Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» icon

Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература»




Скачать 412.75 Kb.
НазваниеПояснительная записка к учебной программе курса «Литература»
Дата20.08.2014
Размер412.75 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка

к учебной программе курса «Литература» в 6 классе

на 2013-2014 учебный год
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01.09.2013.

  • ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  • Примерные программы по литературе (к ГОС-2004г.): Примерная программа основного общего образования по литературе; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень.

  • Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС, утверждённые Министерством образования и науки Российской Федерации 24.11.2011 № МД-1552/03.

  • Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года.

2. Общая характеристика учебного предмета «Литература»:

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В курсе литературы центральное место занимает русская литература, которая выражает духовные ценности не только русского, но и других народов, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения, предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт обучающихся. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания…См. программу.

^ 3. Место курса «Литература» в учебном плане:

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)». Автор-составитель: Г. С. Меркин – М: Русское слово, 2012 г. Уроков литературы в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели.

^ Учебно-методическое обеспечение курса:

1. Литература. 6 класс в 2-х ч. Автор Г. С. Меркин, М., Русское слово, 2008 г.

2. Программа для 6 класса к учебнику «Литература». Автор Г. С. Меркин, М. Русское слово, 2012 г.

3. Государственный стандарт основного общего образования по литературе и «Примерная программа основного общего образования (базовый уровень)», изд. «Вентана-Граф», 2009 г.

4. Пособие «Развитие речи: выразительные средства художественной речи», авторы: Г. С. Меркин, Т. М. Рыбина и др. М. Русское слово, 2008 г.

5. Презентации, материалы Интернет и др.

В основе содержания и структуры Программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Программа ориентирована на базовый компонент литературного образования. Структурообразующими принципами Программы являются базовые теоретико-литературоведческие понятия. В 6 классе начинается формирование представлений о литературе как искусстве слова. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов школьников.

Вся работа по литературе в 6 классе подчинена следующим целям и задачам:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и к искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Рассматривая литературное образование как единство 3 компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составитель Программы предлагает систему коммуникативно-творческих работ, которые находят своё отражение в заданиях учебника и методическом пособии.

Рабочая программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения вслух и наизусть;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи;

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

- умение выявлять роль героя;

- умение составлять план изучаемого произведения;

- умение высказать собственное суждение об иллюстрациях.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений в 6 классе предусмотрены следующие:

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа (подробный, выборочный, сжатый, с элементами комментария, с творческим заданием);

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов (отрывков);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста художественного произведения;

- составление планов и отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературному произведению и на основе жизненных впечатлений.

^ Основные теоретико-литературные понятия, которые необходимо изучить:

- мифологический сюжет;

- предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке;

- житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой;

- иносказание, аллегория, риторическое обращение;

- реальное, фантастическое; фабула; баллада;

- роман (первичное представление); авторское отношение к героям;

- трёхсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия;

- героическая повесть;

- своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения, авторский замысел и др.

^ 4. Для заучивания наизусть:

М. В. Ломоносов. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф».

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

М. Ю. Лермонтов. Одно стихотворение – на выбор.

Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…».

И. А. Бунин. «Не видно птиц…»

С. А. Есенин. Одно стихотворение – на выбор.

Н. М. Рубцов. Одно стихотворение – на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне – на выбор.
^

5. Особенности работы по литературе с обучающимися 7 вида в 6 классе:


Разделы «Из мифологии» включены в программу 6 класса, но не предусмотрены образовательным минимумом по литературе, поэтому их изучение носит ознакомительный характер. Можно провести уроки внеклассного чтения по этому разделу. Программа Г.С. Меркина предлагает изучать русские народные сказки в 5 и 6 классах. Причем в 6 классе изучается «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» В процессе изучения сказки учитель обращает внимание на схожесть эпизодов из славянского мифа о Святогоре, о борьбе Святогора с Ильмером и эпизода из сказки о борьбе Ивана-царевича с Синеглазкой. Эпизод выбора дороги героем подготавливает к восприятию былин в 7 классе. Раздел «Из древнерусской литературы» также исключен в 6 класс. В программе Г.С. Меркина творчество М.В. Ломоносова представлено четырьмя произведениями «О вы, которых ожидает...» из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года. При изучении творчества М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других поэтов вопросы теории литературы о стихотворных размерах (двусложных и трехсложных) рассматриваются практически. Из произведений И.А. Бунина текстуально изучается лишь рассказ «Лапти». Стихотворение «Не видно птиц…» может быть вынесено в программу урока-концерта «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе». Из стихотворений С.А. Есенина для подробного изучения оставлена только «Песнь о собаке». Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…», а также одно из стихотворений Н.М. Рубцова могут быть вынесены в программу урока-концерта «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: И.А. Бунин. «Не видно птиц…», С.А. Есенин. «Разбуди меня завтра рано…», А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...», Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...», А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...», Б.Л. Пастернак. «После дождя», Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи», Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина», А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь», А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

Отдельный урок может быть посвящен поэзии земляков о родном крае.

В курсе 6 класса (7 вид) по теории литературы изучаются:

- теория стихосложения (стихотворный ритм, стих, стопа, двусложный и

- трехсложный размеры стиха) - практически; поэтические фигуры (градация, риторический вопрос) и тропы (антитеза, инверсия) - ознакомительно;

- автобиографическая проза (первичные представления);

- роман (первичные представления);

- художественная деталь;

- юмор, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений);

Дальнейшее углубление понятий: гипербола, сравнение, метафора, олицетворение.

Работа по развитию речи (7 вид):

- совершенствование техники, выразительности чтения, чтение наизусть;

- формирование навыка устного отзыва о стихотворении, письменного отзыва на эпизод;

- обучение составлению цитатного плана;

- формирование первоначальных навыков анализа эпизода;

- составление словаря языка персонажа;

- написание изложений, в том числе с изменением лица, введением элементов рассуждения;

- написание мини-сочинений, сочинений-зарисовок;

- подбор эпиграфа к сочинению;

- подготовка вопросов для обсуждения.

^ 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Документальные материалы: книги и статьи о литературе и искусстве. 2. Группа средств словесно-образной наглядности: художественные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Некрасова, Достоевского, Есенина, Распутина и др. 3. Произведения и статьи литературных критиков: Белинский В. Г. Статьи о классиках. М., 1996 г.Писарев Д. И. О литературе. М., 1989 г. и др. 4. Периодическая печать: Журналы: «Литература в школе»; «Русский язык в школе»; «Русский язык в школе и дома»; газета «Русский язык». 5. Учебники и дополнительная литература для учащихся: учебники по русскому языку для 5 – 11 классов. Авторы: Никитина, Власенков, Греков, Бабайцева, Ладыженская, Баранов, Тростенцова и др. Учебники по литературе для 5 – 11 классов. Авторы Чалмаев, Маранцман, Кутузов, Меркин и др. Орфографические словари. Толковые словари и др. Дидактический материал для 5-6 класса, М., 2006 г.. Учебно-методический комплекс для 5, 6, 7 класса «Вокруг тебя – Мир». 6. Художественно-изобразительная и графическая наглядность: Произведения живописи: картины Левитана, Саврасова, Шишкина, Крамского, Крымова и др. Художественные иллюстрации: к произведениям Пушкина, Гоголя, Твардовского, к русским народным сказкам. Альбомы: «Литература» (писатели и поэты 20 века); «Русский язык» (портреты русистов); «А. С. Пушкин»; «В. В. Маяковский»; «М. А. Шолохов»; «А. М. Горький»; портреты: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Крылова…7. Графическая наглядность. Таблицы по русскому языку для 5-9 класса (список прилагается к паспорту кабинета). 8. Средства научной организации труда словесника (из собственной домашней библиотеки): методические пособия по русскому языку и литературе; книги и брошюры, содержащие образцы работы над произведениями по литературе и преподаванию уроков русского языка; методическая литература для внеклассной работы по русскому языку и литературе; книги для подготовки к ЕГЭ, сочинениям, изложениям, для подготовки к олимпиадам. Портфолио учителя русского языка и литературы. Статьи, вырезки из газет и журналов для организации работы по русскому языку и литературе, литературному краеведению и др. Справочно-биографическая литература о писателях, поэтах и русистах. Примерные планы изучения отдельных тем. Конспекты открытых уроков, обычных уроков, разработки по темам. Доклады учителя и учащихся на различные темы по русскому языку, литературе, литературному краеведению, внеклассной работе. Выступления на конференциях. Сборники тренировочных и контрольных работ. Карточки с заданиями по русскому языку и литературе. Тренировочные билеты для 5-9 классов по литературе и русскому языку. Работы школьников: проекты, доклады, рефераты, конкурсные творческие работы, выступления, рисунки и др. 9. Технические средства обучения: грамзапись по русскому языку. Программа Ладыженской Т.А. (5 класс). Кассеты (4 шт.) «Писатели и поэты 18-19 века»: Тютчев, Фет, Чехов, Гоголь…Диск. Сказка «Садко». Диски по русскому языку для 6-9 классов (компьютерный кабинет). 10. Экспозиция кабинета: стенды «Русский язык», «Литература», «Культура речи», «К уроку русского языка», «К уроку литературы». 11. Техника: телевизор, видео, DVD.



^ Содержание программы

учебного курса «Литература» в 6 классе

на 2013 - 2014 учебный год




п/п.

Название темы

(раздела)


Содержание

учебной программы

Кол

во

час. (

Вн

чт.

Р./

Р.

1.


Введение

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства. Происхождение литературы. Мифология и её влияние на литературу.



1





-



-

2.


Из греческой мифологии

Мифы о героях: «герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту.



4



-



-

3.


Из устного народного творчества

Коллективность творческого процесса в фольклоре. ^ Жанры фольклора. Предания, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказки и их художественные особенности. Краткость, образность, афористичность.


4


1


1

4.


Из древне-русской литературы

Связь литературы с фольклором. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы. Нравственная проблематика житийной литературы.


4


1


1

5.


Из литературы 18 века

^ М. В. Ломоносов. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей Ломоносова; тема и её реализация. Основные мотивы стихотворения. Идея.



1



-



-

6.


Из литературы 19 века

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем. ^ В. А. Жуковский. «Светлана». Фантастика и реальное в балладе, традиции и обычаи народа. И. А. Крылов. Басни. А. С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Роман «Дубровский». Нравственные и социальные проблемы романа. Персонажи, основной конфликт. М. Ю.Лермонтов. Стихи: «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Гоголь Н. В. «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести. Своеобразие стиля писателя. И. С. Тургенев. «В дороге, «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг. Тема и центральные персонажи. Н. А. Некрасов. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихи «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..» и др. Пафос стихотворений, способы создания образов, отношение автора к героям и событиям. Л. Н. Толстой. «Детство» (отдельные главы). Взаимоотношения в семье, главные качества родителей. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. А. П. Чехов. Рассказы. «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим». Темы и приёмы создания характера персонажей.


27


1


4

7.


Из литературы 20 века

Развитие классических традиций в литературе 20 века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни.^ И. А. Буни. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Мир природы и человека. Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. А. И. Куприн. «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. С. Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворённость стихов поэта. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности. Н. М. Рубцов. Стихи «Звезда полей», «Тихая моя родина». Образный строй стихотворений.


12



1



1



8.


Произведе-ния Великой Отечествен-ной войны

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, долга, подвига, жизни и смерти. ^ А Ахматова, С. С. Орлов, К. М. Симонов, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Самойлов, М. В. Исаковский.



3



-



-

9.

Из зарубежной литературы

Восточные сказки. История создания, тематика, проблематика. ^ Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». О. Генри. «Вождь Краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.


4


-


-

10

Итоговый урок

Подведение итогов изучения курса «Литература» в 6 классе: обсуждение прочитанного. Рекомендации для чтения летом.


1


-



-




Итого:




68

4

7


^

Календарно–тематическое

планирование учебного курса «Литература» в 6 классе

на 2013 – 2014 учебный год


(Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается

в Требования к уровню подготовки обучающихся).




ур. п/п


Название

разделов и

темы уроков



К/ч.

Основ-ные виды деят-ти


Дата



Обору-дование


ние

Коррек-

ционная работа

(7 вид)

Введение- 1 ч.

Ур.1.


Литература как искусство слова. Книга и её роль в жизни человека

1

Устные выска-зывания Выраз. чтение.




Выставка книг.





Из греческой мифологии - 4 ч.

Ур.2.

Мифы и сказки, легенды, предания и сказания. Миф «Герои».

1

Презен-тация книг по теме.




Выставка рисунков

Презен.

Ознакомительно

Ур.3.


Герои и героизм в древнегреческом мифе «Прометей».

1







Иллюстр.

Ознакомительно

Ур.4.


Герои мифа «Дедал и Икар» и их стремление

познать мир.

1

Выраз.

чтение. Пере-

сказ.




Выставка детских рисунков и твор. работ.

Ознакомительно

Ур.5.

Мечты героев и их познание мира в мифе «Яблоки Гесперид».

1










Ознакомительно

Из устного народного творчества - 4 ч. + 1 ч. Р. Р.

Ур.6.

Художественные особенности легенды «Солдат и смерть».

1

Выраз-ое чтение.




Иллюстр. к былинам и сказкам.








Ур.7.

Раскрытие характера героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

1

Анализ эпизода.




Выставка книг.





Ур.8.

Вн. чт.

Предания и сказки русского народа

и писателей

родного края.

1

Запись фольк-ых произ-ий.




Детские рисунки.

Презент.




Ур.9.

Добро и зло в «Сказке о молодильных яблоках и

живой воде».

1







Иллюстра-ции.




Ур.10. Р. Р.

Обучение написанию сказки по данному началу или концовке.


1













Из древнерусской литературы - 4 ч. + 1 ч. Р. Р.

Ур.11.

Герои и их поступки в «Сказание о белгородских колодцах».

1







Наглядное

пособие.




Ур.12.


События и люди в «Повести о разорении Рязани Батыем».

1

Выраз.

чтение.




Иллюстр.

Вопросы.




Ур.13.

Вн. чт.

В мире древнерусской литературы: «Сказание о Святославе».

1

Чтение обсуж-дение.




Иллюстр.

Презент.




Ур.14.

«Поучение Владимира Мономаха.

1

Выраз. чтение. Пере-сказ.










Ур.15. Р. Р.

Изложение с элементом сочинения «Подвиг Евпатия Коловрата».

1







План. Табл.




Из русской литературы 18 века - 1 ч.

Ур.16.

Основные мотивы «Стихов, сочинённых по дороге в Петергоф» М. В. Ломоносова.

1

Выраз. чтение. Работа по т/лит.




Портрет Ломоносова




Из русской литературы 19 века – 27 ч. + 4 ч. Р. Р.

Ур.17.

Фантастическое и реальное, тема любви в балладе В. А. Жуковского «Светлана».

1

Выраз.

чтение.





Портрет поэта.




Ур.18.

Русская природа в стихотворении А. С. Пушкина «Деревня».

1

Выраз-ое чтение. Устный отзыв о проч-ом.




Портрет поэта.

Иллюстр. природы, стихи.




Ур.19.

В художественном мире стихотворения А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

1

Анализ стихот-ворения. Выразит. средства.




Портрет. Наглядное пособие.




Ур.20.

Мир природы в стихотворении

А. С. Пушкина «Зимнее утро».

1

Выраз-ое чтение. Работа с иллюстр.




Презент.




Ур.21.

^ Историческая правда и художественный вымысел в романе

А. С. Пушкина «Дубровский».

1

Работа с иллюстр.




Портрет.

Видео




Ур.22.

^ Основной конфликт и герои романа

А. С. Пушкина «Дубровский».сновной конфлик в романе А. енный вымысел в романе А.

1

Пересказ эпизода.










Ур.23.

^ Роль автора в романе

А. С. Пушкина «Дубровский».

Язык произведения.

1

Создание цитатного плана.










Ур.24.

Р./Р.

^ Подготовка к домашнему сочинению по роману

А. С. Пушкина «Дубровский».

1







Презент.




Ур.25.

М. Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихот-ии «Тучи».

1

Выраз-ое чтение. Теория литер.




Портрет поэта.

Теория литературы рассматривается

практически

Ур.26

М. Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус».

1







План анализа стих.







Ур.27.

Художественный мир стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок».

1

Стихот. размер. Обучение анализу. Языковые средства.










Ур.28.

^ Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести.

1

Работа с иллюстр.




Портрет писателя. Выставка книг.




Ур.29.

^ Центральные образы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Чтение, пересказ.




Видео.




Ур.30.

^ Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Массовые сцены и их значение в фабуле и сюжете.

1

Устные сообще-ния на одну из тем.




Видео.




Ур.31. Р. Р.

^ Обучение письменному отзыву на один из эпизодов повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

План отзыва.




Иллюстр.

Презент.




Ур.32.

^ Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева.

Тема любви в стихотворении

«В дороге».

1

Выраз. чтение стих-й.




Портрет.

Видео.




Ур.33.



^ И. С. Тургенев

«Бирюк». Проблематика и своеобразие рассказа.

1

Выраз. чтение, анализ эпи-зодов.




Иллюстр.







Ур.34.

^ И. С. Тургенев: «Певцы». Самостоятельный анализ произведения.

1

План анализа. Устное рисо-вание.




Портрет




Ур.35.



Тема «женской доли» в лирике

Н. А. Некрасова:

«В полном

разгаре страда деревенская…».

1

Выраз-ое чтение. Анализ стих-я.


Портрет поэта. Иллюстр.


Теория литературы рассматривается практически

Ур.36.

Тема семьи в лирике Н. А. Некрасова: «Великое чувство! у каждых дверей…»

1



Создание коллек-тивного портрета.




Книги стихов.




Ур.37. Вн. чт.

^ Региональная литература. «Мороз, Красный нос»

Н. А. Некрасова.

1

Подбор эпиг-рафов.




Презент.




Ур.38.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство». Комментированное чтение 2 и 10 главы.

1

Анализ отдельн.

глав.




Портрет писателя. Книги. Иллюстр.




Ур.39.

Л. Н. Толстой «Бедные люди». Проблематика рассказа.

1













Ур.40.

Р. Р.

Сочинение-размышление «Какие чувства и мысли вызывают у меня произведения

Л. Н. Толстого?»

1

Подбор эпиграфа.


Образ. Сочине-ний




Ур.41.


^ В. Г. Короленко «В дурном обществе». Система образов.

1

Портрет и характер.




Портрет писателя. Книги.




Ур.42

^ Дети и взрослые в повести

В. Г. Короленко «В дурном обществе».

1













Ур.43.

^ Проблемы доверия и взаимопонимания в произведении

В. Г. Короленко «В дурном обществе».

1







Иллюстр.







Ур.44.

Рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехова. Приёмы создания характеров персонажей.

1

Дискус-сия.




Портрет. Видео.




Ур.45.

Отношение автора к героям в рассказе

А. П. Чехова «Шуточка».

1

Деталь в художес.произ-ии.




Нагляд-е пособие.




Ур.46.

Деталь и её роль в произведении: рассказ А. П. Чехова «Налим».

1


Выраз-ое чтение. Крылат. слова.




Презент.




Ур.47.

Р. Р.

Обучение написанию юмористического рассказа

на заданную тему.

1



Обучение напис-ию сочине-ния












Из русской литературы 20 века – 12 ч. + 1 ч. Р. Р.

Ур.48.

Мир природы и человека в стихотворениях

И. А. Бунина.



1

Выраз-ое чтение. Словарь.




Портрет писат.

Презент.

Ознакомительно

Ур.49.

И. А. Бунин. Раскрытие души крестьянина в рассказе «Лапти».

1

Стиль писателя.










Ур.50.

^ А. И. Куприн «Белый пудель». Сюжет и герои повести.

1







Портрет писат. Иллюст.




Ур.51.

^ А. И. Куприн «Тапёр». Рождественский рассказ. Композиция, сюжет.

1













Ур.52.

^ Душевное состояние героев рассказа А. И. Куприна «Тапёр».

1

Творч. пере-сказ.










Ур.53.

Вн. чт.

^ Русские народные праздники в России и родного края.

1

Созда-ние сбор-ника, бро-шюры




Репро-дукции икон, картин.




Ур.54.

С. А. Есенин: «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения.

1

Язык стих-ия. Словарь




Видео. Презент. Иллюстр.




Ур.55.

С. А. Есенин. «Разбуди меня завтра рано…». Природа как основной образ поэта.

1










Ознакомительно

Ур.56.

^ М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». История создания сказки-были.

1







Портрет писателя.

Презент.




Ур.57.

^ Образы детей в произведении М. М. Пришвина

«Кладовая солнца».

1

Работа с иллюстр. Пересказ эпизодов.










Ур.58.


^ Родная природа на страницах сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (продолжение темы).

1

Выраз-ое чтение. Развитие представ-лений.










Ур.59.

Р. Р.

^ Художественный пересказ сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвина

1

Художест-венный пересказ.




Иллюст-рации.




Ур.60.

Н. М. Рубцов: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях поэта.

1

Вырази-тельное чтение.




Портрет поэта. Иллюстр

Презент.




Из поэзии Великой Отечественной войны - 3 ч.

Ур.61.

А. Ахматова, С. Орлов, К. М. Симонов, Р. Гамзатов: изображение войны в стихах поэтов.

1

Выраз-ое чтение.




Портреты

Кгиги. Иллюстр.




Ур.62.

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Тематика и проблематика рассказа.

1

Цитат-ный план главы.




Портрет писателя

Презент.




Ур.63.

Детские образы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Пересказ.

Характе-ристика героя.




Иллюстр




Из зарубежной литературы – 4 ч.

Ур.64.

^ Восточная «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, сюжет.

1

Рассказ по иллюстр.




Рисунки, иллюстр, книги сказок.




Ур.65.

^ Сказка «Снегурочка» Братьев Гримм. Тематика, проблематика.

1

Выраз-ое чтение.




Портрет




Ур.66.

^ Дети и взрослые в рассказе О. Генри «Вождь краснокожих».

1

Различ-ные виды пересказа.




Портрет




Ур.67.


^ Жизнеутверждающий пафос рассказа

Дж. Лондона

«Любовь к жизни».

1

Рассказ по плану.




Портрет. Иллюстр




Итоговый урок- 1 ч.

Ур.68.

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

1

Устный отзыв о проч-ом.




Читат-ие дневники





^ Содержание программы

учебного курса «Литература» в 6 классе

на 2013 - 2014 учебный год




п/п.

Название темы

(раздела)


Содержание

учебной программы

Кол

во

час. (

Вн

чт.

Р./

Р.

1.


Введение

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства. Происхождение литературы. Мифология и её влияние на литературу.



1





-



-

2.


Из греческой мифологии

Мифы о героях: «герои», «Прометей», «Дедал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту.



4



-



-

3.


Из устного народного творчества

Коллективность творческого процесса в фольклоре. ^ Жанры фольклора. Предания, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказки и их художественные особенности. Краткость, образность, афористичность.


4


1


1

4.


Из древне-русской литературы

Связь литературы с фольклором. «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы. Нравственная проблематика житийной литературы.


4


1


1

5.


Из литературы 18 века

^ М. В. Ломоносов. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей Ломоносова; тема и её реализация. Основные мотивы стихотворения. Идея.



1



-



-

6.


Из литературы 19 века

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем. ^ В. А. Жуковский. «Светлана». Фантастика и реальное в балладе, традиции и обычаи народа. И. А. Крылов. Басни. А. С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Роман «Дубровский». Нравственные и социальные проблемы романа. Персонажи, основной конфликт. М. Ю.Лермонтов. Стихи: «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. Гоголь Н. В. «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести. Своеобразие стиля писателя. И. С. Тургенев. «В дороге, «Бирюк». Служебный долг и человеческий долг. Тема и центральные персонажи. Н. А. Некрасов. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихи «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!..» и др. Пафос стихотворений, способы создания образов, отношение автора к героям и событиям. Л. Н. Толстой. «Детство» (отдельные главы). Взаимоотношения в семье, главные качества родителей. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. А. П. Чехов. Рассказы. «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим». Темы и приёмы создания характера персонажей.


27


1


4

7.


Из литературы 20 века

Развитие классических традиций в литературе 20 века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни.^ И. А. Буни. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Мир природы и человека. Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. А. И. Куприн. «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. С. Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворённость стихов поэта. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности. Н. М. Рубцов. Стихи «Звезда полей», «Тихая моя родина». Образный строй стихотворений.


12



1



1



8.


Произведе-ния Великой Отечествен-ной войны

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, долга, подвига, жизни и смерти. ^ А Ахматова, С. С. Орлов, К. М. Симонов, Р. Г. Гамзатов, Д. С. Самойлов, М. В. Исаковский.



3



-



-

9.

Из зарубежной литературы

Восточные сказки. История создания, тематика, проблематика. ^ Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». О. Генри. «Вождь Краснокожих». Дети и взрослые в рассказе. Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.


4


-


-

10

Итоговый урок

Подведение итогов изучения курса «Литература» в 6 классе: обсуждение прочитанного. Рекомендации для чтения летом.


1


-



-




Итого:




68

4

7



Похожие:

Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе «Технология»
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка курса «Литература»
Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. Вступает в силу с 01. 09. 2013
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Русский язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Русский язык»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка к рабочей программе по математике 1 класс
Фе­дерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка Статус документа
В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка Статус документа
В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconПояснительная записка цели и задачи курса: Основная цель курса «География. Начальный курс»
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconРабочая программа+тематическое планирование к учебнику к. Кауфман "happy english. Ru" ( 6 класс) Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык –6 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Пояснительная записка к учебной программе курса «Литература» iconI. пояснительная записка цели и задачи
Планирование составлено на основе программы курса биологии для общеобразовательных учрежд
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib3.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Лекции
Доклады
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Программы
Методички
Документы

опубликовать

Документы