Программа коррекционной работы с детьми icon

Программа коррекционной работы с детьми




НазваниеПрограмма коррекционной работы с детьми
страница1/3
Дата09.12.2012
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3
1. /ООП НОО/3.1. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.doc
2. /ООП НОО/3.2. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы.doc
3. /ООП НОО/3.3. мониторинг физкультурно-оздоровительной работы.doc
4. /ООП НОО/План действий по формированию универсальных учебных.doc
5. /ООП НОО/Пояснительная записка.docx
6. /ООП НОО/Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.doc
7. /ООП НОО/Программа по ДНР.doc
8. /ООП НОО/Система оценки достижений.doc
9. /ООП НОО/Учебный план.doc
10. /ООП НОО/программа формирования ууд.doc
Iii. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
3 Эффективность физкультурно-оздоровительной работы
3 Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы
План действий по формированию универсальных учебных действий в моу сош №6
Программа адресована: Учащимся и родителям
Программа коррекционной работы с детьми
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Рабочий учебный (образовательный) план реализации основной образовательной программы Пояснительная записка
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

г. Гаврилов-Яма


Программа коррекционной работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья


2011 год


Пояснительная записка

Программа коррекционной работы МОУ СОШ №6 г.Гаврилов-Яма направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оказания помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграция в образовательном учреждении.

Актуальность разработки коррекционной образовательной программы общеобразовательного учреждения обусловлена постоянно увеличивающимся числом детей с задержкой психического развития, обучающихся в обычном общеобразовательном классе;

Таким образом, образовательная программа является обязательным документом образовательного учреждения, который определяет содержание образования обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и потенциальных возможностей.

Коррекционная образовательная программа определяет не только содержание деятельности, но и описание системы адекватных методов, средств, приемов, а также оценку достижения ожидаемых результатов, информационное обеспечение. Следовательно, образовательная программа определяет не только содержание деятельности, но и процессуальную организацию, а также возможные результаты образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 осуществляет обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных классах.

Интегрированный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.


Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полную интеграцию и личностную самореализацию в школе. Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других мероприятий – одно из важных условий эффективной интеграции данных детей в общеобразовательной школе.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по учебному плану специального (коррекционного) класса VII вида, по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.


Общая характеристика образовательного учреждения.


В МОУ СОШ №6 в начальном звене работают 12 педагогов, из них высшее образование имеют 10 человек и двое – средне-специальное. Уровень профессионального мастерства высокий: 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 5 педагогов – первую. Все педагоги прошли курсы в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курсовую подготовку по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья прошли 14 педагогов школы, в том числе 4 учителя начального звена. Однако для работы с данной категорией детей школе необходимы специальные квалифицированные кадры: логопед, дефектолог, социальный педагог.

Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе составляет 18 человек.


Классс

Вид коррекции

Количество детей

3 классы

VII

3

4 классы

VII

2

5 классы

VII

5

6 классы

VII

1

7 классы

VII

4

8 классы

VII

1

9 классы

VII

2


Характеристика типичных трудностей, обнаруженных у детей с ОВЗ.


Общая характеристика общеучебных трудностей обучения:

– неумение включиться в учебную работу; неспособность

самостоятельно начать выполнение задания;

– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и

помощи;

– непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание

(состоящее из нескольких простых);

– недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов

(правил);

– неумение пользоваться полученными знаниями и умениями при

решении стандартных учебных и практических задач;

– неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе

его выполнения (неполное выполнение задания);

– смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение

последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

– подмена задания (логически и алгоритмически более простым);

– неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения

задания;

– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

– неумение применить знания в нестандартной ситуации;

– неумение решить учебную задачу с использованием «другого»

приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.


Общая характеристика трудностей межличностных отношений:

Характер взаимодействия ученика и учителя:

– непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого),

психологическая «несовместимость»;

– боязнь критики, негативной оценки;

– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников:

– эгоцентричность, неумение общаться,

– повышенная тревожность;

– неумение с троить совместную деятельность;

– заниженная (завышенная) самооценка.


Характеристика социального заказа на образовательные услуги и его влияние на деятельность образовательного учреждения


Социальный заказ на уровне анализа потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- достижение заданного качества образования в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными психофизическими особенностями и возможностями учащихся;

- наличие специальных условий обучения и воспитания, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических нарушений учащихся;

- наличие современных образовательных программ, адаптированных применительно к особым образовательным потребностями и потенциальным возможностям обучающихся;

- реализация в педагогическом процессе индивидуально-дифференцированного подхода на основе анализа структуры нарушения и механизмов его коррекции и компенсации применительно к каждому учащемуся с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществление коррекционно-педагогического процесса квалифицированными специалистами.


Социальный заказ на уровне анализа ожиданий родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- получение детьми качественного и доступного образования в соответствии с современными требованиями к его результатам на уровне достижений обучающихся;

- наличие специально организованной среды жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении, направленной на реализацию коррекционно-компенсирующей направленности образовательного процесса;

- реализация специальных образовательных программ, педагогических технологий, учитывающих типологические и индивидуальные психофизические особенности и потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.


Социальный заказ на уровне анализа требований учреждений начального, среднего и профессионального образования:

- наличие у выпускников начального общегообразования достаточного уровня базовых знаний, необходимых для продолжения обучения в среднем звене;

- наличие у выпускников мотивационной готовности к продолжению образования.


Предназначение (миссия) образовательного учреждения, обучающего детей с ограниченными возможностями здоровья.


Организация обучения, воспитания, коррекции и компенсации недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интересах личности, общества, государства в направлении достижения учащимися определенного образовательного уровня, социальной адаптации и интеграции в общество


Цель и задачи коррекционной образовательной программы.


Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, потенциальных возможностей, смог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.


Основными задачами организации интегрированного обучения в МОУ СОШ №6 являются:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

– создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

– обеспечение диагностики и эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе начального обучения;

– организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования через взаимодействие диагностико - консультативного, коррекционно-развивающего, социально-трудового направлений деятельности;

– компенсация недостатков дошкольного развития;

– преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность и курс «Социальная компетенция»;

– постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

– охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей через обучающую деятельность, курс «Культура здоровья» и индивидуальную работу;

– изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.


Планируемые результаты коррекционной работы.


Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана УМК «Школа 2100» на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками, универсальными учебными действиями);

  • овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

  • овладеть умениями применять знания в практической деятельности;

  • иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;

  • работать с приборами, инструментами, литературой, информацией;

  • овладеть элементами общеучебных умений: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;

  • овладеть умениями включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия самостоятельно или при помощи учителя;

  • сформировать положительное отношение к трудовой и учебной деятельности, результатам собственного труда;


Реализация компетентностного подхода предполагает овладение обучающимися навыками использования приобретенных знаний во всех видах познавательной деятельности. В соответствии со Стратегией модернизации содержания общего образования перечень ключевых образовательных компетенций может быть представлен следующим образом:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

  • компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности.



Содержание образования: учебный план и его обоснование


Учебный план начального общего образования для обучения детей с задержкой психического развития составлен с учётом решения двух основных задач:

- формирование  навыков элементарной грамотности и основных учебных навыков, общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре;

- коррекция недостатков психофизического развития детей с ЗПР , ликвидация пробелов  в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории  обучающихся, развитие мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.

     Количество часов, отводимое на русский язык и математику, увеличено по сравнению с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, так как у многих обучающихся с задержкой психического развития речь слабо развита и не сформированы элементарные математические представления.

     Поскольку неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для учащихся с ЗПР, в 1 классе вводится курс «Ознакомление с окружающим миром», имеющий коррекционное значение. Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе приобретённых знаний, а также развитию у учащихся основных  умственных операций и действий.

         Всё обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающую направленность. В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также восполнению пробелов в знаниях, проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия.

         Коррекционные занятия проводятся во 2 половине дня  вне сетки обязательных учебных часов после перерыва продолжительностью 45 минут, в 1-4 классах после 5 урока.

     Занятия по «Ритмике» в 1-4 классах по 2 часа в неделю способствуют формированию положительных качеств личности. Развивается инициатива и находчивость при выборе форм движения, учащиеся учатся коллективной деятельности с её важнейшими воспитывающими функциями. На этих занятиях развивается мышление, координация движений, мышечный тонус, эмоционально-волевая сфера, пространственная ориентировка. Особенностью уроков ритмики является положительный эмоциональный фон деятельности учащихся, который обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара, умелым планированием урока, правильным отношением учителя к достижениям каждого ученика. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физической культуры и музыки. Специфические средства воздействия на учащихся способствуют общему разностороннему развития школьников, преодолению имеющихся у них отклонений в психическом и физическом развитии, воспитанию культуры поведения, развитию эстетического вкуса.

    

     Для учащихся, которые  имеют  специфические речевые нарушения, организуются занятия  по логопедии. Формы занятий  индивидуальные и групповые. В группе не более 3 учащихся. Один учитель - логопед работает с 15-18  детьми, имеющими речевые недостатки.


Особенности организации коррекционного образовательного

процесса в начальной школе.


В коррекционно - развивающем обучении учителя начальной школы используют следующих технологий:

  • педагогические технологии: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология С.НЛысенковой, перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении, технологии уровневой дифференциации, информационно – компьютерные технологии обучения;

  • педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович);

  • частнопредметные педагогические технологии: технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев);

  • технологии развивающего обучения: технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;

  • личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

Использование той или иной технология - это особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации т.е. организация и содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Основные направления создания коррекционно-развивающей

среды образовательного учреждения.


Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды являются:

– создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов; включение и приобщение обучающихся к этой деятельности; создание информационной службы, освещающей успехи каждого;

– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно-методической базы, которой может воспользоваться любой учитель;

– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;

– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.

Гуманистическая направленность воспитания предполагает реализацию коррекционно – развивающих задач на каждом занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого учащегося.


Принципы коррекционно-развивающего обучения.


  • Определение зоны ближайшего развития

  • Принцип творческого характера развития

  • Совместная деятельность и общение

  • Принцип ведущей деятельности.

  • Учет сензитивных периодов развития

  • Принцип амплификации (расширения) детского развития

  • Принцип единства аффекта и интеллекта

  • Принцип оптимального сочетания «нормативности» развития с «личностными достижениями».

  • Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности.

  • Принцип опоры на целостное развитие личности

  • Принцип системности  коррекционных , профилактических и развивающих задач.




  • Принцип единства коррекции и диагностики.

  • Деятельностный принцип коррекции

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

  • Принцип комплексности методов психологического воздействия.




  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в  коррекционной   программе.

  • Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

  • Принцип усложнения

  • Принцип учета объема и степени разнообразия материала

  • Принцип учета эмоциональной сложности материала



Деятельность учителя, работающего в условиях  интегрированного

    обучения   детей  с  ограниченными возможностями здоровья.


  • Диагностика

  • Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута  ребенка:

  • Отслеживание динамики развития  ребенка 

  • Коррекционно-развивающая работа




  • Консультативная работа




  • Информационно-просветительская рабрта



Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.




Направление / содержание работы

Форма проведения

Срок выполнения

Предполагаемый результат

Ответст-венный

1

Консультационное направление:

Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса.

Консультирование специалистами педагогов по выбору методов и приемов работы.


Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов работы с детьми с ОВЗ.



Групповая


Индивид.


Индивид.


Сентябрь


По мере необходимости


В течение года


Составление индивидуального маршрута обучающегося.


Использование индивидуально-ориентированного подхода.

Обеспечение родителей необходимыми рекомендациями.


Психолог Классный руководитель


Психолог


Классный руководитель

2

Информационно -просветительское направление:

Беседа с родителями , согласование норм в проведении коррекционной работы


Работа с родителями :родительские собрания , тренинги, тематические тренинги , совместные детско -родительские тренинги, индивидуальные консультации.


Круглый стол с учителями работающими с обучающимися имеющими ОВЗ


Проведение по результатам диагностик педконсилиумов, совещаний по обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения.





Индивид.


Групповая

Индивид.


Групповая


Групповая





Сентябрь


В течение учебного года


В течение учебного года


Декабрь, май



Обеспечение родителей информацией по дальнейшей индивидуальной работе

с обучающимся


Просвещение родителей об особенностях развития, помощь и поддержка при выявленных проблемах , оглашение результатов проведенной диагностики.


Помощь педагогам , сбор информации о ребенке.


Выработка единых требований, составление индивидуальных маршрутов.



Психолог


Психолог, логопед, дефектолог


Классный руководитель психолог


Завуч

3

Коррекционно-развивающее направление:

Знакомство с обучающимся :

тренинги , арт-тарапия «Презентация себя» , «Презентация семьи», «Мои интересы и увлечения», «Рисование на свободную тему»


Коррекционные занятия для детей с низким уровнем познавательной деятельности:

Память

Внимание

Мышление


Коррекционные занятия для снижения уровня тревожности

Упражнения

Тренинги

Игры


Коррекционные занятия для повышения уровня мотивации

Упражнения

Игры


Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекция его поведения.


Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик в соответствии с его образовательными потребностями.


Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.




Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.




Сентябрь- ноябрь


В течение года


В течение года


В течение года


В соответствии с планом занятий.


Сентябрь


Постоянно



Снижение скованности, повышение самооценки и установление близкого контакта с обучающимся ( расположение к себе, общительность)


Повышение уровня познавательных способностей


Снижение уровня тревожности у обучающихся с помощью специальных упражнений


Формирование положительной мотивации к обучению.


Адаптация ребенка в социуме


Составление программ по предметам





Психолог


Учителя


Психолог, учителя


Учителя


Учителя


Учителя


Администр.

4

Диагностическое направление:

Диагностика познавательной деятельности

(память , внимание, мышление , воображение восприятие).


Диагностика эмоционально –волевой сферы.


Диагностика успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов


Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.


Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей.


Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.


Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ.


Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка.


Анализ успешности коррекционной работы.



Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.


Индивид.




Сентябрь-октябрь


Ноябрь-декабрь


Декабрь, май


Сентябрь


I четверть


Ноябрь


II четверть


Каждую четверть


Декабрт, май




Определение уровня познавательных способностей обучающихся


Определение уровня развития эмоционально- волевой сферы.

Определение уровня успешности обучения.

Составление карты развития ребенка


Составление индивидуального маршрута


Анализ семей.


Анализ работы школы




Психолог


Психолог


Психолог


Психолог


Консилиум


Классный руководитель


Психолог


Завуч


Завуч



Работа психолога ведется в постоянном взаимодействии с классными руководителями, учителями, медицинским работником и родителями.

Организация и задачи лечебно-профилактического направления.


Основными задачами лечебно-профилактического направления являются:

  • укрепление физического и психо-неврологического здоровья детей,

  • организация лечебно - физкультурных комплексов (ЛФК) для нуждающихся детей;

  • создание благоприятного лечебно-оздоровительного режима, в частности строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания;

  • осуществление психо – коррекционных мероприятий для детей, проявляющих гиперактивность, двигательную расторможенность.


План медико - психолого – педагогического изучения ребенка


Направления

изучения ребенка

Содержание работы

Методы

Ответствен-

ный

Медицинское



Выявление состояний физического и психического здоровья. Изменения в физическом развитии(рост , вес , и.т.д); нарушение движений (скованность, расторможенность); утомляемость.


Наблюдение во время занятий, в перемены, во время игр и.т.д.

Обследование ребенка врачами.


Фельдшер, классный руководитель

Психолого-логопедическое


Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание (устойчивость , переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность).

Мышление (абстрактное , речевое, образное).

Память (зрительная , слуховая, моторная). Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности , моторика , речь.


Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время.

Специальные диагностики.

Беседы с ребенком и родителями.

Наблюдение за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ.


Классный руководитель, психолог, логопед.


Социально-педагогическое


Умение учиться: организованность , выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость , проявление негативизма.

Особенности личности:

интересы, потребности , идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам . Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость , аутистические проявления, обидчивость , эгоизм . Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка.

Наблюдение во время занятий, изучение работ ученика. Анкетирование по выявлению школьных трудностей.

Беседа с родителями и учителями – предметниками.

Анкетирование родителей и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

Педагоги, классный руководитель, психолог.



Диагностическое обследование обучающихся.


Класс

Применяемые методики

Цель обследования

Ответственный

1,2 КЛАСС





Мотивация

Методика «Определение мотивов учения».

Анкета для определения школьной мотивации

Определить уровень мотивации у обучающихся.

Психолог

Познавательная сфера


Внимание


Мышление


Память


Восприятие





Методика «Корректурная проба»


Методика «Четвертый лишний»

Методика «Матрицы Равенна»

Методика «Нелепицы»

Методика «Рассказ»


Методика «10 слов»

Методика «Память на образы»

Методика «Графический диктант »


Методика «Узнавание фигуры»

Методика «Оценка уровня развития восприятия величины предмета»



Определение уровня внимания, устойчивости , переключаемости с одного вида деятельности на другой, объема, работоспособности.


Определение уровня мышления.


Определение вида памяти.Быстрота и прочность запоминания, индивидуальные особенности, моторика , речь.


Исследование процессов восприятия и узнавания , умение определить форму и величину предмета.



Педагоги


Педагоги


Педагоги


Педагоги



Эмоциональная сфера


Тревожность




Тест «Теммл , Дорки , Амен»




Определение уровня тревожности обучающегося.




Психолог

3 , 4 КЛАСС





Мотивация

Методики определения мотивов учения: «Неоконченные предложения»,

«Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению».


Определение уровня мотивации у обучающихся.

Психолог

Познавательная сфера


Внимание


Мышление


Память





Методика « Корректурная проба»


Методика «Исключение понятий»

Методика определения понятий, выяснения причин, выявление сходства и различий в объектах.


Методика «10 слов»

Методика «Память на образы»

Методика «Оценка оперативной слуховой памяти».




Определение уровня внимания, устойчивости , переключаемости с одного вида деятельности на другой, объема, работоспособности.


Определение вида мышления.


Определение вида памяти, быстроты и прочности запоминания; индивидуальные особенности , моторика , речь.




Педагоги, психолог.


Педагоги, психолог.


Педагоги, психолог.

Эмоциональная сфера


Тревожность




Тест «Филлипса»

Тест «Диагностика личностной тревожности»

Тест «Люшера»



Определение уровня тревожности обучающегося.

Выявление уровня нервно-психического состояния.



Психолог



Взаимодействие участников образовательного процесса с родителями.



№ п/п

Содержание

Срок

Ответственный

1.

Изучение условий семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Выработка конкретных рекомендаций для родителей.

Октябрь

Психолог

3.

Предоставление родителям результатов диагностирования, данных о динамике развития их детей.

В течение

года

Классный руководитель

4.

Проведение психолого-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации обучающихся и работе с их родителями.

В течение

года

Администрация

5.

Участие специалистов ОУ (психолога, логопеда. дефектолога, медицинского работника) в проведении родительских собраний.

Постоянно

Зам.директора

6.

Работа с родителями обычных детей с целью формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Постоянно

Классный руководитель

7.

Индивидуальные консультации психолога, дефектолога, логопеда , педагогов по проблемам, связанными с обучением и воспитанием детей.

В течение

года

Психолог, педагоги, классный руководитель


8.

Проведение родительских собраний:

«Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения»

«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»

«Организация свободного времени ребенка с ограниченными возможностями здоровья»


1 класс


2 класс


3 класс

Классный руководитель, психолог

9.

Оформление выставок детских работ к родительским собраниям.

В течение года

Классный руководитель


Условия реализации образовательной программы.


Направления

Содержание

Ответственный

Кадровое обеспечение

1. Подбор специалистов для работы с детьми с ОВЗ (дефектолог, логопед, социальный педагог).

2. Обучение педагогов работе с данной категорией детей через курсы, семинары, методические педсоветы.

3. Взаимодействие специалистов ОУ, обеспечивающих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Директор ОУ


Зам.директора


Классный руководитель

Программно-методическое

1. Создание коррекционно-развивающих программ.

2. Подготовка диагностического и коррекционно-развивающего инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности учителя, психолога, дефектолога, логопеда.

3. Обеспечение учебниками, учебными пособиями, в том числе цифровыми образовательными ресурсами.

Учителя


Педагоги, специалисты


Администрация

Материально-технический ресурс

1. Создание надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду ОУ.

Директор ОУ

Информационное обеспечение

1. Использование современных информационно-коммуникационных технологий.

2. Обеспечение широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей к сетевым источникам информации.

3. Введение электронных дневников.

Учителя


Администрация


Администрация

Психолого-педагогическое

1. Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок, вариативных форм получения образования в соответствии с рекомендациями ПМП комиссии.

2. Соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

3. Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных.

4. Использование специальных методов, приемов, средств обучения.

5. Организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Зам.директора


Учителя


Учителя


Учителя


Зам.директора


Администрация



Приложение №1

Нормативно - правовые основания проектирования коррекционной образовательной программы образовательного учреждения обучающего детей с ограниченными возможностями здоровья.


В качестве нормативных правовых оснований проектирования образовательной программы общеобразовательного учреждения (в том числе и ее коррекционного блока) выступают федеральные и региональные документы в сфере образования, а также локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный уровень

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

  2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

  5. Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  7. «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 44 от 28.11.2002 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

  8. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН  3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).

  9. 2. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ        от 10 мая 2006 г. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации".

  10. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"

  11. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

  12. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

  13. Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

  14. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

  15. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

  16. Приказ Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

  17. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п  «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  18. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362 « Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования «(зарегистрирован Минюстом России 13 января 2009 г., регистрационный N 13065).

  19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009 г. N 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2009 г., регистрационный N 13600).

  20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 марта 2009 г. N 70 «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена» (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13691).

  21. Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умствен ого развития (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 25 мая 1978 г. N 1850-78).

  22. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

  23. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30 июня 1989 г. № 17-154-6 «О направлении Рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».

  24. Инструктивное письмо Министерства здравоохранения РСФСР      от 23 января 1990 г. № 22-02-08 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития».

  25. Письмо Министерства образования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.).

  26. Письмо Министерства образования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".

  27. Письмо Министерства образования РФ от 29 июня 1999 г.   № 129/23-16  «Об организации в дошкольных образовательных  учреждениях групп кратковременного пребывания  для детей с отклонениями в развитии».

  28. Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

  29. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

  30. Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".

  31. Письмо Министерства образования РФ от 6 февраля 2003 № 27/2588-6 «Об использовании новой формы свидетельства государственного образца об окончании специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения».

  32. Письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28 февраля 2003г. N 27/2643-6 "Методические

  33. Рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения".

  34. Письмо Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6  «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

  35. Письмо Министерства образования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».

  36. Письмо Министерства образования РФ от 14 июня 2003 г. №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».

  37. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16  «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

  38. Письмо Министерства образования РФ от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6         «О психолого-медико-педагогической комиссии».

  39. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2006 г. N 06-971 "Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи".

  40. Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2007 г. NN ВФ-577/06, 2608-ВС "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование".

  41. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».


Региональный уровень.


Региональные нормативные правовые акты в сфере образования Ярославской области..

1. Постановление Правительства Ярославской области от 24 октября 2007 г. N 484-а» Об утверждении концепции развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области»
  1   2   3



Похожие:

Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма коррекционной работы в начальной школе
В структуре моу сош №2 нет классов/групп коррекции. Программа коррекционной работы/ индивидуальная программа разрабатывается при...
Программа коррекционной работы с детьми iconК. Д. Ушинского Основная образовательная программа начального общего образования Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные...
Программа коррекционной работы с детьми iconПроект Программа коррекционной работы (Примерная основная образовательная программа начального общего образования Ставропольского края) Программа коррекционной работы
Ния в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков...
Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма коррекционной работы
Департамента образования яо «Об организации обучения в оу детей с овз» от 07. 05. 2008 №1906/01-10, письма Министерства образования...
Программа коррекционной работы с детьми iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования Базисный учебный план Планируемые результаты освоения обучающимися основной
К. Д. Ушинский: «Школа должна стать делом народным», с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного и духовно-нравственного...
Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма на Детской железной дороге, где все работы выполняются только детьми. Обед в кафе города. Посещение ярославского Зоопарка
Ярославских чудотворцев, церковь Рождества Христова, Трапезная палата, Настоятельские покои и монашеские кельи, Корпус духовной семинарии,...
Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма на Детской железной дороге, где все работы выполняются только детьми. Обед в кафе города. Посещение ярославского Зоопарка
Ярославских чудотворцев, церковь Рождества Христова, Трапезная палата, Настоятельские покои и монашеские кельи, Корпус духовной семинарии,...
Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма на Детской железной дороге, где все работы выполняются только детьми. Обед в кафе города. Посещение ярославского Зоопарка
Ярославских чудотворцев, церковь Рождества Христова, Трапезная палата, Настоятельские покои и монашеские кельи, Корпус духовной семинарии,...
Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма на Детской железной дороге, где все работы выполняются только детьми. Обед в кафе города. Посещение ярославского Зоопарка
Ярославских чудотворцев, церковь Рождества Христова, Трапезная палата, Настоятельские покои и монашеские кельи, Корпус духовной семинарии,...
Программа коррекционной работы с детьми iconНаправления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления...
Программа коррекционной работы с детьми iconПрограмма по трудовому воспитанию и профориентации Нововосточный Составитель
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 8 до 12 лет. Предназначена для работы воспитателей, социальных педагогов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы