Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» icon

Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»




Скачать 226.63 Kb.
НазваниеАналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Дата16.12.2012
Размер226.63 Kb.
ТипАналитические материалы
источник
1. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.1-83.pdf
2. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.84-192.pdf
3. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/1.doc
4. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/11.doc
5. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/12.doc
6. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/13.doc
7. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/14.doc
8. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/15.doc
9. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/16.doc
10. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/17.doc
11. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/18.doc
12. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/19.doc
13. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/2.doc
14. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/20.doc
15. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/21.doc
16. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/22.doc
17. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/23.doc
18. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/24.doc
19. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/25.doc
20. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/26.doc
21. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/27.doc
22. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/28.doc
23. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/29.doc
24. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/3.doc
25. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/4.pdf
26. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/5.doc
27. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/6.doc
28. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/7.doc
29. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/8.doc
30. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/9.doc
31. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/Содержание диска.doc
32. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Обложка диска.doc
33. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/21_33.pdf
34. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/3.pdf
35. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/34_39.pdf
36. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/40.pdf
37. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/4_7.pdf
38. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/8_20.pdf
39. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/Tityl.pdf
40. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/~$ществознание (+экономика, право).doc
Российская академия образования Институт развития образования Республики Татарстан
Проект планируемые результаты освоения основных образовательных программ по отдельным учебным предметам Москва
Математика. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Технология. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Изобразительное искусство. Планируемые результаты освоения программ начального образования (технологическая форма)
Музыка. Планируемые результаты освоения программ начального образования
«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед» Дмитрий Медведев
Российская академия образования
Образовательный стандарт общего образования (второго поколения)
Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области
Рекомендации по корректировке примерной основной образовательной программы начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по совершенствованию Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
3. 3 Рекомендации по совершенствованию системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования по отдельным учебным предметам начального общего образования
Рекомендации по корректировке системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В. И. Пискарев, к и. н., доцент; Р. Г. Хамитов, к п. н.; Г. Ч. Тахтамышева
К структуре основных образовательных программ
Введение Содержание I. Цикл базовых дисциплин
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 7
Microsoft Office PowerPoint Adobe Acrobat Reader программа имеет функцию автозапуска. Просто вставьте диск с программой в устройство для чтения компакт-дисков. Если программа

Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»


Объектами апробации являлись: 1 – инструментарий итоговой комплексной работы для учащихся, завершающих обучение в 1 классе, и процедура её проведения; 2 – задания для оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Анализировались представленные документы:

по обоим направлениям апробации

- Проект Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова) (далее - Концепция).

по первому направлению

- Памятка для учителя по организации и проведению итоговой комплексной работы.

- Протокол затруднений детей при выполнении итоговой комплексной работы.

- Протокол затруднений учителя при проведении и проверке итоговой комплексной работы.

- Описание условий проведения работы.

- Лист индивидуальных данных.

- Критерии оценки выполнения заданий и коды правильных ответов.

- Сводный протокол по итогам организации и проведения итоговой комплексной работы.

- Комплексная контрольная работа (8 вариантов разных уровней сложности).

по второму направлению

- Примерные (базисные) программы по предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

- Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования.

- Система оценки достижения планируемых результатов (ПР) освоения основной образовательной программы начального образования по отдельным учебным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру.

- Требования к результатам освоения основных образовательных программ.


Работа проводилась в два этапа: предварительном и основном.

На предварительном этапе в результате работы творческих групп, в состав которых входили: учителя начальных классов, участвовавшие в апробации итоговой комплексной работы для учащихся, завершающих обучение в первом классе; руководители образовательных учреждений, проводивших апробацию; представители департамента образования Ярославской области; привлеченные эксперты – были подведены предварительные итоги апробации и обсуждена информация о её результатах.




Основной анализ проводился группой экспертов на основе рекомендаций по анализу и решал следующие задачи:

- оценить соответствие апробируемых материалов Концепции, основным документам федерального государственного стандарта;

- определить возможность реализации апробируемых материалов и степень их педагогической эффективности.

Основные направления анализа:

- ориентация целей и задач;

- принцип отбора содержания;

- практическая ориентация;

- личностная ориентация;

- презентация иллюстративного материала и материала заданий;

- критерии оценивания, система оценки планируемых результатов.

Результаты апробации инструментария итоговой комплексной работы для учащихся, завершающих обучение в 1 классе, и процедуры её проведения

Апробация материалов проходила на репрезентативной выборке и позволила проанализировать качество экспериментальной итоговой комплексной работы и некоторые результаты измерений.

Ориентация целей и задач

Установлено, что заявленные составителями цели и задачи итоговой комплексной работы соответствуют Концепции, основным документам федерального государственного стандарта.

Они позволяют

- получить внешнюю оценку результатов первого года обучения школьника;

- показать уровень подготовки обучающихся по предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир;

- определить уровень сформированности умения переносить знания и способы учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи;

- дифференцировать учащихся, заканчивающих обучение в 1 классе, по уровню развития;

- соотнести индивидуальные результаты учащихся с результатами внешнего контроля.

Принцип отбора содержания

Представленная работа имеет интегрированный характер, охватывает все предметы, служащие основой дальнейшего обучения, построена на материале, который позволяет оценить успехи школьника как в учебной сфере, так и в междисциплинарной области.

Практическая и личностная ориентация

Работа построена на сочетании деятельностного и знаниевого компонентов, задания носят ярко выраженную практическую направленность и ориентированы на учащихся с разными способностями и уровнем подготовки.

Структура итоговой комплексной работы

Работа состоит из двух частей (основной и дополнительной), задания которых опираются на один и тот же текст.

Основная часть комплексной работы проверяет планируемые результаты освоения учебных программ по русскому языку (5 заданий), по чтению (2 задания) и по математике (1 задание). Дополнительная часть включает пять заданий по русскому, одно задание по математике и два – по окружающему миру. Считаем, что количество заданий по предметам в комплексной работе непропорционально отражает количество учебных часов на изучение учебных предметов.

Апробация работы показала, что такая структура комплексной работы вызывает трудности у первоклассников по организации своей деятельности. Предлагаем изменить оформление работы:

-  распределить материал на 3 части;

- представить каждую часть на отдельном листе (текст, основная часть, дополнительная часть).

Такая структура значительно облегчит работу школьника и сократит время её выполнения, так как текст постоянно будет находиться перед глазами ученика и задания дополнительной части перестанут отвлекать внимание ребенка от выполнения основной части, а выполнение заданий дополнительной части примет характер поиска «нового знания».

Представленные варианты не идентичны по структуре и содержанию, что вызывает трудность:

- при проведении комплексной работы, так как при обилии вопросов учащихся учитель не успевает давать подробных и качественных рекомендаций и пояснений с учетом особенностей каждого варианта;

- при работе с результатами, так как в данной системе оценивания индивидуальные результаты учащихся невозможно обобщить на уровне класса, образовательного учреждения, региона.

Содержание и формы предъявления заданий итоговой комплексной работы

Итоговая комплексная работа позволяет проверить не только предметные знания, умения и навыки, но и владение способами решения проблем, творческой деятельности и умение переносить знания и способы учебных действий из одной предметной области в другую.

Предложенная работа в основном соответствует содержанию обучения в первом классе и возрастным возможностям детей.

Положительными фактами являются:

- выбор жанра текста (сказка);

- наличие иллюстраций;

- разнообразие форм предъявления заданий;

- наличие дополнительной части, которая позволяет максимально учесть интересы обучающихся;

- наличие вариантов работы для детей со слабой подготовкой.

Отмечаем следующие недостатки.

1. Текст:

- текст «Прилипала» не вызвал интереса у обучающихся; считаем, что для проведения комплексной работы во всех вариантах лучше использовать один текст, наиболее удачной является сказка «Сова»;

- необоснованное введение в текст «Сова» просторечия «обнаглели»;

- неоправданное использование буквы «е» вместо буквы «ё» в словах: гнёзда, всё, пошёл, ещё;

- неправильное оформление предложения с прямой речью в тексте «Прилипала».

2. Оформление:

- нетрадиционное оформление рабочей строки и недостаток строк для написания ответов учащимися (вариант 1, задание 2 и др.)

Например

Выпиши из текста два последних предложения (5 строк).

















- избыточность символов для выбора ответов (буквы, цифры и квадраты для меток);

- расположение заданий на соответствие неудобно для работы учащихся и проверки учителем (вариант 6 задание 7);

- не разделены информационная часть вопроса и поле для выполнения задания (вариант 2 задание 8).

3. Иллюстративный материал:

- иллюстрации выполнены в разной технике, изображение расплывчато;

-  включение иллюстраций не всегда является обоснованным.

4. Содержание заданий:

-  нечеткость формулировок заданий (вариант 2, задание 3 и др.);

- использование трудных для понимания младшими школьниками слов (объект, предпоследний, шрифт, понятие и т. д.);

- некорректность формулировок (вариант 8, задание 5 и др.);

- однородность материала для звуко-буквенного анализа (предлагаем усложнить материал, использовать слова с йотированными гласными, Ь для обозначения мягкости и в качестве разделительного знака).

Предлагаем ввести в работу задания, которые позволят на одном материале (в рамках предложения) осуществить проверку списывания, орфографии, пунктуации, орфоэпии, деление на слоги и т.д. (вариант объединения заданий 5 и 6).

Задание 6.

а) Выпиши из текста последнее предложение.

б) Запиши в таблицу слова, выделенные жирным шрифтом.

в) Раздели их вертикальной чертой на слоги.

г) Подчеркни мягкие согласные.

д) Укажи количество звуков и букв в каждом слове.


Слово

Количество звуков

Количество букв





























Критерии оценки выполнения заданий итоговой комплексной работы

Критерии оценки комплексной работы позволяют объективно оценить подготовку учащихся на предметном и метапредметном уровне.

В предлагаемой системе оценивания используется принцип суммирования полученных балов за выполнение заданий, что позволяет оценить даже минимальные достижения первоклассника.

Предлагаем при доработке критериев оценки выполнения заданий комплексной работы:

- учитывать уровень сложности заданий;

- создать отдельные инструкции для проверки каждого варианта комплексной работы;

- предложить модели ответов учащихся и предусмотреть пошаговое оценивание при проверке заданий с развернутым ответом.

Например:

Предлагаем свою инструкцию по проверке заданий 5 и 6 итоговой комплексной работы:


Таблица 51

Инструкция по проверке заданий 5 и 6 итоговой комплексной работы




задания

Модели ответов и указания

Балл за шаг

5.

  1. Выписано предложение:

Вот как всё природе связано между собой!

  1. Выписано предложение:

Только теперь понял это старик и пошёл скорее к сове прощение просить.

  1. Списанный текст не содержит орфографических ошибок.

  2. Списанный текст не содержит пунктуационных ошибок.


1


1


1


1

Всего: 4 б.

6.

  1. Выписаны все слова выделенные жирным шрифтом.

скорее, просить, старик

  1. Верно разделены слова на слоги:

скорее

просить

старик

  1. Верно обозначены мягкие согласные:

скорее

просить

старик

  1. Верно выполнен звуко-буквенный анализ слова:





Слово


Количество звуков

Количество букв

скорее

7

6

просить

6

7

старик

6

6




1


1

1

1


1

1

1


1

1

1

Всего: 10 б.


Считаем, что подобная методика оценивания позволит добиться однозначности понимания критериев и повысит объективность оценки.

Анализ измерителя по параметрам «надежность» и «валидность» не производился из-за отсутствия в представленных материалах системы обработки, а значит, статистических данных, позволяющих сделать вывод о качестве измерителя.

Предлагаем разработать программное обеспечение, которое позволит получить статистические данные для заинтересованных в объективном результате пользователей.


Выводы по апробации инструментария итоговой комплексной работы для учащихся, завершающих обучение в 1 классе, и процедуры её проведения

Материалы апробации инструментария для оценки достижения планируемых результатов за первый год обучения соответствуют Концепции Федеральных государственных стандартов общего образования и после доработки могут быть использованы в практике. Данная итоговая комплексная работа может использоваться и для внутреннего мониторинга, который позволит учителю построить индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося.

Результаты апробации системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам: русский язык, математика, окружающий мир


Оценка соответствия апробируемых материалов Концепции, основным документам федерального государственного стандарта

Русский язык

В ходе сопоставительного анализа «Примерной (базисной) программы по русскому языку», «Планируемых результатов освоения программ начального образования (русский язык)» и «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования по отдельным предметам (русский язык)» нами выявлен ряд противоречивых положений, отражающих несоответствие программных документов контролирующим.

Так, в «Примерной программе по русскому языку» авторы курсивом указывают ряд тем, «...подлежащих изучению, но не обязательных для усвоения младшими школьниками. Материалы указанных тем не выносятся для контроля по окончании начальной школы». Однако в перечне планируемых результатов и примерах заданий для выпускников начальной школы данные темы заявлены как обязательные для усвоения школьниками на базовом уровне.

В разделе «Фонетика и орфоэпия» «Примерной программы...» авторы в качестве необязательной темы выносят фонетический разбор слова, вместе с тем все перечисленные в данном разделе знания и умения являются составляющими указанного вида языкового разбора. В «Примерных результатах...» на стр. 2 в столбце 1 и 3 стр. 4,5,6 предполагается, что учащиеся начальной школы владеют навыками фонетического разбора слова (полного или частичного). Задания 7,14,15 («Система оценки...») непосредственно проверяют умение учащихся анализировать фонетический состав слова.

В разделе «Лексика» необязательной темой авторы считают «Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи». Однако в «Примерных результатах...» на стр. 7 строка 18 есть формулировка: «В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться объяснять лексическое значение слов, ...подбирая синонимы, антонимы... ». В «Системе оценки…» авторы предлагают упр. 24, 26, 27,28,29, предполагающие не только хорошее знания понятий «синонимы» и «антонимы», но и сформированные умения подбирать синонимичные и антонимичные слова.

Раздел «Состав слова» в качестве необязательной темы выносит «Разбор слова по составу», хотя в «Примерных результатах...» на стр. 8 в строке 21 столбце 1 сказано: «В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться выполнять смысловой и словообразовательный анализ, выделяя в слове основу и окончание, корень, приставку и суффикс, разбирать по составу имена существительные и т.д.», а в столбце 3 «Примеры учебных ситуаций» говорится о том, что школьники самостоятельно могут разбирать слова по составу. Кроме того, в «Системе оценки…» задания 35,36,37 проверяют именно умение делать морфемный анализ слова.

Не меньше вопросов вызывают вынесенные в качестве необязательных темы: «Деление частей речи на самостоятельные и служебные», «Имена существительные собственные и нарицательные», «Морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов » (для сравнения см. «Примерные результаты...» стр.9 – 10 строка 22), «Различение простых и сложных предложений» (для сравнения см. «Примерные результаты...» стр. 12 строку 25 столбец 1), «Безударные личные окончания глагола» (для сравнения см. «Примерные результаты...» стр. 10 строку 22 столбец 3 задание 7), «Рассуждение как тип текста» (для сравнения см. «Систему оценки...» стр. 1, задание 1).

Вызывает удивление тот факт, что авторы программы как обязательную вводят тему «Текст» и как необязательную тему «Признаки текста: единство темы, связность, законченность. Выделение в тексте темы и основной мысли». Непонятно, что в таком случае школьники должны усвоить и чему научиться при изучении обязательной темы «Текст», если необязательная тема является её неотъемлемым компонентом?

Встретились и другие несоответствия между программными и контролирующими документами. На наш взгляд, факт, что в «Примерной программе...» количество обязательных дидактических единиц значительно меньше, чем в «Примерных результатах...» и «Системе оценки...», приведёт к тому, что основная часть учащихся в ходе итогового контроля покажет заведомо низкий результат освоения программы начальной школы.


Выводы по результатам апробации системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку

Соответствие Концепции и требованиям Федерального стандарта

Вопросы «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» по русскому языку охватывают весь программный материал, изучаемый в начальной школе. Однако, на наш взгляд, представленный материал нуждается в значительной доработке, так как в полной мере не позволяет обеспечить реализацию двух основных функций Концепции: критериально-оценочной и повышения объективности оценивания.

Возможность реализации апробируемых материалов в образовательном процессе

На наш взгляд, представленные программные и контролирующие документы необходимо привести в строгое соответствие друг другу, для чего требуется:

- изменение формулировок тем и заданий,

- пересмотр обязательных и необязательных тем для изучения,

- корректировка языкового материала в «Примерных заданиях...». При этом условии и при наличии дополнительных материалов в «Системе оценки…»:

- моделей ответов,

- критериев оценки заданий с развернутым ответом,

- определение уровней сложности заданий,

- программного обеспечения – возможен как детальный анализ каждого из представленных заданий, так и системы заданий в целом.


Математика

Для анализа «Системы оценки достижения планируемых результатов (ПР) освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике» были представлены следующие документы:

- планируемые результаты освоения основной образовательной программы (обобщенная форма представления) по математике;

- планируемые результаты освоения основной образовательной программы (технологическая форма представления) по математике;

- образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по математике;

- примеры спецификаций проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов;

- демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.

Отмечаем, что образцы заданий по математике, представленные для анализа, соответствуют планируемым результатам, разработанным на основе Концепции и Требований стандарта, и конкретизируют их с учетом ведущих целевых установок изучения указанных предметов, а также с учетом возрастной специфики школьников.

Две формы предъявления планируемых результатов (обобщенная и технологическая) служат ориентиром для разных групп пользователей по различным аспектам учебной деятельности.

В качестве положительного момента отмечаем разложение интегрированного конечного требования на составляющие его умения с последующей иллюстрацией примерами конкретных учебных заданий.

Задания валидны по содержанию планируемым целям, сконструированы и сгруппированы с учетом проверяемых элементов содержания, умений и видов деятельности.

Задания разнообразны по формам и типам, адекватны проверяемым знаниям и умениям.

Представлены задания разных уровней сложности.

Задания предъявляются в вербальной и невербальной формах. Структура заданий соответствует требованиям текстологии.

Но вместе с тем считаем необходимым отметить недостатки.

1. Общего характера:

- задания не разведены по уровням сложности (базовый, повышенный, высокий), что не позволяет дать оценку действиям учащихся;

- в заданиях с выбором ответа, кратким ответом отсутствуют ответы и критерии оценки выполнения заданий;

- к заданиям с развернутым ответом не приводятся модели ответов учащихся, критерии оценки выполнения заданий, что не позволяет составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа. Указанные недостатки не обеспечивают однозначности оценки выполнения заданий проверяющим, что противоречит основным принципам построения модели системы оценки результатов освоения образовательных программ.

2. Конкретные:

2.1. Соответствие заданий планируемым результатам.

Считаем, что:

- задание 1 ПР № 3 не соответствует заявленному планируемому результату, т.к. не предполагает оценки количества кубиков в коробке и дальнейшей проверки подсчетами;

- задание 1 ПР № 21 не соответствует заявленному планируемому результату, т.к. не выявляет признаки объектов.

2.2. Содержание заданий.

Предлагаем откорректировать формулировки следующих заданий, представив их в следующем виде.

- ПР № 2 задание 1 закончить фразой: ««Отгадайте это число, если оно двузначное и больше 98».

- ПР № 5 задание 2 «Подчеркни цифру, которая обозначает разряд десятков».

- ПР № 9 задание 2 «Даша записала число в виде суммы разрядных слагаемых так: 20000+4000+700+5. Какое это число?»

- ПР № 12 задание 1«Аня закрасила треть круга, а Лена – половину такого же круга. Закрась эти части на приведенных ниже кругах и сравни. Кто закрасил большую часть круга?»

- ПР № 15 задание 1 «Учительница попросила записать выражение: к частному чисел 126 и 3 прибавить произведение чисел 17 и 4. Учащиеся дали четыре разных ответа. Выбери правильно составленное выражение».

- ПР № 22 задание 1«Оцени «на глаз» ширину окна в классе, а затем проверь себя.

Оценка «на глаз» ___________________________

Точное измерение ___________________________

На сколько сантиметров ты ошибся в своей оценке?_________.

- ПР № 34 задание 1 «Нарисуй справа вторую половину фигуры, чтобы она получилась симметричной».

- ПР № 37 задание 1 закончить фразой «Отметь место, где может находиться телевизор знаком X, если известно, что телевизор стоит напротив окна и справа от него стоит шкаф».

- ПР № 39 задание 1 «Тебе даются 10 карточек с числами: 380, 10, 140, 265, 50, 16, 525, 26, 96, 785. Разложи эти карточки на 5 групп. Назови каждую группу».

Предлагаем упростить формулировки и убрать непонятные слова (например, «база данных» в задании 1 ПР №  41).

2.3. Оформление.

Предлагаем:

- предусмотреть место для ответов в заданиях с выбором ответа (например, в заданиях 1 и 2 ПР № 31);

- удалить «сетку» в задании 1 ПР № 27 и пронумеровать фигуры;

- квадратик для метки писать рядом с альтернативой и лучше – после неё.

2.4. Иллюстрации.

Отмечаем, что необходимо:

- исправить чертеж в задании 1 ПР № 26 (невидимые линии в пирамиде провести пунктиром) и задании 3 ПР № 28 (концы отрезка отметить закрашенными точками);

- дать фигурам номера и выделить контур в задании 1 ПР № 31.


Выводы по результатам апробации системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике

1. Задания для оценки достижения планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике соответствует Концепции и Требованиям Федерального государственного стандарта общего образования.

2. Результаты апробации представленных материалов позволяет сделать вывод о достаточно высоком качестве разработанных заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и возможном использовании после доработки.

Основные направления доработки:

- доработать тексты заданий, рисунки, чертежи с учетом замечаний экспертов;

- продолжить работу по созданию банка заданий разного уровня сложности к каждому составляющему умению конечного интегрированного требования;

- усилить внимание разработчиков к разграничению банков заданий, используемых для учебных и аттестационных целей, для системы внутреннего и внешнего контроля;

- разработать критерии оценивания.


Окружающий мир (блок «Природа и человек»)

Апробация заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования показала:

- задания носят практико-ориентироавнный характер, что позволяет проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения;

- образцы заданий сгруппированы и сконструированы с учетом проверяемых элементов содержания, умений и видов деятельности;

- предлагаемые задания отвечают основным требованиям, предъявляемым к тестовым заданиям;

- подобраны интересные научно-популярные тексты;

- представлен обширный иллюстративный материал.

Но вместе с тем считаем необходимым отметить следующие недостатки.

1. Общего характера:

- задания не разведены по уровню сложности;

- в большинстве заданий требуется модель ответа и критерии оценки.

Указанные недостатки не обеспечивают однозначность оценки выполнения заданий проверяющими, что противоречит основным принципам построения модели системы оценки результатов освоения образовательных программ.

2. Конкретные.

2.1. Соответствие заданий планируемым результатам.

Считаем, что:

-  ПР № 39 задание 1 не соответствует планируемым результатам;

- в ПР № 80 заменить термин «несъедобные» на «ядовитые» грибы.

2.2. Содержание заданий.

- ПР № 1 в описании опыта лучше использовать другую меру (3 грамма заменить на 1 чайную ложку), поскольку в домашних условиях провести такой опыт невозможно: нет необходимого оборудования, вывод ребенок сделать не сможет.

-  В ПР № 4 используется неизвестное для детей понятие – «сила ветра». Ребенок в начальной школе может предложить только модель, показывающую наличие ветра и его направление.

- В ПР № 10 используется некорректная формулировка. Предлагаем свой вариант:

Пример 10.

Предлагаем заменить слово «взвесить» на «определить массу», так как вес и масса – разные физические понятия. Требование определения веса не подлежит контролю.

Пример 12.

Предлагаем изменить формулировку задания на следующую:

«Чёрный, проворный, кричит «краг» - червякам враг».

(Грач)

В загадке о граче используются четыре характерные особенности птицы: внешний вид, как двигается, какие звуки издает, чем питается.

Попробуй придумать свою загадку о синице, используя хотя бы два характерных признака этой птицы.


Таблица 52

Характерные признаки синицы


№ примера

Модели ответов и указания

Балл за шаг

12

Желтая стайка в парке летает, всех насекомых уничтожает.


- использованы характерные признаки:

- за первый признак

- за второй признак



1


1

1

Всего: 3 б.


- В ПР № 50 предлагаем указать типичные нелекарственные растения, так как овес, ландыш, василёк используются в лечебных целях.

- В ПР № 14 необходимо отредактировать текст; желательно не использовать причастные и деепричастные обороты. Во 2 вопросе может быть несколько правильных ответов (кролик – заяц, хорь, хомяк, куница и др.).

- В ПР № 36 необходимо привести таблицы в соответствие с возможными моделями ответов.

- В ПР № 39, 93, 103, 139 непонятная формулировка задания (ПР № 139 формулировка вопроса не предполагает ответ, где питается и чем питается).

2.3. Коды ответов.

- В задании 3 ПР № 25 указан неверный ответ, правильный ответ 3, а не 2.

- В ПР № 63 предлагаем отказаться от альтернативы 2, так как термин «почвенный раствор» не используется; альтернативу 3 тоже можно считать правильным ответом.

2.4. Иллюстрации.

- В ПР № 11 необходимо использовать одинаковые часы с четко прорисованным циферблатом.

- В ПР № 19, 49, 71, 97 необходимы цветные иллюстрации.

- В ПР № 131 подобрать фотографии, которые лучше отображают природные сообщества.

Выводы по результатам апробации системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру (блок «Природа и человек»)

1. Задания для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике соответствуют Концепции и Требованиям Федерального государственного стандарта общего образования.

2. Представленные материалы после доработки возможно использовать для массовых измерений.

Основные направления доработки:

- доработать тексты заданий и иллюстрации с учетом замечаний экспертов;

- продолжить работу по созданию банка заданий разного уровня сложности к каждому составляющему умению;

- разработать критерии оценивания к каждому заданию.


Заключение

1. Предоставленные для апробации материалы:

- итоговая комплексная работа за первый класс;

- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательный программы начального общего образования по предметам «Математика» и «Окружающий мир» (блок «Природа и человек»)

соответствуют Концепции и Требованиям Федерального государственного стандарта общего образования.

2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательный программы начального общего образования по предмету «Русский язык» требует значительной доработки, так как не в полной мере соответствует Концепции и Требованиям Федерального государственного стандарта общего образования.

Предлагаем:

  • привести в строгое соответствие друг другу программные и контролирующие документы;

  • дополнить «Систему оценки…», включив следующие компоненты:

- модели ответов,

- критерии оценки заданий с развернутым ответом,

- определение уровней сложности заданий,

- программное обеспечение, которое позволит получить необходимый для объективного и качественного анализа статистический материал.

3. С учетом замечаний после доработки можно использовать задания для оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам «Математика» и «Окружающий мир» (блок «Природа и человек»).



Похожие:

Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» icon10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии с фгос ноо основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального образования, ее содержательной...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconМуниципальное образовательное учреждение Марковская основная общеобразовательная школа «Согласовано»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения,...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconПояснительная записка 2-4 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 5-14
...
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconПояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconПроект Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» iconПрограмма оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Итоговая оценка освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 10
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы