Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования icon

Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования




Скачать 322.44 Kb.
НазваниеРусский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Дата16.12.2012
Размер322.44 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.1-83.pdf
2. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.84-192.pdf
3. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/1.doc
4. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/11.doc
5. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/12.doc
6. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/13.doc
7. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/14.doc
8. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/15.doc
9. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/16.doc
10. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/17.doc
11. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/18.doc
12. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/19.doc
13. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/2.doc
14. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/20.doc
15. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/21.doc
16. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/22.doc
17. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/23.doc
18. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/24.doc
19. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/25.doc
20. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/26.doc
21. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/27.doc
22. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/28.doc
23. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/29.doc
24. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/3.doc
25. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/4.pdf
26. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/5.doc
27. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/6.doc
28. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/7.doc
29. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/8.doc
30. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/9.doc
31. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Материалы/Содержание диска.doc
32. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Обложка диска.doc
33. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/21_33.pdf
34. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/3.pdf
35. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/34_39.pdf
36. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/40.pdf
37. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/4_7.pdf
38. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/8_20.pdf
39. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/Tityl.pdf
40. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Стандарты ОД/~$ществознание (+экономика, право).doc
Российская академия образования Институт развития образования Республики Татарстан
Проект планируемые результаты освоения основных образовательных программ по отдельным учебным предметам Москва
Математика. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Окружающий мир. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Технология. Планируемые результаты освоения программ начального образования
Изобразительное искусство. Планируемые результаты освоения программ начального образования (технологическая форма)
Музыка. Планируемые результаты освоения программ начального образования
«Россия ориентируется на инновационное развитие, и жизненно важно дать системе образования стимул для движения вперед» Дмитрий Медведев
Российская академия образования
Образовательный стандарт общего образования (второго поколения)
Организация и проведение апробации федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение их введения в Ярославской области
Рекомендации по корректировке примерной основной образовательной программы начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по корректировке Базисного учебного плана начального общего образования на основе итогов апробации
Рекомендации по совершенствованию Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
3. 3 Рекомендации по совершенствованию системы гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию процедуры оценки выполнения Требований стандарта к ресурсному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
Рекомендации по корректировке проектов примерных учебных программ для ступени начального общего образования
Рекомендации по совершенствованию планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования по отдельным учебным предметам начального общего образования
Рекомендации по корректировке системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
Аналитические материалы: «Результаты апробации инструментария и заданий для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
В. И. Пискарев, к и. н., доцент; Р. Г. Хамитов, к п. н.; Г. Ч. Тахтамышева
К структуре основных образовательных программ
Введение Содержание I. Цикл базовых дисциплин
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов)
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов) 7
Microsoft Office PowerPoint Adobe Acrobat Reader программа имеет функцию автозапуска. Просто вставьте диск с программой в устройство для чтения компакт-дисков. Если программа

Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования

(технологическая форма)


В процессе обучения учащиеся получат возможность научиться

Примеры учебных ситуаций, в которых учащиеся могут действовать успешно

самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых

и полностью самостоятельно

1. все более уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать все большее понимание ее возможностей; все более осознанно и ответственно использовать язык для

  • более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений,

  • социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние;

  • получения личного удовольствия от чтения и письма “для себя”, от общения со сверстниками;

  • углубления понимания действительности, получения новых знаний;

  • организации своего процесса учения и рефлексии.

Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные cтратегии учения.

Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, и вести дневник впечатлений.

Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать, преследуя различные цели – информативные или творческие, писать “для себя“ и ”для других”.

Учащиеся могут участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения.

Они могут использовать письменную речь для фиксации, структурирования и организации мыслей, например, перед выступлением.

Учащиеся могут фиксировать, обсуждать и оценивать свое продвижение в обучении.

Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, формулируя и задавая вопрос на уточнение понимания прослушанного сообщения и/или прочитанной информации.

Учащиеся любят слушать, когда им читают вслух, демонстрируя интерес и индивидуальные пристрастия к разнообразной художественной и нехудожественной литературе.

Учащиеся могут вести краткий аннотированный список прочитанных ими книг, используя формат типа: № п/п, Автор, Название, Пометки.

Учащиеся могут ежедневно вести переписку со сверстниками, используя различные ИКТ-средства.

Учащиеся могут эмоционально откликнуться на устное сообщение и/или письменный текст, затрагивающий их интересы.

Они могут исследовать и использовать невербальную коммуникацию и визуальные средства для выражения собственных идей и интерпретации чужих идей.

2. узнавать звучание русской речи среди других звуков, в том числе – звуков иностранной речи, проявлять интерес к отличительным особенностям звучания иностранной речи и различным диалектам русской речи

Учащиеся могут идентифицировать и классифицировать ряд звуков, услышанных в ходе специального прослушивания. Они могут предложить, по крайней мере, один способ сгруппировать их.

Учащиеся, работая в группах, могут продемонстрировать особенности произношения и интонирования русской речи, произнося одни и те же слова и фразы по-русски и, например, “по-французски“.

Учащиеся могут выделить правильную литературную русскую речь среди других звуков при прослушивании диалогов и полилогов

3. демонстрировать понимание смыслоразличительной роли звуков речи и ударения

Учащиеся, работая в группах, могут реконструировать слова, последовательно меняя один звук (например, дом-дам-там-том-тон и т.п) и иллюстрируя значение каждого нового слова, или сочиняя рассказы и сказки про “заблудившийся” звук.

С помощью учителя они могут пояснять, делая рисунки, составляя фразы или диалоги, значения слов и форм слова, отличающихся ударением, типа Поля-поля, духиухи, атлас-атлас, лесаеса и т.п.




4. слышать начало, середину и окончание слов, включая сочетания звуков, вычленять отдельные звуки в словах, определять последовательность и количество звуков в словах слышать и выделять ударные звуки (голосом или ставя знак ударения)

Учащиеся могут иллюстрировать, читать и классифицировать слова, содержащие выявленные звуки.

Работая в группах или в парах, могут проводить наблюдения над звукописью и звукоподражанием, составляя аналогичные словосочетания и фразы.

Учащиеся могут подбирать слова с заданным звуком, находящимся в начале, конце и в середине слова.

Они могут записать по слуху слова, написание, которых не расходится с их произношением, типа: клубок, липы, осы, зорька; назвать звуки в каждом слове по порядку и выделить гласные и согласные звуки.

5. выделять гласные звуки в словах и вне слова, выделять в слове ударные и безударные гласные, демонстрировать понимание слогообразующей роли гласных в слове, определяя количество слогов в слове

Учащиеся, работая в группах, могут обсуждать и предлагать признаки, отличающие гласные звуки от согласных.

Учащиеся могут подобрать слова, отвечающие заданным требованиям: количеству слогов, наличию указанной ударной гласной в начале, конце или в середине слова.

Учащиеся могут назвать все гласные звуки.

Они могут указать количество слогов в словах типа плита, муравейники, золотой, каникулы и выделить ударный слог.

Они могут изменить заданное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

6. различать на слух и при произношении парные звонкие/глухие, твердые/ мягкие согласные, выделять их в словах и вне слова, обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, и, ю, я, ь

Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут характеризовать звуки речи, составляя о них рассказы, сказки, давать с помощью учителя их характеристику.

Учащиеся, работая в группах, могут обсуждать и предлагать признаки, отличающие звонкие/ глухие, твердые/мягкие согласные.

Работая в группах, они могут на основе наблюдений, проведенных с помощью учителя, установить роль йотированных гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака в обозначении мягкости согласных при письме.

Учащиеся могут составлять слова или подбирать тематические группы слов, которые начинаются с твердых/мягких или звонких/глухих согласных.

Они могут изменить заданное слово так, чтобы согласный звук в конце слова слышался ясно.

Они могут выполнить задания типа:

Прочтите пары слов: мыл - мил; мал -мял; торт - тёрки; лук - люк; мел - мэр. Сравните первые звуки в каждой паре слов. Укажите гласные, которые обозначают мягкие согласные.

7. правильно артикулировать гласные и согласные звуки, их сочетания в слове, целенаправленно выполнять упражнения для тренировки речевого аппарата и слуховой памяти

Учащиеся охотно участвуют в играх-диалогах, театрализациях и других видах деятельности, требующих хорошей дикции. Работая самостоятельно или в парах, они могут целенаправленно отрабатывать произношение трудных звуков, выполняя упражнения, показанные учителем.

Учащиеся могут четко произносить скороговорки, чистоговорки, потешки, изолированные слова и фразы, содержащие звуки л-р, с-з, щ-ж, п-б, с-ш и другие.

8. интонировать предложения и высказывания в соответствии с коммуникативной целью, соблюдать нормы литературного произношения в наиболее употребительных словах и формах изученных частей речи, в затруднительных случаях – пользоваться орфоэпическим словарем; выполнять упражнения для отработки правильного речевого дыхания, темпу, ритму и громкости речи, интонированию

Учащиеся могут орфоэпически правильно произносить слова, выделяя в них ударение – голосом (при говорении и чтении) или знаком (при письме).

Выполняя в группах задания по составлению диалогов или рассказов-сказок с заданными словами, учащиеся могут слышать отклонения от литературного произношения.

Учащиеся могут подготовить для концерта для малышей и прочитать наизусть с соблюдением интонации, диктуемой содержанием, несколько простых стихотворений, потешек, песенок, считалок.

Учащиеся могут прочитать по книге или произнести наизусть несколько стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями: с осуждением, похвалой, одобрением

Они могут выполнить задание типа:

Спишите, поставьте ударение и прочитайте вслух слова:

а) гусеница, понял, свёкла, шофёр, щавель;

б) начал - начала, звонят - позвонит, медведь - медведя, красивый - красивее.

9. понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, различать их со звуками

Учащиеся, изучая в группах, каким образом различные знаки (например, иконки на мониторе компьютера) передают значение, выдвигают гипотезы о том, делает эти знаки понятными и эффективными. Они могут написать сообщение разными способами (собственными условными значками, буквами, рисунками и т.д.), оценить на этой основе значение букв. Они могут сравнивают различные используемые способы записи информации (пиктограммы, иероглифы, буквы и т.п.).

Учащиеся, на основе сопоставления устной и письменной речи, сравнивают звуки и буквы, выделяя их сходство и различие. Они могут прокомментировать смысл пословицы “что написано пером …”, выдвинуть гипотезы о назначение букв и требованиях к их написанию.




10. демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений:

  • узнавать и называть все буквы русского языка,

  • различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков; читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение

Учащиеся, работая в парах или группах, могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Они участвуют с коллективном составлении списка подобных слов, выписывая их на настенные плакаты.

Учащиеся, работая в парах или группах, могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель и т.п.

Учащиеся, работая в парах или группах и пользуясь различными словарями, справочниками и т.п., составляют списки слов с разделительными мягким и твердым знаками, которые объединяют затем в настенные плакаты, располагая слова тематически и/или по алфавиту.

Учащиеся могут правильно назвать, показать и изобразить все буквы, обозначающие любые гласные и согласные звуки.

Они могут выполнить задание типа:

  1. Спишите, вставив пропущенные буквы: кл...ква, пр...ник, васил...ки, мет...лица. Подчеркните мягкие согласные. Укажите, какие буквы обозначают мягкость этих согласных.

  2. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: ш...рокий, щ...вель, ж...вотные, ч...совщик, ч...десный, щ...пальцы.

  3. Спишите, вставляя пропущенные буквы: поз...ний, окрес...ность, здра...ствуй, опа...ный, интере...ный. Объясните написание слов.

  4. Запишите слова, раскрывая скобки: утре(н,нн)ий, жу(ж,жж)ит, кла(с,сс)ный.

  5. Запишите слова в два столбика: с разделительным ъ и с разделительным ь. Выделите приставки в словах с разделительным ъ. Вороб...и, с...едят, л...ёт, в...ют, об...яснл, жил...ё, под...ём, Тат...яна.



11. правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий



Учащиеся могут принять участие в составлении классной алфавитной книге. На основе знакомства с разными вариантами оформления алфавитных книжек, они могут предложить свой вариант оформления классной алфавитной книги, подбирать к ней иллюстрации, делать рисунки.

Они могут участвовать в составлении тематических списков слов, располагая их по алфавиту внутри каждой группы.

Учащиеся могут продолжить в верной последовательности перечисление букв алфавита.

Они могут найти в словаре по одному-два слова, относящихся к временам года (школе, играм, покупкам и т.д.), например, на буквы з, м, ф, я.

Они могут пользоваться алфавитным каталогом библиотеки для поиска книги данного автора.

Используя ИКТ-средства, они могут сделать собственную первую алфавитную книжку.

12. все более уверенно, быстро, разборчиво, ритмично и плавно писать слова, предложения и небольшие тексты на основе овладения навыками правильного начертания букв и рациональными способами безотрывных соединений букв

Учащиеся могут принять участие в обсуждении гигиенических требований и правил письма и этапов письма (например, звукослоговой анализ, запись, проверка написанного – сличением с образцом, послоговым чтением, применением орфограмм и т.д.), необходимости четкого почерка. Они могут использовать результаты этого обсуждения для самооценки своих письменных работ с тем, чтобы выявить свои сильные стороны и области, нуждающиеся в совершенствования.

Учащиеся, работая в парах, могут перечесть написанное ими самими и их соседями, и обоснованно, пользуясь совместно выработанными критериями поставить дифференцированную оценку по каждому критерию (почерк, оформление предложений, знаки переноса, правильная посадка, отсутствие ошибок), например, с помощью “волшебных линеечек“ себе и соседу. Они могут спокойно, проявляя уважение к чужому мнению, обсудить возникающие разногласия и/или вынести их на коллективное обсуждение.

Учащиеся могут самостоятельно или с помощью соседа или учителя исправить выделенные соседом или компьютером недочеты и ошибки.

Учащиеся могут четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах.

Они могут каллиграфически правильно без пропусков, вставок, искажений букв списывать слова, предложения, тексты, написанные печатным и рукописным шрифтом.

Учащиеся могут правильно выполнить задания типа:

Разделите слова для переноса: молния, больше, зайчик, якорь, жужжит, вьюга, Юлия.

Подчеркните слова, которые нельзя перенести.

13. писать слова, предложения и небольшие тексты в текстовом редакторе на основе овладения навыками “слепой” печати; использовать навыки оформления текстов

14. использовать автоматически принятые условности письменного текста:

  • писать и читать написанное в направлении слева-направо,

  • отделять слова пробелами,

оформлять предложения, употребляя большую (заглавную, строчную) букву в начале предложения и знак препинания – точку, вопросительный или восклицательный знак – в конце предложения,

  • оформлять тексты, используя заголовки, подзаголовки и отступ для выделения абзацев,

при рукописном письме – употреблять при необходимости знак переноса слова со строки на строку

15. выполнять гигиенические требования при письме и чтении:

  • правильная посадка,

  • положение книги, тетради, ручки или правильное расстояние до экрана монитора,

  • упражнения для тренировки глазной мышцы

16. разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие

Учащиеся, работая в группах или парах, могут подготовить совместные короткие монологические высказывания-рассуждения или текст-повествование на тему “Почему так называется предмет” (например, подушка, снегирь и т.п.). Они могут обсуждать эти проблемы в форме диалога и/или полилога.

Они могут откликаться на лингвистические загадки типа “ Какое слово длиннее – червячок или змея?

Учащиеся могут составить собственный список слов для подготовки к сообщению или изложению, список частотных слов, в написании которых они затрудняются.

Применяя формат столбца с заголовком, они могут составлять списки слов, обозначающих

  • действия, например, учебные;

  • предметы, например, подарки, имена, домашние животные,

  • признаки и свойства.

17. классифицировать и маркировать слова, используя видовые и родовые слова-названия, составлять тематические списки слов и выражений, преследуя бытовые, учебные и/или коммуникативные цели

Учащиеся, работая в группах, способны внести вклад в совместно заполняемые тематические списки слов.

Они могут разрабатывать специальные словари, доступные для общего пользования, например:

    • словари описательных или сравнительных терминов;

    • словари оценочной лексики

    • словарь слов и выражений, используемых для убеждения;

    • математический словарик.

Учащиеся могут написать ряд слов, выражений и/или коротких фраз на заданную тему, например, “У меня был трудный день”. Они могут группировать эти слова и выражения, соединять группы слов между собой, пояснить свою схему и использовать ее при высказываниях на заданную тему.

Учащиеся могут составить собственный список слов и выражений для подготовки к сообщению или изложению.

Применяя формат столбца с заголовком, они могут составлять списки слов, обозначающих

  • действия, например, учебные;

  • предметы, например, подарки, имена, домашние животные, географические объекты, природные явления, вещества, предметы искусства и т.д.;

  • признаки и свойства предметов, например, форму, цвет, размеры, температуру и т.п.

Учащиеся могут разложить принесенные из дома предметы по группам, обозначив эти группы. Они могут выбрать один из предметов и устно его описать или дать пояснения с опорой на словарик.

18. осознавать, что слово, его формы могут иметь различные значения:

    • пояснять отличия в значениях многозначных слов,

    • различать смысловые оттенки однокоренных слов, вносимые суффиксами и приставками;

    • различать прямое и переносное значение слов;

    • объяснять лексическое значение слов, конструируя уточняющие смысл словосочетания и/или фразы, подбирая синонимы, антонимы, однокоренные слова или давая его описание и краткое толкование

Учащиеся, работая в парах или группах, могут составить короткий рассказ-повествование, сказку или диалог с заданными парами слов, сходных и/или противоположных по смыслу.

Они могут, пользуясь толковым словарем, выбрать многозначное слово, составить и записать два – три предложения, раскрывающие различные значения этого слова.

Работая в группах с небольшим художественным текстом, учащиеся могут найти выразительные приемы, основанные на употреблении суффиксов и/или на употреблении слова в его переносном значении и прокомментировать их.

Работая в группах, дети могут придумать истории о воображаемых событиях, которые произошли с предметами и/или явлениями окружающего мира. Они могут рассказать ее классу от имени оживленных предметов. Класс, продолжая работу в группах, подбирает специальную лексику и переделывает прослушанную историю в смешную, веселую или грустную, печальную.

Учащиеся могут составить из заданного списка 10-15 слов одну – две пары слов со сходными и/или противоположными значениями и пояснить свой ответ.

Учащиеся могут пояснить на примерах, как по-разному используются, например, слова “класс” и “выражение” на уроках русского языка и математики.

19. использовать в устной и письменной речи все более точный и детализированный язык, употребляя для различных целей специальную лексику;

адекватно откликаться (поведением, устным и/или письменным высказыванием) на обращенную к ним речь:

  • информативные сообщения,

  • эмоционально-оценочные высказывания,

  • формулы речевого этикета (благодарность, просьба, извинение, отказ, приглашение, поздравление),

  • инструкции и предписания,

  • вопросы

В ходе игр "С чем это можно сравнить?", "На что похожи предметы?" "Найди меткое слово" учащиеся могут быстро найти нужное слово для сравнения, описания или характеристики предмета, события или литературного героя, и привести его в грамматически верное сочетание с другими словами.

Учащиеся, работая в парах, могут прочитать друг другу рассказ, а затем пересказать его, используя заданную лексику. Пользуясь видеозаписью, они могут оценить свое чтение, пересказ и взаимодействие с партнером, оценить работу партнера.

Учащиеся, работая в группах, могут разложить предложенные учителем изображения различных предметов по группам, и выбрав два изображения из одной группы (например, ромашки и календулы, мыши и льва), дать их сравнительное описание, отмечая сходство и различие изображенных предметов.

Учащиеся по ходу чтения могут угадывать “спрятанные” слова.

Учащиеся могут точно ответить на прямой вопрос, требующий словесного выражения названия знакомого объекта, его известных/наблюдаемых признаков.

Они могут выполнить инструкцию о порядке и способах выполнения учебных действий, типа “Откройте книгу на странице 25”, “Начните писать с красной строки”, “Нарисуйте таблицу с четырьмя столбиками, первый озаглавьте «автор», второй – «название книги», третий – «дата», а четвертый – «пометки»” и т.п.

Они могут устно и/или письменно составить предложения, выражающие благодарность, (просьбу, отказ, извинение, поздравление) и применить правила речевого этикета в зависимости от ситуации и статуса участника диалога: знакомые/незнакомые; взрослые/сверстники и др.

Учащиеся могут составить короткое высказывание или текст-описание, в котором сравнивается состояние природы в разное время года.

20. пополнять свой словарный запас, проявляя индивидуальные предпочтения при отборе лексических средств

Учащиеся могут активно пользоваться не менее, чем . слов и выражений общеупотребительной и специальной лексики (из них числе – не менее, чем . прилагательными и глаголами, 10-15 крылатыми выражениями); воспринимать пассивно – не менее, чем слов и выражений

21. выполнять смысловой и словообразовательный анализ, выделяя в слове:

  • основу и окончание,

  • корень, приставку и суффикс;

разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные и глаголы неопределенной формы, выделять и сопоставлять суффиксы и окончания, характерные для разных частей речи; использовать результаты анализа для

  • выявления однокоренных и сложных слов, форм одного и того же слова;

  • образования новых слов;

  • проверки написания:

    • слов с безударными гласными, чередующимися, парными и непроизносимыми согласными в корне;

    • слов с приставками в-; до-, за-, на-, над-, об-, от-, по-, под-, про-, с-;

    • слов с удвоенными согласными;

  • выявления и различения слов с приставками и слов с предлогами




Учащиеся могут разбирать по составу имена существительные, прилагательные, глаголы, в ходе работы фиксируя характерные для разных частей речи суффиксы и окончания.

Они могут образовывать формы данного слова и подбирать к нему однокоренные слова, сравнивая и различая их между собой.

На основе наблюдений за результатами смыслового и словообразовательного анализа, учащиеся могут, работая в группах, составить списки слов с чередующимися согласными в корне; с удвоенными согласными.

Они могут предложить и обсудить правила проверки написания слов с орфограммами в корне (изменение формы слова, подбор однокоренных слов), а также составить список слов, написание которых нужно запомнить.

Учащиеся могут, используя ИКТ-средства, изготовить настенные плакаты и памятки, содержащие правила и порядок проверки написания трудных слов.

Учащиеся могут в прозрачных случаях выделять в корень, приставку, суффикс, окончание в именах существительных и прилагательных, различать однокоренные слова и формы слова, опознавать и подбирать однокоренные слова, выполняя задания типа:

1. Разберите по составу слова: школа, морозный, загадка.

2. Найдите слово, содержащее только приставку, корень и окончание: рассказы, походный, школьники. Придумайте и запишите ещё одно слово такого же состава.

3. Прочитайте слова: крики, закричат, вскрикнул, крикливый, (с) криком. Выпишите сначала формы слова крик, а затем однокоренные слова.

4. Из ряда слов выпишите однокоренные: больно, заболел, Айболит, болото, больница. Выделите корень. Подберите ещё одно однокоренное слово.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы: см...шной, зав...зал, т...шина, кр...снеет, прин...сил, б...р...да, з...л...нели. Объясните написание слов.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы: лё...кий, зага...ка, ро...кий, пово...ка. Объясните написание слов.

7. Спишите слова, вставляя пропущенные согласные на конце слов и проверяя их написание по образцу: сапоги - сапог, жира..., гара..., рука..., глобу..., арбу..., сугро...

8. Вставьте в приставки пропущенные гласные и согласные: п...селился, н...писал, з...ходил, о...гадал, на...вязал, по...толкнул, ...делал. Приставки выделите

Учащиеся могут с опорой на составленные памятки, проверить написание трудных слов.

22. связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками, на основе морфологического анализа и анализа употребления слов в речи:

  • выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части речи;

  • сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные;

  • выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных, прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения;

  • определять:

    • род, число, падеж, склонение имен существительных;

    • род, число, падеж имен прилагательных;

    • форму, спряжение и время глагола, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глагола в ед. числе прошедшего времени

Работая в группах со списками существительных, прилагательных и глаголов в начальной форме, учащиеся сравнивают возможности передачи информации с помощью слов только одной части речи, двух и трех частей речи. Они могут установить, значение и вопросы, на которые отвечают слова отдельных частей речи, необходимость и способы изменения форм слов для более полной и точной передачи информации. Они могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи, о необходимости служебных слов.

Учащиеся, работая в парах, могут выявлять и фиксировать количество существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, предлогов, союзов в небольших отрывках художественных и учебных текстов, в знакомых текстах одного и того же автора и текстах на одну тему разных авторов, в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях, в устной речи мальчиков и девочек (например, при взаимном пересказе соседу одного и того же текста).

Работая в группах со специально подобранными предложениями, учащиеся изучают возможные способы изменения существительных, прилагательных, глаголов. Они могут обсуждать и сравнивать грамматические признаки этих частей речи, сравнивать способы их изменения в русском и ином языке (например, родном или изучаемом иностранном), с помощью учителя устанавливать и применять основные грамматические правила.

Учащиеся могут уверенно различать между собой существительные (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные), личные местоимения, прилагательные, глаголы (спрягаемые и инфинитивы), предлоги и союзы, отличать их от других частей речи, определять основные грамматические признаки существительных и глаголов, выполняя задания типа:

    1. Выпишите только существительные: рябина, рябиновый, шагать, шаги, радость, радовался, краснота, краснеть, ветер, чувство, писать, писатель. Запишите ещё два существительных.

    2. Запишите существительные в три столбика по склонениям: рожь, мороз, морковка, ткань, песня, море, июль, сторож, постель, кастрюля.

    3. Выпишите только прилагательные: синенький, синева, грусть, грустить, грустный, горячий, медленный. Запишите ещё два прилагательных.

    4. Выпишите только глаголы: бегут, беготня, шумно, прошумел, молвит, молва, печка, испекла, бережно, бережёт, решать, решение, думал, надумает.

    5. Выпишите только глаголы в неопределённой форме: спешит, спешить, держит, держать, задержал, мыть, моет, мыл, помогаю, помогу, помогать, помочь, нёс, нести, сплету, сплести.

    6. Укажите время, число и лицо глаголов. Собака лает. Поезд скоро отойдёт. Ты держишь книгу. Мы рисуем. Весной засвищут соловьи..

    7. Вставьте пропущенные буквы, укажите лицо и спряжение. Учителя уч...т, а врачи леч...т. Вы люб...те природу? Ты вид...шь это дерево?

    8. Выпишите только местоимения: она, меня, над, вас, около, ах, им, её.

23. использовать результаты морфологического анализа и анализа словоупотребления в собственной речи:

  • употреблять части речи в грамматически правильной форме, склоняя имена существительные (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия), прилагательные и личные местоимения, употребляя предлоги с именами существительными и личными местоимениями, стоящими в разных падежах, спрягая глаголы (в настоящем времени), используя разные формы глаголов;

  • различать в предложениях именительный и винительный, родительный и винительный падежи имен существительных;

  • составлять предложения и тексты с использованием всех изученных частей речи, с близкими и противоположными по значению существительными, прилагательными и глаголами;

  • редактировать тексты с использованием личных местоимений;

  • на основе наблюдений за особенностями употребления частей речи в сказках, стихотворениях, прозе, учебных текстах, научно-описательных статьях, инструкциях, бланках и формах правильно подбирать и использовать слова изученных частей речи в различных коммуникативных целях;

  • строить высказывания без засоряющих речь слов и выражений

Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут составлять предложения, высказывания и небольшие тексты с заданным списком слов (существительных, прилагательных, глаголов) в начальной форме, употребляя их в правильной грамматической форме. Они могут указать слова, которые они дополнительно использовали, и назвать обозначаемые ими части речи (личные местоимения, предлоги, союзы, наречия, другие).

Работая в группах с различными сплошными и несплошными текстами, учащиеся сравнивают особенности организации и словоупотребления в следующих типах текстов:

  • художественных (стихи, проза, произведения разных жанров, тексты-описания, повествования, рассуждения и т.д.);

  • научно-популярных (описательных, рассуждениях);

  • информационных (учебных, инструкциях, отчетах о результатах мини-исследований);

  • несплошных (рецепты, квитанции, анкеты, билеты и т.п.).

На основе результатов наблюдений они могут обсуждать предпочтительные способы словоупотребления в различных типах текстов, самостоятельно конструировать аналогичные тексты, устанавливать с помощью учителя критерии их оценки.

Учащиеся могут перечесть собственный/чужой текст и оценить его с точки зрения уместности и разнообразия словоупотребления, грамматической правильности, внести необходимые коррективы по сделанным замечаниям.

Учащиеся могут уверенно использовать в устной и письменной речи несложные наиболее употребительные части речи, употребляя их в грамматически правильной форме, выполнении заданий типа:

  1. Составьте и запишите небольшой рассказик со всеми перечисленными ниже словами, изменяя их так, как это вам нужно:

  • дети, подарок, праздник,

  • маленький, замечательный,

  • греть, приходить.

  1. Допишите окончания глаголов. Солнце уже всходил... . Луна всходил... на темном небе.

  2. Спишите сочетания слов, раскрывая скобки: (от)плыл (от)пристани; (по)лез (по)лестнице; (в)ходил (в)комнату; (от)вернулся (от)нас; (под)ставка (под)вазу, прилетели (к)нам, (по)бывал (у)неё.

  3. Допишите окончания существительных. Укажите их род, число, падеж и склонение: ехал на лошадк..., ветка сирен..., находился за лес..., купался в озер..., зреют под солнц..., спит в кроват..., шли по тропинк..., засеяно пшениц... .

  4. Вставьте, где нужно, ь после шипящих: глуш(?), молодеж(?), ключ(?), помощ(?), карандаш(?), реч(?), рож(?), плащ(?).

  5. Допишите окончания прилагательных: по снежн... полю, весенн... солнце, ранн... утром, в зимн... стужу, поздн... осенью, морозн... день, перед дальн... дорогой, у син... моря, мелк... струйками.

  6. Спишите сочетания слов, раскрывая скобки: (от)плыл (от)пристани; (по)лез (по)лестнице; (в)ходил (в)комнату; (от)вернулся (от)нас; (под)ставк (под)вазу, прилетели (к)нам, (по)бывал (у)неё; (не)смотрел, (не)сплю, (не)умеет, (не)найдёт, (не)будут.

24. связывать смыслоразличительную функцию речи с особенностями синтаксических конструкций (словосочетаний и предложений), сравнивать, осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи нужные конструкции в соответствии с коммуникативной задачей; отличать предложения от словосочетаний, находить словосочетания в предложении, различать грамматическую основу предложения от словосочетания

Учащиеся, работая в группах и наблюдая за особенностями синтаксических конструкций в названиях и оглавлениях книг, в заголовках газетных статей, на плакатах, в несплошных текстах (схемах, планах, тезисах, комиксах и т.п.), могут с помощью учителя установить отличительные признаки словосочетаний и предложений. Они могут составить словосочетания и пояснить, в каких ситуациях их целесообразно употреблять. Они могут использовать результаты наблюдений и обобщений для установления связи между словами в предложении.

Учащиеся могут выделить словосочетания в предложениях типа:

Живет в зоопарке печальный жираф.

Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

Братья сеяли пшеницу и возили в град-столицу.

25. использовать в устной и письменной речи разные виды предложений, варьируя их структуру и состав:

  • предложения невосклицательные и восклицательные,

  • предложения повествовательные, побудительные, вопросительные;

  • простые двусоставные, нераспространенные и распространенные, предложения;

  • простые предложения с осложненной структурой (с однородными членами или обращением);

  • сложные предложения с союзами а, и, но;

  • предложения с прямой речью,

правильно передавая интонацию конца предложения, интонацию перечисления и обращения голосом (при чтении, говорении) или знаками (при письме)

Учащиеся наблюдают за особенностями устной и письменной речи. Они могут сопоставить стенографическую запись (ведется учителем и отображается на экране) своих устных рассказиков (из 3-5 предложений), например, о просмотренном накануне мультфильме, с их письменными высказываниями на ту же тему. С помощью учителя они могут установить, какими средствами можно компенсировать на письме крайнюю ограниченность использования интонации.

Учащиеся могут устно и письменно составить предложение или небольшой текст, отвечающие поставленной задаче: проинформировать, призвать к порядку, что-то узнать или выяснить и т.д.

Учащиеся могут находить в текстах (сказках, потешках, загадках, стихотворениях, учебных текстах и т.д.) вопросительные и восклицательные предложения, сложные предложения, предложения с однородными членами, предложения с обращением, предложения с прямой речью или диалог.

Учащиеся могут, используя заданные слова и словосочетания, составить, записать и прочитать, соблюдая верную интонацию, простые предложения: восклицательное, повествовательное, побудительное, вопросительное. Они могут распространить одно из составленных предложений обращением или однородными членами.

26. выполнять синтаксический анализ предложения с двумя главными членами, выделяя в нем:

  • грамматическую основу – подлежащее и сказуемое,

  • второстепенные члены (без деления на виды);

использовать результаты анализа для

  • выделения предложений из сплошного текста и оформления их при письме;

  • опознавания и различения предложений:

    • простых и сложных;

    • нераспространенных и распространенных;

    • неосложненных и осложненных (главными или второстепенными однородными членами и/или обращением);

    • предложений с прямой речью;

  • определения синтаксической роли изученных частей речи в предложении;

  • конструирования предложений и текстов;

  • проверки правильности расстановки знаков препинания при написании:

    • предложений с однородными членами без союзов или с союзами а, и, но;

    • предложений с обращениями в начале или конце предложения;

    • сложных предложений с союзами а, и, но

Учащиеся могут найти и обозначить условными знаками главные члены предложенного ля разбора предложения, указать наличие или отсутствие второстепенных членов.

Учащиеся могут предложить и обсудить порядок действий при синтаксическом анализе предложений. Они могут, используя ИКТ-средства, изготовить настенные плакаты и памятки по проведению и отражению результатов синтаксического анализа.

Учащиеся могут

  • с правильной интонацией прочитать:

    • предложение с однородными членами,

    • предложение с обращением,

    • сложное предложение с союзами а, и, но;

  • устно объяснить расстановку знаков препинания в данном предложении;

  • самостоятельно составить предложение, аналогичное данному, и пояснить, чем сходны и чем различаются эти два предложения.

Учащиеся могут установить и обозначить грамматическую основу, структуру и связи между членами предложения и/или простыми предложениями в составе сложного, выполняя задания типа:

1. Спишите предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое. Объясните расстановку знаков препинания.

Туристы шагали по узкой тропинке.

Хозяйка с базара домой принесла картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.

Показал садовод нам такой огород!

Показалось солнышко, и все засияло, засверкало, заискрилось.

Солнце еще не взошло, но ребята уже тронулись в путь.

2. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Объясните расстановку знаков препинания.

На полях страны поспевают хлеба. Кто растит для нас хлеб

Слава хлебу на столе!

Грачи, ласточки, соловьи улетают в тёплые края.

В школе дети читают, пишут, рисуют.

В небе летели красные, синие, зелёные шары.

3. Прочитайте текст про себя, определяя конец каждого предложения. Прочитайте текст вслух, соблюдая верную интонацию. Спишите текст, ставя нужные знаки препинания в конце предложений.

Ребята идут в соседнюю рощу как там хорошо в листве звонко поют птицы в траве краснеет земляника кто набросал шишки под сосной да это белочка.

4. Спишите предложения, поставив, где нужно, запятые. Осеннее солнце светит но уже не греет. Малыш играл а потом заснул. Артисты читали стихи пели и плясали.

27. правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях:

  • устанавливать

  • характер затруднения

  • правописание гласной/ согласной или их сочетания;

  • употребление ь/ъ;

  • употребление строчной/ прописной буквы;

  • слитное/раздельное написание слова;

  • лексическое значение слова;

  • часть речи, которой выражено слово;

  • морфему (корень, приставка, окончание), в написании которой возникло затруднение;

  • вид орфограммы и орфографическое правило;

  • применять орфографическое правило, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания:

  • звукослоговой анализ и/или послоговое чтение,

  • изменение формы слова, подбор однокоренного слова,

  • постановка вопроса (падежного, к определяемому прилагательному, к глаголу)

  • сличение с образцом,

  • обращение к памяткам и/или орфографическому словарю

  • перефразировать текст, используя синонимы и контекстные замены

Учащиеся, работая в группах над предложенными текстами, могут находить и выделять в словах орфограммы, соотносить их с изученными морфемами, объяснять написание слов. Они могут группировать выделенные слова по видам орфограмм, подбирать слова на данное правило. Они могут находить и выделять в предложениях и текстах изученные пунктограммы, пояснять расстановку знаков препинания.

Работая в группах, они с помощью учителя ведут работу по составлению классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации). Они могут предлагать и обсуждать удобный для поиска рубрикатор, пополнять по мере изучения грамматических правил справочник новыми примерами и рубриками. Они могут при необходимости пользоваться составленным справочником.

Учащиеся могут обсуждать порядок действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составлять с помощью учителя памятки и алгоритмы.

Они могут обсуждать и выработать с помощью учителя критерии и нормы оценки навыка правописания, использовать их в процедурах само- и взаимо- оценки с тем, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, совершенствоваться в право-

Учащиеся могут без ошибок списать несложный текст объемом 60-80 слов, выделить в нем изученные орфограммы и пунктограммы.

Они могут письменно изложить своими словами небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 50-70 слов с изученными орфограммами (не более 20) и пунктограммами (не более 20), перечесть написанное и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки.

28. писать (самостоятельно и под диктовку) предложения и небольшие тексты, правильно расставляя в них знаки препинания (в объеме изученных правил); в затруднительных случаях

  • устанавливать характер затруднения (знаки конца предложения и/или употребление запятой) и соответствующую пунктограмму;

  • применять нужное правило, выбирая адекватный способ проверки (интонирование, определение грамматических основ, выявление однородных членов, определение характера связи между простыми предложениями составе сложного и т.п.)

писании.


Учащиеся могут аккуратно, без ошибок списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, несложный текст объемом 70-90 слов.

Они могут аккуратно, без ошибок списать, расставляя пропущенные знаки препинания, несложный текст объемом 70-90 слов.

Они могут самостоятельно составить небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 70-90 слов с изученными орфограммами и пунктограммами, перечесть написанное и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки.









Похожие:

Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconДокументи
1. /Планируемые результаты/Анл. язык планируемые результаты.docx
2. /Планируемые...

Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования моу сош №67 г. Ярославля
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconОбразовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №862
Планируемые результаты, раздел 3 –учебный план, раздел 9 – планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования моу «сош №39»
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования моу «сош №39» являются одним из...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconПланируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования моу сош №57
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования моу сош №57 являются одним из важнейших...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconОсновная образовательная программа
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе фгос и учебных...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconРабочая программа по предмету Русский язык 1 класс Разработала: учитель начальных классов Выборнова ор
России, Фундаментального ядра содержания общего образования, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Учебный план начального образования моу некрасовской средней общеобразовательной школы
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Русский язык. Планируемые результаты освоения программ начального образования iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы