Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» icon

Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении»




Скачать 102.23 Kb.
НазваниеТема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении»
Дата05.10.2012
Размер102.23 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник


Учитель кубановедения МОУ СОШ №8

Ст.Новопашковской МО Крыловский район

Павленко О.А.

Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении»

Слайд 1.

Не секрет, что введение изучения предмета «Кубановедение» в школах Краснодарского края было вызвано насущной потребностью в формировании активной гражданской позиции молодежи. В процессе обучения школьник, накапливая знания об истории, культуре, экономике родного края, изучая традиции родной школы, станицы, накапливает свой интеллектуальный потенциал, который в дальнейшем позволит ему реализоваться как личности, стать полноценным гражданином своей Родины, чтобы трудиться для ее процветания. Поэтому недостаточно того, чтобы преподаватель просто объяснял материал, а учащийся запоминал и применял знания на практике. Необходимо формировать личность, которая может самостоятельно открывать что-то новое, развивать свои творческие способности и самостоятельное мышление. Я считаю, что этому может способствовать применение поисково-исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время при изучении предмета «Кубановедение».

Слайд 2.

Исследовательская технология имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.

Исследовательская работа нацелена на учащегося, который сам овладевает понятиями и способом решения проблемы в процессе познания, под руководством учителя.

Для этого я помогаю ученику:

1) увидеть новую проблему в изучаемом материале, определить ее характер;

2) совместно с ребенком мы подбираем необходимые способы для решения проблемы и систематизируем их;

3) я показываю, как строится доказательная база в процессе выполнения задания на основе найденных фактов;

4) мы вместе формулируем выводы на основе решения проблемы, определяем возможное их количество.

Слайд 3.

Исследовательская культура школьников формируется поэтапно, учитываются возрастные особенности детей, так как мыслительные умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи, навыки работы с книгой и другими источниками информации у 5-классника и 11-классника существенно отличаются.


Три уровня реализации исследовательского обучения




Я работаю в основной школе и считаю, что применение технологии исследовательской деятельности на уроках кубановедения и во внеклассной работе, необходимо начинать с 5 класса, сначала работа проводится непосредственно под руководством учителя.

Слайд 4.

Сегодня я хочу рассказать о том, как создавался научно-исследовательский проект «Экологическое состояние, рациональное использование и охрана водных ресурсов ст.Новопашковской». Цель: активизация познавательного интереса учащихся через изучение экологических проблем рек нашей местности. Проект рассчитан на 4 года. Участники – учащиеся 5-8 классов.

Слайд 5

В 5 классе изучается тема «Кочевники кубанских степей». Объясняя ребятам новый материал, я сообщаю им о том, что в окрестностях нашей станицы и станицы Крыловской есть курганы. Это свидетельство того, что еще задолго до нас здесь жили другие народы. Невольно возникает вопрос: «Какой была природа в те времена? Сильно ли изменилась наша земля? Почему наши речки имеют такие названия Ея? Кавалерка? Грузская?».

Слайд 6.

Вот и тема для исследования «Топонимика названия рек нашей местности». Под моим руководством ребята выясняют происхождение названия реки Ея. Существует несколько версий и, возможно, так река стала называться во времена древнегреческой колонизации.

^ Ея-Эйя, кто дал тебе это

Имя звонкой красы молодой?

Может, древнее войско Эета

Ты поила всесильной водой?


И взрывая грядущее завтра,

Якорями царапая дно,

К берегам твоим шли аргонавты,

Чтоб добыть Золотое руно.


Как их встретила тихая Эйя:

Как друзей иль как сильных врагов?..

Золотая пшеница желтеет

И шуршит у ее берегов…

И.Варавва


Пятиклассники народ любознательный, они тут же начали искать, узнавать, спрашивать. Они выяснили, что есть целая наука, изучающая географические названия. В ней объясняется их происхождение и время возникновения, а еще то, что в них могут отражаться природные особенности местности. «Кавалерка» и «Грузская» в этих названиях легко прослеживается их славянское происхождение. «Кавалер», «кавалерист», «кавалерия» - происхождение названия реки вполне может быть связано с освоением кубанских земель русскими переселенцами. А происхождение названия реки Грузская местные старожилы объясняли тем, что во времена переселения казаков в эти места реки здесь не было, но по дну балки протекал ручей, и когда пытались через него переправиться, то колеса телег «загрузали» в грязи. После основания хутора, были построены дамбы, и речка наполнилась водой, а название осталось с прежних времен.


Слайд 7.


Изучение «Кубановедения» в 6 классе начинается с раздела «Природа Кубани». Здесь и получает развитие тема, начатая в 5 классе. «Как случилось, что река, лишь при незначительном вмешательстве человека смогла наполниться водой? Как рождаются реки? Куда они текут?». Мною была организована экскурсия для ознакомления с родником, который питает нашу реку. В результате деятельности человека состояние его было плачевным. Мы решили регулярно его посещать и следить за его чистотой, ведь все большие реки начинаются с малых родников. Так и в жизни наш большой кубанский народ начинается с детских душ, за чистотой которых нам необходимо следить, чтобы не иссякла сила нашей прекрасной Кубани.

В 7 классе тема исследований расширяется: «Использование поверхностных вод рек станицы Новопашковской». Ребята проводили замеры глубины реки Грузская в разное время года, измеряли ее ширину, скорость течения, определяли характер дна и берегов, наблюдали, как используется вода из реки, исследовали как представлен животный и растительный мир водоема.

Слайд 8.

В 8 классе исследования проводились по теме: «Экологическое состояние и антропогенное влияние как фактор загрязнения рек нашей станицы». Помимо исследований и наблюдений ребята делали свои выводы о состоянии рек, последствиях этих загрязнений. Кроме выявления проблем были предложены меры по их устранению.

Слайд 9.

Учащиеся предложили создать у нас в школе команду «Голубой патруль», которая бы стала организатором субботников по очистке берегов рек от мусора, выпустить буклеты, листовки, которые бы призывали жителей и гостей станицы более бережно относиться к нашим рекам. Мы обобщили весь материал, собранный на протяжении 4 лет и создали научно-исследовательский проект «Экологическое состояние, рациональное использование и охрана водных ресурсов станицы Новопашковской».

Слайд 10.

Применение исследовательского метода формирует у учащихся алгоритм действий, а алгоритмизация чего-либо представляет универсальность. Технология проектно-исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету школьного курса, но и в практической жизни. Использование проектно - исследовательской технологии способствует личностному росту учеников, знания становятся достоянием личности ребёнка, т. е. личностными качествами.

Несмотря на внешнюю сложность применяемой технологии, она замечательна ещё и тем, что разработка творческих проектов, проведение исследовательских работ по кубановедению значительно повышает мотивацию к изучению предмета. Обучение и воспитание эффективно в том случае, если у ребёнка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.

Результат моей работы по применению проектно-исследовательской технологии – это приобретение учащимися умений и навыков по самостоятельной организации своей работы, осуществление самооценки и умение самостоятельно изучать новую тему, применять свои знания на практике, которые они смогут использовать при изучении других предметов.

Слайд 11.

Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.
Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.
Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.


^ Правила поведения у водоема”

Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

Послушайте стихотворение Сергея Смирнова.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.



ПРОГРАММА

развития исследовательских навыков

по экологическому воспитанию на уроках кубановедения


Актуальность и обоснованность программы развития исследовательских навыков при изучении курса «Кубановедение» в основной школе обоснована тем, что инновационное развитие страны требует, чтобы в образовательный процесс внедрялись исследовательские и проектные методы для вовлечения школьников в практическую и научно-исследовательскую деятельность.

В современном мире все большее значение приобретает способность человека воспользоваться тем стремительно увеличивающимся потоком информации, который стал доступен практически каждому. Поэтому исследовательские навыки, приобретаемые школьниками, дают им возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями, возможность сохранения и раскрытия их индивидуальности, неповторимости, творческого дара.


Цель создания программы: систематизация экологических знаний, выявление особенностей экологических проблем своей местности.


Задачи:

  1. Формирование устойчивого интереса к изучению проблем экологии своей местности.

  2. Усиление поведенческой активности учащихся основной школы.

  3. Воспитания чувства патриотизма и гражданственности.

  4. Формирование нравственной, социальной и экологической культуры.


Сроки реализации программы: 4 года.


Структура программы

  • Настоящая программа рассчитана для учащихся 5-8 классов, она логически дополняет программу курса «Кубановедение», определенную «Обязательным минимумом содержания общего образования по кубановедению», утвержденным решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г.

  • Системообразующим является исследовательский метод обучения.

  • Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к результатам обучения и умение применять знания и навыки, приобретенные учащимися в ходе изучения основной программы.

  • Главным методическим принципом структуры курса является трехуровневая система реализации исследовательского обучения:

  1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение.

  2. Педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

  3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

  • Исследовательской деятельности учащихся в поиске источников знаний с последующим применением их на практике отводится главное место.


Требования к результатам обучения и освоения программы


В результате освоения «Программы развития исследовательских навыков

по экологическому воспитанию» учащимися 5-8 классов

ученик должен знать/понимать:

  1. Особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировавшихся на территории своей местности;

  2. Названия водоемов своей местности и проблемы их охраны от загрязнения.

  3. Своеобразие флоры и фауны местных рек.

Уметь:

  1. Показывать на карте расположение рек своей местности.

  2. Характеризовать особенности природных комплексов.

  3. Описывать внешний вид представителей растительного и животного мира своей местности.

  4. Оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Программа состоит из четырех разделов.

Первый раздел рассчитан на учащихся 5 класса, знакомит их с топонимикой названий местных рек станицы Новопашковской.

Второй раздел позволяет познакомиться с родником, который питает нашу реку. Занятия проводятся с учащимися 6 класса.

Третий раздел предполагает проведение наблюдений за рекой, изучение ее особенностей. В этих мероприятиях участвуют учащиеся 7 класса.

Четвертый раздел позволяет выявить экологические проблемы местных рек путем изучения изменений, наблюдения за их состоянием (8 класс).


Раздел 1. Топонимика названий местных рек станицы Новопашковской.

  1. Исследование источников географической информации (книг, справочников, словарей, учебников и др.)

  2. Изучение географических карт нашей местности; составление плана-схемы рек станицы Новопашковской.

  3. Опрос местных жителей на предмет происхождения названия местных рек.

  4. Посещение исторического музея станицы Крыловской.

  5. Обобщение собранного материала.

Раздел 2. Наблюдение и исследование родников реки Грузская.

  1. Тематическая экскурсия к роднику, выявление его местонахождения.

  2. Составление плана-схемы расположения родника.

  3. Периодическое посещение родника, наблюдение за ним, мероприятия по его очистке от мусора и заиливания.

Раздел 3. Наблюдение за рекой Грузская. Использование поверхностных вод рек станицы Новопашковской.

  1. Измерение ширины и глубины реки Грузская в разных местах.

  2. Изучение особенностей дна и берегов реки Грузская.

  3. Наблюдение за флорой и фауной реки Грузская в разные времена года.

  4. Оформление собранного материала.

Раздел 4. Экологические проблемы местных рек.

  1. Изучение состояния реки Грузская и выявление экологических проблем.

  2. Изучение документов, регламентирующих водопользование в нашей местности.

  3. Разработка предложений по улучшению экологического состояния местных рек.





Похожие:

Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconУрок по теме: «Эксперименты со случайными исходами». (поисково-исследовательская технология) Цели урока
Учитель: а кстати, о футболе. Как вы думаете, от чего зависит выигрыш в футбольном матче?
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconПоисково – исследовательская
Егорова, Т. А. Исследовательские занятия с детьми старшего дошкольного возраста //Воспитатель доу. – 2011. №3. – С. 64-68
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconМоу сош №1, Переславль-Залесский, Ярославская обл VIII поисково-исследовательская конференция Школьная маленькое открытие участники конференции

Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconКонспект открытого урока химии в 11 классе. Тема «Виды химической связи»
Применяемые технологии: контрольно корректирующая технология обучения, информационно-коммуникационная технология
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconТема: "Исследовательская работа в начальной школе"
Постоянно проявляемая исследовательская активность- нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет...
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconТехнология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Технология оценивания – это технология действия
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого...
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconПлан работы городской экспериментальной площадки Тема исследования: «Исследовательская деятельность обучающихся как инструмент формирования ууд в процессе перехода на фгос II поколения в образовательном пространстве основной школы».
Тема исследования: «Исследовательская деятельность обучающихся как инструмент формирования ууд в процессе перехода на фгос II поколения...
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconУрок с использованием проблемного обучения учителя истории Любимской основной общеобразовательной школы Егоровой Елены Юрьевны. Предмет: История России (ХХ век), 9 класс
Актуальность использования технологии: тема предоставляет хорошие возможности для создания проблемной ситуации, технология соответствует...
Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconДокументи
1. /технология/планирование технология.docx
2. /технология/пояснительная...

Тема: «Поисково-исследовательская технология в кубановедении» iconСовременная технология приготовления салатов из овощей
Фоминых И. Л., Шеметова Е. В., редактор: Касаткина М. А. Технология ресторанной продукции
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы
Документы