2 Создание положительной атмосферы в классе icon

2 Создание положительной атмосферы в классе




Скачать 186.05 Kb.
Название2 Создание положительной атмосферы в классе
Дата03.10.2012
Размер186.05 Kb.
ТипДокументы
источник

2.4.4. Создание положительной атмосферы в классе



Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

сколько ни просят их петь, ни за что не поют;

а не просят -пению нет и конца!

Гораций


Задачи, которые должен решить учитель:

  1. Привлечь как можно больше учащихся к проектной работе.


  2. Создать в классе теплую дружескую атмосферу, способствующую сплочению учеников.



Для того, чтобы проект был удачно разработан, необходимо, чтобы рабочая атмосфера между участниками проектных групп была дружеской и тёплой. Ученики должны при этом уметь сотрудничать не только друг с другом, но также и с учителем. Учащиеся лучше общаются друг с другом, если они понимают друг друга и находятся в спокойной обстановке. Если проектная работа будет проводиться в сплочённом коллективе, то вероятность достичь высоких конечных результатов значительно выше.


Методика

Предлагаемая процедура создания позитивной атмосферы в классе предусматривает последовательное осуществление нескольких типов коммуникативно-направленных видов деятельности, которые позволяют ученикам (и учителю) лучше узнать друг друга. Процедуру, которая ведет к получению совокупности знаний об отдельных учащихся и о классе в целом, можно представить в виде концентрических кругов (рис. 2.1).

Как бы не распределялось время на различные виды проектной работы, и какие бы методы не использовались, нужно иметь в виду, что конечный результат должен представлять собой глобальную деятельность, объединяющую в себе все элементы предыдущих стадий.

Эта процедура особенно полезна при работе с «виртуальными» классами в профильном обучении, когда ученики собраны из разных классов или школ.

Ниже дано описание основных стадий работы с классом в соответствии с процедурой.


Рис. 2.1. Процедура получения информации об отдельных учащихся и о классе в целом.


Стадия 1. Основная информация о себе.

Ученики представляют основные сведения о себе.

Рекомендации для учителя:

  • Запрашиваемая информация должна быть краткой и сжатой.

  • Запрашиваемая информация не должна ставить ученика в затруднительное положение. Она должна быть направлена всего лишь на выявление личных предпочтений, того, что нравится или не нравится (книги, музыка, спорт, животные и т.д.).

  • Язык должен быть простым, что позволяет ученикам сделать первый шаг к свободному личностному общению.


Процедура проведения.

Учитель делит класс на группы по 4-6 человек и снабжает их следующими материалами:

  • клейкие листочки (карточки) разного цвета;

  • клей;

  • цветные маркеры (фломастеры);

  • ножницы.




  1. Учитель предлагает ученикам придумать и изготовить эмблему и позволяет им выбрать цвет и форму самим. Форма может быть абстрактной или конкретной (например, в виде дерева, животного и т.п.). Учитель также принимает участие в этой работе.

Затем ученики пишут 4-5 предложений, содержащие сведения о себе, например;

    • имя или свое прозвище (если оно есть);

    • любимое животное;

    • любимый вид спорта;

    • имя важного в их жизни человека;

    • книгу, которую они хотели бы взять с собой на остров и т.д.

Эти предложения, записанные на карточку, ученики закрепляют как бэйджик.

  1. Учитель может включить музыку. В это время ученики, свободно перемещаясь по классу, знакомятся с информацией, записанной на карточках других учеников. По сигналу учителя каждый ученик задает вопросы другому ученику по поводу информации на его карточке. Этот шаг процедуры нужно повторить несколько раз, чтобы произошло как можно больше контактов между учениками.

  2. Если есть возможность, поставьте стулья в круг. Ученики и учитель обсуждают то, что они узнали о своих одноклассниках, с которыми они разговаривали. Таким образом, учитель и все ученики получают информацию обо всем классе.


Альтернативой описанной выше процедуре можно предложить составление презентационных карт учеников. Учитель изготавливает шаблон (или ученики придумывают этот шаблон сами) презентационной карточки следующего вида, который показан на рис 2.2.





Рис. 2.2. Шаблон презентационной карточки.


Можно предложить следующие вопросы для заполнения презентационной карточки:

  • имя, фамилия, адрес …;

  • возраст, члены семьи, …;

  • друзья, учителя, …;

  • страна, город/село, …;

  • что нравится или не нравится, хобби, …;

  • любимые животные, фильмы, …

  • и т.п.


Затем можно провести шаги 2, 3 описанной выше процедуры, или предложить ученикам другие способы обмена информацией о себе.


Стадия 2. Взгляд на себя (описание внешности).

Описание внешности представляет собой один из коммуникативно-направленных видов деятельности. Кроме того, сам процесс описания внешности может быть полезен при изучении иностранных языков, родного языка, литературы и т.п. при этом учитель должен продемонстрировать ученикам достаточное количество примеров описания внешности. Модели описания внешности можно взять из литературных текстов, учебников и т.п. Ученикам могут понадобиться разнообразные источники, для того, чтобы использовать их при описании внешности.

Для того чтобы избежать возникновения неловких ситуаций и поддержать положительный эмоциональный контакт между учениками, учитель должен внимательно наблюдать за тем, чтобы в фокусе описания внешности находились только положительные аспекты.


Для организации классной работы по описанию внешности можно использовать следующие способы деятельности:

  • Учащиеся заполняют презентационный карточки с описанием своей внешности (в качестве шаблона карточки можно использовать образец рис. 2.2). Учитель перемешивает карточки и зачитывает наугад выбранные карточки вслух. Ученики угадывают личность, соответствующую конкретному описанию.

  • На стену или доску размещают карточки (тексты) с описанием внешности, именами и фамилиями учеников, составленные самими учениками. Другие ученики добавляют в описание внешности по одному предложению, которое, на их взгляд, не достает в этом описании.

  • Ученики приносят свои детские фотографии, подготавливаю описание внешности, и размещают эти материалы на доске или стене. Другие ученики соотносят описание внешности с детскими фотографиями.

  • Ученики приносят свои недавние фотографии, подготавливаю описание внешности, и размещают эти материалы на доске или стене. Другие ученики соотносят письменное описание внешности с фотографиями.

  • Ученики приносят фотографию человека, на которого они хотели бы походить, и описывают ее/его в письменной форме.


Стадия 3. Личностные характеристики (описание характера).

Этот тип деятельности дает ученикам информацию о характерах своих одноклассников. Такое описание подчеркивает различия между отдельными школьниками; кроме того, оно требует более сложного уровня взаимодействия, при котором необходимым условием является атмосфера взаимного уважения и вовлечения в эту деятельность каждого ученика. Учителю необходимо продемонстрировать примеры, в первую очередь, в качестве модели поведения и стиля отношений.

Для описания характера можно использовать различные приемы.

Можно рекомендовать методику заполнения карточек, один из примеров такой карточки приведен ниже.


Имя

Питер

Прозвище

«Всезнайка Пит»

Дата рождения

17 декабря 1972 г

Возраст

14 лет и 1 месяц

Место

рождения

По словам мамы, посередине коридора в больнице, по пути в родильную палату

Адрес

Клифтон Роод, 18, Лондон

Хобби

Ковырять в носу, смотреть ТВ, ухаживать за собой, дразнить свою младшую сестру, раздражать людей тем, что «Я – всезнайка», собирать факты из медицины, читать журналы для фотографов, попадать в неприятные истории

Кумиры

Джон Леннон; я сам; отец Сэма; Адриан Моул; тот, кто изобрел пенициллин, и чье имя я не могу вспомнить; Мэрилин Монро

Кем я стану, когда вырасту

Самим собой, знаменитым ученым, очень богатым и очень-очень привлекательным для девушек

Характер

Скромный, неуклюжий, непривлекательный для девушек, боюсь жизни, не люблю умываться, дразнюсь (особенно люблю дразнить Сюзи), не силен в спорте, но люблю помогать женщинам переходить через дорогу, делаю домашние задания до просмотра ТВ (кроме тех дней, когда идет «Матч дня»), делаю остроумные замечания, я оригинален

Тревоги

Заболеть СПИДом, стать взрослым, стать безработным


Такой прием эффективен, когда ученики уже имеют (по тем или иным причинам) желание рассказывать о себе.


В случае если учитель сталкивается с ситуацией, когда ученики не особо желают рассказывать о себе, можно попробовать применить различные приемы вовлечения учеников в разговор о себе.

Один из приемов состоит в том, что сначала нужно попросить каждого из учеников (и учителя тоже) выбрать 3 ключевых примечательных слова (предложения) для определения основных черт своего характера. Это даст учащимся не только некоторую информацию об одноклассниках, но также и даст им понять, что необходимо описывать свой характер удобным для них способом.


Я робкий, романтик, люблю музыку

Я постоянен, трудолюбив, серьезен

Я экстраверт, любопытен, дружелюбен

Я капризен, сумасброден, впечатлителен


Можно также рекомендовать различные системы классификации характеров, которые дети с удовольствием используют. Это могут быть гороскопы, соционические типы личности, разъяснения в области хиромантии, выдержки из биографий знаменитых людей, рассказов, энциклопедий и т.д. Работа по описанию характера может быть организована индивидуально, в парах или группах; учителю необходимо подготовить шаблоны для заполнения их учениками.


В качестве примера приведем методику использования астрологии для обсуждения характеров (отметим, что авторы не выражают собственного мнения к астрологии; мы рассматриваем гороскоп всего лишь как способ систематизации информации о характерах людей).

Ученикам необходимо раздать копию раздаточного материала, содержащего информацию, данную ниже. Учащиеся делятся на группы в соответствии с принадлежность к знаку зодиака. Они просматривают пункты описания своего гороскопа и отмечают то, что, по их мнению, соответствует их характеру. Затем они зачитывают те черты характера, которые свойственны им. Разумным будет ограничить количество выбранных пунктов (например, не более 10).


^ Овен 21 марта – 20 апреля




+

-




Уверенный в себе

Жизнерадостный

Активный

Стремящийся к познанию всего нового

Решительный




Эгоистичен

Легкомысленный

Неискренний

Агрессивный

Холоден в общении




















































^ Телец 21 апреля – 20 мая




+

-




Лояльный

Ласковый

Благородный

Практичный

Смелый




Материалист

Собственник

Пессимист

Расчетливый

Упрямый




















































^ Близнецы 21 мая – 20 июня




+

-




Любящий приключения

Рассудительный

Открытый

Перспективный

Умный




Неискренний

Несерьезный

Двуличный

Легкомысленный

Невежественный




















































Рак 21 июня – 20 июля




+

-




Чуткий

Искренний

Энергичный

Добрый

Терпеливый




Угрюмый

Инфантильный

Ленивый

Неискренний

Драчливый




















































^ Лев 21 июля – 21 августа




+

-




Общительный

Добрый

Веселый

Обаятельный

Щедрый




Очень болтливый

Хвастливый

Тщеславный

Непредсказуемый

Легко поддающийся влиянию




















































^ Дева 22 августа – 22 сентября




+

-




Трудолюбивый

Исполнительный

Готовый всегда помочь

Дисциплинированный

Внимательный




Нервный

Обидчивый

Чересчур требовательный

Мелочный

Ограниченный




















































^ Весы 23 сентября – 22 октября




+

-




Тактичный

Артистичный

Справедливый

Готовый помочь

Неэгоистичный




Неискренний

Ограниченный

Легкомысленный

Оторванный от реальной жизни

Холоден в общении




















































^ Скорпион 23 октября – 22 ноября




+

-




Творческий

Энергичный

Щедрый

Решительный

Везучий




Навязчивый

Завистливый

Фанатичный

Жестокий

Грубый




















































^ Стрелец 23 ноября – 20 декабря




+

-




Обладает творческим воображением

Оптимист

Энергичный

Счастливый

Любящий приключения




Невнимательный

Неисполнительный

Расточительный

Потакающий своим желаниям

Безответственный




















































^ Козерог 21 декабря – 19 января




+

-




Реалист

Умный

Изобретательный

Честный

Ответственный




Пессимист

Любящий командовать

Амбициозный

Хитрый

Нетерпеливый




















































^ Водолей 20 января – 19 февраля




+

-




Энергичный

Дружелюбный

Терпеливый

Идеалист

Прогрессивный




Непредсказуемый

Забывчивый

Нетерпеливый

Невнимательный к другим

Оторванный от реальной жизни




















































^ Рыбы 20 февраля – 20 марта




+

-




Понимающий

Обладает творческим воображением

Неэгоистичен

Жалостливый

Чуткий




Неуверенный в себе

Робкий

Лживый

Нерешительный

Неудачник






















































Стадия 4. Наша ежедневная деятельность

Другим видом деятельности, объединяющей группу учащихся, служит написание дневников (или заполнение портфолио). Это помогает учащимся контролировать процессы своей своего обучения, записывая личные планы, идеи, трудности и т.д., а также формирует навыки простой формы письма, применяемой нами ежедневно, и которая постепенно приобретает усложненную форму.

В случае, когда ученики испытывают трудности при написании дневников, более лучшим способом описания ежедневной деятельности является заполнение карточек, в которых необходимо записать необходимую информацию о деятельности. Пример такой карточки приведен ниже.


Пн., Вт., Ср., Чт., Пт.







Утро

2-я половина дня

Вечер

Делаю зарядку










Принимаю душ










Умываюсь










Причесываюсь










Одеваюсь










Завтракаю










Иду в школу










Возвращаюсь из школы










Играю с друзьями










Обедаю










Делаю уроки










Слушаю музыку










Смотрю ТВ










Ухаживаю за домашними животными










Ужинаю










Ложусь спать























Важной частью ежедневной деятельности является то, что мы делаем в классе. Классный дневник может быть написан в схожей манере с личным дневником. Здесь также можно использовать различные шаблоны для заполнения.


^ Что делает учитель

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Дает указания
















Раздает материал
















Говорит
















Просит нас разделиться на группы
















Пишет на доске
















Сидит с группами учащихся
















Сидит за письменным столом
















Стоит
















Серьезен
















Дружелюбен
















Улыбается
















Кричит



















































^ Что мы делаем
















Слушаем …
















Работаем в группах
















Изучаем…
















Разыгрываем сценки…
















Шумим
















Слушаем…
















Читаем…
















Пишем…
















Что-то обсуждаем



































Стадия 5. Обобщение информации в единое целое .

На этой ступени ученики готовы объединить свои личные или групповые описания в общее. Это по своей сути и есть мини-проект, а значит, должен быть обсужден и спланирован в классе. Этот глобальный конечный продукт может быть получен различными способами:


Классный журнал.

1. Анна Мария – очень импульсивный человек…

2. Нурия – очень открытый человек…

3. …

Описания одной небольшой группы передаются другой группе. Они объединяют информацию в единое целое, и добавляют свои собственные комментарии. Группа может включить в описание и информацию об учителе. Группы обсуждают друг с другом: содержание, презентации, организацию, картины, рисунки.


^ Портретная галерея в классе или карикатура.

Организация портретной галереи всех учеников класса может быть веселым мероприятием. Для этого нужна либо большая картина (увеличенная фотокопия), либо рисунки с изображением всех учащихся класса. Они помещаются на стену с письменным описанием самих учеников. Некоторые могут по своему желанию добавить что-нибудь к этому описанию. Решение по поводу организации галереи принимаются всем классом.


^ Создание художественного рассказа, основанного на описанных героях.

Так же, как и в случае с классным журналом, мы можем начать с мини-проекта, используя описанные характеристики учащихся о самих себе и своих друзьях. В группах по 4 человека ученики читают описание 4-х других своих одноклассников. Реальные описания превращаются в художественные. Учащиеся добавляют или убирают что-либо по своему усмотрению, изменяют или комбинируют в них некоторые элементы.

Определив четкое описание героев, ученики составляют рассказ с ним. Конечным результатом будет являться собрание (журнал, том и т.п.) всех коротких рассказов, написанных разными группами учеников.


Из книги:

Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.



Похожие:

2 Создание положительной атмосферы в классе iconИгра для 5-х классов: Остров сокровищ
Цели: установление благоприятного психологического климата в классе; формирование навыков коллективного поведения; создание атмосферы...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconНазвание: "Ты, да я, да мы с тобой"
...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconСоздание благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день
2 Создание положительной атмосферы в классе iconII. Основные цели и задачи Цель
Создание и внедрение организационно- правовых механизмов, нравственно психологической атмосферы, направленных на эффективную профилактику...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconКонспект занятия: Цель: Развивать умение детей различать геометрические фигуры
...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconЛ. В. Кашаева Принято на заседании педагогического совета. Протокол
Настоящие Основные требования направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между обучающимися в мбоу «Алпатовская...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconМ. А. Хаджиева Принято на заседании педагогического совета. Протокол
Настоящие Основные требования направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между обучающимися в мбоу «Ищерская...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconВ подкомиссию отдела образования Балтасинского муниципального района
«Уравнения» в 5 классе, «Линейная функция и ее график» в 7 классе по математике; «Внутренние устройства пк» в 10 классе, «Компьютерные...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconПамятка родителям по правовому воспитанию Создание благоприятной семейной атмосферы Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени,...
2 Создание положительной атмосферы в классе iconПамятка для родителей создание благоприятной семейной атмосферы. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день
Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один чтобы ребенок выспался и легко проснулся,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы