Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна icon

Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна




Скачать 134.37 Kb.
НазваниеКонкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна
Дата18.12.2012
Размер134.37 Kb.
ТипКонкурс
источник

Конкурс Воспитатель года-2010


Педагогический опыт на тему:


« Родной свой край люби и знай»


Воспитатель МДОУ д/с №22»Малыш»

Безрукова Татьяна Анатольевна


Содержание

Введение

Раздел1. Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в сельском детском саду в работе с родителями

Раздел 2. Ознакомление детей разновозрастной группы с историей родного края

2.1. Моя малая родина

2.2. «Наша родина – Россия»

Заключение

Библиография

Приложения


Чем моложе ребенок, тем непосредственнее

должно быть

его нравственное воспитание, тем больше должно

его не учить, а приучать к хорошим

чувствам, наклонностям и манерам,

основывая все преимущественно на привычке.


Виссарион Григорьевич Белинский.


^ Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.





Введение.


Мы любим край, где родились и растут наши дети, край, где мы живём и трудимся. И всё это называется одним словом – Родина.

^ Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту – это начало любви к Родине. Родная природа открывает богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Методика ознакомления детей с родным посёлком и воспитание любви к своему краю разнообразны. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории посёлка, его людях.


Есть в нашей необъятной стране маленький, но очень дорогой нашему сердцу уголок – посёлок Никульское Тутаевского района, Ярославской области.

Посёлок наш славится первой в мире женщиной - космонавтом - В.В.Терешковой. Гордостью нашей малой родины является музей «Космос». Наши дети - желанные гости музея, на базе него проходят развлечения, экскурсии, занятия.

Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребёнка – воспитание любви к Родине, к родному краю

МДОУ №22 «Малыш» работает по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой уже несколько лет. Она направлена на воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье.

Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания.

Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

Направление, по которому я работаю последнее время рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.


В его основу положены принципы:

* Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов

* Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

* Сочетание научности и доступности исторического материала

* Наглядность

* Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и компетентность педагога

* Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно

* Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю

* Принцип от близкого к далекому

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Всю работу по данной теме мы ведём в трёх направлениях

- «Моя семья»

- «Моя малая родина»

- «Родная страна»

Каждое направление включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д. Наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Работа по воспитанию любви к родному краю усложняется, по мере развития детей, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками. Они не могут возникнуть после нескольких даже очень удачных занятий.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной посёлок→родная страна.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотические чувства у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. Наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, мы, педагоги, сами должны знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где мы живём. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати- поле».



  1. Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в сельском детском саду в работе с родителями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- «Самые родные»;

- «Детский сад – второй дом»

В программе, которую я использую в своей работе (Н.А. Васильевой), ставится следующие задачи:

- С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

- Продолжать воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.

- Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.

Отталкиваясь от этих задач, я и строю свою работу, используя различные формы: беседы, консультации для родителей, посещение семей, проведение занятий, праздников и другие. Пользуюсь перспективным планом. (Приложение №1)

В начале учебного года я посещаю все семьи своих воспитанников. Целями своего посещения я ставлю следующие: знакомство с родителями, изучение особенностей каждой семьи, (узнаю, чем занимаются родители, выявляю микроклимат семьи, характер взаимоотношении в семье). Определяю, кто ближе из членов семьи к ребёнку и какова роль каждого в воспитании малыша. Стараюсь установить добрые, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

В утренние и вечерние часы наблюдаю за общением родителей с ребенком в детском саду. Беседую с родителями о состоянии здоровья ребенка, его общении со сверстниками и с взрослыми. Даю консультации о том, как ребёнок должен развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями и психическим развитием. Цель таких встреч - дать возможность родителям узнать больше о своём ребёнке, интересоваться его интересами и неудачами и принимать активное участие в жизни детского сада.

Проводя анкетирование, узнаю интересы и склонности родителей, интересующие их вопросы, даю им нужную информацию. Подводя итоги анкетирования, приглашаю их на родительские собрания, на которых стараюсь дать больше психолого-педагогической информации для родителей. (Приложение №2) На встрече с родителями ставлю перед собой цель – дать возможность родителям увидеть формирование познавательной активности ребёнка, уровень овладения мыслительными операциями (сравнение, анализ, обобщение…), отношение детей к окружающему миру.

Традицией стало проведение семейных праздников таких как. « Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я», « Посиделки» и т.д. ( Приложение №3,4,5,) Эти формы работы являются самыми эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями. Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи - играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу.

В течение года родители вместе с детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Это участие в субботниках, в посадке цветов, деревьев, дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц. Принимают активное участие в конкурсах внутри детского сада: «Новогодняя игрушка», «Варвара краса – длинная коса».

Таким образом, работая по теме «Моя семья», я стараюсь сформировать у детей первоначальное представление о семье, с одной стороны воспитывать любовь и уважение к своим родным и близким, а с другой стороны привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами, чтобы они принимали активное участие в деятельности детского сада.

«Детский сад – второй дом» (Приложение №6) Начинается работа со знакомства детей с группой: с игровыми центрами и игрушками. Важно объяснить детям, что эта группа будет их домом в детском саду, а педагоги и дети – хозяева этого дома. Хорошие хозяева любят свой дом и берегут его, знают, где что хранится; для чего нужны разные предметы и др. Потом предлагаю пройти по группе и осмотреть всё «хозяйским глазом». Поощряю желание детей поддерживать порядок в группе, воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам, совершенствовать умение детей свободно ориентироваться в помещении детского сада. Напоминаем имя и отчество воспитателей, няни, медсестры, музыкального работника, заведующей, учим здороваться и прощаться со взрослыми и сверстниками. Один раз в месяц проводим экскурсию, знакомим с профессиями людей, работающих в садике и за его пределами. ( Приложение №7)

  1. Ознакомление детей разновозрастной группы с историей родного края.

2.1.Моя малая родина.

Воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. ( Приложение №8) Знакомство с улицей, по которой идешь в детский сад, с самыми красивыми местами родного посёлка, с его достопримечательностями. Важно показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем (г. Тутаев, г. Ярославль в старших группах) Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

Почти все наши воспитанники родились в нашем посёлке, что носит название Никульское. Знакомство с посёлком начали со своей улицы и с его названия. Обозначили достопримечательности и учреждения: магазины, библиотеку, Дом культуры, музей «Космос» и парк возле него. Большая работа ведётся с музеем – гордостью нашего посёлка. Проведен цикл бесед о В.В.Терешковой

«Её детство»;

« Полёт В.В. Терешковой»;

(Приложение №9)

Вместе с родителями и детьми, а также работниками музея готовим выставки, такие как: «Дети – цветы жизни», «Бисерная сказка», «Новый год в космосе». Принимали участие в проекте «Никульское – ромашковый рай». Наши воспитанники на 40-летие полёта в космос В.В.Терешковой приветствовали землячку словами:

В посёлке нашем нынче праздник,

И гости к нам с утра спешат

«А кто же главный гость сегодня»?

Давайте спросим у ребят.

Приехал к нам не князь, не граф,

Не президент, и не монарх,

Приехала к нам тётя Валя,

Землячка наша – космонавт!

Её зовут все «звёздной чайкой»,

Ей рукоплещет целый свет,

И мы, – никульские ребята,

Передаём ей наш привет!

Нашим детям очень нравится находиться в стенах музея, особенно в доме-избе Терешковой. Мы, работники дошкольного учреждения и родители создали, маленькую частицу русской избы и назвали её «Русская горница», по возможности пополняем её экспонатами, такими как: прялки, чугуны и другие предметы предметы старины. В ней мы знакомим детей с русскими пословицами, загадками, поговорками, подводим их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несёт в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, отечеству. На занятиях и вне занятий знакомим детей с русскими народными сказками, раскрываем традиции и обычаи русского народа.

Моя задача - поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Проводим сезонные прогулки, отмечаем изменения в природе, учим любоваться красотой во круг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребёнка отражать своё отношение (нравится, не нравится, почему?). Один раз в месяц проводим встречу с «Интересными людьми», к которой привлекаются работники детского сада и лучшие люди нашего посёлка. Вся эта работа способствовала расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае и его тружениках, воспитываю уважение к труду взрослых, способствую воспитанию чувства гордости, любви к родному краю. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут. На всю жизнь сохранят любовь к малой родине. В моих ближайших планах ввести в жизнь группы традицию «Наши славные дела» Её цель: сосредоточить внимание на положительных поступках и планировать добрые дела, стремиться их довести до конца, по отношению к людям и природе.

2.2. «Наша родина - Россия »

Одним из разделов патриотического воспитания, в средней группе, является ознакомление с государственной символикой России. В своих беседах с детьми я даю представление о том, что мы живём в большой стране, которая называется Российская Федерация (Россия). Рассказываю о том, что главный город нашей страны называется Москва. Показываю иллюстрации о Москве. Знакомлю детей с флагом и мелодией гимна нашей Родины. И уже к концу учебного года дети запоминают и узнают их, находят среди других похожих, но сама суть символа для дошкольников зачастую не понятна.

Со средней группы я начала знакомить детей с доступными их пониманию представлениях о государственных праздниках: «День защитника Отечества», «8 Марта», « День космонавтики», «День согласия и примирения», «День Победы».

К каждому празднику я подбираю соответствующую литературу: стихи, песни, художественную литературу - рассказы, сказки. Провожу тематические дни, театрализованные представления, развлечения, утренники.

Например к дню защитника Отечества, рассказываю детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомлю детей с некоторыми родами войск: пограничники, моряки, лётчики. Рассматривая иллюстрации, показываю военную технику: самолёты, вертолеты, танки, военные корабли. На примере художественной литературы рассказываю о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

К этой теме относятся занятия по ИЗО (Приложение №10) деятельности на которых дети рисуют военную технику, лепят солдат, конструируют самолёты. Всё это доставляет детям большое удовольствие и тем самым углубляет и закрепляет знания детей о родной армии.


Заключение.

Анализ моей работы показывает то, что начало патриотического воспитания необходимо закладывать именно в детском саду. Дети с желанием и большой радостью знакомятся с нашим любимым посёлком, замечают красоту родного края, изменения в природе. Они становятся более любознательными, наблюдательными, обогащается их речь, активизируется словарный запас. Трепетным и уважительным стало отношение у детей к местным достопримечательностям (музею «Космос»), к лучшим людям нашего посёлка.

Стала теснее связь и с родителями. Они больше стали вникать в наши проблемы, участвовать в жизни детского сада, предлагать свою помощь. Это оказывает плодотворное влияние на нравственное воспитание детей, приносит им радость от общения, очень радует нас - сотрудников детского сада.

Работа в Социуме дала свои результаты: библиотеку стали посещать семьи наших воспитанников, с большим желанием и интересом родители вместе с детьми стали принимать участие в мероприятиях Дома культуры.

Дети с желанием и радостью знакомятся с нашим любимым посёлком, а это значит, что они уже любят свою малую Родину, и есть надежда, что, повзрослев, они будут настоящими патриотами своего Отечества.


Приложение



  • Перспективный план (приложение№1)

  • Родительское собрание «Семейные традиции» (приложение №2»)

  • Семейный праздник «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я» (приложение №3)

  • Посиделки «В русской горнице» (приложение №4)

  • Занятие «Мама, папа, я – спортивная семья!» (приложение №5)

  • Фотоальбом «Я люблю свой детский сад» (приложение №6)

  • Альбом «Все работы хороши, выбирай на вкус» (приложение №7)

  • «Любимыё край» фотоальбом (приложение №8/)

  • Цикл бесед о В.В.Терешковой (приложение №9)

  • Рекомендации для родителей (приложение №10)/

  • Работы детей (приложение №11)



Библиография.



    1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. « Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва, 2009.

    2. Кокуева Л.В. « Я и моя Родина», Ярославль, 1998.

    3. Дошкольное воспитание,- 1999.-№5.

    4. Дошкольное воспитание,-1999.-№6.

    5. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Москва,2008.

    6. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», Москва,2005.








Похожие:

Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconПрограмма для дошкольников // Воспитание дошкольников. 2008. № С. 39-73. Земскова, Л. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами // Библиотечка пс. Дошкольное воспитание. 2006. №32 с
Витушкина, Н. Туризм и краеведение в детском саду // Управление доу. – 2009. № – С. 80-85
Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconИспользование развивающих технологий в практике работы с дошкольниками
Шемякина Татьяна Анатольевна, старший воспитатель центра развития ребенка детский сад №22
Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconРешение Об итогах проведения районного конкурса рисунков на тему: «Мой родной край»
Положением о проведении районного конкурса рисунков на тему: «Мой родной край», утверждённого решением Тугулымской территориальной...
Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconПриказ №32 п. Некрасовское о проведении районного конкурса «Воспитатель года 2010» в соответствии с планом работы управления образования на 2010 год
Утвердить смету расходов на проведение районного конкурса «Воспитатель года – 2010» (приложение 3)
Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconПоложение о региональном профессиональном конкурсе «Воспитатель года»
Региональный профессиональный конкурс «Воспитатель года» (далее – Конкурс) ежегодно организует и проводит министерство образования...
Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconКонкурс "Воспитатель года 2010"

Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconХасанова Ирина Александровна, воспитатель доу №113 5 11. 00-11. 25 Тарасова Светлана Михайловна, воспитатель доу №90 обед: 11. 30 13. 00 Финал конкурс

Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconДокументи
1. /воспитатель года/воспитатель года/положение Воспитательгода.doc
2. /воспитатель...

Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconПоложение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Лучший воспитатель дошкольного учреждения» 2013 года
Конкурс «Лучший воспитатель дошкольного учреждения» является профессиональным состязанием педагогов. Конкурс направлен на повышение...
Конкурс Воспитатель года-2010 Педагогический опыт на тему: «Родной свой край люби и знай» Воспитатель мдоу д/с №22»Малыш» Безрукова Татьяна Анатольевна iconПроект «Повышение уровня педагогической компетентности педагогов доув рамках реализации фгт» Составили: Заведующая д/с Васильева Е. Г. Ст воспитатель: Орехова Л. В. Тип проекта
Участники проекта: заведующая мдоу, старший воспитатель, 12 педагогов, из них 10 воспитателей, 1 музыкальный 1 учитель – логопед
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы