Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» icon

Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд»




НазваниеШингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд»
страница1/5
Дата26.12.2012
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


______________ Шингаев С. М. _________________ Селиванова Т.Г.

«____»______________ 20___ г. «____»___________________20___г.


Учебная программа


«Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития УУД »

(для детей с особенностями психического развития)


Составители программы: Склярова Татьяна Васильевна, Чикер Татьяна Николаевна

Исполнители программы: Склярова Татьяна Васильевна, Чикер Татьяна Николаевна


Санкт-Петербург

2011/2012г.
^

Актуальность программы.



Cовременные образовательные программы предъявляют достаточно высокие требования к уровню подготовки детей. В связи с этим в последнее время увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности в адаптации к обучению в школе.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся. Учащиеся, испытывающие трудности в адаптации к обучению в школе, нуждаются в психологической помощи специалистов службы сопровождения для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования и успешного личностного развития.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Кроме того, проведение ГИА и ЕГЭ ставит перед начальной школой задачу сформировать психические процессы, личностные характеристики и поведенческие навыки, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Успешное формирование УУД является необходимым условием успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.

В составе основных видов УУД выделяются четыре блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный. Успешная адаптация к обучению в начальной школе возможна лишь при условии полноценного формирования всех перечисленных видов УУД. У большинства учащихся процесс формирования УУД успешно проходит в процессе обучения в школе.

Однако ряд учащихся, в силу различных причин имеют трудности в познавательной сфере, в межличностном общении, недостаточно сформированную саморегуляцию поведения, личностные проблемы. Успешное формирование УУД у этих учащихся возможно лишь при условии оказания им своевременной психологической помощи. С целью оказания психологической помощи в формировании УУД у этих учащихся нами была разработана программа групповых занятий «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредствам развития УУД» (для детей с особенностями психического развития).

Программа предполагает развитие следующих познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Оптимальный возраст для развития и формирования произвольности этих процессов приходится на 7- 10 - летний возраст. Поэтому работа с учащимися начальной школы является наиболее продуктивной.

Современные школьники испытывают большой интерес к компьютерам. Поэтому с целью повышения мотивации к занятиям для развития восприятия, внимания, памяти и мышления выбран коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio».

Коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio» предоставляет широкие возможности для проведения психодиагностики и развития познавательных процессов учащихся. Уровень развития познавательных процессов может быть исследован с помощью пакетов «Ягуар», «Внимание», «Зоопарк», «Память». Пакет «Ягуар», предназначен для оценки и развития восприятия, сенсомоторных процессов и умственной работоспособности. Пакеты «Внимание» и «Зоопарк», предназначены для изучения и развития основных свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости. Пакет «Память» - для оценки и развития механической, логической, оперативной, образной памяти. Подробное описание данной методики опубликовано в книге: Тугой И. А. «Психологическая служба в образовании с Effecton Studio». – Липецк: ЛЭГИ, 2006. (WWW.EFFECTON.RU)

Эта программа позволяет детям легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию сотрудничества. Развитие социальных навыков, осуществляемое в процессе групповых занятий, позволяет учащимся преодолеть трудности в общении с одноклассниками и успешно адаптироваться к обучению в школе.


Цель: Создание условий для успешной адаптации учащихся с особенностями психического развития к обучению в начальной школе посредством развития регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных УУД.


Задачи:

1. Развитие познавательных УУД посредствам развития познавательных процессов:

восприятия, внимания, памяти.

2. Развитие регулятивных УУД за счет активизации психофизических индивидных

свойств.

3. Развитие личностных УУД за счет формирования адекватной самооценки и стремления

к саморазвитию.

4. Развития коммуникативных УУД посредствам развития коммуникативных умений.


^ Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет с особенностями психического развития (имеющих низкую школьную успеваемость, испытывающих трудности в общении с одноклассниками), и их родителей. В зависимости от психофизиологических особенностей детей может меняться содержание и продолжительность отдельных упражнений. В группу может входить от 6 до 10 учащихся согласно «Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Противопоказанием к участию в групповых занятиях является наличие у ребенка медицинских противопоказаний для работы с компьютером.


Особенности программы


Особенностью программы является ее компенсаторная функция, т. е. содержание и структура занятий отвечает актуальным потребностям детей в овладении ими теми или иными видами УУД как жизненно важными для них.

Предлагаемая программа носит универсальный характер, так как предназначена для детей, имеющих трудности в формировании любого из перечисленных выше видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Данная программа не ориентирована на прямое сопровождение того или иного УМК (учебно-методического комплекса). Группа детей может быть сборной из различных школ, обучающихся по разным образовательным программам.

Значимой стороной программы является личностно- и индивидуально-ориентированный развивающий маршрут для участников программы. Для группы детей диагностируется спектр наиболее дефицитарных на данном этапе развития умений (например, базовые познавательные, регулятивные, коммуникативные), усложняющие формирование учебной деятельности. Соответственно, структура и комплекс занятий могут варьироваться в зависимости от того, в формировании каких видов УУД учащиеся испытывают наибольшие трудности (например, для детей, имеющих диагноз СДВГ большее внимание уделяется развитию саморегуляции; для детей с проблемами в общении - развитию коммуникативных навыков и др.).

Общим (независимо от вида наиболее дефицитарных на данном этапе развития умений) является развитие учебной мотивации, предоставление опыта формирования позитивной системы отношений в группе, развитие личностных качеств, таких как знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

При разработке программы использовалась концепция структуры личности Б.Г. Ананьева, что соответствует системно-деятельностному подходу, лежащему в основе нового Федерального государственного образовательного стандарта.

Другим обязательным элементом программы является психологическое сопровождение и обучение родителей участников занятий.


^ Организация работы


Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Программа включает 26 занятий, в том числе занятия для родителей в форме группового и индивидуального консультирования. Кроме того, перед началом групповых занятий проводится первичное консультирование детей и родителей. Параллельно с проведением групповых занятий для детей, проводятся индивидуальные консультации для родителей по запросу родителей.

Занятия проводятся в компьютерном классе, имеющем дополнительное место для проведения упражнений и игр. Для занятия необходимы: пакеты «Ягуар», «Внимание», «Память», «Зоопарк» компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», бумага, мягкая игрушка, мяч, цветные карандаши, краски.


^ Структура занятия для детей.


Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид (человек как биологическое существо), субъект деятельности (индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности), личность (человек как социальное существо), индивидуальность (интегральная характеристика человека, объединяющая три предыдущих уровня в одно целое).

Структура и технология работы по программе, осуществляемой в соответствии с концепцией Б.Г. Ананьева представлена в следующей таблице:


Понятия по Б.Г. Ананьеву

Методы работы

Достигаемый результат

Личность


Игровая мастерская

(психогимнастические упражнения ролевые игры, подвижные игры, арттерапевтические упражнения, беседа, дискуссии)

Развитие учебного сотрудничества (личностных УУД и коммуникативных УУД)


Субъект

деятельности


Компьютерный тренажер

(развивающий комплекс «Effecton Studio») развитие восприятия, внимания, памяти, работоспособности

ЗУН (знания, умения, навыки)

познавательные УУД,

регулятивные УУД


Индивид


Кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика

Компьютерный тренажер

(развивающий комплекс «Effecton Studio»)

Создание условий для обретения природосообразного темпа учебной деятельности, посредством обретения знания о своих психофизиологических особенностях



Каждое занятие включает в себя три части:


I часть:

- Комплекс развивающих упражнений компьютерного коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio», направленных на развитие познавательных процессов.


II часть:

- Физкультурные упражнения и пальчиковая гимнастика, направленные на снятие общего напряжения и активизацию психофизических индивидных свойств.


III часть:

- Коммуникативные упражнения, направленные на оптимизацию межличностного взаимодействия.


^ Методы и формы работы.


Для формирования регулятивных УУД используются кинезиологические упражнения, задания коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio». Для формирования познавательных УУД задания коррекционно - развивающего комплекса «Effecton Studio» Для формирования личностных и коммуникативных УУД используются психогимнастические упражнения, ролевые игры, подвижные игры, арттерапевтические упражнения, беседы, дискуссии.

Современные школьники испытывают большой интерес к компьютерам. Поэтому с целью повышения мотивации к занятиям для развития восприятия, внимания, памяти и мышления выбран коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio».

Коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio» предоставляет широкие возможности для проведения психодиагностики и развития познавательных процессов учащихся. Кроме того, коррекционно - развивающий комплекс «Effecton Studio» представляет собой тренажер, то есть позволяет учащимся в процессе выполнения учебных заданий отслеживать динамику своей результативности.

Уровень развития познавательных процессов может быть исследован с помощью пакетов «Ягуар», «Внимание», «Зоопарк», «Память». Пакет «Ягуар», предназначен для оценки и развития восприятия, сенсомоторных процессов и умственной работоспособности. Пакеты «Внимание» и «Зоопарк», предназначены для изучения и развития основных свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости. Пакет «Память» - для оценки и развития механической, логической, оперативной, образной памяти. Подробное описание данной методики опубликовано в книге: Тугой И. А. «Психологическая служба в образовании с Effecton Studio». – Липецк: ЛЭГИ, 2006.


^ Учебно-тематический план групповых занятий





п/п


Темы занятий


Кол-во

занят.

Время одного занятия

(час., мин)



^ Теорет.

часть

Практ.

часть

Всего

1.

Первичное консультирование детей и родителей. Проведение первичного психодиагностического обследования детей и анкетирование родителей.

^ Тема занятия для родителей

2.

Знакомство с родителями. Информирование о программе. Групповая консультация по результатам первичной диагностики.

1

1 час

20мин

1 час

20мин

2 час

40мин

^ Темы занятий для детей

3.

«Знакомство»

2

5 мин

30-40

мин

1 час

4.

«Приветствуем друг друга»

2

-

35-45

мин

1 час

5.

«Ты и я»

2

-

35-45

мин

1 час

6.

«Хочу, могу»

2

-

35-45

мин

1 час

7.

«Управляю и подчиняюсь»

2

-

35-45

мин

1 час

8.

«Я в команде»

2

-

35-45

мин

1 час

9.

«Я-хороший, ты-хороший»

2

-

35-45

мин

1 час

10.

«Мои чувства»

2

-

35-45

мин

1 час

11.

«Кто я ?...»

2

-

35-45

мин

1 час

12.

«Мои успехи»

2

-

35-45

мин

1 час

13.

«Мы вместе»

2

-

35-45

мин

1 час

14.

Заключительное компьютерное диагностическое обследование (познавательные процессы). Заключительное диагностическое обследование (коммуникативные навыки, эмоциональное состояние, самооценка)

2

-

35-45 мин

1 час

^ Темы занятий для родителей

15.

По каждой теме занятий для детей проводятся индивидуальные консультации для родителей по запросу.










40 мин

16.

Заключительное занятие для родителей. «Как помогать ребенку дома».

1

1 час

1 час

40 мин

2 часа 40 мин




Итого

26

2 час

25 мин

16 час

50 мин- 20 час 50мин

37 час 20 мин



Расчет времени.


* Время, затрачиваемое на предварительное консультирование детей и родителей и проведение первичного психодиагностического обследования в учебно-тематическом плане не учитывается.

** 1 час групповой работы включает:

а) теоретическая часть: информационный блок;

б) практическая часть соответственно возрастным нормам

(1-й класс - 30-35 мин., 2-4 классы - 45 мин);

в) время на организацию и завершение учебного процесса (подготовка компьютеров к работе, установка программ, проветривание помещения, подготовка демонстрационного материала и т. д.) в соответствии с реализацией задач проводимого занятия.


Содержание


  1   2   3   4   5



Похожие:

Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconПрограмма формирования ууд © гоу яо иро © Е. В. Коточигова Что сделаем сегодня Что есть «программа формирования ууд»?
Программа формирования ууд обязательная часть основной образовательной программы оу, направленная на формирование и оценку универсальных...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconМетодические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение" в начальной школе: "Родники моей малой Родины"
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся начальной ступени Ивняковской средней школы на основе требований...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconПояснительная записка. Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика»
«Информатика» для 5 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе,...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconСправка по итогам олимпиады в начальной школе
Цель: выявить наиболее одаренных учащихся, оценить сформированность общих интеллектуальных способностей учащихся начальной школы
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconПсихологическая готовность ребёнка к обучению в школе к аспекте сформированности базовых универсальных учебных действий
Ставит формирование у детей универсальных учебных действий (ууд) – навыков учиться, общаться, контролировать свою деятельность, добывать...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconПравовые аспекты организации летних пришкольных лагерей для учащихся начальной школы
Она должна основываться на предусмотренных законом принципах, гарантирующих соблюдение прав и интересов учащихся, особенно если речь...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconРабочая программа по физической культуре на 2013-2014 учебный год 1,4,6,9 классы Учитель: Батов А. С 2013 год
Цель обучения образовательной области физическая культура в начальной школе – формирование у учащихся начальной школы основ здорового...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconАдаптация первоклассников в условиях фгос мбоу сош №4 села Шевченковского Крыловского района
Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления...
Шингаев С. М. Селиванова Т. Г. 20 г. 20 г. Учебная программа «Адаптация учащихся к обучению в начальной школе посредством развития ууд» iconПроблемы здоровьесберегающей деятельности в начальной школе
Проблема сохранения и развития здоровья в последние годы приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы