Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся icon

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся




НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
страница1/4
Дата09.12.2012
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4
1. /ООП НОО/3.1. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.doc
2. /ООП НОО/3.2. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы.doc
3. /ООП НОО/3.3. мониторинг физкультурно-оздоровительной работы.doc
4. /ООП НОО/План действий по формированию универсальных учебных.doc
5. /ООП НОО/Пояснительная записка.docx
6. /ООП НОО/Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.doc
7. /ООП НОО/Программа по ДНР.doc
8. /ООП НОО/Система оценки достижений.doc
9. /ООП НОО/Учебный план.doc
10. /ООП НОО/программа формирования ууд.doc
Iii. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
3 Эффективность физкультурно-оздоровительной работы
3 Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы
План действий по формированию универсальных учебных действий в моу сош №6
Программа адресована: Учащимся и родителям
Программа коррекционной работы с детьми
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Рабочий учебный (образовательный) план реализации основной образовательной программы Пояснительная записка
Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования в образовательной системе «школа 2100»


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Гаврилов-Яма


Программа

духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

на ступени начального общего

образования


2011 год


Содержание программы.


1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи программы.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

4. Принципы гуманистического (развивающего) воспитания.

5. Содержание деятельности по выполнению воспитательных задач.

6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

7. Повышение педагогической культуры родителей.

8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.

9. Ресурсное обеспечение программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

10. Мониторинг реализации программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.


1. Пояснительная записка

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс комплексного, организованного и целенаправленного воздействия на чувства, желания, мнения личности и опирается на определенную систему ценностей. Осуществление духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций:

- создание воспитывающей духовно-нравственной среды;

- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы;

- поддержка ребенка на индивидуальном пути духовно-нравственного развития, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцированность и индивидуализация процесса воспитания.

Нормативно-правовой основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания МОУ СОШ №6 являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России образовательной системы «Школа 2100» (авторы Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова, Т.Д.Шапошникова);

  • Программа духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России образовательной системы «Школа 2100» (авторы Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова, Т.Д.Шапошникова);

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся и основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов. Данная программа реализуется в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и другими субъектами общественной жизни. Предназначение программы – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Направление «Здоровье (воспитание здорового образа жизни)» в данной программе не рассматривается, так как в школе разработана специальная программа «Здоровье»


2. Цели и задачи программы

Цель образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина с общечеловеческими и национальными ценностями.

Воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.


Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поспупкам;

-формирование нравственного смысла учения;

- формирование основ морали;

- принятие базовых национальных ценностей, духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыка межличностных отношений;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

- становление гуманистических и демократических ориентаций;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе семейного общества;

- формирование уважительного отношения к родителям, к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях;

- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями семьи.

Идеологическую основу программы составляют ценности, которые ребенок должен приобрести с точки зрения общества: патриотизм, социальная солидарность, традиционные российские религии, гражданственность, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Перечень воспитательных задач – это перечень ценностей. В Программе эти ценности систематизированы по условным «направлениям воспитательной работы» и образно отражают цели развития духовного мира школьников.


3. Основные направления и ценностные основы

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования


Направления, соответствующие ФГОС

Направления, соответствующие программе ОС «Школа 2100»

Воспитательные задачи

Ценности

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Страна граждан

(гражданско-патриотическое воспитание)

- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его авжнейших законах;

- представление о символах государства – Флаге, Гербе России;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительное отношение к русскому языку, как государственному, языку межнационального общения;

- начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов страны;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях в жизни России, края, в котором находится ОУ;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

- любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

- уважение к защитникам Родины;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком обязанностей.

Патриотизм: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к близким, друзьям, школе;

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

Гражданственность: долг (перед семьей, предками, страной); служение Отечеству; закон и правопорядок; правовое государство и гражданское общество; многообразие культур и народов единой страны; равенство культур и народов России; толерантность (признание права другого быть «непохожим» на тебя и диалог разных людей);

Традиционные религии и светская культура: свобода совести и вероисповедания; представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь); толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.

Человечество: многообразие культур и народов мира; равенство и независимость народов и государств мира; мир во всем мире; международное сотрудничество; прогресс человечества

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Добрые чувства, мысли и поступки

(воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые)

- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- различение хороших и плохих поступков;

- представления о правилах поведения в ОУ, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории культуры нашей страны;

- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Человек и люди: жизнь человека; добро, правила морали и умение делать нравственный выбор; взаимозависимость интересов личности и общества; свобода и права личности; честь и достоинство; признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать; разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности; дружба и взаимопомощь; справедливость и милосердие; духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло»)

Семья: любовь и верность; здоровье, достаток; почитание родителей; забота о младших и старших; забота о продолжении рода.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Труд для себя и для других

(воспитание трудолюбия, способности к познанию)

- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарные представления об основных профессиях;

- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умение соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Труд и творчество: трудолюбие (значимость труда и потребность в нем); созидание и творчество (самоценность труда); уважение к труду, бережное отношение к его результатам; целеустремленность и настойчивость

Наука: знание; стремление к истине и критичность мышления; научная картина мира

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Природа – наш дом

(экологическое воспитание)

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- бережное отношение к растениям и животным.


Жизнь и эволюция; природа родного края; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Красота спасет мир

(эстетическое воспитание)

- представление о душевной и физической красоте человека;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту приоды, труда и творчества;

- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- интерес к занятиям художественным творчеством;

- стремление к опрятному внешнему виду;

- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Духовный мир человека; красота в творениях природы и человека (искусство); гармония




Здоровье тела и духа

(воспитание здорового образа жизни)

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальное представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, кино, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное); здоровье личное, близких и всех людей; здоровье человека, общества и природы; здоровый образ жизни



4. Принципы гуманистического (развивающего) воспитания.

1. Принцип социальной активности.

И целью воспитания, и критерием воспитания является не пассивное усвоение тех или иных норм ценностей, которые могут быть совершенно «правильными», социально значимыми, но которые для ребенка пустой звук, голая абстракция, а способность к социальному действию, социальному поступку. Необходимо выделить три уровня личности, имеющие отношение к воспитанию:

  1. уровень социальной установки, т.е. фиксированного оценочного отношения к тому или иному лицу, организации, событию, поступку.

  2. уровень убеждения, т.е. целостная характеристика личности, отражающая то или иное осознанное самоопределение личности в социальном мире, самоидентификация этой личности с определенной социальной группой, наконец, готовность этой личности к определенным социальным поступкам.

  3. уровень социально значимого поступка, т.е. «выращивание» личности, способной к самостоятельному выбору и самостоятельному принятию решений

2. Принцип социального творчества.

Действие, которое совершает ребенок, поступок, который он совершает, может быть вынужденным, не осознанным и не «прожитым» школьником, а может и должен быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления.

3. Принцип взаимодействия личности и коллектива.

Необходимо добиваться того, чтобы социальные действия школьников входили в социальную жизнь общества как ее составная органическая часть.

4. Принцип развивающего воспитания.

«Зона ближайшего развития» есть не только в обучении, но и в воспитании. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Способность сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок – в этом и состоит наша цель.

5. Принцип мотивированности.

Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл, т.е. «воспитание личности без понимания ведущих ее мотивов будет неполным».

6. Принцип индивидуализации.

Обратная связь в воспитании должна идти от конкретной личности. Ребенок должен «вписываться» в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.

7. Принцип целостности воспитательного процесса.

Как образование – не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка, так и воспитание не может быть разложено по отдельным полочкам. У ребенка не только голова одна, у него и сердце одно.

8. Принцип единства образовательной среды.

Одна школа обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Необходимо создание единой системы внутришкольного и внешкольного воспитания и образования, т.е. системы, включающей общее среднее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.

9. Принцип опоры на ведущую деятельность.

Такой деятельностью для подростков является деятельность общения. Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанными с возрастными особенностями «самодеятельности» и рефлексии над собой и своим поведением и деятельностью.

10. Принцип опоры на традиции.

Построение системы воспитания невозможно без учета национальных традиций народа, к которому принадлежит ученик.


5. Содержание деятельности по выполнению

воспитательных задач

На личность ребенка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живет, - то общество, которое его окружает (семья, школа, город), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер). Это воспитание принято называть стихийным.

Однако, воспитание для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребенку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

Механизм принятия учеником конкретных ценностей обеспечивают определенные средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе.

Осмысление и ощущение духовной ценности - это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Ценность начинает приниматься внутренним миром ребенка. Он осмысливает ее и пытается использовать в своей речи, на словах. В Программе такой уровень освоения ценности называется «Слова».

Действие, направляемое ценностью, - это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учетом известных ребенку идей и правил поведения (ценностей). В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребенка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. В Программе такой уровень освоения ценностей называется «Дела».

Систему воспитательных мероприятий можно использовать для двух важных педагогических действий:

  1. Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации.

  2. Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения.

Все многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.

  • Урочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. В Программе этот вид деятельности обозначается как Учёба. Осмысление ценностей «на словах» происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

  • Внеурочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. В Программе этот вид деятельности обозначается - После уроков

  • Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей. В Программе этот вид деятельности обозначается - Общественные задачи.


  1   2   3   4



Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации моу сош №13 станицы Терновской муниципального образования Тихорецкий район собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ос «Школа 2100» (далее Программа) создана на основе требований Федерального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconДокументи
1. /программа духовно-нравственного развития/Направления дух-нрав.docx
2. /программа...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нцепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок издательства «Просвещение»...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconМуниципальное ощеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №30»
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Ценностные установки...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconДуховно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Нормативно-правовой и методологической основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconМетодические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника
Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу сош №1 на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу сош №1 на ступени...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы