + 2 КН2РО4 или здесь 6 б.


2. Ионно-электронный метод:

K+ + MnO4ˉ + P + H2O → MnO2 + PO43ˉ + …

MnO4ˉ + 2H2O + 3ē → MnО2 + 4OH ˉ 5

P + 4 H2O – 5ē → PO43ˉ + 8H+ 3

5MnO4ˉ + 10H2O + 15ē + 3P + 12H2O – 15ē = 5MnO2 + 20 OH ˉ + 3PO43ˉ + 24H+

5MnO4ˉ + 22H2O + 3P = 5MnO2 + 3PO43ˉ + 20H2O + 4H+

5MnO4ˉ + 2H2O + 3P = 5MnO2 + 3PO43ˉ + 4H+

5KMnO4 + 2H2O + 3P = 5MnO2 + 3PO43ˉ + 4H+ + 5K+


Осталось собрать (как в «лего»)

из 3 PO43ˉ; 4H+ и 5K+ формулы солей: К3РО4 ; КН2РО4 ; К2НРО4.

(игра «третий лишний»)

Итог игры – лишний – К2НРО4


ИТОГ:

5KМnO4 + 3P + 2H2O → 5MnO2 + К3РО4 + 2 КН2РО4 или здесь 6 б.


Для жюри: если школьник просто подобрал коэффициенты – 2 б.

Если уравнял и представил один из методов – 6 б.


Задание 4. (max: 7 баллов)


1. Оксид А + оксид Б = кислота α + кислота β

сильная слабая

2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2 2 б.


2. Неустойчивость слабой кислоты HNO2

3HNO2 = HNO3 + 2NO↑ + H2O

(процесс идёт медленно) 2 б.


3. При добавлении хлорида натрия (твёрдого):

HNO3 + NaCl HCl + NaNO3 1 б.


4. Золото взаимодействует с полученной смесью кислот:

Au + HNO3 + 4HCl = H[AuCl4] + NO↑ + 2H2O

или

Au + HNO3 + 3HCl = AuCl3 + NO↑ + 2H2O 2 б.


Задание 5. (max: 10 баллов)


Элементный состав вещества: углерод, водород, азот …, а может быть и кислород.

1. Обработка данных эксперимента 1.

1.1. Мr(Н2О) = 2 + 16 = 18

m(H) = 2/18 ∙ 1,08 = 0,12 (г) 1 б.

1.2. m(С) = ? (весь углерод «перешёл» в СО2)

Мr(СО2) = 12 + 32 = 44

m(C) = 12/44 ∙ 2,64 = 0,72 (г) 1 б.


2. Обработка данных эксперимента 2. Поскольку в эксперименте 1) и эксперименте 2) брались разные навески вещества (1,40 и 14 г) необходимо перейти к «единой» навеске. Будем читать данные эксперимента 2) так: (поделив на 10)

1,4 г (в-ва) дало 0,448 л N2 или 0,02 моль N2 или 0,56 г N2 1 б.


3. В навеске 1,40 г вещества есть:

0,12 + 0,72 + 0,56 = 1,40 (г)

m(H) + m(С) + m(N2) = 1,40 (г)

Вывод: кислород отсутствует. 1 б.


4. Количества каждого элемента в 1,40 г СхНуNz:

4.1. n(Н) = 0,12/1 = 0,12 (моль)

4.2. n(С) = 0,72/12 = 0,06 (моль)

4.3. n(N) = 0,02 ∙ 2 = 0,04 (моль)

(0,02 моль (N2)) – это 0,04 моль (N) 3 б.


5. Формула: простейшая? Истинная?

С 0,06 Н 0,12 N 0,04




С 1,5 Н 3 N 1 или С3Н6N2

Мr(С3Н6N2) = 36 + 6 + 28 = 70

100 < Мr(в-ва) < 200

Истинная формула: С6Н12N4; 2 б.


6. Уравнение реакции горения:

С6Н12N4 + 9О2 = 6СО2↑ + 2N2↑ + 6Н2О↑

(пар) 1 б.


Задание 6. (max: 6 баллов)


1. НРО3 + H2O = Н3РО4 1 б.


2. Примем массу раствора за 100 г, тогда масса Н3РО4 равна:

m(Н3РО4) = 100 г • 19,6% /100% = 19,6 г 1 б.


3. Рассчитаем количество вещества Н3РО4

n (Н3РО4) = m (Н3РО4)/М (Н3РО4) = 19,6/98 = 0,2 (моль) 1 б.


4. n (Н3РО4) = n (Р) = n (НРО3) = 0,2 моль 1 б.


5. m (НРО3) = 0,2 моль * М (НРО3) = 0,2 * 80 = 16 г. 1 б.


6. Исходная концентрация НРО3 равна: (16/100 )*100% = 16%. 1 б.


Задание 7. (max: 12 баллов)


Шаг 1. Химические реакции (их уравнения), описанные в задаче и «обращение» с ними:

t

1) MgCO3 = MgO + CO2

t

2) 2NaHCO3 = Na2CO3 + H2O + CO2

t

3) Na2CO3 = не идёт


4) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O


5) MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O


Перейдём к 1 моль каждого исходного реагента.

t

1) MgCO3 = MgO + CO2


t

2) NaHCO3 = 0,5Na2CO3 + 0,5H2O + 0,5CO2

t

3) Na2CO3 = не идёт


4) Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O


5) MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O


Пусть: «а» - количество MgСO3 (моль)

«в» - количество NaHCO3 (моль)

«с» - количество Na2CO3 (моль)

Тогда уравнения реакций будут иметь вид:

t

1) аMgCO3 = аMgO + аCO2

t

2) вNaHCO3 = 0,5вNa2CO3 + 0,5вH2O + 0,5вCO2

t

3) сNa2CO3 = не идёт


4) сNa2CO3 + сH2SO4 = сNa2SO4 + сCO2↑ + сH2O


5) аMgO + аH2SO4 = аMgSO4 + аH2O


1 балл х 5 уравнений = 5 б.


Шаг 2. От объёмов СО2 (н.у.) и массы H2SO4 перейдём к их количествам (моль):

2.1. Количество СО2, полученного при прокаливании солей:

n(CO2) = 6,72/22,4 = 0,3 (моль CO2) 0,5 б.

2.2. Количество CO2, полученного при обработке продуктов термического разложения солей при действии на них H2SO4 (разбавл.):

n(CO2) = 11,2/22,4 = 0,5 (моль CO2) 0,5 б.

2.3. Количество H2SO4 («чистой»), пошедшее на взаимодействие с Na2CO3 и MgO.

а) расчёт массы H2SO4 «чистой»:

m(H2SO4 «чист.») = 257,22 ∙ 1,143 ∙ 0,2000 = 58,80 (г) 0,5 б.

n(H2SO4) = 58,80/98 = 0,60 (моль) 0,5 б.


Шаги 3, 4, 5 то есть поиск количества «а», «в», «с», которые соответствуют: MgСO3; NaHCO3 и Na2CO3


Шаг 3. Поиск «а»

3.1. Серная кислота (0,6 моль) расходуется на:

а) взаимодействие с «0,5в» Na2CO3 (2)

б) взаимодействие с «1с» Na2CO3 из начальной смеси (3)

в) взаимодействие с «1а» MgO (1)

Маленький итог: 0,5в + 1с + 1а = 0,6

3.2. С другой стороны, серная кислота, количеством 0,6 моль, дала 0,5 моль СО2 (см. 2.2.) из: «0,5в» Na2CO3 и «1с» Na2CO3.


Маленький итог: «0,5в» + «1с» = 0,5


ИТОГ: 0,5в + 1с + 1а = 0,6

0,5в + с = 0,5

а = 0,6 – 0,5 = 0,1 (моль)

а = 0,1

Вывод: количество (MgO) = количеству (MgCO3) = 0,1 моль = «а». 1 б.


Шаг 4. Поиск «в»

4.1. При прокаливании 0,1 моль (MgCO3) образуется 0,1 моль (СО2)

4.2. При прокаливании MgCO3; NaHCO3 и Na2CO3 получено 0,3 моль (СО2) (см. 2.1.).

Вывод: а + 0,5в = 0,3

Если а = 0,1 (см. шаг 3), то

0,1 + 0,5в = 0,3

0,5в = 0,2

в = 0,4 (моль) 1 б.


Шаг 5. Поиск «с»

0,5в + «с» = 0,5 (см. уравнения 2 и 4)

Если «в» = 0,4, то «с» = 0,5 – 0,5в = 0,5 – 0,5 ∙ 0,4 = 0,3 (моль) 1 б.


Шаг 6. Масса исходной смеси:

6.1. Mr(MgCO3) = 84; Mr(NaHCO3) = 84; Mr(Na2CO3) = 106

a) m(MgCO3) = 0,1 ∙ 84 = 8,4 (г)

б) m(NaHCO3) = 0,4 ∙ 84 = 33,6 (г)

в) m(Na2CO3) = 0,3 ∙ 106 = 31,8 (г)

Итого; 73,8 (г) 1,5 б.


Шаг 7. Массовая доля NaHCO3:

ω(NaHCO3) = 33,6/73,8 = 0,455 или 45,5% 0,5 б.


Оценка задания:

(Шаг 1) 1. Уравнения реакций 5 б.

(Шаг 2) 2. Расчёт 3-х количеств (по условию задачи) 2 б.

(Шаги 3, 4, 5) 3. Расчёт:

n(MgCO3) 1 б.

n(NaHCO3) 1 б.

n(Na2CO3) 1 б.

(Шаг 6) 4. Масса исходной смеси 1,5 б.

(Шаг 7) 5. Массовая доля NaHCO3 0,5 б.

Итого: 12 баллов


Задание 8. (max: 8 баллов)


1. m(NaOH «чист.») = 337,27 ∙ 1,186 ∙ 0,17 = 68,00 (г) 0,5 б.


2. n(CO2), которое поглощает 68,00 г NaOH:

n г 68 г

CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O (1)

1 моль 2 ∙ 40 = 80 (г)

1 ∙ 68

n(CO2) = 80 = 0,85 (моль) (CO2) 1 б.


3. Пусть масса алкина CxH2x–2 равна А граммов, а масса С5Н12 равна Б граммов.

А + Б = 11,6 г. 0,5 б.


4. Расчёт А и Б, которые приведут к х – числу атомов углерода в алкине:

4.1. Расчёт массы алкина А по массе присоединенного брома:

А г 64 г

CxH2x–2 + 2Br2 = CxH2x–2 Br4 (2)

(14х – 2) г 2 ∙ 160

= 320 (г)

(14х – 2) ∙ 64

А = = 0,2 (14х – 2) (г)

320

А = (2,8х – 0,4) (г) 1 б.


4.2. Расчёт количества алкина А по массе присоединённого брома:


n(CxH2x–2) = 64/320 = 0,2 (моль)

(см. уравнение (2)) 0,5 б.


4.3. Расчёт количества СО2, полученного при сгорании 0,2 моль алкина по схеме:

0,2 моль n моль

CxH2x–2 хСО2

1 моль х моль

0,2 ∙ x

n моль(СО2) = = 0,2x (моль)

1 0,5 б.


4.4. Расчёт количества СО2, полученного при сгорании пентана

n(СО2) = 0,85 – 0,2х 0,5 б.

4.5. Расчёт массы пентана Б на базе уравнения его сгорания:

Б г (0,85–2х) моль

С5Н12 + 8О2 = 5СО2 + 6Н2О

72 г 5 моль


(0,85 – 2х) ∙ 72

Б = = 14,4 (0,85 – 0,2х)

5

Б = (12,24 – 2,88х) г 1 б.

4.6. Поиск х – числа атомов углерода в алкине:


А + Б = 11,6

(2,8х – 0,4) + (12,24 – 2,88х) = 11,6

0,08х = 0,24

х = 3 0,5 б.

Вывод: алкин – это С3Н4 (СН3 – С ≡ СН)


5. Расчёт масс компонентов смеси:


5.1. Масса алкина С3Н4

А = 2,8х – 0,4 = 8,4 – 0,4 = 8 (г) 0,5 б.


5.2. Масса пентана:

11,6 – 8 = 3,6 (г) 0,5 б.


6. Расчёты массовых долей компонентов:

6.1. ω(С3Н4) = 8/11,6 = 0,6897 или 68,97%

6.2. ω(С5Н12) = 3,6/11,6 = 0,3103 или 31,03% 1 б.


Оценка:

1. m(NaOH «чист.») 0,5 б.

2. n(CO2) 1 б.

3.Сумма масс А + Б 0,5 б.

4. Поиск х – числа атомов углерода в алкине 4 б.

5. Масса компонентов 1 б.

6. Массовые доли компонентов 1 б.

Итого: 8 баллов




Похожие:

Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – 24. Максимальный балл – 67
Победитель должен получить около 56 баллов, что составит 56/67 = 0,84 или 84% выполнения заданий
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67
При переходе на 100-бальную шкалу оценок, необходимо умножить балл школьника на 1,5, то есть 67 ∙ 1,5 = 100 б
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67
При переходе на 100-бальную шкалу оценок, необходимо умножить балл школьника на 1,5, то есть 67 ∙ 1,5 = 100 б
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 11 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа Число заданий – Максимальный балл – 67 iconДепартамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
Прошлецов Александр Николаевич, методист Городского центра развития образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы