Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время icon

Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время




Скачать 63.79 Kb.
НазваниеЧто же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время
Дата13.12.2012
Размер63.79 Kb.
ТипДокументы
источник

Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время.


Ранний возраст - особый период становления организма

и систем, формирования их функций. Поэтому для этого

возраста характерен ряд особенностей.

Во- первых – это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение в работоспособности, эмоциональные расстройства.

^ Во- вторых, особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития).

В-третьих, особенностью развития является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Наконец, ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.


Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.


Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается.

Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.


Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.


В младшем дошкольном возрасте (3 - 5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.


Средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7 - 10 дней; в детском саду (в 3 года) - 2 - 3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.


^ Фазы адаптационного процесса:

  • острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

  • подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев);

  • фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.


Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому

саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое

предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей,

новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный

стресс.


Все исследователи отмечают, что адаптация ребенка к ДОУ обычно протекает с массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях и во всех системах:

  • преобладают отрицательные эмоции, страх;

  • проявляется нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми;

  • утрачиваются навыки самообслуживания;

  • нарушается сон;

  • снижается аппетит;

  • регрессирует речь;

  • двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности.


Последствиями стрессовой ситуации являются снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Общая подавленность ребенка приводит к снижению его познавательной активности и в результате получается, что адаптационный период (особенно затянувшийся) к ДОУ – период жизни ребенка, на протяжении которого он не реализует задачи развития, соответствующие возрасту, а, наоборот, регрессирует.

Главным обстоятельством, провоцирующим стресс у ребенка, является отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужим взрослым. До сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт.


Следует также учесть, что у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры у детей возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как следствие, далее проявляются яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.


Адаптационные возможности ребенка определяются особенностями появления у него разных форм социального поведения. Например, чем лучше ребенок умеет налаживать контакты с взрослыми и детьми, тем прогноз по адаптации положительнее. Важен и уровень развития игровых навыков, умение занять себя интересным делом, а также организовать игру вместе с другими детьми. Сформированность игровой деятельности позволит ребенку переключиться с эмоционально напряженного состояния на игру.


Одним из условий, облегчающих адаптацию ребенка к ДОУ, является предоставление ребенку возможности общения не только с узким кругом близких родственников. В этом плане необходимо с раннего возраста расширять его представления об окружающем. Перегружать малыша, конечно, не следует, но и, оказавшись в новой социальной обстановке, ребенок не должен получать сильный стресс. При благоприятных условиях воспитания в такой обстановке присутствуют ориентировочные реакции, отклик на новизну. Для этого, разумеется, необходимы нормальная эмоциональная привязанность и ощущение поддержки со стороны близких родственников. ....




^ Факторы, влияющие на адаптацию:


- возраст ребенка;

- состояние здоровья;

- уровень развития;

- характеристика нервной системы;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

-сформированность предметной и игровой деятельности;

- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.


^ Критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:


- эмоциональное состояние;

- поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;

- особенности аппетита;

- особенности периода засыпания и сна;

- отношение к предметному миру и игрушкам;

- речевая активность;

- двигательная активность;

- общее состояние организма;

- взаимодействие со взрослыми;

- взаимодействие со сверстниками.


Первые признаки того, что ребенок адаптировался:


-   хороший аппетит;

-   спокойный сон;

-   охотное общение с другими детьми;

-   адекватная реакция на предложение воспитателя, логопеда, психолога;

-   нормальное эмоциональное состояние.





Похожие:

Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время icon«Любовь это …» Любовь это… Действительно, а что же такое любовь?
В наш век высоких технологий, человечество сделало столько открытий и ответило на множество очень сложных вопросов. А вот что такое...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время icon50 способов познакомиться и понравиться
Словом, пусть это будет то, что привлечет к вам внимание окружающих и спровоцирует их вопросы. Пусть это к тому же будет нечто такое,что...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconПравовое просвещение родителей
Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconИскусство быть родителем
Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconПринципы создания удобного пользовательского интерфейса
Что это? Лень или ошибка программиста, использовавшего не то стандартное окно Windows? А что делать пользователю, получившему такое...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconПравила хорошего родительства
Покажите, что ваша любовь безусловна. Дети должны знать, что вы их любите независимо от того, что они делают. Вы можете очень на...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconУпрямство ребенка-дошкольника
Малыш впервые осознанно начинает использовать местоимение "я". Ребенок приходит к пониманию, что он это он, а мама это мама. Он осознает,...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconЧто делать, если у вас появились симптомы заболевания, похожие на грипп?
Соединенных Штатах и других странах по всему миру. Cdc ожидает, что это заболевание может продлиться еще некоторое время. В результате,...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconОн: я вижу, вы читаете "Вопросы без ответов" Она: Да, чудесная книга. Вы читали?
Словом, пусть это будет то, что привлечет к вам внимание окружающих и спровоцирует их вопросы. Пусть это к тому же будет нечто такое,что...
Что же это такое «адаптация» или несколько слов о том, что переживает малыш в это время iconЛазарева Дарья, ученица 10 «А» класса
А всё потому, что мы родились в мирное время и не знаем по-настоящему, что такое война. Наши прадедушки и прабабушки позаботились...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы