Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» icon

Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано»




Скачать 441.31 Kb.
НазваниеЦентр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано»
страница1/3
Дата26.12.2012
Размер441.31 Kb.
ТипКраткое содержание
источник
  1   2   3




Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Пушкинского района Санкт-Петербурга

_______________________________________________________________________


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой психологии СПб АППО Директор ГБОУ ЦПМСС

кандидат психологических наук,

доцент С.М. Шингаев М.И. Володарская


« ____» ________________ 2011 г. « _____» _____________ 2011 г.

Протокол

Педагогического совета

___ от « _____» ____________ 2011 г.


Программа

психолого-педагогического сопровождения родителей

«Родительское счастье»


Составители:

педагоги-психологи ЦПМСС

Котовская И.Е.

Шингаева И.В.


Санкт- Петербург

2011

Содержание:


1. Пояснительная записка ..…………………………………3


Актуальность …………………………………………………................3

Адресат ………………………………………………………………….4

Цель и задачи……………………………………………………………4

Теоретические основы………………………………………………….4


^ 2. Содержание программы ……………………………….....5


Учебно-тематическое планирование ………………………………….5

Методика построения программы …………………………………….5

Краткое содержание занятий …………………………………………..6


^ 3. Оценка результативности ……………………………....18


4. Организационно-педагогические условия ……………18


Временные и материальные ресурсы ………………………................18

Требования к квалификации ведущего………………………………..18


5. Литература ………………………………………………...19


Литература для психологов ……………………………………………19

Литература для родителей ……………………………………………..19


6. Приложения ……………………………………….............21


Приложение 1. Упражнение «Дерево ожиданий» ……………………21

Приложение 2. Демонстрационная игра «Родительское счастье» …..21

Приложение 3. Примеры домашних заданий ………………................23

Приложение 4. Тест «Стили родительского поведения» …………….25

Приложение 5. Тест «Три Я» …………………………………………..27

Приложение 6. Анкета «Отзывы участников о программе» ................28

Приложение 7. Анализ отзывов участников о программе ……………29


^ 1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Поэтому обеспечение психологической поддержки семейного воспитания является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями психолого-педагогического сопровождения.

Особую важность это направление приобретает в последнее время, когда семья, как социальный институт, переживает серьёзные проблемы и экономического и психологического плана. Всё это не может не сказываться на качестве взаимодействия между членами семьи, между родителями и детьми. Выделим некоторые общие особенности современной семьи.

Растёт количество разводов, а, следовательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях ниже среднего уровня. Для матерей характерны поиски дополнительного заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени – всё это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Велик риск выплеска негативных эмоций на детей.

С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями.

Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации. Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым.

Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль. При этом у отцов можно отметить отсутствие сотрудничества с детьми и эмоциональную дистанцию (Алексеева Е.Е., Дмитриева Т.В., 2007).

Проведённый в течении 5 лет анализ обращений родителей за психологической помощью показал, что 25% обратившихся сталкиваются с проблемами семейных отношений, семейного взаимодействия, взаимоотношений ребёнка и членов семьи (Алексеева Е.Е., 2004). Характерные описания проблемы: «конфликт с сыном (дочерью)», «какие применять наказания», «я не понимаю своего ребёнка» и т.д.

Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей не систематизированы. Родители признаются, что испытывают трудности в применении их для решения практических задач и проблем. Вместе с тем ощущается дефицит практико-ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения родителей как участников образовательного процесса.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения выпускник начальной школы должен быть способен к организации собственной деятельности, готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, уметь слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение. Но основы самостоятельности, ответственности, позитивное отношение к процессу сотрудничества, потребность в общении со взрослыми и сверстниками закладываются ещё в период дошкольного детства и сложно переоценить роль семьи, родителей в их формировании.

Для решения задач, поставленных современным обществом, только психологического просвещения родителей недостаточно. Необходимы практические занятия, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить отношения с ним конструктивно и осознанно.


Адресат.

Программа психолого-педагогического сопровождения «Родительское счастье» адресована родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей или по рекомендации педагогов-психологов, осуществляющих коррекционную работу с их детьми.


^ Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений, способствующих развитию у детей самостоятельности и ответственности.

Задачи:

  • Актуализировать потребность участников в повышении родительской компетентности;

  • Расширить возможности родителей в понимании своего ребёнка;

  • Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком;

  • Оказать помощь в реализации творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении.


^ Теоретические основы.

В основу программы положена концепция детского развития, разработанная Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. При составлении программы использовались теории личностного развития, общения и поведения, Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Абрахама Маслоу, Карла Роджерса, Эрика Берна и Рудольфа Дрейкурса. Из психологической науки и практики было взято то, что можно превратить в практические навыки и стратегии поведения.


^ 2. Содержание программы.

Программа состоит из 8 занятий с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Также родителям предлагаются индивидуальные консультации для оказания помощи в решении конкретных проблем взаимодействия с детьми.


^ Учебно-тематическое планирование.




п/п

Темы занятий

Продолжительность

(час)

1

Мы и наш ребёнок.

Поиски взаимопонимания.

2

2

Чувства родителей и чувства детей.

Как слушать ребёнка.

2

3

Типы семейного воспитания.

Возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

2

4

Формирование самостоятельности и ответственности.

Что делать, если он не хочет.

2

5

Как разрешать конфликты.

Путь к бесконфликтной дисциплине.

2

6

Непослушный ребёнок.

Мотивы «плохого» поведения.

2

7

Все дети талантливы.

Уникальность вашего ребёнка.

2

8

Семейная игротека.

Играем вместе с ребёнком.

2

Всего:

16


Наряду с этими основными занятиями по запросу родителей программа может быть дополнена групповыми консультациями и на другие темы, например: «Адаптация ребёнка к ОУ», «Агрессивное поведение», «Детские страхи», «Взаимоотношения со сверстниками» и т.д.


^ Методика построения программы.

Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:

  • психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение;

  • короткие лекции (10-15 мин.);

  • групповое обсуждение;

  • упражнения на овладение навыками;

  • работа в парах и малых группах;

  • индивидуальная работа;

  • практические задания;

  • визуализация;

  • домашние задания.


Краткое содержание занятий.

Тема 1. Мы и наш ребёнок. Поиски взаимопонимания.

Цель: формирование мотивации и эмоционального настроя на совместную работу.

Задачи:

  • познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы;

  • выяснить ожидания и опасения родителей,

  • познакомить участников с особенностями и преимуществами принимающего поведения.

Предполагаемые результаты:

  • создание атмосферы взаимного доверия,

  • общая ориентация в проблемах участников группы,

  • формирование у участников установки на принимающее поведение родителя.

План занятия:



Форма работы

Цель

Содержание

Упражнение «Самопрезентация»

Знакомство участников друг с другом и с ведущими

Участники сообщают своё имя, количество детей и их возраст

Принятие правил работы в группе

Организация работы и общения в группе

Участники обсуждают, формулируют и принимают правила

Информационный блок «Программа «Родительское счастье»

Уточнение представлений участников о программе

  • цели и задачи

  • регламент работы

  • формы работы

Упражнение «Дерево ожиданий»

Уточнение ожиданий участников от программы

Приложение 1.

Демонстрационная игра «Родительское счастье»

Актуализация потребности участников в повышении родительской компетентности

Участники формулируют напутствие своему ребёнку. По окончании игры (Прило-жение 2) зачитывают его и делятся своими впечатления-ми.

Информационный блок «Стадии детского развития»

Расширение представлений родителей в понимании своей роли в становлении личности ребёнка

  • кризисы развития

  • задачи развития на каждом возрастном этапе по Э.Эриксону

  • роль родителей в формировании личностных качеств ребёнка

Упражнение «Огорчает-радует»

Улучшение рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком

Родители заполняют таблицу, формулируют, что их огорчает и что радует в их ребёнке

Информационный блок «Язык принятия ребёнка»

Знакомство с особенностями и преимуществами принимающего поведения

  • безусловное принятие

  • правила принятия

  • причины, мешающие безусловному принятию ребёнка

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания


Тема 2. Чувства родителей и чувства детей. Как слушать ребёнка.

Цель: создание условий для доверительного общения родителей с детьми.

Задачи:

  • познакомить участников с правилами выражения своих чувств в форме «Я-сообщений»,

  • познакомить с целями и приёмами активного слушания,

  • показать преимущества активного слушания для оказания помощи ребёнку.

Предполагаемые результаты:

  • использование родителями техники «Я-сообщения» и навыков активного слушания в общении с детьми.

План занятия:



Форма работы

Цель

Содержание

Начало занятия

Создание настроя на работу

Обсуждение выполнения домашнего задания

Упражнение «Антонимы»

Активизация эмоционального словаря, формирование позитивной эмоциональной атмосферы

Участник называет эмоцию или чувство и бросает мяч другому участнику. Тот называет противоположное чувство и т.д.

Информационный блок «Как родите-лям сказать о своём переживании»


Знакомство с техникой «Я-сообщения»

  • правила выражения негативных чувств родителями»

  • «Я-сообщения»: особенности построения и преимущества

Упражнение на овладение навыком «Я-сообщения»

Выражение чувств в форме «Я-сообщений»

Участники формулируют «Я-сообщения» в предложенных ситуациях, обсуждают их

Упражнение «Памятник чувству»

Поддержание работоспособности

Участники работают в парах, один выполняет роль «скульптора», другой -«глины». «Скульпторы» должны слепить памятник какому-либо чувству, используя тело партнёра.

Информационный блок «Техника активного слушания»

Знакомство с техникой активного слушания

  • активное слушание как способ решения эмоциональной проблемы ребёнка,

  • помехи на пути активного слушания

Практическое задание «Активное слушание»

Упражнение в применении техники «активного слушания»

Участники определяют чувства ребёнка в предло-женных ситуациях и форму-лируют ответ родителя.

Информационный блок «Что нам мешает слушать ребёнка»

Уточнение правил «активного слушания»

Автоматические реакции или помехи на пути «активного слушания»

Упражнение на овладение навыком «активного слушания»

Упражнение в применении техники «активного слушания»

Участники в парах по очере-ди делятся впечатлениями о занятии, используя технику «активного слушания»

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания



Тема 3. Типы семейного воспитания. Возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

Цель: осознание участниками возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

Задачи:

  • проанализировать разные типы семейного воспитания,

  • исследовать установки участников, унаследованные ими в родительской семье,

  • познакомить с преимуществами коммуникации на уровне «Взрослый-Взрослый».

Предполагаемые результаты:

  • осознание участниками своего ведущего стиля родительского поведения,

  • актуализация потребности к изменению неконструктивных родительских установок.

План занятия:



Форма работы

Цель

Содержание

Начало занятия

Создание настроя на работу

Обсуждение выполнения домашнего задания


Упражнение «Общение на разных уровнях»

Создание работоспо-собности, формиро-вание позитивной эмоциональной атмосферы

Участники общаются в парах:

  • один сидя, другой стоя

  • меняются местами

  • сидя напротив друг друга

Тест «Стили родительского поведения»

Исследование участниками своего предпочтительного типа родительского поведения

Приложение 4.

Информационный блок «Стили родительского воспитания»

Осознание особенностей каждого стиля воспитания

  • авторитарный

  • либеральный

  • индифферентный

  • авторитетный

Упражнение «Ребёнок в нас»

Поддержание работоспособности, активизация детского эго-состояния участников

Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была …». В ответ можно согласиться с данной характеристикой или нет.

Визуализация «Родительская семья».

Активизация детского эго-состояния участников

Участников просят закрыть глаза и вспомнить свою родительскую семью

Упражнение «Родительские установки»

Осознание участниками сформированных родительских установок

Участников просят закончить предложения: «Дети плохо себя ведут, по-тому что…», «Непослушный ребёнок – это …» и т.п.

Тест «Три Я»

Исследование участниками своего предпочтительного типа реагирования

Приложение 5.

Информационный блок «Три различ-ных состояния нашего Я»

Знакомство с представ-лениями транзактного анализа о трёх состояниях нашего «Я»

  • родительское «Я»

  • взрослое «Я»

  • детское «Я»

Практическое задание «Мои сильные качества»

Осознание участниками своих сильных сторон

Участников просят сформулировать и назвать свои сильные качества, которые проявляются в семье

Упражнение «Аплодисменты»

Поддержание позитив-ного эмоционального настроя

Один из участников встаёт в центр круга, остальные ему аплодируют. Каждый получает столько аплодис-ментов, сколько пожелает.

Завершение занятия

Подведение итогов занятия

Получение обратной связи от участников и объяснение домашнего задания


  1   2   3



Похожие:

Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconКотовская Ирина Евгеньевна
Центра психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга. В должности педагога-психолога работает 10...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПобедители выставки-конкурса «Психологические ресурсы образования 2011» Диплом I степени
Диплом I степени – авторский коллектив государственного образовательного учреждения Ярославской области для детей, нуждающихся в...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПоложение об установлении стимулирующих выплат и выплат социального характера руководителям муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-образовательный центр» и муниципального образовательного учреждени
«Информационно-образовательный центр» и муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПротокол общего собрания
Центр психолого- медико- социального сопровождения «надежда» (далее – Учреждение)
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconУстав муниципального образовательного учреждения Центра психолого – медико социального сопровождения «надежда» новая редакция
Учреждение создано путём изменения типа муниципального образовательного учреждения Центра психолого – медико социального сопровождения...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПриказ от № согласован начальник управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района
Официальное полное наименование Учреждения муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconВнутришкольный контроль
Проведение малых медико- психолого педагогических консилиумов по каждому классу с обсуждением результатов комплексного психолого-педагогического...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПлан работы Муниципального образовательного учреждения Центр психолого- медико- социального сопровождения «надежда» на 2012-2013 учебный год
Оказание психолого- педагогической и медико- социальной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении и социальной адаптации,...
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПлан финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год
Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» моу цпмсс «надежда»
Центр психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района Санкт-Петербурга «согласовано» iconПлан финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год
Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» моу цпмсс «надежда»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы