Знакомство с окружающим миром icon

Знакомство с окружающим миром




Скачать 181.28 Kb.
НазваниеЗнакомство с окружающим миром
Виноградова А.И
Дата24.12.2012
Размер181.28 Kb.
ТипДокументы
источник
Содержание
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта.
Важнейшая цель курса «Окружающий мир» для дошкольников – знакомство с родным языком
Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов.
Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с ними ребёнка?

 

 

Знакомство с окружающим миром

(Составитель: учитель-дефектолог Виноградова А.И.)


Уважаемые родители!

Знакомство детей с окружающим миром происходит с первых минут жизни. Гуляете ли вы в парке,  находитесь дома или выбираетесь за город – везде малыш найдет массу нового и интересного, отыщет свой "таинственный путь".
Посмотрите вокруг глазами ребенка – столько интересного в мире! И все нужно успеть  понять; любой предмет, встретившийся на пути, обследовать, любую ситуацию не пропустить. Конечно, познавательная активность, присущая малышу, оставляет свой след и в душе, и в мыслях крохи, но вот понять суть происходящего, выделить главное, сделать правильный вывод – этого малыш сам выполнить пока не в силах.
Систематизировать увиденное, привести в соответствие с действительностью – во всем этом просто необходима помощь взрослых.

Побуждайте малыша высказываться, фантазировать, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.
Многие считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. Но на самом деле это развитие происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: "Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?" И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: "А вот фиалка. Она какая?" А потом спрашивает: "Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки". Вот это и есть развитие познавательных процессов, знакомство с окружающим миром.

^ Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, любознательность пропадает. Поэтому, на наш взгляд, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – ответы на любые их вопросы. Взрослые должны этому научиться.

Вопросов много. Как же в них не запутаться? Как найти место каждому явлению в своей памяти? Познакомиться с элементарной целостной картиной мира, сформировать целостный взгляд на него, таким образом при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни.

^ Мы хотим познакомить ребят с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать свои знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не цель обучения, его побочный результат, ведь рано или поздно дети их получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они уже не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому вся программа написана с позиций узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Таким образом, главная цель курса окружающего мира для дошкольников – знакомство с миром в целостном его представлении (целостной картиной мира) в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

^ Важнейшая цель курса «Окружающий мир» для дошкольников – знакомство с родным языком. Специфика преподавания любого предмета для детей этого возраста определяется тремя важнейшими ограничениями:

    дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записью в тетрадях и на доске;

        личный жизненный опыт учеников ограничен их ближайшим окружением;

        рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.

Первое из этих ограничений порождает необходимость замены в книгах традиционных текстов изображениями. По необходимости используя пиктографический метод представления учебного материала. Прежде всего, пиктограмма – это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры, оказывается, возможно научить ребят понимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.

Это же ограничение выдвигает важнейшие образовательные задачи обучения дошкольников – знакомство с родным языком и развитие речи, что дает главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении жизни человека. В первые годы обучения курс «Окружающий мир» при всей полезности не столь необходимый предмет, поэтому он должен своими средствами по возможности служить указанной главной задаче, а не отвлекать ученика от ее достижения. Какими же средствами?

^ Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов. При таком подходе начинается подспудное воспитание в ученике аккуратности словоупотребления и дисциплины мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности, в свою очередь, участвуют в подготовке к будущему освоению научного языка. Именно данный подход представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка.

Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы. Здравствуй, возраст почемучек!


Выдающиеся отечественные психологи Л. Выготский, А. Запорожец,

 Л. Венгер, О. Дьяченко и их ученики установили основные закономерности и движущие силы психического развития дошкольников.        

Обратимся к принципам, лежащим в основе любых занятий с детьми 3 –5 лет, в том числе и при ознакомлении с окружающим. Их несколько.

        

Во-первых, важно не обрушивать на ребёнка большое количество информации,  а уметь её обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими. Л. Венгером и О. Дьяченко было доказано, что усвоение и использование этих «орудий ума» является основной движущей силой развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

        

Например, ребёнок учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить, чем одни отличаются от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.

        

Во-вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те сферы действительности и человеческой культуры, с которыми, прежде всего, нужно знакомить ребёнка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личностного становления. Важно не перескакивать через этапы (например, учить малыша читать  и считать с 3 лет), а позволить ему полностью использовать возможности и потребности возраста. Для младших дошкольников (3 – 4 лет) такими существенными вехами является знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыты ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание. В личностной сфере это развитие представлений о себе, своём теле, росте и развитии, половой принадлежности, а также первые шаги по формированию положительного отношения к себе, самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими.

        

В-третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи. Пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи и отношения. Для того чтобы образовательная работа не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила радость детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности. Этот принцип легко проиллюстрировать на примере знакомства со свойствами металлических и неметаллических предметов.

        

Лучше всего предложить малышу поиграть в фокусников, чтобы он сам пришел к выводу, что металлические предметы притягиваются, а неметаллические нет.

        

Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре сферы: представления о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире.

        

^ Что же стоит за этими понятиями и как лучше знакомить с ними ребёнка?

        

Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире. Именно к 3 годам ребёнок начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Он не только учится управлять своим телом, но и стремиться оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи полагают, что именно  в это время рождается личность, поэтому возраст 3-4 лет считается кризисным. Желание малыша отделить себя от других, показать свою самостоятельность, не имея при этом достаточного опыта, часто встречает непонимание со стороны окружающих, что в свою очередь вызывает резкий негативизм ребёнка.

        

Для того чтобы ребёнок ощущал себя личностью уникальной и неповторимой, любимой и принимаемой другими людьми, взрослым следует направить свои усилия на формирование у него наиболее полных представлений о себе (своём теле, имени, половой принадлежности, возрасте), на развитие положительного отношения к себе, на осознание своих переживаний и умение управлять ими.

          

Прежде всего, ребёнка интересует, как он устроен. Большинство детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова красивый, любимый и хороший являются синонимами. Если ребёнок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим и, прежде всего близким. Объективное, критичное отношение родителей к его внешности очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трёхлеток: « Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая» или «Меня никто не любит, я некрасивый».

         

Для того чтобы избежать или исправить уже сложившееся негативное отношение ребёнка к своей внешности, а значит, и к самому себе, достаточно самых простых упражнений перед зеркалом с добрыми мамой и папой.

         

Встаньте с ребёнком перед большим зеркалом и в игривой форме предложите поднять по очереди ручки, ножки, покачать головкой, пошевелить пальчиками, обращая внимание при этом на то, какие они у него красивые, умелые, ловкие, весёлые и т. д. Можно использовать стихотворение:

                            

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

          Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

          И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

          И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

          Головкой покачаем…

          И начнём сначала…

 

 

Лучше выполнять команды вместе с ребёнком, так как он ещё плохо координирует свои движения и соотносит их со словесными указаниями. Рекомендуется включать ритмичную, весёлую музыку, под которую детям легче двигаться. Такие упражнения дают возможность почувствовать своё тело, увидеть в зеркале, как работают разные его части. Упражнения хорошо повторять на протяжении нескольких дней, постепенно включая  всё более сложные движения и используя разные части тела если ребёнок ошибается, очень мягко поправьте его, покажите правильное движение, обращаясь к зеркалу и называя соответствующие части тела (руки, ноги, пальцы, голову, туловище, колени, локти, пятки, ладони, шею и т.д.). В конце включите медленную, успокаивающую музыку и предложите отдохнуть, лёжа на ковре, расслабившись. Можно легко поглаживать малыша, тихим голосом рассказывая ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.

         

Следующий вид упражнений направлен на знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций, а также на формирование положительного отношения к себе. Для этого нам понадобится зеркало, цветные карандаши, бумага. Покажите «волшебное» зеркало, в котором отражаются все красивые дети, дайте посмотреться в него. Спросите, что за замечательный ребёнок смотрит на вас из зеркала, какого цвета у него глаза, волосы, брови, ресницы, щёки, где подбородок, лоб, уши, шея. После этого предложите нарисовать себя, помогая ему в изображении сложных деталей. Автопортрет лучше повесить над кроваткой или в его комнате, это задание можно выполнить и в книге-альбоме «Я сам» Р.Сефа, где ребёнок раскрашивает уже имеющийся контур и отвечает на вопросы о своём теле, лице, росте, поле, адресе и т. д.

         

Вечером почитайте сказку «Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду» М.Мурр. Во время чтения предложите малышу показывать, какое лицо было у персонажей в каждой ситуации. Он может изображать их сам или выбирать из предложенных вами масок.  

          

Расспросите ребёнка, кого увидел Крошка Енот, почему вначале это было злое существо, а потом оно стало добрым, как нужно относиться к людям, чтобы они были к тебе добры. Пусть малыш покажет, с каким выражением лучше всего знакомиться, обращаться с просьбой и т. д.

         

Следующим важным шагом к осознанию и принятию своего «Я» является отнесение себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола. К 3 годам большинство детей чётко осознают, кто они, мальчики или девочки. Однако в наш век размывания и стирания границ некоторые родители полагают, что это не столь важно. Они одевают детей в индифферентную, «бесполую» одежду, а иногда допускают и просто ужасающие ошибки, одевая мальчиков в платья, отращивая волосы. Необходимо понимать, что расшатывая стереотипы мужского или женского поведения можно только тогда, когда они уже хорошо сформированы. Ребёнок, не чувствующий чётко своей половой принадлежности, совершенно растерян, не может выбрать линию поведения и общения со сверстниками и взрослыми, не понимает, кто же он на самом деле. Вряд ли стоит удивляться, откуда берутся во взрослой жизни инфантильные, безвольные мужчины и мужеподобные, агрессивные женщины, не говоря уже о семейных трудностях. Что же могут сделать родители, чтобы заложить в ребёнке фундамент для адекватного развития?

         

Нет необходимости углубляться в особенности анатомического различия. Обсудите с ребёнком, кто такие мальчики и девочки, послушайте, чем они отличаются друг от друга, по его мнению. С целью выявления этих представлений предлагаем вам простой опыт. Возьмите кукол с ярко выраженными мужской и женской фигурами, например Барби и Кена. Обычно они одеты в соответствующую полу одежду – платье и брючный костюм. Спросите  малыша, кто из них мужчина, кто – женщина. Наверняка вы услышите правильный ответ. А теперь на глазах у ребёнка переоденьте Барби в брючный костюм, а Кена – в платье. После этого спросите, кто из них кто. Большинство детей в такой ситуации отвечает, что Кен – девочка, Барби – мальчик.

         

Убедившись в непрочности представлений детей об особенностях  мужчин и женщин, обсудите с ними, что же определяет различия между ними. Вспомните примеры из личного опыта ребёнка, когда он или знакомые одевались не в соответствии со своим полом, покажите картинки шотландцев в национальных юбках-кельтах, греческий мужской костюм, частью которого является юбка, подведите ребёнка к выводу о том, что главное – поведение человека. Девочкам присущи мягкость, доброта , опрятность, скромность и т. д., а мальчикам – терпеливость, смелость, ловкость, сила, забота о слабых. Расспросите ребёнка, как он ведёт себя в коллективе сверстников, с мальчиками и девочками. Прочитайте вместе стихотворение «О девочках и мальчиках» С.Маршака, обсудите, согласен ли ребёнок с автором.

         

Всем очевидно, что наша культура не предполагает жёстких стереотипов поведения, многое делают и мужчины, и женщины. Если же ребёнок отказывается от каких-либо обязанностей, ссылаясь на свой пол («Я посуду мыть не буду, я не девочка» или «Я зарядку не делаю, я девочка»), прочитайте стихотворение «Если б я девочкой был» Э.Успенского, а затем обсудите, действительно ли мальчик не должен помогать маме по дому, какие дела под силу и мальчикам, и девочкам.

         

Не менее важным звеном самосознания является положительное отношение к своему имени. Взрослые редко понимают детей, когда те обижаются за неправильно произнесённое или непривычное для него имя. Казалось бы, какая мелочь. Но для маленького человека имя составляет часть его самого, как ручки или ножки. Пока он не привык относиться к имени отстранённо. Многие дети очень расстраиваются, если кто-нибудь или они сами считают своё имя некрасивым. Для того чтобы поддержать малыша, придать ему уверенности в себе, взрослые могут рассказать о происхождении его имени, кто носил такое имя в семье, что оно, значит, попытаться вместе с ребёнком по-разному произносить его: полностью, с отчеством и фамилией, ласкательно, сокращённо. Рисунки и поделки маленького мастера можно помещать на специально отведённое место – выставку, над которой располагается «подпись» художника – обведённая и вырезанная им ладошка, на которой написано его имя. Пусть он не умеет ещё читать, но уже будет видеть, как оно выглядит.

         

Кроме того, можно вместе придумать историю или сказку, в которой будет действовать умный, добрый, красивый и смелый персонаж с таким же именем, как у вашего ребёнка.

         

К 4-5 детей начинают интересовать, как устроен и работает их организм, как они меняются. Множество книг рассказывают об этом в доступной и интересной и для детей форме. К ним относятся «Детская энциклопедия здоровья», «Я – человек, ты – человек» И.Стрмновой, «Как стать Неболейкой» и «Кто ты такой» И.Семёновой. поговорите с детьми о том, что они знают о себе: как они дышат, слушают, видят, думают, что находится у них внутри, чем они отличаются от кукол и других игрушек. Посмотрев вместе иллюстрации в «Детской энциклопедии здоровья», проведите простейшие наблюдения, послушайте друг у друга биение сердца и дыхание, посмотрите, как устроены глаза, рассмотрите кожу, волосы, ногти. Теперь вам гораздо легче будет приучать ребёнка к гигиеническим процедурам, ведь он уже понимает, что это не каприз взрослого, а необходимость.

         

К 4-5 годам дети начинают понимать, что они были другими – маленькими и скоро снова изменятся, – вырастут и станут большими, а затем и взрослыми. Этот процесс называется осознанием личностного времени. Малышам такие сложные абстракции, как понимание времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения даёт четырёхлеткам возможность осознать это. Родители должны понимать, что каждый возраст по-своему ценен. Не нужно стремиться делать ребёнка старше, чем он есть, или, наоборот, относиться к нему как к крошке. Дети растут, и это замечательно. Помочь ребёнку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее – задача взрослого.

         

В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми. Детей всегда привлекали такие альбомы. Они искренне удивлялись, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривали они и себя в младенчестве и раннем детстве. Жаль, что во многом эта традиция утрачена. Однако восстановить её не так трудно, тем более, что помимо фотографий у нас появляются аудио- и видеокассеты с записями наших детей в разных возрастах. Посмотрите  их и обсудите с ребёнком, чем отличаются он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключение нарисуйте лесенку из трёх ступенек, символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребёнка, попросите его нарисовать, каким он видит себя на каждой ступеньке.

         

Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях, т. е. с тем, что мы определили как мир  людей. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка и т. д.

         

Круг представлений маленького ребёнка достаточно узок и ограничивается личными впечатлениями. Традиционно с этой областью дети знакомятся по произведениям детской литературы. Большим подспорьем для родителей может стать  «День за днём»   (Хрестоматия для детей 3-5 лет (к программе «Развитие»)/Сост. О,Дьяченко и Н.Астаськова. М.,1998). В этой книге вы найдёте не только замечательные рассказы, сказки и стихотворения, но и вопросы к ним, которые помогут акцентировать внимание ребёнка на переживаниях и чувствах литературных персонажей, нравственных коллизиях и выборе, категориях добра и зла, честности и лживости, мудрости и глупости. Беседуя с ребёнком после чтения книги, постарайтесь выяснить, а как бы он поступил в той или иной ситуации, почему. Не только знание норм определяет поведение ребёнка; важно, чтобы он сам почувствовал, как говорится, пропустил через себя те или иные переживания. Маленький человек 3-5 лет пока ещё сосредоточен на себе, эгоцентричен, ему трудно понять, что чувствуют другие, как относится к этому, как проявлять свои собственные переживания в форме, принятой в обществе. Для этого поиграйте с ним по ролям наиболее интересные фрагменты сказки или рассказа, в которых отчётливо проступают нравственные нормы, необходимость сопереживания другим, умение решительно вести себя в трудной ситуации.

          

Знакомство с профессиями, правилами поведения и явлениями культуры также происходит с помощью произведений детской литературы. Однако этого недостаточно. Прежде всего, необходимо опираться на собственный опыт ребёнка. Если вы хотите, чтобы он узнал о работе повара, врача, милиционера, водителя, выйдите с ним на улицу, в магазин, кафе или поликлинику, покажите, как выглядят люди этих профессий,  что они делают, в чём их работа. Придя, домой, поиграйте с ребёнком в эти профессии. Можно закрепить полученные представления, прочитав стихотворение «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?» Дж.Родари.

         

С возрастом расширяется круг профессий, с которыми знакомятся дети, предполагается освещать виды труда, направленные на создание материальных и интеллектуальных продуктов, обслуживание людей, работу на селе.

         

Младшие и средние дошкольники, как правило, редко бывают в музеях, театрах, библиотеках и не знакомы с нормами поведения в подобных общественных местах. Малышам важнее всего научиться вести себя на улице, в магазине, поликлинике, детском учреждении, дома. Читая книги, выходя куда-нибудь вместе, обращайте внимание на то, как ведут себя другие люди, почему они так поступают, чем объяснить те или иные правила поведения. Дети 5 лет имеют уже более широкий спектр впечатлений. Такой ребёнок с удовольствием составит вам компанию при посещении кино, театра, цирка, зоопарка, выставки. Дома можно организовать выставку детских работ, музей поделок, театр с куклами бибабо, игрушечный цирк дрессированных зверей, фокусников, клоунов. В игру легко включаются соответствующие атрибуты (билеты, сцена, зрительные ряды и т. д.) и нормы поведения в них.

         

Рукотворный мир познаётся ребёнком, прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3 лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умении аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.

         

Почему дети часто ломают игрушки, вещи, мебель? Из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребёнку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нём. Для малыша это, прежде всего предметы обихода и игрушки. Как хочется посмотреть, что же там внутри, как они устроены, умеют ли плавать, крепко ли привинчены друг к другу. На множество этих вопросов ребёнок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого – помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло. Поставьте в ванной комнате миску с водой, повесьте фартук и нарукавники, положите самые разнообразные предметы и игрушки, разрешите ребёнку самостоятельно или с вашей помощью изучать их свойства (плавают они или тонут, намокают или нет, лёгкие или тяжёлые и т. д.). Главное, подведите малыша к необходимости сформулировать свои выводы о свойствах предметов в словесной форме. Это способствует развитию не только речи, но и мышления.

         

Такой же подход должен быть и к предметам обихода. Дайте возможность ребёнку играть с множеством ненужных вам вещей. Пусть режет ножницами с закруглёнными концами вышедшие из употребления  тряпочки, рвёт бумагу, разбирает на части бусы. Всё это должно проходить в специально отведённом для таких игр месте. Попросите, чтобы в конце игры всё было сложено в коробку. Хорошо, если ребёнок расскажет вам, что он узнал про эти предметы, как можно с ними играть. Таким образом, вы добьётесь не только того, чтобы дома было чисто и аккуратно, но и разовьёте умственные способности ребёнка.

         

Каким же образом при играх с палочками, тряпочками и бусинками развиваются способности?

         

Дело в том, что детям зачастую не хватает игрушек, тарелочек, платьев для кукол, кроваток, игрушечной еды, поэтому они начинают использовать в играх предметы-заменители. Палочки становятся ложками или градусниками, бусинки и куски бумаги – мясом и пюре, тряпочки – одеждой для кукол. За всем этим стоит сложная психическая деятельность. Ребёнок как бы удваивает мир. Из простого одномерного, данного нам в ощущениях он становится полным условных знаков и символов. Когда дети используют что-то «понарошку», они замещают реальный предмет условным. Мы уже говорили о том, что человеческие знания передаются и обобщаются именно с помощью условных обозначений, символов, схем, чертежей, букв и т. д. Первый шаг в овладении этой сложной системой ребёнок делает именно тогда, когда вместо настоящего предмета берёт его заместитель. Таким образом, маленький человек осваивает культурные средства и способы мышления, сохранения информации, управления своим поведением, так развиваются  творческие и интеллектуальные способности.

         

К 4 годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Использование предметов- заменителей сохраняется, но их значимость отходит на второй план. Мир людей и человеческие отношения становятся более интересными, чем предметный. Самое время заняться созданием пространства для ребёнка. С этой целью хорошо было бы оборудовать уголок его личных вещей. Над каждым ящиком или полочкой прикрепите значок, придуманный совместно с ребёнком и обозначающий, что здесь лежит: игрушки, книги, конструктор и т. д. Они помогут вспомнить, куда и что нужно класть, организуют пространство вокруг него, а также сделают уборку интересной.

         

С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте книги «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского, «Меня нет дома», «Вредные советы» Г. Остера и многие другие.            

        

Ещё одной сферой человеческих познаний, с которой знакомится ребёнок, является нерукотворный мир. К нему относится живая и неживая природа. В период от 3 до 5 лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, временем, узнают о свойствах воды, воздуха, магнита, тепла и света, наблюдают за природными явлениями и сами ставят эксперименты. Трудно перечислить всё, с чем сталкивается ребёнок при общении с миром природы и как много способов её познания. Разнообразие материала и его многоплановость требуют отдельного изложения. Как знакомить ребёнка с миром живой и неживой природы, мы расскажем в следующей статье.

         

Заканчивая разговор о средствах и способах развития представлений детей 3-5 лет о себе и окружающем мире, хочется подчеркнуть, что наиболее важным является соблюдение интересов ребёнка, возможностей и потребностей его возраста. Хотелось бы, чтобы родители не стремились скорее посадить малыша за парту, а пытались развить его, показав  всё многообразие и богатство окружающего мира, дав ему в руки орудия для познания.            

                                                                              

6.12.2010 г.



Похожие:

Знакомство с окружающим миром iconКоробулина Екатерина Александровна Ярославль 2008 пояснительная записка
Культурно-эстетическое развитие и художественное воспитание младших школьников по возможности должны включать всю полноту связей...
Знакомство с окружающим миром iconКолесник Т. А., воспитатель моу «Начальная школа-детский сад «Ясень» с им. 9 Января, Оренбургский р-н Зебзеева Валентина Алексеевна
Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Знакомство с окружающим миром iconФгос 2 поколения
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении,...
Знакомство с окружающим миром iconЦели: Обучающий аспект: знакомство с животным миром (птицы) Гласные и согласные, слоги, счет до 10
Материалы: листы бумаги в клетку, цветная бумага клей, ножницы, счетные палочки
Знакомство с окружающим миром iconУчебное пособие для вузов Сознание. Постановка проблемы сознания в философии
Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия...
Знакомство с окружающим миром iconАнализ воспитательной работы в 4а классе в 2012-2013 учебном год
Целью воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности, готовой к правильному взаимодействию...
Знакомство с окружающим миром iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется...
Знакомство с окружающим миром iconПрограммы отдельных учебных предметов общие положения
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении,...
Знакомство с окружающим миром iconРелигия и человеческая деятельность
Эти и многие другие особенности человека в сравнении с окружающим миром невольно поражают наше воображение, вызывают и восторг, и...
Знакомство с окружающим миром iconПояснительная записка Характеристика первой ступени школьного образования
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы