Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы icon

Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы




Скачать 331.57 Kb.
НазваниеСтандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы
Дата11.10.2012
Размер331.57 Kb.
ТипПримерная программа
источник

Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться

Стандарты второго поколения: Математика

Математика

Статус примерной учебной программы

Примерная учебная программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования. Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.

^ Структура примерной программы по математике

Примерная программа основного общего образования по математике содержит следующие разделы:

• пояснительную записку, в которой определяются цели обучения математике в основной школе, раскрываются особенности содержания математического образования на этой ступени, описывается место предметов математического цикла в Базисном учебном (образовательном) плане;

• содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

• примерное тематическое планирование в двух вариантах с описанием видов учебной деятельности учащихся 5–9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

• рекомендации по оснащению учебного процесса.

^ Общая характеристика примерной программы по математике

Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.

Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1). в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

^ Характеристика содержания основного общего образования по математике

Примерная программа основного общего образования по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с Примерными программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.

^ Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

^ Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

^ Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

^ Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

^ Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.

^ Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

1).умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

^ Место учебных предметов математического цикла в Базисном учебном (образовательном) плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 875 уроков. Учебное время может быть увеличено до 6 и более уроков в неделю за счет вариативной части Базисного плана.

Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 5 - 6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), в 7 - 9 классах параллельно изучаются предметы «Алгебра» и «Геометрия».

^ Предмет «Математика» в 5 - 6 классах включает в себя арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.

Предмет «Алгебра» включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5 - 6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии.

В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.

В силу новизны для школы вероятностно-статистического материала и отсутствия методических традиций возможна вариативность при его структурировании. Начало изучения соответствующего материала может быть отнесено к 7 - 9 классам. Кроме того, его изложение возможно как в рамках курса алгебры, так и в виде отдельного модуля. Последний вариант может быть реализован только при условии увеличения числа часов на математику по сравнению с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана.

Пояснительная записка

   Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком, универсальным для естественно и научных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире.
    Школьное математическое образование «ум в порядок приводит», развивает воображение и интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.
    Основные цели школьного математического образования:
· освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
· формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
· приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
    Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и зарубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно&методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).

Содержание

Арифметика

   Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия над натуральными числами. Устный счет. Прикидка и оценка результатов вычислений. Степени и корни числа.
   Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Целые числа.
    Обыкновенные и десятичные дроби, операции над ними. Проценты. Пропорции.
    Свойства числовых равенств и неравенств.
    Решение текстовых задач арифметическим способом.
    Измерение величин. Метрические системы единиц. Измерение отрезков.

Алгебра

   Многочлены и действия над ними. Квадратный трехчлен.
   Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Алгебраические дроби и действия над ними.
   Числовое значение буквенного выражения. Тождественные преобразования. Допустимые значения переменных.
   Уравнения, неравенства и их системы. Решение линейных и квадратных уравнений. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Равносильность уравнений, неравенств и их систем.
   Составление уравнений, неравенств и их систем по условиям задач. Решение текстовых задач алгебраическим методом. Интерпретация результата, отбор решений.
   Расширение понятия числа: натуральные, целые, рациональные и иррациональные числа. Комплексные числа и их геометрическая интерпретация. Основная теорема алгебры (без доказательства).
   Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Сложные проценты. Сумма бесконечноубывающей геометрической прогрессии. Понятие о методе математической индукции.

^ Математический анализ

   Действительные числа. Бесконечные десятичные дроби. Рациональные и иррациональные числа. Периодические и непериодические десятичные дроби. Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Модуль числа. Декартова система координат на плоскости.
    Функция и способы ее задания. Чтение и построение графиков функций. Основные свойства функции: монотонность, промежутки возрастания и убывания, максимумы и минимумы, ограниченность функций, четность и нечетность, периодичность.
    Элементарные функции: линейная, квадратичная, многочлен, дробно-линейная, степенная, показательная, логарифмическая. Тригонометрические функции, формулы приведения, сложения, двойного угла. Преобразование выражений, содержащих степенную, тригонометрические, логарифмическую и показательную функции. Решение соответствующих уравнений и неравенств.
    Графическая интерпретация уравнений, неравенств с двумя неизвестными и их систем.
    Композиция функций. Обратная функция.
    Преобразования графиков функций.
    Непрерывность. Промежутки знакопостоянства непрерывной функции. Метод интервалов.
    Понятие о производной функции в точке. Физический и геометрический смысл производной. Использование производной при исследовании функций, построении графиков. Использование свойств функций при решении текстовых, физических и геометрических задач. Решение задач на экстремум.
    Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона — Лейбница. Приложения определенного интеграла.

Геометрия

   Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Отрезок, прямая, угол, треугольники, четырехугольники, многоугольники, окружность, многогранники, шар и сфера, круглые тела и поверхности; их основные свойства. Взаимное расположение фигур.
    Параллельное проектирование, изображение пространственных фигур.
    Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс угла. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.
    Движение. Симметрия фигур. Подобие фигур.
    Геометрические величины и измерения. Длина отрезка. Градусная и радианная мера угла. Длина окружности, число π. Понятие площади и объема. Основные формулы для вычисления площадей и объемов.
   Координаты и векторы.
   Представления об аксиоматическом методе и о геометрии Лобачевского.
   Решение задач на построение, вычисление, доказательство. Применение при решении геометрических задач соображений симметрии и подобия, методов геометрических мест, проектирования и сечений, алгебраических методов, координатного, векторного методов.
   Приложения геометрии.

^ Вероятность и статистика

   Представление данных, их числовые характеристики. Таблицы и диаграммы. Случайный выбор, выборочные исследования. Интерпретация статистических данных и их характеристик. Случайные эксперименты и случайные события. Частота и вероятность. Вычисление вероятностей. Перебор вариантов и элементы комбинаторики. Испытания Бернулли. Случайные величины и их характеристики. Закон больших чисел.

^ Математическая теория информации и модели информатики

   Дискретное (в том числе двоичное) представление информации.
   Единицы измерения количества информации. Сжатие информации.
   Кодирование и декодирование.
   Преобразование информации по формальным правилам. Алгоритмы. Способы записи алгоритмов; блок- схемы. Логические значения, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (имена, ветвление, циклы). Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы. Типы обрабатываемых объектов. Примеры алгоритмов. Выигрышная стратегия в игре.
   Вычислимые функции, формализация понятия вычислимой функции, полнота формализации. Сложность вычисления и сложность информационного объекта.


^ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?

 - Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.

  Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа станет обязательной и должна  представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети смогут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии и т. д. Целый день сидеть за партой ребенок не будет. Как сейчас комментирует Минобрнауки, наполнение каждого направления, количество часов может меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения департамента школы должны охватить максимум из предложенных вариантов.

 

^ КАК БУДУТ УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ?

  На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

  Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.

Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов. «Часто можно услышать: «Как в жизни…», «Неужели так и в жизни?», «Мне это пригодится в жизни…». Для многих школьников и их родителей школа – место, где человек набирает объём информации, которую необходимо каким-то образом «законсервировать» на будущее. Школа и жизнь становятся едва ли не противоположными понятиями. В результате востребованность усвоенной информации оказывается почти нулевой, а необходимые, жизненноважные умения не находят своего воплощения. Парадоксальна ситуация, когда троечник становится более успешным в жизни, чем его одноклассник, старательно выучивавший законы и правила. Троечнику повезло – он сумел защититься от потока ненужной информации, нашёл в себе самом, активизировал и организовал творческий потенциал. Человек, тем более ребенок, не в состоянии усвоить весь накопленный человечеством опыт, воплощенный в знаниях, умениях, в творчестве и отношении к миру. Для того чтобы помочь учащимся освоить некоторую часть этого опыта, которая станет достижением его личности, позволит развиваться дальше, эффективен компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

^ Компетентностный подход отличается от традиционного практически по всем параметрам. Цели реализуемая в нем ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции). Развитие критического мышления и развития способности к творческому и деятельному подходу в практической деятельности. В то время как традиционный (знаниевый) - трансляция и приобретение некого теоретического объема заний-умений - навыков, составляющих содержание образования. В результате в первом случаем на выходе позиция: « Знаю, как и смогу. И если не знаю «как», но узнаю и смогу». Во втором случае – «просто знаю». Компетентностный в отличие знаниевого – репродуктивного подхода, несет в себе процессы продуктивные, созидательные, а не воспроизводящие. Кроме того на смену заучиванию, повторению и контролю, приходит усиление значения самостоятельной работы учеников - работы практической и творческой. Даже в способах контроля ученической успеваемости комплексное оценивание учебных и познавательных достижений (портфолио, исследовательская работа, творческий проект) позволяют более объективно оценить способности и результаты учащихся, чем если это будет просто оценка, как статистический способ определения уровня знаний. Таких критериев для сравнения можно привести достаточно много: на основе дидактических принципов, роли учащегося и учителя в учебном процессе, способы познания учебного материала и т.д. В любом случае компетентностный подход, на мой взгляд новое и при этом очень своевременно слово в педагогической науке. Что касается УУД, то ответ на вопрос что это такое и как их понимать вы (создатели курса) вложили в один из материалов Педагогического модуля: «Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.»

^ Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Они называются – ключевыми компетентностями. В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования — это не знания, а действия». Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничить виды деятельности, а, следовательно, и виды компетентности. Формирование ключевых компетентностей можно представить следующей схемой:

1.Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Учитель должен отводить себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили.

^ 2.Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей.

Это:

Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

^ Организация продуктивной групповой работы;

Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

Усиление практической направленности школьного образования по математике;

Создание такой среды позволяет существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации нужно отдавать предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. Необходимо использовать следующие правила:

^ 1.Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

2.Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. 3.Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

4.Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

5.Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

6.Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

3.Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. В педагогической практике нужно применять различные современные технологии, активные методы обучения. Можно выделить 5 основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проектная технологии, ИКТ, технология КСО. Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей; повышает мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления. Учащиеся определяют цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность. Формировать коммуникативную компетентность позволяет технология КСО. Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга, формируются лидерские качества. Одной из форм организации учебной деятельности являются игровые уроки: КВН, турнир смекалистых, викторины: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», ролевые игры. Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. Особое внимание нужно уделять межпредметным связям. Это помогает создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность. Наиболее активно последнее время используют метод проектов. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса. С помощью метода проектов можно создать условия индивидуальной творческой учебной деятельности. Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

^ 4.Необходимым элементом педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников. Закончить мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю», необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому мы должны пытаться научить своих детей.

Проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому. Основная задача современной школы - подготовить ребенка к жизни.

Идеальный выпускник – это человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения.

^ Основным результатом обучения будут не знания, умения и навыки, а компетенции: способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

^ Выпускник должен быть хорошо осведомлён, обладать функциональной грамотностью обладать познаниями и опытом деятельности, эффективными способами ее организации. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Меняются и подходы к организации учебного процесса. Характер этих изменений я пояснила бы словами: “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”. Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели прежде всего жизненное обоснование. Учащиеся должны знать, зачем они это делают. Вместе с тем, нам, учителям, надо помнить, что строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно. Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники. Не надо: считать себя единственным и главным источником знаний, передавать свой опыт жизни и воспитания, утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.

^ Стандарты второго поколения в школу.


Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно(правового) регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам в условиях легализации в начале 90-х гг. XX в. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса.
Стандарт определяет не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения: структура образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, требования к ключевым компетенциям, которыми они должны овладеть. Образовательные программы теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации. Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном итоге – научить учиться. Учителя должны будут заботиться о формировании межпредметных связей: использовать понятия, к примеру, из физики применительно к математике и наоборот. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Однако в стандарте есть несколько ключевых моментов, обязательных для содержания образования в каждой школе. Учебная программа по любому предмету должна содержать важнейшие понятия и способы действия, без освоения которых не обойтись ни одному человеку. Они зафиксированы в документе под названием «Фундаментальное ядро содержания образования». Разумеется, выпускник школы обязан продемонстрировать результаты, предписанные стандартом. Старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль образования и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про­грамм представляют собой описание совокупности компетентностей вы­пускника образовательного учреж­дения, определяемых личностными, семейными, общественными государ­ственными потребностями к результа­там освоения основных общеобразова­тельных программ.
Они задают критерии оценки лич­ностных, метапредметных и предмет­ных результатов на каждой ступени школьного образования.
К личностным (ценностным) результатам обучающихся от­носятся ценностные ориентации вы­пускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельно­сти, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися уни­версальные способы деятельности, применимые как в рамках образова­тельного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
К предметным результатам отно­сятся усвоенные учащимися при изу­чении учебного предмета знания, уме­ния, навыки и специальные компетен­ции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичны для изучаемой области знаний.
Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека. Разработана «Пример­ная программа воспитания и со­циализации учащихся» для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппиро­ваны в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественно полезная и проектная де­ятельность. Направления пересекают­ся и частично перекрывают друг дру­га. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Программа воспитания и социали­зации учащихся по своей новизне, мо­жет быть, один из самых серьезных для нашей школы документов. Она от­крывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую - внеучебная дея­тельность.

Школа станет более раз­нообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, более способной участвовать в фор­мировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться. В современном понимании стандарт имеет два назначения. С одной стороны, через стандарт задается система ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки конкретного обучаемого. Например, как это делается в ходе ЕГЭ. С другой стороны, стандарт будет задавать некие показатели эффективности деятельности системы образования на разных уровнях.
Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано - образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты будут с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования. Наше ШМО предметов естественно - научного цикла, внимательно изучив стандарты второго поколения, пришло к выводу, что готово реализовать их в жизнь. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п.Всё это достигается, если использовать учебные и исследовательские проекты, чем и занимаются учащиеся и учителя школы. Надо сказать, что в этом виде деятельности мы имеем определенные достижения. Проекты наших учеников побеждали на муниципальном, областном и всероссийском уровнях.
Если приоритетом общества и системы образования является способность старшеклассников самостоятельно или вместе с родителями выбирать профиль образования и самим определять, какое дополнительное образование им необходимо, то наши учителя готовы оказать помощь в решении этой проблемы т.к. мы стараемся работать по индивидуальной образовательной траектории, что позволяет определить наклонности учащихся, выявить способности и развивать их. Благодаря этому наши дети принимают участие в олимпиадах различного уровня включая интернет олимпиаду и конкурсах включая всероссийские. Наши дети оценивают свои возможности и планируют свою деятельность по достижению цели, в этом им помогает «Портфолио»- пакет систематизированых документов отражающих достижения и движение отдельного ученика. В конечном итоге это позволяет достаточно успешно сдавать ЕГЭ.
Если в школе должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоенные учащимися уни­версальных способов деятельности, применимых как в рамках образова­тельного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, а учителя должны будут заботиться о формировании межпредметных связей, то в нашей школе в рамках кафедры вопрос интеграции предметов и перенос знаний из одной образовательной области в другую применяется уже более семи лет. Мы проводим интегрированные уроки.
Если школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, то и это делается учителями нашей школы. Изучив, стандарт мы пришли к выводу, что в целом он очень вариативен. Он не пытается регламентировать содержание образования, а тем более методы и технологии обучения. Это право предоставлено учителям. Ломоносов говорил, что математику нужно учить, потому что она «ум в порядок приводит», но не уточнял, что это делается с помощью теоремы Пифагора и признаков равенства треугольников. «Приводить ум в порядок» можно на разном по содержанию математическом материале или, например, в процессе изучения правил русского языка. Всё зависит от педагога , его желания и компетентности.



Похожие:

Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconРабочая программа «математика» 1-4 класс моу- гтмназии №11г. Тулы
Рабочая программа «математика» 1-4 класс создана на основе авторской программы «Математика» авторов Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой,...
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconСтандарты второго поколения
Давно на слуху у педагогов и родителей словосочетание новые Стандарты. Что скрывают новые образовательные Стандарты?
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconДокументи
1. /Апробация ФГО-стандарта общего образования второго поколения в ЯО/Programma.1-83.pdf
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconПредмет – математика
Л. Г. Петерсон, 2011г., «Просвещение» с учётом примерной программы по математике
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе рекомендательного письма Минобрнауки от 21. 05. 2007 №03-1102 для изучения единого учебного предмета «Математика»
«Математика» на базовом уровне в 12 трехгодичном классе. Для сохранения единого образовательного пространства преподавание курса...
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconРабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, рабочей программы автора В. Н. Рудницкой «Математика» умк «Начальная школа ххiвека»
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю; 132 ч (33 учебных недели). Соответствует новому федеральному государственному образовательному...
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconКнига для учителя cd английский язык, 2 класс Верещагина И. Н, К. А. БондаренкоПритыкина Т. А
Примерные программы начального общего образования в двух частях. Стандарты второго поколения
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconПредмет математика Ступень обучения 5-9 класс
«О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области, реализующих программы общего образования...
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconУчебники по курсу Разделы программы курса Математика (алгебра и начала математического анализа)
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» за курс среднего общего образования
Стандарты второго поколения: Математика Математика Статус примерной учебной программы iconРабочая программа по предмету математика 1 класс Разработала: учитель начальных классов Выборнова ор
Федеральным государ­ственным образовательным стандартом на основе авторской программы учебного курса «Математика» М. И. Моро, М....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы