Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет icon

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет




НазваниеРабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет
страница1/4
Зубова С.А
Дата13.12.2012
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4

Управление образования Ростовского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Судинская ООШ


«К истокам детской души»


рабочая программа


по духовно-нравственному воспитанию


для детей 6 – 11 лет


Авторы:

Зубова С.А.,

Корешкова И.В.,

Кучарина И.А.


2009-2010 г

Программа направлена на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- духовно-нравственное развитие ребенка;

- знакомство и приобщение к историческому наследию.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по

крайней мере, с четырьмя положениями:


  • Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

  • В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

  • Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

  • Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. К. Д. Ушинский говорил: «… русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится».

В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законе Российской Федерации «Об образовании».

  • Проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»

Программа «К истокам детской души» разработана на основе курсов «Православие и русская культура», «Истоки» и предназначена для реализации в системе общего и дополнительного образования детский сад -начальная школа.

Программа является дополнительной образовательной программой и предполагает её реализацию во внеурочной воспитательно-образовательной деятельности через систему классных часов по духовно-нравственному воспитанию, внеклассных и внешкольных мероприятий.

Программа «К истокам детской души» построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию: местному фольклору, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям местных поэтов и писателей, мастеров-умельцев, художников, природе родного края.

Духовно-нравственное воспитание-это

целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества.

Реализация этих целей и задач предполагает:

  • Воспитание на традициях и культуре нашего народа, призванное обеспечить формирование духовного мира человека.

  • Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.

  • Обеспечение социально - педагогической зашиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.

  • Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.

^ Цель: создание условий для формирования полноценной личности, воспитания трудолюбия, любви к малой родине, семье.

Задачи:

Образовательные:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей;

  • введение в отечественное историческое и культурное пространство;

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения;

  • ознакомление с историей и современной жизнью родного края, его природой.

Развивающие:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • Развивать способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению

  • Развивать способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

  • воспитание активной, самостоятельной личности, обладающей чувством собственного достоинства;

  • воспитание любви, уважения к своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей;

  • формирование любви, чувства сопричастности к Родине (семье, городу, стране, культурному наследию, природе родного края).

  • Воспитание трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм

  • Воспитывать и поддерживать такие нравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших,

  • бережное отношение к жизни человека.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному»;

  • историчности;

  • систематичности и последовательности;

  • сознательности и активности.

Программа «К истокам детской души» рассчитана на воспитанников детского сада и начальной школы.

Программа предполагает концентрический принцип организации учебного материала. Каждый раздел содержит материал, раскрывающийся на разных ступенях в новом аспекте.


Основные направления:

  • изучение и возрождение русских православных праздников, обрядов и традиций;

  • знакомство с историей и природой родного края;

  • воспитание трудолюбия;

  • включение семьи в процесс воспитания у ребёнка нравственных качеств.

Содержание программы включает следующие разделы:

  • Семья в русской культуре

  • Деревня моя, деревянная, дальняя

  • Традиции и праздники в русской культуре

  • Родные просторы

  • Труд земной

  • Выдающиеся земляки

  • Культурное наследие

  • К истокам детской души

Условия эффективности реализации программы

Программа будет успешно реализована, если:

  • изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

  • учитываются возрастные и личностные особенности воспитанников и используется доступный программный материал;

  • используется разнообразный дидактический материал;

  • соблюдается преемственность: детский сад – школа;

^ Образовательные технологии

Технология процесса проходит через осознание, эмоциональное переживание и практическое принятие воспитанниками нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора. Занятия по программе «К истокам детской души» представляют собой своеобразную форму групповой деятельности. Содержание этой деятельности определяется, в первую очередь, той темой, которая предлагается детям для рассмотрения, а также отработкой соответствующих умений по использованию осваиваемого знания.

Смысл групповой деятельности, организуемой на занятии, заключается в осмыслении каждым ребенком своего «Я» на основе сформированности у него системы ценностных отношений к окружающему миру, природе и себе.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

Разнообразные занятия дают возможность детям лучше усвоить материал и проявить свою индивидуальную самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. Игровые приемы, загадки, тематические вопросы также помогают в усвоении материала.

Методы и формы преподавания:

классные собрания,

классные часы;

беседы;

часы общения;

ролевые игры;

уроки творчества;

КТД

конкурсы,

викторины

экскурсии

походы, заочные путешествия

праздники

акции, проекты

творческие задания (рисунки, поделки из природного материала, выставки).

^ Работа с родителями

В сегодняшней жизни родители заняты решением социально – бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе.

Однако педагог должен постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи.

Также педагог должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты. Они привлекаются к подготовке и проведению праздников. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

Результаты образовательного процесса

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России;

  • уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

  • бережное отношение к родной природе;

  • посильное служение родине и активная жизненная позиция;

  • осознание значимости труда, инициативность и творчество в труде и бережное отношение к результатам труда;

  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;

  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

^ Эффективность реализации программы,

методы и способы отслеживания результатов

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов обучения.

Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, коллективные обсуждения пройденных тем.

Разнообразные способы определения результативности «вплетены» в образовательно-воспитательный процесс. Как правило, они выступают для детей в скрытой форме, предъявляются детям либо как игра, как состязание, как проверка собственных сил. Их проведение само по себе является воспитательным актом и составляет одно из слагаемых воспитательной работы. Педагогические методики содержательно инструментируются как часть организуемой деятельности, и педагог производит тщательный обсчет и анализ получаемых результатов. Это может быть опрос на занятии, подведение итогов, текущая (конец темы) и итоговая (конец учебного года) аттестации. Участие в школьных и городских викторинах, конкурсах, фестивалях.  

^ Дети могут вести личный дневник, заполнить Портфолио, накапливать текстовой и фото материал, вести летопись.

Педагог проводит диагностику личностного роста и продвижения: рейтинг на лучшего знатока русской культуры, контрольные задания и тесты и пр.

^ Основные темы и проблемы курса

(содержание по разделам)

I раздел: Семья в русской культуре

Детский сад

Семья-мир самых близких людей. Понятие семьи как группы живущих вместе родственников.

Любовь к родителям.

Портрет семьи. Семья в рассказах русских писателей.

Нравственные уроки народной мудрости в русских народных сказках.

1 класс

Моё имя и моя фамилия. История возникновения имён. Варианты происхождения имён. Значение имени, которое носит человек. Бережное отношение к имени. Тёзки. Русский месяцеслов, именины.

Русские фамилии и их происхождение. Варианты образования русских фамилий.

Как стать хорошим сыном (хорошей дочерью).

Мать. Отец, отчество. Пословицы, поговорки и стихи о матери и об отце. Происхождение отчества в русской культуре. Отчизна. Отечество. Родители. Семья.

История рода. Род, родня, родные. На кого я похож?

Роль отца и роль матери в семье.

О бабушках и дедушках. Бабушки и дедушки в русских сказках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье.

2 класс

История фамилии семьи. Фамилия как указание родства. Однофамильцы. Кто и как продолжает фамилию семьи.

Семейные обязанности в истории русской культуры. Зачем нужны обязанности? Мои обязанности в семье.

Жизнь дана на добрые дела.

Скупость и щедрость. Сравнение понятий, пословицы и поговорки о скупости и щедрости

3 класс

Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо.

Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители.


Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье.

Всегда ли мы говорим правду? О Правде и Кривде. Сравнение понятий, пословицы и поговорки о правде и лжи.

Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие. Нравственный выбор человека.

4 класс

Музей моей семьи: семейные реликвии. Герб семьи.

Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников в рассказах детских писателей.

Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».

Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии.

Добродетель послушания. Значение слова «послушание». Что значит «слушать», «слушаться»? Примеры послушания (художественная культура и культура повседневности).

Благодарность. Чувство благодарности. За что можно быть благодарным? Благодарность как дар. Я – продолжение родителей.

Старый друг лучше новых двух. Понятие дружбы. Пословицы и поговорки о дружбе. Кто такой друг? Дружина в русской культуре. Я учусь дружить.


^ II раздел: Деревня моя, деревянная, дальняя

Детский сад

Мой дом. «До́ма и стены помогают». Родной дом. Родительский дом. Судино – деревня, где я живу (экскурсия).

Деревенский крестьянский дом – изба. Принципы строения дома на Руси. Светёлка. Каменные хоромы. Русская изба и каменные хоромы в русских народных сказках. Дом – «восьмое чудо света».

Старинные игрушки детей.

Народное творчество: потешки, песенки.

Русский народный костюм (ознакомление). Узоры, украшающие русский народный костюм.

Православный храм – Дом Божий (экскурсия).

Хочу ли я школьником стать.

1 класс

Деревня. Село. Деревенский дом. Русская изба: печь, полати, деревянные столы и лавки, кованые сундуки, люльки, ткацкие станки, прялки. Части дома: сруб, крыльцо, крыша.

Традиции организации пространства дома в русской культуре. Организация пространства в русском доме. Символика частей (и комнат) дома на Руси. Мой дом – моя крепость. «В гостях хорошо, а дома лучше».

Игры и забавы детей на селе и в деревне.

Народное творчество: считалки, заклички.

Русский народный костюм. Мужская и детская одежда. Рубаха, порты, головной убор. Женская одежда. Сарафан, рубаха, головной убор (кика, повойник, сорока, платок).

Рисунок или аппликация: русский народный костюм.

Православный храм – Дом Божий. Устройство и убранство храма.

Где и как учились раньше.

2 класс

С чего начинается Родина? Что в моей деревне.

Украшение деревенского дома. Окна. Наличники. Роль и значение дома в русской культуре. Дом как часть природы. «Природные» названия частей дома. Дом как живое существо. «Лицо» дома. Принципы строения селений на Руси. Пространство дома и вокруг дома. Сады и пруды в русской усадьбе.

Занятие женщин.

Песни женщин.

Русский народный костюм. Украшения. Костюм повседневный и праздничный.

Женский головной убор (кика, повойник, сорока, платок).

Рисуем женский головной убор.

Архитектура села. Пределы и престолы храма. Колокольня.

История Судинской школы.

3 класс

История названия деревни Судино.

Внутреннее убранство дома. Горница. Убранство дома в русских сказках. «Красный угол» в русском доме. Самое почётное место в доме. Роль и значение «красного угла» в доме. История «красного угла». Традиции украшения «красного угла». Икона в «красном углу». Икона – хранительница дома.

Занятия мужчин. Инструменты.

Русские народные музыкальные инструменты.

Русский народный костюм. Обрядовые и обереговые функции одежды.

Аппликация «Одень куклу».

Традиции и принципы построения храмов в селе. Внутренне устройство храма. Архитектурное своеобразие и живопись храма. Иконы. Символика.

Начальные школы в деревнях.

4 класс

Достопримечательности села Шугорь.

Домашняя деревенская утварь. Предметы культуры и быта народа (утюги, рубели, ручная мельница, квашня, самовары и ухваты, глиняные горшки, туески).

Семейный очаг. Место и значение печи в русской избе. Образ печи в русской художественной культуре. Понятие «семейного очага» в современной культуре. Уважение к дому. «Мир вашему дому». Отношения между соседями.

Деревенские посиделки. Песни и занятия на деревенских посиделках.

Русский народный костюм. Изготовление русского народного костюма (фартук).

История основания храма. Местночтимые православные святыни. Церковные службы (венчание, крещение).

Шулецкая восьмилетняя школа. Дети войны.

^ III раздел: Традиции и праздники в русской культуре

Детский сад

День славянской культуры и письменности. Праздник.

Рождество Христово. Подготовка к празднику, разучивание рождественских стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Рождественская ёлка.

Покров. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.

Масленица. Масленица – проводы зимы. Масленичная трапеза. Игры и забавы детей. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.

Пасха. Адаптированное изложение евангельской истории Воскресения Иисуса Христа. Подготовка к празднику, разучивание пасхальных стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.

1 класс

День славянской культуры и письменности. Кирилл и Мефодий, их семья. Праздник.

Рождество Христово. Адаптированное изложение евангельской истории Рождества Христова: Вифлеемская звезда, пещера, рождение Иисуса Христа, поклонение пастухов и волхвов, дары волхвов. Подготовка к празднику, разучивание рождественских стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Выставка детского творчества. Рождественская ёлка. Семейное празднование Рождества.

Покров. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.

Масленица. Масленица – проводы зимы. Масленичная неделя. Масленичная трапеза. Традиции празднования Масленицы. Игры и забавы детей. Проводы масленицы.

Пасха. Адаптированное изложение евангельской истории Воскресения Иисуса Христа. Подготовка к празднику, разучивание пасхальных стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Выставка детского творчества. Пасхальный концерт.

2 класс

День славянской культуры и письменности. Праздник.

Рождество Христово. Адаптированное изложение евангельской истории Рождества Христова: Вифлеемская звезда, пещера, рождение Иисуса Христа, поклонение пастухов и волхвов, дары волхвов. Подготовка к празднику, разучивание рождественских стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Выставка детского творчества. Предание о рождественской ёлке.

Рождественская ёлка. Рождественский посиделки. Традиции добрых дел. Что такое «добрые дела»?

Покров – праздник храмовый престольный. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.

Масленица. Народные традиции празднования Масленицы. Масленичная неделя. Масленичная трапеза. Игры и забавы детей. Праздник.

Пасха – праздник праздников. Адаптированное изложение евангельской истории Воскресения Иисуса Христа. Подготовка к празднику, разучивание пасхальных стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Пасхальные рассказы. Выставка детского творчества. Пасхальный концерт. Игры на Пасху.

3 класс

День славянской культуры и письменности. Праздник.

Рождество Христово. Адаптированное изложение евангельской истории Рождества Христова: Вифлеемская звезда, пещера, рождение Иисуса Христа, поклонение пастухов и волхвов, дары волхвов. Святочные рассказы. Подготовка к празднику, разучивание рождественских стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Выставка детского творчества. Рождественский пост. Что значит «поститься»? Сочельник. Христословы (колядки). Рождественский посиделки.

Покров – праздник храмовый престольный. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.

Масленица. Народные традиции празднования Масленицы. Масленичная неделя. Праздник «Гори, гори ясно, солнышко красно».

Пасха – праздник праздников. Адаптированное изложение евангельской истории Воскресения Христова. Подготовка к празднику, разучивание пасхальных стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Пасхальные рассказы. Выставка детского творчества. Колокольный звон. Традиции колокольных звонов в русской культуре. Символическое значение колокольных звонов. Колокол в истории русской культуры. Особенности праздничных колокольных звонов. Прослушивание звукозаписей. Праздник.

Традиции добрых дел.

4 класс

День славянской культуры и письменности. Праздник.

Рождество Христово. Адаптированное изложение евангельской истории Рождества Христова: Вифлеемская звезда, пещера, рождение Иисуса Христа, поклонение пастухов и волхвов, дары волхвов. Рождественские традиции. Подготовка к празднику, разучивание рождественских стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Святочные рассказы. Выставка детского творчества. Традиции милосердия на Руси.

Покров. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, рисование, изготовление поделок. Праздник.
  1   2   3   4



Похожие:

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconМетодическое сопровождение курса орксэ в Тутаевском муниципальном районе
В федеральных государственных образовательных стандартах, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconПрограмма по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования 2010 -2011год
Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, Концепция духовно-нравственного...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconРабочая программа по хореографии для детей 3-11 лет. Т. Н. Скецына. «Движение и радость». Рабочая программа по ритмике для детей 2-7 лет
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования послужили...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconПрограмма на 2012-2013гг год по нравственному воспитанию детей и юношества
Районная программа на 2012-2013гг год по нравственному воспитанию детей и юношества
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconПрограмма курса по выбору
Таким образом, введение курса позволяет создать единое образовательное пространство, осуществить ценностно-смысловую преемственность...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconМбоу «Ищёрская нош» Отчёт по реализации мероприятий по духовно – нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения за II квартал 2014г
Отчёт по реализации мероприятий по духовно – нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения за II квартал 2014г
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconГусева Елена Юрьевна моу сош №7 г. Углича зам директора по вр школьная целевая программа
Модель воспитательной деятельности мдоу центр развития ребёнка – детский сад №7 «Улыбка» г. Пошехонье Ярославской области по духовно-нравственному...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет icon«Содержание и организация деятельности педагогов школы по духовно-нравственному воспитанию школьников»

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconПрограмма по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию "Мы живем в России" Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан
Программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию "Мы живем в России"
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6 11 лет iconПрограмма духовно-нравственного воспитания. Под «духовно-нравственным воспитанием»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы