Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть icon

Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть




Скачать 301.11 Kb.
НазваниеВведение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть
Дата25.12.2012
Размер301.11 Kb.
ТипДокументы
источник

План:

  1. Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2

  2. Основная часть:

  1. Историческая основа «Сказания» стр. 3 - 5

  2. Сюжет и композиция

  3. Жанр и поэтический язык «Сказания»

  4. Образ автора

  5. Идейный смысл произведения стр. 6 - 7

  6. Отношение к канонизации Бориса и Глеба ученых XX века и наших современников стр. 8 – 9

  1. Имена святых на Земле Ярославской стр. 10 - 11

  2. Заключение стр. 11

  3. Библиография стр. 12

  4. Приложения стр. 13

  1. Генеалогическое дерево

  2. Текст «Сказания»

  3. Итоги социологического опроса

  4. Фотографии

  5. Видение святых воину Александра Невского перед битвой со шведами (из «Жития Александра Невского»)



Введение. Цели и задачи работы

Древнерусская литература появилась в конце X века в связи с принятием христианства. Несомненно, первой книгой книг стала Библия, которая не только позволяла узнать читателям некоторые моменты, связанные с окружающим миром: например, сотворение мира, но и помогала сформировать внутренний мир, обрести Человека в Человеке (например, жизнь и смерть Иисуса Христа). В это же время появляется новый письменный пласт, определивший в дальнейшем появление русской литературы, это летописи, в которых не только имелись записи по годам, рассказывающие «откуда есть пошла русская земля ( см. «Повесть временных лет»), но и представляющие из себя произведение высоко художественные (например, «Слово о полку Игореве»- XII в. ), об этом можно судить и по жанром, бытующим в летописях: притча, предание, послание, слово, повесть, поучение, сказание, песнь, житие и др. Такое обильное появление жанров может быть обусловлено огромной духовной ролью, которой обладали книги. Так, в «Повести временных лет» читаем:

«Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на пути покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…»

Большую пользу для себя можно обрести, читая житие святого, особенно «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», чью жизнь не только можно назвать подвигом, но и считать примером для подражания. Мы, ярославцы, по праву можем гордиться тем, что оба святых являются нашими земляками, и описание их жизненного подвига есть в учебнике 8 класса под редакцией Т.Курдюмовой. На наш взгляд, не менее важное нравственное и художественное значение имело (и имеет сейчас) «Житие о Борисе и Глебе», к сожалению, не включенное в программу средней школы. В данную работу включен Лаврентьевский список « Повести временных лет». «Сказания о страстях и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (или « Сказание о Борисе и Глебе»). [7; стр. 39-40.]

И целью данной работы является:

- доказать, что « Житие о Борисе и Глебе» является произведением в высокой степени нравственным и художественным; предложить материал на сайте школы для учителей и учеников 8-9 классов в качестве пособия при изучении древнерусской литературы;

-а для этого познакомиться с произведением разных источников, узнать, в чем заключается подвиг Бориса и Глеба, почему их причислили к лику святых;

- какую роль они сыграли в формировании нашего государства?

- в чем заключается идейно – художественное богатство «Сказания»?

- каким мы видим автора этого произведения?

- как ярославцы чтят память святых? как относятся к духовному подвигу братьев?


^ Основная часть


Историческая основа «Сказания»


«Сказание о Борисе и Глебе» написано неизвестным автором в конце ХI – начале ХII, оно относится к агиографическим произведениям, рассказывающим о жизни государственных религиозных деятелях, кого церковь признавала святыми, то есть чьи имена канонизированы. Автор жития давал такой образ святого, который мог бы быть примером в жизни, являя собой истинность основных положений христианского вероучения.

«Сказание о Борисе и Глебе» повествует о жизни и смерти братьев - страстотерпцев, которых православная церковь первыми причислила к лику святых. Произведения носили исторический характер, включая в себя действительные исторические факты (убийство братьев Святополком с целью завладения престолом), конкретные даты, географические названия. Княжеские распри давали повод кочевникам – печенегам нападать на Русскую землю, таким образом, сюжет произведения позволяет автору широко раскрыть тему любви к родине и проявить себя как патриота и гуманиста.


^ Композиция и сюжет «Сказания»


Произведение отличается большой логичностью, состоит из трёх частей: вступления (где автор рассказывает о сыновьях князя Владимира), основной части (где говорится о духовном подвиге братьев) и заключения – (воспевание благоверных князей), кроме этого, повествование часто прерывается строчками из Библии, что позволяет читателю лучше понять идейный смысл и произведения.

«Род правых благословится, - говорил пророк, - и семя их в благословении будет», - так начинается «Сказание».

Затем даются сведения о родословной князей Бориса, Глеба и Святополка:

«Мать Святополка, гречанка, прежде была черницею (монахиней), и взял её Ярополк, брат Владимира и расстриг её из–за красоты, и зачала она от него этого Святополка. Владимир же, язычник ещё, убив Ярополка, взял его беременную жену, от неё и родился этот окаянный Святополк». Обратим внимание на авторскую оценку – «окаянный», и в дальнейшем повествовании это определение будет повторяться.

О Борисе и Глебе во вступлении сказано мало: они дети Владимира и болгарыни, Борис княжил в Ростове, Глеб – в Муроме. Автор тут же даёт пояснение: «Но не стану много говорить, чтобы в многословии не забыть о главном».

А главное – та трагедия, которая развернулась на страницах истории и которая позволила одному человеку – брату оставаться братом (христианином) даже перед лицом смерти, другому превратиться в дьявола.

«Через 28 лет после крещения», как сообщает автор, «подошли к концу дни Владимира, впал он в тяжкий недуг». Тогда он просит Бориса из Ростова выступить против безбожных печенегов, которые опять пошли на Русь. Тот с радостью откликнулся на отцовский призыв, при этом автор добавляет: «О таких сказал автор «Притчей»: «Сын был отцу послушен и любым матерью своей».

Во время похода Борис не нашёл врагов и возвратился обратно. Тут он получает весть, что его отец умер, а Святополк скрыл смерть отца и тайком отправил тело в церковь.

Узнав об этом, Борис опечалился, глаза его наполнились слезами: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, Увы мне, отец и господин мой наставление неразумия моего!» В этих строчках, являющих

собою прекрасный пример народного эпоса – плача, в частности, оценка роли отца в жизни Бориса. Сколько боли и горечи в словах: «К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставление разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце моё, и не было меня с тобой!»

Далее автор показывает внутреннюю борьбу в душе Бориса: «К кому пойти? К брату ли, который вместо отца? Но он предался мирской суете и об убийстве моём помышляет». Или же всё – таки пойти к нему и попросить быть мне отцом?» И Борис, ссылаясь на Священное писание «всё суета сует и суетою будет. Помощь только от добрых дел, от истинной веры и от не лицемерной любви», отправляется в Киев. Такую характеристику в этот момент даёт автор Борису: «Вид Бориса был уныл, взор и сокрушительное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток и смирен, всех миловал и обо всех заботился».

Это ли не пример христианской добродетели? Тем более автор далее называет Бориса «богоблаженным».

Далее события переносятся в Киев, где после отца сел Святополк. «Брат, хочу быть вместе с тобою и к тому, что дал тебе отец, и к тому, что дал тебе отец, ещё прибавлю», - такие слова он послал Борису. Однако, как говорит автор, окаянный треклятый Святополк, подобно Каину, решил «убить всех наследников и самому одному принять всю власть». С этой целью он даёт приказ убить Бориса. В это же время блаженный Борис остановился с дружиной на реке Альте (юго-западнее Киева), и дружина сказала ему: «Пойди сядь в Киеве на отцовском столе, все воины под твоей рукой», - но Борис ответил отказом, объяснив, что не может поднять руку на брата старшего». Он прекрасно понимает, что его ждёт горькая участь, но, вспомнив слова премудрого Соломона «праведники в веках живут и от господа награда им и предназначение им от всевышнего», утешается.

В субботу вечером он долго молился, а ночью сон его был тяжёл и страшен из-за многих мыслей: как принять мучение, пострадать и окончить жизнь, соблюсти веру и принять приготовленный венец из рук вседержителя. Утром же начал молиться, обращаясь к иконе господней: «Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю, собственной волею дав пригвоздить себя к кресту и принял страдания грехов наших ради, так и меня удостой принять страдания!» И когда услышал топот злой возле шатра, не испугался, ибо любовь не знает страха, истинная любовь изгоняет страх. «Без сострадания, - пишет автор, - пронзено было честное тело святого и блаженного Христова страстотерпца Бориса». Отрок Георгий, родом венгр, пытался защитить своего господина, но и он был пронзён. Однако Борис был только ранен, и он обращается к тем, кто пришёл убить его: «Братья, приступайте, заканчивайте порученное вам, и пусть будет мир брату моему и вам, братья!» Эти слова, проникнутые христианскими заповедями, не могли не найти отклика в душе убийц: каждый из них думал: «Кто же не удивится великому его смирению, кто не смирится, такое смирение, видя и слыша?»

Произошло это, автор верен исторической правде, месяца июля 24 день за 9 дней до августа. А когда тело Бориса везли в Вышгород, блаженный вдруг приподнял свою священную голову, и тогда два врага, посланные Святополком, пронзили мечом его сердце, и воспринял Борис неувядаемый венец. Погребли его около Церкви святого Василия.

Но после этого злоба еще больше обуяла Святополка, злого советника дьявола, как говорит автор: он посылает за Глебом, сказав, что отец болен и зовет его.

Глеб тотчас же с малой дружиной отправился в путь. Недалеко от Смоленска он получает предупреждение: « Не ходи, брат, отец твой умер, а брат твой убит Святополком» Блаженный был потрясен этим известием, особенно тем, что Борис не от врага, но от брата своего смерть воспринял! Он готов принять те же страдания и быть с ним на том свете, « нежели в этой обманчивой жизни». И когда злые слуги Святополка, немилостивые кровопийцы, лютые братоненавистники, имеющие душу свирепых зверей, бросились к Глебу, он обращался к нему с мольбою: «Смилуйтесь, господа мои! Не пожните мене, в жизни еще не созревшего. Не пожните колоса, еще не созревшего, но молоко беззлобия носящего» Но когда он видит, что мольбы напрасны, он обращается со словами прощения к своему отцу, матери, брату Борису, Ярославу и Святославу («Прощай и ты, брат и враг Святополк!) к дружине и так же, как Борис, обращается к убийцам : «Приступайте и делайте то, для чего посланы!»

Был зарезан блаженный в месяц сентябрь, в 5-ый день, в понедельник и брошен на пустом месте между двумя колодами, а когда пастухи проходили мимо, то видели огненный столб, то горящие свечи или слышали пение ангелов. И заканчивает автор свое повествование о гибели Глеба следующими словами: «И была принесена богу жертва чистая и благоуханная, и взошел в небесную обитель к господу, и увидел желанного брата, и восприняли оба венец небесный, которого и желали. И возрадовались оба радостью неизреченною.» Ярослав, узнав о убийстве братьев, двинулся на окаянного Святополка и несколько раз побеждал. Однажды на реке выступил со множеством печенегов, и Ярослав, обратившись с молитвою к богу и погибшим братьям, сумел одолеть в жестокой битве («Была сеча очень злая. Сходились трижды»). Святополка, в которого вселился бес, и в муках, гонимый гневом божьим, он окончил жизнь свою в муках «между чехами и ляхами». А от могилы его и по сей день исходит смрад в назидание людям.

С этого времени, как говорится в летописи, прекратилась крамола на Русской земле. Ярослав, приняв власть, решил узнать, где погребен Глеб, а найдя то место, велел перенести тело в Вышегород и похоронить с почестями рядом с телом преблаженного Бориса.

А когда раскопали могилу, то подивились тому, что тело блаженного не предано тлену, было красивым и светлым.

Заканчивает автор свое произведение рассуждением о том, что этих святых поставил бог светить в мире, сеять многими чудесами в великой Русской земли, что они являются «оружием земли Русской, щитами, опорой и мечом обоюдоострыми, которым дерзость поганскую низлагаем и дьявола шатания на земле побеждаем. Вы люди небесные и ангелы земные, стали и опорой земли нашей».


^ Жанр и поэтический язык «Сказания».

Хотя произведение носит, несомненно, исторический характер, оно проникнуто мыслями и чувствами самого автора. Повествование переплетается с лирическими отступлениями («Как похвалить вас, не знаю, и ничего не могу сказать. Разве ангелами вас нареку, которыми каждый раз оказываетесь около скорбящих?») и строчками из Библии (« Род правых благословится, - говорит пророк,- и семя их в благословении будет»).

Создатель данного произведения прекрасно владел языком, хорошо знал и умело применял художественные приемы, характерные для устного народного творчество. Чтобы передать внутреннее состояния главных героев, автор использует монолог- плач. Так, например, плач Бориса по умершему отцу Владимиру: «Увы мне, свет моих очей, узда моей юности, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К концу прибегну на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставление разума твоего? Увы меня, увы меня!» Такой мужской плач широко был распространен в народном эпосе, как и сравнения жизни людей с явлениями природы (Глеб умоляет убийц: «Не пожните меня, в жизни еще не созревшего. Не пожните колоса, еще не созревшего, но молоко беззлобия носящего. Не срезайте лозу, еще не выросшую, а плод имеющую!» Автор использует постоянные эпитеты, которые носят христианский характер: « мука вечная, жизнь ангельская, жертва чистая, благоуханная… Повторы: « Возлюбил злодейство и неправду, больше добра и правды. Возлюбил речи погибельные и язык льстивый…»

Инверсии, начало предложении с союза «и» придает повествованию определенную стройность (« И с этого времени прекратились крамолы на Русской земле». «И тогда сказали ему, будто слышали». «И шли с крестьянами, и с почестями многими положили тело на корабль») Вместе с тем часто используются восклицательные предложения, предложения с риторическими вопросами и обращениями, что позволяет передать авторскую взволнованность (« О блаженные гробницы, принявшие ваши честные сердца, как сокровища многоценные!» « Как похвалить вас, не знаю, и ничего не смогу сказать. Разве что ангелами вас нареку, которыми каждый раз оказываетесь около скорбящих? Но во плоти жили вы среди людей. Цесарями ли, князьями провозглашу вас?») Таким образом, соглашаясь с жанром сказание и житие, нельзя оставить без внимания и не склониться к определение жанра как лиро-эпическая поэма.


^ Идея «Сказания»

Изображая трагические картины братоубийства, автор, несомненно, ставит для себя цель прекратить междоусобицы на Русской земель: после гибели Святополка, пишет автор с радостью, прекратились крамолы на Русской земле. В конце произведения он обращается к читателям с призывом заботиться не об одном граде, не о двух, а молиться и заботиться, но о всей Русской земле.

^ Автор «Сказания»

Бесспорно, автор - патриот, ратующий за единение Русской земли, человек высоко нравственный, особенно ярко это проявляется в осуждении братоубийства, в четкой позиции по отношению к Борису и Глебу, которых он называет « блаженными», «святыми», а Святополка « окаянным». Это человек разносторонне образованный: хорошо знает историю своего государства, прекрасно владеет речью, знает приемы устного народного творчества. Это истинный христианин: знает Библию и умело использует страницы ее в «Сказании».

^ Отношение к канонизации Бориса и Глеба ученых XX века и некоторых наших современников

Канонизация Бориса и Глеба, по мнению Д. Лихачева, являла собой торжество национальной политики Ярослава. До него огромное влияние на Русь имела Византия. Именно он сумел познать авторитет Киева и Русского государства, в 1039 году добился учреждения в Киеве митрополии, тем самым установил самостоятельность русской церкви. Именно Ярослав добился канонизации Ольги, Владимира и своих братьев Бориса и Глеба, убитых Святополком в 1015 году. Византия вынуждена была признать их святыми, и это стало победой Руси в политической борьбе за национальную независимость. Почитание этих первых святых приобрело характер национального культа, осуждениям братоубийственных распрей, ведущих к разрушению Русской земли. С тех пор Борис и Глеб стали считаться киевскими крестьянскими ходатаями перед богом за Русскую землю. [3; стр. 40]


^ Прокофьева Н.А. (кандидат исторических наук)

Несомненно, автор сказания человек высокообразованный. Он понимал, что для единения Русского государства необходимо твердая власть. Тем более что в конце 10 – начало 11 века идут братоубийственные распри (Ярополк убивает брата Олега, Владимир – Ярополка, а Святополк – Бориса и Глеба), что приводит к ослаблению Руси и дает возможность врагам (печенегам и половцам) нападать на Русскую землю. Поэтому, заботясь о единстве Руси, Ярослав убивает Святополка (тот бежит к ляхам и умирает) и обращается к Византии с просьбой канонизации Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, которые олицетворяли собой идеал людей, ратующих за единение Русской земли, за сохранение единого государства.


^ Дроздов Г.А. (юрист)

Духовный подвиг Бориса и Глеба заключается в том, что они со смирением приняли смерть, дабы следуя, законом Божьим излечит братоубийственные войны. Но действительно ли это подвиг? Тогда как расценивать поступок Ярослава Мудрого, который убил Святополка. Разве здесь не братоубийство? Известно, что в 2005 году Ярослава Мудрого причислили к лику святых – стали называть благоверным князем -, тогда меркнет духовный подвиг Бориса и Глеба.


^ Протоиерей Александр (Кузяев)

Святые Борис и Глеб приняли свою смерть без сопротивления от рук наемных убийц своего старшего брата Святополка, который видел в них явных претендентов на престол. Однако их поведение перед смертью похоже на поведение Иисуса Христа и являет собой образец христианского смирения, отказ от братоубийства, мщения. Такая причина позволяет их назвать и мучениками. Тем более, как гласит летопись, через четыре года после захоронения тело Глеба оказалось нетленным. Это тоже признак святости. И еще: после смерти братьев стали происходить чудеса исцеления. И нельзя не вспомнить пророческое видение воину Александра Невского накануне битвы на Чудском озере.


^ Большакова Даша (ученица)

Русские люди всегда отличались чувством жалости, сострадания. Так и здесь, читая страницы «Сказания», невольно появляется чувство сострадания к Борису и Глебу. Но таких случаев было и есть много. Почему именно они, Борис и Глеб, они стали святыми? Может, потому, что они были князьями и им принадлежала власть? Непонятно…


^ Злобин Юрий Алексеевич (пенсионер)

Уже в ХI веке было понимание необходимости прекращения междоусобных войн. Это отраженно в древнерусских летописях, художественных произведениях («Слово о полку Игореве», произведениях о святых Борисе и Глебе и др.). Князья Борис и Глеб стали жертвами, оказавшись от сопротивления брату Святополку, чтобы не быть причиной гибели дружины; они фактически приняли добровольную смерть с убеждением, что умирают за Христа со смирением и любовью (как он умер за грехи людские). В Русской церкви они стали первыми святыми, они стали первыми «страстотерпцами». Русская церковь и русский народ чтят их повсеместно на протяжении многих столетий. Братья были канонизированы как страстотерпцы, что подчёркивает принятия имя мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам.


^ Имена святых на Земле Ярославской.

Тутаев – старинный живописный город Ярославской области. Его исконное, историческое название Романов - Борисоглебск. Решениями уездного исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов город дважды переименовывали: сначала, 9 ноября 1918 года,- в Тутаев – Луначарский, затем, ровно через месяц, 9 декабря того же года,- в Тутаев – в память красноармейца И.П.Тутаева, убитого во время подавления Ярославского восстания в июле 1918 года.

Город расположен на обоих берегах Волги, крутых и высоких, пересекаемых глубокими оврагами в 36 километрах выше Ярославля. На левом берегу – бывший Романов, на правом – бывший Борисоглебск, созданные из трех селений, в основном из древней Борисоглебской слободы, возникшей еще в период грозного нашествия на Русь татаро - монголов, в 1238 году.

Из «Сказания о Борисоглебской слободе» о взятии Ярославля татарами, о возникновении Борисоглебской слободы, от которой позднее город Романов начало восприми, узнаем, что во второй половине XIII века Борисоглебская слобода была уже « великопосадной» (большой, многолюдной), и от нее на противоположном берегу Волги получил свое начало город Романов.

Зимой 1238 года пришли с восточной стороны безбожные татары, беззаконные осквернители земли русской, и опустошили многие города, и подступили к городу Ярославлю…

И была битва на валу и на стене, и били русские татар стрелами, копьями и секирами, обагряя кровью поганых (язычников). И опять на другой день разбили вороги железные ворота, и многие русичи были убиты, другие же тайно ушли из города. И тогда погнались татары за русичами и не настигли их в лесу. И так, продвигаясь вверх по Волге, придя на другой день в глухую долину, поросшую лесом, называвшуюся Черным лесом, не слыша погони, сказали: « Свободны мы, здесь думаем построить жилище». И взяли каждый свой топор и начали срубать деревья, ставя шатры и дома. И жили в мире и трудились, занимались ловлей диких зверей и рыбы и сдирали и толкли кору с деревьев. И пришли монахи и поставили храм во имя двух братьев – святых страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба. И назвалась деревня Борисоглебской, а после их смерти приумножилась и стала называться Борисоглебской слободой. [1; стр. 9]

31 октября 2010 нами осуществлена была экспедиция в Борисоглебский монастырь с целью знакомства с историей его открытия, его судьбой в жизни русского государства, с его архитектурными памятниками. Поселок Борисоглебский, в просторечии Борисоглеб, находится на правом берегу реки Устье, в 20 км от Ростова. Он возник как слобода при Борисоглебском монастыре. В середине14 века здесь поселился отшельник Феодор, потом Павел. В 1363 году Ростов посетил Сергий Радонежский родом из ростовских земель. Он и благословил Феодора и Павла на строительство Борисоглебского монастыря. Первоначально монастырь был деревянный, а в начале 16 века началось каменное строительство. И сегодня храмы монастыря отличаются красотой и величием. Особенно поражают фрески, расписанные в стиле московской школы, на которых изображены Борис и Глеб. В Смутное время монастырь едва не был разграблен поляками, если бы не юродивый, звать его Иринарх, который произвел сильное впечатление на польского командира, и тот дал приказ не грабить монастырь.

В советское время Борисоглебский монастырь был закрыт, но в конце 20 века в нем начались реставрационные работы, и сейчас он действующий мужской монастырь, место паломничества верующих. Не оставляют быть равнодушными 2 дерева, растущие во дворе монастыря. В одном из них, состоящем из двух разветвлений, можно увидеть аллегорию о святых братьях Борисе и Глебе.


Заключение

В ходе работы над темой нам удалось узнать, что духовный подвиг братьев Бориса и Глеба, произошедший в 1015 году, был описан примерно в 170 вариантах. Одно это уже говорит о его высокой значимости в жизни русского народа. Борис и Глеб являют собой идеал людей, ратующих за сохранение и единство русских земель и своей мученической смертью утверждающих идеи братства.

Изучив критический материал (особенно интересен он под редакцией В.В. Кускова), мы сделали свой анализ текста как пособие для тех, кто будет изучать данное произведение самостоятельно. В процессе работы убедились в глубокой исторической правдивости автора и его художественном мастерстве, что позволяет поставить «Сказание о Борисе и Глебе» рядом с житиями Александра Невского и Сергия Радонежского и даже со «Словом о полку Игореве».

Хотя социологический опрос показывает, что ярославцы плохо знают, что представляет собой духовный подвиг Бориса и Глеба, за что они канонизированы, какие места Ярославской области связаны с их именами, интерес к истории её, отражение в древнерусской литературе имеет место. Нами выявлены разные точки зрения на духовный подвиг братьев, а это не лишний ли показатель духовной жизни общества?

Мы обогатили себя новыми знаниями в области истории, древнерусской литературы и православия. А последнее очень важно сегодня, так как основы православия вводятся в Программы 4 класса общеобразовательной школы. И данная работа может использоваться на уроках по краеведению и основам православия, а больше всего она рассчитана на думающих учеников при изучении темы «Древнерусская литература» в 8,9 классах.


Библиография



  1. Конюшев К.В. «Тутаев (Романово-Борисоглебск)», «Рыбинское подворье» 1998г. Рыбинск.

  2. Курдюмова Т.Ф. Литература 9 класс, «Дрофа» М.; 2009

  3. Кусков В.В. «История древнерусской литературы», «Высшая школа» М.; 1977

  4. Колбанский Ю.Я., Степанова Т. А. «Православие и русская культура» Ярославль 2004г.

  5. Лихачев Д. «Русские летописи» М. 1947

  6. Настольная книга священнослужителя. «Свято благоверный Александр Невский» М. 1978

  7. Федорова М.Е. «Хрестоматия по древнерусской литературе», «Высшая школа» М.; 1969


^ Из настольной книги священнослужителя. «Свято благоверный Александр Невский» (отрывок)


Архиепископ Спиридон благословил святого князя и войско его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «не в силе бог, а в правде. Иные – с оружием, иные на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывшую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам мужественно повел с молитвой войско на шведов.

«И была сеча великая, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда на другом берегу Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.


^ Сказание о страстях и похвала святым мученикам Борису и Глебу


«Род правых благословиться, - говорит пророк, - и семя их в благословлении будет».

Сначала немного скажем о том, что было раньше, когда самодержцем всей Русской земли был Владимир, сын Святослава, внук Игоря, святым крещением просветивший всю землю Русскую. О других же его добродетелях скажем в другом месте, ныне нет времени. А об этом по порядку так: этот Владимир имел двенадцать сыновей, не от одной жены, а от разных матерей; из них старшим был Вышеслав, после него Изяслав, третий – Святополк, который убийство это злое придумал. Его мать, гречанка, прежде была черницею, и взял её Ярополк, брат Владимира, и расстриг её из-за красоты и зачала она от него этого Святополка. Владимир же, язычник еще, убив Ярополка, взял его беременную жену, от нее и родился этот окаянный Святополк. И был он от двух отцов, которые братьями были, и не любил его Владимир, так как был он не от него. А от Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, а от другой жены – Святослава и Мстислава. А от болгарыни – Бориса и Глеба. И посадил он их по разным землям княжить о них же и повесть эта. Посадил Владимир окаянного Святополка княжить в Пинске, Ярослава в Новгороде, Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме. Но не стану много говорить, чтобы в многословии не забыть о главном.

Но о чем начали, скажем, так: по прошествии многого времени, когда минуло 28 лет после святого крещения и подошли к концу дни Владимира, впал он в тяжкий недуг.

В то же время пришел Борис из Ростова. Когда же печенеги со всех сторон пошли ратью на Русь, сильно опечалился Владимир, потому что не мог выйти против них, и призвал Бориса (ему имя дано в святом крещении Роман) блаженного и скоропослушливого, передал под его начало многих воинов и послал против безбожных печенегов. Он же с радостью пошел сказав: «Вот готов на глазах твоих сделать то, что велит воля твоего сердца». О таких сказал автор «Притчей»: «Сын был отцу послушен, и любим материю своей».

Когда он, отправившись, не нашел врагов и возвращался обратно, пришел вестник к нему и поведал о смерти отца, о том как преставился отец его Василий (этим именем был наречен в святом крещении) и как Святополк утаил смерть отца своего и ночью, разобрав помост в Берестове и в ковер обернув тело отца, спустил его на веревках на землю, увез его на санях и поставил в церкви святой богородицы. Услышав об этом, Борис стал телом слабеть, глаза его слезами наполнились и, слезами обливаясь, не в силах говорить, начал так: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой! Хотя бы я сам честное тело твое своими руками одел и в гроб положил. Но не нес прекрасного и мужественного тело твоего, не сподоблен был целовать прекрасной твоей седины. Но, о блаженный, помяни меня в месте твоего успокоения. Сердце мое горит, душа мне разум мутит и не зная, к кому обратиться и к кому направить горькую эту печаль: к брату ли, что был мне вместо отца. Но думаю, что теперь он предается суете мирской и об убийстве моем помышляет. Если он на убийство мое решиться, то мученик буду я перед господом, так как я не воспротивлюсь, ибо написано: «Господь гордым противиться, смиренным же дает благодать». У апостола: «кто говорит «Бога люблю», - а брата своего не ненавидит, - лжет». И снова: «Любовь не знает страха, истинная любовь изгоняет страх». Поэтому что скажу или что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: будь ты мне отцом, ты мне брат и старше меня. Что повелишь мне, господин мой?» И так раздумывая пошел к брату своему: «По крайней мере, увижу лицо брата моего меньшего – Глеба, как Иосиф Вениамина?» Говорил: «Воля твоя да будет, господи!» Про себя же раздумывал: «Если пойду в дом отца своего, то как бы не склонили люди меня на то, чтобы прогнать мне брата моего, как делал и отец мой до святого крещения ради славы и княжения, а это все переходящее и хуже паутины. Куда приду по отшествии от мира сего? Что получу тогда? Какой мне будет ответ? Где скрою множество грехов моих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряница и пиры, серебро и золото, вина и меды, добрая пища и быстрые кони, и дома красивые и большие и богатство большое, и дани и почести бесчисленные и похвала среди бояр своих. Уже всего этого как будто и не было никогда, вместе с ними исчезло. И нет помощи ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Потому и Соломон, все пройдя, все увидев, все приобретя и собрав, все изведав, сказал: «Все суета сует и суетою будет. Помощь только от добрых дел, от истинной веры и от нелицемерной любви».

Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался и хотел удержаться от них, но не мог. И все видевшие его в слезах плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе скорбел в горести сердечной, и все пребывал в печали. Ибо кто же не восплачется, представив пред очами сердца своего эту печальную смерть? Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился. Думал про себя благоблаженный Борис: «зная, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня. Если прольет кровь мою, то мученик перед господом моим, и душу мою примет господь». Потом, забыв скорбь смертную, утешал сердце свое поучением божьим: «кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной».

И пошел с радостным сердцем, говоря: «не отвергай меня, господи премилостивый, уповающего на тебя, но спаси душу мою».

После отца в Киеве сел Святополк. Призвав киевлян и одарив их, отпустил. К Борису же послал со словами: «Брат, хочу быть в мире с тобою и к тому, что дал тебе отец, еще прибавлю». Ложь, а не истину говорил. Придя ночью тайно в Вышгород, призвал Путшу и вышгородских мужей и сказал им: «Скажите мне правду: преданы ли вы мне?» Путша сказал: «Все мы можем головы свои положить за тебя».

Дьявол же, искони ненавидящий доброго человека, увидал, что святой Борис всю надежду возложил на бога и начал подвижничество; и нашел, как прежде Каина, так теперь Святополка, поистине второго Каина, на братоубийство готовым, и соблазнил его мыслью: убить всех наследников отца своего, и самому одному принять всю власть. Тогда призвал к себе окаянный треклятый Святополк советников всему злому и начальников неправды, отверз прескверные уста и сказал: «Дети Путши! Если обещаете головы свои положить за меня, то идите, друзья мои, тайно, и где найдете брата моего Бориса, улучив время, убейте его». И обещали ему так сделать. О таких сказал пророк: «Скоры на пролитии крови без правды, между собой сговариваются о кровавых делах, привлекают к себе все злое; таковы пути совершающих беззаконие: нечестием свою душу изымают».

Блаженный же Борис воротился и поставил шатры на реке Альте и сказала ему дружина: «Поди, сядь в Киеве на отцовском столе: все воины под твоей рукой». Он же им ответил: «не могу я поднять руки на брата моего стершего, он мне как отец». Услышав это, воины разошлись от него, и остался он только с отроками своими.

И было это в день субботний; в тоске и печали, удрученный, вошел он в шатер свой и плакал с сокрушенным сердцем, но с радостною душой, жалобно говорил: «Слез моих не отвергай, владыка, чтобы я надеялся на тебя! Пусть вместе с твоими рабами разделю участь и жребий, со всеми святыми твоими, потому что ты – бог милостивый и славу тебе воздаем во веки. Аминь!» размышлял он о мучении и страданиях святого Никиты и святого Вячеслава, убитых подобно ему, и о святой Варваре, убийцей которой был ее отец. И вспомнил слова премудрого Соломона: «Праведники в веках живут, и от господа награда им, и предназначение им от всевышнего». И этими словами только утешался и радовался.

Потом наступил вечер и повелел петь вечернюю молитву, а сам вошел в шатер свой и начал молитву со слезами горькими, с частым вздыханием и стенанием многим. После этого лег спать, и был сон его тяжел и страшен из-за многих мыслей и сильной печали: как принять мучения, пострадать и окончить жизнь, соблюсти веру и принять приготовленный венец из рук вседержителя. И проснувшись рано, увидел, что время уже утренние – было же воскресенье – сказал священнику своему: «Вставай, начинай заутреню». Сам же, обувшись и умыв лицо, начал молиться.

Посланные же Святополком пришли на Альту ночью и, когда подошли близко, услышали голос страстотерпца, поющего псалмы заутренние, так как уже была ему весть о том, что задумано убийство его. И начал петь: «Господи! За что умножились притесняющие меня; многие восстают против меня» и другие псалмы до конца. И когда услышал топот злой вокруг шатра, затрепетал, заплакал и сказал: «Слава тебе, господи, за то, что удостоил меня из-за зависти принять эту горькую смерть и все перенести во имя любви к твоим заповедям. Ибо не захотел ты сам себя спасти, ничего не пожелал себе по Апостолу: «Любовь все терпит, все на веру берет и своих не взыскивает»; и еще: «Любовь не знает страха; истинная любовь изгоняет страх». Потому, владыка, душа моя всегда в твоих руках, закона твоего не забыл. Как господу будет угодно, так пусть и будет». И как увидели священник и отрок, который служил ему, своего господина скорбного и печалью объятого, расплакались, и сказали: «Милостивый и дорогой господин наш! Какой благости исполнен за то, что захотел противиться брату ради любви Христовой, а ведь сколько воинов было под рукой твоей!»

И тотчас увидели бегущих к шатру людей, блистание оружия и обнаженные мечи. И без сострадания пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного Христова страстотерпца Бориса. Увидев это отрок Бориса бросился на тело его, говоря: «не оставлю тебя, господин мой. Где красота тела твоего увядает, тут и я удостоюсь жизнь свою кончить». Здесь и он был пронзен. И когда был ранен, выскочил из шатра в растерянности. И стали говорить стоящие около него: «Что стоите и смотрите? Приступайте, кончим то, что нам велено сделать». И Борис сказал: «Братья, приступайте, заканчиваете порученное вам, и пусть будет мир брату моему и вам, братья!»

И все кто слышал слова его, от слез, страха и печали горькой не могли ни слова сказать; со вздохом горьким жалобно плакали и каждый в душе своей говорил: «Увы мне, князь наш милостивый, дорогой и блаженный, одежда нагим, страсти опора, наставник неразумным! Кто не удивится великому его смирению, кто не смирится, такое смирение видя и слыша?»

И тотчас скончался в 24 день за 9 дней до 9 августа.

Блаженного же Бориса завернули в шатер, положили на повозку и повезли. И когда ехали бором начал Борис приподнимать святую свою голову. И принесли тело святого в Вышгород и у церкви святого Василия погребли.

И после этого не оставил мысли об убийстве окаянный Святополк, но в злобе устремился на большее…

И задумав это, злой советник дьявола, послал за блаженным Глебом со словами: «Приди скорее, отец зовет тебя, тяжко он болен».

Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною. И пришел на Волгу. И в тоже время пришла весть от Предславы к Ярославу о смерти отца. А Ярослав прислал к Глебу со словами: «Не ходи, брат, отец твой умер, а брат твой убит Святополком». И услышав это, блаженный вскричал с плачем горьким и печалью сердечной: «Увы мне, господи! О двоих плачу и печалюсь, о двоих сетую и тоскую. Плачу об отце, но еще горше плачу по тебе, брат и господин мой Борис, что был пронзен и без сострадания предан смерти! И не от врага, но от брата своего смерть принял! Увы мне! Лучше бы мне с тобою умереть, нежели одинокому и осиротевшему жить на этом свете. Я надеялся увидеть лицо твое ангельское. И вот такая печаль по тебе постигла меня. Ныне же что я сделаю я, жалкий, удаленный от твоей доброты и от разума отца моего, о , милый мой брат и господин! Если доходят молитвы твои к богу, то молись и о моей печали, чтобы и я был удостоен принять те же страдания и быть с тобою на том свете, нежели в этой обманчивой жизни».

И когда он так стенал и плакал, слезами орошая землю, внезапно прибыли посланные Святополком злые слуги, немилостивые кровопийцы, лютые братоненавистники, имеющие душу свирепых зверей. Святой же отправился в насаде, и встретил его в устье Смядыни. И увидев посланных, святой возрадовался душою, а они, увидев его, омрачились и начали грести к нему. Глеб думал, что приветствовать его хотят.

И когда они поравнялись, начали прыгать те злые люди в насад Глеба с обнаженными мечами в руках, блестевшими, как вода. И тотчас у всех весла из рук выпали и все от страха помертвели. И увидев это, блаженный понял, что хотят его убить. Посмотрев на них жалобным взором, обливаясь слезами, смиренно и с сокрушенным сердцем, часто вздыхая, ослабев телом, жалобно воскликнул: не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, не сделавшего вам зла! Пощадите меня, братья и господа, пощадите! Чем обидел брата моего и вас, братья и господа мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Смилуйтесь над юностей моею. Смилуйтесь, господа мои! Вы мне будите господами, я вам раб. Не срезайте лозу еще не выросшую, а плод имеющую! Отдаю себя на вашу милость. Бойтесь сказанного апостолами: «будьте незлобивы, как младенцы, умом же совершенны будьте. Я, братья, и незлобив и возрастом еще несовершен. Это уже не убийство, а сырорезание. Какое зло сделал, скажите мне и не пожалею себя тогда. Если кровью моею хотите насытиться, то уже в ваших руках и в руках брата моего, а вашего князя».

И хотя бы единого слова постыдились или в мыслях склонились к мольбе, но, как свирепые звери, схватили его. Он же видя, что не слушают его слов, начал говорить так: «прощай, милый мой отец и господин Василий. Прощай, мать и госпожа моя! Прощай, брат Борис старший в юности моей! Прощай, брат и помощник Ярослав! Прощай и ты, брат и враг Святополк! Прощайте и вы братья и дружина! Все прощайте! Уже не увижу вас в этой жизни, потому что со скорбью разлучаюсь с вами». И говорил плача: «Василий, Василий, отец мой и господин! Приклони свое ухо и услышь голос мой, помоги, защити и посмотри, что случилось с саном твоим, как без вины меня убивают. Увы мне, увы мне!» «Услышь небо и внуши земле!» И ты, Борис, брат, услышь голос мой. Призвал я отца моего Василия не послушал он меня. Неужели и ты не хочешь меня послушать? Посмотри на скорбь сердца моего и раны души моей! Посмотри на слезы мои, которые текут как река! И никто не внемлет мне; но ты помяни меня и помолись обо мне перед общим для всех владыкой, так как доходят молитвы твои до него, и стоишь у престола его». И приклонив колени, начал молиться.

Потом оборотился к ним и жалобным и тихим голосом сказал: «преступайте и делайте то, для чего посланы!» Тогда окаянный Горясер приказал зарезать его быстрей. Повар же Глебов, именем Торчин, взял нож и им заколол блаженного, как безвинного агнца в месяц сентябрь, в 5 день, в понедельник.

И была принесена богу жертва чистая и благоуханная, и взошел в небесную обитель к господу, и увидел желанного брата, и восприняли обо венец небесный, которого и желали. И возрадовались оба радостью неизреченною.

Проклятые же убийцы, возвратившись, пришли к пославшему их, как сказал Давид: «Возвратятся грешники в ад и все народы, забывающие бога». И снова: «Оружие извлекли грешники, напрягли луки свои, чтобы убить праведных, но оружие их войдет в их сердца, и луки их сокрушаться, и грешники погибнут». И сказали Святополку: «Сделали приказанное тобой». Он, услышав это, возгордился, и сбылось сказанное псалмопевцем Давидом: «Что хвалишься злодейством, сильный? Весь день беззаконие и неправду умышляет язык твой. Возлюбил злодейство и неправду больше добра и правды. Возлюбил речи погибельные и язык льстивый, поэтому сокрушит тебя бог, исторгнет тебя из удела твоего и рот твой отторгнет от живущих на земле».

Убитый же Глеб был брошен на пустом месте между двумя колодами. Но господь не оставляет своих рабов, как сказал Давид: «хранит бог все кости их и ни одна из них не погибнет».

И этого святого, лежавшего долгое время, не оставил совсем в неведении и пренебрежении: проходящие мимо купцы, охотники и пастухи иногда видели тот огненный столб, то горящие свечи или пение ангелов. Видя и слыша все это, никто не подумало поисках тела святого до тех пор, пока Ярослав, не потерпевший этого злого убийства, не двинулся на окаянного Святополка и не начал воевать с ним. И всегда с помощью бога и святых побеждал. Окаянный же возвращался же посрамленный побежденный.

И вот однажды выступил этот треклятый с множеством печенегов, и Ярослав, собрав войско, вышел против него и стал на Альте, на месте, где был убит святой Борис. И воздев руки к небу, сказал: «Вот кровь брата моего взывает к тебе, владыка, как прежде кровь Авеля, отомсти за него, как за Авеля и накажи его, как братоубийцу Каина, возложив на него стенание и трепет. Молю тебя, господи помоги мне». И помолившись сказал: «О братья мои! Хотя и погибли вы, отошли телом от сюда, но вы живы благодатью, предстоите перед богом и своими молитвами поможете мне». И сказав так пошел против своих врагов и покрылось поле Альтинское множеством воинов. И когда сошлись на восходе солнца, была сеча очень злая, и сходились трижды, и бились весь день, и уж к вечеру одолел Ярослав, а окаянный Святополк побежал, и напал на него бес. И расслабло тело его так, что не мог на коне сидеть. И несли его на носилках. И прибежали с ним к Берестью. Он же сказал: «Бежим! Вот преследуют нас!» и послали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немощи, вскакивал говоря: «Бежим! Опять преследуют! Ох мне!» и не мог оставаться на одном месте. И пробежал Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную. И так был лишен обеих жизней, на этом и на том свете. И не только княжения, но и жизни лишился на этом свете. И на том свете не только царствия небесного и жизни ангельской лишился. Но и предан был муке и огню. И есть могила его до сего дня, и исходит от не смрад в назидание людям…

И с этого времени прекратилось крамола на русской земле; Ярослав, приняв всю власть, стал расспрашивать отелах святых, как и где они положены. И о святом Борисе рассказали ему, что положен в Вышгороде, а о святом Глебе никто не знал, только все знали, что у Смоленска был убит. И тогда сказали ему, будто слышали от приходящих от туда, что видели они свет и свечи в пустынном месте. И услышав об этом, послал на поиски к Смоленску священников, сказав: «Это брат мой». И там нашли его, где все это видели. И шли с крестами, и с почестями многими, положили тело его на корабль. Возвратившись в Вышгород, похоронили его с большими почестями, положив там же, где лежало тело блаженного Бориса. А раскопав землю и положив его, удивились кА красиво тело святого.

И вот что чудно, дивно и внимание достойно! Пролежав столько лет, тело святого Глеба не было повреждено зверем, не почернело, как обычно чернеют тела покойников, но было светлым и красивым, целым и благоуханным. Так было угодно богу, сохранившему тело своего страстотерпца.

И не знали многие, что здесь лежат святых страстотерпцев тела, но как сказал господь: «не может скрыться город, стоящий на вершине горы; возжигая свечи, не закрывает их сосудом, но ставят на подсвечник, чтобы светили в темноте». Так и этих святых поставил бог светить в мире, сиять многими чудесами в великой Русской земле, где множество страждущих получили спасение: слепые прозревали, хромые начали бегать быстрее серны, горбатые выпрямлялись.

Но могу ли поведать о всех творимых чудесах? Воистину весь мир на может вместить дивных чудесам, а их больше песка морского. И не только здесь, но и от приходящих из всех стран, из всех земель все болезни и недуги отгоняют, навещают находящихся в темницах и в оковах. На местах, где святые приняли мученический венец, были созданы церкви их имени. И здесь так же творятся многие чудеса, как похвалить вас не знаю, и ничего не смогу сказать. Разве что ангелами вас нареку, которыми каждый раз оказываются около скорбящих? Но во плоти жили вы среди людей. Цесарями ли, князьями провозглашу вас? Но лучше людьми: так просты и смиренны вы, стяжали смирение, с которым в высшие жилища смирились.

Воистину вы цесари среди цесарей и князи среди князей, ибо вашей помощью и защитой князья наша побеждают восстающих на них и вашей помощи гордятся. Вы нам оружие, земли русской щит, опора и меч обоюдоострый, которым дерзость поганскую низлагаем и дьявола шатания по земле побеждаем. Воистину без колебания могу сказать: «Вы люди небесные и ангелы земные, столп и опора земли нашей. Помогайте отечеству, как помогал великий Дмитрий, он сказал: «Как в веселии с ними был, так и в погибели с ними умру». Но, однако, этот великий Дмитрий об одном граде так сказал, а вы не об одном граде, не о двух, не о селах заботитесь и молитесь, но о всей русской земле.

О блаженные гробницы, принявшие ваши честные тела, как сокровища многоценные! Блаженная церковь, в которой положены святые раки с вашими блаженными телами! О христоугодники! Воистину блажен и выше всех городов русских Вышгород, имеющий такое сокровище, ему нет равного в мире. Поистине называется Вышгородом: он превыше всех городов; вторым Солунем стал в Русской земле, врачующим безвозмездно с божьей помощью не только наш народ, но избавляющим от бед всю землю. Приходящие из всех стран черпают тут безвозмездное исцеление. Как в святых евангелиях господь говорит святым апостолам: «Даром принимаете, даром и давайте». Об этих и сам господь говорит: «Верующий в мои деяния содеет больше»…




Похожие:

Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconЗакон о внесении изменений в приложение к областному закону «О долгосрочной областной целевой программе «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы»
Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, 2003, №2 (часть 2), стр. 159; 2004, №12 (часть II), стр. 36;...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconЗакон о внесении изменений в приложение к областному закону
«Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы» (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, 2003, №2 (часть...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconЗакон о внесении изменений в приложение к областному закону «О долгосрочной областной целевой программе «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы»
«Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы» (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области, 2003, №2 (часть...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconМетодическое пособие для работы с родителями 2010 Содержание Введение. 3 стр. Глава Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? 6 стр
Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы? 10 стр
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconТребование к структуре работы
Введение включает аналитический обзор литературы по избранной теме, обоснование актуальности и оригинальности данного исследования,...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconСоветы по оформлению результатов школьной исследовательской работы Структура работы: Введение
Желательно, что бы во введении школьник указал причину того, почему он занялся именно тем вопросом, который раскрывается в его работе....
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconПлан работы. Введение
По моему мнению, именно Венеция повлияла на изменение первоначальных целей крестового похода. Какие же это были цели, и как Венеция...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconАдминистративное устройство России XVIII века Введение
Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconВведение Основная часть Состав воспитанников и их семей
Данный публичный доклад – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности работы муниципального бюджетного дошкольного...
Введение. Цели и задачи данной работы стр. 2 Основная часть iconI. Общие положения стр. 2 II. Цели и задачи образовательного процесса стр. 4 III. Образовательный процесс стр. 6
В. В. Карпова» с. Осиново Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее Лицей). Лицей является правопреемником...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы