Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка icon

Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка




НазваниеОбразовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка
страница1/8
Дата19.08.2014
Размер0.99 Mb.
ТипОбразовательная программа
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1
Утверждено на собрании трудового коллектива
Заведующий _______ Шубина Л.А.
01.10.2012


ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НА 2012-2015 ГОД

Пояснительная записка

Данный вариант основной общеобразовательной программы (ООП) - это нормативно - управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №1. ООП обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,

обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление

здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом

и (или) психическом развитии детей.

Нормативной базой для разработки программы являлись следующие документы:

- «Закон об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

-"Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.2660-10";

-«Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

-Приказ по ДОУ « Об утверждении плана ввода Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы»

-Программа «Радуга»,

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом программы «Радуга».

Учитывая особенности переходного периода в реализации ФГТ к ООП в практику работы нашего детского сада, нами выдвинуты основные принципы построения данной программы:

1.Открытости. Программа представляет собой каркасный вариант, который будет со временем дорабатываться документами, не противоречащими

2.Технологичности. Все обозначенные положения программы должны соответствовать технологии, предусмотренной авторами программы «Радуга», быть понятными и реализуемыми практическим работниками.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях .

В учреждении функционирует 2 разновозрастные группы, в которых воспитывается всего 40 детей. Группы раннего возраста нет.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями к структуре ООП:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- соответствует принципу возрастной периодизации, основанной на концепции психологического возраста;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого заложена событийность;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
^

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми


Цель программы: обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования)

Цель деятельности ДОУ по реализации ООП: Обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, достижения воспитанниками физической, интеллектуальной и психологической готовности к школе.

Достижение поставленных целей требует решения определенных задач деятельности ДОУ:

-учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;

- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

- выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- создать педагогические условия для организации и руководства адекватными возрасту ребенка видами деятельности.

Реализация целей и задач программы опирается на систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о значении дошкольного возраста для становления и развития личности ребёнка:

а) Личностно- ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип педагогики диалога: ребенок со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями.

б) Культурно- ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип диалога культуры поколений

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно - ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в рамках ООП, определяющие разработку режима дня:

- ДОУ работают в условиях 10-часового пребывания;

- соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% и 20:%;

- целесообразное чередование моделей организации образовательного процесса (совместная, самостоятельная деятельность детей);

- разные формы организации совместной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимные моменты;

- вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников;

- увеличение времени на реализацию ООП с возрастом воспитанников

(от 65% в младшей группе до 80% в подготовительной).

- осуществление дополнительного образования детей вынесено за рамки основного времени реализации ООП.
^ Психолого-педагогические условия реализации программы

  • развитие базовых психических процессов, эмоциональной и моторно-двигательной сферы ребенка;

  • ситуативно-гибкое, своевременное реагирование на возникающие проблемы;

  • разъяснение родителям особенностей психического развития ребенка;

  • проведение диагностики, не нарушающей комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций и их выполнения.

  • доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей: диалоговый характер проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;

  • вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность;

  • рациональное использование педагогического воздействия: решение образовательных задач путём «вплетения» развивающих приемов в реальные и специально моделируемые жизненные ситуации;

  • эмоционально-образное подкрепление получаемой информации: событийный характер образования;

  • своевременное подключение узких специалистов – логопедов, психологов, врачей к решению проблем ребенка;

  • предоставление занятий на выбор; организация разновозрастного общения.

  • информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;

  • учет индивидуальных особенностей физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;

Содержание образовательной программы в вариативной части реализует все четыре направления развития. В качестве приоритетных направлений деятельности определены: физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, что обусловлено потребностями родителей и разнообразными возможностями образовательного учреждения, а также требованиями школ, наиболее популярных среди родителей нашего детского сада.

Региональные особенности, связанные с климатическими и экологическими особенностями учитываются при организации режима жизни, системы  физического воспитания дошкольников - гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение двигательной активности, оздоровительно-профилактическая работа.

Содержание вариативной части по направлению познавательно-речевого развития предусматривает: развитие познавательных процессов у младших и старших дошкольников, экологическое и краеведческое образование детей 3-7 лет, по направлению художественно-эстетического развития: детский дизайн и музыкальная грамота; социально-личностного: организация адекватных дошкольнику видов деятельности в формировании социальной компетентности на основе регионального компонента; физического: обучение плаванию, формирование ЗОЖ и развитие движений, с учетом особенностей региона. В качестве программно-методического оснащения вариативной части используются авторские, авторизированные программы и инновационные технологии.

Реализация содержания ООП осуществляется на основе планов воспитательно-образовательной работы, в которые включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:

- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;

- социально-личностное направление - «Безопасность», «Социализация», «Труд»;

- художественно-эстетическое направление - «Художественное творчество», «Музыка»;

- физическое направление - «Физическая культура», «Здоровье».

Планирование предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей (при организации любого вида деятельности решаются задачи не менее чем из двух образовательных областей) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Мониторинг результатов реализации ООП проводится три раза в год (в октябре, январе и мае) воспитателями и специалистами. Результаты диагностики заносятся в фиксационные карты и листы оценки. По результатам мониторинга составляются индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка..
Распределение объема частей образовательной программы



Возрастная группа

Самостоятельная

деятельность

Совместная деятельность

НОД и

ОД в РМ

Взаимодействие с семьями

Уход и присмотр

Вторая младшая

65% - 468мин

ИЧ 80% - 375 мин + ВЧ 20% - 93 мин

35% - 252мин

33%

240

17%

121мин

10%

72мин

35%

252мин




5%

35мин




27%

196мин

17%

121мин

8%

58мин

35%

252мин

6%

44мин

5%

35мин

2%

14мин

Средняя

70% - 504 мин

ИЧ 80% - 404 мин + ВЧ 20% - 100 мин

30% - 216мин

32%

230мин

22%

159 мин

10%

72мин

30%

216мин




6%

43 мин




26%

187 мин

22%

159 мин

8%

58мин

30%

216мин

6%

43мин

6%

43 мин

2%

14мин

Старшая

75% - 540 мин

ИЧ 80% - 432 мин + ВЧ 20% - 108 мин

25% - 180 мин

29 %

210мин

29%

210мин

10%

72мин

25%

180мин




7%

48мин




23%

164мин

29%

210мин

8%

58мин

25%

180мин

6%

46мин

7%

48мин

2%

14мин

Подготовительная

80%- 576 мин

ИЧ 80% -461 мин + 20% - 115 мин

20% - 144мин

27%

194 мин

35%

252мин

10%

72мин

20%

144мин




8%

58 мин




21%

151 мин

35%

252мин

8%

58мин

20%

144мин

6%

43 мин

8%

58 мин

2%

14мин

















^ Планирование режим дня /младшая группа/

Режимные моменты

Время

Длительность

Присмотр и уход

НОД

ОД в РМ

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьёй

Утренний прием, утренняя гимнастика, игры

7.30 - 8.45

75

25

 

5

30

15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45- 9.20

35

35

 

 

 

 

Подготовка, организованная образовательная деятельность

9.20 - 9.50

30

10

10 

 

10

 

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры

9.50 - 12.10

140

50

 

40

50

 

Подготовка к обеду, обед

12.10 - 12.50

40

30

 

 

10

 

Подготовка ко сну, сон

12.50 - 15.00

130

130

 

 

 

 

Пробуждение и гигиенические процедуры

15.00 - 15.20

20

10

 

7

3

 

Подготовка к полднику, полдник

15.20 - 15.40

20

5

 

 

5

 

Развивающая игровая деятельность

15.40 - 16.3 0

50

10

 

 

20

 

вариативная часть

 

 

 

15

15

 

 

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

16.3 0- 17.30

60

15 

 

 

30

 15

итого




600

320

25

67

158

30




^ Планирование режим дня /старшая группа/







Режимные моменты

Время

Длительность

Присмотр и уход

НОД

ОД в РМ

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьёй







Утренний прием, утренняя гимнастика, игры

7.30 - 8.50

80

15

 

15

30

20

80




Подготовка к завтраку, завтрак

8.50- 9.10

20

5

 

5

10

 

20

Подготовка, организованная образовательная деятельность

9.10 - 10.00

50

 

40

 

10

 

50

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры

10.00 - 12.30

150

30

 

63

57

 

150

Подготовка к обеду, обед

12.30 - 13.00

30

15

 

5

10

 

30

Подготовка ко сну, сон

13.00 - 15.00

120

120

 

 

 

 

120

Пробуждение и гигиенические процедуры

15.00 - 15.20

20

5

 

10

5

 

20

Подготовка к полднику, полдник

15.20 - 15.30

10

5

 

 

5

 

10

Развивающая игровая деятельность

15.30 - 16.30

60

5

 

 

25

 

30

вариативная часть

 

 

 

15

15

 

 

30

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

16.30 - 17.30

60

3

 

20

7

30

60




Итого:

7.30 - 17.30

 

 

 

 

 

 




600







600

203

55

133

159

50

600
  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconДокументи
1. /Образовательная программа 2012/Образовательная программа.docx
2. /Образовательная...

Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconОбразовательная программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитатель: Игонченкова Н. Н. Саранск 2011-2012 уч год Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние...
Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconПрограмма состоит из: Пояснительная записка
Образовательная программа была утверждена решением педагогического совета мбоу сош №9 Протокол №1 от 30. 08. 2012г
Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования I ступень обучения II пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования средней общеобразовательной школы №1 г. Гаврилов-Яма разработана...
Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения гимназии №11, имеющего государственную аккредитацию,
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconОсновная образовательная программа
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу сош №2
Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconДокументи
1. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.doc
2. /образовательная...

Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconОсновная образовательная программа «Планета знаний» для образовательных учреждений автор составитель: О. Б. Калинина пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconДокументи
1. /Образовательная программа МОУ Лыченской ООШ/2. Планируемые результаты.doc
2....

Образовательная программа на 2012-2015 год пояснительная записка iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного учреждения «Гимназия №28» Вахитовского района города Казани пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Гимназия №28» разработана на основе Примерной основной образовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы