Скачать 1.56 Mb.
|
![]() Оглавление
^ Основная образовательная программа начального общего образования (далее «программа») средней общеобразовательной школы №8 (далее «школа») разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, программ внеурочной деятельности, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. Программа предусматривает:
Программа адресована. Учащимся и родителям:
Учителям: для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; Администрации:
Учредителю и органам управления:
Программа отвечает возрастным особенностям школьников: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству. Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Программа школы содержит следующие разделы:
При формировании программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., в связи с чем в программе определены основные направления и программные мероприятия для детей с особыми потребностями в обучении, детей-инвалидов (обучающихся дистанционно), одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, часто болеющих детей. Программа реализуется с использованием УМК «Начальная школа XXI век», технологии саморазвития личности А.А.Ухтомского и Г.К.Селевко. В образовательном процессе используются технологии (проектная, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогическая, оценивания, продуктивного чтения, модульное и блочно-модульное обучение, здоровьесберегающие, развивающее обучение, игровые и т.д.) - такими формами работы как (работа в парах постоянного и сменного состава, работа в малых группах, коллективная работа, индивидуальная работа, дифференцированная и т.д) В разработке программы принимали участие работники школы, родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры школы, в т.ч. работники учреждений культуры (ДК «Красный Перекоп», библиотека им. А.С.Пушкина, детская школа искусств №5), спорта, дополнительного образования (Дом творчества, ДЮСШ № 8, 11, 20), которые совместно с учителями школы будут обеспечивать внеурочные занятия обучающихся, основные программные мероприятия по достижению воспитательных результатов и эффектов деятельности обучающихся, формированию у них основ здорового и безопасного образа жизни. ^ Структура ООП соответствует ФГОС. ООП обеспечивает: гарантию прав обучающихся на доступное и качественное образование, оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности). Эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самосовершенствования, самоопределения личности и сохранения здоровья обучающихся, информационное и социально - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, использование современного материально- технического обеспечения образовательного процесса. Актуальность программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития обучающегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. ^ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Планируемые результаты освоения предметных программ НОО представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке. Требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО соответствуют требованиям, определяемым стандартом. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. Планируемые результаты обусловлены целями образовательной программы и составляют три группы взаимосвязанных результатов: предметные, метапредметные, личностные, в соответствии с выбранной учебной программой «Начальная школа ХХ1 век». Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения программы «ХХ1», в отношении знаний, расширяющих и углубляющих целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Приложение 1 таблица № 1. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые результаты дают представление: - об ожидаемых результатах по каждому предмету и действиях, которыми овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные). - о создании условий для формирования у обучающихся навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования через освоение фундаментальных основ начального образования. -о формировании внутренней позиции обучающегося, направленной на мотивацию учебной деятельности. - о формировании самостоятельности школьника, т. е. интегративное качество личности, характеризующий уровень умений регулировать свои отношения с окружающими и с самим собой. Ядро самостоятельности составляет Я-концепция – система представлений личности о самой себе. Положительная Я- концепция ( Я знаю , Я могу, Я умею) – необходимое условие успешности личности, соответствует высокому уровню самостоятельности. - для развития коммуникативных качеств личности обучающихся. - способствуют совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий. - о формировании системы творческих умений через создание в школе развивающей предметной среды, которая основывается на диагностике и максимальном удовлетворении интересов школьников. - о приобщении детей к национальной духовной и художественной культуре. Планируемые результаты будут достигаться с помощью следующих технологий: деятельностно ориентированные, личностно ориентированные, саморазвития личности, опирающиеся на внутриличностные факторы мотивации обучающихся, на природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Личностно ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является задачей образовательной системы, а не средством достижения отвлечённой цели. Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) направлены на совершенствование деятельности субъектов и объектов образовательного процесса, на организацию самостоятельной учебной деятельности детей. Технология саморазвития личности (А.А.Ухтомского – Г.К.Селевко) ставит своей целью: побудить, активизировать психогенные факторы развития, побудить школьников к самосовершенствованию, осуществить возможное педагогическое влияние на эти внутриличностные процессы. С поступлением в школу ребёнок переходит от игровой ведущей деятельности к учебной. Технология саморазвития самосовершенствования личности (ТСРЛ) Г.К. Селевко делает ставку на психогенные факторы развития обучающегося и использует не только познавательную, но и внутреннюю нравственно-волевую мотивацию. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагают преемственность программ, методов, форм организации дошкольного, (Приложение 2 прилагается), начального общего, основного общего и среднего полного образования за счёт максимального охвата детей различными образовательными услугами, а также деятельности по самостроительству личности, которая заложена в курсе « Самосовершенствование личности».(1-11 классы). «Программа Самосовершенствование личности» (1-11 классы). (Приложение 3). Курс даёт ребёнку базовую психолого-педагогическую подготовку, основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Данный курс служит теоретической базой для всех предметов. Решающее значение для возникновения и формирования самосовершенствования личности имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребёнка и подростка, воспитание самостоятельности. На ступени НОО в программе «ХХI век» установлены планируемые результаты освоения:
- программ по всем предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО даны в приложении 4 таблица № 2. Итоговым планируемым результатом освоения обучающимися ООП НОО является: ^ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ.
^ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №8. Учебный план средней школы №8 построен на основе ФГОС второго поколения и обеспечивает его реализацию. Учебный план разработан с учётом социума микрорайона и пожелания родителей (законных представителей). Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.). . |