Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса icon

Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса




Скачать 87.04 Kb.
НазваниеСистема безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса
Дата09.10.2012
Размер87.04 Kb.
ТипДокументы
источник

Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер.

Безотметочное обучение вводится в 1 классе и в I полугодии 2 класса начальной школы как система контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся, ориентированная на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей – и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;

  • критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на
    критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

  • приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;

  • непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения,
    предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном
    процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;

  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  • естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка
    должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

Основные виды контроля:

    • по месту в процессе обучения:

  • предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

    • по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

  • пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

    • по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

    • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

    • сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

    • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

    • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оцениванию не подлежат:

    • темп работы ученика;

    • личностные качества школьников;

    • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель безотметочного обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.


Формы контроля и оценки

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

    • стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;

    • текущие проверочные работы;

    • тестовые диагностические работы;

    • устный опрос;

    • проверка сформированности навыков чтения;

    • “портфолио” ученика.



Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов



п/п

Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника

2.

^ Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

^ Проверочная работа

Проводится после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

^ Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности

Оценивание пятибалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы

5.

^ Предъявление/демонстрация достижений ученика за год


Май

Каждый учащийся в конце года демонстрировать результаты своей учебной и внечебной деятельности

Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку



Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”.

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.

Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах начальной школы.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце
учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.



Похожие:

Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПротокол № от 2011 г «Утверждаю» Директор школы Приказ № от 200 г
«Об утверждении и введении в действие фгос начального общего образования», Письма Министерства образования РФ от 03. 06. 2003 г....
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconРабочая программа составлена для изучения курса алгебры в 7 классе в объеме 89 часов за год (3 часа в I полугодии и 2 часа во II полугодии)
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПрограмма учебного предмета биология 7 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 7 классе в объеме 36 часов за год (1 час в неделю). На изучение...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПрограмма учебного предмета биология 8 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 8 классе в объеме 36 часов за год (1 час в неделю). На изучение...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПрограмма учебного предмета биология 9 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 9 классе в объёме 36 часов за год (1 час в неделю). На изучение...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПомести только название и ссылку, а сам файл у нас помещать не надо зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы
Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПрограмма учебного предмета биология 10 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 10 классе (базовый уровень) в объеме 36 часов за год (1 час...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПрограмма учебного предмета биология 11 класс
Данная рабочая программа составлена для изучения предмета биология в 11 классе (базовый уровень) в объеме 36 часов за год (1 час...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconХарактеристика класса -комплекта
В классе не наблюдается драк, ссор, склок. Дети с сочувствием относятся к неудачам одноклассников. Лидеров в классе не наблюдается,...
Система безотметочного обучения в 1 классе и в I полугодии 2 класса iconПрограмма по биологии (фгос) 6 класс
Курс биологии 6 класса открывает цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы