Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» icon

Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы»




Скачать 56.21 Kb.
НазваниеТема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы»
Дата15.12.2012
Размер56.21 Kb.
ТипДокументы
источник


Занятие № 5.

Тема: «Реализация идей К.Д. Ушинского в условиях современной школы».


Подготовила: Иванова Галина Борисовна,

заместитель директора по УВР

МОУ Леснополянская НШ - ДС им.К.Д.Ушинского,

учитель высшей квалификационной категории.


Сегодня перед Российской школой во всей остроте встала проблема сохранения духовно-нравственного, личностного здоровья детей, восстановления ценностно-целевых приоритетов образования, возвращение его в соответствии с отечественной традицией к вопросам воспитания, их постановки как духовно-нравственных и национально-культурных ориентаций в развитии личности.

Возвращается понимание того, что «один только украшенный или просвещенный науками разум не делает ещё доброго и прямого гражданина»

Наша школа стала местом проведения встреч по проблеме духовно-нравственного воспитания с показом открытых уроков и внеклассных мероприятий. Неслучайно с 1993 г. мы реализуем педагогические идеи К.Д. Ушинского, который ставил на первое место воспитание патриотизма, любви к родной стране, родному краю, родному дому. На второе место – теплоту, задушевность, семейный лад, где старшие должны помогать младшим.

Имя великого педагога у нас звучит по-особому. Его портрет и слова «Худо той школе, где мало послушных и прилежных детей», являются напутствием каждого дня.

^ Цель нашего исследования – становление духовности, а нравственное воспитание является главным направлением духовного развития личности. Смысл начального обучения и нравственного воспитания видится учителями школы не столько в предметном образовании, сколько в формировании образа человеческого с предпочтением широкого по характеру интегрированного подхода к обучению. В учреждении, по возможности, создаются условия, способствующие становлению у учащихся системы ценностных ориентаций: деятельностный подход в обучении и воспитании (в том числе проектная деятельность), практическая направленность изучаемого материала, повышенное внимание к фольклору, историческому прошлому нашей Родины, укрепление связи с семьей и общественностью.

Ученик нашей школы в идеале (к чему стремится весь пед. коллектив) должен иметь сознание, наполненное светлыми человеческими образами и высокими светлыми понятиями. Для этого мы используем иные подходы в организации учебно-воспитательной деятельности.

С первого класса предполагается:

  • выделение этапа свободной деятельности на уроке (с.8);

  • свободная домашняя работа (по урокам 2 кл.);

  • построение урока «от ученика» (период обучения грамоте, уроки литературного чтения, в том числе возвращенное чтение);

  • уроки без границ (о неделе К.Д.Ушинского);

  • уроки в природе (нетрадиционные формы уроков в 1 классе, Благовещение);

  • семейные уроки (система уроков 1-4 классы).


Не менее важная проблема заключается в дифференциации предлагаемых знаний, что укрепляет веру детей в собственные силы, поддерживает и развивает «охоту» к учению. Пристальное внимание уделяется организации сотрудничества учащихся, несущего в себе возможность взаимообучения детей, эмоционально-содержательной поддержки нуждающихся. Именно так учение наполняется нравственным смыслом, характерным для русского народа: ответственность за свой труд, наряду с этим, тяга к соборности, переживание за успех общего ела, желание прийти на помощь ближнему (с.10).

Система воспитывающего обучения в нашей школе (Размыкание учебно-воспитательного процесса…) разработана творческой группой учителей под руководством научного руководителя доктора педагогических наук Макеевой С.Г. и утверждена экспертами социально-культурных инициатив института «Эврика» в г. Москве при Министерстве образования РФ, где мы являлись ФЭП.


Результаты деятельности:

  • положительные изменения в поведении учащихся, о чем свидетельствуют наказы выпускников потомкам:

  1. помни, каждый из нас – сын или дочь земли русской

  2. будь благоразумным в делах своих и в душе своей

  3. не подними руку на ближнего своего

  4. накорми просящего

  5. пусть не застанет тебя солнце в постели

  6. если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь большую пользу душе своей

  7. пусть не будет ино на сердце, а ино на устах

  8. когда живешь в доме, не забывай тех, кто его строил.

    • раскованность, коммуникабельность, особый дар речи, взаимопонимание, доброжелательная атмосфера, открытость детских душ – все это позволяет свободнее общаться, интереснее проводить уроки (в том числе итоги конкурсов творческих работ – «И вновь душа поэзией полна», 2 место в области, «Фестиваль иностранных языков», 1 место в районе, трижды участники областного конкурса «Отражение» );

    • активная включенность в проектную деятельность в рамках детской общественной организации «Русичи» не только детей, но и их родителей;

    • отношение и интерес к знаниям повышается: более 10 лет школа работает без второгодников, более 60% учащихся - на «4» и «5»;

    • В.Г. Горецкий, побывав на уроках в нашей школе, отметил «Просветленные лица детей – это наше будущее, которое вселяет уверенность в скорое возрождение Русской национальной школы».

    • школа награждена Дипломом и Знаком качества образования Академией образования и институтом «Эврика» Министерства просвещения РФ, Благодарственным письмом за участие в областном конкурсе по качеству 2008 года.

    • школа является областной экспериментальной площадкой по проблеме духовно-нравственного воспитания и филиалом кафедры педагогики начального образования ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.



***


^ Существующие формы работы с семьей:


1 индивидуальные: беседы с родителями в школе, посещение семей учащихся на дому;

2 групповые: (родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по показателям успеваемости их детей). Здесь выделяется взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом;

3 коллективные: классные собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, совместные внеклассные мероприятия и т.д.


Но четкого определения отношений в системе «учитель – семья - ученик», выстроенных с наибольшей отдачей для каждого участника - нет.


Семейные уроки – это уроки с участием родителей. «Семейные» уроки способствуют решению проблемы сотрудничества с родителями. Они, как и открытые уроки, предполагают участие в учебном процессе родителей по их возможности и желанию. Но это желание означает, что родители активно включаются в ход урока, в выполнение всех заданий. При этом родители не заменяют и не подменяют учеников. Скорее, они выступают посредниками между учителем и детьми в достижении обучающих и воспитательных целей. Зона посредничества родителей не замыкается только на собственных детях, но распространяется и на других учащихся класса, а успешность такого посредничества обеспечивается регулярностью «семейных» уроков, их продуманным включением наряду с заданиями семейного характера в систему взаимодействия школы и семьи.


Структурные элементы «семейного» урока:


^ 1. групповая работа: В течение урока формируются небольшие группы из учащихся и родителей – «семьи». Они совместными усилиями решают проблему, поставленную учителем. Эти семьи переменного состава, т.е в ходе урока они могут меняться.

Каждую группу возглавляет родитель, а количество учащихся в группе от 3 до 5.

^ 2. диалог между родителями и детьми: общение ведётся в виде диалога. Вопросы для него могут быть составлены родителями вместе с детьми дома. Могут сами родители, присутствуя на уроке, ставить вопросы перед учащимися. Возможна и такая форма, что дети спрашивают присутствующих родителей. Предполагается составление вопросов для последующего ответа на них родителями дома.

^ 3. принятие родителями роли учителя на определенном этапе урока. Например, при знакомстве с профессиями или во время «уроков экскурсий».

4. выступление родителей в роли консультанта, т.е их дополнительная помощь учащимся в усвоении предмета.

^ 5. объединение групп – «семей» на завершающем этапе урока в одну большую «классную семью» для подведения итогов деятельности, когда каждый ученик, и каждый родитель чувствует сопричастность к успешности в достижении знаний.

6 подготовка к выбору литературы для семейного чтения на урок «родного языка». Совместное участие родителей и детей в обсуждении проблемы, поставленной на «семейном» уроке, способствует более осознанному подходу к выбору необходимой книги.

Данные элементы могут быть представлены в разных классах по-разному. Степень участия и активность родителей зависит от класса, в котором обучается ребенок, и меняется от 1 к 4.






Похожие:

Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconПрограмма тематических курсов повышения квалификации учителей начальных классов блок «Теория и методика профессиональной деятельности» тема «Реализация развивающего обучения в условиях традиционной системы школы I ступени
Реализация развивающего обучения в условиях традиционной системы школы I ступени
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
России, концептуальных положений педагогического проекта «Реализация педагогических идей К. Д. Ушинского в современной русской школе»...
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconТема школы: «Развитие творческого потенциала личности в условиях современной образовательной среды» цель
Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации...
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconПлан работы методического объединения оздоровительно-трудового и эстетического цикла моу ишненской сош в 2011-2012 учебном году Тема
Тема: Реализация личностно-ориентированного обучения в условиях перехода на новые
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconТематический план спецкурса ( 40 часов) Тема: «Реализация преемственности музыкального образования в работе доу и начальной школы»
Тема: «Реализация преемственности музыкального образования в работе доу и начальной школы»
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconАнализ деятельности мо гуманитарного цикла моу ишненской сош за 2010-2011 уч год
Методическая тема: «Реализация личностно-ориентированного обучения в школе в условиях перехода на новый фгос»
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconГруздев с. Н
Реализация уровневой дифференциации при преподавании предметов физико-математического цикла в условиях сельской школы
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconМетодическое пособие по 5 и 6 классам для учителей создано учителями Ярославских школ
Выполнение государственных требований по предмету «Литература» в условиях современной школы
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconПоложение о Всероссийском фестивале методических идей (с изданием сборника материалов)
Настоящее Положение регламентирует порядок и условия проведения и участия во Всероссийском фестивале методических идей «Принципы...
Тема: «Реализация идей К. Д. Ушинского в условиях современной школы» iconТема воспитательной работы школы
Главной задачей воспитательной работы школы является «Активизация работы с семьёй, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы