Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий icon

Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий




НазваниеТехнология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий
страница1/3
Дата26.12.2012
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
источник
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая (сменная) общеобразовательная школа

Рыбинского муниципального района


Ресурсный центр


Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на уроках





сборник методических материалов


2011 год


Комарова Т.В. – директор школы.

Иванова Т.Б. – педагог психолог, Зудина Н.Ю. – методист, учитель физики;


^ Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ; сборник методических материалов.


Материалы предназначены для руководителей образовательных учреждений, учителей предметников, воспитателей, методистов, педагогов - психологов.


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение ……………………………………………………………….4

  2. Пояснительная записка ……………………………………………….5

  3. Описание технологии педагогического сопровождения

    1. Понятие педагогического сопровождения…………………………..6

    2. Цель и задачи педагогического сопровождения…………… ……....7

    3. Этапы педагогического сопровождения

Диагностический этап……………………………………… …………9

  • Уровни сформированности УУД…………………….........................11

Организационный этап……………………………………………… 17

  • Описание средств сопровождения…………………………………..18

  • Индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения………………………………………………………..20

Внедренческий этап…………………………………………………..25

  1. Примерные конспекты уроков (физика 7 класс)…………………...26

  2. Выводы……………………………………………………………….. 36

  3. Список литературы…………………………………………………. 39



ВВЕДЕНИЕ

Методические материалы являются универсальным методическим обеспечением деятельности педагога начального, основного и среднего (полного) общего образования при проектировании метапредметных результатов образования, составлении индивидуальных программ сопровождения развития познавательной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающихся.

В условиях модернизации образования в сельских школах появились разновозрастные группы. Представленная технология позволяет педагогам, работающим в таких группах, обеспечить доступность и качество образования.

Материалы оформлены таким образом, что позволяют педагогу пошагово изучить и применить в практической деятельности предлагаемую технологию.

При использовании данной технологии на практике, меняется система преподавания предмета, так как во главу угла ставится не знаниевый компонент урока, а компетентностный. Содержание учебного предмета выступает как средство формирования универсальных действий.


^ Цель методических материалов:

методическое обеспечение педагогов технологией педагогического сопровождения.

Задачи:

  1. Мотивировать педагогов на использование технологии или её элементов в образовательной деятельности по формированию универсальных учебных действий.

  2. Сформировать представление о педагогическом сопровождении, как об эффективной современной образовательной технологии.

  3. Представить примеры индивидуальных образовательных программ формирования универсальных учебных действий, конспектов уроков с применением разноуровневой педагогической помощи.



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современный социальный заказ общества системе образования – это инициативные, самостоятельные, ответственные и социально мобильные личности, способные к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования. Доступность качественного образования, его индивидуализация и дифференциация предполагают со стороны педагогов:

- защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка;

- реализацию программ преодоления трудностей в обучении;

- моделирование исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Как решить эти задачи в условиях сельской школы? Попытка повысить успешность детей в учебе, помочь адаптироваться в социуме, без учета индивидуальных особенностей обречена на провал. Следовательно, учитель – предметник (воспитатель) с помощью классного руководителя, школьного психолога, педагогических диагностик должен изучить субъектный опыт ученика, его познавательные и профессиональные интересы, раскрыть способ его мышления. Затем – разработать содержание, подобрать средства и методы образовательного процесса, чтобы выстроить индивидуальную траекторию развития универсальных учебных действий у конкретного ученика через реализацию образовательной программы.

Любой учебный предмет, с его содержанием, выступает как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Например, предмет «физика», позволяет развивать логическое и абстрактное мышление, произвольность высших психических функций(восприятия, внимания, памяти, речи), творчество и коммуникативные качества личности.

Из познавательных УУД физика формирует умения:

  • сознательно чувствовать окружающий мир,

  • отыскивать причины физических явлений,

  • анализировать и сравнивать физические явления между собой, структурировать и классифицировать объекты физического мира,

  • моделировать физические объекты и системы

  • чувствовать противоречия и др.;


из регулятивных УУД умения:

  • ставить цель и планировать ее достижение,

  • контролировать свои действия по достижению цели,

  • запрашивать помощь педагога,

  • анализировать и оценивать собственную учебную деятельность;



из коммуникативных УУД умения:

  • принимать, искать и передавать информацию,

  • задавать вопросы,

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса,

  • выполнять различные социальные роли в группе,

  • вести дискуссию,

  • использовать современные телекоммуникационные технологии.


В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.


^ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

  1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Сейчас получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия специалистов образовательного процесса. [10] Представления о сопровождении как образовательной технологии общей для многих специалистов, изложены в работах Е.И.Казаковой. [6] Е.И.Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка»

М.Р.Битянова рассматривает сопровождение как «…систему профессиональной деятельности, направленной на создание условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия».[7] Е.А.Александрова понимает педагогическое сопровождение как «специально организованную деятельность, суть которой заключается во взаимодействии педагога с обучающимся по поводу его потенциальных возможностей, «зон его ближайшего развития» и жизненных перспектив. Результатом подобного взаимодействия становится индивидуальная образовательная траектория ученика»[8]

И.А.Липский определяет педагогическое сопровождение как «процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка… В педагогическом сопровождении развития личности ребенка взрослый – это субъект, оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия, т.к. именно он ставит цели воспитания (обучения), определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно педагог должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания (обучения) в целом».[9]

Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве и в соответствии с присущими им ролями. [4,5] В нашем случае дети являются социальной группой с функцией развития, а педагоги – социальной группой с функцией развития детей. В этом совпадении функций заключается суть педагогического сопровождения.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования УУД у обучающихся на уроках – это личностно – ориентированная образовательная технология, включающая проектирование образовательной среды для максимального развития возможностей и личностного потенциала обучающегося. Результатом сопровождения должно стать интеллектуальное и психологическое развитие каждого ученика.

^ II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Цель педагогического сопровождения: создание условий для формирования универсальных учебных действий.

Содержание процесса педагогического сопровождения должно базироваться на:

  • поддержании оптимальной активности ученика;

  • организации образовательных воздействий на ученика при учете его индивидуальных возможностей для качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности, социальных взаимосвязей последнего.

Из вышесказанного следует, что

задачами педагогического сопровождения являются:

  1. Определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего развития», сформированность УУД на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр.

  2. Разработать индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения.

  3. Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты.

  4. Отобрать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников.

  5. Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени.

По временным показателям педагогическое сопровождение бывает единовременное, пролонгированное и дискретное. Единовременное сопровождение оказывается в том случае, когда педагог уверен, что ученик способен сам справиться с ситуацией или проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Обсуждается уровень глубины изучаемого материала, тем научных исследований, источников информации, видов домашних заданий, вариантов презентации результатов. Педагог пробуждает внутренний резерв ребенка, вселяет уверенность в собственных силах.

Пролонгированное сопровождение используется в том случае, когда ученик длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой или процесс формирования его знаний, навыков, способов действий требует постоянной помощи и поддержки со стороны педагога.

Дискретное сопровождение проводится время от времени, когда педагог видит необходимость корректировать ситуацию и использует методы, определяемые характером затруднений ученика.

  1. ^ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая позволяет получить данные о характере и динамике психологического развития, о личностных особенностях ученика, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Поэтому первый этап педагогического сопровождения формирования УУД называется диагностическим. Второй – организационный, на нем анализируется полученная информация, проектируется содержание и средства сопровождения. И третий этап – внедренческий. Рассмотрим этапы подробно.

1. ^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Цель этапа: изучение особенностей интеллектуальной и личностной сфер обучающихя; получение данных об актуальном уровне их развития, уровне сформированности универсальных учебных действий.

Деятельность учителя на данном этапе заключается в получении информации:

  • о состоянии здоровья ученика, его социального благополучия (изучение личного дела, взаимодействие с классным руководителем);

  • от педагога-психолога об особенностях интеллектуального и личностного развития учеников (авторская комплексная методика Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников»);

  • об уровне знаний и умений по предмету (тестирование, личные наблюдения и анализ текущих работ);

  • об уровне сформированности УУД (карта наблюдения)


Рассмотрим подробнее диагностику сформированности УУД.

Познакомимся с видами и содержанием универсальных учебных действий.


^ Таблица 1. «Виды и содержание УУД»


Виды УУД

Содержание УУД

личностные


  • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка)

  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и "незнания")

  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков)

регулятивные (включающий

также действия  

саморегуляции)

  • Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  • Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

  • Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

  • Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

познавательные


  • работа с информацией

  • работа с учебными моделями

  • использование знако-символических средств, общих схем решения

  • выполнение логических операций:

    • сравнение

    • анализ

    • обобщение

    • классификация

    • установление аналогий

    • подведение под понятие

коммуникативные


  • речевая деятельность

  • навыки сотрудничества

  • адекватное понимание информации

  • работа с различными источниками информации
  1   2   3



Похожие:

Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconФормирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках педагогического сопровождения
...
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени Ивняковской средней школы на основе требований...
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Льной системы Начальная школа 21 века. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта...
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования мкоу мо г. Ирбит «Средняя общеобразовательная школа №9»
Цель программы обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках образовательной...
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет...
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconЛекция 1 Тема: Теоретические особенности формирования универсальных учебных действий (ууд) Методология универсальных учебных действий (ууд)
Лекция 1 Тема: Теоретические особенности формирования универсальных учебных действий (ууд)
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Великая цель образования это не знания, а действия Герберт Спенсер
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconНоменклатура универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока
Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы