Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» icon

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»




Скачать 336.5 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
Панова Е. А
Дата18.12.2012
Размер336.5 Kb.
ТипМетодическое письмо
источник

Составитель:

Панова Е. А., ст. преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

Методическое письмо
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2011/2012 уч. г.»

1. Организационные аспекты обучения



В 2011/2012 уч.г. начинается переход 1-х классов на ФГОС общего образования второго поколения 2009 г. по изобразительному искусству. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения в 1-х классах отводится 1 час в неделю (33 часа в год). На изучение изобразительного искусства в 1-4-х классах заложено 134 часа в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
^

2. Выполнение требований стандарта и рекомендаций примерных программ


Примерная программа начального общего образования (стандарты второго поколения) содержит два варианта тематического планирования по изобразительному искусству в начальной школе:

^ I вариант направлен на освоение учебного предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения в 1-х классах – 1 час в неделю; состоит из следующих блоков: «Виды художественно-творческой деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 4 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.

^ II вариант интегрирует учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 часа в неделю; включает следующие блоки: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира»; предусмотрен резерв учебного времени в объеме 8 ч. в год для раскрытия и углубления указанных содержательных линий или отдельных тем.

Для выполнения ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству общеобразовательные учреждения могут выбрать любой вариант тематического планирования в 1-ом классе. Мы рекомендуем использовать первый вариант тематического планирования для реализации ФГОС начального общего образования по изобразительному искусству, потому что он позволяет учителям ИЗО самостоятельно отследить выполнение государственного стандарта 2009 г. по названному учебному предмету.

Для организации обучения школьников по изобразительному искусству в 1-ом классе общеобразовательные учреждения могут выбрать любую авторскую программу по изобразительному искусству (независимо от образовательной системы обучения). В связи с полной обеспеченностью УМК в начальной школе и с целью сохранения единой авторской линии с 1-го по 9-й классы мы рекомендуем использовать следующие авторские программы: Неменского Б. М., Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я. Наиболее широко учителями ИЗО Ярославской области используется авторская программа и тематическое планирование по изобразительному искусству автора Неменского Б. М. – около 70% ярославских школ.

Обращаем внимание учителей ИЗО, а также руководителей образовательных учреждений на то, что при разработке и реализации рабочих программ по изобразительному искусству, в первую очередь, следует руководствоваться федеральным государственным образовательным стандартом и примерными программами. Для реализации ФГОС начального общего образования второго поколения по изобразительному искусству при составлении рабочей программы для 1-ого класса необходимо вводить в авторские программы недостающие темы (смотри методическое письмо 2010/2011 уч.г.).

В таблице 1 мы представляем сравнительный анализ Государственного стандарта общего образования 2004 г. и ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству, который поможет педагогам самостоятельно определить преемственность стандартов и новизну тематики.


Сравнительный анализ государственных стандартов общего

образования по изобразительному искусству

Таблица 1

^ Государственный стандарт общего

образования 2004 г.

ФГОС общего образования

второго поколения 2009 г.

Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-9 кл.).

Содержит: цели, задачи, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников

Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: два варианта планирования для начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-8 кл.).

Содержит: цели, задачи, функции, содержание образования, универсальные учебные действия, результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; систему оценивания

^ Виды пластических искусств

Изобразительное искусства – как способ познания и отражения окружающего мира.


Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.


Графика. Основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция). ^ Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная);


Живопись (основные, составные, теплые, холод-ные цвета, изменение цвета). Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная)

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, условность, реальность, воображение, идеи, чувства. Выражение отношения к природе, человеку и обществу, произведениям искусства. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор). Роль искусства в жизни общества.

^ Пластические искусства их возникновение, развитие и виды: графика, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Образная сущность искусства. Сюжет и содержание.

Графика. Линия – основа рисунка. Многообразие линий и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно, тон, тональные отношения. Роль рисунка в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженная средствами рисунка. Силуэт. Трансформация форм. Виды графики.

Живопись. Цвет – основа живописи. Основные, составные, теплые и холодные цвета. Основы цветоведения

^ Виды дизайна. Развитие дизайна, его значение в обществе. Многообразие видов дизайна.


Декоративно-прикладное и народное искусство. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая)


^ Дизайн, художественное конструирование и моделирование. Художественный язык и образ дизайна. Искусство дизайна в современном мире. Графический, бытовой, промышленный дизайн, организация материальной среды. Художественное конструирование и оформление. Трансформация форм.

^ Декоративно-прикладное искусство, его истоки, роль в жизни человека. Синтетический характер народной культуры в украшении жилища, предметов быта, одежды, орудий руда. Древние образы и знаковый характер древних изображений. Геометрические и природные формы в орнаменте. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. Орнамент – основа декоративного украшения. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве

Архитектура. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн)

Архитектура. Художественный образ в архитектуре. Выразительные средства архитектуры. Виды архитектуры. Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиции на темы городской жизни античности, средневековья. Изображение и украшение крестьянской избы с использованием элементов декора


Скульптура (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).

^ Народное художественное творчество: древние корни народного творчества, различные произведения народного и декоративно-при-кладного искусства, орнамент, национальный орнамент, народные промыслы (Гжель, Жостово, Городец, Хохлома, дымковская и Филимоновская игрушки).

^ Введение краеведческого компонента в содержание образования по изобразительному искусству в 8 классах (17 часов в год).

Скульптура. Объем в пространстве и на плоскости. Выразительность объемных композиций. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Макет мемориального комплекса.

Народные промыслы. Произведения народных художественных промыслов России (с учетом местных условий). Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов, народной культуры. Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т.д.)

^ Национальное и общечеловеческое на примере культуры своего региона (местные народные художественные промыслы, музеи, выставки). Образы национальной культуры. Проявление художественной культуры вокруг нас: в музее, доме, на улице, в театре

^ Жанры изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусства


Жанр пейзажа.


Жанр портрета.


Жанр натюрморта.


Бытовой жанр.


Исторический жанр.


Батальный жанр.


Анималистический жанр.

Жанры в изобразительном искусстве. Национальные особенности в произведениях изобразительного искусства и мировые шедевры.

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояния. Цвет – основа языка живописи. Изучение свойств цвета: теплые и холодные цвета, черные и белые краски.

^ Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Красота человека, отраженная в изобразительном искусстве, сказках и песнях. Пропорции фигуры и лица человека. Женский и мужской портретов в русских народных сказках, песнях. Портрет современника.

^ Жанр натюрморта. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа и характера предметов.

Бытовой жанр.

Исторический жанр.

^ Батальный жанр.

Анималистический жанр

Язык изобразительного искусства

Средства изображения (тон, колорит, цвет, линейная и воздушная перспектива, пропорции, фактура, формат, композиция).

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Композиция на плоскости и в пространстве. Плановость.

^ Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.

Язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.

Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Законы композиции (ритм, пространство, статика, динамика, симметрия, асимметрия).

Визуальный и художественный образ. Оптические прин-ципы построения пространства: линейная и воздушная перспектива.

Пропорции и пропорциональные отношения.

^ Язык изобразительного искусства




Стили и направления в изобразительном искусстве

^ Музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им. А.С.Пушкина), краеведческие музеи, музеи народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

Музеи мира: Лувр, Ватикан, Прадо, Дрезденская галерея и др.

^ Изобразительное искусство России: культура живопись, графика, скульптура России XVII-XX вв. Художественные объединения (Товарищество передвижников, Мир искусства и др.). Тема войны в русском искусстве.

^ Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство. Художественные направления в искусстве XX в. (реализм, авангард, сюрреализм, посмодернизм).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура: этапы развития, виды, жанры, стили.

^ Знать произведения: В. М.Васнецова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова; К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Рафаэля, Рембрандта ван Рейна, К. Моне, А. Рублева, Дионисия, В. В.Растрелли, Э. М. Фальконе, В. И. Баженова, Ф. С. Рокотова, И. Мартоса, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского; Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджило, А. Дюрера, Рембранта, Ф. Гойя, К. Моне, П. Сезана, В. Ван Гога, Ф. Гойи, О. Родена, П.Пикассо, Корбюзье. П.Сезанна, К. П. Брюллова, В. И. Баженова, А. А. Иванова, С. Т. Коненкова, В. И. Мухиной, В. А. Фаворского

^ Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей им.А.С.Пушкина, региональные и художественные и краеведческие музеи. Их внешний вид, характер интерьеров, специфика коллекций.


^ Современные направления и стили в изобразительном искусстве. Направления в изобразительном искусстве (романтизм, реализм, абстракционизм и др.). Принципы разных стилей (античность, готика, барроко, классицизм, модерн).


^ Знать произведения художников: Леонардо да Винчи, Рембранта, А. Дюррера, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, В. Васнецова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, В. А. Серова, К. А. Коровина, К. С. Петрова-Водкина, П. Сезана, В. Ван Гога, К. Моне, П. Пикассо и др.



^ История изобразительного искусства

Искусство Древней Руси. Искусства России XVIII-XX вв.,

История искусств в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн).

Искусство XX в.

Первобытное искусство.

^ Искусство Древнего мира.

Искусство средневековья.

Искусство эпохи Возрождения.

Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в.

Искусство XX века – начала XXI века

^ Синтез искусств. Взаимосвязь разных видов искусства

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя в различных видах искусства.

^ Синтез искусств в архитектуре и дизайне. Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера...).

Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия картины и сцены. Сценография.

^ Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Телевизионное изображение.

^ Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии, выразительные средства (композиция, план, свет, ракурс, ритм). Художественного образа в фотоискусстве.

^ Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Компьютерная графика в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах

^ Эволюция визуального художественного образа на примерах современного искусства (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерное искусство).


Театр как зрелищное искусство. декорация. Сценография. Костюмы. Пластический образ спектакля.

Кинематограф. Специфика экранного образа. Телевидиние.


^ Образность фотографии. Жанры фотоискусства.


Представление о современном компьютерном (электронном) искусстве и его особенностях.

^ Художественно-творческая деятельность

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Изображение с натуры и по памяти отдельных натюрморта, человека, природы, интерьера, архитектуры.

^ Изготовление изделий в стиле художественных промыслов

Восприятие и анализ произведений искусства.

Воссоздание образов архитектуры в различных техниках. ^ Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Выполнение творческих работ в разных видах и жанрах, в различных художественных материалах.

^ Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов

Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта

^ Практический опыт работы в различных видах изобразительной и художественно-конструк-тивной деятельности.

Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Описание и анализ художественного произведения. ^ Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Анализ и оценка процесса и результатов собственного творчества. Работа на пленере.

Создание композиции на заданные темы, иллюстрирующих различные стили и направления в изобразительном искусстве.

^ Создание творческих работ в разных видах дизайна, дизайн-макет различных объектов.

Съемка и монтаж учебного видеосюжета. Просмотр и анализ фильма, спектакля, выставки.

^ Создание макета театральной декорации.

Выполнение творческих работ по фотографии.


Анализ собственной творческой деятельности.

Работа на пленере. Изображение с натуры человека, природы, интерьера, архитектуры в разных техниках.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, экслибриса, товарного знака, сайта, разворота журнала, художественно-декоративных проектов, оформление школы, декораций к спек-таклю, макета оформления сцены, эскизов костюмов



Проекты: выполнение творческих мультимедиапроектов по материалам современных искусств (театр, фотография, кино, дизайн, компьютерная анимация, реклама и др.). Выполнение исследовательских проектов по искусству с использованием средств новых информационно-коммуникативных технологий.

^ Обобщение пройденного материала в форме выставок работ, викторин, экскурсий на природу, по городу, в музей. Создание музейных экспозиций



^

3. Планируемые результаты обучения



ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на начальной ступени обучения: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

  • в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

  • в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);

  • в трудовой сфере (навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: графика, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство).

Метапредметные результаты освоения курса ИЗО:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура, синтез искусств и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных, общекультурных и др.) общекультурным содержанием;

  • умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

  • способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения курса ИЗО:

  • в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);

  • в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);

  • в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);

  • в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).



^

4.Формирование УУД



ФГОС начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках изобразительного искусства. Характеристика художественно-творческой деятельности школьников представлена в таблице 2.


Характеристика деятельности обучающихся

на уроках изобразительного искусства в начальной школе:

Таблица 2



^ Характеристика деятельности обучающихся


Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)



воспринимать произведения искусства;

анализ, синтез, сравнение (П),

личностное переживание (Л)



выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

выражение своих мыслей (К),

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



участвовать в обсуждении;

планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)



понимать условность художественного образа;

анализ, синтез, сравнение (П)



понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования;

моделирование и преобразование объекта (П)



создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

поиск и выделение необходимой информации (П)



использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;

выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)



использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

использование знаково-символических средств (П)



изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;

использование знаково-символических средств (П)



овладеть на практике основами цветоведения;

выполнение действий по алгоритму (П)



передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



овладеть приемами работы различными графическими материалами;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

использование знаково-символи-ческих средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)



создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)



наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

извлечение необходимой информации (П)



моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



изображать в объеме выразительные образы человека;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать роль изобразительных искусств в жизни человека,

роль художника в театре;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



моделировать маску, костюм, макеты;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)



различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



создавать эскизы и модели игрушек;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



называть ведущие художественные музеи России и региона

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)



^

5. Выбор учебников



Выбор учебников и пособий необходимо производить в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2010 г. № 337. Далее приведены изменения в федеральном перечне учебников на текущий учебный год. Не допускается использование устаревших учебников и пособий, не получивших грифа Министерства образования и науки.


Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2011/2012 уч. году




26

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство

1

ВЕНТАНА-ГРАФ

2010

27

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство

2

ВЕНТАНА-ГРАФ

2010

28

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство

3

ВЕНТАНА-ГРАФ

2010

29

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство

4

ВЕНТАНА-ГРАФ

2010

82

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство

1

Просвещение

2010

83

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство

2

Просвещение

2010

84

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство

3

Просвещение

2010

85

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство

4

Просвещение

2010

122

Неменская Л. А. /Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

1

Просвещение

2010

123

Коротеева Е. И. /Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

2

Просвещение

2010

124

Горяева Н. А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

3

Просвещение

2010

125

Неменская Л. А. /Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

4

Просвещение

2010

158

Куревина О. А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство

1

Баласс

2010

159

Куревина О. А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство

2

Баласс

2010

160

Куревина О. А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство

3

Баласс

2010

161

Куревина О. А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство

4

Баласс

2010

202

Копцева Т. А. , Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство

1

Яхонт

2010

203

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство

2

Яхонт

2010

204

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство

3

Яхонт

2010

205

Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е.В. Изобразительное искусство

4

Яхонт

2010

206

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство

1

Дрофа

2010

207

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство

2

Дрофа

2010

208

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство

3

Дрофа

2010

209

Кузин В. С. Изобразительное искусство

4

Дрофа

2010
^

6. Требования к оснащению образовательного процесса


В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования», который выставлен на сайте ИРО. Рекомендации включают: наименование натурных объектов, макетов и средств материально-технического обеспечения, их количество на ступенях начального и среднего обучения, систематизацию в разделах: библиотечный фонд, печатные пособия, информационно-коммуникативные средства, экранно-звуковые пособия, технические средства обучения (компьютер, проектор, программы, DVD и CD диски), учебно-практическое (УМК, наглядные пособия), программно-методическое (примерные программы, авторские программы), специализированная учебная мебель и художественные материалы.
^

7. Выбор педагогического инструментария


Современный процесс художественного образования необходимо ориентировать на субъект-субъектные отношения участников, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор; на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения, направленные на всестороннее развитие обучающихся. В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.

Для реализация названных подходов рекомендуем использовать технологию проблемного обучения, развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества и др., включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.


Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»
во 2-9-х классах



В 2011/2012 уч.г. занятия по изобразительному искусству во 2-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования 2004 г. согласно рекомендациям, опубликованным в методических письмах 2005-2010 гг.

Для организации обучения школьников по изобразительному искусству во 2-9-х классах общеобразовательные учреждения могут выбрать любую авторскую программу по изобразительному искусству. В связи с наиболее полной обеспеченностью УМК и с целью сохранения единой авторской линии с 1-го по 9-й классы мы рекомендуем использовать следующие авторские программы: Неменского Б. М., Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я. При составлении рабочей программы для 2-9-ого классов по изобразительному искусству необходимо вводить недостающие в авторских программах темы, способствующие выполнению ФГОС начального общего образования второго поколения. Рекомендации представлены в методическом письме 2010/2011 уч.г.

Напоминаем:

  • В ^ 8-х классах на изучение «Изобразительного искусства» по авторским программам отводится 17 часов в год (первое полугодие). Для реализации содержания краеведческой направленности за счет компонента образовательного учреждения в 8-х классах добавляются ещё 17-18 часов в год (второе полугодие). Учитель может самостоятельно составить интегрированную рабочую программу для 8-го класса на 34-35 часов, включая краеведческое содержание в авторскую тематику.

  • По БУП-у 2004 г. в ^ 9-х классах запланирована образовательная область «Искусство», состоящая из двух учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство». Мы рекомендуем в 9-х классах продолжить отдельно изучать предмет «Изобразительное искусство» (17-18 часов в год) отдельно вести записи в классном журнале и выставлять отметку по предмету.


Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2011/2012 уч. году



548


Горяева Н. А., Островская О. В. /Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

5

Просвещение

2007

549

Неменская Л. А. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство

6

Просвещение

2006

550


Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

7-8

Просвещение

2007


Учебники, допущенные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2011/2012 уч. году



181

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство

2

Дрофа

2005

182

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство

3

Дрофа

2006

183

Кузин В. С. Изобразительное искусство

4

Дрофа

2006

184


Коротеева Е. И. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

2

Просвещение

2005

185


Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

3

Просвещение

2006

186


Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство

4

Просвещение

2007

187


Савенкова Л. Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство

2

ВЕНТАНА-ГРАФ

2008

188


Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство

3

ВЕНТАНА-ГРАФ

2009

189


Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство

4

ВЕНТАНА-ГРАФ

2010

190.


Сокольникова Н. М., Ломов С. П. Изобразительное искусство

2

АСТ, Астрель

2009

191


Сокольникова Н. М., Ломов С. П. Изобразительное искусство

3

Астрель

2010

192

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство

2

Просвещение

2007

193


Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. А. Изобразительное искусство

3

Просвещение

2007

194.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство

4

Просвещение

2005


Учебники, допущенные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2011/2012 уч. году



379

Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство

5

Дрофа

2008

380


Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Изобразительное искусство

6

Дрофа

2009

381.


Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство

5

Просвещение

2007

382


Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,

Поровская Г. А. и др. Изобразительное искусство

6

Просвещение

2007

383


Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство

7

Просвещение

2008


^ Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»

в специальных (коррекционных) классах VII вида


В 2011/2012 уч.г. начинается переход специального (коррекционного) обучения VII вида на ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству в 1-х классах – 1 час в неделю (30 час. в год). При составлении рабочих программ в 1-м классе специального (коррекционного) обучения VII вида рекомендуем использовать примерные программы или авторские программы Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. для реализации ФГОС начального общего образования второго поколения по изобразительному искусству.

Занятия по изобразительному искусству для специального (коррекционного) обучения VII вида во ^ 2-8-х классах проводятся в соответствии с Государственным стандартом общего образования 2004 г. и согласно рекомендациям, опубликованным в методических письмах 2009/2010 гг.
^

8. Нормативно-правовые документы


Документы, определяющие нормативно-правовую базу преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода с Государственного стандарта общего образования 2004 г. на ФГОС общего образования второго поколения 2009 г.:

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Стандарт по изобразительному искусству//Вестник образования России, 2004. – №12; 13.

  • Сборник нормативных документов. Искусство /сост. Э.Д. Днепров и др. - М.: Дрофа, 2004.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. – 2010. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru.

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 2. – М.: просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 5-8 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru.

  • Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).






Похожие:

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconО преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году
Документы, определяющие нормативно-правовую базу преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «География»
«О преподавании учебного предмета «География» в образовательных учреждениях Ярославской области, реализующих программы общего образования...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч г
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Химия» в 2012-2013учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и«Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Гос общего образования (2004 г.) и Фгос ноо. В текущем учебном году продолжается поэтапный переход 2-х классов на фгос по изобразительному...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо по преподаванию курса «Изобразительное искусство» в 2005 2006 учебном году Панова Е. А., методист по изобразительному искусству и черчению яиро пояснительная записка
В VIII классе вводится курс «Изобразительное искусство» на 35 часов (17+18) в год, из расчета 1 час в неделю. В IX классе курс «Изобразительное...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология»
Обращаем внимание на следующие рекомендации по использованию часов предмета «Технология» базисного учебного плана 8-9 классов
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура»
«О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области»
В методических письмах прошлых лет о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области...
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология»
Минимальное распределение часов биологии по классам в неделю приведено в таблице 1
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы