Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




Скачать 200.7 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата24.12.2012
Размер200.7 Kb.
ТипПрограмма
источник

Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция ОС «Школа 2100»


Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


 ^ Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников, способствующих познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов  освоения основной образовательной программы  начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

^ Направления реализации программы


1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Все учащиеся в школе получают горячие завтраки.

Все учащиеся, посещающие группы продленного дня, получают горячие обеды.

В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.

В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

В школе работает медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.

В школе есть постоянная медицинская сестра, прикреплен постоянный врач.

На каждого ребенка заведена медицинская карта.

В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии с декретированными сроками.


Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

учитель физической культуры — 1 категория;

старшая медицинская сестра.


1. Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает

    • проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка,

    • проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников,

    • проведение психолого – педагогического консилиума по результатам диагностики,

    • организация педагогической поддержки школьников,(основной формой ее проведения являются игры),

    • консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками,

    • организация индивидуальной психокоррекционной работы с учащимися, имеющими трудности в общении и обучении,

    • отслеживание динамики познавательной сферы.

  1. Занятия для развития коммуникативных навыков у учащихся (2-4 классы).

  • 2 класс - «Учусь понимать себя и других».

  • 3 класс - «Кто я? Какой я?»

  • 4 класс –«Хозяин своего «Я».

Нравственное здоровье.

Примерные показатели возрастной динамики нравственного развития учащихся.

  • 1-2 класс: представление о нормах морали (правила поведения ученика, взаимоотношения с ровесниками, старшими), привычки морального поведения, формирование привычки доводить начатое дело до конца (как элемент трудолюбия).

  • 3 класс: навыки морального поведения, представление о добре и зле, нормах нравственности, умение радоваться успеху другого.

  • 4 класс: развитие нравственных чувств (совести), способность оценить поведение другого и себя с точки зрения норм морали и нравственности, чувства коллективизма, расширение представлений о нормах морали (семейные и гражданские права и обязанности).

Примерная тематика классных часов.

1 класс.

1.Это – Я! (самопредставление).

2.Моя любимая игрушка.

3.Букварь! Я говорю тебе, прощай! (праздник).

4.Кто я? Какой я?

5.История моей дружбы.

6.Страна в которой я живу.


2 класс.

1.От улыбки солнечной одной (игра).

2.Урок вежливости (театрализация).

3.По страницам любимых сказок (конференция).

4.Род, родные, Родина

(семейный праздник).

5.О чём я мечтаю.

6.День рождения нашей семьи.

7.Красные даты нашего календаря.

3 класс.

1.Путешествие в страну рифмы (игра).

2.Жадность.Что это такое? (беседа).

3.Я песню пою милой маме (праздник).

4.Путешествие в природу (путешествие).

5.Я умею, я могу, я хочу.

6.Моя семья – это…

7.Мир вокруг меня. Какой он?


4 класс.

1.Мир моих увлечений (час общения).

2.Мы – одна семья (праздник семьи).

3.Юмор в нашей жизни (игра).

4.Праздничный бал – прощание с начальной школой.

5.Кем я хочу быть?

6.Люди мира и их открытия.

7.Что я чувствую, когда рядом нет родных.

Профилактика наркомании.

1.Полёт и падение.

2.Хорошие и плохие вещества.

3.Хорошие и дурные поступки.

4.Правда и ложь.

5.Добрые дела.



2. Использование возможностей УМК «Школа 2100» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа 2100»

Система учебников «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир»это разделы: «Как мы понимаем друг друга», Как ты узнаёшь мир»», Твоя семья и друзья», Что нас окружает», экскурсии. «Человек и природа» (что полезно для здоровья, а что вредно).

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

^ В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним, показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

^ В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic?, подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других.

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

^ В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы это ориентированы все православной культуры») и др.

^ В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат проекты, которые обучающиеся 1-4 классов могут выполнять по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также проектная деятельность есть в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Организация проектной деятельности может быть как на уроке, так и во внеурочной работе.


Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа 2100», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В школе организована работа по:

  • Оказанию неотложной и скорой медицинской помощи;

  • Профилактические медицинские осмотры;

  • Календарь профилактических прививок;

  • Контроль полноты и качества предварительного медицинского обследования детей, поступающих в 1 класс;

  • Информирование родителей или законных представителей о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях и проведение их после получения разрешения;

  • Учёт, анализ и профилактика всех случаев травм;

  • Питьевой режим;

  • Динамические паузы;

  • Физзарядка перед уроками;

  • Спортивные часы в группе продлённого дня;

  • Двухчасовая прогулка в группе продлённого дня.



В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа 2100» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Школа тесно сотрудничает с ЦППиК «Доверие». Педагоги-психологи центра проводят интерактивные занятия с обучающимися, родителями, педагогами по профилактике аддиктивного поведения, формированию навыков здорового образа жизни.


В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы


Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (Дней Здоровья, походов)


5. Реализация дополнительных образовательных программ

Внеурочная деятельность в школе направлена на формирование ценности здоровья, безопасного и здорового образа жизни.


В школе реализуются дополнительные образовательные программы:

- «Ступени развития»;

- «Если хочешь быть здоров…»

- «Страна Cветофория»


6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Работа с родителями.

(примерная тематика бесед)

  1. Каков он – здоровый ребёнок?

  2. Содружество врача, педагога, семьи в гигиеническом воспитании учащегося начальных классов.

  3. Психофизические особенности детей младших школьных возрастов.

  4. Особенности физического развития младших школьников.

  5. Каков он - здоровый ребёнок?

  6. Содружество врача, педагога, семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов.

  7. Психологические особенности детей младших школьных возрастов.

  8. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитие и состоянии здоровья.

  9. Формирование навыков личной гигиены в семье.

  10. Гигиена мальчиков и гигиена девочек.

  11. Основные принципы режима для младшего школьника. Личная гигиена в режиме дня.

  12. Гигиенические требования к организации учебной работы школьников в домашних условиях.

  13. От чего зависит работоспособность младших школьников.

  14. Об утомляемости младших школьников.

  15. Воспитание правильной осанки. Роль корригирующей гимнастики в лечении нарушений осанки.

  16. Предупреждение близорукости у младших школьников. Режим просмотра телепередач для младших школьников.

  17. Правила поведения детей на свежем воздухе, на воде.

  18. Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

  19. Состав пищи и рациональное питание младших школьников.

  20. Роль семьи в предупреждении неврозов у детей.

  21. Профилактика бытового, уличного травматизма.

  22. Профилактика пищевых отравлений.


Тематика родительских собраний.

1 класс.

1.Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

2.Леворукость и праворукость.

3.Как развить у ребёнка желание читать?

4.Подвижные и медлительные дети.


2 класс.

1.Особенности учебников, по которым учатся ваши дети.

2.Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

3.Поощрение и наказание в семье.

4.Как научить ребёнка говорить правду?


3 класс.

1.Семейные праздники и их значение для ребёнка.

2.Если ваш ребёнок часто болеет.

3.Как развивать память ребёнка?

4.Домашние задания и их назначение.


4 класс.

1.Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.

2.О чём может рассказать школьный дневник.

3.Способности и прилежание – звенья одной цепи.

4.Нравственные уроки начальной школы.

5.Как научить дочь или сына говорить «нет».



Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

^ Схема экспертного анализа форм и методов
здоровьесберегающей деятельности
школы


^ Предварительный мониторинг


 анализ инфраструктуры и внутришкольной среды;

 анализ организации учебного процесса;

 анализ организации двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;

 анализ организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

 анализ состояния медицинской помощи, состояния здоровья школьников

^ Выделение школьных факторов риска

Внутришкольная среда

Организация учебного процесса

Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Анализ состояния медицинской помощи

и состояния

здоровья школьников

Определение комплекса мер, форм и методов организации
здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения
(по каждому направлению)

Организация системной работы

Заключительный мониторинг

(оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы)


Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.


^ Критерии оценки качества здоровьесберегающего образования


В перечне образовательных достижений учащихся необходимо предусмотреть формирование компетенций здоровьесбережения и безопасности. О терминах и содержании можно спорить. Важно не упустить главное – в числе достижений обучающихся и показателей качества образования должно быть развитие способности заботиться о себе и окружающем мире, сохранять и развивать собственное здоровье как ресурс на всю оставшуюся жизнь.

Таким образом, при оценке качества образования с точки зрения сохранения здоровья и безопасности могут быть следующие четыре критерия:

1. Ценность. Соответствие реального выпускника декларируемой модели.

2. Система. Соответствие организационных условий обучения «стандартным» представлениям о здоровьесберегающей системе образования.

3. Процесс. Соответствие дидактических условий обучения принятым в педагогическом коллективе (в научной школе) представлениям о дидактике здоровья.

4. Результат. Сформированность у выпускника компетенций здоровьесбережения и безопасности в соответствии с реализуемой в данном образовательном учреждении образовательной программой обучения здоровью.


^ Знания и умения при формировании здорового образа жизни

Если работа проходит успешно, ребенок должен освоить следующие вопросы, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья:

знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

уметь правильно строить режим дня и выполнять его;

знать основные правила рационального питания с учетом возраста;

понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и др.;

знать основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и уметь ими пользоваться;

уметь составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

знать, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;

знать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления;

знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

знать лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, которые могут оказать услуги в случае болезни, знать, почему необходимо посещать врача;

знать лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав, уметь использовать их для профилактики и лечения некоторых заболеваний, уметь приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;

знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и коррекции;

знать особенности развития мальчиков и девочек, понимать значение самовоспитания в формировании личности мальчика и девочки;

знать состав, родственные корни своей семьи, любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;

быть осторожным в общении со взрослыми незнакомыми людьми обоего пола, избегая тем самым возможных экстремальных ситуаций;

уметь взаимодействовать с окружающей средой с позиции экологической безопасности, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.



Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Введение
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОбразовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования моу «сош №39» составлена с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего обра­зования сформирована с учётом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы