Подготовка ребенка к переходу в новую семью icon

Подготовка ребенка к переходу в новую семью




Скачать 151.29 Kb.
НазваниеПодготовка ребенка к переходу в новую семью
Дата23.12.2012
Размер151.29 Kb.
ТипДокументы
источник

Подготовка ребенка к переходу в новую семью.

Сирота в дом – счастье в дом.

Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.

Подготовка ребенка к жизни в семье (к возврату в свою семью или к помещению в новую семью) должна проводиться в течение всего времени пребывания ребенка в стационарных группах детского дома.

Специфика жизненного опыта ребенка, его ожидания от взрослых, надежды и страхи ярко проявляются в повседневном общении, особенностях взаимодействия со сверстниками.

Для большинства людей их жизнь предстает как последовательность событий, каждое из которых имеет свое значение. Психологические травмы, полученные детьми во время жизни в семье, а также разрыв с семьей нередко приводят к тому, что их воспоминания носят хаотический и искаженный характер. Тяжелые события вытесняются из памяти или переиначиваются. Кроме того, ребенок может утратить семью в раннем возрасте, когда его осознанные воспоминания бедны или отсутствуют. Сбор фактов о жизни ребенка, восстановление их реальной последовательности, составление т.н. «Книги жизни» (альбома «истории жизни ребенка») с фотографиями и комментариями, любые материальные свидетельства о прошлом и значимых людях – все это необходимо для нормального формирования идентичности и самосознания. Идентичность можно определить как знание того, их каких разных составных частей состоит наша личность, это принятие себя, с тем, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

«Моя мама была способна воспитывать детей, она меня любила, а виноват во всем папа», - говорит восьмилетняя девочка, подвергавшаяся регулярным избиениям со стороны матери. Оправдание своих родителей и обвинение себя – это поведение жертвы, продолжающей бояться насильника, и одновременно проявление сохраняющейся привязанности. Сочинение неправдоподобных историй или идеализация своих родителей («Моя мама – самая красивая», - искренне может сказать ребенок о спившейся пятидесятилетней бомжихе) – связаны с естественной потребностью детей любить своих родителей и воспринимать их и себя как хороших, потому что ребенок ощущает себя как часть своих родителей (чувство «Я прорастает из чувства «Мы»), - и чем ребенок младше, тем это сильнее. Спорить бесполезно – вы встретите яростное сопротивление.

Так же важным реабилитирующим фактором становятся устойчивые позитивные отношения со взрослыми: принятие и поддержка потенциальных замещающих родителей, возможность контактов с кем-то из кровных родственников (с теми, кто любит ребенка и не опасен для него).

Показателем того, что ребенок готов к помещению в замещающую семью, становится снижение интенсивности невротических проявлений, поведенческая стабилизация, - и, самое главное, высказывания ребенка о его прошлом, причинах перемещения и о том, что сам он не виноват в происходящем. Часто детей волнует вопрос о том, «бывает ли две мамы, и сколько их бывает вообще?». Важно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родством: кровных маму и папу никто «не отменяет», просто, когда родные родители не умеют заботиться о ребенке – это должен сделать кто-то другой, чтобы ребенок мог вырасти. «Потому что есть люди, которые хотят любить какого-нибудь ребенка, и есть дети, о которых некому позаботиться. И очень правильно будет, если они найдут друг друга».

^ Помещение ребенка в замещающую семью.

Потенциальные замещающие родители должны проходить отбор и подготовку. При выборе приемной семьи учитываются специфические потребности ребенка, особенности его личной истории и жизненного опыта, а также встречные ожидания и возможности потенциальных приемных родителей. Общая последовательность может включать в себя следующие шаги:

  • Знакомство потенциальных родителей с данными о детях, которые, по мнению специалистов, внутренне подготовлены к переходу в замещающую семью (критерии – уровень социальной адаптации, снижение эмоционального напряжения и желание самого ребенка);

  • Обсуждение и принятие варианта, а также ближайших планов;

  • Личное знакомство с ребенком, рассказ обо всех членах предполагаемой семьи с показом фотографий, кратковременная совместная деятельность: прогулки, посещение кино, и т.д.;

  • Посещение ребенком семьи в выходные дни;

  • Проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул;

  • Помещение в семью с заключением временного договора;

  • Заключение постоянного договора с замещающими родителями о проживании ребенка в данной семье.

На всех этапах знакомства будущей замещающей семьи и ребенка сотрудники детского дома поддерживают с ними тесный контакт.

Вначале обычным является желание ребенка и потенциальных родителей ускорить процесс перемещения, «опережающий» характер взаимной привязанности (связанный с потребностью в любви и ожиданиями обеих сторон), идеализация и некоторая эйфория. Для работников в такой ситуации важно не поддаться подобным настроениям и выдержать принятую последовательность, т. к. прекращение отношений на этапе знакомства для ребенка менее болезненно, чем возврат из новой семьи. В целом можно сказать, что чем ребенок старше, и чем сильнее он пострадал от взрослых, тем больше требуется ему времени на знакомство и решение о переезде.

Достаточно частым является требование детей отвезти их обратно в детский дом в первые дни после постоянного размещения. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, стремление сохранить контроль над ситуацией («я решаю, где мне быть» - потребность в безопасности), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок мог соскучиться по людям, которые заботились о нем. Можно посоветовать приемным родителям, уточнить у ребенка, хочет ли он съездить в гости или «насовсем», потом предложить до утра, а утром сказать, что «теперь твой дом – здесь, и мы хотим, чтоб ты жил с нами, но удерживать тебя насильно не станем». Если ребенок маленький, ему достаточно просто сказать: «Ты теперь живешь с нами, и мы тебя никому не отдадим, а в детский дом съездим через несколько дней, чтобы навестить твоих друзей и показать им твои фотографии».

^ Работа с родителями

Взаимодействие с родителями ребенка предполагает контакты с кровными родственниками и патронатными воспитателями.

Знакомство с родственниками позволяет получить дополнительную информацию о ребенке, его истории. В числе близких может оказаться кто-то, кто способен взять этого ребенка на попечение – такие варианты рассматриваются в первую очередь и считаются предпочтительными, поскольку ребенок остается частью своей семьи. В некоторых случаях возможен возврат ребенка к родителям (если отобрание временное или в семье есть ресурс для восстановления в правах). Ребенок может хотеть встреч со своими родными и испытывать потребность в сведениях о своей семье и своем прошлом – и тогда наша задача – обеспечить физическую и психологическую безопасность этих контактов.

Для формирования здоровой идентичности человеку необходимо знать, откуда он взялся и каковы его корни.

Очень распространен такой подход: «Зачем старое ворошить, пусть ребенок все забудет». Но если ребенок попал в семью в возрасте 3-х лет – он уже имеет какие-то воспоминания о прошлом. И чем старше дети при попадании в замещающую семью – тем больше у них вопросов. Самостоятельно или вместе с нами – в любом случае они будут искать ответы. Помощь в поиске положительного и в осмыслении и переработке отрицательного опыта своей семьи ребенок может получить только от взрослых, которые находятся рядом с ним – и для нас это шанс стать ему ближе.

^ Работа с поведением ребенка.

Это направление при подготовке ребенка к переходу в новую семью является очень важным. В области воспитания нет современных методик. Доброта, сочувствие, сопереживание не в моде. К тому же вербальный диктат «правильно – неправильно, не делай так» в основном не проходят. И даже если дети соглашаются выполнять определенные требования, правила, они потом не воспроизводят их в самостоятельном поведении. Правильные поступки, поведение детей формируется по подражанию человеку, имеющему у них авторитет.

На эмоциональном уровне ребенок испытывает различные расстройства привязанности. Пережив раннее отделение от матери, независимо от того, помнит он об этом или нет, ребенку трудно вступать в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих и интерпретирует ее как враждебную. Поэтому в его поведении наблюдаются различные агрессивные проявления. К ним относится, и стремление ни в чем никогда не признаваться, даже в очевидном. Ребенок склонен винить себя в превратностях судьбы, считать, что именно его «плохие» качества привели к тому, что с ними что-то случилось. В результате в его поведении могут появляться элементы мазохизма, он может обижать других или действовать вызывающе, тем самым, провоцируя наказания или ответную агрессию. Особенно часто это начинает проявляться, когда ребенок пытается сформировать привязанность к принимающей семье. Он начинает испытывать чувство вины за предательство «своих», гнев на приемных родителей, провоцировать их на наказания, поддерживая этим фантазию о собственных идеальных родителях. Желая вернуть потерянную любовь, ребенок пытается взять что-то ценное для другого. Есть мнение, что если ребенок строит удовлетворяющие его отношения в семье, то он может пройти через ситуацию воровства в семье; если отношения отличаются холодностью, он активно начинает воровать у других взрослых, например, у учительницы.

Дети, пришедшие в детский дом, ведут себя так же, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них лгали, воровали, чтобы выжить. Они искренне считают, что такое поведение совершенно нормально. Если не изменить поведение детей, они сами не достигнут в жизни успеха, и будут мешать другим детям изменяться, добиваться большего. Мы понимаем, что плохое поведение губительно для ребенка. Чем хуже он себя ведет, тем больше накапливается стресс. А значит ребенок – продолжает искать выход для своего негативного внутреннего состояния. Поведение становится еще хуже, а ребенок удовлетворяет свои потребности в самовыражении, добиваясь внимания к себе, проявляя силу, контролируя других. Часто не все знают, как поступать в такие острые моменты.

Многие наши дети выражают в агрессивном поведении свою злость или несогласие, иногда давая ужасный срыв. Чаще это наблюдаются в переходный период, когда ребенок уже отвык от старых способов реагирования на вещи, но не приобрел новых навыков общения и поведения. При требовании к ним сделать правильный выбор, они испытывают большие затруднения. Самооценка, чувство собственного достоинства и значимости сильно занижены, единственный способ компенсировать их – это заставить окружающих играть по своим правилам.

С целью научения детей хорошему поведению нужно включать детей в новые отношения, показать ценности, имеющие значение, а также повысить самооценку детей. До сих пор выводы о правилах жизни дети делали из конкретных ситуаций поведения их родителей и своих собственных. Эти правила были простые: соврешь – похвалят, украдешь – получишь свою долю и т.д. Придя в детский дом, дети повторяют такое поведение в расчете получить одобрение. Скоро они понимают, что такое поведение не одобряется. Но так как такое поведение раньше удовлетворяло потребности ребенка, то он не отказывается от него, пока не получает другого способа удовлетворить свои потребности.

Большую помощь оказывает четкое понимание не только проблемы ребенка, но и знание способов желательной замены такого неприемлемого поведения. В данном случае роль воспитателя огромна: он может оценить, что нужно ребенку, чтобы изменить свое поведение. Одним детям не хватает обычных жизненных навыков, знаний о том, как нужно добиваться желаемого, другим нужны тренировки и закрепление навыков правильного поведения.

Методы обучения бывают разные: это и разъяснения, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов, это может быть пример правильного поведения других детей и взрослых, это и специальные игры, в которых ребенок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Похвала, одобрение со стороны взрослых ускоряют процесс овладения хорошим поведением. Часто дети специально стараются это продемонстрировать, чтобы взрослые увидели и отметили. Но не всегда изменения происходят быстро и легко. Особенно подростки испытывают большие сложности с освоением новых правил: прийти вовремя, не курить, не сквернословить, не драться и т.п. Иногда помогает заключение контрактов с подросткам на обучение правильному поведению, а также применению логических естественных последствий для поддержания дисциплины и порядка (порвал– зашей, насорил – подмети, нагрубил – извинись).

Важное значение для предупреждения плохого поведения имеет профилактическое обучение, которое используется перед новыми ситуациями, которые раньше вызывали затруднения, с которыми он не смог справиться в прошлом. Проводить такое обучение лучше всего перед ситуацией, т.к. впрок дети обучаются плохо, репетируют различные последствия, вытекающие из невыполненного данного правила. Частое использование этого метода и последовательности помогает детям преодолевать плохое поведение.

Когда ребенок научился правильно себя вести, нужно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Причем важно не только выражать свое одобрение, но и выделять самое удачное в поступке.

^ О программе подготовки ребенка к переходу в новую семью.

Социализация детей, лишенных родительского попечительства, проходит таким образом, что у ребенка формируется негативный образ взрослого. И вырастая, эти дети повторяют деструктивную модель семьи своих родителей. Суть социальной реабилитации заключается в том, чтобы вернуть или воссоздать способности ребенка к жизни и адаптации в социуме, обеспечить условия для принятия и понимания ребенком законов социального мира и помочь ему найти и занять свое, соответствующее развитию его личности месту в обществе. Однако если рассматривать социализацию только как процесс формирования социальных умений и навыков, она окажется невостребованной, потому что мы «социализируем» ребенка под «свой» социум, а его жизнь проходит совершенно в другом мире. Возвращаясь в свою среду, ребенок возвращается и к прежним социальным навыкам. Поведение ребенка зависит от того, как он видит и воспринимает мир и себя в этом мире. В то же время социальная, эмоциональная и интеллектуальная депривация, как правило, имеющая место всегда, и приводит к формированию негативной Я-концепции. Причем важная особенность таких детей – отсутствие ресурсов, чтобы еще раз пережить негативное отношение к ним родителей или их исчезновение из жизни ребенка.

Работу с такими детьми можно строить на внутренних ресурсах, не связанных с семьей. Основная цель подготовки ребенка к переходу в замещающую семью – помочь ребенку в формировании позитивного образа взрослого и позитивного самоотношения через специальным образом организованное взаимодействие со взрослыми.

Подготавливать ребенка к переходу в замещающую семью нужно не тогда, когда его уже выбрали приемные родители, а с момента поступления в учреждение. Сама по себе эта работа терапевтична и способствует его социализации и реабилитации.

Работа по данной программе направлена на развитие и формирование:

  • позитивной мотивации общения,

  • уверенности в себе,

  • внимания к другим людям;

  • базового доверия;

  • снижение тревожности;

  • создание ситуации успеха;

  • навыков бесконфликтного взаимодействия;

  • положительного образа другого человека;

  • навыков совместной деятельности;

  • эмоциональной и социальной компетенции;

  • навыков ролевого поведения в различных ситуациях;

  • представлений о семье, создание позитивного образа родителей.


Материалы для групповой работы по подготовке ребенка и семьи к замещающей семейной заботе.

Упражнение «Линия времени».

Упражнение выполняется в кругу семьи. Для этого необходимо иметь ватман, набор фломастеров, карандаши, линейку.

Ведущий договаривается, что «линия времени» пройдет слева направо. На листе должно получиться две линии прошлого (семьи и ребенка), которые сходятся в точке «настоящее и, превращаясь в одну линию, устремляются к точке «будущее».

Затем на листе бумаги делаются разметки: «прошлое» – «настоящее» – «будущее». Сначала ребенку предлагается провести линию прошлого. Она должна начинаться с того момента, который соответствует наиболее ранним воспоминаниям ребенка. Точка отсчета обозначается на бумаге каким-либо символом или словом. Затем ребенок отмечает на линии прошлого вехи своей жизни. Когда основные вехи обозначены, ребенка просят детализировать свои представления о прошлом, настоящем и будущем, дополняя рисунок новыми зарисовками, символами и надписями.

Члены семьи рисуют общую линию (вехи судьбы семьи). Так же, как и ребенок, они детализируют свои представления, рассказывая о прошлом, говоря о том, что они переживают в настоящем (готовятся принять ребенка), и о будущей совместной жизни.

Процесс движения по «линии времени» может быть представлен путем перемещения членов малой группы вдоль этой линии. Для этого «линию времени» чертят на полу. Сначала вдоль линии прошлого проходит и останавливается в настоящем ребенок, затем – члены семьи. В точке настоящего они встречаются, затем вместе продолжают путь вдоль линии будущего. В процессе движения каждый вспоминает разные этапы жизни, говорит о проблемах настоящего этапа и будущего.

Упражнение можно дополнить рассматриванием фотографий семьи, ребенка.

^ Упражнение «Рисунок будущего дома».

Используются вылепленные из теста фигурки членов семьи и будущих приемных детей, игрушки, изображающие транспорт, листы ватмана, цветные маркеры.

В малой группе члены семьи рисуют пространство своей квартиры в разрезе. Квадраты и прямоугольники разного размера обозначают комнаты, окна, двери. Будущих приемных детей просят их раскрасить. Затем «расставляется» мебель и другие предметы интерьера. Дети снова раскрашивают. На листе бумаги рисуется путь из учреждения до дома, где живет семья. При помощи игрушечных транспортных средств и кукол из теста проходится этот путь. Обращается внимание на особенности местности, здания и т.д., которые встретятся по пути. Затем фигурки «приезжают» домой, и расставляются в соответствии с пространством каждого. Члены малой группы играют в семью. Затем можно обсудить чувства, вызванные игрой.

^ Упражнение «Работа над планом квартиры».

Распределение пространства играет большую роль, как в жизни всего человечества, так и отдельной семьи. Войны и политические конфликты, семейные ссоры и обиды, ощущение принадлежности к семье или исключение из нее связаны с распределением территории. Ребенок, который воспитывался в сиротском учреждении, плохо ощущает границы между собой и другими людьми. Это порождает множество проблем в его отношениях с другими. Он может легко взять чужую куртку, потому что действительно плохо осознает, что она принадлежит другому, оккупировать пространство, уже давно занятое кем-то из членов семьи, что может вызвать конфликт. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка, как и у других членов семьи, было собственное пространство, «свое место» в доме, которое бы устраивало его и других. В понятие «свое место» входит и место за столом, и место для его вещей, и собственная кружка, т.е. все, что позволяет ребенку ощутить собственное место в семье.

Затем проводится обсуждение плана квартиры. Семья представляет план своей квартиры, на котором отражены пространственные предпочтения каждого члена семьи и отмечено пространство для приемного ребенка. Очень важно, чтобы семья осознала собственные реакции на включение в пространство нового члена семьи.

^ Упражнение «Семейные нормы и правила».

Пытаясь войти в семью, ребенок-сирота сталкивается, прежде всего, с барьером из семейных правил и норм, которая нередко и сама семья крайне слабо осознает. Поэтому одним из направлений подготовки семьи и ребенка к совместной жизни должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм. Семейные нормы и правила – это те основания, на которых строится жизнь семьи. Отсутствие норм и правил – это хаос, который представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. В хаотичных семьях вырастают подростки с серьезными нарушениями поведения. Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главным источником обид и конфликтов.

Семьи зачитывают составленный перечень правил, норм, ритуалов, принятых в семье. Участники записывают в два столбца правила, которые, с их точки зрения, способствуют или препятствуют эффективному приему.

^ Ролевая игра «Письмо».

Цель: показать, почему так важно с уважением относиться к информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранить.

  • Дайте каждому участнику листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

  • Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.

  • После того, как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

  • Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт.

  • Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и посмотреть на него, но не открывать. Теперь предложите им обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом с ним.

  • Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы выяснить их реакции, но не сразу вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам, задайте вопросы: «Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?», «Что вы чувствуете, когда ваша информация может быть прочитана другим человеком?»

  • Объясните группе, что вы в действительности не собирались позволять открывать конверт, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

  • Затем пообещайте группе, что позднее вы выбросите конверты. Сделайте паузу, чтобы проверить реакцию участников, а затем скажите, что вместо этого, по вашему мнению, будет лучше, если вы их вернете каждому. Передайте конверты участникам и попросите их убедиться, что каждый берет назад именно свой конверт.

  • Удостоверьтесь, что все конверты, в самом деле, возвращены.

Обсуждение.

-Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?

-Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

-Каково вам было при мысли, что вашу информацию могут выбросить?

При обсуждении охватите следующие положения:

  • Воспоминания детей и подростков так же важны для них, как и та информация, которую участники написали на своих карточках.

  • Чтобы сохранить информацию, взрослые должны относиться к ней с большим уважением.

  • Иногда дети и подростки приходят в семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться нам совсем бесполезными, но для ребенка они, могут являться единственным связующим звеном с его прошлым.

  • Рекомендуется создавать архив ценных для ребенка вещей, фотографий, рисунков, воспоминаний и т.д., пополняя его на протяжении всего времени.


Все вышеперечисленное помогает решать одну из задач подготовки ребенка к переходу в замещающую семью – помогает сохранить детям и подросткам ощущение собственной идентичности. Это означает, что каждый взрослый должен проявлять особенную заботу об этом.








Похожие:

Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconПлан мероприятий по переходу на нормативное финансирование и новую систему оплаты труда. Подготовить необходимые локальные акты и штатное расписание в рамках перехода на новую систему оплаты труда
«О переходе на новую систему оплаты труда муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная...
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconЗаявление гражданина о выдаче заключения о возможности временной передачи ребенка(детей) в семью
Жилищные условия, состояние здоровья и характер работы позволяют мне временно взять ребенка (детей) в свою семью
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconПриложение №1 к приказу от 27. 10. 2008 г. №27 план мероприятий по переходу на новую систему оплаты труда работников моу «Верх-Суетская средняя общеобразовательная школа»
Провести заседание Совета школы о переходе на новую систему оплаты труда в учреждении
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconВиды семейного устройства детей и их отличия
Большинство их потом не могут найти себя в жизни, создать семью, стать полноценными членами общества. Единственный шанс для оставленного...
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconКаждый ребенок имеет право на любящую семью
Если Вы имеете возможность и желание помочь этим детям, если решили принять на воспитание в свою семью ребенка – сироту, обращайтесь...
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconКак выбрать форму семейного устройства
России более 260 000 детей проживают в сиротских заведениях, лишенные заботы родных и близких. Большинство их потом не могут найти...
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconТест «Моя семья»
Методика этого тестирования такова: в начале теста детям предлагается нарисовать свою семью в любом составе и в любом месте. Сначала...
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconПодготовка ребенка к школе
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconАнкета гражданина, желающего принять ребёнка на воспитание в свою семью
Заключение о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) подготовлено
Подготовка ребенка к переходу в новую семью iconПлан-алгоритм подготовки ребёнка к устройству в замещающую семью
Оценка состояния здоровья, разработка рекомендаций по дальнейшему медицинскому сопровождению (на ближайшие 6 месяцев)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы