Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» icon

Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы»




Скачать 97.85 Kb.
НазваниеМаоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы»
Дата11.10.2012
Размер97.85 Kb.
ТипУрок
источник

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»


Выступление на педагогическом совете


«Нравственное воспитание на уроках литературы»


Учитель: Чеботарева В.П.


Губкин, 2012


“По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстность всегда добро,” – этими словами начинается удивительная книга Дмитрия Сергеевича Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

Имя его известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, академик.

Его книга – сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

В его книге много полезных и добрых советов, которыми я пользуюсь в своей педагогической практике, а советы касаются практически всех сторон жизни. Вот названия глав: “Самая большая ценность – жизнь”, “Цель и самооценка”, “О воспитанности”, “О дурных и хороших влияниях”, “Круг нравственности”, “Нравственные вершины и отношение к ним”.

Проблемы воспитания и именно нравственного воспитания волновали многие поколения известных педагогов и психологов. Вспомним фамилии: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Ильин, Л.М.Фридман и др.

Менялись времена, менялись политические ориентации, но проблема нравственного воспитания личности остается насущной.

Если еще недавно мы говорили о проблемах гуманизации значений /90-92г./, то теперь мы все чаще и чаще акцентируем внимание на духовных ценностях человека, о возвращении к христианским, евангельским первоосновам.

В этом плане очень интересны статьи Ю.В.Лебедева, посвященные творчеству Л.Н.Толстого, Островского А.Н., Н.А.Некрасова. Статьи Б.Н.Тарасова о творчестве Ф.М.Достоевского, А.С.Пушкина, о творчестве Л.Н.Толстого.

Меня очень заинтересовала статья Владимира Воропаева /Лвш №2, 2010/ “О духовном смысле комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

“Известно, что сам Гоголь никогда не расставался с Евангелием. Слово Божие было для него незаменимо. “Выше того не выдумывать, что уже есть в Евангелии,- говорил он. – Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось”.

Невозможно, конечно, создать какое-то иное “зеркало”, подобное Евангелию. Но как всякий христианин обязан жить по Евангелию, подражать Христу /по мере своих человеческих сил/, так Гоголь-драматург по мере своего таланта устраивает на сцене свое зеркало…”

“Главная идея “Ревизора”- идея неизбежного духовного возмездия, которого должен ожидать каждый человек. Гоголь, недовольный тем, как ставится “Ревизор” на сцене и как воспринимают его зрители, пытался эту идею скрыть в “Развязке Ревизора”.

“Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе!- говорит Гоголь устами Первого космического актера.- Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России “…” Ну, что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас?”…” Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша просунувшая совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во вся глаза на самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему повелению он послан и возвестится о нем тогда, когда и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее”.

“Речь здесь идет о Страшном Суде”.

“Гоголь остался писателем и как бы иноком в миру. В своих сочинениях он показывает, что не человек плох, а действующий в нем грех. Он верил в силу художественного слова, могущего указать путь к нравственному возрождению. С этой верой он и создал “Ревизора”.

Вот и проблемные? на уроке литературы, которые заставят задумываться и примерить себя отражения в зеркале: А кем бы я мог быть в этом городе Н? Попробуй заглянуть в свою душу, что ты там увидишь? А готов ли ты предстать перед тем Страшным Судом, о котором говорит Гоголь? Можем ли мы согласиться с высказыванием Ф.М.Достоевского о том, что “Религия есть только формула нравственности?”

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово- слово учителя, слово писателя.

Общаясь со школьниками определенного возраста, учитель всегда остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты, способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию.

Основная интонация урока вн. чтения - доверительная, сказовая, ведь слово сегодня предоставлено автору сказки ”Маленький принц”- Антуану де Сент-Экзюпери. Но читать ее интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что “самого главного глазами не увидишь” и что “зорко одно лишь сердце”. – Разве сердце может быть зрячим? – удивляются некоторые.

- А еще в этой сказке есть замечательные слова: “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”. Попробуем понять их смысл.

Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит: “Чтобы найти настоящего друга, надо запастись терпением”. Может с этого и начинается дружба? Что значит быть терпеливым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга?

На этом уроке мы говорим о многих нравственных понятиях: о добре и чести, о честолюбии, об умении судить себя и т.д.

В следующем классе мы продолжаем разговор об умении “Судить самого себя”. Помогает в этом рассказе Ю.Яковлева “Баваклава”. Так закрепляя определенные моральные понятия, я предлагаю при этом и переход к определенным навыкам поведения.

Проблемы, поставленные в книге Ю.Яковлева, научат связывать размышления о художественном произведении с собственным жизненным опытом: ведь это рассказ о том, как в минуту взросления к герою приходит понимание своей роли в жизни людей, как рождается способность к самоанализу, критическому отношению к себе. Читаем в классе:

“Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей… Но больше всего доставалось Баваклаве. Прикрикивая на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя со стороны, другими глазами.

Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный”. И тогда герой понимает: “Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава: ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ”. После обсуждения прочитанного, предлагаю домашнее задание в виде сочинения-миниатюры: “Близки ли мне мои близкие?”, “Судил ли я самого себя?”, ”Я чувствую, что взрослею”, “Иногда мне удается быть внимательным к людям”.

Разговор на уроке заканчиваю словами героини повести – сказки Ирины Токмаковой “Счастливо, Ивушкин”:

“В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром / только не притворяясь, только по настоящему!/, то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.

И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!”

В старших классах уроки литературы, по словам А.Твардовского, можно назвать уроками “нравственного прозрения”. Это постижение в процессе анализа классической и современной литературы таких категорий, как честность, трудолюбие, совестливость, доброта, преданность, верность долгу; это осмысление причин душевной неустроенности и разговор о людях, “проглядевших жизнь”, об опасности морального инфантилизма и нравственного нахлебничества, об истоках предательства.

Многие нравственные истины, о которых говориться в школе, могут оставаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придет к ним своим путем, через свои открытия и разочарования, свои прозрения и удачи. И если это начнется на уроках литературы, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира встают при изучении художественных произведений, вот тогда возникает естественная потребность в чтении.

Пути нравственного развития, обогащения чувств личности школьника постигается при изучении произведений, ставших классикой литературы и современных произведений последних десятилетий.

Что такое личность? Какое она способна оказать влияние на окружающую деятельность? Какую личность можно назвать истинно свободной? Каковы критерии оценки личности? Вопросы волнующие одних и оставляющие равнодушными других. Они звучат в произведениях Пушкина и Грибоедова, Лермонтова и Островского, Некрасова и Достоевского.

Когда мы говорили о жизни и творчестве Пушкина, Некрасова, вспоминали судьбу декабристов, потому что они не только были лучшими людьми своего времени, но и остаются такими сегодня.

Декабристы, их нравственное величие волнует учащихся. Что это за люди, которые сумели отказаться от привычных устоев, правил жизни ради благополучия окружающих? Что привело их к этому? Каким нравственным соображениям они следовали?

Раскрыть перед учащимися душевную красоту этих людей, их жен, которые во имя любви, чести и совести променяли спокойную жизнь в столице на жизнь каторжан, я стремлюсь на уроках, посвященных творчеству Н.А.Некрасова.

И как продолжение разговора о проблемах любви, о высочайшей народной нравственности - уроке по пьесе Н.А.Островского “Гроза”.

Ставлю перед учащимися вопросы:

- Что главное для вас сегодня в этой пьесе?

- Что в душе Катерины близко современному читателю?

- Как рассматривается проблема любви в пьесе?

И даем ответ, что душа Катерины живет для нас в унисон с душой современного человека: обостренное восприятие красоты, жажда счастья, гармонии и одновременно ощущение грозящей катастрофы, гибели. Как разразилась гроза над Катериной, погубившей душу свою, так сегодня она грозит всему нашему обществу, миру как возмездие за насилие человека над человеком, природой, землей.

Нелегко учиться постижению психологии литературного персонажа, постижению самого себя, но необходимо.

В связи с этим в 9 кл. особое значение приобретают уроки, посвященные роману “Герой нашего времени”, так как изучение его в школе совпадает с фазой развития личности, когда у многих ребят впервые пробуждается потребность в самоанализе. При изучении особое место уделяется журналу, дневнику Печорина: “Пробегают в памяти все мое прошлое и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели родился?

Состояние внутренней борьбы знакомо, конечно же, и ученикам, и важно научить их видеть ее механизм, давать ей правильную этическую оценку.

Герой нравственных исканий – любимый образ русской классической литературы – занимает важное место в современной прозе. Образная структура произведений современной литературы, как правило, легче для восприятия учащимися, чем классическая. В них поднимаются проблемы, которые не могут не взволновать старшеклассников, стоящих на пороге самостоятельной жизни и в эту пору особенно интересующихся вопросами духовности, утверждения личности и нравственности, / кн. В.Титова “Всем смертям назло”/.

И здесь основная форма поведения уроков – беседы, уроки-семенары. Воспитательный потенциал их чрезвычайно высок.

Нравственный выбор, совершаемый героем, оказывается его нравственной победой или позором. Человек становится подлинно человеком, когда он находит в себе силы переступить через страх – перед кажущейся неотвратимостью судьбы, когда он в состоянии победить собственное малодушие, эгоизм, жажду покоя – во имя других людей.

И здесь достойное место занимают книги о войне. К урокам, посвященным ВОВ, читаем книги В.Быкова, Б.Васильева, Ю.Бондарева, К.Симонова. Какая основная мысль воплощена в этих эпизодах? Нужно ли нам, живущим в мирное время, вспоминать годы войны? В мирное ли время мы живем? – подобные вопросы мы обсуждаем с учениками.

Особое место отвожу произведениям В.Быкова “Альпийская баллада”, ”Сотников”, ”Обелиск”, “Дожить до рассвета”. Писателя интересует нравственный мир человека, поведение его на войне.

Уроки по творчеству В.Быкова помогают учащимся сориентироваться в мире истинных и ложных ценностей, определить собственное отношение к таким понятиям как долг, ответственность, героизм, честь, память.

“И последнее, самое существенное: у каждого человека в жизни должно быть ГЛАВНОЕ. Этому мы должны научиться сами и научить своих детей и учеников.

ГЛАВНОЕ, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть ДОБРЫМ и ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать свое прошлое и заглядывать в будущее.

Личного счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.

Д.С.Лихачев



Похожие:

Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Соловьева Валентина Алексеевна, Татаринцева Елена Анатольевна моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Моу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкин Белгородской области
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» icon«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Принято
Законом РФ «Об образовании» (ст. 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п. 8), Уставом муниципального общеобразовательного...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» icon«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
О материально-технической базе и оснащённости дополнительного образовательного процесса моу средняя общеобразовательная школа №1...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» icon«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
О материально-технической базе и оснащённости дополнительного образовательного процесса моу средняя общеобразовательная школа №1...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» icon«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Принято
Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» iconСостав Управляющего совета муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» iconХарактеристика школы Расположение муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных
«средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
Мбоу сош №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Удомля Тверской области при наличии следующих документов
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» iconХарактеристика школы Расположение Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных
«средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Выступление на педагогическом совете «Нравственное воспитание на уроках литературы» iconПлан работы моу «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов» как базовой школы на 2011-2012 учебный год
Моу «Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы