Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки icon

Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки




Скачать 126.81 Kb.
НазваниеДепартамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки
Дата03.09.2014
Размер126.81 Kb.
ТипДокументы
источник

Департамент образования Ярославской области

Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»


Проект региональной инновационной площадки

«ФГОС: преемственность дошкольного, начального и

основного общего образования на основе

со-бытийного подхода»

Тихомирова О.В., к.п..н., заведующий кафедрой начального образования

Коточигова Е.В., к.псх.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования

Бородкина Н.В., к.ист.н., доцент кафедрой начального образования


Ярославль, 2014

^ Цель проекта: внедрение инновационной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей преемственность дошкольного и школьного уровней образования через реализацию со-бытийного подхода к образовательной деятельности

Задачи:

  1. Провести исследование условий, обеспечивающих преемственность дошкольного, начального и основного общего образования

  2. Разработать и внедрить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую преемственность образования

  3. Подготовить педагогов к реализации со-бытийного подхода в дошкольном, начальном, основном общем образовании

  4. Обобщить и описать опыт работы образовательных учреждений по реализации инновационной модели организации образовательного процесса

^ Идея проекта

Главным предназначением ФГОС является обеспечение преемственности ООП, достижения результатов освоения и условий ее реализации на всех уровнях образования. Основная идея проекта заключается в рассмотрении проблемы преемственности уровней и ступеней образования с точки зрения ситуационно-событийной модели развития ребенка (по В.И. Слободчикову), как основания для реализации индивидуальных потребностей обучающегося в со-бытийной общности. Индивидуальные потребности детей в учении являются тем основанием, которое позволит обеспечить преемственность и непрерывность образования дошкольника и школьника.

^ Значимость для развития РСО

В результате реализации проекта система развития образования в Ярославской области получит:

  • апробированную инновационную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую реальную преемственность уровней образования;

  • рекомендации по реализации данной модели;

  • команду тьюторов, способных подготовить педагогов к реализации модели и тем самым реализовать одно из основных требований ФГОС.


Программа реализации инновационного проекта
Исходные теоретические положения

Теоретической базой проекта являются следующие понятия:

  • Преемственность

Общее понятие преемственности толкуется в словарях как связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Согласно современным исследованиям особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста, а затем при переходе младшего подростка в среднее звено. Дело в том, что здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития — от коммуникативно-игровой к учебной (ДО-НОО) и от учебной – к коммуникативной (НОО – ООО). При этом сохраняется фундаментальный (общий для этих возрастов) вектор развития – формирование предельно универсальных, базовых человеческих способностей. В контексте этого противоречия проблема преемственности рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Г.А. Цукерман.

Кудрявцев В.Т., ссылаясь на авторитетные исследования, говорит о том, что «традиционный способ обеспечения преемственности образовательных ступеней в целом – предметно-тематический (линейный или концентрический). Это – азбучный элемент дидактики и методики преподавания учебных дисциплин. Как таковой он не вызывает сомнений. Вопрос лишь в границах его применимости. Нередко в нем видят общий, если не единственный, принцип преемственности в образовании (обучении), именно – общий принцип, а не одно из средств для достижения более высоких образовательных целей. Эти цели совпадают с социокультурными и психолого-педагогические приоритетами личностного роста детей (подростков, юношей и девушек) и взрослых - педагогов и родителей, формирования детско-взрослой общности в образовании. Собственно, и сама преемственность призвана способствовать движению к этим целям, выполнять функцию фарватера, в котором оно может оптимально развертываться. Но в массовой практике мы констатируем иное. Образовательные ступени существуют как бы сами по себе (и для себя), это – звенья цикла работы «машины образования», а не значимые для личности этапы ее духовного становления».

  • Ситуация развития

Существенным для понимания ситуации развития является утверждение В.В. Давыдова о том, что социальная ситуация развития есть отношение ребенка к социальной действительности, реализуемое посредством ведущей для данного возраста деятельности, которая в настоящее время трактуется как совместно-распределенная деятельность со-участников со-бытийной общности.

Для понимания природы и структуры «ситуации» принципиально важно, что задается она именно со-участниками, которые оказываются полюсами ее напряжения, придающими ей целостность. Ситуация развития — это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространство связей и отношений между со-участниками со-бытийной общности, которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации. Выявление в рамках одного возрастного этапа последовательности ситуаций развития раскрывает и внутреннюю динамику возраста.

В. И. Слободчиков: «Ситуация развития выступает в функции «несущей конструкции» в возрастно-нормативной модели развития. Ситуация развития — это определение исходной ситуации, пространства развития, той отправной точки, от которой можно и выстроить то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. В качестве общей формы ситуации развития выступает детско-взрослая со-бытийная общность».

  • Со-бытийная общность и образовательное со-бытие

^ В Большой советской энциклопедии событием называется происшествие, важное явление, происшедшее в общественной или личной жизни. Личный аспект события своеобразно раскрыт в философских сочинениях постмодернизма. По Хайдеггеру, событие представляет собой единство двух начал – Бытия и Времени, и именно в событии человек способен к осуществлению, вычленению себя в Бытии. Михаил Бахтин подчеркивал диалогическую природу события, когда событие возможно лишь, как со-бытие. В коммуникативной дидактике Ю. Л. Троицкого событийность рассматривается в качестве ключевой категории. Урок представлен как коммуникативная ситуация, в которой возможно событие общения, если участникам коммуникации через взаимное предъявление, освоение, развитие смыслов удастся выстроить процесс понимания. Авторы концепции подчеркивают, что урок – это потенциально уже событие, но в действительности станет таковым лишь в случае выявления и соотнесения различных точек зрения по поводу учебного материала, бережного вчитывания в тексты, уважительного диалога учителя и учеников друг с другом. Б. Д. Эльконин предложил свое понимание события, как акта развития.

Вслед за М. Бахтиным ^ В. И. Слободчиков предложил понимать событие именно, как «со-бытие» и ввел этот термин в психологию, имея в виду общность бытия двух людей. Данная общность вырастает из понятия «коммунитас» – неструктурированной общности, то есть вырастает из жизни не рядом, а вместе (слова выделены В. И. Слободчиковым). Фундаментальными понятиями любого объединения, в том числе и со-бытийного становятся связи и отношения. Со-бытие, как форма социальной организованности людей, ориентировано на совместную деятельность, которая становится «главным интегрирующим фактором». Однако главное отличие со-бытия, по мнению В. И. Слободчикова, не в этом, а в общности ценностно-смысловой основы субъектов со-бытия.

Таким образом, под образовательным со-бытием можно понимать «переживаемое бытие «образующегося» человека, субъективно - значимую ценностно-смысловую общность переживания ими объективных событий».
^ Этапы проекта

  1. Аналитико-проектировочный этап: разработка модели образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность

Основное содержание деятельности.

  1. Анализ наличной ситуации по обеспечению преемственности: исследование преемственности целевых ориентиров ОПП и общих подходов к ее реализации (используемые педагогами организационные формы, технологии и методы, свидетельствующие о реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов) на разных ступенях образования, способов взаимодействия ребенка и взрослого.

  2. Разработка и описание модели образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность общих подходов к организации учебной деятельности: составление описания модели, подбор методического и дидактического обеспечения модели, определение комплекса организационных мер,

Методы: анализ документов, структурированное наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, экспертная оценка модели и ее организационного, методического и дидактического обеспечения

^ Прогнозируемый результат этапа: аналитико-информационная справка (описание результатов исследования), программа семинаров для педагогов, описание модели и перечень обеспечивающих ее условий.


  1. Организационно-деятельностный этап: внедрение модели

Основное содержание деятельности:

  1. Пилотная апробация модели образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность общих подходов к организации учебной деятельности

  2. Проведение повторного исследования, анализ промежуточных результатов, корректировка модели и ее методической, организационной и кадровой обеспеченности

  3. Реализация модели во всем учреждении (внедрение), проведение текущего наблюдения процесса реализации модели, внесение изменений в ОПП.

Методы: мониторинг процесса реализации модели, структурированное наблюдение, опрос, методы математической статистики, педагогическое проектирование, понимающая экспертиза.

^ Прогнозируемый результат этапа: образовательные программы ОУ РИП, основанные на со-бытийном подходе


  1. Обобщающий этап: анализ и распространение результатов внедрения модели.

Основное содержание деятельности:

  1. Проведение итогового исследования, обработка и интерпретация полученных данных

  2. Самооценка профессиональной компетентности членов команды в реализации тьюторского сопровождения деятельности педагога

  3. Внесение необходимых корректировок, описание результатов проекта и прогноз их тиражируемости в РСО

  4. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном и федеральном уровне

  5. Составление методического пособия, представление опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях.

Методы: структурированное наблюдение, опрос, методы математической статистики, самооценка, комплексное моделирование, метод построения сценариев, прогностические рисуночные методики, презентационные методы, метод банкетирования.

^ Прогнозируемый результат этапа: описание результатов проекта (аналитическая справка) и прогноз, рекомендации по реализации модели организации образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность дошкольного, начального и основного общего образования.
^ Условия, необходимые для проведения работ

  1. Кадровые: мотивированная команда проекта, мотивированные педагоги учреждений – участников РИП

  2. Финансовые: оплата проезда для взаимодействия участников РИП, оплата разработки и проведения исследований, оплата работы внешних экспертов, оплата разработки и проведения семинаров и тренингов по подготовке педагогов учреждений участников РИП к реализации со-бытийного подхода

  3. Материально-технические: пространственно-предметная среда семинаров и тренингов, автодидактическая среда образовательных со-бытий


Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  • Использование комплекса надежных и валидных методов исследования

  • Научно-обоснованная интерпретация данных


Перечень научных разработок по теме проекта

  1. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. – 1997. – № 1.

  2. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 59-68.

  3. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. – 2001. – № 4. С. 4-46.

  4. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. – М. – 2002.

  5. Слободчиков В.И. Анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности// Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 3-18

  6. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.

  7. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего образования //Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения: М-лы науч.-практ. конф. – Петрозаводск. – 1996. – С. 16–24.

  8. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан: БГПИ, 2005. – 272 с.

  9. Слободчиков В.И. Понятие нормы//Школьный психолог. – 2010. – №2.

  10. Слободчиков В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В. И. Слободчикова. – М., 1999. – С. 16-22.

  11. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38-50


Обоснование возможности реализации проекта

  • Послание президента РФ: определяет преемственность дошкольного и школьного образования как актуальное направление реализации требований стандарта

  • З-н «Об образовании»: определяет основные принципы государственной политики в сфере образования; основные положения организации инновационной деятельности в сфере образования

  • ФГОС ДО, НО, ООО: определяет требования к разработке образовательных программ, к организации образовательного процесса, к планируемым результатам освоения образовательных программ. Определяет преемственность ООП дошкольного, начального общего, основного общего <…> образования.

  • ^ Профессиональный стандарт педагога (проект): определяет требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: <…>готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей<…> Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. <…>Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

  • ^ Приказ ДО ЯО об определении направлений деятельности ИРО как ресурсного центра: определяет тематику введения и реализации ФГОС как актуальную для региональной системы образования и подтверждает нормативную и методическую готовность ИРО к реализации проекта.


^ Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта

  • Интернет-трансляция презентации результатов работы РИП

  • Проведение межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции по реализации со-бытийного подхода в образовании

  • Проведение вебинаров и видеоконференций «Инновационные подходы в обеспечении преемственности образования»

  • Открытие web-страницы «Инновационные модели организации образовательного процесса», интернет-форума «Проблемы преемственности в образовании: пути решения»

  • Открытие стажерских площадок в учреждениях – носителях инновационной идеи


Обоснование устойчивости результатов проекта

  • Востребованность опыта для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры региона.

  • Расширение партнерства участников РИП с другими учреждениями образования, культуры, спорта.

  • Возможность распространения результатов проекта через систему повышения квалификации (стажерские площадки).

  • Универсальность модели с точки зрения оптимальности ресурсов (не требует огромных МТ затрат)

  • Актуальность результатов проекта с точки зрения системного, деятельностного, личностно - ориентированного подходов





Похожие:

Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconИнформационное письмо Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
Ярославской области «Институт развития образования» 24 мая 2012 г проводит круглый стол «Содержание и формы профильного обучения...
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconГосударственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный центр», г....
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconГосударственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
Обеспечение доступности информационно-методических ресурсов учреждения дополнительного образования детей
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconДепартамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
В аннотированном перечне представлено краткое содержание программ повышения квалификации, реализуемых в институте в 2012 году. Нумерация...
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconДепартамент образования Ярославской области Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
В аннотированном перечне представлено краткое содержание программ, реализуемых в институте в 2010 году
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconКонкурс на замещение должностей научно-педагогических работников: № п/п
Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconПротокол № от 201 г. Действительно до 201 г
Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «институт развития образования»
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconГосударственное образовательное автономное учреждение Ярославской области Институт развития образования приказ от 30. 01. 2013 №01-03/74 о проведении заочной региональной научно-практической конференции
В целях своевременной и эффективной организации, подготовки и проведения конференции, призванной совместно с учеными, спортсменами,...
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconЗаочная региональная научно-практическая конференция
Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» 18 февраля 2013 г проводит...
Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования» Проект региональной инновационной площадки iconПрограмма учебного курса Автор составитель: Юдин В. В., д пед н., доц. Каф птх ягпу
Государственное образовательное автономное учреждение ярославской области "институт развития образования"
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы