Российская академия образования icon

Российская академия образования




НазваниеРоссийская академия образования
страница1/3
Дата16.12.2012
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
источник
  1   2   3
1. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.1-83.pdf
2. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.84-192.pdf
3. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/1.doc
4. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/11.doc
5. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/12.doc
6. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/13.doc
7. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/14.doc
8. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/15.doc
9. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/16.doc
10. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/17.doc
11. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/18.doc
12. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/19.doc
13. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/2.doc
14. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/20.doc
15. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/21.doc
16. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/22.doc
17. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/23.doc
18. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/24.doc
19. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/25.doc
20. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/26.doc
21. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/27.doc
22. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/28.doc
23. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/29.doc
24. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/3.doc
25. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/4.pdf
26. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/5.doc
27. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/6.doc
28. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/7.doc
29. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/8.doc
30. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/9.doc
31. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/Содержание диска.doc
32. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Обложка диска.doc
33. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/21_33.pdf
34. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/3.pdf
35. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/34_39.pdf
36. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/40.pdf
37. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/4_7.pdf
38. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/8_20.pdf
39. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/Tityl.pdf
40. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/~$ществознание (+экономика, право).doc
Российская академия образования Институт развития образования Республики Татарстан
Проект планируемые результаты освоения основных образовательных программ по отдельным учебным предметам Москва
Математика. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Технология. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Изобразительное искусство. Планируемые результаты освоения программ начального образования (технологическая форма)
Музыка. Планируемые результаты освоения программ начального образования
«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед» Дмитрий Медведев
Российская академия образования
Образовательный стандарт общего образования (второго поколения)
Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области
Рекомендации по корректировке примерной основной образовательной программы начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по совершенствованию Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
3. 3 Рекомендации по совершенствованию системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования по отдельным учебным предметам начального общего образования
Рекомендации по корректировке системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В. И. Пискарев, к и. н., доцент; Р. Г. Хамитов, к п. н.; Г. Ч. Тахтамышева
К структуре основных образовательных программ
Введение Содержание I. Цикл базовых дисциплин
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 7
Microsoft Office PowerPoint Adobe Acrobat Reader программа имеет функцию автозапуска. Просто вставьте диск с программой в устройство для чтения компакт-дисков. Если программа


Российская академия образования


Проект для обсуждения


СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция государственного стандарта


общего образования


Москва

2007


Содержание


Введение


Раздел I. Общие положения концепции государственных стандартов общего образования

1.1. Стандарт как общественный договор

1.2. Назначение и функции государственного образовательного стандарта нового поколения

1.3. Деятельностный подход к построению образовательного стандарта

1.4.Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования

1.5. Статус государственного стандарта общего образования

Раздел II. Модель построения государственных стандартов общего образования

2.1. Общие положения

2.2. Структура компонентов государственных стандартов общего образования

2.3. Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения основных общеобразовательных программ

2.4. Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ


Раздел III. Разработка, утверждение, введение и контроль исполнения стандартов

3.1. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов

3.2. Контроль исполнения стандартов


Введение


Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и бла­годаря которому он мог бы на основе равенства возможно­стей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образо­вательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования».

Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью.

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие обеими сторонами взаимных обязательств (договоренностей). С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего уровня образования. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и переход к рыночной экономике. Вместе с тем для России как части мирового сообщества – это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

Эти во многом принципиально новые требования обусловливают изменение сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей и т.д.. В настоящее время деятельность человека все в большей степени становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты.

Вместе с тем, создание стандартов первого поколения было, прежде всего, инициировано потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х годов ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Надо отметить, что эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но, вместе с тем, они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как «тормоз» в развитии инновационных процессов в школьном образовании.

В условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического и политического развитии страны. В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

На первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием - эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижения рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

«Развивающемуся обществу - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования» - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, ...прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, ... способны к сотрудничеству, ... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Образование, таким образом, должно стать важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния и стабильности России.

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, выдвигает к выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Свободный человек в свободной стране».

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения стандартов.

Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.


Раздел I.

Общие положения концепции

государственных стандартов общего образования


1.1. Стандарт как общественный договор

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.

Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственные требования – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.

Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

Государственный интерес в этом случае заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий. Это позволит не только снять возможные будущие социальные конфликты, но и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности, государственного авторитета в мировой системе. Кроме того, принципиально необходимым является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Среди важных направлений работы по согласованию потребностей и интересов следует отметить также гласность, развитие соответствующей законодательной базы, формирование институтов зрелого гражданского общества, общественно-педагогическую экспертизу проектов стандартов общего образования.

Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом в принципе могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности. Соответственно, и стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс, результат, а также и более частные составляющие образовательного процесса – условия, средства, ресурсы и т.д. В принципе все три уровня предметов регламентации возможны и даже необходимы. Если реформа (модернизация) системы образования состоит в переходе к системному управлению, приоритетным является регламентация целей и четкая фиксация требований к результату с одновременным принятием процедур оценки результата. Если при этом система образования становится вариативной, необходимо четко указать границы (рамки) возможных вариаций и ясно заявить о том, что не подлежит изменению.

Только в этом случае стандарт может пониматься как базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальная основа для оформления финансового управления системой образования, как форма «общественного договора».

Таким образом, стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой, при условии, что в нем определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т.е. описаны процедуры измерения и заданы критерии достижения требований к результатам).

Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством.

Образовательные результаты, представляющие собой, по существу, декомпозицию целей образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Определение целей (потребностей) без учета условий (возможностей) может привести к резкому увеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены.

Возлагая на стандарты миссию гаранта качества образования, необходимо понимать, что это накладывает и известные ограничения на сферу его применения и используемые стандартом ресурсы. С одной стороны, разработка стандарта на основе целей образования, «привязанных» к существующим сегодня возможностям их обеспечения, с большой вероятностью не позволит достичь требуемого на современном этапе нового качества образования. С другой стороны, гарантии не могут быть безграничны и требуют разумного ограничения. Применительно к образовательным стандартам это означает необходимость введения понятия «минимального, но достаточного уровня образования», которое очертит круг и минимально необходимых ресурсов, гарантия предоставления которых становится обязательной прерогативой государства.

Этими соображениями предопределяется роль условий осуществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработки стандарта в этой связи может быть классифицирована как «задача на оптимизацию», предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

В качестве обязательного условия разработки федеральных государственных стандартов общего образования должно стать его общественное обсуждение .

Правовая форма закрепления данного требования может выразиться в установлении обязательности опубликования стандарта в официальных средствах массовой информации за определенный Правительством Российской Федерации временной промежуток до их утверждения в установленном порядке.


1.2. Назначение и функции стандартов нового поколения


Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.

Как уже отмечалось, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и планируемых результатов школьного образования в условиях легализации в начале 90-х годов многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени – сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

В настоящее время стандарты должны выступить:

  • инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования (развитие личности как цель и смысл образования);

  • средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

  • нормативно-правовой базой регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой.

Вместе с тем, новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

Функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования.

Функцию сохранения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого эквивалента, гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.

Функцию повышения качества образования. Общеобразовательные стандарты призваны задавать нижнюю допустимую границу уровня подготовки. До сих пор подобного рода общегосударственных норм не существовало. Представления об уровне образовательных результатов складывались во многом стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников, а уровень требований к учебным достижениям зачастую был недоступен значительной части учащихся. Это приводило к тому, что реальный уровень образовательных результатов многих выпускников оказывался низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не решала проблемы качества образования в целом.

Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о реальном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня подготовки. Таким образом, использование стандартов в практике школы, ориентация на их безусловное соблюдение призваны повысить общий уровень образованности и, следовательно, качество образования в целом.

Функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Критериально-оценочную функцию. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов, аттестации учителей и учреждений образования.

Функция повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе: критериально-ориентировнного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Стандарт определяет тот допустимый уровень образования («образовательный ценз»), относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериально-ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, достигнутых каждым отдельным школьником, и допускает переход к дихотомической оценке. Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышают уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (региональные и на­циональные меры по улучшению состояния образования, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Функцию гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Четкое определение
требований к подготовке учащихся открывает реальные перспективы для индивидуализации и дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях.

Такой подход освобождает ученика о непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и интеллектуальное Функцию сохранения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого эквивалента, гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.

напряжение, что позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения.


1.3. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучении в их взаимосвязи).

Стандарт можно рассматривать как определенную ориентировочную основу действия, задаваемую культурно-историческим деятельностным подходом, обоснованным в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина. Для этого подхода главным является вопрос, какие необходимы действия, которыми должен овладеть ученик, чтобы решать любые задачи. Иначе говоря, необходимо выделить универсальные действия, овладение которыми дает возможность решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач. Это деятельностно-целевой подход к содержанию стандарта.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания..

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования: Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавтельного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.


Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.


Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.


Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это, в частности, означает, что результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи такие задачи становятся приоритетными.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.


1.4. Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования

Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.

  1. Охрана с помощью стандарта качества общего образования в Российской Федерации, недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжения образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру.

  2. Создание посредством государственных образовательных стандартов условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

  3. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурсность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

  4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированный стандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанность обучающихся соответствовать требованиям стандарта в части их учебных достижений.

  5. Обеспечение государственного контроля и ответственности за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

  6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

  7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

  8. Обеспечение посредством стандарта защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.


1.5. Статус государственного стандарта общего среднего образования

Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т.е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.

В действующем законодательстве об образовании правовое регулирование стандарта имеет многоступенчатый характер. Основные требования к стандарту и его структуре определены законодательным актом, а его непосредственное содержание законодатель передает на регулирование подзаконным актом, оставляя право Правительству Российской Федерации самостоятельно определить уровень и условия принятия такого подзаконного или системы подзаконных актов.

Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.

На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:

  • примерных (базисных) образовательных планов и программ;

  • системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

  • положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;

  • экспертизы учебников для общеобразовательной школы;

  • системы аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;

  • контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;

  • подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.


Раздел II. Модель построения государственных

стандартов общего образования

(основные компоненты и структура компонентов стандарта)


2.1. Общие положения

Правительство Российской Федерации может выбрать различные правовые модели разработки и принятия стандартов.

Модель первая: Стандарт утверждается постановлением Правительства Российской Федерации в виде единого документа.

Несомненным преимуществом данной модели являются:

- высокая степень обеспечения единства системы требований,

- удобство восприятия федеральных государственных образовательных стандартов профессиональной средой, потребителями стандарта, обществом,

- соблюдение ведомственных интересов при определении содержания государственных требований к условиям реализации,

- снятие межведомственных барьеров при применении нормативного акта, особенно в части финансового обеспечения реализации стандарта

Существенным недостатком данной модели является неизбежно длительный срок принятия в силу сложности согласования единого документа.


Модель вторая: Стандарт утверждается приказом Минобрнауки Росси:

Данная модель по сравнению с первой имеет временные преимущества, но при этом теряет два последние преимущества.

В силу своей компетенции Минобрнауки России будет затруднительно разработать и утвердить систему государственных требований к условиям реализации в части санитарно-гигиенических требований и строительных норм и правил. Кроме того, будет высок риск «игнорирования» приказа Министерства финансовыми службами регионов.

Указанные риски частично можно «снять», если установить что в систему требований к условиям реализации основных образовательных программ санитарно-гигиенические требования и строительные нормы и правила не входят. Данные акты в системе правовых норм, регулирующих содержание стандарта, занимают самостоятельное значение.

Таким образом, в систему требований к условиям реализации могут войти требования к количественному и качественному обеспечению кадровым, требования к набору учебного, информационного и сопутствующего оборудования, требования количественному и качественному обеспечению учебной литературой, требования к наличию учебных и сопутствующих помещений (без описания их санитарных и технических характеристик).


Модель третья: Стандарт принимается в качестве системы нормативных актов отраслевых министерств.

В этой модели можно выделить два преимущества:

Стандарт в силу отсутствия необходимости согласования с ведомствами можно относительно быстро принять. Но одновременно возникает риск принятия отдельных составляющих системы трех требований в различное время.

Второе преимущество - соблюдение ведомственных интересов при определении содержания государственных требований к условиям реализации. Но в этом случае силен риск игнорирования «образовательной составляющей» стандарта.

Третий, наиболее опасный риск – нарушается целостность стандарта и восприятие его профессиональным сообществом, потребителями в качестве единого федерального стандарта.

Частично указанные риски можно снять тем, Правительство Российской Федерации определяет порядок, сроки утверждения отдельных требований ведомствами и утверждает макет стандарта, по которому ведомства должны утвердить свою часть требований.

Независимо от выбранной модели разработка и принятие нормативных актов, сопровождающих стандарт (Базисный учебный план, Примерные образовательные программы, акты по внедрению стандарта и т.п.) должны утверждаться актом (приказом) Министерства образования и науки Российской Федерации.

Следующий уровень нормативных актов – акты субъектов Российской Федерации, определяющие порядок перехода подведомственной системы образования на федеральный государственный образовательный стандарт. К этой категории нормативных актов следует отнести и нормативные акты, определяющие норматив финансирования общеобразовательных учреждений. Они должны быть разработаны с учетом требований государственного образовательного стандарта к условиям реализации основных образовательных программ.

Четвертый уровень актов – локальные акты образовательных учреждений (образовательная программа образовательного учреждения и составляющие ее документы).

Согласно п.4 статьи 7 «Закона об образовании» (c изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Исходя из необходимости выбора оптимальной формы представления стандартов общего образования (с учетом широкого круга «пользователей» стандарта) целесообразно установить уровень общекультурного описания содержания компонентов стандарта, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Иными словами, из содержания стандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах содержания, результатов и условий осуществления общего образования. Тем самым целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании.

Аналогичным образом в содержание стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. В частности, стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов.

Среди них:

  1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ.

  2. Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ).

  3. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

  4. Характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования.

  5. Модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

  6. Модель системы социализации и воспитания обучающихся.

  7. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса.

  8. Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.


Иерархия и структурированный перечень документов, отражающие целостное представление о системе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и ее функционировании, схематически представлены на рисунках 1 – 4.

Иерархия документов, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ системы федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения



МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ, СИСТЕМА СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ



фЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (зАКОН)



СОВОКУПНОСТЬ ТРЕХ СИСТЕМ ТРЕБОВАНИЙ:





К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ





РЕГУЛИРУЮТ СТРУКТУРУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕГУЛИРУЮТ УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ВЕДОМСТВЕННЫХ ДОКУМЕНтОВ НОРМАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


КОНКРЕТИЗИРУЮТ И ДОПОЛНЯЮТ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕЗУЛЬТАТАМ ИХ ОСВОЕНИЯ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ






СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ)



РЕГЛАМЕНТИРУЮТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И ОЦЕНКУ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ



СИСТЕМА ВЕДОМСТВЕННЫХ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНтОВ



ОРИЕНТИРУЮТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ



НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЛЕГИТИМИЗАЦИЮ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТОВ



СОЗДАЮТ ПРАВОВУЮ ОСНОВУ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТОВ



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВВЕДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ



ОКАЗЫВАЮТ СОДЕЙСТВИЕ ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТОВ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ФУНКЦИЮ «ОБРАТНОЙ СВЯЗИ» В СИСТЕМЕ



Рисунок 1

СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ документов системы федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения


фЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (зАКОН)





ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ




СИСТЕМА ВЕДОМСТВЕННЫХ ДОКУМЕНтОВ НОРМАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

РЕСУРСНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БАЗИСНЫЙ ПЛАН

ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ


ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ)


МОДЕЛИ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНЫЕ МОДЕЛИ И ДОКУ-МЕНТЫ

ПЕРЕЧНИ УЧЕБНИКОВ


ПРИМЕРНЫЕ (БАЗИСНЫЕ) УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА


ИНЫЕ МОДЕЛИ И ДОКУМЕНТЫ

МОДЕЛИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

КОЛЛЕКЦИИ ЦОР

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


ПЕРЕЧНИ ОБОРУДОВАНИЯ

СИСТЕМА ВЕДОМСТВЕННЫХ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНтОВ


Примеры образовательных программ ОУ

Примеры учебных планов ОУ

Примеры инструментария:

  • итоговой, промежуточной и текущей аттестации учащихся

  • мониторинговых исследований

ИНЫЕ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА И РЕКОМЕНДАЦИИ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЛЕГИТИМИЗАЦИЮ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТОВ



ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

РЕГЛАМЕНТ ПРИНЯТИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ СТАНДАРТОВ

ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МОДЕЛИ

МОДЕЛИ ПРОЦЕДУР ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТОВ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВВЕДЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ


Педагогические технологии

ИНЫЕ МОДЕЛИ И МАТЕРИАЛЫ

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕ-ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Рекомендации по проекти-рованию учебного процесса

Модель специализи-рованного сайта

Модель мониторинга динамики потребностей в общем образовании



Рисунок 2



Рисунок 3




Рисунок 4

Этот пакет естественным образом разделяется на две группы. Первую из них образуют документы, регулирующие результат общего образования и процесс его достижения, вторую – документы, определяющие условия получения общего образования. В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения. Для первой группы это «Требования к структуре основных общеобразовательных программ» и «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ»; для второй – «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ». Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия и понимания не требуют специальных профессиональных знаний.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ включают в себя указания на состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, с одной стороны, представляют собой требования к образовательным результатам выпускников в виде операционального описания целевых установок общего образования, с другой стороны, содержат требования к деятельности образовательных учреждений, направленной на достижение планируемых образовательных результатов.

Требования к условиям получения общего образования представляют собой интегральное описание совокупности условий (материальных, финансовых, учебно-методических, кадровых и других ресурсов), необходимых и рекомендуемых для обеспечения реализации соответствующих образовательных программ.

Другие нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему их нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения (см. рис. 4). Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготовки его участников.

Предлагаемый состав ведомственных нормативных и инструктивно-методических документов, дополняющих и обеспечивающих стандарты, представлен на рисунке 2.

Весь пакет нормативных и рекомендательных документов – собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, – разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Это обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.


2.2. Структура компонентов государственных стандартов общего образования
  1   2   3



Похожие:

Российская академия образования iconРоссийская академия образования Южное отделение Российской академии образования Институт образовательных технологий Российской академии образования Черноморская гуманитарная академия Уважаемые коллеги!
Цель конференции – определение путей развития высшего образования с учётом специфики информационного общества
Российская академия образования iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Экономическая Академия им. Г. В. Плеханова»
Рецензент: Колесников А. В., к э н., доцент кафедры экономики и менеджмента гоу впо «Академия труда и социальных отношений»
Российская академия образования iconРоссийская академия образования
I. Общие положения концепции государственных стандартов общего образования
Российская академия образования iconМосковский Центр непрерывного математического образования
Российская Академия Наук, Московский Государственный Университет, Математический институт ран им. В. А. Стеклова, Московский комитет...
Российская академия образования iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования) Цели профильного обучения
Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например выводящие...
Российская академия образования iconПоступление 2011 (11 а класс)
Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ (Москва)
Российская академия образования iconПоложение об экзаменационной комиссии российской международной академии туризма
Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года №71; ежегодными правилами приёма в негосударственное образовательное учреждение...
Российская академия образования iconМинистерство здравоохранения и социального развития Российской федерации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования российская медицинская академия последипломного образования
Пыков Михаил Иванович, родился 3 июня 1948 года, образование – высшее (окончил 2 молгми им. Н. И. Пирогова), декан педиатрического...
Российская академия образования iconПравила приема в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская международная академия туризма (рмат) на 2011/2012 учебный год
Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. №442 в редакции приказов Минобрнауки России от 18 января...
Российская академия образования iconАлтайский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования российская международная академия туризма курсовая работа
Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих
Российская академия образования icon«Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова» г. Москва 200 г
Целью проведения практики является качественное освоение студентами программы высшего профессионального образования согласно государственному...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы