Введение I. Пояснительная записка icon

Введение I. Пояснительная записка




НазваниеВведение I. Пояснительная записка
страница1/3
Дата13.12.2012
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городская станция юных натуралистов


«Утверждаю»

Директор ГорСЮН

___________ Ляхова Ю. М.

“ ____ “ _____________ 2008 год








Трехгодичный курс обучения детей от 10 до 17 лет

(с изменениями и дополнениями)


Составитель:

Пашутина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования детей


Ярославль, 2008


Содержание


Введение …………..………………………………………………………...…3

I. Пояснительная записка. …………………………………………………..4

II. ^ Учебно-тематический план первого года обучения …………………13

III. Учебно-тематический план второго года обучения ………..………14

IV. Учебно-тематический план третьего года обучения ………………15

V. Содержание изучаемого курса ……………………………………..……16

VI.Методическое обеспечение программы ………………………..………22

VII. Список литературы …………………………………………….………27

IХ.Приложения:


Введение

Вопрос экологического воспитания и образования, подходы к нему за последние годы, рассматривались и рассматриваются на самых разных уровнях. Образование, дающее шанс сохранить здоровье природной среды и человека, признано и в России приоритетным в общей системе воспитания. Отчего же, по мнению исследователей, состояние воды, атмосферы, почвы наших городов и даже сельской местности по-прежнему имеет тенденцию к ухудшению? Мечтами остаются доступные качественные товары, безотходные технологии, безопасные способы утилизации промышленных и бытовых отходов, чистые реки, дворы, подъезды и лифтовые кабины домов. Сегодня причины названы. Негативные, а иногда и катастрофические последствия для природы и самого человека, часто бывают вызваны не столько сбоями в работе вышедших из строя механизмов, а поступками людей, совершаемыми неосознанно, на «автомате» и, к не меньшему сожалению, контролируемой, разумной на взгляд исполнителя, деятельностью.

О воспитательном значении природы говорили многие мыслители прошлого и наших дней, но без информационной поддержки природа, как бы красива она ни была, стимулирует не только чувство удивления, восхищения, но и желание изучения, обладания, преображения. Кто-то заботится о брошенных кем-то домашних животных, кто-то превращает городской дворик в цветущий сад, а кто-то ради забавы несет из леса детенышей диких животных и букеты цветов редкой красоты. Самостоятельно человек лишь приспосабливается к условиям окружающей среды, стремится к удовлетворению своих потребностей. Добрым же, бескорыстным и целесообразным, со всех точек зрения, поступкам необходимо учиться и учить. Благополучие сохранения флоры и фауны России, здоровье людей находятся в прямой зависимости от владения каждым гражданином определенным количеством общеценной и специальной, актуальной именно для него информации, от степени сформированности особой культуры (знаний) и воспитанности (отношения). Для этого информация должна быть доступной, достоверной и своевременной.

Первым уровнем экологического образования является просвещение, ознакомление детей и взрослого населения с окружающим миром. Второй уровень и условие воспитательного эффекта – коллективная трудовая и досуговая деятельность, где педагог является не сторонним наблюдателем, а образцовым примером (А. С.Макаренко, В.А. Сухомлинский). Опыт работы многих известных педагогов свидетельствует о том, что многостороннее воздействие на формирование личности человека способно оказать его активное включение в экологически полезную деятельность (М.М.Скибицкий). Здесь человек наиболее тесно соприкасается с жизнью природных объектов: получает теоретическую подготовку, приобретает умения, а самое главное – вырабатывает полезные привычки – хороший «автоматизм». Образовательная деятельность, сопряженная с необходимостью регулярного ухода за природными объектами: растениями, животными, памятниками природы наиболее соответствует данным условиям. Одним из таких объектов, где педагог может применить всевозможные формы и методы обучения и воспитания является Уголок живой природы – учебная зообаза, где содержатся дикие, одомашненные и домашние животные. Созерцание живых существ, которым ежедневно требуется внимание и компетентная забота, учит сопереживанию, мотивирует на получение знаний.

Начав ознакомление с требованиями животных к условиям их содержания в неволе, то есть под полной опекой человека, шаг за шагом дети узнают о свойствах и значении растений, о жизни диких «родичей» питомцев зообазы, об этике общения с животными и поведения в природе. Наблюдая за повадками животных, дети узнают о многообразии мира во всех его взаимосвязях, стремятся сделать свое окружение красивее и удобнее с пользой и для других живых существ, т.е. получают основы рационального природопользования.

I. Пояснительная записка

Содержание и оформление дополнительной образовательной программы «Эрудит» соответствует требованиям, утвержденным на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России. Ее основу определяют педагогические и психологические положения, соблюдение нравственного, гуманного, правового, научно-обоснованного подходов. Разделы тем содержат обязательный минимум для учебных программ кружков эколого-биологической, биолого-натуралистической и биолого-эстетической направленности, изданный по решению методического совета Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Федеральным центром развития системы дополнительного образования детей (приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», №5, 2006).

Обучение по программе “Эрудит” основано на субъект - субъектных отношениях. Ход каждого занятия строится на сотрудничестве и сотворчестве педагога и детей. Эффективность подготовки и проведения занятия обеспечивается обилием наглядных образов, систематичностью, регулярностью и непрерывностью применения определенных принципов, методов, технологий. Изначально интуитивный подход к экологическому воспитанию детей нашел поддержку в публикациях журнала «Вестник АсЭкО». Методические подходы, рекомендованные Ассоциацией «Экологическое образование» всецело совпадают с применяемыми в реализации программы «Эрудит»:

- приоритет нравственных и гражданских ценностей, содействие становлению личности учащихся;

- дифференцированный подход (по возрастному принципу и по уровню подготовленности);

- учет различий в стилях познания и потребностей учащихся;

- ориентация на комплексное (рациональное и эмоциональное) познание природы и междисциплинарность;

- содействие развитию навыков сотрудничества, решения проблемных задач и участия в решении социально-экологических проблем.

Экологический тип мышления предполагает способность и готовность принимать компетентные решения, а возраст от 10 до 14 лет считается оптимальным для развития навыков решения проблем, поэтому дополнительная образовательная программа «Эрудит» задумывалась на два года обучения с целью эколого-биологического образования и воспитания детей именно этого возраста. Однако опыт работы с детьми на базе Уголка живой природы показал, что увлеченным изучением животных и их среды обитания юннатам в объединении интересно, комфортно. Образовательный потенциал Уголка живой природы по истечении двух лет обучения не исчерпывается. Дети в возрасте 15 - 17 лет имеют возможность совершенствовать полученные знания, включившись в освоение специально разработанной программы третьего года обучения. В индивидуальном порядке для изучения этого курса в объединение могут быть приняты дети 14 – 17 лет ранее не занимавшиеся здесь, но имеющие опыт ухода за домашними питомцами и желающие заниматься исследовательской деятельностью.

Реализовавшиеся ранее в образовательных учреждениях программы кружков «Юных аквариумистов», «Юных орнитологов», «Юных садоводов» и т.д. не соответствовали разносторонним интересам детей, не всегда отвечали запросам их родителей. Программа «Эрудит» в первой редакции больше опиралась на практическую деятельность детей по улучшению условий содержания питомцев зообазы, самостоятельное изучение под руководством педагога избранных детьми тем с выходом на семинар или учебную конференцию. Настоящая, доработанная программа «Эрудит», позволяет развить: экологическую компетентность; навыки проектной деятельности; эмоциональную сферу детей.

Научно-методические материалы для реализации программы «Эрудит» подбирались и составлялись с целью обеспечения воспитывающих условий информационной и организационной поддержкой. На начальном этапе разработки программы наибольшее влияние оказал материал региональной программы организации деятельности детских экологических объединений «Экология и дети» Республиканской детской организации «Пионеры Башкирии» и научно-практического центра совета союзов пионерских организаций федерации детских организаций (1993). Автор-составитель А.М. Волков. Программа «Эрудит» эколого-биологической направленности в содержании деятельности первого и второго лет обучения в процессе дальнейшей разработки приобрела естественно-научную направленность. Наиболее близок программе «Эрудит» по цели и содержанию один из опубликованных методических материалов: педагогическая технология "Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся в курсе биологии". Она была представлена на международной выставке "УчСиб-2000" в разделе "Педагогические технологии". Автор - И.А. Муравьева, учитель биологии высшей квалификационной категории. Основное отличие программы «Эрудит» от технологии И.А.Муравьевой - это то, что предлагаемое детям содержание ее разделов не дублирует школьную программу биологии в развернутом виде, не превращает внеурочную деятельность в шестой, седьмой урок, а действительно дополняет, возобновляя и закрепляя знания полученные детьми на школьных уроках. Передача знаний на занятиях основывается на удовлетворении личностью потребностей в общении, справедливой оценке, одобрении. Самоактуализация, осознание детьми своего несовершенства и уверенность в своих способностях обусловливают развитие стремления к обучению и самосовершенствованию.

Новизна данной программы заключается в том, что эффективность ее реализации базируется на гипотезе о взаимозависимости результата деятельности педагога в области экологического воспитания детей и действенности технологий использования природных объектов в образовательном процессе относительно каждого обучающегося ребенка. Надо заметить, что использование живых животных в образовательном процессе допустимо, если его нельзя заменить другими альтернативными средствами обучения: демонстрацией иллюстраций, фото- и видеоматериалов, влажных препаратов, чучел, муляжей.

Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы «Эрудит» обусловлена тем, что взаимодействие человека с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Живая природа, ее звуки обладают возможностью нормализации психофизиологического и психотерапевтического состояния человека. Определенному контингенту детей общение с природными объектами: растениями и животными, необходимо с целью психологической и социальной реабилитации. Кроме того, экологическое образование носит интегративный характер и является фактором общего развития и формирования личности. Взаимодействие с миром природы способствует развитию эстетического чувства, познавательных умений и навыков, дает ребенку дополнительную возможность самореализации, учит критической и адекватной самооценке, позволяет преодолеть неуверенность.

При обучении по программе «Эрудит» дети узнают, что дополнительное экологическое образование способно обеспечить профессиональный успех во многих отраслях производства и сферах услуг. Независимо от рода профессиональной деятельности экологическая компетентность поможет продуманно устроить быт, сохранить здоровье, организовать полезный досуг.

^ Цель программы: формирование у обучающихся активной жизненной позиции, потребности в совершенствовании экологических знаний.

Основные задачи программы (соответствуют трем группам методов экологической психопедагогики – С.Д. Ясвин, В.А. Дерябо):

образовательная:

- формировать адекватные экологические представления, т.е. представления о том, что и как происходит в мире природы, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности;

воспитательная:

- формировать отношение к природе, определяющее характер целей, мотивов взаимодействия с природой;

развивающая:

- формировать систему умений, навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих в данной области, например «Юный зоолог», является то, что изучение животных и относительно однообразная практическая работа на зообазе, которая и привлекает ребят в объединение, влечет за собой естественную необходимость занятия и многими другими направлениями юннатской деятельности. Так происходит расширение воспитательного пространства. Постепенно от освоения начальных навыков ухода за домашними животными дети переключаются на изучение взаимодействия разнообразных природных объектов, установление причинно-следственных связей, активизируются и развиваются их творческие способности, самостоятельность. В игровых условиях, поисковых ситуациях дети получают знания и навыки культуры поведения в природе, в обществе. Многообразная, ориентировочно регламентированная деятельность позволяет поддерживать интерес к обучению у всех ребят группы, сохранять контингент.

Направления юннатской деятельности, используемые при реализации данной программы:

- зоологическое – для создания благоприятных условий содержания животных;

- ботаническое – для лучшего понимания растений, как среды обитания животных;

- комнатное цветоводство – для озеленения интерьера, безопасного для домашних животных;

- работа на учебно-опытном участке – для выращивания естественных кормов, лекарственных растений и приготовления почвенных смесей;

- экологический туризм – для упорядоченного сбора дикорастущих естественных кормов для животных и природного материала для оформления садков;

- краеведческий туризм – для проведения исследований флоры и фауны родного края и изучения памятников природы;

- фенологические наблюдения;

- коллекционирование;

- проектная деятельность;

- самостоятельная исследовательская деятельность детей под руководством педагога.

Сложный процесс индивидуальной работы, обусловленной различиями в стилях познания детьми, призван способствовать преобразованию личностных качеств каждого ребенка и развитию экологической воспитанности и мышления. Авторской частью программы «Эрудит» является обновленный подход к отбору теоретического материала, адаптация к условиям учреждения известных форм воспитательной работы с детьми разного возраста и психотерапевтического состояния с учетом специфики современного социального заказа: досуговая деятельность детей, способствующая развитию произвольного внимания (воли), повышению успеваемости в общеобразовательной школе.

Авторским и апробированным уже в течение более пяти лет является введение в программу. Во-первых, за его основу взят один из интереснейших изучаемых разделов программы «Популярные домашние животные» и тема «Сирийский хомячок». Начав изучение домашних млекопитающих животных с милого, чистоплотного и доверчивого существа, продолжаем реализацию программы знакомством с его ближайшими родственниками, грызунами – самыми распространенными обитателями планеты. С целью привнесения в образовательную деятельность эмоционального «витамина», используются занимательные развивающие игры - «Хомячок», «Кто похвалит меня лучше всех …» (Приложение 1. - Игры). Во-вторых, предложен эффективный прием мотивации изучения детьми данного раздела программы - по итогам изучения проводится праздник «День Хомяка» (Приложение 2. Сценарий праздника «День Хомяка»). Эта форма образовательной деятельности в то же время позволяет закрепить изученный материал и является удобной, корректной формой мониторинга качества знаний. В-третьих, как игровое, объединяющее детей средство, развивающее их творчество, предлагается организовать и ежегодно пополнять и обновлять в учебном кабинете Музей Хомяка. Здесь коллекционируются и представляются лучшие экспонаты, подготовленные к «Дню Хомяка», содержащие в себе разнообразную информацию об этом зверьке. Программа третьего года обучения реализуется в форме работы клуба «Эрудит», где проектная и экологически полезная деятельность детей направляется педагогом и строится на основе самоуправления обучающихся в сотрудничестве со зрелыми экологическими организациями взрослых, например, с литературно-историческим Музеем-усадьбой Н.А.Некрасова «Карабиха», Ярославским отделением общественной организации всероссийского общества охраны природы (ЯООО ВООП).

Временная последовательность изучения разделов тем ориентирована на знаменательные даты экологического календаря (^ Приложение 3. Экологический календарь).

Возраст и уровень подготовленности обучающихся в группе может быть различным, однако, программа в настоящем виде не предусматривает обучения детей с ограниченными возможностями (учащихся спецшкол) или одаренных детей.

Уровень начальной готовности детей к усвоению трехгодичного курса программы, а так же к усвоению программ второго или третьего годов обучения устанавливается по итогам проведения анкетирования и работы детей с дидактическими карточками (Приложение 4. Анкета новичка).

В современных условиях предстандарта экологического образования и воспитания сотрудничество педагога и детей в реализации программы «Эрудит» ориентировано на создание локального очага субкультуры, состоящего из более компетентных и адаптированных людей. Внутренняя и внешняя интеграция, дружеские связи с другими такими объединениями детей и педагогов, со зрелыми экологическими организациями взрослых, со средствами СМИ уже обусловят определенный прорыв в направлении повышения экологической компетенции, воспитанности и других слоев населения.

Комплектование детского объединения, обучающегося по программе «Эрудит» происходит детьми из одного класса или из нескольких, возможно и из разных школ города. Сохранению контингента обучающихся и результативности для каждого ребенка способствует набор в объединения эколого-биологической направленности детей 10-12 лет. Это возраст интеллектуального развития ребенка. Условием успеха здесь выступает уже сформированный на уроках природоведения (естествознания), на внеклассных мероприятиях интерес к изучению природы, согласованность с взрослыми представителями ребенка. При планировании работы с детьми мало знакомыми друг с другом, необходимо увеличить количество часов для игровых форм обучения (загадки, викторины, кроссворды, праздники, ролевые игры), особенно в первый год обучения. Сравнительная эрудированность и любознательность детей возраста 10 – 12 лет требует от педагога тщательного отбора достаточного количества теоретической информации к каждому занятию. Для приобретения детьми опыта творческой деятельности используются методы эвристического (частично-поискового) и проблемного изложения.

В стабильной, одновозрастной разнополой группе программа реализуется наиболее гармонично. Полезной базой для усвоения программного материала является опыт содержания в семьях обучающихся комнатных растений и домашних животных: кошек, собак, хомячков и пр. В этом случае дети закрепляют знания и умения, приобретенные на занятии, получают оценку членов семьи и дополнительный стимул.

В возрасте 12 – 13 лет дети очень нуждаются в эмоциональном, доверительном контакте со сверстниками и взрослыми. В этот период у детей повышается риск развития ощущения второстепенности значения учебы. Успешная социализация ребенка в обществе произойдет, если все его свободное время будет подчинено процессам общения, наблюдения и творчества.

В возрасте 15 – 17 лет дети осознают ценность знаний, определяются с выбором приоритетных интересов. Это годы перекладывания основ личности, заложенных до пятилетнего возраста. Дети могут терять какие-то свои качества и приобретать новые. У ребенка в этот сложный период формируется или не формируется воля, укрепляется или размывается склонность к каким-либо занятиям. Задача педагога на всех этапах становления растущей личности – поддержать развитие в ребенке индивидуальных позитивных качеств, склонностей и способностей (физических, умственных, нравственных, волевых, эстетических, эмоциональных).

Объединение (группа) может состоять как из детей одного возраста, так и быть разновозрастной. Особенностью реализации программ первого и последующих лет обучения является возможность ведения занятий в группах и с переменным составом при условии сохранения не менее 50% начавших обучение в данном объединении. Это продиктовано тем, что дополнительное образование не является обязательным и ребенок вправе выбирать и направление внешкольной деятельности, и удобное время дополнительных внешкольных занятий, и педагога. Так же ребенок вправе выбирать – усложнять курс обучения, или повторять пройденный.

Как правило, большую часть желающих посещать занятия на базе Уголка живой природы составляют дети проблемные, дезадаптированные, стремящиеся удовлетворить потребность в признании их индивидуальности, в реализации желания быть полезным, получать знания об окружающем мире без страха получить низкую или негативную оценку. При таком контингенте ведущей функцией педагога дополнительного образования становится социальная. Здесь педагог должен ставить целью не только степень обученности ребенка, но и изменение уровня его социальной адаптации (овладение приемлемыми в обществе способами решения учебных, коммуникативных и других проблем). Дети этой группы легче обучаются в процессе практической деятельности. При планировании уделяется больше внимания экскурсиям, полезной трудовой деятельности, организации игр и театральных постановок. Действенным компонентом в данном случае является коллективная деятельность, где незамедлительно виден благоприятный результат. В истории педагогики немало примеров успешного опыта воспитательной системы, построенной на коллективном труде и единой цели – А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

Обучающиеся, усвоившие трехгодичный курс, или учащиеся десятого – одиннадцатого класса общеобразовательных учреждений, желающие совершенствовать знания на базе Уголка природы допускаются к занятиям по индивидуальному плану (переходят в актив учебного юннатского научного общества), приглашаются на заседания клуба «Эрудит».

^ Мониторинг и фиксация образовательных результатов. Важной частью мониторинга являются наблюдения педагога за успехами учащихся. По итогам входного мониторинга (анкетирования) из группы детей всегда можно выделить 4 - 5 человек наиболее активных, имеющих определенный опыт ухода за домашними животными и претендующих на лидерство. Эти ребята постепенно становятся ядром объединения или “активом” группы.

Каждый юннат может вырасти “профессионально”. То есть, вступившему в объединение “Эрудит” присваивается сроком на 1 – 2 месяца звание “новичок”. За это время он должен усвоить правила техники безопасности, порядок обучения на зообазе, освоить простейшие, но полезные формы самостоятельной работы. Далее ему присваивается звание “юннат”, на срок не менее5 – 8 месяцев. В течение этого периода учащиеся усваивают плановый материал программы, приобретают знания основ содержания животных и растений, то есть практически осваивают навыки кормления и ухода за питомцами, озеленения интерьеров.

Во втором полугодии первого года обучения дети уже знают всех обитателей уголка природы. Знают их имена, происхождение, биологические особенности и вкусы. Свои знания они дополняют, самостоятельно изучая предложенную педагогом литературу. На этом этапе обучения он получает звание “экскурсовод”. Его почетной обязанностью считается проведение экскурсий для единичных посетителей станции юннатов, совпадающих по времени с занятиями объединения. При большом количестве «экскурсоводов» в объединении, экскурсии проводятся ими по желанию или по очереди. Дежурный экскурсовод назначается на каждом занятии и носит переходящий значок с символикой учреждения или другой знак отличия.

По итогам года самые активные и успешные учащиеся получают звание “исследователь”. Это звание присваивается и действует в течение всего второго года обучения. “Исследователи” пользуются уважением товарищей, привлекаются, когда это необходимо, для работы с детьми первого года обучения (по согласованию), участвуют во всех массовых мероприятиях, а также изучают материал программы, ведут наблюдения, ставят опыты, выступают с результатами самостоятельной работы на семинарах и конференциях.

Учащиеся третьего года обучения считаются “естествоведами”. Они принимают активное участие в сохранении и развитии теоретической и материальной базы уголка живой природы, работают по плану работы клуба, по индивидуальному плану и, как учащиеся второго года обучения, участвуют в семинарах и конференциях. В клубных встречах, согласно уставу клуба «Эрудит», могут принимать участие ребята, завершившие трехгодичный курс обучения, педагоги и другие приглашенные взрослые единомышленники.

Ребята, успешно усвоившие трехгодичный курс обучения, по желанию остаются обучаться по индивидуальному плану, становятся членами юношеского научного общества (ЮНО) и им может быть присвоено звание «Эрудит». В случае определенных успехов любое звание присваивается на общем совете объединения досрочно и сопровождается памятным свидетельством.

Образовательная программа «Эрудит» рассчитана на три года. Каждый год обучения содержит 144 учебных часа, в которых предусмотрено возобновление имеющихся знаний и их развитие.

Для формирования ответственного отношения к природе необходим комплекс знаний, в основе которого лежат экологические, эволюционные и этологические знания. Логично выделить пять этапов изучения взаимодействия общества и природы (И.Т.Суравегина).

^ Первый год обучения по программе «Эрудит»:

В возрастных группах первого года обучения, с 10 лет психологами выделяются дети - “теоретики”, “мыслители”, которые легко решают учебные задачи в словесном плане; “практики”, которые опираются на наглядность и практические действия; “художники” - дети с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Уже в этом возрасте формируются научные понятия. Они оказывают важное влияние на становление словесно-логического мышления. Научные понятия основываются на житейских понятиях и прорастают друг в друга (Л. С. Выготский). Научные понятия в процессе усвоения проходят путь от обобщения к конкретным объектам.

1 этап изучения взаимодействия общества и природы, формирования научных понятий – формирование интереса к познанию природных объектов, явлений природы и личных способностей.

2 этап – формирование понятия о человеке, как об экологическом факторе, способном или разрушать, или созидать.

^ Второй год обучения:

3 этап – изучение исторических причин современных экологических проблем, рассмотрение реальных путей решения планетарных и региональных проблем.

4 этап – рассмотрение научных основ оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы и нормативно-правовых документов.

^ Третий год обучения и 5 этап изучения взаимодействия общества и природы, развития научных понятий: овладение и реализация практических навыков наблюдения, изучения, исследования, сохранения или восстановления естественной среды и уход за культурными природными комплексами.

Третий год обучения объединяет детей 12 – 17 лет. С учетом возрастных особенностей и рекомендаций по освоению технологии саморазвития личности учащихся, разработанных Ярославским областным институтом развития образования (ЯО ИРО), содержание этого курса программы направлено на осознание детьми ценности знаний, выбор приоритетных интересов. Это годы перекладывания основ личности, заложенных до пятилетнего возраста. Дети могут терять какие-то свои качества и приобретать новые. У ребенка в этот сложный период формируется или не формируется воля, укрепляется или размывается склонность к каким-либо занятиям.

Деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности.

^ Этапы формирования экологической личности

Обучение, развитие детей идет индивидуально, но в процессе формирования каждой экологической личности можно выделить три этапа:

- лабилизация личности, то есть убеждение в неадекватности стратегий экологического поведения, восприятие личного неуспеха, желание преодолеть который вызывает готовность к усвоению новых стратегий и соответствующих технологий;

- освоение адекватных технологий, где складываются предпосылки для перехода от одностороннего воздействия на взаимодействие с ней;

- осмысление и восприятие природных объектов как равноправных партнеров по взаимодействию в результате их субъектификации.

На третьем этапе формирования экологической личности человек перестает воспринимать себя обособленно стоящим над природой, а ощущает себя ее частью. Но процесс сближения с природой должен идти не по пути понижения личной субъектности человека (“растворения” в природе - по восточной мировоззренческой системе), а по пути повышения субъектности мира природы.

^ Формы и режим занятий

Занятия в объединении «Эрудит» организуются по утвержденному администрацией учреждения расписанию. Это могут быть теоретические, практические (лабораторные) занятия, экскурсии; игротека, дискуссия, творческая мастерская (театральные миниатюры, изо-деятельность, моделирование, проектирование и т.д.), походы, экспедиции и пр..

По нормам действующих санитарных правил и норм (СанПиН) занятия детских объединений экологической направленности рекомендуется проводить не более двух раз в неделю по два часа; второе занятие может быть проведено по подгруппам; в выходные и каникулярные дни его продолжительность может быть увеличена до трех часов, с обязательными перерывами не менее десяти минут. При организации обучения в походе, экспедиции следует производить тематическое планирование из расчета не более шести часов в день.

Благодаря широкому образовательному пространству, интегрированному характеру экологического образования и воспитания, формы занятий по программе «Эрудит» значительно отличаются от школьных уроков. Наиболее схожими с ними и по структуре, определяющейся дидактическими целями, и по видам деятельности являются экскурсия и комбинированное занятие.

^ Комбинированное занятие имеет примерно следующую структуру:

а) установление уровня готовности детей к восприятию содержания изучаемого раздела темы;

б) сообщение темы, цели, задач занятия и мотивация познавательной деятельности детей (постановка проблемной задачи и пр.);

в) восприятие и осознание содержания темы, изучаемых понятий, осмысление;

г) обобщение опорных и новых знаний (систематизация знаний);

д) выводы.

Экскурсия – важная форма организации изучения природных объектов, экологического воспитания детей. Экскурсии организуются в отдел природы краеведческого музея, в Уголок живой природы, в кабинет Комнатного цветоводства, в парк, за город и т.д.

Такая форма обучения и воспитания как загородные экскурсии, требует большой предварительной подготовки, иногда и подключения дополнительных педагогических кадров. В многодневных походах обязательно участие медицинского работника и один педагог на 8 - 10 детей. Очень важно взаимодействие в вопросах экологического воспитания семьи, школы и педагогов дополнительного образования. Преемственность и взаимное дополнение усилий этих трех структур способны обеспечить непрерывность экологического воспитания детей и наибольшую его эффективность. (Приложение 5. Методика организации экскурсии).

^ Творческая мастерская. Эта форма позволяет индивидуально подойти к каждому обучающемуся, удовлетворить его потребность в самовыражении, самоактуализации, поддержать интерес и развить способности ребенка к определенному виду деятельности. В мастерской дети сочиняют, рисуют, играют в театр, готовят и реализуют проекты оформления садков для животных, озеленения интерьеров, моделируют варианты зеленого дизайна дворов, оформляют стендовые материалы и т.д. Здесь происходит непринужденное общение сверстников, социализация через общение с младшими обучающимися и с педагогом, как со старшим товарищем. Основа развития ребенка в творческой мастерской – это творческая практическая деятельность, освоение приемов, выработка умений и навыков.

Клубное собрание – форма сотрудничества педагога и детей в реализации программы третьего года обучения. Здесь идет процесс общения, как и в творческой мастерской лишь с той разницей, что преобладает интеллектуально-практическая деятельность, обсуждение результатов индивидуальных исследовательских работ, самоуправление, планирование дальнейших действий.

Усилия групп всех годов обучения направлены на сохранение и создание благоприятных условий обучения, т.е. носят, с одной стороны, прагматический характер. С другой стороны, эти усилия заключаются в самореализации, самоактуализации с целью улучшения условий содержания живых природных объектов: животных и растений, то есть носят непрагматический характер. Группы всех годов обучения выполняют и свои особые виды деятельности и традиционные общие.

^ Ожидаемые результаты и способы их проверки. В ходе многолетней реализации образовательной программы «Эрудит» ожидается повышение экологической компетентности и воспитанности всех участников образовательного процесса, оптимизация эстетической и культурной среды микрорайона.

Мониторинг результатов деятельности ребенка, семьи, школы и педагога дополнительного образования складывается из анализа линии поведения (активности и результативности) и степени обученности ребенка (исходного, текущего и по итогам каждого года обучения в объединении). Предполагается, что за этот период обучающийся освоит три уровня образованности: «элементарная грамотность», «функциональная грамотность» и «компетентность» (О.Е.Лебедев).

^ Элементарная грамотность: усвоение тематического содержания первого года обучения, способность ребенка ориентироваться в предлагаемой деятельности, то есть обучаться в процессе практической деятельности, досуга, реализуя и развивая свои знания и умения, выполняя санитарно-гигиенические и другие правила, делая записи и зарисовки в дневнике наблюдений. Способы проверки: выставки и взаимооценка творческих работ, викторины, само- и взаимопроверка по стендовым и дидактическим материалам (Приложение 6. «Знай, умей!»). Мониторинг - наблюдение и присвоение детям на общем собрании объединения к концу первого года обучения званий «экскурсовод» и «исследователь».

Ожидаемый результат развития коллектива – комфортный психологический климат, способность заботиться о других бескорыстно.

^ Функциональная грамотность: не только усвоение тематического содержания второго года обучения, но и способность самостоятельно выполнять необходимую работу – подобрать материал для выступления, стенгазеты, помочь в практической работе новичку, самостоятельно сделать вывод по результатам наблюдений, проанализировать поступок и исправить его, применить знания в нестандартной ситуации.

^ Способы проверки: работа с дидактическими карточками, учет активности участия в выставках, массовых мероприятиях и подсчет накоплений «одобряшек» и «звезд» каждого обучающегося в Банке достижений. За 144 учебных часа каждый обучающийся максимально получает 72 жетона - «одобряшки» (оценка успешности «хорошо») или жетона - «звезды» (оценка успешности «отлично») (Приложение 7. Жетоны - «одобряшки»).

Компетентность: готовность к продуктивной творческой деятельности, способность вести самостоятельную исследовательскую работу, профессиональное определение, стремление к самообразованию и ведению просветительской деятельности.

^ Способы проверки: анализ качества выполнения самостоятельной исследовательской и практической работы, экспертная оценка и публичная защита.

Как варианты документальных показателей качественного изменения личности обучающегося могут быть:

- оформленные в виде анкет характеристики ребенка от лица родителей, классного руководителя, педагога дополнительного образования;

- самооценка ребенка в виде автобиографического сочинения;

- хронометраж выполнения заданий и оценка их качества;

- диаграммы, отражающие динамику активности и результативности;

- творческие и самостоятельные работы;

- копилка личного опыта (рефлексия – записи с датой, темой занятия и продолжением предложенной фразы: «сегодня я догадался …», «занятие было интересным (веселым, важным) потому что …», «сегодня самым трудным (интересным, смешным, полезным) было …» и т.д.)

- совокупный результат детских достижений – грамоты, дипломы и благодарственные письма.

Наилучшим показателем успешной работы педагога и учащихся является с каждым годом улучшающаяся атмосфера в Уголке живой природы.

^ Формы подведения итогов. Выводы об успешности решения определенных задач делаются

- в конце каждого занятия (беседа, опрос, викторина, выставка и защита автором выполненного задания, вручение «одобряшек» и «звезд»);

- по итогам изучения каждой темы программы (семинар, поход, полевая практика, участие в выставках, конференциях и других массовых мероприятиях.

- по итогам года (экспедиция, выставка дневников наблюдений, фотовыставка, выставка личных достижений обучающихся и обзор коллективных дел);

- по окончании трехгодичного курса изучения дополнительной образовательной программы «Эрудит» при участии педагога силами самих обучающихся в свободной форме организуется и проводится вечер «Путешествие во времени».

Учебно-тематический план первого года обучения



№ п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практ.

Экскур.

1

Раздел 1. Введение. История юннатского движения. История станции юннатов. История объединения «Эрудит - 2008»

6

2

2

2

2

^ Популярные домашние животные. Этика общения с животными. Одомашнивание животных. Кормление животных. Сирийский хомячок. Кавия (морская свинка). Декоративная крыса. Песчанка монгольская. Удивительные животные – грызуны (подготовка к Дню хомяка). Певчие птицы. Обитатели террариума и аквариума. Экзотические насекомые.

40

18

20

2

3

Животный мир Земли (подготовка к дню биологического разнообразия). Животные Ярославского края и среда их обитания.

28

10

12

6

4

Раздел 2. Человек и природа. Природопользование. Парки и зоосады.

10

4

4

2

5

Жизнь растений. История комнатного цветоводства. Опыты с растениями.

24

10

12

2

6

Экологическая этика. Рациональное природопользование.

10

2

2

6

7

Летняя практика.

26

2

20

4





Итого:


144


48


72


24
  1   2   3



Похожие:

Введение I. Пояснительная записка iconI. Пояснительная записка
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию...
Введение I. Пояснительная записка iconДокументи
1. /Пояснительная записка/01_ПЗl.pdf
2. /Пояснительная...

Введение I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану 3 10 классов мбоу сош №5 на 2012-2013 учебный год Введение
Кирова – нормативно-правовой документ, устанавливающий объемы учебного времени, отводимого на освоение основных общеобразовательных...
Введение I. Пояснительная записка iconПояснительная записка Введение
«6» октября 2009 года Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основные образовательные...
Введение I. Пояснительная записка iconСодержание Пояснительная записка Календарно-тематический план Словарь терминов Список литературы Приложение Пояснительная записка
«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится, являются капельками,...
Введение I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к проекту закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Введение
Расширение налоговой базы должно происходить также за счет привлечения новых налогоплательщиков и проведения активной работы с уже...
Введение I. Пояснительная записка iconПриложение №7 к письму Комитета по образованию от 02. 04. 2008 №04-1302/08 Пояснительная записка к учебному плану специального (коррекционного) образовательного
Пояснительная записка к учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с...
Введение I. Пояснительная записка iconПояснительная записка к проекту закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»
Ярославской области подготовлен в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации...
Введение I. Пояснительная записка iconПояснительная записка по исполнению бюджета муниципального образования «Духовщинский район»
Пояснительная записка по исполнению бюджета муниципального образования «Духовщинский район» по состоянию на 01. 04. 2011 года
Введение I. Пояснительная записка iconПояснительная записка по исполнению бюджета муниципального образования «Духовщинский район»
Пояснительная записка по исполнению бюджета муниципального образования «Духовщинский район» по состоянию на 01. 06. 2012года
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы