Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д icon

Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д




Скачать 164.33 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д
Карабанова Е.Д
Дата21.07.2013
Размер164.33 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник


МОУ Пречистенская СОШ




Образ собаки в произведениях русских

поэтов как средство нравственного

воспитания человека


исследовательская работа по литературе


Выполнил: Карасов Никита Андреевич,

обучающийся 5 «Б» класса


Руководитель: Карабанова Е.Д.,

учитель русского языка

и литературы


Пречистое, 2013

ПЛАН РАБОТЫ


Введение…………..................................................................................................................……3

Глава I. Анализ стихотворений о собаках………………………………………………………5

    1. Подбор, чтение стихотворений о собаке. Выявление первичного восприятия содержания данных произведений…………………………………………………...….5

    2. Выявление средств создания образа собаки…………………………………….….…6

    3. Проблемы, которые поднимают поэты в стихах о собаках…………………………10

    4. Нравственные уроки, которые дают поэты читателям через образ собаки……... 10

    1. . Результаты анкетирования……………….…………………………………….………11

Глава 2. Мы в ответе за тех, кого приручили………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………………..……..13

^ Список литературы…………………………………………………………...…...……………14

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


«Если вы не любите собак, вы не любите

верность; вы не любите тех, кто верен вам,

следовательно, вы не можете быть верным»

Джек Лондон

Во многих произведениях, которые мы изучаем в школе, есть образ какого-либо животного. Я задумался над тем, какую роль в художественных произведениях играет образ собаки.

Собака - верный друг и помощник человека. Она одно из первых домашних животных. Собака помогает человеку охранять дом, границу, других домашних животных. Во время Великой Отечественной войны в полевых госпиталях были собаки-санитары, находившие раненых и помогавшие им выжить. Сколько солдат они спасли! Сколько их, собак, погибло от фашистских пуль! 

Благородную службу несут собаки-спасатели, разыскивающие людей под снежными завалами, спасающие тонущих. В МЧС есть специально дрессированные собаки, принимающие участие в поиске людей под обвалами после землетрясений. Не раз спасали собаки и во время пожаров. Пограничные собаки с полуслова понимают хозяина. 

Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Во все времена и во всех странах ей воздавали хвалу за верность и преданность человеку. Многим из собак человек поставил памятники. Например, под Санкт-Петербургом поставлен памятник собаке, на котором высечены слова академика Павлова о заслугах этого животного перед наукой.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что, к сожалению, в современном мире всё чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. На улице появилось много бездомных собак. На защиту собак должны встать все, в том числе и литература, так как настоящие художественные произведения должны воспитывать человека. Может быть, люди, читая добрые стихи о собаках, и сами станут немного добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.

Научное исследование привлечет внимание людей к проблемам, связанным с отношением человека к такому верному, умному, доброму животному как собака.

Гипотеза. Если в произведении дается образ собаки, то через отношение человека к ней автор показывает его нравственные качества и пытается положительно воздействовать на них.

Цель работы: Выявить, как изображена собака в произведениях разных поэтов и как образ собаки влияет на нравственные качества человека.

Задачи:

1. Прочитать стихи, в которых встречается образ собаки.

2. Выявить  проблемы, которые поднимаются с помощью образа собаки в произведениях разных поэтов.

3. Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки.

4. Изучить общественное мнение о проблеме отношения к собакам.

^ Объект исследования – стихи разных поэтов о собаках.

Предмет исследования - образ собаки в этих стихах.

Методы исследования: чтение и анализ произведений, анкетирование, выпуск листовок и буклетов.


^ Глава 1. Анализ стихотворений о собаках.

    1. Подбор, чтение стихотворений о собаке. Выявление первичного восприятия содержания данных произведений.

Я прочитал 20 стихов, в которых центральным является образ собаки:

  • Н. Грахов «Друг»,

  • В. Степанов «Рыжий пёс»,

  • «Я щенок!» (автор неизвестен),

  • Т. Варламова «Черный пудель»,

  • А. Барто «Он был совсем один»,

  • С. Михалков «Щенок»,

  • Успенский Э. Н. «Разноцветная семейка»,

  • С. Михалков «Трезор»,

  • Э.Асадов «Люблю я собаку за верный нрав…»

  • Н. Брискин «Обожаю тебя, мой пес!»,

  • В. Разумовский «Про собачку Нэльку»,

  • А. Барто «Уехали»,

  • Т.Белозёров «Собака на автовокзале»,

  • А. Барто «Собака»,

  • Б. Заходер «Собачкины огорчения»,  

  • С. Михалков «О тех, кто лает»,

  • В. Инбер «Сеттер Джек»,

  • С.Есенин «Песнь о собаке»,

  • С.Есенин «Собаке Качалова»,

  • Б. Заходер «Барбосы».


Все прочитанные мною стихи о собаках я условно разделил на две группы.

1 группа: стихи, которые вызывают положительные эмоции.

2 группа: стихи, которые вызывают отрицательные эмоции.



    1. ^ Выявление средств создания образа собаки.

1 группа.

Во всех стихах говорится о добром отношении человека к собаке.

Образ собаки создан благодаря разным средствам выразительности.

Поэты используют эпитеты:

^ Пёс – красивый, огромный, бездомный, несчастный, дружелюбный, беспородный.

Щенок – маленький, забавный, терпеливый., активный, неугомонный, одинокий, бездомный, мечтательный, добрый, встревоженный, грустный, озабоченный, отчаянный, радостный;

он озорник, непоседа, шалун, егоза.

^ Собаки – разных пород; весёлые, с хорошими манерами; обучающиеся в школе; разновозрастные, шумные, верные, умные, преданные.

Собака - преданная, понимающая, родная, настоящий друг, охранник, помощница, огородница, садовод, полноправный друг семьи.


2 группа.

В стихах этой группы поднимаются следующие проблемы:

- равнодушие людей по отношению к потерявшейся бродячей собаке;

- плохие условия проживания, которые «огорчают» её;

- проблема воспитания собаки – каков хозяин, такова и собака;

- проблема вынужденного жестокого отношения человека к собаке – жёсткое решение вопроса о собачьем потомстве;

- проблема взаимопонимания между собакой и человеком.

Образ собаки создан благодаря разным средствам выразительности.

Поэты используют эпитеты:

Собака – жалкая, несчастная, пожилая, уставшая, обессиленная, огорчённая, недовольная, раздражённая, грустная, обиженная, обидевшаяся, одинокая, любящая, верная, преданная, смелая;

собака – мать, ласковая, несчастная, понимающая, красивая, верная.

Собаки – нарушители, пустолайки, сердитые, голосистые, гавкающие, не уступающие.


Образ собаки даётся в сравнении с образом человека:

- пожилая собака, как и пожилые люди, мечтает вернуться в детство;

- нравственные основы воспитания человека закладываются в семье – качества характера собаки зависят от нравственных качеств человека - хозяина собаки;

- иногда люди уподобляются животным (ругань соседей, семейные склоки) – это ситуации, когда эмоции управляют разумом.


Анализируя стихи о собаках, мы обратили внимание на лексику, особенно на глаголы, которые подбирают поэты, создавая образы собаки и человека. Мы провели сравнительный анализ данной лексики и результат представили в виде таблицы.



^ Стихи первой группы

человек

собака

Любит

жалеет

заботится


приютил

кормит

сочувствует

восхищается

ласкает


беспокоится

уважает, ценит

обожает


дружит


учит, ухаживает

любит

страдает

Полюбила

сочувствует

«Господин мой,
Я останусь здесь...»

играет

благодарит: прыгает, лает

любит

радуется

«Как завизжит
Отчаянно...
Сдержать он
Радости не мог…»

возвращается

верно служит

«Словно саблей, вертя хвостом,
Неуклюже обняв, слегка,
Поцелует меня языком,
Нежно-нежно... словно, щенка...»


охраняет, помогает


скучает, лает до хрипоты

верно дружит

сочувствует




^ Стихи второй группы

человек

собака

Бросил

Кричит

Не ухаживает

Не воспитывает

Дразнит

Злится

Ищет, мечется, плачет

Молчит

Раздражается, обижается, грустит

Зазнаётся, дерётся

Кусает

Лает, рычит


В итоге сопоставительного анализа хорошо просматривается закономерность в отношениях между собакой и человеком: доброта хозяина откликается в собаке верностью, преданностью и любовью. Жестокое и грубое обращение порождает обиду и агрессию. Следовательно, нетрудно понять, что каждый поэт призывает своих читателей к доброте.


^ Общие выводы по анализу стихотворений.


Стихи 1 группы вызывают положительные эмоции. В них говорится о добром отношении человека к собаке.

Собачья преданность и верность не знает границ. Именно поэтому эти домашние животные считаются лучшими друзьями человека, бесконечно терпеливыми, надежными и умеющими платить добром за ласку и заботу. О собаках слагают легенды, наделяя их человеческими качествами, такими, как ум и доброта, внимание и отзывчивость, сострадание и умение прощать тех, кого они по-настоящему любят. Поэтому неудивительно, что русские поэты во все времена посвящают своим питомцам очень нежные, трепетные и волнующие стихи, в которых сквозит искреннее восхищение четвероногими друзьями, способными во имя хозяина на самые отчаянные поступки.

О том, что собака до конца своей жизни остается верна одному человеку, написано немало стихов: одно из них - замечательное стихотворение о преданности и любви собаки к человеку и наоборот - В. Инбер «Сеттер Джек». И Эдуард Асадов написал стихотворение «Люблю я собаку за верный нрав…», в котором отобразил собачью преданность, считая, что ни при каких обстоятельствах этот четвероногий друг не оставит своего хозяина.

 На примере собачек, псов, щенков дети учатся взаимодействовать с миром, перенимая у персонажей стихотворений хорошие привычки, правильные модели поведения, вежливость, доброту и множество других позитивных качеств. К таким стихам про собак для детей можно отнести, например, стихотворения: (автор неизвестен) «Я щенок!», Т. Варламовой «Черный пудель», А. Барто «Он был совсем один», С. Михалкова «Щенок», Э. Н. Успенского «Разноцветная семейка», С. Михалкова «Трезор», В. Разумовского «Про собачку Нэльку», А. Барто «Уехали».

В этих и подобных стихотворениях животные ведут себя как люди. Собаки-щенки особенно нравятся детям за их постоянную веселость и лихой беспечный нрав. Стихи про собак для детей обычно отличаются игривостью и радуют их, ведь нет большего счастья для ребенка, чем верный преданный друг – собака.


^ Стихи 2 группы вызывают грусть, тревогу, разочарование, возмущение…

Это, например, грустные стихи, о нелегкой судьбе бездомных собак или собак, брошенных хозяевами (Т. Белозерова «Собака на автовокзале»).

В стихотворении С.Есенина «Песнь о собаке» говорится об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти. Трагедия собаки-матери, у которой отняли «детей», показана через её поведение: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков. 

Собаки не только преданные существа, но и обладают удивительной интуицией. Именно поэтому людям порой кажется, что их питомцы понимают человеческую речь, являясь великолепными слушателями, которым можно поведать обо всех своих проблемах и печалях. Именно это и сделал в своем стихотворении «Собаке Качалова» поэт Сергей Есенин, посвятив удивительно нежные и романтические строки псу по имени Джим. Стихотворение Сергея Есенина «Собаке Качалова» наполнено грустью и сожалением. За строками отчетливо звучит мотив одиночества.

Мир собаки очень сильно отличается от человеческого, в нем другие представления о справедливости. Поэтому мелочи, на которые люди попросту не обращают внимание, могут в прямом смысле слова расстраивать домашнего любимца. Противоречивым собачьим чувствам посвятил свое стихотворение «Собачкины огорчения» поэт Борис Заходер, отметив, что любящее собачье сердце не в состоянии долго хранить обиду. Достаточно оказать животному знак внимания и уважения, чтобы вернуть его расположение, которое, к слову сказать, можно завоевывать годами.

Ценность стихов 2 группы очень велика для ребенка. Посредством именно таких стихов про собак они учатся состраданию и любви к братьям нашим меньшим. Конечно, это могут быть очень сильные переживания для ребенка, и здесь очень важна роль взрослых, которые разъяснят смысл стихотворения, подскажут, как нужно поступать, если видишь страдающее существо и т.д.


    1. ^ Проблемы, которые поднимают поэты в стихах о собаках.

Исходя из анализа стихотворений, можно выделить главные проблемы, которые поднимают поэты в своих произведениях:

  • Проблема нравственных ценностей в отношении человека к собаке

  • Проблема ответственности человека за прирученное животное

  • Проблема одиночества животного

  • Проблема старости животного




    1. Нравственные уроки, которые дают поэты читателям через образ собаки.

  1. Говоря о добром отношении человека к собаке, поэты воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ним.

  2. Изображая несчастных брошенных или потерявшихся собак, поэты пробуждают чувство сострадания, обращают внимание на острую проблему бродячих животных, а также показывают пример преданности, верности.

  3. Сопоставляя образ собаки с образом человека, авторы стихов считают, что между человеком и собакой есть большое сходство. Но часто собаки превосходят человека по душевным качествам. Это может позволить человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону.

  4. Размышляя об ответственности человека за прирученных животных, поэты напоминают нам, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека, из-за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки.


^ 1.5. Анкетирование и его результаты.

На основе полученных выводов мы решили выяснить, есть ли у современных детей опыт общения с собаками, знают и читают ли дети художественные произведения о собаках и как эти факты оказывают влияние на характер детей, их нравственные качества.

С этой целью мы попросили ребят 5 Б класса нарисовать рисунки. На нашу просьбу откликнулись несколько человек. Ребята нарисовали добрых собак, что говорит о том, что большинство детей верят, что собака – доброе животное. Только добрые дети, по моему мнению, могли нарисовать добрых зверей.

Нами была разработана и проведена анкета среди обучающихся 5 «А», 5 «Б» и 11-х классов (75 человек).

Мы получили следующие результаты анкетирования.

  1. Любите ли вы собак? (Да – 95%, нет – 5%)

  2. Считаете ли вы, что собака – друг человека? (Да – 93%, нет – 7%)

  3. Любите ли вы произведения о животных? (Да – 85%, нет – 15%)

  4. Назовите произведения, в которых собака является героем.

Популярные ответы:

  • Г.Н. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо» - 14 (19%),

  • «Хатико» (на основе реальных событий, по фильму) – 14 (19%),

  • А.П. Чехов «Каштанка» - 12 (16%),

  • Тургенев «Му-му» - 12 (16%),

  • М.А.Булгаков «Собачье сердце» - 4 (5%),

  • Д. Лондон «Белый клык» - 3 (4%).

  1. Кто автор строк:

«Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду…»

С. Есенин «Собаке Качалова» - 12 (16%)

«Я сегодня сбилась с ног -
У меня пропал щенок…»

С.Михалков «Щенок» - 1 (1%)
«Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая…»

А.Барто «Собака» - 1(1%)

  1. Есть ли (была ли) у вас дома собака? (Да – 87%, нет – 13%)

  2. Вы когда-нибудь кормили бездомную собаку? (Да - 88%, нет – 12%)

  3. Как помочь бездомным собакам? (72 человека ответили)

Распространённые ответы:

  • сдать в приют для бездомных собак,

  • построить для них приюты,

  • прививать от разных болезней,

  • организовать акции и митинги по поиску хозяев собакам,

  • подкармливать,

  • сбор денег на лечение,

  • не быть равнодушными к ним,

  • наказывать тех, кто бросил собаку.


На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что в нашей школе обучаются неравнодушные люди, которые прошли через общение с собакой и любят это животное. К сожалению, современные люди очень мало читают и поэтому не имеют возможности видеть разные примеры доброго отношения к животным и неправильного, жестокого обращения с ними. Может быть, эта проблема является одной из причин снижения уровня нравственности в обществе и требует особого внимания.


^ Глава 2. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Мы задумались над тем, а что сами можем сделать для решения обозначенных проблем.

Во-первых, мы выпустили и расклеили по посёлку листовки с призывом помогать бездомным собакам. (Приложение 1)

Во-вторых, мы посетили детскую библиотеку, составили список имеющихся в фонде произведений о собаках и выпустили буклет (Приложение 2), в котором можно прочитать понравившиеся нам стихи, текст листовки, список литературы, а также увидеть репродукции картин современной художницы Юлии Неприятель.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вся русская литература высоконравственна. Она учит добру, любви, состраданию, в том числе доброму отношению ко всему живому.

В стихах о собаках поднимаются следующие проблемы:

  • Проблема нравственных ценностей в отношении человека к собаке.

  • Проблема ответственности человека за прирученное животное.

Через образ собаки поэты дают читателям важные нравственные уроки:

  1. Воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ним.

  2. Пробуждают чувство сострадания, обращают внимание на острую проблему бродячих животных, а также показывают пример преданности, верности.

  3. Позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону.

  4. Напоминают нам, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека, из-за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки.

Отношение человека к собаке отражает нравственные качества человека: злой он или добрый, ответственный или равнодушный, заботливый или бездушный, корыстный или милосердный. Именно об этом в своих стихах говорят русские поэты.

Читайте больше произведений о животных, в частности, о собаках. Писатели откроют вам много интересного и полезного о них и о вас самих.


^ СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ



  1. Исследовательская работа «Образ собаки в творчестве писателей XIX - XX века - http://do.gendocs.ru/docs/index-86447.html

  2. И.А Швабе «Любимцы императорской» - http://clubs.ya.ru/4611686018427397769/replies.xml?item_no=1446

  3. Христианская станковая культовая живопись - http://artpictorial.ru/razdeli/givopis/givopis-kartini.html

  4. Жена художника Бориса Кустодиева - http://images.yandex.ru/yandsearch?text

  5. Борис Кустодиев. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907 - http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/kustodiev/img/75

  6. Юлия Неприятель. Репродукции работ - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C&stype=image&lr=16&noreask=1&source=wiz

  7. Илья Ефимович Репин «Лучший друг человека» (1908) - http://images.yandex.ru/yandsearch?text

  8. Сайты, содержащие тексты стихов о собаках:

http://bestgav.narod.ru/index/0-27

http://koira.net.ru/sobakotvorchestvo/topic740.html

http://littlhuman.ru/406/




Похожие:

Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года вечный двигатель исследовательская работа
Автор: Кузнецов Никита, ученик 8 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconИсследовательская работа по английскому языку на тему:«Лондонский глаз»
Ознакомиться с имеющийся информацией по этой теме в литературе (как на русском, так и на английском языке) и в Интернете
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconИсследовательская работа «Моя любимая обувь»
Проведенная работа позволила выявить интерес учащихся класса к обуви. Ребятами была изучена история возникновения обуви, рассмотрены...
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconКаюм Насыри (Жизнь и творчество)
Работа ученицы 8 «В»класса Альмиевой Альмиры “Научно-исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри.”
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconНаучно-исследовательская работа по русскому языку междометия. Можно ли без них обойтись? Соколов Егор, обучащийся 7Б класса
Научный Булыгина Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года Коррекция детских страхов Исследовательская работа
Автор: Еговкина Юлия, ученица 8 класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевск
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconЕдиный орфографический режим ведения школьной документации порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconА. В. Хуторского VII всероссийская дистанционная ученическая конференция 14- 29 апреля 2010 года Forms of addressing in Russian and English languages Исследовательская работа
Автор: ученик 9 г класса Экономико-математического лицея №29 г. Ижевска Бывальцев Константин
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconРабочая программа по литературе для 9 класса создана, с одной стороны, в соответствии с программой по литературе, составленной С. А. Зининым
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Автор: Львова М. А., учитель русск языка и литературы моу гимназии им. А. Л. Кекина, 2011-2012...
Исследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д iconИсследовательская работа по теме: ученик 3 класса Карасев Николай Лиханина Н. Б
Кто – то же, наоборот, утверждает, что шоколад вызывает хорошее самочувствие, повышает жизненный тонус, даёт силы и энергию. Так...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы