Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования icon

Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования




Скачать 360.35 Kb.
НазваниеРекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования
Дата16.12.2012
Размер360.35 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.1-83.pdf
2. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.84-192.pdf
3. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/1.doc
4. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/11.doc
5. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/12.doc
6. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/13.doc
7. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/14.doc
8. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/15.doc
9. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/16.doc
10. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/17.doc
11. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/18.doc
12. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/19.doc
13. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/2.doc
14. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/20.doc
15. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/21.doc
16. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/22.doc
17. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/23.doc
18. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/24.doc
19. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/25.doc
20. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/26.doc
21. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/27.doc
22. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/28.doc
23. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/29.doc
24. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/3.doc
25. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/4.pdf
26. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/5.doc
27. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/6.doc
28. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/7.doc
29. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/8.doc
30. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/9.doc
31. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/Содержание диска.doc
32. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Обложка диска.doc
33. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/21_33.pdf
34. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/3.pdf
35. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/34_39.pdf
36. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/40.pdf
37. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/4_7.pdf
38. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/8_20.pdf
39. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/Tityl.pdf
40. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/~$ществознание (+экономика, право).doc
Российская академия образования Институт развития образования Республики Татарстан
Проект планируемые результаты освоения основных образовательных программ по отдельным учебным предметам Москва
Математика. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Технология. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Изобразительное искусство. Планируемые результаты освоения программ начального образования (технологическая форма)
Музыка. Планируемые результаты освоения программ начального образования
«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед» Дмитрий Медведев
Российская академия образования
Образовательный стандарт общего образования (второго поколения)
Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области
Рекомендации по корректировке примерной основной образовательной программы начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по совершенствованию Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
3. 3 Рекомендации по совершенствованию системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования по отдельным учебным предметам начального общего образования
Рекомендации по корректировке системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В. И. Пискарев, к и. н., доцент; Р. Г. Хамитов, к п. н.; Г. Ч. Тахтамышева
К структуре основных образовательных программ
Введение Содержание I. Цикл базовых дисциплин
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 7
Microsoft Office PowerPoint Adobe Acrobat Reader программа имеет функцию автозапуска. Просто вставьте диск с программой в устройство для чтения компакт-дисков. Если программа

Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования


Введение

В соответствии с Контрактом по организации и проведению апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области, была организована работа по их оценке и проверке возможности использования в образовательной деятельности.

В ходе выполнения проекта по организации и проведению апробации Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с целью оценки эффективности реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в Ярославской области осуществлена апробация проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования.

Цель апробации – осуществление адекватной оценки проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования.

Задачи апробации:

  • установление соответствия проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования Концепции;

  • установление соответствия проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования основным документам федерального государственного стандарта;

  • определение педагогической эффективности проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования;

  • заключение о возможности реализации проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования.

Краткая характеристика предмета апробации, ее субъектов, методов и приемов

Предметом апробации являлись проекты примерных учебных программ для ступени начального общего образования по следующим предметам:

  • русский язык (I и II вариант),

  • математика (I и II вариант),

  • окружающий мир (I и II вариант),

  • технология (I и II вариант),

  • физическая культура (I и II вариант),

  • история (I и II вариант).

В основу разработки примерных программ начального общего образования положены Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и Требования к результатам начального общего образования.

Примерная программа включает следующие разделы:

  • пояснительную записку,

  • основное содержание обучения,

  • варианты тематического планирования,

  • планируемые результаты обучения.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент.

В проектах примерных программ выделено не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные универсальные учебные действия (УУД).

Апробация осуществлялась на базе пяти общеобразовательных учреждений Ярославской области.

Субъектами процесса апробации проектов примерных учебных программ общего начального образования являлись:

  • педагоги начальных классов, администраторы общеобразовательных учреждений;

  • преподаватели, методисты учреждений высшего и дополнительного профессионального образования – Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, ГОУ Ярославской области «Институт развития образования»;

  • специалисты органов управления образованием муниципального и регионального уровней;

  • эксперты по отдельным проблемам образования, привлеченные к обсуждению региональными организаторами апробации.

При апробации проектов примерных учебных программ были использованы как субъектные, так и субъектно-объектные методы и приемы. Было проведено:

  • анкетирование творческих коллективов общеобразовательных учреждений, участвовавших в апробации;

  • интервьюирование экспертами регионального уровня участников творческих коллективов общеобразовательных учреждений;

  • составление экспертных заключений общеобразовательных учреждений по представленным проектам примерных учебных программ;

  • обсуждение экспертных заключений в форме семинаров, дискуссий, групповых обсуждений;

  • обобщение и анализ представленных материалов.

Кроме предложенных в задании для апробации анкет творческим коллективам общеобразовательных учреждений было предложено составить экспертные заключения по проектам примерных учебных программ по основным предметам на основе следующего перечня вопросов:

  • Чем проект примерных учебных программ отличается от действующих примерных учебных программ (пояснительная записка, содержание, тематическое планирование, ожидаемые результаты, модели инструментария для оценивания)?

  • Какие задания, направленные на формирование УУД, очень сложны (для учителя, для детей)? Почему?

  • Какие задания, направленные на формирование УУД, очень просты (для учителя, для детей)? Почему?

  • Какие задания на формирование УУД можно преобразовать и как?

  • Какие задания по формированию УУД интересны, понятны детям?

  • Какие задания не учитывают возрастные особенности младших школьников?

  • Дайте общую оценку возможностей системы типовых задач для формирования УУД (количественная и качественная характеристика).

  • Дайте общую оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам.

  • Какие планируемые результаты по математике (русскому языку, окружающему миру) отвечают требованиям ФГОС (концепция, примерные программы начального общего образования и др.)?


Таблица 46

Обобщенные результаты анкетирования и интервьюирования участников творческих групп общеобразовательных учреждений
по апробации материалов ФГОС второго поколения



№ п/п

Вопрос анкеты, интервью

Средняя оценка в баллах

Комментарии, ответы

1

Насколько примерные программы соответствуют Концепции и основным документам стандарта?

4,5

Цели, задачи, виды деятельности, изложенные в примерных программах, соответствуют Концепции стандарта

2

Насколько согласованы между собой учебный план, примерные программы и планируемые результаты?

3,5

1. В примерных программах и результатах прописаны умения работать с информацией, овладение навыками информационных технологий, однако в БУП не выделены часы на отработку данных умений. Для формирования указанных умений учебного времени недостаточно. Например, на уроках математики не хватает времени даже на усвоение математических знаний.

2. Представленный учебный материал в программе технологии достаточно серьезен и объемен, а учебный план отводит на данный предмет всего 1 час


3

Насколько апробационные материалы обеспечивают вариативность образования, в том числе – возможность учета индивидуальных интересов и особенностей обучающихся?

5

1. Хорошо, что есть несколько вариантов тематического планирования.

2. Впервые к примерным программам прилагается тематическое планирование в нескольких вариантах с разными акцентами и различными межпредметными связями, что обеспечивает некоторую вариативность

4

Насколько примерные программы обеспечивают возможность реализации деятельностного подхода?

4,5

В программах начального образования прописаны основные виды деятельности учащихся

5

Насколько примерные программы обеспечивают возможность достижения основных результатов начального образования?

4,5




6

Насколько примерные программы обеспечивают возможность сохранения единого образовательного пространства страны?

4,5

Существует фундаментальное ядро начального образования в разных системах, УМК на всей территории страны

7

Насколько примерные программы обеспечивают возможность обновления содержания образования?

5

1. Интеграция в программе «Окружающий мир» природоведческих, социокультурных знаний и формирования здорового образа жизни.

2. Обновлено содержание курса «Технология»

8

Насколько примерные программы позволяют оптимизировать нагрузку учащихся, обеспечивают возможность их развития и сохранения здоровья?

4,5

Интегрированные курсы позволяют оптимизировать нагрузку учащихся

9

Насколько примерные программы обеспечивают возможность реализации регионального (национально-регионального) компонента?

2

1. В 1-ом классе нет возможности.

2. Недостаточно времени отведено для краеведческого компонента

10

Насколько примерные программы позволяют рационально использовать учебное время?

3,5

Формирование универсальных учебных действий происходит на всех этапах и предметах начального образования

11

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ в целом:

- общая структура документа (общая логика построения, целостность документа);

- содержание общей пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех представленных программ



4


4,75


4

1. Недостаточно четкости в обозначении требований к результатам освоения программ.

2. Дана характеристика учебных действий, но это не способствует формированию субъект-субъектных отношений.

3. Не все программы соотносятся с Концепцией стандартов

12

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Русский язык»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы;

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



4,25


4


3,75


4,5


4,5

1. Необходимые разделы, комментарии и пояснения в наличии. Некоторые разделы представлены в более подробном варианте, внесены новые разделы.

2. Программа содержит все необходимые разделы: пояснительную записку, включая общую характеристику учебного предмета, структуру курса, основные содержательные линии, общеучебные умения и навыки, способы деятельности.

3. Не прописаны четко и отдельно результаты освоения программы по русскому языку.

4. В пояснительной записке обосновывается последовательно и непротиворечиво общая характеристика учебного предмета, реализация познавательных и социокультурных целей.

5. Положительным в основном содержании является выделение раздела «Виды речевой деятельности», формирование научного представления о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей, направленность на развитие учебно-познавательных мотивов у младших школьников, виды разборов введены ознакомительно.

6. Курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, предусматривает знакомство с различными принципами русского правописания, упражнения представлены в системе от простого к сложному, заложена индивидуализация и дифференциация. Основные содержательные линии формируют научное представление о языке с учетом возрастных особенностей. Основное содержание отвечает основным результатам начального образования и возрастным особенностям школьников. Поставленные цели и задачи курса реализуются в процессе изучения материала.

7. Характеристика деятельности учащихся не направлена на формирование УУД (программирует репродуктивность).

8. В разделе «Ожидаемые результаты» необходимо изменить формулировку: «В процессе обучения учащиеся научатся…».

9. Нет тематического планирования по годам обучения.

10. Все разделы программы соотнесены между собой и в комплексе работают на формирование и воспитание активной, творческой, стремящейся к совершенствованию личности.

11. Программа изложена доступным, ясным и точным языком

13

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Литературное чтение»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы;

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



3,75


4


3,25


3,5


4



1. Программа содержит все необходимые разделы, обозначен круг детского чтения, обозначены виды речевой и читательской деятельности, прописан круг чтения младших школьников для самостоятельной работы.

2. Не прописаны способы дозированного (в % отношении) формирования эмоционально-нравственных категорий.

3. В пояснительной записке четко выделены цели литературного образования, названа приоритетная цель – формирование читательской компетентности, подробно изложено содержание литературного чтения.

4. Раздел «Круг детского чтения» нужно конкретизировать.

5. Следует отметить расширение раздела «Виды речевой читательской деятельности», практическое освоение литературоведческих понятий, подробное освещение раздела «Работа с книгой» с целью формирования читательской компетентности младшего школьника.

6. Логически курс не выстроен. Есть фактические и орфографические ошибки, набор текстов не подчинен единой задаче курса и не способствует формированию аналитических навыков учащихся.

7. Недостаточно произведений, воспитывающих гражданскую позицию школьника, патриотизм, а также текстов с историческим содержанием.

8. Соотнесенность всех разделов программы не соответствует Концепции стандартов

14

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Математика»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы;

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



4,5


4,5


4


4,5


4,5

1. Программа включает в себя все необходимые разделы, комментарии и пояснения.

2. Содержание пояснительной записки обоснованно, последовательно, непротиворечиво.

3. Практическая направленность курса в целом, связь с жизнью, развитие коммуникативных навыков, самоконтроль и рефлексия, вариативность программы.

4. Содержание курса в основном соответствует результатам начального образования, но содержание некоторых разделов избыточно (Геометрические фигуры: тела и формы. Исследовать поверхности и сечения, получение двумерной развертки куба, прямоугольного шестигранника). Раздел «Статистика» сложен. Предлагаем взять его как факультативный курс.

5. В разделе «Основные виды учебной деятельности» вызывают сомнения формулировки «…будет обеспечена готовность…», «…достигнут необходимый уровень…». Необходимо учитывать индивидуальные способности детей.

6. Раздел «Планируемые результаты. Оценка достижений» надо конкретизировать – слишком общие фразы.

7. Все разделы программы соотнесены с содержанием.

8. Программа изложена доступным, ясным языком, лаконична

15

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Окружающий мир»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



4,5


4,5


4,5


4,5


4,25


1. Программа включает в себя все необходимые разделы, комментарии и пояснения.

2. Содержание пояснительной записки обоснованно, изложено полно, последовательно и непротиворечиво.

3. Как положительное необходимо отметить, что основными методами обучения в программе названы исследовательский метод, метод наблюдения, оценивания; опора на краеведческий материал; экологическая направленность курса; моделирование как один из приемов достижения предполагаемого результата; связь с ПДД и ОБЖ.

4. Достижение результатов по данному курсу возможно только при наличии соответствующей материально-технической базы.

5. Вызывает сомнение следующее утверждение в цели курса – «…готовит поколение духовно и …». Может быть, употребить термин «воспитывает».

6. Хорошо проработан краеведческий компонент. Более широко представлена практическая часть программы, но мало экспериментальной работы

16

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Технология»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



4


3,75


3,25


3,7


3,75


1. Во 2 и 3 вариантах нет характеристики деятельности учащихся.

2. Пояснительная записка очень объемная. Нужно выделить цель и ключевые идеи.

3. Несоответствие с БУП: в пояснительной записке 2 часа в неделю, а в БУП – 1час.

4. Излишне теоретизированный курс, мало прописана практическая деятельность обучающихся.

5. Необходимо конкретизировать тематическое планирование курса.

6. Не проработана заявленная интеграция с другими предметами.

7. Соотнесенность всех разделов программы строится лишь на одних общих фразах

17

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Музыка»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



5


5


5


5


5

1. Разделы программы направлены на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства. Развивающие и воспитательные задачи решаются целостно.

2. Наличие четких, ясных и кратких формулировок способствует полному усвоению материала

18

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Изобразительное искусство»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



5


5


4,5


5


5

1. Хорошо, что учебный материал представлен блоками, которые соответствуют основным результатам начального образования, а также целям и задачам курса.

2. Большое содержание программы не может быть реализовано за 1 час в неделю.

3. Отметим недостаточное количество тем, направленных на воспитание патриотизма

19

Оцените качество подготовки проекта примерных учебных программ начального общего образования «Физическая культура»:

- структура программы (наличие/отсутствие разделов, комментариев и пояснений);

- содержание пояснительной записки (обоснованность, полнота, последовательность и непротиворечивость, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- содержание раздела «Основное содержание» (обоснованность, соответствие основным результатам начального образования, возрастным особенностям, целям и задачам курса, наличие/отсутствие сомнительных и/или ошибочных утверждений);

- соотнесенность всех разделов программы;

- язык (доступность, ясность и точность, лаконичность)



4


5


4


5


5

1. В структуре программы отсутствуют критерии оценивания учащихся (нормативы по классам).

2. Желательно программный материал прописать отдельно по классам

20

Какова ваша оценка содержания универсальных учебных действий как результата обучения?




1. Оценка положительная, но прописаны они на момент завершения начальной школы. Непонятно, как отслеживать промежуточные достижения детей.

2. Положительным является учет проблемы преемственности начального обучения со средним звеном.

3. В апробируемых документах, в том числе в программах, встречаются непонятные термины и слова

21

Как вам видятся перспективы внедрения стандартов нового поколения, и какие сложности вы видите при этом?




1. Необходимы законодательные изменения в части «общественного договора».

2. Учителю недостаточно знаний по психологии, которыми он обладает на сегодняшний день. С этой же проблемой столкнутся и родители обучающихся.

3. Для начала необходима разработка рабочих программ. И тогда выявятся еще проблемы проектов примерных программ.

4. Практически все программы ориентированы на формирование УУД, построены на принципах, заявленных в Концепции. И это означает, что педагогам, работавшим в традиционной системе обучения (а это подавляющее большинство) придется намного сложней, чем учителям, которые работали по развивающим системам обучения.

5. УМК, которые будут разрабатываться для обеспечения стандарта нового поколения, должны быть универсальны



Таким образом, в результате анкетирования и интервью с членами творческих групп общеобразовательных учреждений, участвовавших в апробации проектов примерных учебных программ общего начального образования, наиболее критические оценки получили программы «Литературное чтение» и «Технология». Наиболее положительную оценку получила программа по музыке.

Общая оценка представленных к апробации проектов со стороны администраторов школ и учителей начальных классов может быть сформулирована так: принципиально нового, революционного в них нет. Знаниевый компонент не изменился, есть лишь некоторые перестановки. Интересной и новой является характеристика учебных действий в программе. Но при соотнесении этих характеристик с Концепцией можно сделать вывод, что заявленный в ней деятельностный подход не находит своего подтверждения в программах. Многие действия носят репродуктивный характер. Отсутствует эксперимент, очень мала исследовательская составляющая, не реализуется принцип личностной мотивации. То есть создается впечатление, что многие характеристики учебных действий взяты из прежних программ.

Безусловно понимается и принимается новый концептуальный подход, заложенный в стандартах нового поколения. При условии доработки представленных проектов их внедрение может быть осуществлено, что, в свою очередь, потребует наработки материалов для основной школы в целом.

4. Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования на основе обсуждения экспертных заключений общеобразовательных учреждений, участвовавших в апробации

Примерные учебные программы для ступени начального общего образования (далее – проекты программ) являются одним из элементов федерального государственного образовательного стандарта.

Важной особенностью представленных проектов программ является наличие единых подходов к их разработке, в том числе и к структуре документа. Содержание программ в целом отражает фундаментальное ядро общего образования как системы ключевых положений научной картины мира, содержит ценностные ориентиры социального поведения, актуально в условиях современной ситуации цивилизационного развития, учитывает национальные приоритеты. Проекты программ по предметам первой ступени обучения основываются на принципе развивающего обучения и учитывают имеющейся в настоящее время опыт обучения по системам Л.В. Занкова и

Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Следует отметить, что большинство проектов программ отличаются следующим:

  • структурированностью проектов программ;

  • соотнесенностью всех разделов программы;

  • доступностью и точностью языка большинства проектов программ;

  • вариативностью тематического планирования.


Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Математика»

Несомненным положительным моментом данной программы является её практическая направленность, возможность через содержание и организацию деятельности обеспечить развитие у обучающихся коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и рефлексии. Содержание курса в основном соответствует результатам начального образования, но наполнение некоторых разделов избыточно (например, раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»).

Раздел «Работа с данными» по своему содержанию достаточно сложен для школьников первой ступени. Кроме того, данный материал целесообразно дополнить материалами факультативного курса.

В разделе «Основные виды деятельности» вызывают сомнение императивные формулировки «… будет обеспечена готовность», «будет достигнут необходимый уровень…».

Кроме того, считаем целесообразным конкретизировать в разделе «Характеристика деятельности учащихся» такие формулировки, как:

  • «Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения»;

  • «Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости».


Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Русский язык»

Особенностью проекта программы по русскому языку является выделение раздела «Виды речевой деятельности», также программой предусмотрено формирование научного представления о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей. Данная программа имеет явную ориентацию на развитие учебно-познавательных мотивов у младших школьников. Положительным её отличием является общая практическая направленность курса.

В то же время большинство формулировок раздела «Характеристика деятельности учащегося» не способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), а зачастую программирует репродуктивность.


Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир»

В примерной программе подробно представлены ожидаемые результаты, есть модель инструментария для оценки достижений, приведены примеры учебных ситуаций и заданий, которые учащиеся могут выполнять самостоятельно или с помощью, то есть работают в зоне актуального или в зоне ближайшего развития.

Отличительной чертой примерной учебной программы по предмету «Окружающий мир» является наличие краеведческого компонента. В проекте программы значительно шире представлена проектная часть, достаточное количество лабораторных работ. Большое внимание проект уделяет такой форме организации деятельности, как экскурсия.

В то же время требует доработки пояснительная записка проекта программы, так как основные принципы Концепции характеризуются общими фразами:

  • личностное восприятие,

  • общественная значимость знаний (например, «обустройство родной страны и планеты Земля»).

Общие положения пояснительной записки не в полной мере соотносятся с возрастными особенностями начальной школы: «…готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных на личное благополучие…».

Пояснительная записка не учитывает деятельностного подхода в обучении: «… умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила в мире природы и людей, пересказывать». Несмотря на то, что основными методами обучения в программе названы исследовательский метод, метод наблюдения и оценивания, в проекте программы недостаточно представлена экспертная работа обучающихся при изучении тем курса. В примерной программе не предполагается планирование наблюдений и классификация способов наблюдений, построение рядов и шкал, прогнозирование ситуации (например, нет предсказания хода процесса, предсказание процесса прорастания растения, заживания царапин и синяков), восстановления процессов по их следам.

Примерная программа дает характеристику учебных действий через формулировки: «пересказ текста», «описание явлений», «характеризовать явления на основе наблюдений», «проводить групповые наблюдения», «составить рассказ об экскурсии», «извлекать информацию из учебника по заданию учителя». Перечисленные выше учебные действия не способствуют развитию мотивации к обучению, не предполагают субъект-субъектных отношений, развития сотрудничества и самооценки.

Материал, который обозначен в содержании проекта программы, не отражен в тематическом планировании. Например, «Признаки предметов: цвет, форма, размер».

На начальном этапе обучения проектом программы не предусматривается идентификация ребенка как части целостной картины мира. Например, не дается представление об органах чувств, что не способствует формированию способов познания окружающего мира.

Следует отметить, что немаловажным элементом достижения результатов по данному курсу является наличие соответствующей материально-технической базы образовательного учреждения.

Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Литературное чтение»

В проекте программы значительно расширен, по сравнению с реализуемыми в современной школе программами, раздел «Виды речевой деятельности». Проект предполагает практическое освоение литературоведческих понятий. Важное место в проекте программы занимает раздел «Работа с книгой», имеющий целью формирование читательской компетентности младшего школьника. Анализ проекта программы позволяет говорить о том, что курс предмета «Литературное чтение» не выстроен логически. Предлагаемый набор текстов не подчинен единой задаче и не способствует формированию аналитических навыков у обучающихся; недостаточно произведений, воспитывающих гражданскую позицию школьника, патриотизм, а также мало текстов с историческим содержанием.

Одним из разделов проекта программы является раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», который, как определяет пояснительная записка, является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Но основными видами деятельности в разделе тематического планирования являются разные формы пересказа, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Представляется целесообразным значительное расширение перечня возможных видов деятельности обучающихся за счет включения всего спектра творческих видов деятельности.

Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Технология»

Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, обозначенные в Концепции, являются основообразующими в курсе «Технологии».

Содержание проекта программы предмета «Технология» включает в себя четыре основные содержательные линии, которые во многом отличаются от представленных в действующем стандарте. Так, в содержание курса введены новые содержательные линии:

- конструирование и моделирование,

- практика работы на компьютере.

В содержании программы расширен раздел «Общекультурная и трудовая компетенция. Основы культуры труда».

Новизна состоит и в характеристике видов учебной деятельности обучающихся. В разделе «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» конкретно указаны основные технологические операции ручной обработки материалов, виды графических изображений и их использование для решения практических задач.

Тематическое планирование в трёх вариантах предоставляет образовательному учреждению возможность выбора направления интеграции. В проекте программы нашли отражение имеющиеся взаимосвязи со всеми предметами начального образования: математикой, окружающим миром, ИЗО, русским языком и литературным чтением.

В блоке «Знать и понимать» обобщённой формы планируемых результатов освоения программы по технологии расширен знаниевый компонент.

Проект программы требует доработки в части разработки моделей инструментария для оценивания, так как в представленном документе они отсутствуют.

Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Физическая культура»

В структуре проекта программы присутствуют все необходимые разделы, комментарии и пояснения. Основное содержание соответствует целям, задачам и результатам начального образования, возрастным особенностям детей 7-11 лет.

В то же время в проекте программы курса «Физическая культура» отсутствуют критерии оценивания. Таблица контрольных нормативов по основным видам деятельности должна стать составным элементом программы, позволяющим создать объективную картину физической подготовки школьников начальных классов, своевременно вносить коррективы в организацию процесса обучения.

Представляется неправомерным значительное сокращение количества оздоровительных занятий на свежем воздухе.

Следует учесть, что качественные результаты подготовки обучающихся 1-4 классов по курсу «Физическая культура» будут достигнуты только при достаточно высокой оснащенности образовательного учреждения всем необходимым для занятий.


Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»

Проект программы представляет собой целостный интегрированный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов искусств: изобразительного, декоративного, архитектуры и дизайна. В пояснительной записке последовательно, обосновано и полно раскрыт учебный предмет, его значимость для подрастающего поколения. В разделе «Основное содержание» материал представлен блоками. Все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Построение программы позволяет создавать различные модели курса, распределять учебный материал разными способами, учитывать возможности образовательного учреждения и индивидуальные особенности школьников и класса в целом.

Проект программы требует доработки в целях увеличения количества тем, способствующих воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (начальное общее образование, вариант 2) предполагает выделение одного часа в неделю на учебный предмет «Изобразительное искусство». Вызывает сомнение возможность полного освоения программы, так как объем содержания курса очень большой.


Примерная учебная программа начального общего образования по предмету «Музыка»

Пояснительная записка проекта программы дает полную общую характеристику учебного предмета, ставит задачи и цели планомерного формирования музыкальной культуры обучающихся. Структура представленной к апробации программы отражает основные содержательные линии. Содержание разделов обосновано и соответствует основным результатам начального образования, учитывает возрастные особенности обучающихся 1-4 классов и направлено на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства, позволяет целостно решать развивающие и воспитательные задачи.


Общие рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования

Анализ проектов программ показывает, что необходима их доработка в части терминологии. Так, в проектах программ используется термин «учащиеся». В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» используется термин «обучающиеся».

Опыт реализации программ начального общего образования по различным системам преподавания свидетельствует о важности определения ориентиров, конкретных результатов обучения отдельно по классам. Актуальность данного подхода диктуется и одним из принципов, обозначенных в Концепции федерального государственного образовательного стандарта, который формулируется как обеспечение единства образовательного пространства страны. Стандарт начального общего образования призван выполнять стабилизирующую и регламентирующую роль. Он, не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, фиксирует требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и позволяет обучающимся комфортно продолжать обучение в другом образовательном учреждении, даже при том условии, что переход осуществляется на первой ступени.

Особенно это важно для таких предметов, как математика и русский язык, литературное чтение, содержание которых строится от простого к сложному.

Возможны два варианта описания результатов обучения.

Первый вариант предполагает описание характеристики видов деятельности обучающихся, например, по завершении первого класса.

В данном случае в примерной учебной программе по русскому языку это было бы представлено следующим образом.


Таблица 47

Характеристика видов деятельности обучающихся (1 класс)


Фонетика

Воспроизводить заданный педагогом образец интонационного выделения звука

Группировать слова по первому звуку (последнему звуку), по наличию близких в аккустико-артикуляционном отношении слов с заданным звуком

Находить в стихотворении слова с заданным звуком

Моделировать звуковой состав слова (игра «Живые звуки»)

Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами

Подбирать слова к заданной слогоударной схеме

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Объяснять работу гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного

Читать слоги с изменением буквы гласного. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи

Соотносить прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы

Графика

Анализировать поэлементный состав букв

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв

Моделировать буквы из набора различных элементов

Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом

Соотносить слова, написанные печатным и курсивным шрифтами

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква

Выкладывать слова из разрезной азбуки

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх-пяти слов со звуками в сильной позиции

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

Определять слово по его лексическому значению

Моделировать предложение с заданным словом, впоследствии распространить предложение

Списывать деформированный текст, корректировать его

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи

Включаться в групповую работу, связанную с общением

Послебукварный период. Фонетика и графика

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие

Объяснять особенности гласных, согласных звуков

Определять звук по его характеристике

Соотносить звук и его качественную характеристику

Характеризовать звуки по заданному основанию

Группировать звуки по заданному основанию

Оценивать правильность предложенной характеристики звука. Находить допущенные в ней ошибки

Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками

Морфология

Находить основание для классификации слов; для группировки могут быть использованы различные признаки: по частям речи, для имен существительных – по родам, по числам

Синтаксис

Выбирать знак в конце предложений

Орфография и пункция

Определять наличие изученных орфограмм в словах

Объяснять написание слов

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания



Второй вариант предполагает тематическое планирование отдельно по каждому классу. Например, тематическое планирование по математике может выглядеть следующим образом.


Таблица 48

Тематическое планирование по математике, 1 класс

4 часа в неделю, всего – 132 часа


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающихся

1. Числа и величины

Счет предметов.

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Масса. Единицы массы: килограмм. Единицы вместимости: литр. Сравнение и уравнивание однородных величин

Числа. Счет предметов

Порядок следования чисел при счете. Число 0. Запись и чтение чисел от 1 до 20. Сравнение чисел, знаки сравнения. Величины. Единицы массы: килограмм. Единицы вместимости: литр

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Исследовать ситуации, требующие сравнение чисел и величин, их упорядочение.

Описывать явления и события с использованием чисел и величин

2. Арифметические действия

Сложение и вычитание.

Название компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и1

Взаимосвязь арифметических действий. Прикидка и оценка суммы и разности

Сложение и вычитание.

Сложение. Слагаемые, сумма. Знаки сложения. Таблица сложения. Сложение с 0. Перестановка слагаемых в сумме чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел. Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Знак вычитания. Вычитание 0

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход их выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложение, вычитание).

Моделирование изученных арифметических зависимостей

3. Текстовые задачи

Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом в 1-2 действия. Задачи, содержащие отношения «больше на…», «меньше на…»

Задачи. Условия и вопрос задачи. Запись решения и ответа задачи. Арифметические действия при решении задач. Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение и вычитание), понятие «увеличить на…», «уменьшить на…», сравнение величин

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Планировать решение задачи. Объяснять ход решения задачи. Использовать геометрические образы для решения задач. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия

4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Распознавание и изображение: точки, линии, отрезка, ломаной, угла,

многоугольника, треугольника

Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Геометрические фигуры. Распознавание и называние:

точки, линии, отрезка, ломаной, угла,

многоугольника, треугольника

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Описывать свойства геометрических фигур


Примечание: раздел «Геометрические величины» включен в раздел «Числа и величины».



Похожие:

Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по литературе (5-11 классы)Методические рекомендации учителю
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconОсновная образовательная программа начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по биологии
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по обж
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по географии
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по предмету «музыка»
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по предмету «Изобразительное искусство»
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по предмету «Мировая художественная культура»
Примерных программах начального, основного, среднего (полного) общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования iconПоложение о городском конкурсе программ курсов по внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования
Настоящее положение определяет порядок проведения городского конкурса программ курсов по внеурочной деятельности на ступени начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы