Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» icon

Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс»




Скачать 449.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс»
страница1/3
О. В. Кубасова
Дата16.12.2012
Размер449.29 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат педагогических наук, доцент О. В. Кубасова), основная цель которого – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствовать у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формировать способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее

восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального

иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством

накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Реализовать перечисленные выше задачи учителю поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видожанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Программа составлена на основе авторской программы Кубасовой О.В., рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год,


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

3 класс (102 часа)

Круг чтения.

В 3 классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.


^ Труд человека кормит, а лень портит. (10 ч.)

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р.Сеф «Странное дело».


^ Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца. (7 ч.)

Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро «Мальчик с пальчик».


^ Много хватать — свое потерять (3 ч.)

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».


^ Тайное всегда становится явным (5 ч.)

В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».


^ Унылая пора! Очей очарованье!.. (4 ч.)

К. Бальмонт «Oceнь»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Oceнь»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».

Ежели вы вежливы... (3 ч.)

С. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».


^ Каждый свое получил (14 ч.)

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».


^ Жизнь дана на добрые дела (5 ч.)

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».


^ Снег летает и сверкает... (9 ч.)

С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; Х. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; А. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»;

В. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; K. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».

^ 3а доброе дело стой смело (5 ч.)

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;

С. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».


^ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч.)

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черно- горская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».


^ Весна идет, весне дорогу!.. (7 ч.)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин«Капля и камень»; В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; В. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».


^ Любовь — волшебная страна (8 ч.)

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; Х. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».


Чудесное — рядом (8 ч.)

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б.Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыкант-чародейник»; И. Пивоварова «Волшебная палочка»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


НАВЫК ЧТЕНИЯ.

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70–80 слов в минуту.

^ РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ

Обучающиеся должны уметь:

– понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

– выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

– работать с толковым словарем;

– использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

– давать подробную характеристику персонажей и их

взаимоотношений, ссылаясь на текст;

– определять тему и главную мысль произведения;

–соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

– озаглавливать иллюстрации и тексты;

– составлять простой план произведения;

–пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

– выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

– развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

– ставить вопросы к прочитанному;

– самостоятельно делать подборку книг на заданную

учителем тему.


^ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА.

Обучающиеся должны уметь:

– выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

– выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;

– использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);

– накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).

^ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Обучающиеся должны:

– уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

– освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

– уметь подготовить творческий пересказ;

– уметь составить диафильм (комикс) к небольшому

тексту (устно и графически);

– принимать участие в конкурсах чтецов;

– составлять собственные высказывания на основе прочитанного.


^ Тематическое планирование




п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Из них

Лабораторные и практические

(тема)

Контрольные и диагностические

материалы (тема)

Экскурсии

Примечание

1

Труд человека кормит, а лень портит.

11




1







2

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

8













3

Много хватать – свое потерять.

3













4

Тайное всегда становится явным.

5




1







5

Унылая пора! Очей очарованье!..

4













6

Ежели вы вежливы…

3













7

Каждый свое получил.

14




1







8

Жизнь дана на добрые дела.

5













9

Снег летает и сверкает…

8













10

Снег летает и сверкает…

5













11

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

12




1







12

Весна идет, весне дорогу!..

7













13

Любовь – волшебная страна.

8













14

Чудесное – рядом.

9




1










Итого

102




4






  1   2   3



Похожие:

Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconДокументи
1. /Литературное чтение. 2 класс/Литературное чтение. 2 класс. Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе. Учитель: Котенева Д. Ф. Литературноечтени е пояснительная записка
Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого...
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconПрограмма по предмету «литературное чтение» пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconПояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение»
О. В. Кубасовой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и культуры (Москва, 2008), в соответствии с требованиями...
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconДокументи
1. /литературное чтение/литературное чтение.doc
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconУмк «Школа России» (научный руководитель – А. А. Плешаков) Курс «Литературное чтение»
Курс «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой строится на двух ведущих принципах
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconРабочая программа по учебному предмету «литературное чтение»
Программа: Кубасова О. В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразоват учреждений / Смоленск: Ассоциация...
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconЛитературное чтение
Рабочая программа составлена на основе требований Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconПояснительная записка Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Система Л. В. Занкова. 2010 год
На изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа в учебный год (3 часа в неделю)
Пояснительная записка. В учебном курсе «Литературное чтение. 3 класс» iconРабочая учебная программа «литературное чтение» составлена на основе авторской программы1 «литературное чтение» (для четырёхлетней начальной школы) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Рабочая учебная программа «литературное чтение» составлена на основе авторской программы1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы