Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) icon

Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат)




Скачать 304.71 Kb.
НазваниеПриходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат)
Приходько Юлия Алексеевна
Дата11.10.2012
Размер304.71 Kb.
ТипУрок
источник

Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2


Белгородский региональный институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов


Особенности использования информационных

технологий на уроках математики.

(реферат)


Выполнила:

Приходько Юлия Алексеевна,

учитель математики и физики

МОУ «СОШ № 1 с углубленным

изучением отдельных предметов»,

г. Губкина


Белгород

2010


Оглавление.


  1. Введение………………………………………………………………….3

  2. Глава 1. Необходимость внедрения новых информационных технологий в процесс обучения математики…………………………………………..6

  3. Глава 2.Типы уроков математики с использованием информационных технологий……………………………………………………………….11

  4. Глава 3. Обучающие программы как элемент формирования системы знаний и умений учащихся …………………………………………….15

  5. ^ Глава 4. Использование интерактивной доски

на уроках математики ..............................................................................24

  1. Заключение………………………………………………………………27

  2. Библиографический список…………………………………………….29

  3. Приложение ……………………………………………………………..30



ВВЕДЕНИЕ.
Процесс информатизации общества требует скорейшего разрешения многих задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с использованием в образовании новых информационных технологий обучения, с внедрением компьютера в процесс обучения конкретным дисциплинам. Теоретические и практические аспекты проблемы компьютеризации образования, в основу которых положены идеи и принципы технологического подхода в обучении, исследовались и продолжают исследоваться многими видными учеными и методистами: И.Н. Аптиповым, В.П. Беспалько, М.М. Буняевым, Я.А. Ваграменко, Я.И. Груденовым, O.A. Козловым, Э.И. Кузнецовым, В.Ф. Любичевой, A.B. и др.
Анализ исследований, связанных с вопросами эффективности и особенности использования средств информационных технологий в обучении математике, позволяет говорить о том, что применение компьютера создает благоприятные условия для индивидуализации обучения, повышает мотивацию учащихся, открывает новые возможности для управления учебным процессом, для достижения общих дидактических целей и решения конкретных задач в обучении и воспитании учащихся. Методологические, дидактические, психологические и социальные аспекты этой проблемы отражены в работах Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, A.A. Кузнецова, В.Я. и другие.
Ученые достаточно часто обращаются к вопросам классификации дидактических принципов, к построению педагогических программных средств и к осуществлению контроля знаний учащихся по математике с помощью компьютера. «Не вызывает сомнения, что средства информационных технологий обладают большими возможностями в реализации принципа наглядности в процессе обучения математике. В современном мире необходимо обрабатывать большой поток информации в короткие сроки. Поэтому сама информация должна быть представлена определенным образом, в частности, необходимо увеличение темпа подачи информации, изменение её вида, использование унифицированных символических записей. Отсюда вытекает, что использования компьютера и соответствующего учебного обеспечения должно начинаться как можно раньше. Особенно это важно при изучении математики. Компьютер позволяет предъявлять информацию в статичном и динамичном режиме, давать представление о процессе решения алгебраических заданий, получения математических объектов, последовательность вычислений и построений. К наглядным образам на экране компьютера могут быть предложены определенные задания для выполнения их учащимися, что дает возможность отойти от обычной созерцательности и вовлечь учащихся в активную работу по изучению алгебраического материала. Средства информационных технологий вызывают неизменный интерес у учащихся и способствуют рождению интегрированных знаний». [1]

Сказанное выше определяет актуальность выбранной темы реферата, состоящую в поиске особых методических подходов к использованию средств информационных технологий с целью совершенствования математической подготовки учащихся.

Цель реферата заключается в теоретическом обосновании необходимости использования средств информационных технологий на уроках математики, рассмотрении особенностей этого использования, опираясь на собственный опыт работы учителем математики.

Цель реферата определила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить возможности, особенности и целесообразность использования средств информационных технологий при изучении математического материала на уроках;

2. Выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики в школе;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы педагогического исследования:

-теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, специальных разделов математики и информатики;

-общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, опросы учителей математики, тестирование, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения математике в школе, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении школьников;
- статистические: обработка результатов педагогического опыта.

Реферат состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка и приложения, в котором приведены разработки уроков с применением информационных технологий, мультимидийные презентации и компьютерные программы к урокам математики.


^ ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ.

Высокоточные наукоёмкие технологии во всех областях человеческой деятельности предъявляет новые требования к знаниям, технической культуре, общему и прикладному характеру образования. Это ставит перед современной школой новые задачи совершенствования образования и подготовки школьников к практической деятельности.

Сегодня наблюдается возрастающий интерес учителей-предметников к использованию информационных технологий в обучении. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка1. [7]

Математика, являясь языком науки и техники, в наше время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики, повышает познавательную активность школьников.

В настоящее время существует множество программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Они позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность учащихся. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.[7]

Современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.

^ Основные задачи внедрения информационных технологий на уроках заключаются в следующем:

- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;

- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;

- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;

- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);

- развивать у школьников такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;

- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;

развивать межпредметные связи.

Применение информационных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся. Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Вместе с тем использование информационных технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

Сознание детей уже подготовлено к восприятию информационного мира, они с легкостью осваивают информационные и коммуникационные технологии, многие из них способны самостоятельно обучаться. Учителя, чтобы идти наравне с теми, кого они обучают, то есть со школьниками, тоже должны войти в информационный мир, найти новую точку опоры, как-то преобразовать свою деятельность.

Анализируя целесообразность использования компьютера в учебном процессе, можно выделить следующие дидактические возможности компьютера:

- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

- развитие познавательных способностей учащихся;

- интегрированное обучение предмету;

- развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

На сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования на уроках:

  • демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;

  • тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;

  • отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

    • прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;

    • реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

    • автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

    • технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

    • развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. [5]

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • интегрированное обучение предмету;

  • развитие мотивации у учащихся.

При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. [8]

Всё выше изложенное предлагает сделать вывод, что использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.д. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время ребенка и учителя. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема пропущенного материала. Необходимо также отметить интерес ребенка к использованию компьютера на уроках математики.

^ ГЛАВА 2. ТИПЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Информационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения обработки и распространения информации.

Среди разнообразных определений понятия «информационные технологии» более приемлемой, по-видимому, является трактовка этого термина, данная М. И.  Желдаковым2: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».

Часто информационные технологии называют компьютерными технологиями или прикладной математикой. Фундаментальные обучающие программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета «Математика», позволяют давать такие наиважнейшие понятия куpca математики на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами

Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.

Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий.

1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:

~ при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий (приложение №1);

~ при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;

~ при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;

~ при работе над ошибками и т.д.

2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

~ при устном, индивидуальном счете;

~ при закреплении;

~ при тренировке;

~ при отработке 3УН;

,~ при повторении;

~ при контроле и Т.д.

3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:

~ в исследовательской деятельности;

~ в проектной деятельности учащихся;

~ при проверке домашней работы;

~ при проверке контрольной работы и т.д.

Приведу в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения:

Этап усвоения новых знаний

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации (приложение №2) как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий

В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя (приложение №3). 


Этап всесторонней проверки ЗУН

При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы (приложение №3).

Проектная деятельность учащихся

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения (приложение №2).

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.


^ ГЛАВА 3. ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении математики. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.

Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить при решении определённого класса задач).

Применять компьютерные программы, как уже упоминалось, можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача учителя – правильно организовать эту работу.

Например, известно, как трудно даются первые уроки стереометрии в 10 классе, так как у большинства ребят не сформировано пространственное воображение, они «не видят» свойства геометрических пространственных фигур. На данном этапе, именно на первых уроках оказывает неоценимую помощь, обучающая программа по геометрии: «Стереометрия. Открытая математика» (Физикон), (приложение №3). Она способствует визуализации пространственных фигур, по которым можно определить свойства фигуры. Даёт видение фигур как геометрических объектов, служит некоторой моделью, которую можно перемещать в пространстве, наблюдая взаимосвязь всех элементов, из которых состоит данное геометрическое тело. При работе с программой ученику приходиться неоднократно переходить с одного уровня геометрического мышления на другой, например, от зрительного к описательному, либо наоборот. При этих переходах ученик проявляет и развивает своё понимание и геометрическое «видение". Формальные понятия и конструкции геометрии наполняются фактическим и наглядным содержанием. Минус этой программы в том, что она не работает по сети. Поэтому часто применяла её на уроках, как вариант индивидуального задания, особенно при изучении одной из трудных: «Комбинации геометрических фигур» и для слабых учащихся, выбрав пошаговое решение, и для сильных, выбрав контрольное задание.

При изучении нового материала, объяснив лекционно некоторую порцию материала, например, по теме «Преобразование графиков», 9 класс (углубленный курс), содержание которого ученики должны усвоить, учитель готовит школьников к самостоятельному выполнению работы. В частности предоставляет в их распоряжение записи – конспекты лекций, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя приступить к самостоятельной работе с программой «Алгебра 7-11» (Кудиц), (приложение №3), выбрав необходимую тему. Для обеспе­чения прочности усвоения учебного материа­ла в ней предусмотрены контроль и кор­рекция учебной деятельности; в случае затруд­нений можно повторить тео­рию для того, чтобы можно было самостоятель­но найти и исправить ошибку. Большой наглядный материал, цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения, разнообразное расположение текста на экране - все это увеличивает эффек­тивность восприятия информации. Цветовой колорит программы соответствует ее функци­ональному назначению. Однако большой набор команд, сложность в использовании клавиш, могут затруднять самостоятельную учебную дея­тельность, эта программа требует предварительной работы с самим диском по введению данных с клавиатуры и некоторого опыта работы. Но это не останавливает ребят, увлечённых и избегающих рутинного решения примеров в тетради.

Ученый-педагог В. П. Беспалько предложил тесты как один из путей отхода от демагогии, формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой.

В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.

I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказ­кой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения уста­новочный тест; пример такого теста - программа «Тригонометрия не для отличников».

II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения; здесь уместно применить учебный тест, например «Алгебра 7-11» (Кудиц), (приложение №3)

III уровень- применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностичес­кого теста, пример такого теста - программа «Планиметрия», «Стереометрия» (Открытая математика).

IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения; например итоговый тест - «Тригонометрия не для отличников», «Репетитор по математике» в режиме экзамена.

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Это можно проиллюстрировать использованием компьютера при изучении темы "Применение определенного интеграла к вычислению площадей" на уроках математики.

Подходящим программным средством в качестве компьютерной поддержки темы может использоваться электронные таблицы EXCEL. Разработка в ней задачи интегрирования позволяет, во-первых, освоить многие операции, изучаемые в программном средстве по предмету информационных технологий, и, во-вторых, закрепить материал по интегрированию в приложении к вычислению площадей. Тем самым значительно сокращаются затраты учебного времени по общим предметам.
Программная разработка в EXCEL состоит из набора изучаемых функций; степенных, показательных, тригонометрических, для которых предлагается ввести соответствующие числовые коэффициенты и пределы интегрирования.
В соседний столбец для каждой функции выведены формулы для вычисления первообразных с указанными коэффициентами и пределами интегрирования. После выбора функций значения интегралов и соответствующих им площадей рассматриваются автоматически. На графики выводятся подынтегральная функция и первообразная. Таким образом, имеется возможность графически и численно проанализировать характер функций и влияние на значение площади, то есть выполнить компьютерное моделирование. Поскольку первообразные находятся учащимися "ручным" способом и в электронную таблицу вводятся предварительно выведенные формулы, то работа с компьютером не сводится к механическим операциям и предполагает углубленное знакомство со свойствами функций и приобретения навыков их интегрирования. При этом представляется возможным дифференцировать темпы работы, обеспечить ее вариативность.

Например, при решении систем нелинейных уравнений, применяя надстройку EХСЕL ^ Поиск решения можно решать системы нелинейных уравнений. Требуется найти все корни приведенного уравнения для диапазона значений х и y [-3; 3].




Шаг 1. Приведем систему к одному уравнению. Пара (x, y) является решением системы тогда и только тогда, когда она является решением следующего уравнения с двумя неизвестными:

(x2 + y2 – 3)2 + (2x + 3y – 1)2 = 0

Шаг 2. Для решения последнего уравнения необходимо найти начальные приближения, для этого табулируя выражение, стоящее в левой части как функцию по двум переменным x и y найдем начальные приближения.

Поскольку табулируемая функция задает поверхность, то начальные приближения следует искать во впадинах, т.е. в точках, где функция принимает наименьшие значения. Начальными приближениями являются пары (-1;1) и (1,5; -0,5).

Введите значения найденных приближений в смежные ячейки рабочего листа (см. рис.). Над столбцами сделайте надписи XX и YY, которые будут выполнять в формулах роль меток. Обратите внимание, что мы уже использовали имена Х и Y, поэтому имена новых меток должны отличаться.

Шаг 4. В ячейку строки, в которой записана первая пара Х и У нужно ввести формулу, вычисляющую значение функции:

=(XX^2+YY^2-3)^2+(2*XX+3*YY-1)^2

Шаг 4. Установив курсор на ячейке, в которой записана формула, выполните команду меню Сервис/Поиск решения. Предельное число итераций – 1000, относительная погрешность 0,000001.

В окне Поиск решения в качестве целевой ячейки нужно установить адрес ячейки, содержащей формулу, взведя переключатель ^ Минимальному значению, в поле Изменяя ячейки указать адрес диапазона, содержащего начальные приближения. В ячейках, где хранились начальные приближения, будет получена первая пара корней.

Повторив такие же операции для второй пары приближений.

Р
ешением системы являются пары (-1,269; 1,1791) и (1,5764; -0,718).

Освоение программной среды становится более заинтересованным и эффективным.

Кроме описанной технологии применения популярного программного обеспечения, на уроках математики возможно применение специализированных программ, таких как "Живая Геометрия", "Курс математики 98" фирмы Компьюлинк, "Живая математика" фирмы Физикон, "Репетитор по математике" фирмы Кирилл и Мефодий.

Приведем пример применения программы «Живая геометрия».

^ Практической работы № 3

Тема: «Многоугольник».

Цель: «Дать понятие многоугольника. Экспериментально вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника».

Оборудование:

  1. учебник Атанасяна Л.С. « Геометрия 7-9» (М.: Просвещение.1990);

  2. алгоритмы построения геометрических объектов на компьютере;

  3. карточки с заданиями;

  4. среда « Живая геометрия».

Ход работы.

1. Прочитайте текст в учебнике стр.94-95., п.39.

2.Работа с карточкой. По рис.1



Рис.1

а) Найдите выпуклый многоугольник _________________________

б) Назовите вершины многоугольника________________________

в) Назовите стороны многоугольника_________________________

г) Найдите стороны многоугольника__________________________

^ Работа за компьютером.

  1. Выполните чертежи выпуклых многоугольников. Измерьте углы и найдите сумму углов многоугольника.

а) Треугольника. Запишите сумму углов._______________________

б) Четырехугольника. Запишите сумму углов._________________

в) Пятиугольника. Запишите сумму углов.___________________

г) Шестиугольника. Запишите сумму углов.___________________

  1. В выпуклом шестиугольнике проведите диагонали, как на рис.2

Сколько при этом образовалось треугольников ?_______________


Рис. 2

  1. Найдите сумму углов шестиугольника, зная

что сумма углов треугольника равна 180 градусов.____________________________

4) Как можно записать формулу суммы углов выпуклого многоугольника, если обозначить за n - число вершин многоугольника ______________________________________

  1. С помощью курсора переместите одну из вершин многоугольника так, чтобы многоугольник стал невыпуклым.

Сделайте выводы:

  1. Объясните как определить какой дан многоугольник (выпуклый или невыпуклый):________________________________________

  2. Что происходит с суммой улов четырехугольника при изменении его формы:______________________________________

  3. Оценка за практическую работу:_________________________

Применение таких программных продуктов позволяет визуализировать и сделать более наглядными многие математические понятия и абстракции, позволяют развивать пространственное воображение, организовывать контроль знаний. При применении их наряду с традиционными формами работы на уроке позволяют получать хорошие педагогические результаты.

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость применения информационных технологий при обучении различным предметам. Особенно важно использовать информационные технологии на уроках математики, так как математика и информатика связаны теснейшим образом, и необходимо продемонстрировать эту связь учащимся.

Сделать это можно, проводя бинарные уроки «математика + информатика», где учащиеся могут одновременно отработать навыки поиска решения заданий с помощью компьютерных программ и стандартно, через аппарат математики (приложение №2). Важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию. Урок-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

Старшеклассников полезно знакомить с программами, предназначенными непосредственно для осуществления математических операций – математических пакетов. Особенно часто ими можно пользоваться, если ученики увлекаются исследовательскими задачами или моделированием.

Итак, хотелось бы отметить, применение информационных технологий при изучении различных предметов в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который знаком с этими программами и умеет с ними работать. Во-вторых, уроки с применением компьютера позволяют выполнить больший объем заданий, операций, действий и при этом качественно. Возможности программного обеспечения растут с каждым днем, компьютер все больше и больше внедряется во все сферы общества. Поэтому использование информационных технологий в образовании скоро станет так же необходимо и естественно как сон или пища.


^ ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные интерактивные средства обучения. Сейчас в школах появляются интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий и педагогических совещаний. Это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету математика, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок и познавательные обучающие программы по различным предметам, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, предоставляют возможности тестирования с моментальным выводом на доску результатов и др.

Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя математики интерактивная доска – это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету и облегчения усвоения материала.

Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока математики всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся (приложение №2).

Деятельность на уроке математики с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.

Уже имеющийся опыт моей работы показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.

К преимуществам использования интерактивных досок можно также отнести то, что учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио и видео материалов можно контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке.

Использование на уроке интерактивной доски позволяет производить быструю смену дидактического (геометрического или алгебраического) материала, активизировать процесс обучения.

На сегодняшний момент в своей профессиональной деятельности широко применяю интерактивную доску, а именно при объяснении нового материала по готовым примерам (набранным заранее) есть хорошая возможность заострить внимание учащихся на наиболее сложных этапах решения с помощью указки или «Умного» пера, а также при проведении различных тематических зачётов, самостоятельных работ. В младших классах на уроках математики провожу различные виды устного счёта. Дети с большим интересом с помощью интерактивного карандаша вписывают свои ответы в яркие, красочные ребусы, математические цепочки. Не могу не отметить потрясающие возможности, которые открывает использование интерактивной доски совместно с программой компьютерного черчения КОМПОС (приложение №4) на уроках геометрии.

Подобная практика на уроках математики привлекает к активному участию в занятиях детей. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

В заключение этой главы, хотелось бы процитировать слова Корякиной И.А.

«Работа с интерактивной доской стимулирует поиск новых методик

преподавания с помощью современных технологий.

Для успешно достижения поставленных целей предполагаю совершенствовать формы организации учебной деятельности обучающихся с применением ПК и его составляющих. 

Заслуга математики состоит в том, что она является весьма действенным инструментов к самопознанию человеческого разума. И хотя человек не всегда имеет возможности для создания чего-то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он, тем не менее, не может не быть готовым к творческому самовыражению. Математика помогает ему, пробуждая творческие потенции. В этом и есть одно из главных предназначений учебного предмета математики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, за последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным.

Следствием является изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. Такое требование предъявляется, и секретарю, и бухгалтеру, и редактору, и многим, многим другим специалистам.

В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить уже в школе, с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества. Такой социальный заказ отрабатывается и у нас в школе, причём освоение компьютера ведется как принципиально нового инструмента познания окружающего мира. Для того чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь скорее не программировать, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.

Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решенным, как только провела несколько пробных уроков в 5-9 классах и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как и впрочем, любой другой, часто сводиться лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно – иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни).

Кроме этого в школе применяются в основном классно-урочная и лекционно-семинарская форма обучения, которые существуют практически в неизменном виде очень давно. И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала при этом подвержен влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпа­тичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения ма­териала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности. Необходимы новые средства и методы обучения. Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что внедрение информационных технологий в обучение математики и есть то спасительное средство, с помощью которого можно добиться наилучших результатов в обучении учащихся.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное сред­ство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обуче­ние решению задач, а так же некоторым основным способам математических дей­ствий, алгоритмам.

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.

Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Следовательно, уже сегодня необходимо продумать, обсудить и начать решать те вопросы, которые станут повсеместно актуальными послезавтра.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.

  2. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.

  3. Журнал "Компьютер в школе" N1-6 1998 г.

  4. Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002, № 12.

  5. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.

  6. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 7.

  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.

  8. Материалы международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" МИФИ 1995,97,98 г. Internet: http://ito.bitpro.ru

  9. Журнал "Компьютер в школе" N1-6 1998 г.




1 Полат Е.С. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.


22М. И. Желдаков – Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.





Похожие:

Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconГоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Преподаватель физической культуры Ряснянский Андрей Иванович работает в Белгородском областном лицее милиции имени Героя России В....
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconГоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области»
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам (модуль для повышения квалификации по накопительной...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconН., Самгму номинация 5 «За внедрение новых методик повышения квалификации врачей и провизоров»
Комплексное (системное) использование информационных технологий в повышении квалификации и переподготовке специалистов: когнитивный...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПоздравляем победителей и призеров окружной научной конференции школьников учащихся гбоу гимназии г. Сызрани
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconКурсы повышения квалификации по нс не противоречат сложившейся системе повышения квалификации, являются альтернативной формой повышения квалификации и проводятся для слушателей, имеющих квалификационную категорию не реже 1 раза в 5 лет
Иом) (Приложение№2), устанавливает систему и формы промежуточной и итоговой аттестации руководителей, педагогов, специалистов системы...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconРешение №11 Медицинские кадры: вопросы подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации
Медицинские кадры: вопросы подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconРесурсный центр по работе с одаренными детьми
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconКурсы повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки учителей мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Курсы повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки учителей мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» в 2013...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconПрограмма по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» курсов повышения квалификации
Базисным учебным планом специалистов организаций системы просвещения в Приднестровском государственном институте развития образования...
Приходько Юлия Алексеевна Приложение №2 Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Особенности использования информационных технологий на уроках математики. (реферат) iconИнститут развития образования
Гоау яо «Институт развития образования» и выбрать содержание и форму повышения квалификации или переподготовки в соответствии с предварительным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы