Программа учебного предмета биология 9 класс icon

Программа учебного предмета биология 9 класс




Скачать 228.59 Kb.
НазваниеПрограмма учебного предмета биология 9 класс
Дата18.08.2014
Размер228.59 Kb.
ТипПрограмма
источник

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс
(1 час в неделю, всего 36 часов)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 9 классе в объёме 36 часов за год (1 час в неделю). На изучение предмета в I полугодии отводится 17 часов, во II полугодии 19 часов. Контроль знаний проходит в форме зачетов.

Рабочая программа основного общего образования по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования от 9 марта 2004 и примерной программы основного общего образования по биологии.

Также были использованы материалы ГЦРО в помощь учителю для составления рабочей программы по биологии: Материалы к составлению рабочих программ по биологии. Раздел «Введение в общую биологию» 9кл., / О.Б. Могутова методист ГЦРО. Данная программа полностью соответствует обязательному минимуму содержания по биологии.

Рабочая программа составлена к УМК по биологии. За основу взят учебник для 9 класса А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника Введение в общую биологию и экологию.-14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. Данный учебник входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год и полностью соответствует обязательному минимуму содержания по биологии.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1 Сокращено число часов

  • «Введение» с 2 часов до 1 часа;

  • раздел «Уровни организации живой природы» с 54 часов до 28 часов;

  • раздел «Эволюция» с 7 часов до 3 часов;

  • раздел «Возникновение и развитие жизни» с 7 часов до 4 часов.

В виду ограниченности учебного времени (36 часов вместо 70 часов), ряд вопросов рассматривается обзорно.

2 Не выделяются часы на повторение после каждого раздела, контроль знаний проходит в форме зачета.

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;

приводить примеры

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушение осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобных и ядовитых грибов;

сравнивать

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

  • о клеточном строении организмов всех царств;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


УМК

(разработанный под руководством В.В. Пасечника)

1Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 303с.
2 Пасечник В.В. и др. Рабочая тетрадь «Биология. Введение в общую биологию. 9 класс» к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2013. – 111с.

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ,

9 КЛАСС (1ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 36 ЧАСОВ)



№ п/п

Наименование

темы

Всего часов

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Зачеты




Введение

1










I

Уровни организации живой природы

28










1.1

Молекулярный уровень

6

Л/р№1

Кр/р.№1







1.2

Клеточный уровень

8

Л/р№2;

Л/р№3;

Л/р№4

Кр/р.№2




Зачет№1

1.3

Организменный уровень

7

Л/р№5;

Л/р№6

Кр/р.№3







1.4

Популяционно-видовой уровень

2

Л/р№7








1.5

Экосистемный уровень

3

Пр/р№1;

Пр/р№2;

Пр/р№3

Экскурсия №1




1.6

Биосферный уровень

2

Пр/р№4







II

Эволюция

3

Кр/р.№4

Виртуальная экскурсия №2




III

Возникновение и развитие жизни

4

Л/р№8


Экскурсия №3

Зачет№2




Итого

36


Л/р-8;

Пр/р-4

Кр/р.-4

3

2









































































^ Поурочное планирование по биологии 9 класс

( Биология. Введение в общую биологию и экологию.)


№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Лабораторные и практические работы, экскурсии, контролирующие материалы

Домашнее

задание

Дата




Введение

1










1

Входной контроль.

Биология-наука о жизни. Методы биологии. Свойства живого. Значение биологии.

1




§1,2,3

Записи в тетради

1-неделя

I

^ Уровни организации живой природы

28










1.1

^ Молекулярный уровень.

6










1(2)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1




§1.1

2- неделя

2(3)

Углеводы. Липиды.

1




§1.2,1.3

3- неделя

3(4)

Состав и строение белков. Функции белков.

1




§1.4,1.5

4- неделя

4(5)

Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы

1

Л/р№1:Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

§1.6

§1.7, 1.8

5- неделя

5(6)

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.


1




§1.9

6- неделя

6(7)

Контрольно – обобщающий урок по теме молекулярный уровень.

1

Контрольная работа №1: Молекулярный уровень организации живой природы.




7- неделя

1.2

^ Клеточный уровень.

8










1(8)

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции мембран.

1

Л/р№2: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


§2.1,2.2


8- неделя

2(9)

Ядро клетки. Гены и хромосомы. Строение и функции: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи. Строение и функции: лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения. Клеточные включения.

1






§2.3, 2.4

§2.5,2.6


9- неделя

3(10)

Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Особенности строения клеток бактерий, растений, животных, грибов.

1

Л/р№3:Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

§2.7,2. 10,2.12

10- неделя

4(11)

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.

1




§2.8, 2.9

11- неделя

5(12)

Фотосинтез, хемосинтез.


1




§2.11

12- неделя

6(13)

Синтез белков в клетке. Транскрипция. Генетический код. Транспортные РНК. Трансляция.

1




§2.13

13- неделя

7(14)

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Митоз. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

1

Л/р№4:Рассматривание микропрепаратов митоза в клетках корешков лука.

§2.14

14- неделя

8(15)

Контрольно – обобщающий урок по теме клеточный уровень.




Контрольная работа №2: Клеточный уровень организации живой природы.




15- неделя




Зачет №1













1.3

^ Организменный уровень

7










1(16)

Размножение организмов: бесполое, половое. Половые клетки, их развитие. Оплодотворение.

1

Л/р№5:Рассматривание микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

§3.1,3.2,3.3

16- неделя

2(17)

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1




§3.4

17- неделя

3(18)

^ Повторный контроль знаний.

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Наследственность и изменчивость. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

1




§3.5


18- неделя

4(19)

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола.


1




§3.6,3.7, 3.9,3.10, 3.8.

19- неделя

5(20)

Закономерности изменчивости: мутационная и модификационная изменчивость. Норма реакции генотипа.

1

Л/р№6: Выявление изменчивости организмов.

§3.11,3.12

20- неделя

6(21)

Основы селекции. Порода, сорт. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1




§3.13,3.14

21- неделя


7(22)

Контрольно – обобщающий урок по теме организменный уровень.

1

Контрольная работа №3: Организменный уровень организации живой природы.




22- неделя

1.4

^ Популяционно-видовой уровень.

2










1(23)

Вид. Критерии вида. Структура вида. Популяция – форма существования вида.

1

Л/р№7: Изучение морфологического критерия вида.

§4.1,4.2,4.3

23- неделя

2(24)

Экология как наука. Экологические факторы.

1




§9.1-9.6

24- неделя

1.5

Экосистемный уровень.

3










1(25)

Биоценоз,экосистема, биогеоценоз. Состав и структура биоценоза. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

1

Пр/р№1:Изучение и описание экосистемы своей местности.;

Пр/р№2:Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

§5.1,5.2

25- неделя

2(26)

Цепи питания. Обмен веществ. Поток и превращение энергии в биогеоценозе.


1

Пр/р№3:Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

§5.3,5.4

26- неделя



3(27)

Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

1

Экскурсия№1:Биоценоз парка.

§5.5

27- неделя

1.6

^ Биосферный уровень.

2










1(28)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот энергии в биосфере.

1

Д.: моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

§6.1,6.2,6.3

28- неделя


2(29)

Экологические кризисы. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

Пр/р№4: Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

§10.2,10.3

29- неделя

II

Эволюция

3










1(30)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.


1

Д.: живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

§7.1,7.2,7.3,7.4,7.5

30- неделя

2(31)

Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов и пород. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.


1

Виртуальная экскурсия №2:Причины многообразия видов в природе.

Записи в тетради.

§7.7,7.8,7.9

31- неделя


3(32)

Контрольно – обобщающий урок по теме популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни организации жизни. Эволюция.

1

Контрольная работа №4: популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни организации живой природы.Эволюция.




32- неделя


III

^ Возникновение и развитие жизни.

4










1(33)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира.

1




§8.1,8.2,8.3

33- неделя


2(34)

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое, мезозое и кайнозое.

1




§8.4,8.5, 8.6,8.7,8.8

34- неделя


3(35)

Доказательства эволюции.

1

Л/р№8: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Записи в тетради.

35- неделя

4(36)

Обобщающий урок.

1

Экскурсия№3:Краеведческий музей.




36- неделя




Зачет №2
















ИТОГО:

36












Похожие:

Программа учебного предмета биология 9 класс iconПрограмма учебного предмета биология 8 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 8 классе в объеме 36 часов за год (1 час в неделю). На изучение...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconПрограмма учебного предмета биология 7 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 7 классе в объеме 36 часов за год (1 час в неделю). На изучение...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconПрограмма учебного предмета биология 10 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 10 классе (базовый уровень) в объеме 36 часов за год (1 час...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconПрограмма учебного предмета биология 11 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 11 классе (базовый уровень) в объеме 36 часов за год (1 час...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconУмк: Учебник – С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 11 класс». Тетрадь с печатной основой – Т. С. Сухова, Т. А. Козлова, Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Тематический план
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 11 классе общеобразовательной школы и рассчитана на
Программа учебного предмета биология 9 класс iconРабочая программа+тематическое планирование к учебнику к. Кауфман "happy english. Ru" ( 6 класс) Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык –6 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Часа классных занятий. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconРабочая программа Элективного учебного предмета «Социология»
«Социология», преподаваемого в 10 классе социально-экономического профиля, и включает в себя: пояснительную записку, основное содержание...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconПояснительная записка Рабочая программа по технологии
ОУ, где прописаны общие цели с учетом учебного предмета, дана общая характеристика, содержание, ценностные ориентиры; личностные,...
Программа учебного предмета биология 9 класс iconПояснительная записка Рабочая программа по технологии
ОУ, где прописаны общие цели с учетом учебного предмета, дана общая характеристика, содержание, ценностные ориентиры; личностные,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы