Образовательная программа «Красота вокруг нас» icon

Образовательная программа «Красота вокруг нас»




НазваниеОбразовательная программа «Красота вокруг нас»
страница1/4
Жибарева Лариса Александровна
Дата03.09.2014
Размер0.59 Mb.
ТипОбразовательная программа
источник
  1   2   3   4


Приложение 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Красота вокруг нас»

(Срок реализации - 1 год, возраст детей - от 7 до 10 лет)
Автор: Жибарева Лариса Александровна


Ярославль

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план 11
3. Содержание программы (3 варианта) 12
4. Методическое обеспечение программы 26
5. Библиографический список 42
6. Приложения 44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Будущее планеты – в руках наших детей. Вот почему так важно помочь им освоить правильную систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её распространенной сейчас психологии потребления и прагматизма. Необходимость формирования экологически культурного человека, ощущающего всю неразрывную связь с природой, не просто очевидна, она остро востребована во имя продолжения жизни на планете.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на решение одной из приоритетных задач современного общества – воспитания нравственного отношения к природе, умения жить в согласии с окружающим миром.

За основу педагогической деятельности по данной программе были приняты идеи выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского, основанные на принципах гуманизма. Ценность его подхода к решению проблемы экологического воспитания, на наш взгляд, созвучна с требованиями времени и заключается в том, что он рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы.

Многократно доказан на практике факт, что кpасота пpиpоды с раннего возраста пpобуждает у pебенка чувства удивления, восхищения, радости, котоpые стимулируют пpоцесс познания и творчество детей.

В.А. Сухомлинский настаивал на следующей закономерности воспитания: через красивое – к человечному. Эстетическая и эмоциональная оценка объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения ребенка с природой, но и активным фактором нравственного воспитания.

Эти идеи выдающегося педагога легли в основу программы «Красота вокруг нас», которая направлена на воспитание у детей чуткого эмоционального отношения к природе как неисчерпаемому источнику жизни и красоты и гуманного отношения ко всему живому на нашей планете.

Образовательная программа «Красота вокруг нас» по формированию экологической культуры детей ориентирована на младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы.

^ Цель программы: создание условий для формирования экологической культуры младших школьников, развития их нравственной зрелости и творческих способностей.

Для достижения поставленной цели программы «Красота вокруг нас» мы основывались на необходимости формирования 3-х структурных составляющих экологической культуры:

  • экологических знаний;

  • экологического сознания, связанного с ценностным отношением к природе;

  • экологически ориентированной деятельности.

Задачи программы:

а) обучающие:

  • накопление знаний о природе;

  • формирование представлений о взаимосвязях в природе;

  • формирование навыков наблюдения за природными явлениями;

  • повышение эрудиции по экологическим вопросам;

  • раскрытие роли человека в природе, его влияния на окружающую среду;

б) воспитательные:

  • воспитание гуманного отношения ко всему живому и ответственности за сохранение жизни на планете;

  • воспитание чувства единения и гармонии с природой;

  • формирование потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

в) развивающие:

  • развитие способности ценить и воспринимать красоту во всех ее проявлениях;

  • развитие интереса к проблемам окружающей среды;

  • раскрытие творческого потенциала и стимулирование познавательной активности.

^ Возраст детей, режим занятий:

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста: 7 – 10 лет. Предполагаемый срок реализации программы – 1 год. Занятия могут проводиться: 1) с контингентом конкретного учебного класса (режим определяется школьным расписанием); 2) в сборных группах из разных учебных классов (от 12 до 15 человек) 2 раза в неделю по 2 часа.

^ Ожидаемые результаты

Данная программа в соответствии с ориентирами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения, предусматривает обеспечение достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

а) Предметные результаты:

Повышение уровня сформированности основных компонентов экологической культуры, в том числе:

^ 1) Когнитивный компонент (познавательный): знания в области природных объектов; основных экологических понятий; источников загрязнений; норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром.

^ 2) Аксиологический компонент (эмоционально-ценностный): проявление отношения человека к природе в форме различных эмоций, чувств; наличие интереса к экологическим проблемам; осознание причин ухудшения природной среды и путей её оздоровления; проявление доброты, чуткости, милосердия к природе.

^ 3) Деятельностный компонент (практический): сформированность практико-ориентированных умений и навыков; желание участвовать в природоохранной деятельности; проявление инициативы в решении экологических проблем окружающей среды; умение адекватно оценивать своё поведение и поведение других людей с позиций экологической культуры.

б) Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы и жизни человека;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность устанавливать количественные отношения и пространственные между объектами окружающего мира; строить алгоритм поиска информации;

- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;

- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и учебных занятий; представления о правилах и нормах поведения;

- организация собственной деятельности с учётом требований безопасности;

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач и для коммуникации; умение высказывать и пояснять свою точку зрения;

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания произведений искусства; активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов.
в) Личностные результаты:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

- развитие этических чувств, личной ответственности за свои поступки в мире природы; знакомство с нравственно-этическими ценностями;

- эмоциональная отзывчивость; эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, природе и людям;

- установка на безопасный и здоровый образ жизни;

- развитие социально значимых личностных качеств, ценностных установок, индивидуально-личностных позиций, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения;

- активное включение в общение и взаимодействие на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания;

- проявление дисциплины, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

- осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;

- формирование потребности в чтении как средстве познания окружающего мира;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- готовность целенаправленно использовать математические знания в учении и в повседневной жизни для исследования природных объектов и явлений.

Программа «Красота вокруг нас» построена на основе интегративно-вариативного подхода. Характерной чертой разработанной нами образовательной программы является переход от узкой эколого-биологической специализации к интеграции различных областей знания – биологии, этики, эстетики, литературы, живописи, педагогики, психологии, философии – на доступном для учащихся начальной школы уровне. Такая интеграция позволяет комплексно осуществлять триединую задачу: воспитание – развитие – обучение, а так же успешно формировать основные компоненты экологической культуры личности: экологические знания, экологическое сознание, экологическую деятельность.

Интеграция предполагается так же на уровне учреждений, задействованных в реализации данной программы (например, при организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальных классах, могут быть задействованы общеобразовательная школа и учреждение дополнительного образования детей).

Специфика программы «Красота вокруг нас» состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, тесно связана с учебными предметами, реализуемыми в рамках основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Эта связь прослеживается на уровнях: целей и задач, ценностных ориентиров, планируемых результатов, содержания примерных программ по учебным предметам в начальной школе (таким как окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика, изобразительное искусство, физическая культура, технология).

Интеграция порождает различные варианты реализации данной программы - в зависимости от внешних условий. Речь идет о вариативности, обеспечивающей построение более гибкой образовательной программы, способной реагировать на запросы основных заказчиков - администрации задействованных образовательных учреждений, родителей, местных природоохранных органов.

Идеи интегративности и вариативности имеют особое значение для разработанной нами программы «Красота вокруг нас», предназначенной для свободного выбора образовательными учреждениями в соответствии с конкретными целями. В частности, программа «Красота вокруг нас», разработанная для младшего школьного возраста, может быть реализована в рамках: 1) учебной деятельности по предмету «Окружающий мир» (раздел «Человек и природа»); 2) внеурочной деятельности по предмету; 3) дополнительного образования. На основе содержания данной программы возможна разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Прослеживается тесная взаимосвязь между разработанной нами программой «Красота вокруг нас» и примерной программой по предмету «Окружающий мир», разработанной в рамках ФГОС второго поколения. На уровне целей это проявляется в необходимости формирования целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой; в нацеленности на духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Взаимосвязь этих двух программ так же прослеживается и на уровне ценностных ориентиров, общими для них является рассмотрение:

- природы как одной из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

- культуры как процесса и результата человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

- науки как части культуры, отражающей человеческое стремление к познанию закономерностей окружающего мира природы;

- искусства как части культуры и одного из способов познания человеком самого себя и природы;

- нравственного выбора и ответственности человека в отношении к природе, самому себе и окружающим людям.

В тексте примерной программы по предмету «Окружающий мир» для начальной школы в качестве примеров предложено несколько вариантов организации содержания в возможной последовательности изучения учебного материала. При этом подчёркивается, что предложенные варианты тематического планирования не являются рабочими.

Последовательность изучения материала может быть разной в зависимости от задач, которые ставит конкретный автор (которым, возможно, будет являться сам учитель). Педагог имеет широкие возможности для выбора: может сделать акцент на естественно-научном или социально-гуманитарном компоненте; подобрать соответствующее методическое обеспечение реализации программы, оптимальные педагогические средства. В любом случае учитель должен реализовать задачи духовно-нравственного развития и воспитания как приоритетные задачи начального общего образования.

Возможность использования образовательной программы «Красота вокруг нас» в качестве одного из вариантов реализации содержательного блока «Человек и природа» в программе по предмету «Окружающий мир» в рамках ФГОС второго поколения обоснована следующими позициями:

- примерные темы, предложенные разработчиками в содержательном блоке «Человек и природа» (такие как «Времена года», «Природа вокруг нас», «Природа живая и неживая», «Единство живого и неживого», «Человек – часть природы») созвучны тематике занятий по разработанной нами программе;

- количество часов в учебно-тематическом плане образовательной программы «Красота вокруг нас» (144 часа) логично вписывается в первый и второй варианты учебно-тематического планирования по предмету «Окружающий мир» для начальной школы: в первом варианте возможно задействовать 108 часов в блоке «Человек и природа» + 34 резервных часа, во втором варианте – 144 часа реализовать полностью в рамках блока «Человек и природа».

- в программе «Красота вокруг нас» соответствующим образом разработано методическое обеспечение, определены основные педагогические средства, применение которых позволит овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке и природе, осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире на многообразном материале природы и культуры родного края; заложить фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения, выполнять проекты, соблюдать правила поведения в природе, и др.;

- в программе «Красота вокруг нас» предусмотрены возможности для реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания;

- становится возможным систематическое отслеживание образовательных результатов, так как разработанная нами программа снабжена разнообразными диагностическими методиками.

Существенная особенность разработанной нами программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей различных дисциплин. Образовательная программа «Красота вокруг нас» использует и тем самым подкрепляет умения, которые могут быть получены в процессе реализации примерных программ по учебным предметам, разработанным в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для начальной школы. Таким образом, создаётся прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

В ходе разработки образовательной программы «Красота вокруг нас» мы придерживались основных положений личностно-деятельностного подхода, где деятельность является системообразующим элементом в процессе развития личности. Творческая практическая деятельность рассматривается как обязательное и наиболее эффективное условие формирования экологической культуры личности и её активной жизненной позиции. При этом предполагается взаимосвязь различных видов деятельности.

Программа построена с учётом таких принципов работы с обучающимися, как стимулирование самостоятельного поиска, сотворчество педагога и детей.

При наличии авторской концепции построения программы, основанной на комплексном использовании интеллектуальной игры, проектной деятельности и экскурсии как основных активных деятельностных педагогических средств, в ходе её разработки мы частично использовали методические материалы, предложенные другими авторами. В частности, в программе широко представлены игры и творческие задания из сборника А.Лопатиной и М. Скребцовой «Сказы матушки Земли».

В образовательных стандартах второго поколения особое внимание уделяется формированию информационной грамотности в начальной школе. В процессе реализации программы «Красота вокруг нас» учащиеся осваивают умения работы с информацией при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.

Для формирования мотивационной сферы обучающихся в ходе реализации данной программы используются следующие способы: сотрудничество при осуществлении учебного процесса; использование идей обучающихся в работе педагога; индивидуальный подход к обучающимся; эмоциональный настрой детского коллектива; занимательность заданий; постановка проблемных ситуаций; диалоги и дискуссии; взаимодействие со школьными учителями.

Учебно-тематический план программы рассчитан на 144 часа, из них 55 часов отведены для изучения теории, а остальные 89 часов – на практику. При этом тематика занятий разнообразна, она охватывает изучение большого количества природных объектов и явлений.

Темы занятий логично сгруппированы по разделам. Такое построение учебно-тематического плана помогает упорядочить содержание программы, выстроить его в логике, что удобно для педагога и детей.

В разных разделах программы нами предложены примерные названия для экскурсий, проектов, игр и познавательно-игровых программ. Часы, отведённые на эти виды деятельности, реализуются постепенно в течение учебного года.

Часть названий разделов учебно-тематического плана программы отражают основные «природные ниши» жизни на планете Земля. В конце каждого из таких разделов выделены учебные часы для организации и проведения интеллектуальных игр по изученным темам.

Так же в программе имеются разделы, отражающие принцип сезонности изменений в природе. Это разделы под названием «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Раздел под названием «Человек – часть природы» включает в себя материалы по изучению строения тела человека и по организации здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. Рассматривается значение природы в жизни человека, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Содержание занятий программы подобрано с учётом возраста детей и ориентацией на положительные эмоциональные переживания. Основными критериями для подбора учебных материалов для нас являлись: нравственно-этическая направленность; занимательность; эстетическая ценность.

^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение

4

2

2

2

Осень

6

2

4

3

Мир неба

20

8

12

4

Мир воды

20

8

12

5

Зима

6

2

4

6

Мир земли

20

8

12

7

Лес

20

8

12

8

Весна

6

2

4

9

Человек –

часть природы

20

6

14

10

Цветы

12

4

8

11

Лето

6

3

3

12

Заключение

4

2

2




Итого:

144

55

89


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вариант содержания программы учебной деятельности

по предмету «Окружающий мир» (раздел «Человек и природа»)
  1   2   3   4



Похожие:

Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconА. А. Кашин 200 г. 200 г. Программа
Программа «Мир вокруг нас» основана на приоритете экологических ценностей, которые являются составной частью патриотического, экономического,...
Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconИсследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Вода и её свойства». (Программа А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»)
Адыгейская республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconОбразовательная программа моу сош №31 Нормативно-правовое обоснование образовательной программы Образовательная программа
Образовательная программа это нормативный документ, оп­ределяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, органи­зации...
Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconНаш девиз Химия вокруг всех нас

Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconДокументи
1. /образовательная программа ФГОС НОО/ОП 1/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.doc
2. /образовательная...

Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconКоманда Bravo желает Вам получить максимум пользы и удовольствия от участия в этой олимпиаде
Не забывайте о том, что нас окружает бесчисленное множество предметов, сделанных из самых разных веществ, и, чтобы уметь обращаться...
Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconДокументи
1. /Образовательная программа МОУ Лыченской ООШ/2. Планируемые результаты.doc
2....

Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconОрганизация проектной деятельности на уроках изо и черчения
Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв...
Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconДокументи
1. /Образовательная программа МОУ Петровская СОШ НОВЫЙ ВАРИАНТ/1.1 Пояснительная записка.doc
Образовательная программа «Красота вокруг нас» iconДокументи
1. /Образовательная программа МОУ Петровская СОШ НОВЫЙ ВАРИАНТ/1.1 Пояснительная записка.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы