Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» icon

Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100»




НазваниеПрограмма личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100»
страница1/4
Дата09.12.2012
Размер0.7 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4
1. /ООП НОО/3.1. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.doc
2. /ООП НОО/3.2. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы.doc
3. /ООП НОО/3.3. мониторинг физкультурно-оздоровительной работы.doc
4. /ООП НОО/План действий по формированию универсальных учебных.doc
5. /ООП НОО/Пояснительная записка.docx
6. /ООП НОО/Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.doc
7. /ООП НОО/Программа по ДНР.doc
8. /ООП НОО/Система оценки достижений.doc
9. /ООП НОО/Учебный план.doc
10. /ООП НОО/программа формирования ууд.doc
Iii. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
3 Эффективность физкультурно-оздоровительной работы
3 Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы
План действий по формированию универсальных учебных действий в моу сош №6
Программа адресована: Учащимся и родителям
Программа коррекционной работы с детьми
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Рабочий учебный (образовательный) план реализации основной образовательной программы Пояснительная записка
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100»


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Г. Гаврилов-Яма


ПРОГРАММА

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»



Пояснительная записка.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень её сформированности обеспечивает возможность развития психических личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение для формирования учебной деятельности имеет установление другого типа взаимодействия учителя и обучающихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

Функциональное значение УУД:

- Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

- Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Теоретико-методологической основой программы развития УУД для начального образования является

- системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов)

- личностно-ориентированный

- индивидуально-ориентированный

- компетентностный.

Формирование УУД строится на применении теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Этот процесс включает следующие этапы:

  1. Формирование мотивационной основы действий (отношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения)

  2. Предварительное ознакомление с действием (построение ориентировочной основы действия, выделение систем ориентиров и указаний)

  3. Выполнение материализованного действия (выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия)

  4. Внешнеречевой этап (проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается)

  5. Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя.

  6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование его в свернутом виде.

Универсальное учебное действие как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:

- является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действия

- не зависит от конкретного предметного содержания; и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер

- отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать?»), но и с учебными задачами ( отвечать на вопрос «как делать?»)

- возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий

- «вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Цель программы формирования универсальных учебных действий:

обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках Образовательной системы «Школа 2100», преподаваемой в МОУ СОШ №6;

формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.


Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

1) определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования в МОУ СОШ №6

2) показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов системы «Школа 2100», используемых технологий и форм работы;

3) определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

4) охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий;

5) предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.


Характеристика универсальных учебных действий

В соответствии с ФГОС начального общего образования в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», « Я и общество», « Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.)

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Личностные результаты и универсальные учебные действия




ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;

- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;

- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.

Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).







Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе

- объяснять, что связывает тебя:

- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,

- с земляками, народом,

- с твоей Родиной,

- со всеми людьми,

- с природой;

- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;

- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

ПОСТУПКИ

Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:

- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,

- базовых российских гражданских ценностей,

- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,

- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,

- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,

- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

Осуществить действия по реализации плана

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).


Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Составлять простой и сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Учиться критично относиться к собственному мнению.

Понять другие позиции (взгляды, интересы)

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.



Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования

Личностные ценности

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию.



УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование


ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные действия

(классификация,

сериация);

коммуникативные действия (умение вступать в коопера-цию, соотносить позиции партнеров и собственную)


Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

Предпосылки формирования числа как условие освоения

математики.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.

Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов.


Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка

Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)


Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.


Значение универсальных учебных действий для обеспечения готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования к начальному образованию.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование


ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные действия

(классификация,

сериация);

коммуникативные действия (умение вступать в коопера-цию, соотносить позиции партнеров и собственную)


Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.

Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов.

Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка

Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, матема-тика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)


Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.



Значение универсальных учебных действий для успешности обучения на ступени начального образования.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение


Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.


Обучение в зоне ближайшего развития ребенка.


Регулятивные действия

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.


Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.


Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.


Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий.

Осознанность и критичность учебных действий.



Показатели сформированности УУД обучающихся

начальной школы МОУ СОШ №6


На момент

поступления в школу




На момент

окончания 1 класса

У выпускника

начальной школы


Личностные универсальные учебные действия

Смыслообразование

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает себя и свои поступки

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает себя и свои поступки

Устанавливает взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом, определяет результат учения, отвечает на вопрос цели обучения, работает на результат

Нравственно-этическая ориентация

Открыто относится к внешнему миру и чувствует уверенность в своих силах

Умеет адаптироваться к сложным ситуациям

Умеет адаптироваться к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру, делает личностный выбор на основе норм морали

Жизненное самоопределение

Соблюдает правила гигиены и ухода за телом, выполняет элементарные приёмы закаливания, охраны своей жизни

Умеет применять знания о безопасном и здоровом образе жизни

Ценит природный мир, проявляет готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Личностное самоопределение

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре ведёт переговоры, договаривается, учитывает интересы других, сдерживает свои эмоции. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности. В игре ведёт переговоры, договаривается, учитывает интересы других участников, умеет сдерживать свои эмоции

Ориентируется в социальных ролях. Умеет выстраивать межличностные отношения

Обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему

Обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему

Умеет избегать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций

Нравственно-этическая ориентация

Доброжелательно относится к окружающим; отзывчив к переживаниям другого человека, умеет уважать достоинство других

Положительно относится к себе, обладает чувством собственного достоинства

Понимает чувства других людей и сопереживает им

Ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзывается на чувства других людей, умеет сопереживать

Соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами

Смыслообразование




Понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей

Умеет оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми

Определяет причины успеха в учебной деятельности; анализирует и контролирует результат, соответствие результатов требованиям конкретной задачи; понимает предложения и оценки учителей, родителей и других людей

Может оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности

Личностное самоопределение




Положительно относится к школе


Уважительно относится к другому мнению


Бережно относится к материальным ценностям

Положительно относится к школе, ориентируется на содержательные моменты школьной действительности, принимает образец «хорошего ученика»

Уважительно относится к другому мнению, истории и культуре других народов

Бережно относится к материальным и духовным ценностям

Жизненное самоопределение






Уважает и принимает ценности семьи и общества

Уважает и принимает ценности семьи и общества

Любит свой народ, край и Родину

Осознаёт себя гражданином России, гордится Родиной, народом и историей, осознаёт ответственность человека за общее благополучие. Осознаёт свою этническую принадлежность










Действует в соответствии с общепринятыми моральными нормами

Умеет нести ответственность за свои поступки

Коммуникативные универсальные учебные действия

Планирование учебного сотрудничества

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их

Имеет первоначальные навыки работы в группе

Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия

Постановка вопросов

Проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений

Умеет задавать учебные вопросы

Ставит задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации

Разрешение конфликтов

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим

Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

Владеет способами разрешения конфликтов:

-выявляет, идентифицирует проблему

- находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта

- принимает решение и реализует его

Управление поведением партнёра

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила

Умеет договариваться

Владеет способами управления поведением партнёра: контролирует, корректирует, оценивает его действия

Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи


Может поддержать разговор на интересную для него тему


Строит простое речевое высказывание

Умеет достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка







Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре)

Осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Познавательные (общеучебные) универсальные учебные действия

Выделение и формулирование познавательной цели

Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты

Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты

Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы её осуществления

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы её осуществления

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Структурирование знаний

Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и своё отношение к нему

Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и своё отношение к нему

Умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область

Поиск и выделение необходимой информации




Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию

Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

Создание алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера




Умеет работать по предложенному учителем плану

Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Знаково-символическое моделирование




Использует знаково-символические действия

Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели




Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя

Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель

Поиск и выделение информации




Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя

Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию







Находит информацию в словаре

Применяет методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Умеет с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на уроке

Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме




Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя

Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме

Определяет основную и второстепенную информацию

Смысловое чтение







Свободно ориентируется в текстах художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, воспринимает их

Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации

Выбирает вид чтения в зависимости от цели

Структурирование знаний








Структурирует знания

Познавательные (логические) универсальные учебные действия

Анализ объектов

Умеет следовать образцу, правилу, инструкции

Группирует предметы и их образы по заданным учителем признакам

Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез

Умеет видеть целое раньше его составляющих

Группирует предметы и их образы по заданным признакам

Проводит синтез (составляет целое из частей, в т.ч. самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)

Установление причинно-следственных связей

Задаёт вопросы: как, почему, зачем? Интересуется причинно-следственными связями

Устанавливает последовательность основных событий в тексте

Устанавливает причинно-следственные связи

Классификация




Классифицирует объекты под руководством учителя

Самостоятельно классифицирует объекты

Построение логической цепочки рассуждений




Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста

Строит логические цепи рассуждений

Доказательство




Высказывает своё мнение

Доказывает

Выбор оснований и критериев для сравнения







Выбирает основания и критерии для сравнения

Подведение под понятие, выведение следствий







Подводит под понятие, выводит следствие

Выдвижение гипотез и их обоснование








Выдвигает и обосновывает гипотезы

Познавательные (постановка и решение проблемы) УУД

Формулирование проблемы




Формулирует проблемы с помощью учителя

Самостоятельно формулирует проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера




Включается в творческую деятельность под руководством учителя

Самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Планирование

Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Умеет выбирать себе род занятий

В сотрудничестве с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале

Самостоятельно выделяет ориентиры действия в новом учебном материале

Прогнозирование

Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную

Прогнозирует результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик

Коррекция

Проявляет умения произвольности предметного действия, произвольные предметные действия

Владеет способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Вносит изменения в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Планирование




Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Умеет планировать, т.е. определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий

Контроль




Осваивает правила планирования, контроля способа решения

Вносит необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Контроль




Осваивает способы пошагового итогового контроля результата

Соотносит способ действия и его результат с заданным эталоном

Оценка







Выделяет и понимает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознаёт качество и уровень усвоения

Саморегуляция







Владеет способами мобилизации сил и энергии, обладает способностью к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия










Самостоятельно организует поиск информации, сопоставляет полученную информацию с имеющимся жизненным опытом



Система работы ОС «Школа 2100» по обеспечению личностных
и метапредметных результатов (универсальных учебных действий)
































Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания

Предмет

Результаты

Русский язык

личностное развитие ученика

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

  • воспитание положительного отношения к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека


коммуникативные УУД

умение ориентироваться в целях, задачах,

средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.


Литературное чтение

личностное развитие ученика

  • понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности».

  • Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

коммуникативные УУД

  • обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях;

  • передача другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

познавательные УУД

знакомство с элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий


Математика

познавательные УУД

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления

коммуникативные УУД

  • чтение и запись сведений об окружающем мире на языке математики;

  • построение цепочки логических рассуждений и использование их в устной и письменной речи для коммуникации.

Окружающий мир

познавательные УУД

  • осознание целостности окружающего мира; освоение доступных способов изучения природы и общества;

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

личностные УУД

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;

  • воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Технология



регулятивныеУУД

  • приобретение навыков самообслуживания;

  • овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

  • усвоение правил техники безопасности

познавательныеУУД

  • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека

личностное развитие

  • представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии




Искусство



личностное развитие

  • формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • формирование основ культуры;

  • понимание красоты как ценности;

  • потребность в художественном творчестве и в общении с искусством

Информатика

познавательные УУД

  • выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода

регулятивные УУД

  • постановка цели при выполнении итоговых проектных работ;

  • планирование действий;

  • ориентация на конечный результат; сравнение результата с замыслом.

коммуникативные УУД

  • необходимость аргументировать свои ответы

Риторика

познавательные УУД

  • логическая цепь рассуждений;

  • передача содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

коммуникативные УУД

  • умение анализировать и оценивать общение;

  • умение общаться



  1   2   3   4



Похожие:

Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «школа 2100»)
А. А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д. Д. Данилов, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, С. А. Козлова
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования моу –гимназии №11 г. Тулы составлена на основе программы образовательной системы «школа 2100»
На ступени начального образования моу –гимназии №11 г. Тулы составлена на основе программы образовательной системы «школа 2100»
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени Ивняковской средней школы на основе требований...
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Льной системы Начальная школа 21 века. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта...
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Великая цель образования это не знания, а действия Герберт Спенсер
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы