Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" icon

Тема: "Исследовательская работа в начальной школе"




Скачать 216.08 Kb.
НазваниеТема: "Исследовательская работа в начальной школе"
Дата02.10.2012
Размер216.08 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник

Система внеурочной деятельности по предмету Красной Е.Г.

Тема: "Исследовательская работа в начальной школе".

Дети учатся лучше, если им дают

возможность самостоятельно исследовать

основы изучаемого материала.

Питер Клайн.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире -важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность- нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Для своей педагогической деятельности я выбрала технологию Л.В. Занкова, т.к. в ней оптимальный путь - активное познание самого ученика, его желание исследовать непознанное. Работа по программе Л.В. Занкова предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

Исследования бывают кратковременные и долговременные. Кратковременные называются еще экспресс - исследованиями. Проводить их лучше во время экскурсий. Работа дается по группам или в индивидуальном порядке. Для исследований предлагаются темы, н-р:-"Какие птицы живут в окрестностях школы?" "Как зимуют травы?" и т.д.Результаты таких исследований мы обсуждаем сразу, либо на следующем уроке. Но тогда эти выступления ученицы оформляют в виде сообщений.

Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом и т.д.В наше время очень важно, потому что они мало читают. Своей работой я стараюсь направить моих учениц в нужное и полезное для них русло. Девочки ведут себя по-разному: одни с азартом ищут информацию для своих исследований сами, другие втягивают родителей в свою работу, но есть и такие, которых приходится брать в " помощники", обращаясь к ним с просьбой о помощи. Чувствуя свою значимость, стараются помочь и вовлекаются в исследовательскую деятельность.

В начальных классах организовать и провести учебное исследование согласно правилам и законам научной исследовательской работы не представляется возможным, но практика обучения показывает, что формирование навыка учебного исследования надо начинать с начальной школы, опираясь при этом на тягу к поиску, познание неизвестного.

Учитель может построить такой урок как игру, но за увлекательной формой дети должны видеть глубокое научное содержание работы, а примером служат уроки - исследования. Проводить их можно при изучении любой темы, н-р:

1 класс. Тема:"Растения".Выясняем к группе живых или неживых объектов следует относить растения. В ходе обсуждения приходим к выводу, что растения обладают почти всеми признаками живой природы: они рождаются, растут, питаются, даже движутся, умирают."А как же они дышат? Можно ли увидеть процесс дыхания у человека?(Вдыхают и выдыхают, проводят наблюдения за изменениями, происходящими с грудной клеткой.)Можно ли данный процесс увидеть у животных? (Да, можно.)Виден ли этот процесс у растений?(Рассматриваем цветок, приходим к выводу, что нет.)Может растения не дышат?(Выслушиваем мнения детей.)Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. До урока мы накрыли наш цветок сухой, чистой колбой. Что видим сейчас?(На стенках появились маленькие капельки воды.)Откуда они?(Предположения детей.)У каждого из вас на столе баночка. Давайте поднесем её ко рту и подышим в неё. Что мы видим? (На стенках появились капельки.) Какой вывод на основании нашего опыта можно сделать? Вывод: Растения дышат, как человек и животные.

2 класс. Тема:"Грибы."Проводим наблюдения за кусочком хлеба, помещенного в плотно закрытую банку, поставленную в теплое место. Один раз в три дня дети фиксируют свои наблюдения. Через неделю делимся наблюдениями, обсуждаем и делаем вывод:грибы

не растения,а отдельное царство живой природы.

Применять метод исследовательской деятельности я стала и в рамках курса" Кубановедение".

2 класс. Тема:"Лекарственные растения Кубани."Изучив данную тему на уроке, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии, каждая ученица получила задание.

1.Выбрать растения для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у взрослых, использовать Интернет, пронаблюдать.

2.Сделать рисунок или фотографию.

3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и т.д. и составить перечень обнаруженных лекарственных растений.

4.Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

Собранные работы защищались. Обобщив наблюдения, разработали правила сбора лекарственных растений и как итог работы - книжка-малышка"Народные рецепты."

3 класс. Тема:"Моя родословная."

Цель: заинтересовать детей в составлении своего генеалогического древа; развивать чувство исторической сопричастности к своему роду.

Задачи: научить элементарным приемам составления родословной, пополнять знания о своём роде, формировать уважительное отношение к предкам и памяти о них, развивать навыки познавательного общения в семье.

Проблемный вопрос:"Знаешь ли ты родословную своей семьи?"

Работа в группах:

1.Составление кроссворда "Семья".

2.Проведение детского исследования "За что мы любим бабушек?"(Что умеют бабушки? Что знают? Свидетелями каких событий в жизни нашей страны они были?).

3.Создание родословной, т.е. изображение в виде дерева родственных отношений на примере Софьи Пономаренко.

4.Знакомство с родословной своей семьи.

Использование материалов исследования:

-при изучении темы "Моя семья";

-во внеклассной работе.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное увлечь и "заразить" детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. А это сближает детей и родителей.

Опыт работы показывает, что исследовательская работа способствует формированию информационной и коммуникативной компетентности, успешности и самореализации каждого участника, независимо от способностей, получение знаний не только теоретических, но и практических, социально ориентированных.

Результаты моей работы уже видны. Ученицы моего класса стали активными читательницами Детской библиотеки, могут найти информацию, осветить поставленный перед ними вопрос. Принимают участие в конкурсах, фестивалях, акциях, олимпиадах. Я буду продолжать начатую работу в данном направлении.

Привожу примерный перечень уроков естествознания и кубановедения с использованием исследовательской работы.

Естествознание.



Тема

Практическая часть

1 класс

1.

Экскурсия в парк.Сезонные изменения ( осень).

Наблюдение за изменениями,проис-ходящими в живой и неживой природе, опыты-наблюдения.

2

Значение воды и воздуха на Земле.

Надувание шара, опыты с полосками бумаги и феном, пищание игрушки. Значение воды- полив растений.

3

Живая и неживая природа. Признаки.

Наблюдения (видеофильм).

4

Растение. Части растений.

Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету.

5

Красная книга.

Первые сообщения о редких растениях и животных.

2 класс

1

Звезды. Планеты. Луна-спутник Земли.


Наблюдение за фазами Луны.

2

Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Ориентирование на местности отно-сительно собственного тела, по солнцу, компасу, и местным признакам.Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, за погодой, фиксация признаков погоды с помощью условных знаков.

3

Материки и океаны Земли.

Работа с картой полушарий.Состав-ление карты мира с использованием Рабочей тетради.

4

Органы чувств человека.

Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств.

5

Инструменты и приборы.Термометр.

Знакомство с термометром, измерение температуры тела, воздуха, воды.

6

Вода на Земле. Водоёмы естественные и искуственные.

Наблюдение за состоянием водоёма в разное время года. Пра-вила поведения у водоёма.

7

Свойства воды. Вода- растворитель.Вода в быту человека.

Определение свойств воды, измерение температуры воды.Раст-ворение в воде веществ,фильтрова-ние.

8

Состав и свойства воздуха.

Определение свойств воздуха, измерение температуры воздуха.

9

Круговорот воды в природе.Стихийные бедствия, возможные в нашей местности.

Сочинение «Путешествие капельки воды».Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

10

Условия, необходимые для жизни растений.

Проращивание семян, наблюдение за развитием растений в разных условиях. Рассматривание строения плода и корнеплода.

11

Грибы.

Изучение строения грибов по плесени с использованием лупы, микроскопа.

3 класс

1

Особенности планеты Земля.

Работа с картой. Нахождение материков, океанов, тепловых поясов.

2

Масштаб карты.

Чтение масштаба разных карт.

3

Погода. Показатели погоды.

Наблюдение за изменением параметров погоды.Соотнесение со временем года.

4

Народные приметы погоды.

Сообщения.

5

Почва.

Определение состава почвы.Свойства почвы.

6

Природные зоны.

Работа с картой природных зон.

7

Духовная жизнь древнего человека.

Роль живописи ( музыки...) в жизни человека.(Сообщения)










8

Природная зона степей.

Работа с гербарными экземплярами растений степи.

9

Лесостепь.

Занятия и быт современных людей в степной зоне. (Сообщения)

10

Природная зона лесов.

Работа с гербарными экземплярами растений леса.

11

Единство почв,растительности и животного мира.

Образ жизни лесных животных.

12

Меры по сохранению леса.

Составление цепей питания.

13

Путь из « варяг в греки».

Создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов.

14

Культура: письменность.

Духовная и материальная культура древних русичей.(Сообщения)

15

Природное сообщество луг.

Узнавание ядовитых растений и грибов.

16

Изменения в природе связанные с деятельностью человека.

Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия.

17

Дмитрий Донской и Куликовская битва.

Работа с исторической картой.

18

Природа Сибири. Тайга.

Жизнь в тайге в настоящее время.(Сообщения)










4 класс

1

Клетка-основа строения и роста живых организмов.

Рассматривание клетки под микроскопом (лупой).

2

Здоровый образ жизни.

Составление режима дня и комплекса гимнастики.

3

Тело человека.

Наблюдение за работой мышц.Определение своего роста и веса.

4

Природные зоны гор.

Работа с картами.

5

Первая помощь при кровотечениях.

Подсчет ударов своего пульса.

6

Правильное питание и здоровье.

Составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ.

7

Тело человека.Кожа.

Рассматривание кожи с помощью лупы.

8

Происхождение полезных ископаемых, их разработка.

Определение свойств и состава полезных ископаемых.

9

План местности.

Составление плана школьного участка.



Кубановедение.




Тема

Практическая часть

1 класс

1

Я и моя семья.

Составление рассказа.

2

Наша школа.

Составление правил поведения в школе.

3

Улица на которой я живу.

Составление правил безопасного поведения на улице.Достопримеча-тельности города ( сообщения).

4

Будем жить в ладу с природой.Экскурсия.

Наблюдение за растениями, животными,погодой.Составление правил поведения в лесу.

2 класс

1

Земля отцов-моя земля.

Изучение государственных символов.

2

Природа родного края.Экскурсии.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

3

Водоёмы края.

Работа с картой.Составление правил поведения у водоёма.

4

Растительный мир края.

Наблюдение за растениями. Составление книжки-малышки о лекарственных растениях.

5

Животный мир края.

Сообщения.Составление мини-энциклопедии «Красная книга нашего района».

6

Труд и быт жителей Кубани.

Составление рассказа о профессии родных.Сообщения.

7

Моя семья.

Составление рассказов:» Праздники в моей семье»,» Предметы быта,использованные в старину»,»Моя семья».

8

Населённые пункты.

Сообщения.Работа с картой.Составление рассказа о родных, воевавших в ВОВ.

3 класс

1

Рельеф Краснодарского края.

Работа с картой.

2

Природные явления.

Изучение примет, составление прогноза.

3

Водоёмы Краснодарского края.

Работа с картой.Сочинение легенды о море.Путешествие по воде.

4

Почвы,значение для жизни растений и животных.

Исследование и сравнение почв.

5

Разнообразие растительного и животного мира.

Работа с картой.Сообщения.

6

Грибы.

Составление правил сбора грибов.Составление мини-энциклопедии «Съедобные и несъедобные грибы Краснодарского края».

7

Древние города.

Составление рассказа о путешествии по древнему городу.

8

История на карте.

Работа с картой.Составление рассказа о переселении казаков.

9

Освоение городов и станиц.

Сообщение об основании Гулькевичи.

10

Добрые соседи.

Работа с картой.

11

Твоя родословная.

«История моей семьи.»(Сообщения)

12

Ты и твоё имя.

«Происхождение и значение моего имени.»(Сообщения)

13

Из истории кубанских фамилий.

«Происхождение и значение моей фамилии.»(Сообщение)

14

При солнышке -тепло, при матери- добро.

Составление рассказа о маме.Сообщение о солдатских матерях нашего населенного пункта.

15

Кто ленится, тот не ценится.

Сообщение об известных тружениках Кубани.

16

Народнные обычаи и традиции.

«Обычаи и традиции в моей семье.»(Сообщения)

4 класс

1

Природные зоны.

Наблюдение за растениями степной зоны.Описание животного и растительного мира нашего района.

2

Заповедники и заказники.

Исследование животных занесённых в Красную книгу.

3

Использование и охрана водоёмов.

Узнать, что делается для сохранения чистоты водоёмов.

4

Краснодарский край на карте России.

Определить какую часть от общей площади Краснодарского края занимает территория нашего района.

5

История в архитектуре.

Представить себя в меотском жилище.Узнать, как выглядело жилище предков.

6

Вещи рассказывают о прошлом.

Узнать, каким было старинное убранство жилища предков.

7

Народные ремёсла.

Узнать,какие ремёсла распространены в нашем районе.










8

Одежда жителей Кубани.

Узнать, как одевались предки.

9

Обычаи и праздники народов,живущих на Кубани.

Изучить обычаи и традиции тех народов,представители которых учатся в нашей школе.

10

Екатеринодар-Краснодар.

Составить рассказ о путешествии по Краснодару.

11

Символы Краснодарского края.

Изучить герб своего района, города.

12

Просветители земли кубанской.

Узнать, как учились и где предки.

13

Наши земляки в годы ВОВ.

Создание « Книги славы».

14

Труженики полей.

Сделать подборку материалов и создать стенгазету.

15

Замечательные люди Кубани.

Изучить биографию и написать краткую статью об известном человеке района (города,края)



Список литературы:

1.Сборник программ по образовательной системе Л.В. Занкова.

2.Учебники 1-4 класс "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков.

3.Учебник-тетрадь по кубановедению 1,2 класс Е.Н.Ерёменко и др.

4.Учебник для 3-4 классов "Кубановедение" М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко и др.

5."Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И.Савенков.



Похожие:

Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconИсследовательская работа по литературе Карасов Никита Андреевич, обучающийся 5 «Б» класса Карабанова Е. Д
...
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconСправка Предметная неделя математики в начальной школе
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа по предметам. Внеклассная работа способствует...
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconАрипк использование информационно-компьютерных технологий на уроках в начальной школе
Компьютерные технологии качественно изменили содержание, методы, формы обучения, значительно преобразовали преподавание многих предметов...
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconТема урока: «Путешествие в страну «Математика»
Образовательные: повторить изученное в начальной школе; знакомство с учебником, с учителем
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconМетодические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки
Рабочая программа внеурочной деятельности "Историческое краеведение" в начальной школе: "Родники моей малой Родины"
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconПриказ от 27. 05. 08. №13 по Сельниковской начальной школе-детскому саду «О назначении школьного координатора»
В целях реализации регионального комплексного проекта модернизации образования (ркпмо) в моу сельниковской начальной школе-детском...
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconДоклад на тему: «Творческие проекты в начальной школе»
Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconПроектно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная
Поэтому в школе должны быть созданы условия для благоприятного и всестороннего развития личности, которая будет адекватно реагировать...
Тема: \"Исследовательская работа в начальной школе\" iconИсследовательская работа по изучению истории родного края Организация краеведческой работы в школе
Я родилась и выросла в этом городе, хорошо знаю левобережье, где мне все дорого. А самое главное, есть желание заниматься краеведением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы