Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации icon

Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации




Скачать 229.6 Kb.
НазваниеРекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации
Дата16.12.2012
Размер229.6 Kb.
ТипЗакон
источник
1. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.1-83.pdf
2. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.84-192.pdf
3. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/1.doc
4. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/11.doc
5. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/12.doc
6. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/13.doc
7. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/14.doc
8. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/15.doc
9. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/16.doc
10. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/17.doc
11. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/18.doc
12. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/19.doc
13. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/2.doc
14. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/20.doc
15. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/21.doc
16. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/22.doc
17. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/23.doc
18. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/24.doc
19. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/25.doc
20. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/26.doc
21. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/27.doc
22. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/28.doc
23. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/29.doc
24. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/3.doc
25. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/4.pdf
26. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/5.doc
27. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/6.doc
28. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/7.doc
29. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/8.doc
30. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/9.doc
31. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/Содержание диска.doc
32. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Обложка диска.doc
33. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/21_33.pdf
34. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/3.pdf
35. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/34_39.pdf
36. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/40.pdf
37. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/4_7.pdf
38. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/8_20.pdf
39. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/Tityl.pdf
40. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/~$ществознание (+экономика, право).doc
Российская академия образования Институт развития образования Республики Татарстан
Проект планируемые результаты освоения основных образовательных программ по отдельным учебным предметам Москва
Математика. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Технология. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Изобразительное искусство. Планируемые результаты освоения программ начального образования (технологическая форма)
Музыка. Планируемые результаты освоения программ начального образования
«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед» Дмитрий Медведев
Российская академия образования
Образовательный стандарт общего образования (второго поколения)
Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области
Рекомендации по корректировке примерной основной образовательной программы начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по совершенствованию Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
3. 3 Рекомендации по совершенствованию системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования по отдельным учебным предметам начального общего образования
Рекомендации по корректировке системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В. И. Пискарев, к и. н., доцент; Р. Г. Хамитов, к п. н.; Г. Ч. Тахтамышева
К структуре основных образовательных программ
Введение Содержание I. Цикл базовых дисциплин
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 7
Microsoft Office PowerPoint Adobe Acrobat Reader программа имеет функцию автозапуска. Просто вставьте диск с программой в устройство для чтения компакт-дисков. Если программа

Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации



Введение

Настоящие рекомендации подготовлены на основе анализа результатов апробации проектов вариантов Базисного учебного плана начального общего образования в соответствии с разработанной программой апробации Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Рекомендации выполнены в рамках проекта «Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области».

Объектами апробации являлись документы:

  • Пояснительная записка к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

  • Пояснительная записка к Базисному учебному плану первой ступени общего образования.

  • Базисный учебный план первой ступени общего образования (проекты вариантов 1,2,3,4)

В рекомендациях использовались ссылки на следующие нормативные документы:

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,8,9,14,50).

  • Федеральный закон от 01.12. 2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – Концепция).

При подготовке рекомендаций использовались следующие понятия:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты – совокупность нормативных правовых предписаний, устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию и реализующем основные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации – нормативный документ по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

  • Основная образовательная программа – нормативный документ, обеспечивающий реализацию федеральных государственных образовательных стандартов с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

  • Образовательная программа учреждения – нормативный документ, определяющий содержание образования в конкретном образовательном учреждении.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования – система ключевых положений научной картины мира и ценностных ориентиров приемлемого социального поведения, актуальных для современной ситуации цивилизационного развития в сочетании с национальными приоритетами, базовый документ, необходимый для создания базисных образовательных планов, примерных программ, учебно-методических материалов и пособий.

  • Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

  • Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

  • Планируемые результаты освоения основных образовательных программ – система операционализированных личностно ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной (предметной) структуры школьных программ.

Федеральный закон от 01.12. 2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» направлен на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта. Законом вводится понятие федерального государственного образовательного стандарта как совокупности нормативных правовых предписаний, устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию и реализующем основные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Закон основывается на том, что признается необходимость приведения норм действующего законодательства в области образования в соответствие со ст.43 Конституции Российской Федерации – установление Российской Федерацией федеральных государственных образовательных стандартов, а также отказе деления их на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12. 2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный государственный стандарт общего образования представляет собой совокупность требований:

  • к структуре основных образовательных программ,

  • к условиям реализации основных образовательных программ,

  • к результатам освоения основных образовательных программ.

Новые задачи, поставленные сегодня перед общим образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.

Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

В настоящее время стандарты призваны стать:

  • инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования;

  • средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

  • нормативной правовой базой регулирования взаимоотношений субъектов системы образования.

Базисный учебный план рассматривается как одна из обязательных и важнейших частей основной образовательной программы.

Апробация проектов вариантов Базисного учебного плана начального общего образования осуществлялась на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения.

На подготовительном этапе работы были определены площадки для апробации:

  • департамент образования Ярославской области;

  • государственные учреждения Ярославской области: Центр оценки и контроля качества образования, Центр лицензирования образовательной деятельности;

  • государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»;

  • управление образования мэрии г. Ярославля;

  • информационно-методический центр г. Рыбинска;

  • районные методические объединения;

  • муниципальные общеобразовательные учреждения разных муниципальных образований Ярославской области:

    1. муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №87 г. Ярославля;

    2. муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Гаврилов-Яма;

    3. муниципальное образовательное учреждение лицей №2 г. Рыбинска;

    4. муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Тутаева;

    5. муниципальное образовательное учреждение Некрасовская средняя общеобразовательная школа.

Основной этап апробации проводился группой экспертов и решал следующие задачи:

  • оценить соответствие апробируемых материалов Концепции и основным документам федерального государственного стандарта;

  • определить степень педагогической эффективности апробируемых материалов;

  • определить возможность реализации апробируемых материалов.

Для оценки апробационных материалов, в том числе Базисного учебного плана, была специально разработана форма экспертного заключения с пятибалльной шкалой оценивания. В основу экспертного заключения были заложены следующие параметры анализа:

  • соответствие апробационных материалов Концепции и основным документам стандарта;

  • согласованность между собой учебного плана, примерных программ и планируемых результатов;

  • отражение в апробационных материалах обеспечения:

  • вариативности образования, учета индивидуальных интересов и особенностей обучающихся;

  • возможности реализации системно-деятельностного подхода;

  • возможности достижения основных результатов начального общего образования;

  • возможности сохранения единого образовательного пространства страны;

  • возможности обновления содержания образования;

  • возможности оптимизировать нагрузку обучающихся, их развитие и сохранение здоровья;

  • возможности реализации регионального (национально-регионального) компонента;

  • возможности рационально использовать учебное время.

Кроме того, при оценке Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации экспертной оценке подвергались:

    1. общая структура документа,

    2. содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений),

    3. соотнесенность пояснительной записки и таблиц плана,

    4. язык: доступность, ясность, точность, лаконичность изложения.

Для оценки апробационных материалов, в том числе Базисного учебного плана, была специально разработана также форма экспертного листа.

В основу экспертного листа были заложены следующие параметры анализа.

1. Констатирующая оценка:

- соответствие предложенных апробационных материалов целям образования.

2. Формирующая оценка:

- что вызывает опасения в предложенном документе и почему;

- что является излишним в предложенном документе;

- чего не достает в предложенном документе;

- что необходимо изменить в предложенном документе;

- рекомендации по изменению.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации в соответствии с Концепцией является нормативным документом и определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы, а также выступает в качестве внешнего ограничителя при расчете бюджетного финансирования.

В структуре Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации в явном виде выделены:

  • инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

  • вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования;

  • раздел «Внеучебная деятельность», предоставляющий обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Федеральный Базисный учебный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Анализируемые варианты Базисного учебного плана начального общего образования в основном соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Экспертиза Пояснительной записки к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации определила необходимость корректировки отдельных позиций по ряду моментов.

  • В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Пояснительной записке к Базисному учебному плану используются термины «Базисный учебный план», «учебный план», «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В Концепции же употребляется термин «Базисный образовательный план», что на наш взгляд более соответствует сущности и структуре федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

  • В пояснительной записке утверждается, что «содержание образования на первой ступени осуществляется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализации обучения», тогда как на практике таких курсов только два – «окружающий мир» и «художественный труд».

  • В абзаце 4 фиксируется «введение курсов, в изучении которых заинтересован субъект РФ», то есть возможность введения регионального компонента, хотя в статью 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», определяющую компетенцию субъектов РФ, в 2007 году внесены изменения. Пункт 8 «установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов» полностью исключён из статьи, из пункта 15 исключены слова «разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов (дисциплин)».

  • В абзаце 7 употребляется термин «учебное заведение», не содержащийся в Законе Российской Федерации «Об образовании» (в Законе используется термин «образовательное учреждение»).

  • В абзаце 8 имеется не находящее подтверждения в таблицах Базисного учебного плана утверждение, что «начальная школа работает по 5-дневной учебной неделе» (в таблицах присутствует и 6-дневная неделя), а в абзаце 4 записано, что «использование вариативной части осуществляется в рамках шестидневной учебной недели»). Кроме того, в соответствии с п.41 Типового положения об общеобразовательном учреждении «режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно».

  • Не разъяснена необходимость (или ненужность) определения максимально допустимой нагрузки на обучающихся во внеучебной деятельности, если она организована в том же образовательном учреждении, где и учебная.

  • Отсутствуют рекомендации по формированию на основе Базисного учебного плана учебных планов школ с углублённым изучением иностранных языков (а именно в них чаще всего изучаются два иностранных языка и возникают проблемы с количеством часов на изучение второго иностранного языка, так как часы вариативной части Базисного учебного плана используются на увеличение количества часов на иностранный язык, изучаемый углублённо).

  • Не указан источник финансирования часов, отводимых на «внеучебную деятельность».

  • Не определено примерное содержание общественно-полезной деятельности, что на практике может привести к тому, что в школах будет организован только общественно-полезный труд (т.е. их деятельность войдёт в противоречие с п.14 ст.50 Закона Российской Федерации «Об образовании» («Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»).

  • Не разъяснён принцип, по которому школа может или должна выбирать 10 часов внеучебной деятельности из предложенных 12 для каждого класса.

  • Не определено количество направлений внеучебной деятельности, которое должна обеспечить школа.

  • В Пояснительной записке не нашло отражения утверждение Концепции, что положения Базисного образовательного плана должны иметь «ориентирующий и некатегоричный характер, при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования».

Кроме этого, анализ Базисного учебного плана выявил некоторые риски, возможные при реализации учебного плана.

    1. Неготовность педагогов к реализации раздела «Внеучебная деятельность»:

    • недостаточное количество квалифицированных кадров для его обеспечения;

    • возможность несоответствующей требованиям организации внеучебной деятельности, поскольку педагоги так или иначе будут переносить на внеучебную деятельность привычные им учебные формы и методы работы.

2. Неготовность общеобразовательных учреждений к реализации раздела «Внеучебная деятельность»:

    • возможность увеличения продолжительности пребывания ребёнка в школе из-за того, что в большинстве учреждений неизбежно возникнут проблемы с расписанием, в котором должна быть скоординирована учебная и внеучебная деятельность;

    • возможность реализации не в полном объеме раздела «Внеучебная деятельность» в связи с тем, что для обеспечения качественного и доступного образования определены опорные школы, в которые осуществляется подвоз детей школьными автобусами и расписание составляется с учетом движения школьного автобуса;

    • возможность возникновения проблем финансирования внеучебной деятельности в случае передачи финансовых обязательств по её организации на муниципальный уровень.

3. В Базисном учебном плане нечётко просматривается реализация принципов оптимизации нагрузки обучающихся и рациональности использования учебного времени (общая нагрузка на обучающихся и распределение количества часов на отдельные предметы почти не отличается от БУП-98 и БУП-2004).

В ходе экспертизы проектов вариантов Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации начального общего образования экспертами были выделены следующие моменты.

Опрос учителей показал, что меньшие трудности в выполнении задач, поставленных федеральными государственными образовательными стандартами, испытывают учителя, реализующие программы развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), а также программы «Начальная школа ХХ1 века». Педагоги, работающие в традиционной системе, испытывают серьезные затруднения по реализации задач, связанных с личностным развитием обучающихся, формированием универсальных учебных действий.

Школы выбрали I и II варианты учебных планов. Причиной выбора II варианта послужил опыт преподавания предмета «изобразительное искусство и художественный труд», а также возможность увеличить педагогическую нагрузку учителя начальных классов хотя бы на 1 час (предмет «изобразительное искусство» ведут специалисты – предметники, а учителя начальных классов в большинстве своем не имеют полной ставки).

По мнению экспертов, апробирующих II вариант, существующие программы не в полной мере удовлетворяют требованиям. Кроме того, учебник Ю.А. Полуянова по предмету «Изобразительное искусство» отсутствует в Федеральном перечне учебников, и педагоги задаются вопросом о законности использования учебников из других систем.

Педагоги отмечают, что школам, имеющим опыт работы по развивающим системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и др., целесообразнее работать по II варианту учебного плана, а учреждениям, работающим по традиционным системам, – по I варианту, что могло бы найти отражение в Пояснительной записке к Базисному учебному плану.

Вариант IV Базисного учебного плана предназначен для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке. Таких учреждений в Ярославской области пока нет. Тем не менее эксперты отмечают, что именно этот вариант наиболее соответствует идеологии Концепции и Пояснительной записки Базисного учебного плана в части реализации содержания образования за счет введения интегрированных курсов.

Результаты анализа оценки апробационных материалов на основе экспертных заключений образовательных учреждений.

В части соответствия Базисного учебного плана Концепции и основным документам стандарта средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 3,6 балла.

В целом эксперты отмечают соответствие данных документов.

Вместе с тем отмечается.

    • Малое отличие учебного плана от БУПа-2004 (за исключением внеучебной деятельности и дополнительного часа на литературное чтение, что оценено весьма положительно).

    • Внеучебная деятельность требует более четкого прописывания (перечень направлений, их оптимальное использование, максимальная и минимальная нагрузка на ребенка во второй половине дня, свобода выбора деятельности по интересам: музыкальная, спортивная школы; источники финансирования и т.д.).

    • В Концепции заложен принцип деятельностного подхода, а в программах остался репродуктивный, например, по предметам «технология», «литературное чтение» (пересказ, рассказ по картинке, «вставь картинку»), хотя измерители результата качества подготовки обучающихся должны быть разработаны в соответствии с Концепцией.

    • Принципы, перечисленные в Пояснительной записке Базисного учебного плана, не находят отражения в содержании программ. Требование интеграции предметов носит декларативный характер. Например, принцип интеграции с другими предметами: математика – технология, математика – окружающий мир, литературное чтение – русский язык (частично просматривается только в 1 классе), принцип необходимости овладения информационными технологиями декларируется при отсутствии в учебном плане информатики, принцип деятельностного подхода – в отсутствие четкой характеристики деятельности (в технологии). Педагоги испытывают потребность в дополнительных рекомендациях: за счет каких часов, в каких учебных темах интегрировать предметы.

В части согласования учебного плана, примерных программ и планируемых результатов средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 3,8 балла.

Вместе с тем эксперты отмечают.

    • В Примерных программах и результатах прописаны умение работать с информацией, овладение навыками информационных технологий, а часов для этого учебным планом не предусмотрено. Обучать этому на других предметах, как предполагается в документах, невозможно из-за недостаточности учебного времени для усвоения учебного материала (математика, технология).

    • Средства достижения результатов по формированию учебных действий недостаточно проработаны.

    • Вопросы к планируемым результатам не прописаны: каким образом формируемая модель системы оценки результатов могла бы быть «встроена» в образовательный процесс (как зафиксировать, измерить и оценить).

В части вариативности образования с учетом индивидуальных интересов и особенностей обучающихся средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4.4 балла.

Эксперты отмечают, что за счет часов на внеучебную деятельность учебный план предоставляет широкую возможность вариативности образования с учетом индивидуальных интересов и особенностей обучающихся. За счет учебных часов плана не может быть обеспечена вариативность в полном объеме.

В части реализации деятельностного подхода средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4.0 балла.

Эксперты отмечают, что деятельностный подход в полной мере может быть реализован во внеучебной деятельности.

Вместе с тем эксперты обозначают как проблему отсутствие примерного содержания такого направления как общественно-полезная деятельность, причем для города и села это, как предполагают эксперты, будут разные виды деятельности. На практике это может привести к нарушению п.14 ст.50 Закона Российской Федерации «Об образовании» («Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»). При реализации принципа системно-деятельностного подхода в образовательном учреждении необходимы соответствующие изменения его деятельности. В первую очередь это касается обучения педагогов использованию деятельностного подхода при обучении на начальной ступени образования.

В части достижения основных результатов начального образования средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4.2 балла.

Эксперты отмечают недостаточное количество часов учебного плана для изучения математики, технологии при включении в программы, согласно Пояснительной записке, модуля «информационные технологии»; большой учебный объем по литературному чтению, несмотря на увеличенное количество часов по сравнению с БУП-2004.

В части сохранения единого образовательного пространства страны средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4,8 балла.

Практически все эксперты отмечают возможность сохранения единого образовательного пространства за счет инвариантной части учебного плана. Функция учебного плана по сохранению единого образовательного пространства не утратила своего значения. Это находит положительный отклик у педагогического сообщества.

В части обновления содержания образования средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 3,6 балла.

Как положительный момент эксперты отмечают введение в Базисный учебный план раздела «внеучебная деятельность», который должна быть направлена на развитие личности и создание условий для развития творческого потенциала обучающихся.

С другой стороны, эксперты отмечают, что инвариантная часть учебного плана практически не изменилась по сравнению с БУП-2004, а по отдельным позициям даже уменьшена (технология).

В части оптимизации нагрузки обучающихся средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4.2 балла.

Мнения экспертов по вопросу оптимизации нагрузки распределились полярно: от самых положительных, что учебный план уменьшает нагрузку на ребенка и способствует сохранению его здоровья, до мнения, что учебный план не позволяет оптимизировать нагрузку, более того, за счет часов на внеучебную деятельность ежедневная нагрузка на ребенка увеличится. Эксперты видят целесообразность обучать грамоте посредством интегрированного курса. При положительном мнении большинства педагогов на появление в учебном плане раздела «внеучебная деятельность» практическое использование часов на внеучебную работу вызывает у педагогов много вопросов и сомнений.

Необходимо дать чёткие и однозначные ответы на следующие вопросы.

    • Может (или должен) обучающийся выбрать все часы или не выбрать ни одного часа в своей школе, если это часы учебного плана?

    • Можно ли засчитывать часы ученику, посещающему учреждения дополнительного образования детей (музыкальную, спортивную школу и др.), как внеучебную деятельность в рамках учебного плана, то есть вести общий учет нагрузки на ребенка?

    • Все ли направления внеучебной деятельности должны быть реализованы в учреждении?

    • Какова должна быть наполняемость групп по направлениям? (На практике наполняемость классов составляет от 7 человек в малокомплектных сельских школах до 28-30 человек в крупных городских общеобразовательных учреждениях. В то же время наполняемость групп продленного дня должна быть не менее 15 человек. Это крайне важно учитывать, так как многие образовательные учреждения будут реализовывать раздел «Внеучебная деятельность» через группы продлённого дня.

Кроме того, педагогам необходимы рекомендации по содержательному наполнению отдельных конкретных направлений внеучебной деятельности.

Реализация большого количества направлений внеучебной деятельности на практике вызывает материально-технические и кадровые вопросы. В школе должны быть созданы соответствующие условия для детской деятельности после уроков (кабинеты, где ребенок ощущал бы себя комфортно; дополнительные ставки технического персонала; заместитель директора, ответственный за расписание, не всегда может предоставить нужные помещения, особенно если в школе есть вторая смена; необходимо методическое сопровождение внеучебной деятельности и др.). Учителя признают, что реальную помощь им могут оказывать педагоги дополнительного образования детей, но тогда нагрузка учителей начальных классов будет меньше ставки.

В части реализации регионального (национально-регионального) компонента средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4,2 балла.

Эксперты положительно оценивают возможность реализации компонента, так как для этого есть специально отведенные часы. В 1-м классе такой возможности нет. Тем не менее, следует помнить о внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», определяющую компетенцию субъектов РФ: в 2007 году пункт 8 «установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов» полностью исключён из статьи, из пункта 15 исключены слова «разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов (дисциплин)».

В части рационального использования учебного времени средняя оценка, выставленная экспертами образовательных учреждений, составляет 4,3 балла.

Эксперты отмечают, что в целом учебный план позволяет достаточно рационально использовать часы инвариантной части. При использованию часов внеучебной деятельности педагоги не исключают возможности перегрузки обучающихся, при неграмотной организации образовательного процесса.

В соответствии с выше перечисленными замечаниями предлагаем.

Привести наименование документа в соответствие с его содержанием (использовать предложенное разработчиками стандартов наименование «Базисный образовательный план », который в свою очередь может включать в себя Базисный учебный план и Базисный план внеучебной деятельности).

В пояснительной записке необходимо:

    • откорректировать абзац 4 по вопросу «введения курсов, в изучении которых заинтересован субъект РФ», то есть привести его содержание в соответствие со статьей 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», определяющей компетенцию субъектов РФ;

    • в абзаце 7 исключить из употребления термин «учебное заведение», заменив его на содержащийся в Законе Российской Федерации «Об образовании» термин «образовательное учреждение»;

    • откорректировать абзац 8, исключив из него категоричность утверждения того, что «начальная школа работает по 5-дневной учебной неделе»;

    • дать разъяснения о необходимости (или ненужности) определения максимально допустимой нагрузки на обучающихся во внеучебной деятельности, если она организована в том же образовательном учреждении;

    • указать источники финансирования часов, отводимых на «Внеучебную деятельность»;

    • определить примерное содержание общественно-полезной деятельности обучающихся, указав на её возможные отличия для городской и сельской школы;

    • разъяснить принцип, по которому школа должна выбирать 10 часов внеучебной деятельности из предложенных 12 для каждого класса;

    • определить количество направлений внеучебной деятельности, которое должна обеспечить школа, либо указать, от каких условий зависит это количество;

    • указать на предпочтительность выбора учреждением того или иного варианта учебного плана в зависимости от того, какая система использовалась школой до перехода на стандарты второго поколения (например, при традиционной системе – вариант 1, при системах Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, образовательной системе «Школа 2100» – вариант 2 и т.п.);

    • дать рекомендации по формированию на основе варианта 3 Базисного учебного плана учебных планов школ с углублённым изучением иностранных языков, так как именно в них возникают проблемы с количеством часов, отводимых на изучение второго иностранного языка.

Выводы:

      • Базисный учебный план начального общего образования – один из основных нормативных документов по введению Федеральных государственных образовательных стандартов.

      • Базисный учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

      • Новая структура Базисного учебного плана позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

      • Базисный учебный план задаёт общие рамки для разработки содержания образования, для определения требований к условиям и организации образовательного процесса, для проведения расчётов бюджетного финансирования.

      • Базисный учебный план реализует принцип направленности на достижение результатов начального общего образования, отвечает задачам сохранения единого образовательного пространства страны.

      • Инвариантная часть Базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования.

      • Базисный учебный план имеет кроме инвариантной части вариативную часть, что важно как для обеспечения выполнения Федеральных государственных образовательных стандартов, так и для обеспечения вариативности (учёта образовательных потребностей и интересов обучающихся).

      • Базисный учебный план впервые имеет раздел «Внеучебная деятельность», который предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. За счёт часов данного раздела школа также может решать проблемы социализации учащихся, реализовывать воспитательные программы.

      • Базисный учебный план позволяет реализовать отличительную особенность стандартов нового поколения – их ориентацию на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода к образованию.

      • Базисный учебный план строго следует требованиям СанПиНов в части определения максимально допустимой нагрузки на учащихся в учебной деятельности.

      • Базисный учебный план имеет пояснительную записку, в целом раскрывающую назначение его отдельных частей.

      • Текст пояснительной записки и таблицы Базисный учебный план в основном соотнесены между собой.

      • Добавление часов на «Литературное чтение» положительно оценивается всеми педагогами, участвовавшими в апробации.

Базисный учебный план соответствует Концепции и основным документам ФГОС.



Похожие:

Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconПояснительная записка к учебному плану начального общего образования моу иргизская основная общеобразовательная школа Большечерниговского района Самарской области на 2011-2012 учебный год
План начального общего образования моу иргизская оош реализует программы начального общего образования, разработан на основе Базисного...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconБазисный учебный план начального общего образования моу семибратовской сош
Учебный план 1-4 классов моу семибратовской средней общеобразовательной школы 2011 г сроком реализации 4 года разработан на основе...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconУчебный план для 2 классов, составленный на основе рекомендуемого базисного учебного плана начального общего образования
Вариант 1 для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconУчебный план для 1 классов, составленный на основе базисного учебного плана начального общего образования
Вариант 2 для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучаются языки народов Республики...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconПояснительная записка Учебный план моу сош №67 г. Ярославля, реализует программу ос «Школа 2100»
СанПиН, Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования (прказ Министерства образования и...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconПояснительная записка к учебному плану для 1 класса на 2011-2012 учебный год
Учебный план в моу большесельской сош составлен на основе Базисного учебного (общеобразовательного) плана образовательных учреждений...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconМинистерство образования российской федерации приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования
России и президиума Российской академии образования от 23. 12. 2003 n 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconМинистерство образования российской федерации приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования
России и президиума Российской академии образования от 23. 12. 2003 n 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconМинистерство образования российской федерации приказ от 9 марта 2004 г. N 1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования
России и президиума Российской академии образования от 23. 12. 2003 n 21/12 "О проекте федерального компонента государственного стандарта...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconПояснительная записка к учебному плану на 2012/2013 учебный год моу средней школы №7 Кировского района г. Ярославля
Федеральный базисный учебный план (Приказ №1312 от 03. 2004 г. «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для начального...
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации iconАналитическая справка о ходе апробации Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Вания. Для организации работ создан региональный Центр апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы