Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» icon

Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество»




Скачать 55.07 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество»
Дата08.10.2012
Размер55.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

Методические рекомендации по изучению своей родословной.

«История предков всегда любопытна

для того, кто достоин иметь Отечество».

Н.М.Карамзин.


Мы живём в интересное и сложное время, когда многое приходится открывать и переоценивать заново. И в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Прежде чем начать сбор материала по истории своего рода, необходимо подготовиться к большой и многодневной работе. В современных условиях, когда нередко семейные связи разорваны, при появлении интереса к истории своей семьи надо чётко представлять определённые пути поиска данных о своих родственниках и предках. Для каждой семьи поиск будет индивидуален, так как история семьи всегда уникальное явление.


^ Этап первый. Изучение документов домашнего архива.

Семейные архивы (за редким исключением) складываются стихийно.

Свидетельства о рождении, аттестаты об окончании школы, дипломы, удостоверения о наградах и присвоении званий, различные справки, вырезки из газет, Почётные грамоты, сохранившиеся письма и поздравительные открытки – всё это этапы жизни вашей семьи.

Изучая содержание документов, их следует расположить хронологически (по датам). При этом полезно следовать таким правилам:

  1. Храните отдельно от копий оригиналы документов (раритеты).

  2. Разложите документы в папки или большие конверты: отдельно по отцовской линии и материнской. Если имеются документы по другим родственным семьям, их также следует хранить отдельно.

Исследователь должен быть предельно внимателен при рассмотрении каждого документа, здесь имеет смысл не только содержание, но и каждая деталь, особенно важны угловые штампы, печати.

Подпишите папки (конверты). Постепенно у вас получится опись домашнего архива – перечень и краткое содержание собранных документов. Особое место в семейных архивах занимают оставленные предками мемуары, записки, воспоминания. Такие документы могут быть разрозненны, во многом субъективны, может быть не всегда точны, но они передают дух эпохи, повествуют о таких деталях, которые не могли быть сохранены официальными архивами, но бесценны с точки зрения родоведения. Прочитайте и внимательно их изучите.

Путь от документа к документу – это путь от человека к человеку, от судьбы к судьбе, от одного временного среза жизни общества к другому.

Если в документах будет порядок, вы создадите свой семейный, хорошо систематизированный архив, который поможет «вырастить» (создать) замечательное родословное дерево.


^ Этап второй. Изучение семейного фотоальбома.

Большую информацию по истории семьи несёт семейный фотоальбом. Его изучение – составная часть работы над родословием.

Очень часто фотоальбом семьи полон безымянных фотографий. Постарайтесь, чтобы на обороте или рядом было написано, когда сделан снимок, кто запечатлён на фото. Если этого не сделано до сих пор, то в такой непростой работе незаменима помощь старших членов семьи или родственников. Фотографии следует надписывать карандашом.

Обратите внимание на дополнительные сведения, которые несёт фотография: есть ли на ней дарственная надпись, кому и когда; как она сохранилась?

История старых фотографий, записанная подробно, может стать отдельной главой вашей родословной.


^ Этап третий. Составление своего прямого родословия.

Чтобы приступить к изучению истории семьи, не имеющей никакой литературы о себе, приходится первоначально применять форму восходящего родословия, т.е. идти от себя к отцу, деду, прадеду и т.д.. В нисходящем родословии начинают с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к потомкам. Оформляется это в виде простейшей родословной таблицы.

Первый документ для информации о человеке – это метрическое свидетельство о рождении, в котором, кроме места и даты рождения, указываются имена родителей. Мы узнаем из этого документа имена трёх поколений: первое – имя самого новорождённого, второе – имя, отчество отца и матери, а также имена дедов из отчества отца и матери. Мы имеем из этого документа указание на место проживание семьи в данный момент.

Когда вы обратитесь к метрическим свидетельствам близких родственников, вы сможете начать восстановление боковых ветвей рода, если поставлена соответствующая задача.

Возможно вы сразу почувствуете недостаточность своей информированности и возникнет необходимость обратиться за помощью. К кому? Как и где искать недостающие сведения? Конечно у старшего поколения и других родственников.

^ Этап четвёртый. Беседы с родственниками.

В каждой семье есть свои семейные легенды или даже тайны. Обычно их знают старшие члены семьи. Беседы с ними о жизни родных – важный этап работы над историей рода.

Постарайтесь успеть не только услышать семейные истории или легенды, которые передаются из поколения в поколение, но и записать их. Впоследствии это может стать важным моментом при написании истории рода. Нередко устные семейные легенды требуют документальной проверки в архивах. Помните, что исследователь родословия должен не раз перепроверять информацию по самым разным источникам.

Очень ценными будут сведения, которые можно почерпнуть у бабушек и дедушек, ведь они помнят своих бабушек и дедушек, а это уже пятое колено.

Не забывайте записывать эти рассказы на диктофон, а ещё лучше, если будут запечатлены эти беседы на кинокамеру. Создайте в семейном архиве фонотеку и видеотеку – сохраните для своих потомков голоса родственников.

Собирая материал, необходимо его сохранить и систематизировать.


Вот примерный перечень вопросов:

  1. Ф.И.О. (для женщин обязательна девичья фамилия).

  2. Число, месяц, год и место рождения.

  3. По умершему - число, месяц и год смерти, место захоронения.

  4. Ф.И.О. отца.

  5. Фамилия (девичья), имя, отчество его матери.

  6. Принадлежность к сословию (для рождённых до 1917 года): из крестьян, мещан, купечества, духовенства, дворян.

  7. Место проживания в течение всей жизни (указать годы).

  8. Вероисповедание.

  9. Какое образование получил.

  10. Места работы или службы, звания и должности.

  11. Участвовал ли в войнах, сражениях (когда, где).

  12. Какие имеет награды, знаки отличия, медали, ордена.

  13. Ф.И.О. жены (мужа).

  14. Имена, даты и места рождения детей.


Зафиксируйте рассказы старших, никогда не откладывайте на потом обработку материала. Результаты бесед должны находить отражение в вашей родословной таблице.

Самое полное и обстоятельное родословие никогда не может считаться окончательным, со временем обязательно будут выявляться новые персонажи, уточняться родословные связи, биографии станут обогащаться новыми интересными фактами. Описание истории жизни семьи и рода бесконечно, как и сама жизнь.


^ Этап пятый. Экспедиция к местам проживания предков или в «родовое гнездо».


В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Маленькая или большая, она, подобно огню, обогревает его, не даёт черстветь сердцу. Направляясь к местам проживания предков с целью получения дополнительной информации по истории рода, предварительно составьте программу поисковой экспедиции.


Программа должна включать:

  1. Посещение отчего дома (если он сохранился), беседы с родственниками, проживающими в доме или новыми хозяевами по вопросу сохранности предметов, относящихся к вашей семейной истории и по сбору сведений по истории самого дома (когда был построен, кто и в какое время проживал в нем и т.д.).

  2. Расспросы соседей или людей, давно проживающих в этих местах о лицах, относящихся к вашей семье.

  3. Посещение местного краеведческого музея (если имеется), в фондах которого, возможно, сохранилась информация о вашей семье.

  4. Посетите ближайшие к дому учебные заведения. Беседы с работниками школы или школьного музея помогут в сборе информации о членах вашей семьи.

  5. Если вы располагаете информацией о профессиональной деятельности родственников на местных предприятиях или учреждениях, не забудьте заглянуть туда.

  6. Посещение местного кладбища, где, возможно, сохранились могильные плиты с надписями, под которыми покоятся ваши предки.


Зафиксируйте всю увиденную и услышанную информацию в письменном виде на диктофон, фотоаппарат или видеокамеру.



Похожие:

Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconПредлагаемые формы проведения мероприятий в рамках проекта «Начни с себя» Сроки проведения – 1 смена: 13-15 июня
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»; «Клянусь честью, что ни...
Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconМетодические рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Методические рекомендации раскрывают содержательную сторону основных этапов работы по изучению, обобщению и распространению передового...
Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconИнформация об участии Курской области во Всероссийской историко-краеведческой акции «Будь достоин своих предков»

Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconДокументи
1. /методические рекомендации/анализ урока.doc
2. /методические...

Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconПошехонская старина
В истории русского народа всегда изображают только одну Русь исторически- общественную, забывая Русь местную с её богатым фольклором,...
Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии
Болезни органов дыхания. Методические рекомендации для студентов / Составитель – Н. В. Григорьева. – Волгоград: Волгму, 2010. – 32...
Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии
Болезни сердечно-сосудистой системы. Методические рекомендации для студентов / Составитель – Н. В. Григорьева. – Волгоград: Волгму,...
Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconМетодические рекомендации председателям аттестационных комиссий Систематически проводить анализ аттестационных процессов, инициировать педагогов для повышения квалификационной категории
Во всех учреждениях иметь перспективные планы проведения аттестации, информационные стенды
Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconМетодические рекомендации по коррекции рабочих программ учителей по предмету «История»

Методические рекомендации по изучению своей родословной. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество» iconЗанимательные моменты истории (историко-познавательное мероприятие. 8–11 классы) Методические рекомендации
Преимущество ее заключается в том, что она интересна для школьников, не требует длительного времени для подготовки, проста в организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы