Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы icon

Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы




Скачать 237.44 Kb.
НазваниеВикторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы
Дата15.12.2012
Размер237.44 Kb.
ТипВикторина
источник

Викторина по истории,

посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России.

1-4 классы


  1. За какие заслуги городам присваивалась высшая степень отличия – звание «Город-герой»? (2 балла)

  2. Перечислите города-герои. (по 1 баллу)

  3. Вставьте пропущенные фамилии и даты. (до 5 баллов)

Тем временем битва на Волге развертывалась с нарастающим ожесточением. ____________ немецкие войска прорвали фронт наших войск и вышли к Волге севернее Сталинграда._____ _­­_____ развернулись бои за город. Его оборона была возложена на 62-ю армию, командующим которой был назначен генерал ___________, и на часть 64-й армии, которой командовал генерал ___________.Защитники города отстаивали каждый квартал, каждое здание. Горсточка гвардейцев из дивизии генерала А.И. Родимцева, возглавляемая сержантом ____________, около двух месяцев обороняла большой четырехэтажный дом на площади 9 января. Защитники дома, несмотря на ожесточенные атаки гитлеровцев, не дрогнули и выстояли до конца.

  1. Он был участником освобождения Одессы. Дважды Герой Советского Союза. В апреле 1944 года командовал артиллерией 3-го Украинского фронта. В дальнейшем он стал главным маршалом артиллерии, главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения. О ком идет речь? (2 балла)

  2. Что вы знаете о героях дзота №11? (5 баллов)

  3. Назовите город, который называли «воротами в Арктику» (1 балл)

  4. В России есть два города-героя, чьим покровителем является Александр Невский. Один город – Санкт-Петербург. Назовите второй. (1 балл)

  5. Для захвата Мурманска противник развернул немецкий горно-стрелковый корпус. Как он назывался? (1 балл)

  6. В Туле, для отпора противника, были созданы сводные рабочие истребительные отряды, которые позднее стали основой Тульского рабочего отряда. А кто командовал этими отрядами? (3 балла)

  7. Что гитлеровцы в Севастополе называли «зеленым призраком»? (1 балл)

  8. Определите соответствие операций советских войск в период Великой Отечественной войны и их названий в честь православных полководцев прошлого. (3 балла)

Операции:

Полководцы:

Смоленская стратегическая наступательная 1943 года.

А) Багратион

Орловская стратегическая наступательная 1943 года.

Б) Кутузов

Белорусская стратегическая 1944 года.

В) Суворов




  1. Этот город воинской славы был основан в 1154 году Юрием Долгоруким и назван в честь его сына, будущего князя Всеволода Большое Гнездо. (1 балл)

  2. Крупные наступательные операции Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: Берлинская операция, операция «Багратион», Брусиловский прорыв, прорыв блокады Ленинграда. Что лишнее? (1 балл)

  3. Какова была толщина стен Брестской крепости? (1 балл)

  4. Подвиг бойца батальона морской пехоты Михаила Паникахи запечатлен в камне в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане. Чуйков В.И. вспоминает это событие в своей книге «Сражения века». О чем идет речь? (3 балла)

  5. Какое оборонительное укрепление немцы называли «фляшенхальц» – бутылочное горло? (1 балл)

  6. Сколько стрелковых батальонов дислоцировалось в Брестской крепости на день нападения Германии на Советский Союз? ( 1 балл)

  7. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Чтобы его уничтожить немецкое командирование направило руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через четыре дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера. Назовите имя героя. В боях за какой город он отличился? (3 балла)

  8. Какой подвиг совершил командир 365-ой зенитной батареи И.С.Пьянзин? (3 балла)

  9. В 1985 году в Минске был воздвигнут архитектурно-скульптурный комплекс. Как он называется? (1 балл)

  10. В мае 1945 года в кабинете Гитлера советскими солдатами был найден расплавленный камень. Откуда он был привезен? (3 балла)

  11. В музее-панораме «Сталинградская битва» хранится шинель генерала, в которой более 160 пулевых и осколочных пробоин. Назовите фамилию генерала. (1 балл)

  12. Румынские солдаты прозвали их «черные комиссары», «черная туча», «черные дьяволы». О ком идет речь? Где румыны могли с ними встретиться?(3 балла)

  13. Сколько раз переходил из рук в руки знаменитый Мамаев курган (одна из высот Волгограда) (1 балл)

  14. Как называлась операция по освобождению Смоленска? Когда город был освобожден от гитлеровцев? (2 балла)

  15. Сопоставьте события и имена героев. (5 баллов)

А) П.М. Гаврилов;

А) воздушный таран;

Б) Н.Ф. Гастелло;

Б) героические бои на подступах к Москве;

В) Г.К. Жуков;

В) укрепление обороны Ленинграда;

Г) В.Г. Клочков;

Г) героическая оборона Севастополя;

Д) Ф.С. Октябрьский.

Д) героическая оборона Брестской крепости.




  1. Расположите события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в хронологической последовательности. (6 баллов)

  • «Рельсовая война»

  • Бои за «Дом Павлова»

  • Решение союзников о распространении системы ленд-лиза на Советский Союз

  • Начало осуществления операции «Багратион»

  • Первый залп «Катюши»

  • Первое исполнение Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича

  1. По плану Гитлера море должно было возникнуть на месте советского города: (1 балл)

А) Киева

Б) Москвы

В) Смоленска.

  1. 22 июня 1941 г. на рассвете немецко-фашистские войска вторглись в пределы СССР. Кто в полдень выступил по радио с обращением к народам СССР: (1 балл)

А) И.В. Сталин

Б) В.М. Молотов

В) К.Е. Ворошилов

Г) Г.К. Жуков

  1. Верховным главнокомандующим Красной Армии в годы Великой Отечественной войны являлся: (1 балл)

А) Г.К. Жуков

Б) С.К. Тимошенко

В) И.В. Сталин

Г) К.Е. Ворошилов

  1. Осенью 1941 г. часть советских войск под Брянском и Вязьмой попали в окружение, но продолжала сражаться. Общее руководство окруженными войсками осуществлял генерал: (1 балл)

А) М.Ф. Лукин

Б) М.Г. Ефремов

В) Д.Г. Павлов

Г) И.С. Конев

  1. Ставшие общеизвестными слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» – были сказаны: (1 балл)

А) Г.К. Жуковым

Б) В.Г. Клочковым

В) И.В. Панфиловым

Г) И.В. Сталиным

  1. Обороной Москвы руководил: (1 балл)

А) А.М. Васильевский

Б) Г.К. Жуков

В) К.К. Рокоссовский.

  1. Пробный боевой залп советской реактивной артиллерией («катюша») был дан: (1 балл)

А) 25 июня 1941 г. в районе Луцка

Б) 14 июля 1941 г. под Оршей

В) 12 сентября 1941 г. под Ленинградом

  1. Главный итог Московской битвы (1 балл)

А) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования

Б) был сорван план «молниеносной войны»

В) был открыт Второй фронт в Европе.

  1. План контрнаступления советских войск под Сталинградом имел кодовое наименование: (1 балл)

А) «Тайфун»

Б) «Цитадель»

В) «Уран».

  1. Прорыв блокады Ленинграда произошел в: (1 балл)

А) в январе 1943 года

Б) в июле 1943 года

В) в январе 1944 года

  1. В сражении на Курской Дуге командование войсками Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов осуществляли: (1 балл)

А) К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, М.М. Попов, И.С. Конев

Б) Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, М.М. Попов

В) И.С. Конев, С.М. Буденный, А.И. Еременко, Г.К. Жуков

Г) Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин

  1. Летчик, ставший прообразом героя романа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В боях под Орлом, он был ранен, потерял обе ноги, но вернулся в строй: (1 балл)

А) А.К. Горовец

Б) Н.Ф. Гастелло

В) В.В. Талалихин

Г) А.П. Маресьев.

  1. Главное значение Курской битвы: (1 балл)

А) закреплен окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования

Б) положено начало формированию антигитлеровской коалиции

В) укрепился международный авторитет СССР

  1. 5 августа 1943 года в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь: (1 балл)

А) освобождения Харькова

Б) прорыва блокады Ленинграда

В) освобождения Орла и Белгорода

  1. «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву», - писал в своих воспоминаниях Маршал Победы: (1 балл)

А) К.К. Рокоссовский

Б) Г.К. Жуков

В) А.М. Васильевский

Г) И.С. Конев.

  1. Работа с документами. (до 15 баллов)

Документ 1.

Из воспоминаний начальника штаба Приморской армии Н.И. Крылова

«После падения Керчи … севастопольцы снова остались в Крыму одни, как в ноябре сорок первого. Только наш пятачок был теперь меньше, теснее, а соотношение сил еще менее благоприятно, как и обстановка на море, связывающем нас с Большой землей.

^ И уже не могло быть никаких сомнений в том, что впереди новый, решающий штурм Севастополя…

Третью неделю длится вражеский штурм… 21 июля в частях осталось по 10-20 снарядов на тяжелое орудие, по 60-70 на 76-миллиметровые. За следующие три дня мизерный запас еще сократился… Каждый снаряд – драгоценность!

^ Судьба Севастополя решается на море: прорывать вражескую блокаду все труднее даже лучшим боевым кораблям…

В ночь на 30 июня на коротком совещании у командарма генерала И.Е. Петрова командиры в нескольких словах докладывают о состоянии соединений, частей. В дивизиях в среднем по 300-400 человек, в бригадах – по 100-200. плохо с боеприпасами… Всем понятно, что наступает конец Севастопольской обороны. Но разговор идет обычный, будничный – о позициях, которые надо удержать завтра. Командарм дает ориентировку на дальнейшее – держать в кулаке наличные силы, драться, пока есть чем, и быть готовыми разбить людей на небольшие группы, чтобы пробиваться туда, куда будет указано, или по обстановке…»

Вы ознакомились с документом. Поясните, в чем заключались особенности обороны Севастополя? Когда и почему город был оставлен советскими войсками?

  1. Напишите эссе на тему «Подвиг героев будет жить вечно». (30 баллов)



^ Викторина по истории,

посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России.

5-8 классы


  1. Вставьте пропущенные слова. (до 17 баллов)

Важнейшим стратегическим объектом в наступательных планах вермахта была ___________ . Захватить ее должно была _____________. Наступательная операция по взятию _________ называлась «_________». Для ее проведения были созданы три ударные группировки. Две из них должны были огромными клешнями охватить ___________ с севера и юга и отрезать ее от тыла страны, а третья, центральная группировка – нанести удар непосредственно на ____________. Наступление началось _________силами южной группировки противника, действовавшими в направлении __________против войск Брянского фронта. Центральная и северная группировки немецких войск перешли в наступление ________. Регулярные части Красной Армии и дивизии народного ополчения оказались __________ в двух огромных котлах окружения в районах ______________ и _____________. К ____________ гитлеровцы захватили города ___________. В _________, после небольшой паузы, немецкие войска перешли в наступление на ___________. Используя значительное превосходство в живой силе, танках и артиллерии, гитлеровцы прорвались к ___________.

  1. За какие заслуги городам присваивается звание «Город воинской славы»? (1 балл)

  2. Какой город-герой ни разу за всю историю своего существования не был занят вражескими войсками (2 балла)

  3. Кто руководил героической обороной Севастополя в 1941-1942 годах? (до 3 баллов)

  4. Какой город-герой стал побратимом английского города Ковентри? (2 балла)

  5. Укажите сроки сражения за Смоленск? Каковы его итоги? (5 баллов)

  6. Как назывались газеты, издававшиеся минскими подпольщиками во времена оккупации гитлеровцами? (3 балла)

  7. Сколько караванов союзников принял Мурманск в годы войны? Когда прибыл первый караван союзников? (3 балла)

  8. Как называлась операция, в ходе которой была освобождена Керчь? Когда это произошло? (2 балла)

  9. Этот город воинской славы, известный с 1135 года, находится на знаменитом пути «из варяг в греки». Здесь торговый люд перетаскивал свои суда из речки Городенки в речку Ламу. (1 балл)

  10. Как назывался фильм, который снимали немецкие кинооператоры во время штурма Брестской крепости? (1 балл)

  11. Кто написал эти слова: «Родина моя, земля русская! Я, сын Ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце. Истреблял врагов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Моряки-черноморцы! Держитесь крепче… Клятву воина я сдержал!» (2 балла)

  12. Его называли «лучшей стратегической головой третьего рейха». Во время войны он командовал 11-й немецкой армией. Является автором книги, в которой описал боевые действия в Крыму. О ком идет речь? Как называется эта книга, написанная в английской тюрьме? (3 балла)

  13. В каком городе-герое находится исполнительный комитет Содружества независимых государств (СНГ). (1 балл)

  14. Когда и где впервые отступила прославленная 45 немецкая дивизия? (2 балла)

  15. Сколько районов Тулы не были захвачены врагом? (1 балл)

  16. Как называлась 186-я стрелковая дивизия, сформированная из мурманчан. (1 балл)

  17. Какой оборонительный объект в Сталинграде в донесениях значился «высота 102»? (1 балл)

  18. Около трехсот захватчиков нашли свою смерть от метких выстрелов этой отважной девушки. Слава о грозном снайпере прокатилась по всем участкам Севастопольской обороны. За ней гитлеровцы устраивают охоту, тем кто ее уничтожит обещают награду. Лучшие снайперы 11-й армии часами лежали в секретах, выслеживая «севастопольскую валькирию». Но безрезультатно. С делегацией советской … она ездила в Америку. На митинге, на заводе Форда в Детройте громко и четко сказала «Американские парни! До каких пор вы будите прятаться за юбки русских девушек?». О ком идет речь? (3 балла)

  19. На личном счету этого летчика – истребителя, героя Советского Союза 46 сбитых самолетов противника. За один вылет он неоднократно сбивал по 3-4 самолета противника. Благодарные одесситы назвали в честь него одну из улиц, которая сейчас пересекает проспект, в годы войны служивший аэродромом. О ком идет речь (2 балла)

  20. В Севастополе бессмертный подвиг совершили пять отважных моряков-черноморцев во главе с политруком Н.Д. Фимченковым. О каком подвиге идет речь? Назовите остальных героев. (5 баллов)

  21. Сопоставьте события и даты. (5 баллов)

А) оборонительный период Сталинградской битвы

А) 5 – 23 июля 1943 г.

Б) контрнаступление советских войск под Сталинградом

Б) 12 июля – 23 августа 1943 г.

В) оборонительный этап Курской битвы


В) 17 июля – 18 ноября 1942 г.

Г) наступательная операция Красной Армии в районе Курска

Г) 23 июня – 29 августа 1944 г.

Д) Белорусская операция

Д) 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г.




  1. Немцы подразделяют жертвы второй мировой войны на четыре категории: солдаты; гражданские лица, погибшие во время бомбардировок; жертвы массовых уничтожений (без уточнения где и как) и перемещенные лица. Насколько объективна такая классификация жертв второй мировой войны? (до 3 баллов)

  2. Во время оккупации Севастополя выходили листовки подписанные аббревиатурой КПОВ ТН. Расшифруйте ее. (1 балл)

  3. Славную страницу в летопись обороны Москвы вписали Наталья Ковшова и Мария Поливанова. За какой подвиг они посмертно удостоены звания Герой Советского Союза? (2 балла)

  4. Приказы Верховного Главнокомандующего в ознаменование побед Советских Вооруженных Сил над немецкими захватчиками Всесоюзное радио передавало из Москвы 375 раз. И лишь в этот день, единственный раз за всю войну, эта традиция была нарушена. О каком событии сообщило радио? Когда и где это произошло? (3 балла)

  5. В ходе какого сражения родилась советская гвардия? Какие части, когда и за что были удостоены этого звания? (4 балла)

  6. «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». О ком пишет генерал В.И. Чуйков? Представители каких народов обороняли этот дом? Как называется этот дом сейчас? (5 баллов)

  7. Отрывок из листовки (адресованной) защитникам Сталинграда «…Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он поднес концы проводов в рот и крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах». Назовите имя героя. (1 балл)

  8. Впервые во второй мировой войне немецкие войска вынуждены были перейти к обороне в сражении: (1 балл)

А) под Смоленском 30 июля 1941 года

Б) за Киев 11 сентября 1941 года

В) за Одессу 16 октября 1941 года

  1. В 1941 г. советские войска успешно провели (1 балл)

А) сражение под Вязьмой (октябрь)

Б) Тихвинскую операцию (ноябрь-декабрь)

В) Ростовскую операцию (ноябрь-декабрь)

Г) сражение под Ельней (август-сентябрь)

Д) Киевскую операцию (июль-сентябрь)

  1. Назовите причину отсутствия в советском мобилизационном плане раздела об эвакуации людей и предприятий: (1 балл)

А) в основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны

Б) включение подобного пункта могло быть воспринято как запланированное отступление

В) это были происки врагов народа.

  1. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось: (1 балл)

А) 18 декабря 1942 г. в районе г. Котельниково

Б) 12 июля 1943 г. в районе пос. Прохоровка

В) 17 августа 1943 г. на Сицилии.

  1. Значение Сталинградской битвы: (1 балл)

А) развеян миф о непобедимости германской армии

Б) положен конец наступательным операциям вермахта

В) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны

  1. 13 декабря 1941 г. по радио прозвучало сообщение: «Войска нашего Западного фронта, измотав противника, перешли в контрнаступление». Командующим Западным фронтом, оборонявшим Москву, являлся: (1 балл)

А) Г.К. Жуков

Б) С.М. Буденный

В) А.И. Еременко

Г) М.Г. Ефремов

  1. За повесть «В окопах Сталинграда» был удостоен Сталинской премии, а позднее выслан из СССР за диссидентскую деятельность ее автор: (1 балл)

А) Б.Л. Пастернак

Б) А.И. Солженицын

В) В.П. Некрасов

Г) А.А. Фадеев.

  1. Кто руководил действиями советских войск по ликвидации окруженной группировки немецких войск в Сталинграде: (1 балл)

А) В.И. Чуйков

Б) К.К. Рокоссовский

В) Р.Я. Малиновский

  1. Когда немецкие войска впервые во второй мировой войне получил директиву о переходе к обороне: (1 балл)

А) 30 июля 1941 г. во время сражения под Смоленском

Б) 11 сентября 1941 г. в период сражения за Киев

В) 16 октября 1941 г. во время битвы за Одессу

  1. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за операцию по: (1 балл)

А) освобождению Орла

Б) форсированию Днепра

В) освобождению Киева

  1. Музыка этого композитора поднимала моральный дух блокадного Ленинграда, а его Седьмую симфонию называют «Хроникой войны». Это композитор: (1 балл)

А) А.И. Хачатурян

Б) В.И. Мурадели

В) Д.Д. Шостакович

Г) С.С. Прокофьев

  1. Символичный меч освобождения от фашизма Родина-мать подняла в Сталинграде, а советский воин со спасенным ребенком на руках опустил меч в Берлине. Такой смысл вкладывал в свои известные произведения скульптор: (1 балл)

А) Э.И. Неизвестный

Б) Е.В. Вучетич

В) В.И. Мухина

Г) С.Т. Коненков

  1. Академик, главный хирург Красной Армии. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил с 65 до 25% снизить смертность среди раненых в годы Великой Отечественной войны: (1 балл)

А) И.П. Павлов

Б) Н.Н. Бурденко

В) Н.И. Пирогов

Г) И.И. Мечников

  1. Авиаконструктор, создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 («летающий танк»): (1 балл)

А) А.Н. Туполев

Б) Н.Н. Поликарпов

В) А.С. Яковлев

Г) С.В. Ильюшин

  1. Работа с документами (15 баллов)

Факты

  1. Патриарший местоблюститель Сергий за первые два года войны выпустил 23 послания о даровании русскому народу победы. По его предложению верующими были собраны средства на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского.

  2. 4 сентября 1943 года Сталин принял в Кремле митрополита Сергия и двух других высших иерархов Русской Православной церкви. Он высказал одобрение патриотической деятельностью духовенства и верующих Православной церкви и дал согласие на избрание Патриарха Московского и всея Руси.

Документ 1.

Из обращения митрополита Московского и Коломенского,

главы Православной церкви в России Сергия 22 июня 1941 г.

Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить народ на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему отечеству.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может…

Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника.

Документ 2.

Из решения Поместного собора Русской Православной церкви

«Осуждение изменников вере и отечеству» 8 сентября 1943 г.

Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик – лишенным сана.

Вы ознакомились с фактами и документами. Объясните, как и почему изменилось отношение советского государства к Православной церкви? В чем заключался вклад Православной церкви в общую победу советского народа над врагом?

  1. Напишите эссе на тему «Этот подвиг будет вечно жить в сердцах…» (30 баллов)


^ Викторина по истории,

посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России.

9-11 классы


  1. Вставьте пропущенные фамилии, цифры и даты. (до 14 баллов)

Контр наступление под Сталинградом началось __________ силами Юго-Западного (командующий генерал ____________) и Донского (командующий генерал ____________) фронтов. ___________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал _____________), прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии в огромном котле между Волгой и Доном. ______________ передовые части этих фронтов соединились в районе города _____________. В котле оказались __________. Чтобы избежать ненужного кровопролития, советское командование предложило _____________. Но ______________. Начались упорные бои за ликвидацию окруженных войск. Грандиозное сражение под Сталинградом закончилось _________. Было взято в плен _________ человек, в том числе _________ генерала, среди которых был __________.

  1. Заполните пропуски по схеме: 1 – название фронта; 2 – дата; 3 – статус города; 4 – название города; 5 – название реки. (до 7 баллов)

Войска _____1_____ фронта в результате стремительно проведенной операции со смелым обходным маневром сегодня ________2_______, на рассвете штурмом овладели _______3_______ городом ________4_______ – крупнейшим промышленным центром и важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу ________5_________. Со взятием _______4____ нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм, имеющий важное значение для изгнания немцев… В боях за освобождение города ______4______ отличились войска генерала-полковника Москаленко, генерал-лейтенанта Черняховского, танкисты генерал-лейтенанта Рыбалко, летчики генерал-лейтенанта авиации Красовского и артиллеристы генерал-лейтенанта артиллерии Королькова.

  1. Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда? (3 балла)

  2. Освобождение Одессы фактически началось до весеннего наступления 3-го Украинского фронта 1944 года. Его начали партизаны и подпольщики Одессы. Назовите командира десантной группы, готовившего одесское подполье к вооруженному выступлению против оккупантов к подходу Красной Армии. (2 балла)

  3. В сентябре 1943 г. минские подпольщики уничтожили палача белорусского народа генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе. Назовите непосредственного исполнителя этой операции. (1 балл)

  4. Залпом артиллерийских орудий 54 береговой батареи 30 октября 1941 г. началась беспримерная эпопея обороны Севастополя, которая продолжалась 250 дней и ночей. Кто был командиром этой батареи? (1 балл)

  5. Кто руководил осуществлением операции «Кольцо». (1 балл)

  6. Он был первым Героем среди черноморских летчиков. За одну неделю он сбил четыре вражеских самолета. Два из них – таранным ударом. В последнем своем воздушном бою 17 ноября 1941 г. он таранил тяжелый бомбардировщик «Дорнье-215». Враг был уничтожен, но истребитель героя потерял управление, летчик погиб. Назовите имя этого героя. (1 балл)

  7. В 18 километрах от Севастополя стоит памятник морякам дзота № 11. Какой подвиг они совершили. Какие слова высечены на памятнике? Кто их автор? (5 баллов)

  8. В августе 1941 года в Брест прибыли Гитлер и Муссолини. Муссолини заметил выцарапанную на стене крепости надпись и попросил её перевести. Когда ему её перевели, он, пораженный, надолго замолчал. Что было написано на стене? (3 балла)

  9. Назовите наступательные операции, проведенные советскими войсками с целью прорыва блокады Ленинграда. В результате какой операции она была прорвана. (5 баллов)

  10. В 1979 г. был снят фильм «Аллегро с огнем», рассказывающий об одном из эпизодов севастопольской обороны. Кто был прототипом главного героя фильма – старшего лейтенанта Ухова? Какой способ разминирования фарватера он придумал? (4 балла)

  11. Когда была учреждена медаль «За оборону Севастополя», и кого ею награждали? (5 баллов)

  12. Этот подвиг, не имеющий примера в истории войн, совершили три разведчика 299-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии Волховского фронта в сражении за Ленинград 29 января 1942 года. В их честь поставили обелиск. Узнайте имена героев. Какой подвиг они совершили? (5 баллов)

  13. Защитники Брестской крепости успели написать один единственный документ – приказ №1. О чем говорилось в приказе? (3 балла)

  14. Кто и где водрузил красное знамя в освобожденном Смоленске? (3 балла)

  15. Вспомните название операции, в результате которой была снята военная угроза над Мурманском? Когда она была осуществлена? (3 балла)

  16. Когда отмечается День Независимости Республики Беларусь? Почему именно в этот день? (3 балла)

  17. 13 августа 1942 г. газета «Красная звезда» написала о подвиге четырех бронебойщиков, отличившихся в боях за Сталинград в районе станицы Клетской. Чем отличились бойцы? Назовите героев. (5 баллов)

  18. «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания. Этот символ сохранится в веках. Надо, чтобы будущие поколения могли воочию увидеть и почувствовать все величие одержанной у Волги победы». Кто является автором этих слов? (1 балл)

  19. Правительственные награды в первые месяцы войны присуждались очень редко. Однако одиннадцать воинов одной из частей, воевавших под Одессой, в 1941 году получили Золотые Звезды Героев. За что? (3 балла)

  20. Это было на 32 день обороны Брестской крепости. 23 июля 1941 года он, раненый и оглушенный, все же успевает бросить в немцев последнюю гранату. Убить этого человека немцы так и не посмели - взяли в плен. О ком идет речь? (2 балла)

  21. «Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!». Кто автор текста этой знаменитой радиограммы? Откуда она была посланной? (3 балла)

  22. Сопоставьте события и даты. (5 баллов)

А) оборонительный этап битвы за Москву;

А) 10 июля – 10 сентября 1941 г.;

Б) наступательный этап битвы за Москву;

Б) 30 октября 1941 г. – 4 июля 1942 г.;

В) Смоленское сражение;

В) 30 сентября – 5 декабря 1941 г.;

Г) оборона Одессы;

Г) 5 августа – 16 октября 1941 г.;

Д) оборона Севастополя.

Д) 5 декабря 1941 г. – 8 января 1942 г..




  1. Специалисты утверждают, что в истории войн не много государств знало благодаря своей разведке столько о планах врага, сколько СССР о Германии в 1941 году. Почему же Сталин, его окружение так мало сделали для готовности к отражению возможной агрессии? (до 7 баллов)

  2. Французский историк Н. Верт, рассматривая историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., пишет: «В ноябре 1941 г. промышленное производство… упало до 52% от уровня ноября 1940 г. Однако по завершении второго этапа эвакуации промышленного потенциала (лето 1942 г.) обозначился явный рост экономических показателей… В конце 1942г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники не только по количеству (2100 самолетов, 2000 танков ежемесячно), но часто и в качественном отношении…» Как же, имея такую исходную точку отсчета, советская промышленность начиная с 1942 г. сумела выпускать военной продукции больше, чем Германия, промышленность которой не претерпела никаких эвакуаций и бомбардировок и на которой работала почти вся Европа? (до 7 баллов)

  3. Расположите в хронологической последовательности следующие события Великой Отечественной войны (6 баллов)

А) Началась срочная эвакуация из Москвы правительственных учреждений, заводов и фабрик

Б) В Москве состоялась конференция представителей СССР, Великобритании и США. Согласно ее решениям на Советский Союз распространялась система ленд-лиза

В) После того, как советская разведка получила сведения о том, что Япония намерена начать военные действия на Тихом океане и воздерживаться пока от нападения на СССР, на запад были переброшены войска из Сибири и Дальнего Востока.

Г) Настоящим восклицательным знаком в завершении этого сражения стала капитуляция войск противника во главе с фельдмаршалом Ф.Паулюсом

Д) Потерю этого города накануне 26-й годовщины советского праздника Великого Октября А.Гитлер оценил как потерю всей Украины

Е) Это было самое крупное танковое сражение Второй мировой войны

  1. Укажите последствия разгрома немецких войск под Москвой: (1 балл)

А) освобождение большей части территории СССР от оккупации

Б) вступление в войну против Германии Великобритании

В) развенчание мифа о непобедимости немецкой армии

Г) срыв немецкого плана молниеносной войны

Д) укрепление антигитлеровской коалиции

  1. Стратегический замысел советского командования в летней компании 1942 года: (1 балл)

А) ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях

Б) уход в глухую оборону по всей линии фронта

В) тактическое отступление к Волге с целью увлечь врага в глубь советской территории

  1. 18 сентября 1941 года решением Ставки Верховного Главнокомандования четыре стрелковые дивизии были переименованы в гвардейские. Сражение, в котором отличились эти дивизии, произошло под: (1 балл)

А) Ельней

Б) Смоленском

В) Ленинградом

  1. Факторами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, были: (1 балл)

А) мужество и героизм советских воинов

Б) просчеты немецкого командования

В) внезапность при проведении контрнаступления

Г) деморализация войск противника

Д) предательство фельдмаршала Паулюса

  1. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации, Председателем которого был назначен: (1 балл)

А) И.В. Сталин

Б) В.М. Молотов

В) А.И. Микоян

Г) Н.М. Шверник

  1. В популярной песне предвоенных лет были такие строки: «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведет». «Первым маршалом» в представлении тогдашнего поколения был: (1 балл)

А) М.Н. Тухачевский

Б) В.К. Блюхер

В) К.Е. Ворошилов

Г) С.М. Буденный

  1. Для руководства боевой деятельности партизан в мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения, который возглавлял: (1 балл)

А) К.Е. Ворошилов

Б) И.В. Сталин

В) П.К. Пономаренко

Г) Л.М. Каганович

  1. В июле 1941 г. военный трибунал приговорил к расстрелу как «истинного виновника неудач, шпиона» и «предателя» командующего Западным фронтом генерала: (1 балл)

А) М.Н. Тухачевского

Б) К.К. Рокоссовского

В) А.А. Власова

Г) Д.Г. Павлова

  1. В годы вся полнота власти в стане была сосредоточена в Государственном Комитете Обороны, который возглавлял: (1 балл)

А) И.В. Сталин

Б) Г.К. Жуков

В) Л.З. Мехлис

Г) С.К. Тимошенко

  1. Наступательная Белорусская операция, разработанная советским высшим командованием, носила кодовое наименование: (1 балл)

А) «Багратион»

Б) «Кутузов»

В) «Полководец Румянцев»

  1. Реализацию плана контрнаступления Красной Армии под Сталинградом выполняли Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты под командованием: (1 балл)

А) Н.Ф. Ватутина, К.К. Рокоссовского, А.И. Еременко

Б) Г.К. Жукова, И.С. Конева, К.К. Рокоссовского

В) К.К. Рокоссовского, Н.Ф. Ватутина, А.И. Еременко

Г) Н.Ф. Ватутина, И.С. Конева, Г.К. Жукова

  1. Советский разведчик, работавший в Японии (кличка – «Рамзай»), еще в 1940 г. сообщил о возможном нападении Германии на СССР. Был арестован и в 1944 г. казнен в Токио. Это разведчик: (1 балл)

А) Р. Зорге

Б) Н. Кузнецов

В) Я Берзин

Г) Ж. Жильбер

  1. Кто из советских военачальников командовал 62-й и 64-й армиями, непосредственно оборонявшими Сталинград: (1 балл)

А) А.И. Родимцев и Д.Д. Лелюшенко

Б) М.Е. Катуков и К.С. Москаленко

В) В.И. Чуйков и М.С. Шумилов

  1. Укажите, какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск: (1 балл)

А) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление

Б) опережающее наступление советских войск

В) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом противника

  1. О подвиге героев 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова в книге «Волоколамское шоссе» рассказал читателям: (1 балл)

А) А.А. Бек

Б) М.М. Зощенко

В) К.М. Симонов

Г) М.А. Шолохов

  1. Кто являлся митрополитом в годы войны (1 балл)

А) Алексий

Б) Сергий

В) Иосиф

Г) Петр

  1. Работа с документами. (15 баллов)

Документ 1.

Из документа немецкого генерального штаба

21 сентября 1941 года

«…б) Сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией…

в) Когда террор и голод в городе сделают своё дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…

г) … весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».

Документ 2.

Из приказа начальника германского военно-морского штаба

29 сентября 1941 года

Совершенно секретно

«Фюрер решил стереть с лица земли Ленинград. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России…

^ Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского обстрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак…

Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. В этой войне…мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города».

Вы ознакомились с документом. Поясните, что было бы гуманнее: решение со стороны советского руководства о сдаче Ленинграда немцам или его оборона ценой огромных жертв?

  1. Напишите эссе на тему «Идет война народная, священная война…». (30 баллов)



Похожие:

Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconВикторина по литературе, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы
Из какого произведения известного севастопольского писателя Г. А. Черкашина этот отрывок? (1 балл)
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconВикторина по искусству, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы
Песня была написана и стала популярной еще до войны, но, соединив в своем названии и оружие и имя девушки, зазвучала по-другому....
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconВикторина по географии, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 5-8 классы
Федерации, на территории или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточённых сражений, защитники Отечества проявили мужество,...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconПомним, гордимся, верим! 3-й фестиваль творческой молодежи городов воинской славы в г. Архангельске
Начиная с 2007 года, когда нашему городу, одному из первых вручили почетное звание «Город воинской славы», мы ежегодно наблюдаем...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconЗаседание «Ярославль город воинской славы»
Единая россия», директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля, член Общественной палаты Ярославской области, член...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconДни воинской славы России в феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России»
В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconЯрославль- особый город в летописи России. 1000 лет
Этот город одна из ярчайших жемчужин в ожерелье Золотого кольца России. Весь его облик пронизан стариной и неповторимым обаянием,...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconКонтрнаступление началось 5-6 декабря 1941 года на фронте от Калинина до Ельца. Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер
День воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconУчащиеся школы – Герои Советского Союза
«Золотая Звезда». Она вручалась вместе с орденом Ленина всем удостоенным звания Героя Советского Союза. За время Великой Отечественной...
Викторина по истории, посвященная городам-героям Советского союза и городам воинской славы России. 1-4 классы iconКонкурс школьных исторических газет. Викторина «Как я знаю историю России?» для учащихся 7-8 классов
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы