Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях icon

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях




Скачать 489.32 Kb.
НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях
страница1/4
Дата15.08.2014
Размер489.32 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник
  1   2   3   4

Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области


Составители:

Потехин Н.В.,
руководитель ЦИТ ГОАУ ЯО ИРО,
Редченкова Г.Д.,
зам. руководителя ЦИТ ГОАУ ЯО ИРО


  1. Преподавание предмета Информатика и ИКТ в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования

Организационные аспекты преподавания предмета Информатика и ИКТ в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) [2] и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) 2004 года [1] остаются неизменными по сравнению с 2012-2013 учебным годом (см. «Методическое письмо о преподавании учебного предмета Информатика и ИКТ в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» на сайте ГОАУ ЯО ИРО Деятельность / Методическая поддержка / Методические письма http://www.iro.yar.ru/index.php?id=26).

Учебники, учебные пособия

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год [4,5], представлены в Приложениях 1, 2.

Рекомендуемые учебники для разделов «Основное общее образование» и «Среднее (полное) общее образование» представлены двумя списками:

  • учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (предмет «Информатика»);

  • учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ»).

Таким образом, в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год, заблаговременно включены учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (предмет «Информатика»). Рекомендуем учителям ознакомиться с представленными учебниками.

^ Обращаем внимание:

  • В 2013-2014 учебном году в классах основной и старшей школы рекомендуется работать с учебниками, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ»).

  • В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, представлены учебники, входящие в завершенные предметные линии. Учебники, представленные в перечне допущенных Министерством образования и науки РФ, являются единичными или конкретная предметная линия учебников не завершена. Рекомендуется не начинать использование допущенных УМК, до тех пор, пока в Федеральный перечень рекомендованных учебников не будут включены учебники, закрывающие всю предметную линию.

  • Федеральные перечни учебников ориентируют на выбор учебников, которые будут использованы в классах, ранее не изучавших предмет «Информатика и ИКТ». Все остальные классы должны продолжать изучение предмета по ранее выбранным линиям УМК (соблюдение преемственности).

  • Обращаем внимание, что в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ (раздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ»)), по ошибке не был включен учебник – Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ 8 класс.

Дополнение к федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденному приложением 1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067» [5] представлено в Приложении 2.
При выборе учебника учителю следует обращать внимание на систему учебных и методических материалов, входящих в состав предлагаемого учебно-методического комплекса (УМК), предназначенных для обеспечения эффективной учебной деятельности обучающихся (учебная программа, учебник, книга для учителя (методическое пособие для учителя), книга для ученика (рабочая тетрадь), практикум, сборник задач, сборник тестовых заданий, средства ИКТ, набор ЦОР и др.). Описание УМК см. в Приложении 3.

^ Государственная итоговая аттестация

Вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации посвящен сайт сетевого сообщества учителей информатики Ярославской области https://sites.google.com/site/yarinformatikaege/.
Учителям информатики, продолжающим работать в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (предмет «Информатика и ИКТ») рекомендуем познакомиться с нормативными документами, связанными с введением ФГОС [22-26].

В частности, в условиях введения ФГОС в деятельности учителя большое внимание должно уделяться не только формированию предметных знаний, но и формированию универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД является одним из основных положений ФГОС.

Рекомендуем учителям (возможно в рамках работы методических объединений): проанализировать, какие элементы УУД формируются у обучающихся при изучении предмета Информатика и ИКТ в рамках действующего федерального компонента ГОС; проанализировать учебный материал курса с позиции возможности организовать учебное исследование, проектную деятельность обучающихся. Проанализировать свою деятельность по формированию у обучающихся таких компонентов учебной деятельности как целеполагание, содержательная рефлексия, оценивание. Проанализировать свое умение включать обучающихся в учебный полилог, предоставлять обучающимся выбор уровня сложности заданий, формы работы, критериев оценивания.

На сайте ГОАУ ЯО Институт развития образования (Об институте / Подразделения / Центр информационных технологий / Учителю информатики http://www.iro.yar.ru/index.php?id=473) представлена информация о печатных изданиях издательства «Просвещение» (серии «Стандарты второго поколения», «Работаем по новым стандартам») и издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (серии «Программы и планирование», «Российская академия образования: интерактивный диалог») – http://www.iro.yar.ru/index.php?id=559.


  1. ^ Преподавание учебного предмета Информатика в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Изучение предмета Информатика1 должно вестись в соответствии с ФГОС ООО [23] и на основе основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа) (ООП ООО) [25].

Необходимо отметить, что программы по учебным предметам разрабатываются на весь период их освоения.

Рекомендуемый вариант изучения учебного предмета Информатика в основной школе – 7-9 классы с общим количеством часов – 105 (по 1 часу в неделю). [25, раздел БУП ООО]

^ Предметные области

Учебные пред-

меты

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего




Обязательная часть




Математика и информатика

Информатика







1

1

1

3

С учетом условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможны другие варианты изучения учебного предмета Информатика: за счет части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса. [26, раздел «Примерное тематическое планирование»]:

  • изучение предмета в 7-9 классах при увеличении общего количества часов до 175 (вариант 2)

    ^ Предметные области

    Учебные пред-

    меты

    Классы

    Количество часов в неделю

    V

    VI

    VII

    VIII

    IX

    Всего

    Математика и информатика

    Информатика







    1

    2

    2

    5

  • курс информатики в 5-9 классах с общим количеством часов 175 (вариант 3)

^ Предметные области

Учебные пред-

меты

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Математика и информатика

Информатика

1

1

1

1

1

5

^ Примерное тематическое планирование

Наименование раздела курса

Количество часов

Вариант I

Вариант II

^ Вариант III

1. Введение в информатику

17

30

25

2. Алгоритмы и элементы программиро­вания

2.1. Базовые понятия (исполнитель, алгоритм, алгоритмический язык, программа)

7

10

10

2.2. Логические значения

4

7

7

2.3. Основные конструкции алгоритмических языков

12

15

15

2.4. Решение задач на составление алгоритмов и программ

19

33

31

3. Использование программных систем и сервисов

9

18

25

4. Работа в информационном пространстве

10

18

18

Резерв

27

44

44

Всего

105

175

175

Для всех вариантов примерного планирования предусмотрен резерв свободного учебного времени (25% общего времени) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий в соответствии со спецификой класса. В тематическом планировании учебной программы по предмету «Информатика» не должно быть позиции «Резерв» – резервные часы должны быть представлены конкретной тематикой.
Для разработки программы учебного предмета Информатика в соответствии с требованиями ФГОС ООО целесообразно воспользоваться рекомендациями:

  • Примерной ООП ООО [25] (разделы 2.2 «Программы отдельных учебных предметов, курсов», 1.2.3 «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ»);

  • Примерной программы учебного предмета Информатика (ООО) [26]


ОУ Ярославской области, переходящие на ФГОС ООО в 2013-2014 учебном году, при желании обеспечить непрерывность школьного курса информатики, преемственность с курсом информатики в начальной школе могут вводить курс информатики в 5-х классах.

Для изучения учебного предмета Информатика в 5 классе возможно использование следующих УМК:

  • УМК по информатике Босовой Л.Л.

В настоящее время в ОУ Ярославской области достаточно широко используется УМК по информатике, авторами которого являются Босова Л.Л. и Босова А.Ю. (пропедевтический курс 5-7 классы, базовый курс 8-9 классы), для изучения предмета Информатика и ИКТ в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Авторами была осуществлена доработка УМК в соответствии с требованиями ФГОС ООО, требованиями к результатам освоения ООП ООО (личностным, метапредметным, предметным), основными положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Новая завершенная линия учебников (5-9 классы) включена в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, раздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (предмет «Информатика»).

УМК по информатике 5-9 кл. (ФГОС) авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю. включает авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения, методические пособия для учителя. УМК посвящен выпуск интернет-газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ, выпуск 9, сентябрь 2012 –

http://gazeta.lbz.ru/2012/9/9nomer.pdf.

Издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» в 2013 г. изданы все учебники, входящие в УМК по информатике 5-9 кл. (ФГОС) авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Таблицы соответствия учебников «Информатика и ИКТ» для 5, 6 классов (издание 2009 г.) требованиям ФГОС ООО по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий представлены в авторской мастерской Босовой Л.Л. на сайте методической службы издательства БИНОМ. Лаборатория знаний http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.


  • УМК по информатике Макаровой Н.В.

В настоящее время в ОУ Ярославской области используется УМК по информатике под ред. Макаровой Н.В. (5-11 кл.) для изучения предмета Информатика и ИКТ в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования. Официальный сайт УМК по информатике и ИКТ Н.В. Макаровой – http://makarova.piter.com.

В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, раздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (предмет «Информатика»), включен учебник группы авторов под редакцией Макаровой Н.В. (Информатика 7-9 кл.).

Издательством «Питер-Пресс» в 2013 г. издан учебник «Информатика. Начальный уровень» (автор Макарова Н.В.), который является частью УМК для средней школы. Курс рассчитан на учащихся 5–6 классов и ориентирован на освоение технологий работы в различных средах, развитие алгоритмического мышления и творческого потенциала обучающихся.


  • УМК по информатике Горячева А.В.

УМК разработан в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100».

В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, раздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (предмет «Информатика»), включена завершенная предметная линия учебников групп авторов под руководством Горячева А.В. (Информатика 7, 8, 9 классы).

Разработана программа преподавания информатики в 5-6 классах, являющаяся продолжением курса информатики в начальной школе по программе «Школа 2100». Предлагается использование учебных пособий «Информатика в играх и задачах» для 5 и 6 классов (авторы А.В. Горячев, Н.И. Суворова, Т.Ю. Спиридонова), методических рекомендаций к этим пособиям, ЭОР на основе платформы ОС «Школа 2100».

В случае если в ОУ в начальной школе обучение проводилось по образовательной системе «Школа 2100», ОУ имеет возможность осуществить преемственность образова­тельного процесса, продолжив обучение в основной школе по соответствующему УМК.

Программы по информатике и необходимые рекомендации представлены на сайте образовательной системы «Школа 2100» http://www.school2100.ru/uroki/general/inf.php.


  1. Соблюдение СанПин

Кабинет информатики должен удовлетворять Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10) [10] и Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03) [11].

В частности,

СанПин 2.4.2.2821-10, раздел X. Гигиенические требования к режиму образова­тель­ного процесса:

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35 см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см – у обучающихся 5-11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.



После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (СанПин 2.4.2.2821-10 приложение 5), а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления (СанПин 2.4.2.2821-10 приложение 4).

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
При реализации ФГОС на применение здоровьесберегающих технологий, в том числе решающих задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом гигиенических требований, возрастных, половых, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям обучающихся, должно обращаться особое внимание [27].

Нормативная и информационная база для преподавания предмета
«Информатика и ИКТ»
в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)

  1   2   3   4



Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 уч г
«Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 уч г
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в 2012-2013учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Фбуп) [2] и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Информатика и икт» в 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
«Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей»
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании предмета «Информатика и икт» в 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
«Развитие информационных технологий является сегодня не только крупномасштабной, но и в полном смысле стратегической задачей»
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области Составители
Фбуп) [2] и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г
В общеобразовательных учреждениях в 2013/2014 уч г при организации учебного процесса по биологии в 5-х классах следует руководствоваться...
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2007-2008 учебном году
«Информатика и икт» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2007-2008 учебном году
«Информатика и икт» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях iconСреднего (полного) общего образования по литературе от 2004г
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы