Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» icon

Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса»




Скачать 381.79 Kb.
НазваниеЯрославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса»
страница1/2
Дата15.12.2012
Размер381.79 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2


Организация деятельности по здоровьесбережению участников образовательного процесса




Ярославский муниципальный район

2009 год


Занятие № 1.

Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса»

Технология составления расписания на валеологической основе.

Организация формирования у детей навыков здорового образа жизни.

^ Организация работы с семьей для оценки валеологичности УВП.


Подготовила: Лосева Наталья Владимировна,

директор МОУ Леснополянская НШ - ДС им.К.Д.Ушинского,

руководитель высшей квалификационной категории.

1.Знакомство.

Присутствующие выбирают таблички с незаконченными фразами:

Я люблю, когда…

Мое любимое занятие…

Мое увлечение…

Лучше всего у меня получается…

Больше всего мне нравится…

Я люблю заниматься…

В течение определенного времени необходимо закончить фразу.

2. Психологическая установка на работу:

Улыбнитесь друг другу!

Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

( Под тихую мелодичную музыку слушатели повторяют за ведущей)

Я на занятии, сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому ( пауза)

Внимание мое растет. Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно. ( Пауза)

Я хочу учиться! Я очень хочу учиться!

Я готова к работе! Я работаю!

Вот так же необходима психологическая установка на работу и учащимся. Это один из вариантов установки.

3. Нормативно- правовая база обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Нормативно- правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения- это комплекс взаимосвязных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по разным направлениям.

Он состоит из нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровня, а также из организационно- правовых документов образовательного учреждения.

Нормативно- правовые документы федерального уровня:

  • Указы Президента РФ;

  • Федеральные Законы РФ;

  • Постановления Правительства РФ;

  • Приказы, письма МО РФ.

Нормативно- правовые документы регионального и муниципального уровня:

  • Постановления губернатора, администрации Ярославской области;

  • Постановления мэра и решения муниципалитета г. Ярославля;

  • Приказы, письма департамента образования администрации Ярославской области;

  • Приказы, письма управления образования администрации Ярославского муниципального района.



Остановимся на документах, которые определяют здоровьесберегающую деятельность образовательного учреждения:

  • Конституция РФ (РГ 25.12.1993);

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19 марта 2001 № 196 // ВО-2001. № 10;

  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. № 1204 от 19.09.1997 // ВО-1998. № 1;

  • Методические письма МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 № 1561/1415;

  • Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных» СП 2.4.2.782-99 // ОД-2000. № 1-4;

  • Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях от 20.12.2000 № 03-51/64 // ДШ-2001. № 6;

  • О лицензировании образовательной деятельности общеобразовательных учреждений дошкольного и общего образования в части предоставления ими платных дополнительных образовательных услуг. Письмо Минобразования России от 11.12.2001 № 05-51-38ин\24-05// ОвД-2002. № 5;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации // ДШ-2001-№ 1;

  • Федеральная программа развития образования // НО – 1999. № 9;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 20110 года // ОвД-2002. № 7;8;

  • Областная, районная программы развития образования;

  • Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения // ВО-1992. № 11;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ // ВО-1998. № 4;

  • Об утверждении экспериментального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ; Приказ МР РФ от 6 марта 2001 № 834 // ВО-2001. № 8;

  • Федеральный комплект учебников на 2001-2002 уч. год // ВО-2001. № 3;

  • О недопустимости перегрузки обучающихся начальной школы. Письмо МО ПФ № 220 от 22.02.1999 // ВО-1999. № 9;

  • Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период: письмо от 20.04.2001 № 408\13-13 // ВО-2001. № 15;

  • Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Минобразования РФ от 25.03.1994 № 35-М // ОвД-2002. № 2;

  • О реализации прав детей при приме в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Письмо МО РФ № 58-м от 07.06.1994;

  • Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования // ВО-1998. № 10;

  • Образовательный минимум содержания начального общего образования // ВО-1998. № 9;

  • Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования // ВО-1999. № 9;

  • О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы: письмо от 09.08.2000 № 237 / 23-16 // ВО-2000. № 17;

  • Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей: письмо от 31.01.01 390/30-16-приложение 2 //ВО-2001. № 84;

  • Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях: письмо от 21.06.2001 № 480-30-16 // ВО-2001. № 18;

  • Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях. Письмо Минобразования России //ОДвО-2002. № 27;

  • Указание № 579-у от 18.06.1999 «о порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской иной приносящей доход деятельности а также по учету средств , поступающих во временное распоряжение организаций, из Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях» // ОД-2000. № 4;

  • Программа развития школы;

  • Программа воспитательной работы школы;

  • Положение о Совете школы;

  • Правила поведения учащихся школы;

  • Декларация прав учащихся школы;

  • Правила о поощрениях и взысканиях учащихся школы;

  • Договор о сотрудничестве школы и родителей обучающихся.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области, – стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберенающим технологиям выглядит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Актуальность исследования проблемы охраны и укрепления здоровья школьников обусловлены современным состоянием общества, переживающим сложный период социально-экономических преобразований. Изменения затронули все сферы общественной жизни: экономическую, политическую, идеологическую, нравственную.

На Первой Российской Ассамблее «Здоровье народов России» (май 1991г.) были представлены исследования подтверждающие, что «во всех типах и видах учебных заведений реализуются та дидактика и такое содержание образования, которые мешают духовному и физическому развитию личности».

«По данным государственной статистики, на 100 тысяч детей до 14 лет ежегодно приходится около 67 тысяч случаев заболеваний. Ежегодно с 1994 по 1996гг. до 85% выпускников 10-11 классов имели те или иные нарушения здоровья, в том числе хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонение от нормы). В связи с этим и в средней школе одним из важнейших, к огромному сожалению, направлений работы является обеспечение адекватных условий не только для получения образования, но и коррекции нарушений развития, лечения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья» (из выступления министра общего и профессионального образования РФ В.Г.Кинелева 6.01.1997г. на заседании президиума правительства РФ).

Вопросы здоровья изучались М. Поташником, действительным членом РАО, В. Беспалым, академиком РАО, М. Безруких, доктором медицинских наук, зав. лабораторией института возрастной физиологии РАО, Б.Г. Лихачевым и другими.

В книгах Азарова Ю.П., Ямбурга Е.А., Коваленко Б.Н., Ляшенко А.Н., Литвак А.Г., Ермакова В.П., Солнцевой Л.И. опубликованы практические опыты по данной теме. Этот теоретико-методический материал, естественно, во многом не соответствует изменившимся социально-экономическим условиям. Однако, и попыток его переосмысления, выявления идей, подходов, форм и методов решительно не предпринималось.

Очевидно, что общество, стремящееся к демократическому устройству, нуждается в том, чтобы такой мощный государственный институт, как система образования и воспитания, своими действиями способствовала развитию здоровой личности с установкой на здоровый образ жизни. Это и обусловило выбор темы исследования «Деятельность школы по охране и укреплению здоровья учащихся».

В своей работе мы опирались на труды Ермакова В.П., Базарного, Ямбурга Е.А., Литвак А.Г., Солнцевой Л.И., Безруких М., Татарниковой Л.Г., Антроповой М.В., Стрезикозина В.Г., Тихомировой Л.Ф., Басова А.В., а также данные медицинских исследований, наблюдений и анализов медицинских работников школы.

5. Какие условия необходимо создать для сохранения и укрепления здоровья детей?

  1. Режим занятий обучающихся (с учетом удовлетворения двигательной активности).

Человек - существо прямоходящее, только в таком положении его внутренним органам комфортно и свободно. Медики утверждают, что долговременная сидячая поза нарушает психофизическое состояние ребенка, лишает его возможности нормального развития (сколиоз, близорукость..). Детям надо больше времени проводить на ногах, в том числе на уроках.

Необходимо оздоровление сенсорной среды: дети утомляются глядя на углы и квадраты. Стенды, объявления могут быть круглыми, овальными, волнистыми.

  1. Оптимизация учебной психологической и физической нагрузки учащихся.

  2. Составление расписания уроков на валеологической основе.

  3. Валеологически целесообразная организация учебно- воспитательного процесса, урока, его этапов.

  4. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью дифференцированного подхода с учетом этих особенностей.

  5. Преемственность и непрерывность обучения и воспитания учащихся.

Наблюдение биологов и психофизиологов – процесс развития ребенка нелинеен. До 9- 10 лет действительно идет развитие. А дальше точные современные приборы фиксируют явный регресс в работе мозга. Подошел период полового созревания и высокая активность гипоталамуса мешает работе коры мозга. Организм в этот период работает над самым важным.

Учитель продолжает свой линейный нажим, что ведет к дезадаптации ребенка, к срывам, к девиантному поведению.

Часто повторяют фразу Выготского «обучение ведет за собой развитие», но это только часть её, а после запятой «но обучать ребенка можно лишь тому, чему он может обучаться»).

  1. Интеграция деятельности учреждений дополнительного образования и школы.

  2. Изучение адаптации учащихся с целью предупреждения дезадаптантов.

  3. Обучение педагогов.



игры-формулы.


Формула 1. Уверенность в себе.

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз).


Формула 2. Любовь к ученикам.

«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками».


Формула 1. На работу.

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».


Формула 1.1. Игры-формулы в течение рабочего дня. Спокойствие, стабильность.

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».


Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.

«На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всей действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах Ия не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание.

Я не ставлю себя не одну ногу с учениками и не позволяю себе разражаться из-за их грубости или нарушения дисциплины. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует эту силу Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах Я все могу. И я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки… Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я все могу. Я способен к огромным волевым усилиям».


^ Формула 3. Любовь к своей работе.

«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».


Формула 4. Перед сложным разговором. Спокойствие.

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».


^ Формула 5. Снятие волнения и нервного напряжения.

«Мне легко, свободно. Безмятежно счастлив… Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Все тело дышит безмятежным счастьем. Все тело легко, свободно. Безмятежное счастье».


азбука сотрудничества

(статья Михаила Саввы «Власть и НКО: азбука сотрудничества»

журнал «Идеалист: Мир общественных организаций юга России» № 8 2000 г)


^ Правило первое:

«Спускаться легче, чем подниматься» получить одобрение первого лица.


Правило второе:

«Приходите с проработанным решением».


^ Правило третье:

«Показывайте краткосрочную перспективу».


Правило четвертое:

«Начинайте с показа своего взноса в проект».


Правило пятое:

«Просите не деньги, а содействие» просили вас о поддержке проекта.


^ Правило шестое:

«Работайте с властью систематически».


Правило седьмое:

«Аргументируйте чужим успешным опытом» открытость.


Правило восьмое:

«Изучите систему внутренних отношений в структуре, с которой вы собираетесь работать» чтобы избежать конфликты.


  1. Развитие партнерских отношений со всеми структурами, заинтересованными в сохранении здоровья детей.

6.Экспертиза учебного процесса с точки зрения влияния на здоровье учащихся.

1).В первом классе «ступенчатый» режим учебных занятий.

2).Анализ расписания уроков.


^ АНАЛИЗ расписания учебных занятий


№ п/п

Вопросы для анализа

Оценка

Примеча-ние

Рекомен-дации

Соот-ветству-ет

Частич-но соответ-ствует

Не соответ-ствует

1.

Соответствие расписания учебному плану.
















2.

Наличие в расписании в соответствующем объеме учебных предметов и спецкурсов, заявленных в учебном плане.
















3.

Распределение учебной нагрузки по дням недели с позиции педагогической целесообразности:
















3.1.

Наличие в расписании «разгрузочного» дня для учащихся начальных классов.
















3.2.

Наличие сдвоенных уроков в старших классах для проведения лекций, семинаров, практических, лабораторных и самостоятельных работ.
















3.3.

Отсутствие в расписании «нулевых», «седьмых» и далее уроков, целесообразность их планирования.
















3.4.

Учет медико-психологических рекомендаций для коррекционных классов (при наличии).
















3.5.

Равномерность распределения в течение недели часов на развивающие предметы.
















4.

Ознакомление с расписанием урочной и внеурочной деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе родителей.
















5.

Отсутствие потери часов в расписании.
















6.

Соответствие учебной нагрузки в течение одного дня и недели для учащихся разного возраста (6-леток, начальных, основных, старших классов) санитарно-гигиеническим требованиям.
















7.

Соответствие условий проведения факультативных занятий санитарно-гигиеническим требованиям.
















8.

Соответствие выполнения основных режимных моментов (продолжительность уроков, перемен, времени начала и окончания занятий) санитарно-гигиеническим требованиям.


















(пример) Анализ расписания уроков

в 3 классе на 2003-2004 уч.год


Расписание занятий третьего класса соответствует учебному плану: русский язык – 4 ч., литература – 4 ч., риторика – 1 ч., математика – 4 ч., окружающий мир – 2 ч., изобразительное искусство – 1 ч., музыка – 1 ч., физическая культура – 2 ч., трудовое обучение – 2 ч.

Учебные предметы даны в расписании в соответствующем объеме, заявленном в учебном плане. Расписание уроков построено с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Во вторник и среду учащиеся имеют наиболее устойчивую дневную работоспособность, поэтому в эти дни включены уроки с наибольшим баллом сложности (вторник – 33 балла, среда – 29 баллов).

В пятницу во второй половине дня проводится факультативное занятие по информатике.

В расписании низкая учебная нагрузка (26 баллов) соответствует понедельнику и четвергу (22 балла), т.к. уровень умственной работоспособности в эти дни остается низкой.

В расписании при пятидневном обучении 1 и 2 уроки – наиболее трудные предметы (литература, математика, русский язык), так как в эти часы у школьников отмечается наиболее высокий уровень продуктивности умственного труда.

В четверг второй урок – физкультура. Такое несоблюдение требование к составлению расписания уроков объясняется отсутствием постоянных кадров по этому предмету. Совместитель по физической культуре Архипова А.И. располагает только таким временем для преподавания в нашей школе, в остальные дни она работает в ДСШ № 7. Расписание составлялось с учетом возможностей Архиповой А.И. В остальные дни недели уроки ИЗО, трудового обучения, физической культуры проводятся четвертым, пятым уроком.

В течение учебного дня и недели основные предметы чередуются с уроками музыки, риторики, окружающего мира. Отсутствуют в расписании сдвоенные и «нулевые» уроки.

Родители ознакомлены с расписанием урочной и внеурочной деятельности учащихся на родительском собрании. В уголке для родителей информация по этому вопросу носит обязательный характер.

В расписании отсутствуют потери часов, заявленных в учебном плане.

Обязательная минимальная учебная нагрузка на ученика – 21 час, максимальная учебная нагрузка на ученика – 22 часа, что соответствует нагрузке по Базисному плану при пятидневной учебной неделе.

Основные режимные моменты соответствуют требованиям СанПиН: продолжительность урока 45 минут, продолжительность перемен 20 минут, большая перемена – 30 минут проводится на воздухе с использованием пришкольной спортивной площадки. Объем двигательной активности составляет 2 часа 20 минут (гимнастика до учебных занятий 10 минут, физкультминутки на уроках 40 минут, динамическая пауза на воздухе 30 минут, спортивный час в группе продленного дня).

Итак, в основном расписании уроков и режим дня в третьем классе соответствует требованиям СанПиН. Отступления связаны с объективными причинами отсутствия кадров.

В законе «Об образовании» сказано, что общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Правильно организованное обучение должно способствовать не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья. Таким образом, составление расписания на валеологической основе, - это соединение воедино двух понятий «валеология» – здоровый образ жизни и «расписание» – это та основа учебной работы учащихся, которая является ведущей в их жизни, т. к. она должна идти не во вред здоровью, а с пользой для него.

Школа-сад работает с 1 – 4 классами в режиме пятидневной рабочей недели..

Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение, рациональное построение урока способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей. Работоспособность организма во время учебной деятельности закономерно изменяется: в начале работоспособность повышается (период врабатывания), затем он держится на высоком уровне (период высокой и устойчивой работоспособности) и постепенно снижается (период снижения работоспособности). Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должны быть облегченным, т.к. продуктивность труда в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда наиболее высокая работоспособность. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные и самостоятельные работы.

В середине учебной недели, четверти, года должен планироваться наибольший объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка на уроке должна постепенно увеличиваться и достигнуть максимума к середине, а затем снижаться к концу урока.

При этом урок условно делиться на 3 части:

  • вводную;

  • основную;

  • заключительную.

Вводная часть отводится для организационных мероприятий и опроса, основная – для изложения нового материала, а заключительная – для тренировочного воспроизводства.

Важна и продолжительность перемен в школе. Уставом нашей школы для учащихся всех классов установлена 15 минутная продолжительность перемен, только между 4 и 5 уроками – 10 минут. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха. При составлении расписания уроков в школе обязательно должна быть учтена динамика изменений физиологических функций и работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели. Для рационального составления школьного расписания гигиенисты предлагают учитывать трудность предметов и преобладание систематического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, ИЗО, музыки. Это наименее утомительные уроки, которые позволяют снижать утомление возникшее на предыдущих занятиях. Один из способов оценки уроков – это использование ранговой шкалы трудности, которую предложил Сивков И.П.:

  • математика, русский язык (для начальной школы) - 11

  • иностранный язык – 10

  • физика, химия – 9

  • история – 8

  • родной язык, литература – 7

  • естествознание, география – 6

  • физкультура – 5

  • труд – 4

  • черчение – 3

  • рисование – 2

  • музыка – 1

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми и третьими в средних и старших классах, первыми и вторыми в начальной школе.

Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд, т.е. физика, математика, иностранный язык, а лучше чередовать их с менее трудными предметами, например, история, математика. Рациональное чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, музыки, ИЗО дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. А это позволит обеспечить высокую работоспособность учащихся как в течение дня, так и в течение всей учебной недели.

^ Технология составления расписания:

а/ правильное распределение классов по сменам с учетом возрастных особенностей и трудности работы;

б/ учитывать большую эффективность в работе с учащимися в средние дни недели и средние часы в течение дня;

в/ наличие в учебном плане школы предметов, которые требуют большего или меньшего напряжения для усвоения учебного материала;

г/ равномерное распределение уроков по их трудности в течение недели и каждого дня;

д/ равномерные промежутки между уроками в течение недели;

е/ правильное сочетание урочной и внеурочной деятельности по предметам.

Также при составлении расписания необходимо учитывать и особенности школы-сада, а это обязательные динамические паузы на свежем воздухе, 100% 3-х разовое питание школьников, медицинские показатели заболеваний. Наиболее идеальным расписание для учащихся будет тогда, когда оно будет составляться на основе данных об утомляемости в течение учебного дня и учебной недели. Расписание с первого дня учебных занятий должно быть составлено на все 1-е полугодие, что позволит стабильно работать школе с первых дней.

3).Соблюдение норм:

- домашнее задание ( 1 класс- со 2 четверти- до 1 часа, 2 класс- до 1,5 часов, 3-4 классы- до 2 часов),

- сон (10- 11 часов),

- прогулки (3- 3,5 часа),

- учеба без «2»,

-выполнение санитарно- гигиенических требований (температурный режим, режим проветривания, физкультминутки..)

- психологический анализ урока (стиль общения, позиция учителя, психотравмирующие ситуации на уроке, работоспособность учащихся, положительный настрой)

При взаимодействии с учащимися можно использовать такие виды учебной рефлексии:

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

А особенно удалось…

За что т можешь похвалить себя?...

Что думал?

Что приобрел?

Что меня удивило?

Как строил отношения?

Для меня было открытием то, что…

Что не удалось? Что учесть на будущее?


Сегодня на уроке:

  • я научился…

  • мне было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я почувствовал, что…

  • мне больше всего понравились задания…


Своей работой на уроке я:

  • доволен;

  • не совсем доволен;

  • я не доволен, потому что…


Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных;

  • я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

  • они легче остальных;

  • затрудняюсь ответить.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо то уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

7.Критерии удачного учебно-воспитательного процесса с валеологической точки зрения:

- отсутствие усталости у учащихся и учителя,

- положительный эмоциональный настрой,

- удовлетворение от сделанной работы,

- желание продолжить работу

8.Деятельность учителя на уроке с личностно- ориентированной направленностью.


деятельность учителя на уроке

с личностно-ориентированной направленностью.


  1. Наличие у педагога учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.

  2. Использование проблемных творческих заданий.

  3. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  5. Сообщение в начале урока не только на темы, но и организации деятельности в ходе урока.

  6. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

  7. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию. Разных способов выполнения заданий.

  8. Оценка (поощрение) при опросе на уроке только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал и почему и в чем ошибся.

  9. Оценка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

  10. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


^ Основные требования

к личностно-ориентированному уроку.


Цель – создание условий для проявления познавательной активности.

Средства достижения учителем этой цели:

  1. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся.

  2. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  3. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

  4. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  5. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения.

  6. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  8. Двигательная активность учащихся как условие для удовлетворения благоприятной потребности школьников в движении.

В оздоровительных целях в школе должны быть созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении, т.к. умственная деятельность связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение.

Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре. А детям, особенно младшего школьного возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранить внимание на учебном задании во время урока. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Научными исследованиями доказано, что статистическое напряжение во время учебных занятий в течение 30 минут у первоклассников приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падения уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности.

При длительной и интенсивной умственной деятельности у школьников развивается утомление. О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:

а/ снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);

б/ ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частое отвлечение, рассеянность внимания);

в/ ухудшение регуляции физических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

г/ появление чувства усталости.

Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время физкультминуток на уроках (5 минут), направленных на восстановление функций, мобилизацию внимания, на коррекцию и контроль осанки, во время отдыха на перемене (подвижные игры в фойе в течение 15 минут, организованные педагогами. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, уроки физкультуры (2 часа в неделю, спортивный час в ГПД, Дни здоровья от индивидуальных классных (ежемесячно) до общешкольных (раз в четверть), пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. (Приложение 11). Работа в тесном контакте с педагогами культурно-оздоровительного центра, тренажерами детских спортивных школ позволило организовать следующие кружки и секции: танца, хореографии, аэробики, спортивного ориентирования, баскетбола, волейбола, каратэ. Занимается 85 % учащихся нашей школы в кружках и секциях. Лучшие спортсмены школы систематически участвуют в соревнованиях различного ранга, защищая честь школы. Хорошей традицией стало привлечение родителей к физкультурно-спортивной жизни школы, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», веселые старты и т.д.

9.Организация формирования у учащихся навыков здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это, с одной стороны, продукт усилий самого человека, а с другой – внешних побудительных мотивов всей системы воспитания. Побудительная сила зависит от того, какое содержание каждый человек вкладывает в понятие смысла жизни. Если это определенная значительная цель, то человек сам будет стремиться к ее достижению и неизбежно придет к здоровому образу жизни.

Здоровье – основа самого благополучия человека. Факторы, которые влияют на здоровье человека, - это:

  1. Природно-климатические и экологические – 20 %

  2. Наследственные или генетические – 20 %

  3. Медицинское обслуживание – 10 %

  4. Факторы образа жизни – 50 %

Итак, половину всех факторов, влияющих на здоровье, составляет фактор образа жизни, а это и условия жизни, и стиль жизни, и уровень жизни, а также и удовлетворенность ситуации. Школа вряд ли сможет изменить уровень жизни, если только некоторым из слоев населения окажет материальную помощь или обеспечит бесплатное питание для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей, вряд ли сможет изменить условия жизни, а вот повлиять на стиль жизни она может.

Так с начальной школы учащимся говорят педагоги на классных часах, на уроках о режиме дня, о выполнении санитарно-гигиенических требований, о культуре поведения дома и в общественных местах, о занятиях спортом, о закаливании, о правильном питании.

Значительное место в укреплении здоровья учащихся отводится умению «вести себя», самого учащегося, правильно реагировать на школьные проблемы. Культура общения – важный момент, влияющий на здоровье как учителя, так и ученика. Работа с психологами позволяет улучшить микроклимат в ученических, учительских коллективах, находить оптимальное решение для любой ситуации. Формирование навыков ЗОЖ невозможно без профилактики вредных привычек. Привычка – это потребность человека совершать определенные действия в определенной ситуации. Она лежит в основе формирования практически всех форм наркотизма: пьянства, курения, наркомании и токсикомании.

Дети дошкольного возраста, школьники младших классов, как правило, не знакомы с действием алкоголя, но большинство из них являются свидетелями праздничных застолий. Мероприятия по физическому, половому, трудовому, нравственному, экологическому воспитанию, позволяют воспитывать сознательное отношение к своему здоровью у учащихся. Учащиеся знают, чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки – например, нужно уметь отличать здоровую пищу от нездоровой и предпочитать движение неподвижному отдыху. Рациональное питание и физическая тренировка – это слагаемые в формуле здоровья, без которых быть здоровым, оставаться здоровым человек просто не может. Это те необходимые условия, без которых здоровья не сохранить. Не иметь привычки тренироваться физически, есть все без разбора, курить, носить на себе килограммы лишнего веса – все это и вместе, и по отдельности так же пагубно для здоровья, как и пренебрегать личной гигиеной, если не пагубнее.

Принципы здорового образа жизни – необходимые условия здоровья.

10.Организация работы с семьей для оценки валеологизации учебного процесса.

В работе с родителями имеем постоянный контакт, что позволяет судить о нагрузке учащихся, стараемся показать им успехи ребенка.

Классные руководители, учителя-предметники добиваются сотрудничества обоих родителей, чтобы они помогали друг другу, что позволяет оценить уровень соответствия режимных моментов внеучебного времени школьников гигиеническим требованиям. Администрация школы и классные руководители ведут беседы на такие темы, как «Супружеские отношения», «ЗОЖ», «Как справиться с проблемой, если в семье есть больной ребенок», «Правильное питание – одна из привычек ЗОЖ».

Откровенные беседы родителей помогают иначе понять своего ребенка, его индивидуальные особенности. Классный руководитель знакомит родителей со специальной литературой, медицинский работник рекомендует просмотр и прослушивание различных теле- и радиопередач, издание информационных материалов, памяток.

Родители доверяют педагогам и медработникам, поэтому при необходимости охотно приходят на помощь.

Руководство организации лечебно-оздоровительной работы возлагается на директора.

Директор:

  • создает необходимые условия для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • организует лечебно-оздоровительную работу с учащимися, родителями, педагогами;

  • создает и совершенствует материально-техническую базу для лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • организует проведение медицинских осмотров учащихся, педагогических работников и других работников школы;

  • организует работу по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, работников школы, родителей (педсоветы, совещания при директоре, конференции, родительские собрания, индивидуальные встречи, собеседования, консультации).

Заместитель директора:

  • обеспечивает систематический контроль за реализацией учебного базисного плана, контроль за уроками;

  • составляет расписание учебных занятий, занятий после уроков;

  • осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими условиями кабинетов, оборудованием кабинетов;

  • осуществляет контроль за занятиями с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к спецмедгруппе;

  • направляет и координирует педагогический коллектив, родительский коллектив и ученический коллектив на проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;

  • привлекает внешкольные организации, родителей к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы в школе и по месту жительства.

Классный руководитель:

  • составляет и старается реализовать физкультурно-оздоровительную работу в классе;

  • оказывает помощь медицинским работникам в проведении тестирования и составляет листки здоровья;

  • организует и готовит класс к участию во всех внутришкольных спортивных и оздоровительных мероприятиях;

  • вместе с родителями добивается соблюдения санитарно-гигиенических норм в классе;

  • проводит беседы с учащимися и родителями по соблюдению режима дня, правил личной гигиены, выполнения ими утренней зарядки;

  • ведет пропаганду здорового образа жизни.

Воспитатель ГПД:

  • следит за выполнением учащимися режима дня и правил личной гигиены;

  • организует проведение динамических пауз, физкультминуток во время подготовки к урокам;

  • проводит ежедневные прогулки и физкультурные занятия.

Учителя:

  • в тематическом планировании учитывают специальные лечебные и оздоровительные упражнения;

  • обеспечивают санитарно-гигиенические условия и меры безопасности на всех видах занятий;

  • планируют уроки различные по виду и по форме так, чтобы не было перегрузок у учащихся;

  • участвуют в составлении графика контрольных, лабораторных работ, практических;

  • изучают личные дела и медицинские карточки учащихся с целью знакомства с развитием и состоянием здоровья учащихся;

  • помогают классным руководителям и медицинским работникам проводить профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья.

Родители:

  • обеспечивают условия своим детям для успешного обучения и воспитания в школе и дома;

  • помогают детям сохранять и укреплять здоровье своим примером;

  • активно посещают уроки, группы продленного дня, наблюдают за режимом дня детей с нарушением здоровья с целью организации помощи учителям, классным руководителям.

^ Медицинский работник:

  • помогает школе в пропаганде ЗОЖ не только в школе, но и по месту жительства.

Таким образом, в организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья принимает участие ученический, педагогический и родительский коллективы.


Используемая литература:

1. Аносов Н.М. "Здоровье и счастье ребенка", М. "Знание", 1980г.

2. Азаров Ю.П. "Радость учить и учиться", М. Политическая литература, 1989г.

3. Антропова М.В. "Основы гигиены учащихся", М. "Просвещение",1971г.

4. Антропова М.В. "Гигиена детей и подростков", М. "Медицина", 1977г.

5. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. "Тревожность у детей школьного возраста", Ярославль, 1991г.

6. Басов А.В., Запогожченко В.Г., Тихомирова Л.Ф. "Образ жизни и наше здоровье" Ярославль, 1989г.

7. Безруких М. "Здоровье школьников", "Учительская газета" № 10, 1996г.

8. Лихачев Б.Г. "Педагогика", М. "Прометей", 1993г.

9. Страковская В.Л. "300 подвижных игр для оздоровления детей", М. "Новая школа", 1994г.

10. Стрекозин В.П. "Руководство учебным процессом в школе", М. "Просвещение", 1972г.

11. Татарникова Г.М. "Педагогическая валеология".

12. Ямбург Е.А. "Эта скучная наука управления", М. 1992г.

13. Закон Российской федерации "Об образовании", "Изменения, допол­нения", газета "Первое сентября" ст.5 № 29 от 14.03.1996г.

14. "Об итогах работы Министерства Образования Российской Федера­ции в 1994 году и основных задачах развития образования на 1995 год, доклад Министра образования на заседании коллегии 1 марта 1995 года, журнал "Вестник образования" № 6, 1995г.


^

ПРИЛОЖЕНИЯ

Мероприятия по охране здоровья.





Класс

1

2

3

4

Питание

100%

100%

100%

100%

Беседы о ЗОЖ

еженедельно

Спорт. Массовые работы

ежемесячно

Уроки физкультуры

2

2

2

2

Дни здоровья

ежемесячно

^ Секции по ОФП


Спортивное ориентирование

Работа с родителями

Травматизм, ПДД, питание, зрение, курение, вредные привычки.

Режим полового воспитания, возрастные особенности.

Витаминизация

По плану


Диспансеризация

100%

100%

100%

100%

Осмотры

100%

100%

100%

100%

Прививки кален. Манту

100%

100%

100%

100%

Санация

-

-

-

-

Соблюдение санитарно- гигиенических норм

Проветривание, физкультурный минимум, освещение, пересадка, вторая обувь.

Учет часто болеющих
^

В течении года

  1   2



Похожие:

Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconПлан работы уполномоченного по правам участников образовательного процесса в гбоу сош №862 г. Москвы 2012 2013 учебный год
Положением об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников...
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconПоложение о совете образовательного учреждения ставотинская основная общеобразовательная школа
Рф «Об образовании» в Учреждении создаётся Управляющий Совет образовательного учреждения Управляющий Совет образовательного учреждения...
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconСоблюдение прав учащихся, как участников образовательного процесса
Для обеспечения правовой защищенности участников образовательного процесса мы используем в своей деятельности Закон «Об образовании»,...
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconПлан работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном образовательном учреждении «Основной общеобразовательной школы с. Красная Речка» на 2011/2012 учебный год
Разработка и утверждение положения об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconПлан работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном образовательном учреждении «Основной общеобразовательной школы с. Красная Речка» на 2012/2013 учебный год
Разработка и утверждение положения об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconПрава и обязанности участников образовательного процесса. Участниками образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в Учреждении являются обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители)...
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения
Ііі. Организация и содержание образовательного процесса
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconОрганизация образовательного процесса в соответствии с фгт
Фгт, утв. Приказом Минобрнауки России от 23. 11. 2009 №655, основная общеобразовательная программа доу предполагает построение образовательного...
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconОрганизация систематического медицинского сопровождения образовательного процесса в общеобразовательном учреждении
Крепляется за гимназией органами здравоохранения. Гимназия выделила помещения и оборудовала 2 кабинета с соответствующими условиями...
Ярославский муниципальный район 2009 год Занятие № Актуальность и перспективность темы: «Организация деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению участников образовательного процесса» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции юных натуралистов на 2013 – 2015 гг
Ііі. Организация и содержание образовательного процесса
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы