Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания icon

Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания




Скачать 88.31 Kb.
НазваниеШкольный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания
Дата24.12.2012
Размер88.31 Kb.
ТипДокументы
источник

Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

5 кл.


  1. Что в толковом словаре раньше: зима или весна; обед или ужин; час или минута; прыжок или прыгать?




  1. Почему о человеке можно говорить стальные нервы; железная воля; золотое сердце? Продолжите данный ряд, придумав три словосочетания с «металлическими» прилагательными, характеризующими человека.




  1. Придумайте по 1 слову для каждого ряда с тем же набором гласных в слове. Например, барабан, сарафан и балаган.

    • Молоток, городок

    • Берет, вельвет

    • Тетива, вернисаж

    • Винегрет, пиетет




  1. «Четвертый лишний». В каждом ряду найдите слово, в котором количество согласных в указанном слоге не такое, как в других словах того же самого ряда.

    • Кол_ея, кол_ичество, бал_аст, гал_ерея.

    • Дес_ант, дес_ерт, рас_таять, профес_ия.

    • Тер_минатор, тер_итория, тер_аса, тер_ариум.




  1. Выпишите из текста все прилагательные:


Ребенок иногда мудрее взрослых:

Он захотел, чтоб, позабыв дела,

Мы с ним отправились на свежий воздух.

Ему природа мудрая нужна.

Н.И.Глазков


  1. Замените выражение фразеологизмом (например, говорить прямо, резко«рубить сплеча»)

    • Хорошо известно, всем понятно, ясно

    • Исподтишка, скрытно, незаметно

    • Очень громкий голос

Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

6 кл.


  1. Найдите слова, которые делают фразу смешной. Как называются эти слова?

    • Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (В.И.Даль)

    • Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков)




  1. Найдите в этом ряду слово, в котором ударение может падать и на первый, и на второй слог (в соответствии с нормой современного русского языка).

Щавель, знамение, баржа, квартал, звонит, клала.


  1. Выделите окончания в словах:


Озеро прозрачно; заячий крик; вычитаем из двухсот пятидесяти пяти; странное явление.


  1. Какой частью речи является слово один в каждом из предложений?




    • Выхожу один я на дорогу.

    • Один в поле не воин.

    • Одни пни да коряги остались от леса.

    • Одна голова хорошо, а две – лучше.




  1. Расставьте знаки препинания:


Узнай Руслан твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор

Красавиц давний похититель

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней

Мой сын в твоей отныне воле.

А.С.Пушкин


  1. Почему в названии города Ярославль на конце появился мягкий согласный л,?


^ Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

7 кл.


  1. Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпической нормой современного русского языка. Поставьте два знака ударения в том случае, если одно и то же слово можно произносить по-разному.


^ Побаловать, новорожденный, кремень, иначе, творог, диспансер, индустрия.


  1. Слова мужского рода второго склонения (брат, стол) в предложном падеже имеют окончание –е (о брате, на столе). Но в некоторых случаях возможно появление других окончаний в предложном падеже у существительных второго склонения. Подумайте, какие это окончания и при каких условиях они появляются.




  1. В русском языке существуют устойчивые выражения (фразеологизмы): темна вода во облацех; притча во языцех. Что обозначают эти выражения? Почему выделенные жирным шрифтом слова имеют такую странную форму?




  1. Какое языковое явление использовали поэты в следующих строках?






Мне дорога моя дорога,

Не устану по ней бродить.

Нету в мире такого врага,

Чтоб друзья не могли победить.

Н.И.Глазков

– «Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!


Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

М.И.Цаетаева




  1. К кому обращается поэт? (Свой ответ обоснуйте).

Соперники другого рода,

Вы, рыцари парнасских гор,

Старайтесь не смешить народа

Нескромным шумом ваших ссор.

А.С.Пушкин


  1. Расставьте знаки препинания.


Старик в ответ Любезный сын

Уж я забыл отчизны дальной

Угрюмый край. Природный финн

В долинах нам одним известных

Гоняя стадо сел окрестных

В беспечной юности я знал

Одни дремучие дубравы

Ручьи пещеры наших скал

Да дикой бедности забавы…

А.С.Пушкин

^ Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

8 кл.


  1. Антоним. Объясните значение этого термина и его происхождение. Назовите слова, в состав которых входят те же самые элементы, из которых состоит слово антоним.




  1. Приведите примеры фразеологизмов, в состав которых входят названия букв славянского алфавита.




  1. Придумайте слово, в котором количество букв в два раза больше количества звуков.




  1. Поставьте в форму множественного числа родительного падежа существительные: полотенце, блюдце, туфля, тюль, мечта.




  1. Сравните способы словообразования выделенных в тексте слов.


…Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

А.С.Пушкин


  1. Выделите основы предложений, указав тип сказуемого. Сосчитайте, сколько односоставных предложений в этом фрагменте; определите их виды.


Но вы, соперники в любви,

Живите дружно, если можно!

Поверьте мне, друзья мои:

Кому судьбою непременной

Девичье сердце суждено,

Тот будет мил назло вселенной;

Сердиться глупо и смешно.

А.С.Пушкин

^ Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

9 кл.



  1. Создателями славянского алфавита являются Кирилл и Мефодий. Русский алфавит за время своего существования несколько раз подвергался реформированию. Назовите известные вам реформы русской орфографии с указанием времени и инициаторов проведения.




  1. В поэме А.С Пушкина «Руслан и Людмила» Руслан обращается к своему собеседнику с вопросом: «Откройся: кто ты, благодатный, Судьбы наперсник непонятный?» Кто был собеседником Руслана? Почему герой называет его «наперсником судьбы»?




  1. Объясните, каковы орфоэпические нормы употребления в современной русской речи слова аэропорт.




  1. Как лучше сказать: «Вернулся к родным пенатам» или «Вернулся в родные пенаты»? Свой ответ обоснуйте.




  1. Определите часть речи выделенных слов:


Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

А.С.Пушкин


  1. Найдите и исправьте ошибку в построении предложения (грамматическую ошибку):


Творчество Пушкина направило дальнейшее развитие русской литературы на путь реализма, то есть правдивое изображение действительности.


  1. Посчитайте в каждой строке глухие согласные звуки и найдите самую «глухую» строку и самую «звучную». Есть ли связь между содержанием этих строк и количеством глухих согласных?


Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И.Тютчев

^ Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

10 кл.


  1. Выберите из предложенного списка те языки, которые относятся к славянской группе:


венгерский, эстонский, болгарский, русский, французский, польский, украинский, татарский, чеченский, белорусский, чешский, молдавский.


  1. Какая связь существует между географией и Георгием?




  1. Разберите слова по составу и заполните таблицу:




Список слов

Морфемный состав слова в современном русском языке

Морфемный состав слова в древности

Ветер

Окно

Воздух

Польза

Дотошный







*Морфема – часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).


  1. Всем с детства знакомы строки А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…». А что такое лукоморье? Свой ответ обоснуйте и приведите примеры однокоренных слов.




  1. В научной литературе высказаны разные мнения по поводу того, как устроена основа предложения ^ Сердиться глупо и смешно. Сколько вариантов синтаксического разбора данного предложения можете привести вы? Ответ можете оформить графически.




  1. В чем заключается особенность произношения следующих выражений: до крови, до дому, до ночи? Дополните данный список 2-3 примерами.




  1. Дан список глагольных форм. Попробуйте сосчитать, формы скольких глаголов представлены в этом списке. Сгруппируйте формы, подобрав для каждой группы соответствующий инфинитив (начальную форму глагола).

^ Сел, сидят, садись, садил, сиди, сидел, сядут, сидя, сядь, сев, садятся, садясь.


Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

11 кл.


  1. В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:

Мы весело, мы грозно бились,

Делили дани и дары

И с побежденными садились

За дружелюбные пиры.

Сравните значение и происхождение подчеркнутых слов.


  1. В романе «Евгений Онегин» поэт признается: «Мне галлицизмы будут милы, Как прошлой юности грехи». Что значит галлицизмы? Приведите 3 примера галлицизмов.




  1. В романе «Евгений Онегин» читаем разговор старшей Лариной и Владимира Ленского об Онегине:

«Скажите: где же ваш приятель? –

Ему вопрос хозяйки был.–

Он что-то нас совсем забыл».

Татьяна, вспыхнув, задрожала.

– Сегодня быть он обещал, –

Старушке Ленский отвечал, –

Да, видно, почта задержала…


В каком значении используется слово почта в данном случае? Назовите другие значения этого слова. Как можно охарактеризовать отношения между разными значениями слова почта?


  1. Разберите слова по составу и заполните таблицу:




Список слов

Морфемный состав слова в современном русском языке

Морфемный состав слова в древности

Перчатки

Обязать

Отворить

Подоплека

Завтра







*Морфема – часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).


  1. Госпожа Простакова, героиня комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», не была дамой образованной и вместо арифметика говорила арихметика. Произнесите вслух оба варианта этого слова и постарайтесь понять, почему Простакова говорила именно так. Обратите внимание на движение своего языка, то есть на способ образования согласных звуков.




  1. Наречие воочию образовано от существительного око с предлогом во. В какой грамматической форме (форме числа и падежа) застыло существительное при образовании данного наречия?




  1. Определите, сколько грамматических основ в предложении. Сколько в этом предложении простых односоставных? Назовите тип этих односоставных предложений.


Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе.

Л.Н.Толстой



Похожие:

Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников Астрономия 2009-2010 учебный год 8 класс Задания
Какие важные астрономические открытия сделал Галилео Галилей с помощью своего телескопа
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап олимпиады по биологии 2009-2010 учебный год 7 класс Задания Часть I
I включает 10 заданий. К каждому заданию дано 4 варианта ответов, из них только один вариант верный и наиболее полный. Выберите верный...
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 учебный год 11 класс
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 уч год
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 учебный год 10 класс

Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 учебный год 8 класс

Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап олимпиады по биологии 2010-2011 учебный год
На выполнение олимпиады по биологии дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 5 частей
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников математика 2009-2010 учебный год
Одинаковым буквам должны соответствовать одинаковые цифры, а разным буквам – разные цифры
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconListening Listen to the dialogue between a Dad and a girl, then circle the right answer to the questions below
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 учебный год 5-6 класс
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconListening Listen to the interview between a correspondent and Luke Hartley, who became a millionaire at the age of 14
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2009/10 учебный год 7 класс
Школьный этап олимпиады по русскому язык 2009-2010 учебный год задания iconРезультаты олимпиады по русскому языку Всероссийской олимпиады школьников. Школьный этап

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы