Урок математики в 5 классе icon

Урок математики в 5 классе




Скачать 72.32 Kb.
НазваниеУрок математики в 5 классе
Финогеева Ирина Борисовна
Дата09.12.2012
Размер72.32 Kb.
ТипУрок
источник

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1


«Числа, дающие жизнь»

(урок математики в 5 классе)


Выполнила: Финогеева Ирина Борисовна,

учитель математики Средней школы №1


г.Гаврилов-Ям, 2012 г.


ЦЕЛИ УРОКА:


  • Систематизировать знания обучающихся по теме «Действия с обыкновенными дробями»: сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение обыкновенных дробей.

  • Способствовать укреплению веры в Россию, воспитанию патриотизма, чувства личной ответственности за Отечество на примере великих испытаний, которые прошёл народ, защищая свою Родину.

  • Способствовать формированию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.



^ ХОД УРОКА:

Актуализация знаний учащихся.

Выполнение заданий на действия с обыкновенными дробями.

Задание №1. Вычислите:

32

Задание №2. Найдите, на какую часть единицы больше, чем ; больше, чем ?


После того, как все задания выполнены, учитель оставляет на доски одну единственную дробь и читает отрывок из стихотворения «Февраль» Юрия Воронова:

Какая длинная зима, как время медленно крадется!..

В ночи

Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы...

На Пискаревских пустырях всё шире

Братские могилы...


Учитель: Ребята! С какими героическими событиями в жизни нашей Родины связаны эти стихи?

Почему именно это число, дробь , осталось написанным на нашей доске после выполнения заданий?


Учитель: часть килограммовой буханки хлеба – это блокадная восьмушка, дневной паёк жителя обескровленного города Ленинграда. Давайте подсчитаем, сколько весит часть буханки.


Дети выполняют вычисления:

1000 : 8 *1 = 125 грамм


Учитель: Ребята, а какую часть буханки составляет треть восьмушки?


Дети выполняют вычисления:

: 3 = часть буханки


Учитель: Ребята, а сколько граммов приходится на часть буханки?


Дети выполняют вычисления:

100 : 24 = 41,…


Учитель: Что больше или ?


Дети сравнивают дроби:


меньше, чем


Учитель: Ребята, представьте, что этими дробями выражаются дроби хлебного пайка.

В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?


Ответ: в части больше, чем в примерно на 21 грамм.


Учитель: Ребята, давайте разрежем буханку хлеба, чтобы увидеть и прикоснуться к кусочкам блокадного пайка, числам, подарившим жизнь многим ленинградцам, среди которых были и ваши ровесники.


Дети разрезают буханку на 8 частей, затем каждую пополам, затем каждую ещё на три части. Таким образом получают все дроби – пайки блокадного хлеба.


Учитель: Блокадного хлеба было мало, очень мало. И этот сухой подсчёт граммов приходилось выполнять людям, бесконечно любящим друг друга, но вынужденным делить его между собой.


^ Учитель читает рассказ из книги Воскобойникова «900 дней мужества»:


Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья - жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут при­хода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Ге­расимовна торопливо делит принесенную ею ось­мушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой — самой слабой из троих. Дочка над­кусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось... умерла дочка, но остались две других. Их надо спа­сать. Хлеба теперь стало больше: часть буханки

вместо (60,5 г вместо 41, 66 г. Это больше примерно на 20 г на каждого.) Но мать поступает иначе.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что предпринимает мать голодных девочек?


Она решает сохранить надкусанный ребен­ком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем малень­кий кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хра­нился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную релик­вию училищному, музею.


Учитель: 27 января – День снятия блокады Ленинграда. В нашем родном городе тоже есть памятное место, связанное с событиями тех лет.


^ Учитель демонстрирует слады:


  • Братская могила 122 жителей Ленинграда, захороненных на кладбище города.

  • Фотография блокадного хлеба, в состав которого входили примеси: шелуха, овёс, целлюлоза.

  • Фотография дневника Тани Савичевой, маленькой жительницы осаждённого города.

  • Фотографии улиц блокадного Ленинграда, Ладожской «дороги жизни».

  • Статья из газеты «Гаврилов – Ямский Вестник» - «Дорога жизни подарила жизнь».


^ Учитель читает стихотворение Юрия Воронова «Из писем на большую землю»:


Наш город в снег до пояса закопан.

Но если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть...

Но в то, что умер город наш, -

Не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает:

«Смертью

смерть

поправ».

Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

Но если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!


Учитель: 27 февраля 1944 года Блокадное кольцо было разорвано. До сих пор живы те, кто знает о блокаде не из книг. Мы, дети и внуки участников войны, тружеников тыла, всегда будем помнить героизм русского народа. Будем помнить и числа, которые давали жизнь маленьким гражданам великой страны, которых не сломили никакие испытания: голод, холод и сиротство.


^ СТРАНИЦЫ ШКОЛЬНОЙ СТЕНГАЗЕТЫ(Февраль 2012 года)


Мельникова Анастасия, 5 «Б» класс


БЛОКАДА


В Ленинграде блокада, голод настал.

И с рассветом народ за пайком своим хлебным идёт.

Все подходят к ларьку, свою очередь ждут.

Как дождутся, кусочек – восьмушку берут,

Как огромную ценность, домой принесут

И разделят на малые части семье…


Но малышка, что самою слабой была,

Откусила и больше уже не смогла –

У сестры на руках она умерла.


Сколько пережил русский народ, вы поймете,

И ту память в себе на века сбережёте!


Хилова София, 5 «А» класс


^ ОСЬМУШКА ХЛЕБА


Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.


Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.


Николаева Злата, 5 «Б» класс


Им было по 15 лет,

И это было в сорок первом…
Готовы были умереть

За мир и за победу!


Четыре года шла война,

Четыре страшных года,

Лишь в сорок пятом вся страна

Встречала гром салюта!


И были числа, что давали жизнь,

Вам это не понять, ребята.

Осьмушка хлеба помогала жить

В блокаду Ленинграда.


Метеличев Владислав, 5 «А» класс


^ ЧИСЛО, ДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ


22 февраля на уроке математики мы разбирали необычную задачу. На доске учительница написала дробь и прочитала нам стихотворение про блокаду Ленинграда. Среди наших ребят только 2 человека были в Санкт-Петербурге, но мы сразу догадались, что означает ежедневный паёк жителя блокадного города. Мы стали рассчитывать, сколько граммов содержится в буханки хлеба. Результат получился простой: 1000:8*1=125(г.). Потом мы подержали в руках эту часть буханки, которую принесла учительница. Буханка была свежей и пахла очень вкусно. Но нам трудно было представить, как могло хватить человеку на целый день одного такого маленького кусочка. А ведь в городе был сильный мороз, и нужно было ещё работать, к тому же военный паёк содержал почти не съедобные примеси.

После войны прошло много лет, но нам по-прежнему жалко самоотверженных жителей блокадного города. А ученица нашего класса, Соня Хилова, даже написала по этому поводу стихотворение. Оно получилось очень грустным. Мы, сегодняшние пятиклассники, долго будем помнить эту «осьмушку» хлеба, блокадные 125 г.



Похожие:

Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 10 классе «Решение экономических задач по теме «Сложные проценты»
Интегрированный урок математики в 10 классе «Решение экономических задач по теме «Сложные проценты» профильный уровень
Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 4 «А» классе
Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи
Урок математики в 5 классе iconУрок в рамках недели математики в 7 классе (учитель Котельникова М. Е.) Тема урока «Сумма углов треугольника» Цели урока
...
Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 6-м классе
Вредные привычки ( рисунки);2) Береги здоровье смолоду (книги);3) Всей семьей за здоровьем ( фото)
Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 8 классе (Анисимова В. В.) II. 9: 30 11: 00 Индивидуальные консультации для учащихся и родителей
Выступление педагогов школы и презентация образовательных программ основного и дополнительного образования
Урок математики в 5 классе iconУрок математики был проведён в 5 классе по умк дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф
Данный урок является уроком формирования новых знаний и умений и занимает 12 место в теме дроби. Ребята уже умеют приводить дроби...
Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 4 классе Тема: «Многозначные числа. Умножение и деление на единицу с нулями»
Цели: Обобщить правила умножения и деления многозначных чисел на 10, 100, 1000
Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 4 а классе по программе Э. И. Александровой. Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Тема: Работа над текстовыми задачами с различными процессами: движения, работы, «купли-продажи»
Урок математики в 5 классе iconУрок математики в 6 классе по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
На примере решения тестового задания на ЭВМ формировать умение прогнозировать и предвидеть результат своей работы
Урок математики в 5 классе iconУрок в 9 классе по алгебре Составила учитель математики высшей категории мбоу сош №2: Никитова Л. В
Сформировать умение решать системы уравнений второй степени способом подстановки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы