Скачать 123.44 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение Ярославской области Семибратовский экспериментальный детский дом «Центр Духовного Возрождения». Программа по музыкально-эстетическому воспитанию. Воспитатель - Бетюжнова Анна Сергеевна. Срок реализации – 7 лет. Возраст воспитанников 7 - 17лет. 2006 год. Музыкально - эстетическое воспитание. Пояснительная записка. Эстетическое воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие человеческой культуры. В конце XX в., начале XXI в. проблема эстетического воспитания рассматривается многими исследователями по-новому: резко обостряется ее гуманистическая направленность в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры. В современном обществе с особой остротой встал вопрос о придании нового статуса задаче формирования личности и прежде всего ее эстетическому воспитанию, способствующему зарождению, укреплению и развитию новых эстетических, этических, художественных ценностей и мотиваций у каждого человека. Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности — своеобразного показателя развития самого человека — является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. По мысли В.А. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Социализирующие функции воздействия музыки на личность разнообразны. Так же как и в обществе, она может для отдельного человека служить средством познания, коммуникации, воспитания определенных эмоций, чувств и т.д. История не знает цивилизаций или отдельных личностей, которые обходились бы без музыки. Мир, в котором существует человек, наполнен музыкой, и она объективно необходима человеку, так как с ее помощью происходит удовлетворение целого ряда социальных потребностей личности. Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его. Программа музыкально-эстетического воспитания является одной из составляющих цикла «Мировая художественная культура», и адаптирована к программе "Музыка" (авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М., Просвещение, 2002). Цель программы - разностороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства. Задачи: - воспитание художественного вкуса и творческого воображения; - формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре, музыкальному и песенному творчеству; - развитие музыкально-творческих способностей воспитанников. Программа рассчитана для 2-ух разновозрастных групп 1-3 классов (7 - 9лет) и 4 - 7 классов (10 - 13 лет). Старшие дети будут участвовать в подготовке и проведении праздников и театрализованных представлениях. Занятия проходят в форме бесед, творческих вечеров, музыкальных и литературно - музыкальных гостиных, праздничных концертах, конкурсов, посиделок. Музыкальные занятия сочетаются с элементами драматизации (мини-постановки, театрализованные этюды). Запланировано посещение театров и филармонии. В программе особое внимание уделяется теме «Фольклор». Соприкасаясь с народным искусством, дети постигают высоты нравственности и доброты. Чтить старинные обычаи и обряды - значит любить свою землю, Родину, что тебя взрастила и вскормила. Раздел «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи), находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке, передавать образы природы в рисунках. У детей развиваются эстетические чувства и образная речь. «Музыкальный образ» - данная тема дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. ^ Первая группа Цель - воспитывать любовь и уважение к родному краю, национальным обычаям, обрядам, его истории и культуре. Задачи: -активизировать познавательную деятельность воспитанников; - развивать творческие способности; - развивать музыкально - эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки. Сентябрь - Фольклор. Народный календарь. - Хлеб. Жатва. Октябрь - Праздник урожая. - Русские народные инструменты. Ноябрь - Русская игрушка. - Ярмарка. Декабрь - Беседа. Правила поведения в театре. - Поездка в ТЮЗ. Январь - Зимние праздники. -Колядки. Февраль - Родной язык. Сказка. - Пословицы и поговорки. Март - Проводы зимы. - Праздник жаворонков. Апрель - Деревенское хозяйство (поле, огород, домашние животные). - Народные промыслы. Мастера и мастерицы. Май - Березкина неделя. - Праздничные посиделки. ^ Цель - воспитывать доброжелательное отношение к природе. Задачи: - научить детей слушать, слышать и понимать музыку; - эмоционально адекватно реагировать, сопереживать; - побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу. Сентябрь - Природа и музыка. - Шум леса, звон дождя - все это музыка. Октябрь - Сорока, кукушка и прочие птицы в музыке. - Как музыка рисует движение воды. Ноябрь - Я рисую музыку. - Беседа. «Как я должен вести себя в театре». Декабрь - Поездка в Волковский театр. - Раз-два, не зевай, с нами повторяй. Январь - Занимательная музыка. - Вечер, посвященный творчеству П.И. Чайковского. Февраль - К. Дебюсси. Детский уголок. Март - Букет музыкальных цветов. Апрель - Игра «Отгадай мелодию». -Подбери картинку к музыке. Май — Прослушивание музыкальной сказки. ^ Цель — дать представление о программной музыке. Задачи: - находить в музыке характерные черты образа, опираясь на различие средств музыкальной выразительности; - развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями. Сентябрь - С утра до вечера вместе с музыкой. - Выразительные средства музыки. Октябрь — Музыкальный портрет Петрушки. - Баба Яга - музыкальный персонаж. Ноябрь - Я создаю музыкальный образ моей любимой игрушки. - Кто сказал «Мяу?» Декабрь - Музыка М.П. Мусорского о детях и для детей. - «Картинки с выставки» Январь - Увертюра «Рассвет на Москве - реке» к опере М.П. Мусорского «Хованщина». Февраль - Музыка, которую любил А.С. Пушкин. - Шедевры Сергея Прокофьева для детей. Март - Симфоническая сказка «Петя и волк». - На бал к скрипичному ключу. Апрель - Музыкальные короли и королевы. Май - Волшебные мгновения музыки М.И. Глинки. ^ Вторая группа Цель - развитие творческой личности, знающей свою культуру, этику, историю. Задачи: - расширять знания детей об истории и культуре русского народа; - побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения. Сентябрь - Осень - жница. Октябрь - Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки) Ноябрь - Встреча с фольклорной группой «Завалинка». - Деревенская изба. Декабрь - - Зимние забавы. Вечерки. Январь - Рождество Христово. - Святочные гадания. Февраль - Крещение - Баня. Март - Встреча весны. Масленица. Апрель - Праздник русского платка «И плат узорный до бровей». - Пасхальный колобок. Май - Праздник русской березки. - Свадебный обряд. ^ Цель — развивать у детей умение соотносить различные виды искусства: музыку, слово, живопись. Задачи: - развивать образную речь в поисках и применение эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи; - учить сравнивать и анализировать, видеть гармонию, чувствовать красоту. Сентябрь - Музыка в изобразительном искусстве. - От зрительного образа к музыкальному. Октябрь - Может ли звучать «картина»? - Картины природы в народной музыке. Ноябрь - Образ богатыря в музыке и изобразительном искусстве. - Знакомство с композиторами «Могучей кучки». Декабрь - - Музыкально - литературный вечер «Природа в музыке и поэзии». Январь – Поездка в филармонию г. Ярославля. - Игра «Весь алфавит в музыке». Февраль – Профессии музыканта. Март – Беседа о вальсе. -Музыка ночи. Апрель – Картины весны. - Вечер русского романса. Май – Бардовская песня. ^ Цель – воспитание интереса к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств. Задачи: - формировать умение следить за развитием музыкального образа; - развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения высокого искусства. Сентябрь – Мы идем в концертный зал. - Знаменитая цыганка Кармен. Октябрь – «Время, вперед!» (Музыка Г.Свиридова). - Гений 20 века. (Музыка Д.Д.Шостаковича). Ноябрь – Музыкальный конный аукцион. - Музыкальное величие Санкт – Петербурга. Декабрь – Норвежский сказочник Эдвард Григ. Январь – Оперы и балеты Сергея Прокофьева. Февраль – Целой жизни не хватит для музыки. (Музыка С.В.Рахманинова). Март – Музыка – душа моя. - Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Апрель – Сочинение на тему «В чем сила русского народа?» - Музыка в произведениях Аркадия Гайдара. Май – Музыка на балу. - Поездка в Волковский театр. Литература. 1. |
![]() | Рабочая программа Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание как профессионалов, так и любителей музыки, которые находят в музыкально-компьютерных... | ![]() | Сказка «Гуси лебеди» Цель: Формировать устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности через русский народный фольклор Продолжать работу по художественно-эстетическому развитию детей через игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы русского... |
![]() | Опыт работы детского сада №10 «чебурашка» по гражданско-патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию Патриотизм как качество личности — важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении нравственных идеалах,... | ![]() | Обзор литературы Новомышастовская сош №10 богата добрыми традициями. Кроме общеобразовательной подготовки, особое значение здесь всегда придавалось... |
![]() | Волчанская городская территориальная избирательная комиссия О проведении конкурса «Воспитатель-патриот России», среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений города по гражданско-патриотическому... | ![]() | Татьяна Сергеевна Белякова г. Дзержинск 2008г пояснительная записка программа ... |
![]() | Программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию "Мы живем в России" Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан Программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию "Мы живем в России" | ![]() | Программа рассчитана на 3 года обучения Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под... |
![]() | Музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе... | ![]() | З. А. Скотникова Музыкально-дидактические игры по своей структуре включают в себя развитие игровых действий, которые направлены на то чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, дин «Значение музыкально- дидактических игр в коррекционно- развивающем воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» |