Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» icon

Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»




Скачать 32.78 Kb.
НазваниеСовместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Дата03.08.2013
Размер32.78 Kb.
ТипДокументы
источник

Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста


«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 Ральф У. Эмерсон.


Ребенок так или иначе познает мир в процессе любой сво­ей деятельности, самостоятельной или в партнерстве со взрос­лым. Вместе с тем для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в непосредственно образовательной деятельности познавательно-исследовательскую, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящих­ся в определенных связях и отношениях), упорядочение, сис­тематизацию представлений о мире.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности об­наруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспе­риментировании с предметами, в поисковой активности, от­вечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с дру­гой — начинает овладевать основополагающими культурными формами познания — средствами дифференциации и упорядо­чения опыта: причинно-следственными, про­странственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Работа с дошкольниками проводится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непри­нужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми (где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы).

Чтобы сделать познавательную деятельность привлекательной и вызвать иссле­довательскую активность детей, воспитатель использует доступ­ные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»: опыты (экспериментирование), коллекционирование (класси­фикация), путешествие по карте. Каждый «тип исследования» создает благоприятные ус­ловия для реализации соответствующих развивающих задач:

— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и за­висимостях в живой и неживой природе и т. п.;

  • коллекционирование (классификационная работа) - получение представлений о родовом и видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных пред­метов и т. п.;

  • путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ланд­шафтах, частях света и родной стране;

  • путешествие по «реке времени» — освоение временных от­ношений, получение представлений об историческом времени.

Задачи воспитателя:

  • использовать познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми как стержнеобразующую для познава­тельного развития ребенка (в сочетании с развивающим потен­циалом других видов деятельности);

  • обеспечивать освоение детьми основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения) и переход от систе­матизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и разли­чия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению;

  • развивать познавательную инициативу дошкольников (лю­бознательность), самостоятельную исследовательскую деятель­ность за счет партнерства со взрослым и использования предметной среды;

  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы не­посредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о при­родном и социальном мире, формировать элементарные геогра­фические и исторические представления).

Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успеш­ного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познаватель­но-исследовательской деятельности ребенка к концу дошколь­ного возраста:

— проявляет интерес к предметам и явлениям, задает вопросы об вещах (почему? зачем? как?);

  • обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...);

  • стремится к упорядочению, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

  • проявляет интерес к познавательной литературе, к сим­волическим языкам: самостоятельно берется «читать» схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).



Использованная литература: Приглашает детский сад. М.:Линка-пресс, 2002.

Давыдова. Неизведанное рядом. М., Просвещение, 2000.



Похожие:

Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconТема: Организация познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте» с детьми дошкольного возраста
...
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconПрограмма 1-3 «Перспектива» 4 «Школа России»
Какое место все эти разные и загадочные миры занимают в сознании растущего человека? И наконец, как и когда ребенок совершает самое...
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconПланируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы
Результат образования – это новое состояние, в которое может перейти ребенок в результате получения дошкольного образования. Понятие...
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconПознавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста
Но именно в познавательно-исследовательской деятельности он удовлетворяет присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен...
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconУ меня игрушки есть, все их мне не перечесть
На первоначальном этапе становления игровая деятельность детей тесно связана с формирующими воздействиями взрослого. Поэтому подбор...
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconКонкурс «Лучший воспитатель дошкольного учреждения» в 2013 году
Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconПлан работы на ноябрь 2012г
«Совместная деятельность доу и семьи по вопросам обучения дошкольников правилам дошкольного движения»
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconМуниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Богородская начальная школа – детский сад
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования – с. 15
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconВместо предисловия: анализ ситуации
В документе «Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для построения...
Совместная познавательно-исследовательноская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» iconКружок с детьми младшего дошкольного возраста «Послушный язычок» (учитель-логопед) Цель
Цель коррекционно-логопедического воздействия на первоначальном (подготовительном) этапе работы с неговорящими детьми – вызвать на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы