От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» icon

От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры»




Скачать 200.51 Kb.
НазваниеОт составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры»
Дата01.01.2013
Размер200.51 Kb.
ТипДокументы
источник

О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры


 Информационный список литературы

От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры», изданному ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова в 2006 г., и включает в себя книги и наиболее значительные статьи из периодических изданий за последние 10 лет.
Структура пособия выстроена из тематических разделов: «Библиотечное общение», «Организационная культура библиотеки», «Библиотечная этика. Кодекс профессиональной этики библиотекарей».

 

Библиотечное общение

1. Алтухова П. Г. Секреты бесконфликтного общения в библиотеке / П. Г. Алтухова // Библиотеки за рубежом : сб. / ВГБИЛ им. М. И. Рудомино ; отв. за вып. Степачев Л. М. ; сост. Пушкова С. В. – М. : Рудомино, 2002. – С. 92 106.

2. Белова Г. А. Игры, в которые играют читатели: психология взаимоотношений читателя с библиотекарем / Г. А. Белова // Молодые в библиотечном деле : проф. журнал. – 2005. - № 7. – С. 77 78.

3. Бородина В. А. Библиотечное обслуживание : учеб.-метод. пособие / Бородина В. А. – М. : Либерея, 2004. – 166 с. – (Сер. Библиотекарь и время : 100 вып. ; № 7). - Библиогр.: с. 122 126, библиогр. в прил.: с. 130 131.

В содерж.: Общение библиотекаря с читателем; Речевая культура библиотекаря.

4. Бородина В. А. Квалитология и квалиметрия библиотечного общения [Текст] / Бородина В. А. // Научные и технические библиотеки. - 2005. – N 10. - С. 47-59.

Теоретико-методологические вопросы библиотечного общения в контексте квалитологии и квалиметрии. Методики изучения некоторых аспектов общения; изучение библиотечного общения в рамках профессиональных коммуникаций.


5. Гайворонская Т. Секреты внимания: умею ли я слушать? / Т. Гайворонская // Библиополе. – 2005. - № 2. – С. 14 19.

Для человеческого общения умение слушать имеет первостепенное значение. Для библиотекаря эта способность важна вдвойне, поскольку от нее зависят скорость и качество выполнения читательского запроса.


6. Гениева Е. Центр межкультурной коммуникации [Текст] / Гениева Е. // Библиотека. - 2006. – N 7. - С. 4-7.

Речь директора ВГБИЛ Гениевой Е. Ю. перед участниками Всероссийского библиотечного форума, который проходил в Екатеринбурге (май, 2007 г.).


7. Головина Н. Н. Библиотечная коммуникация как основа деятельности библиотек [Текст] / Н. Н. Головина // Молодые в библиотечном деле. - 2007. – N 3/4. - С. 57-60.

Перечень всех видов и форм библиотечного общения. Характеристика некоторых форм общения между библиотекарями и читателями, профессионального библиотечного общения, а также некоторых особенностей коммуникаций в библиотеке.


8. Гуща Ю. Ю. Секреты успешного диалога [Текст] : учимся слушать и слышать / Ю. Гуща // Библиотечное дело. - 2009. – N 12. - С. 18-19. - Библиогр.

Психология библиотечного общения.

9. Дворкина М. Я. Вновь об общении [Текст] / М. Я. Дворкина // Библиография. - 2009. – N 1. - С. 110-111 : 1 фот. - Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования : монография / С. А. Езова. - М. : Либерея : Бибинформ, 2007. – 159 с. - (Сер. "Библиотекарь и время. XXI век" ; вып.  78).


10. Езова С. А. Библиотека, библиотекарь и читатель в ракурсе отношений [Текст] / С. А. Езова // Молодые в библиотечном деле. - 2009. – N 2. - С. 42-48 : 2 рис., 1 табл. - Библиогр.: с. 48 (6 назв. ).

О специфике межличностных отношений между библиотекарем и читателем в системе библиотечного общения и отношений библиотеки и читателя: на основе взглядов библиотековедов и исследованиях автора.


11. Езова С. А. Библиотечное общение в ракурсе мыслительной деятельности библиотекаря [Текст] / С. А. Езова // Библиосфера. - 2009. – N 3 (июль-сентябрь). – С. 15.

Делаются попытки раскрыть значимость различных видов мышления в осознании библиотекарями смысла библиотечного общения.


12. Езова С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования [Текст] / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2009. – N 5. – С. 67 74. - Библиогр.: с. 73-74

Попытка представить ряд моделей библиотечного общения.

13. Езова С. А. Библиотечное общение: логический анализ понятия [Текст] / С. А. Езова // Библиотековедение. - 2008. – N 6. – С. 26-29 : 1 фот., 1 табл.

Статья посвящена терминологическому анализу и операционализации понятия "библиотечное общение", актуализированного в отечественном библиотековедении с 1980-х гг. и получившего дальнейшее теоретическое и эмпирическое исследование в начале 21-го века.


14. Езова С. А. Грани библиотечного общения : учеб.-метод. пособие / С. А. Езова. - М. : Профиздат, 2002. – 159 с.: ил. - (Сер. Современная библиотека ; вып. 25). - Библиогр.: с. 156 158.

Цель книги: повысить у библиотечных специалистов коммуникативную компетенцию, сформировать мотивацию для самосовершенствования в области культуры общения, стимулировать творческий подход к взаимодействию с читателями, коллегами по работе.


15. Езова С. И Станиславский нам поможет [Текст] / С. Езова // Библиотека. - 2009. – N 1. - С. 61-63 : 1 фот., 2 рис. - Библиогр.: с. 63 (3 назв.).

Проблемы библиотечного обслуживания в ракурсе психологического подхода.

16. Езова С. А. Искусство библиотечного общения / С. А. Езова // Библиотека. – 2005. - № 3. – С. 70 71.

Качественная характеристика библиотечного общения с пользователями, коллегами (в т. ч. этический аспект). Оно является важным оптимизирующим фактором библиотечно-информационного обслуживания.


17. Езова С. А. Культура общения библиотекарей / С. А. Езова. - М. : Либерея-Бибинформ, 2004. – 143 с.: ил. - (Библиотекарь и время. XXI век ; вып. 11). - Библиогр.: с. 140 141.

Структурные элементы культуры общения библиотекаря с читателем, рассказывается о типах общения, а также о психолого-этических аспектах взаимодействия пользователей и сотрудников библиотек.


18. Езова С. А. Междисциплинарный подход к библиотечному общению [Текст] / С. А. Езова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. – N 7. - С. 59-73. - Библиогр.: с. 72-73 (24 назв.)

Библиотечное общение в ракурсе социологии, акмеологии, философии.

19. Езова С. А. Методологические подходы к библиотечному общению [Текст] / С. А. Езова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2005. – N 4. - С. 40-42.

Автором обозначен ряд актуальных в разной степени методологических подходов к библиотечному общению: психологический, технологический, информационный, этический и др.


20. Езова С. А. О библиотечном монологе [Текст] / С. А. Езова // Мир библиографии. - 2006. – N 4. - С. 50-52. - Библиогр.: с. 52 (5 назв.).

Монологическое общение в процессе библиотечно-информационной деятельности.

21. Езова С. А. О вознаграждениях и издержках в библиотечном общении [Текст] / С. Езова // Библиотечное дело. - 2009. – N 11. - С. 47-48. - Библиогр.: с. 48 (1 назв.).

Психология библиотечного общения.


22. Езова С. О возрождении "теории мостов" [Текст] : от метода руководства чтением - к новым способам общения / С. Езова // Библиотечное дело. - 2006. – N 11. - С.  28.

Наводить мосты между библиотекарем и читателем, между библиотекой и властью, между самими библиотеками - задача, никогда не теряющая своей актуальности, однако в разные времена, требующая разных подходов и методов реализации.

23. Езова С. А. О зависти черной и зависти белой / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2003. – № 9. - С. 70 76. - Библиогр.: с. 76.

Понятие зависть; проявление зависти в мире библиотечного общения между пользователями и библиотекарями, между библиотекарями, между преподавателями библиотечных дисциплин и т. д.


24. Езова С. А. О качестве библиотечного общения [Текст] / С. А. Езова // Библиосфера. - 2009. – N 1 (январь-март). – С. 24-26.

Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности и теории активности, характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.


25. Езова С. О коммуникативной социализации в библиотеке [Текст] : "Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться" / С. Езова // Библиотечное дело. - 2008. – N 18 (83). - С. 44.

Среди социальных функций библиотеки специалисты выделяют социализирующую.


26. Езова С. А. Об операционализации понятий "общение", "культура общения" и их библиотечных модификаций [Текст] / С. А. Езова // Библиосфера. - 2008. – N 1 (январь-март). - С. 33-37 : ил. - Библиогр.: с. 37 (10 назв. )

Сделана попытка эмпирического уточнения понятий "общение", "культура общения". Рассмотрены взаимосвязь индикаторов этих понятий между собой, их влияние друг на друга.


27. Езова С. Осознай себя в общении [Текст] : о видах и ресурсах библиотечного общения / С. Езова // Библиополе. - 2009. – N 8. - С. 7-8.

О профессиональном библиотечном общении: понятие, виды, цели и ресурсы реализации.


28. Езова С. А. Поликомпетенции библиотечного специалиста [Текст] : к постановке вопроса / С. Езова // Библиотечное дело. - 2005. – N 9. - С. 33-34.

Эффективность поведения библиотекаря нельзя измерить с математической точностью. Но существуют достаточно объективные критерии выявления его результативности в различных ситуациях.


29. Езова С. А. Полилог в библиотечно-информационной деятельности [Текст] / С. А. Езова // Библиография. - 2006. – N 5. - С. 11-13.

Межличностное общение в группе (полилог), происходящее в библиотеках.

30. Езова С. А. Равнодушие - враг взаимопонимания [Текст] : о некоторых аспектах отношений библиотекаря и читателя / С. Езова // Библиотечное дело. - 2008. – N 21. - С. 33 34. - Библиогр.: с. 34 (4 назв.).

Психология библиотечного общения.


31. Езова С. Специфика профессионального общения [Текст] / С. Езова // Библиотека. - 2009. – N 2. - С. 73-74 : 1 фот.

Тезисы и акценты, по-новому раскрывающие тему библиотечного общения как деятельности и атрибута обслуживания пользователей.


32. Езова С. Три сущности "К" [Текст] / С. Езова // Библиотека. - 2010. – N 3. - С. 32-34 : 2 фот.

Схематично представлена развернутая характеристика сущностей библиотечного общения в их взаимосвязи.


33. Кабачек О. Л. Этико-психологические проблемы библиотечного общения / О. Л. Кабачек // Библиотечное обслуживание на рубеже XXI века: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. … - СПб, 2002. – С. 126 127.


34. Как Вы управитесь? : американский практикум по библиотечной конфликтологии / пер. с англ. Д. Равинский // Библиотечное дело. - 2004. - № 7. - С. 33 35 ; № 10. – С. 36 38.

Публикация материалов о проблемных ситуациях из библиотечной практики и их анализ, проведенный библиотекарями США.


35. Колесник В. Просмотрите свои книги - нет ли среди них чужих? / В. Колесник // Библиотека. - 2002. – № 8. - С. 11 13.

Моральные проблемы взаимоотношений библиотек и читателей.

36. Кузмишина Т. Как преодолеть барьеры общения / Кузмишина Т. // Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 52 53.


37. Ловкова Т. Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина / Ловкова Т. Б. // Научные и технические библиотеки. – 2000. - № 11. – С. 10 16. – Библиогр.: с. 16 (25 назв.).

Рассмотрены социально-психологические аспекты библиотечных конфликтов и пути их преодоления.


38. Маркова А. А. Социально-психологические основы библиотечно-библиографического обслуживания / А. А. Маркова // Молодые в библиотечном деле : проф. журнал. – 2004. - № 1/2. – С. 89 97.

Социально-психологические аспекты библиотечных конфликтов, проблемы взаимоотношений библиотекарей и читателей.


39. Мелентьева Ю. П. Круглый стол "Общение и профессиональная этика библиотекаря" [Текст] / Ю. П. Мелентьева, И. А. Трушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2007. – N 43. - С. 49-51.

Основные направления деятельности Круглого стола, посвященного общению и профессиональной этике библиотекаря.


40. Минкина В. А. Библиотечная конфликтология: приглашение к продолжению дискуссии / В. А. Минкина // Научные и технические библиотеки. – 2001. - № 10. – С. 39 48. – Библиогр.: с. 48.


41. Равинский Д. К. Воздвигать или рушить барьеры? [Текст] : судьба библиотеки: консервация или трансформация? / Д. Равинский // Библиотечное дело. - 2009. – N 12. - С. 10-15 : ил., фот. - Библиогр.: с. 15 (11 назв. ).

Вопрос о привлекательности библиотеки - это вопрос об ответе на вызовы времени, о профессиональных ценностях.


42. Равинский Д. К. Экзистенциальный аспект [Текст] : библиотека как "скорая помощь" / Д. Равинский // Библиотечное дело. - 2009. – N 7. - С. 36-39. - Библиогр.: с. 39 (7 назв. ).

Человеческий контакт между библиотекарем и читателем, общение "лицом к лицу", с развитием информационных технологий не теряет своей ценности.


43. Соколова Т. Управление конфликтами: осознавая себя, понимать других / Т. Соколова // Библиотечное дело. – 2003. - № 5. – С. 26 30.

Ряд вопросов и проблем, находящихся на стыке этики и психологии, рассмотрены в контексте библиотечной практики.


44. Староверова К. Игры, для тех, кто нас обслуживает : [психологические проблемы общения библиотекаря и читателя] / К. Староверова // Библиотека. – 2001. - № 10. – С. 76 78.


45. Сукиасян Э. Р. Библиотечная конфликтология: за и против / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. – 2000. - № 11. – С. 17 24.


46. Тихомирова И. Таинство улыбок и интонаций [Текст] / И. Тихомирова // Библиотека. - 2009. – N 9. - С. 52-55 : 1 фот.

Проблемы библиотечного общения затрагивает автор статьи.


47. Тихонова И. Зачем нам якорь за кафедрой? / И. Тихонова // Библиотека в школе. – 2001. - № 4, февр. – С. 4 5.

О профессиональном общении библиотекаря с читателями, в т. ч. этический аспект.


48. Токарева Н. Г. Размышления о психологии общения библиотекаря и читателя на абонементе [Текст] / Н. Г. Токарева // Молодые в библиотечном деле. - 2005. – N 5/6. - С. 76-80. - Библиогр.: с. 80.

Рассматривается проблема библиотечного общения.


49. Ушакова М. Открывая новые миры [Текст] : опыт международного библиотечного общения / М. Ушакова // Библиотечное дело. - 2010. – N 2. - С. 27-28 : фот.

Развитие международного сотрудничества на примере Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского, при которой созданы Региональный центр французского языка и культуры, Американский центр и Информационный центр восточной культуры.


50. Хамаганова Р. И. Профессиональное общение: личности, ситуации, творчество / Хамаганова Р. И. // Библиография. – 2002. - № 5. – С. 84 85. – Рец. на кн.: Езова С. А. Грани библиотечного общения : учеб.-метод. пособие. – М., 2002. – 159 с.


51. Хамаганова Р. Энциклопедия библиотечного общения [Текст] : история, терминосистема, этические нормы / Р. Хамаганова // Библиотечное дело. - 2008. – N 5. - С. 36. - Библиогр.: с. 36 (2 назв. ). - Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования : монография. - М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 160 с. - (Серия "Библиотекарь и время. "XXI век": вып. 78).


52. Шапошников А. Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения / А. Е. Шапошников // Библиотековедение. – 2001. - № 1. – С. 59 61.


53. Шапошников А. Е. Библиотечное общение как учебный предмет [Текст] / А. Е. Шапошников // Научные и технические библиотеки. - 2009. – N 6. - С. 82-86. - Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение : учеб.-метод. пособие / С. А. Езова. - Улан-Удэ : ИПК ВСТАКИ, 2008. – 124 с.


54. Шапошников А. Е. Новый вклад в изучение проблем библиотечного обслуживания [Текст] / А. Е. Шапошников // Научные и технические библиотеки. - 2008. – N 8. - С. 102-104. - Рец. на кн.: Езова С. А. Библиотечное общение как феномен исследования. / С. А. Езова.- М. : Либерея-Бибинформ, 2007.- 160 с.

 

Организационная культура библиотеки

55. Авраева Ю. Кто в доме хозяин? [Текст] : слагаемые организационной культуры библиотек / Ю. Авраева // Библиополе. - 2009. – N 9. - С. 10-13.

Понятие и элементы организационной культуры. Характеристика различных типов руководителей, влияющих на формирование и развитие организационной культуры в библиотеках (с использованием материалов дипломных исследований студентов-заочников).


56. Ахмадова Ю. А. Организационная культура библиотек Краснодара (по итогам исследования) / Ю. А. Ахмадова // Библиотечное дело – XXI век. – 2005. - № 1. – С. 148-154.


57. Ахмадова Ю. А. Организационная культура национальной библиотеки [Текст] : регион. опыт. Чеченская Республика : монография / Ю. А. Ахмадова. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 134 с. : ил.


58. Бакараева Н. Имидж библиотекаря XXI века / Бакараева Н. // Молодые в библиотечном деле: кадровая политика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. … М. : Один из лучших, 2002. – Вып. 1. – С. 161 164.

Знания и навыки имиджелогии, необходимые библиотекарю. Технологии имиджирования как одно из направлений совершенствования библиотечной подготовки, изменения содержания библиотечного образования.


59. Белоглазкина И. Г. Эталон и реальность / Белоглазкина И. Г., Лободенко Л. К. // Библиография. – 1999. - № 4. – С. 42 51.

Описывается модель и реальное состояние информационной культуры современного библиотечно-библиографического персонала.


60. Берестова Т. Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров / Т. Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2005. - № 1. – С. 53 55. – Библиогр.: 7 назв.


61. Блынская О. Е. «Свет мой, зеркальце, скажи…», или о том, как мы изучали корпоративную культуру библиотеки, и что из этого вышло / О. Е. Блынская // Молодые в библиотечном деле : проф. журнал. – 2005. - № 7. – С. 93 98. – Библиогр.: с. 97 98.

О ценностях, определяющих корпоративную культуру библиотеки, в т. ч. профессиональной этике библиотекарей.


62. Галимова Е. Я. Организационная культура библиотеки [Текст] : учебное пособие по курсу "Организационное развитие систем управления" / Е. Я. Галимова ; Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств. - М. : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2002. - 50,[1]с.


63. Елова С. А. Коммуникативная составляющая имиджа библиотекаря, библиотеки [Текст] / С. А. Елова // Научные и технические библиотеки. - 2007. – N 4. - С. 15-20.

Имидж библиотеки рассмотрен в ракурсе элементов системы "библиотека", акцентировано внимание на внутренней и внешней коммуникации библиотекаря как составной части имиджа библиотеки.


64. Жданова Т. А. Культура и персонал. Точки соприкосновения / Т. А. Жданова // Библиотека. – 1999. - № 9. – С. 26 28.


65. Збаровская Н. В. Поговорим о профессиональных качествах / Н. В. Збаровская // Библиотека. – 2005. - № 2. – С. 35 44.

О профессиональных качествах специалиста.


66. Каптерев А. И. Виртуальный мир российского библиотекаря: опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов / Каптерев А. И. ; МГУКИ. - М. : Профиздат, 2002. – 255 с.: ил. - (Сер. Современная библиотека ; вып. 12). - Библиогр.: с. 248 252.

Обобщены ранее не публиковавшиеся результаты многолетнего исследования профессионального сознания российских библиотекарей. Описано понятие виртуального мира личности специалиста, выделен ряд структур профессионального сознания (ценностная, коммуникативная, мотивационная и др.), проведен их анализ.


67. Матвеев М. Ю. Психологические проблемы совершенствования имиджа библиотеки [Текст] / М. Ю. Матвеев // Научные и технические библиотеки. – 2009. - N 1. –C. 103-108.

Зависимость имиджа библиотеки и ее сотрудников от отношения библиотекарей к имиджу своей библиотеки.


68. Матвеева С. Главней всего погода в доме / С. Матвеева // Библиополе. – 2009. - № 2. - С. 62-63.

О корпоративной культуре библиотеки «Бестселлер» Кунгурской ЦБС


69. Паршукова Г. Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Г. Б. Паршукова ; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. - Новосибирск : [ГПНТБ СО РАН], 2005. – 151 с. : ил.

В т.ч. рассматриваются некоторые аспекты организационной культуры: имидж библиотеки, определение «ниши» библиотеки.


70. Рожнова Е. А. Имидж молодого специалиста: пути его формирования / Е. А. Рожнова // Молодые в библиотечном деле: кадровая политика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. … - М. : Один из лучших, 2002. – Вып. 1. – С. 173 175.


71. Самохина О. Правила этикета как «лицо» библиотеки / О. Самохина // Молодые в библиотечном деле: кадровая политика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. … М. : Один из лучших, 2002. – Вып. 1. – С. 180 182.


72. Стефановская Н. А. Имидж провинциальной библиотеки в общественном сознании [Текст] / Н. А. Стефановская // Библиотековедение. - 2006. – N 2. - С. 34-38.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования имиджа провинциальной библиотеки в местном сообществе в динамично меняющихся социокультурных условиях. Показаны возможные подходы к реконструкции имиджа библиотеки, описаны устоявшиеся стереотипы имиджа библиотеки как социального института и имиджа конкретной библиотеки, существующие в общественном сознании.


73. Трушина И. А. Цензура в библиотеках: старая проблема в новых условиях / И. А. Трушина // Библиотековедение. – 2004. - № 1. – С. 30 34.

 

Библиотечная этика. Кодекс профессиональной этики библиотекаря


74. Алтухова Г. А. Нормативные аспекты библиотечной этики / Г. А. Алтухова // Библиография. - № 1. – С. 5 11.


75. Алтухова Г. А. Почему не работает кодекс этики? / Г. А. Алтухова // Библиотека. - 2003. – № 8. - С. 71 73.

О кодексе профессиональной этики библиотекаря.


76. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений культуры и искусства / Алтухова Г. А. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : Изд-во МГУКИ : ИПО Профиздат, 2000. – 103 с. - (Сер. Современная библиотека ; вып. 3). - Библиогр.: с. 89 102.

Пособие содержит определение сущности профессиональной этики библиотекаря, оценку роли библиотечной профессиологии в разработке нравственной парадигмы специалиста, характеристику задач «этики слушания». Особое внимание уделено законодательной основе профессиональной этики библиотекаря.


77. Алтухова Г. А. Речевая культура библиотекаря : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений культуры и искусства / Алтухова Г. А. - М. : ИПО Профиздат, 2001. – 95 с. - (Сер. Современная библиотека ; вып. 13). – Библиогр.: с. 94 95 (37 назв.)

Основы речевой культуры, владение нормами устного и письменного языка, приемы построения речи, отработка дикции, умение владеть голосом и слушать. Применение данных навыков в библиотечной практике.

В содержании: Общение в библиотеке как основа речевой культуры; Речевой этикет и имидж библиотекаря.


78. Библиотечная этика в странах мира : сб. кодексов / Рос. библиотечная ассоциация, Секция по библиотечной политике и законодательству ; [сост.: В. Р. Фирсов, И. А. Трушина ; вступ. ст. Ю. П. Мелентьева]. – СПб : Изд-во РАН, 2002. – 156 с.

Приведенные кодексы формулируют принципы поведения библиотекарей в разных странах. В каждом этическом кодексе сконцентрирована идеология, программа развития библиотечного дела в своей стране. Это цели и задачи библиотек, принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, с вышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам и многое другое


79. Варганова Г. В. Этическое регулирование библиотековедческих исследований / Г. В. Варганова // Библиотековедение. - 2002. - № 5. - С. 33 38. - Библиогр.: с. 38 (6 назв.)

Рассмотрены вопросы, связанные с организацией и проведением научно-исследовательских работ в библиотечном деле, показана необходимость создания этического кодекса библиотековеда-исследователя.


80. Виноградова Е. Б. В спорах теряется истина / Е. Б. Виноградова // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 5. - С. 95 102. - Библиогр.: с. 102 (5 назв.). – (Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря).

Дискуссия о профессиональной этике библиотекаря: моральный кодекс; этический кодекс; специфичность этических требований для конкретной профессии.


81. Вихрева Г. Принцип свободного доступа к информации: взгляд комплектатора : (заметки по поводу дискуссии между Ю. Н. Столяровым и Ю. П. Мелентьевой) / Г. Вихрева // Научные и технические библиотеки. – 2005. - № 5. – С. 62 68. – Библиогр.: с. 69 (10 назв.).

В специальной литературе последних лет значительное внимание уделяется вопросам библиотечной этики, спорам о том, должна ли библиотека «различать» добро и зло при комплектовании своих фондов и обслуживании читателей. Предметом дискуссии стал «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря», созданный авторским коллективом под руководством Ю. П. Мелентьевой, в частности тезис о свободном доступе к информации, декларируемый этим документом.


82. Гурьева Т. Будьте взаимно вежливы! : семинар-практикум «Библиотечная этика и этикет библиотекаря» /Т. Гурьева // Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 74 75.


83. Езова С. А. Библиотекари Якутска о своей корпоративной этике / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. – 2005. - № 6. – С. 75 79.


84. Езова С. А. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят, но обсуждение продолжается / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2002. – № 10. - С. 95 100. - Библиогр.: с. 100 (3 назв.)

Размышления о профессиональной этике библиотекаря.


85. Езова С. А. Национальные просветительские традиции в ракурсе библиотечной этики (по итогам исследования) / С. А. Езова // Библиотековедение. – 2004. - № 1. - С. 35-38 : ил.: 1 фот. - Библиогр.: с. 38 (5 назв.)

Результаты опроса среди библиотекарей отделов обслуживания национальных библиотек и Центральных городских библиотек Якутска (Республика Саха (Якутия) и Улан-Удэ (Республика Бурятия) по проблеме профессиональной этики в аспекте национальных просветительских традиций.


86. Езова С. А. О конгруэнтности слова и дела / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2003. – № 7. - С. 80 85. - Библиогр.: с. 85 (5 назв.)

Проблема соответствия между этикой и поведением библиотечного специалиста в библиотековедческой науке. Векторы поведения библиотекарей, осознание которых может способствовать развитию нравственной рефлексии библиотечного специалиста.


87. Езова С. А. О профессиональной этике педагога, обучающего будущих библиотекарей / Езова С. А. // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 8. - С. 96 101.

Анализ результатов исследования студентами библиотечного факультета Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств своего отношения к профессиональной этике преподавателя.


88. Езова С. А. Этика в формате библиотечно-информационного обслуживания и образования / Езова С. А. // Библиотечное дело-XXI : науч.-практ. сб. – 2005. - № 2(10). – С. 120 132. – Библиогр.: с. 129 132 (52 назв.).


89. Збаровская Н. В. К проблеме профессиональной библиотечной этики / Н. В. Збаровская // Научные и технические библиотеки. - 2003. – № 9. - С. 64 70. - Прил.: анкета «Кодекс этики и мы».

Оценка Кодекса профессиональной этики библиотекарями ЦБС Санкт-Петербурга.


90. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря : [принят Конференцией РБА (4 я ежегодная сессия), 22 апр. 1999 г.] // Информационный бюллетень РБА. – 2004. - № 30. – С. 3, обл. ; Ванеев А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и решение / Ванеев А. Н. – СПб. : Профессия, 2001. – С. 104 105.


91. Коробкина Т. Е. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря в системе профессиональных стандартов РБА для публичных библиотек / Т. Е. Коробкина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2004. - № 32. – С. 76 78.


92. Кузьмина А. Ю. К десятилетию дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря [Текст] / А. Ю. Кузьмина // Научные и технические библиотеки. - 2010. - N 2. - С. 54-52. - Библиогр.: с. 51-52 (15 назв. ).

Обобщение дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря.


93. Лукашов И. В. Что профессионально, то и этично / И. В. Лукашов // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 5. - С. 85 95. - Библиогр.: с. 95 (5 назв.).

Нормы этических принципов - общечеловеческих и профессиональных в библиотечном обслуживании. Понятие библиотечная этика; своды принципов профессиональной деятельности библиотекаря.


94. Манахова В. В. Библиотекарь как помогающая профессия / В. В. Манахова // Молодые в библиотечном деле : проф. журнал. – 2004. - № 1/2. – С. 84 88.

Этико-психологические особенности библиотечного обслуживания.

95. Матлина С. Г. Библиотечная этика в аспекте национальных просветительских традиций : (постановка вопроса) / С. Г. Матлина // Библиотековедение. – 2000. - № 3. – С. 23 30. – Библиогр.: с. 29 30 (43 назв.).

96. Мелентьева Ю. П. Весомый аргумент в пользу «Кодекса этики российского библиотекаря» / Мелентьева Ю. П. // Научные и технические библиотеки. – 2006. - № 5. – С. 82.

О защите диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук И. А. Трушиной.


97. Мелентьева Ю. П. «Кодексу профессиональной этики российского библиотекаря» - пять лет / Ю. П. Мелентьева // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2005. - № 33. - С. 27 29.

Из истории «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря».


98. Мелентьева Ю. П. Круглый стол "Общение и профессиональная этика библиотекаря" [Текст] / Ю. П. Мелентьева, И. А. Трушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2007. - N 43. - С. 49-51.

Основные направления деятельности Круглого стола, посвященного общению и профессиональной этике библиотекаря.


99. Мелентьева Ю. П. Этические аспекты свободного доступа к информации / Ю. П. Мелентьева // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2003. - № 24. - С. 19.


100. Моргенштерн И. Г. Из огня да в полымя : [по поводу ст. С. А. Езовой «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря принят, но обсуждение продолжается» в журн. «Науч. и техн. б-ки», 2002, № 10] / И. Г. Моргенштерн // Научные и технические библиотеки. - 2003. - № 7. - С. 77 80.


101. Моргенштерн И. Г. Положение обязывает / И. Г. Моргенштерн // Научные и технические библиотеки. – 2005. - № 5. – С. 58 61. – Библиогр.: с. 61 (7 назв.).

О профессиональной этике библиотечно-библиографических коллективов.


102. Мусихина С. Профессиональная этика и имидж библиотекаря-библиографа / Мусихина С. // Молодые в библиотечном деле: кадровая политика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. … - М. : Один из лучших, 2002. – Вып. 1. – С. 176 179. – Библиогр.: с. 179 (7 назв.).


103. Недашковская Т. А. О Кодексе профессиональной этики библиотекаря Франции / Недашковская Т. А. // Библиотеки за рубежом, 2005 : сб. – М. : Рудомино, 2005. – С. 127 132.


104. Петрова А. Е. Адаптация молодого специалиста: случайности или подготовленная программа [Текст] / А. Е.Петрова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. – N 5/6. - С. 55-58.

О реализации системы адаптации молодых специалистов в Липецкой областной юношеской библиотеке.


105. Свиридова Е. Ю. Взаимоотношения библиотекаря и читателя: этика и психология современного обслуживания / Свиридова Е. Ю. // Библиотечное обслуживание на рубеже XXI века: проблемы и перспективы : материалы науч.-практ. конф. … - СПб, 2002. – С. 128 131.


106. Соколов А. К вопросу о библиотечном кретинизме / А. Соколов // Научные и технические библиотеки. – 2004. - № 2. – С. 144 160.

Продолжение дискуссии о Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря.


107. Стефановская Н. А. Профессиональная этика: опыт составления этического портрета детского библиотекаря / Н. А. Стефановская // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2005. - № 1. - С. 59 68 : ил.: 2 табл.

Исследование читательской аудитории с помощью опроса и проективных методик (методов ассоциаций и незаконченных предложений) с целью совершенствования профессиональных навыков библиотекаря.


108. Столяров Ю. Н. Веротерпимость библиотекаря / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2002. - № 6. – С. 32 39.


109. Столяров Ю. Н. О бедном ученом замолвите слово / Ю. Н. Столяров // Научные и технические библиотеки. - 2003. – № 7. - С. 85 88.

Проблема библиотечной этики: вопросы кражи интеллектуальной собственности; законы об авторских правах; плагиат диссертационных работ, находящихся в библиотеках и научных учреждениях.


110. Столяров Ю. Н. Размышления о библиотечной этике год спустя / Ю. Н. Столяров // Научные и технические библиотеки. - 2003. – № 4. - С. 123 142. - Библиогр.: с. 141 142 (13 назв.)

Автор считает необходимым продолжить обсуждение Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря  и развивает свои суждения, высказанные ранее на страницах профессиональных изданий.


111. Столяров Ю. Н. Размышления по поводу этического кодекса библиотекаря / Столяров Ю. Н. ; послесл. Мелентьевой Ю. П. // Научные и технические библиотеки. - 2001. - № 12. - С. 48 61.


112. Сукиасян Э. Р. Общая и профессиональная культура библиотекаря и динамика развивающегося общества / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 2. - С. 40 43. - Библиогр.: с. 43 (5 назв.)

Доклад о профессиональной культуре библиотекаря в развивающемся обществе. Знания, необходимые библиотекарям, в процессе профессионального образования.


113. Трушина И. А. Еще раз о профессиональной этике: свод принципов библиотечного благочестия / И. А. Трушина, В. Р. Фирсов // Библиотека. - 2002. – № 11. - С. 68 72.

О Кодексах профессиональной этики 25 государств


114. Трушина И. А. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» и кодексы библиотечной этики других стран : сравнительный анализ / И. А. Трушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2004. - № 32. – С. 72 76.


115. Трушина И. А. «Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря» - первый общественно-профессиональный акт библиотечной сферы РФ / И. А.  Трушина // Библиотеки в правовом пространстве. Современные проблемы [Текст] : сб. ст. – СПб. : РНБ, 2008. - С. 217-230. - Библиогр. в конце ст.


116. Трушина И. А. Российскому кодексу - пять лет! История и особенности свода библиотечной этики / И. А. Трушина // Библиотечное дело. - 2004. - № 4. - С. 33 35. - Библиогр.: с. 35 (10 назв.)

О библиотечной этике.


117. Трушина И. А. Совместное заседание: Круглый стол "Общение и профессиональная этика библиотекаря", Секция по библиотечной политике и законодательству, Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Секция публичных библиотек [Текст] / И. А. Трушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2009. – N 51. - С. 46-47.

Обсуждение вопроса разработки новой редакции "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря".


118. Трушина И. А. Сохранилась ли коллективная мораль? / И. А. Трушина // Библиотека. – 2006. - № 8. – С. 42 46. – Библиогр.: (25 назв.).

О перспективах принятия профессиональных этических кодексов в отечественных библиотеках и наработках в этой области мировой библиотечной практики.


119. Трушина И. А. Этика доступа в виртуальной среде / И. А. Трушина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. – 2003. - № 24. – С. 20 22.


120. Трушина И. А. Этика и электронный мир / И. А. Трушина // Библиотека. – 2002. - № 9. – С. 6 9.


121. Хамаганова Р. И. Обсуждение проекта «Этическое кредо библиотекаря» Ю. Н. Столярова в Национальной библиотеке Республики Бурятия / Р. И. Хамаганова // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 10. - С. 90 95.

Обсуждение Кодекса профессиональной этики библиотекаря. Предложение Ю. Н. Столярова заменить понятие библиотечная этика на профессиональное кредо.


122. Хамаганова Р. И. «Суть библиотечной работы – в читателе» : этические ракурсы профессии / Р. И. Хамаганова // Библиотечное дело. – 2005. - № 6. – С. 35.


123. Чередниченко Т. Встреча началась с деловой игры / Т. Чередниченко // Библиотека. – 1999. - № 8. – С. 25 26.

Обсуждение проекта кодекса этики библиотекаря.


124. Шанченко Н. В. К вопросу о профессиональной этике в национальных библиотеках / Н. В. Шанченко // Научные и технические библиотеки. - 2004. - № 3. - С. 93 95.

Обсуждение вопросов профессиональной этики библиотекарей в нескольких аспектах: коммуникативном, информационном, гуманистическом. Коммуникативный аспект - межличностное общение читатель-библиотекарь; информационный - свобода доступа к информации; гуманистический - библиотекари трудятся в интересах общества.



Похожие:

От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconУчебно-методическое пособие "Профессиональная этика юриста : Адвокатская этика" Введение Аркадий Гутников
Этот сборник материалов называется «Профессиональная этика юриста», но имеет также
От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconОтражение древнерусской культуры в "Повести временных лет" Особенности древнерусской литературы
Особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения
От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconУважаемые коллеги! Уважаемые участники совещания!
Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей экономики нашей Республики. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия...
От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconПрофессиональная этика юриста
Мораль (франц morale) – нравственность, совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу...
От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconЛитература. 10 класс. Тематическое планирование. Базовый уровень (102 часа) № урока Дата
Введение. Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ века. Выявление...
От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconУважаемые коллеги! Уважаемые коллеги!

От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconПрофессиональная этика юриста: понятие, структура, социальная ценность*
Ее социальное назначение заключается в научном исследовании и наиболее эффективном претворении общих нравственных принципов и норм...
От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconСписок студентов-задолжников в библиотеке на 15. 10. 2012 г

От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconСписок студентов-задолжников в библиотеке на 15. 10. 2012г

От составителей: Уважаемые коллеги! Предлагаемый информационный список литературы является переработанной и дополненной версией пособия «О главном в библиотеке: профессиональная этика в контексте корпоративной культуры» iconСписок студентов-задолжников в библиотеке на 15. 10. 2012 г

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы